Нравственные ценности в культуре народов республики башкортостан конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Башкиры
Cемейные обычаи и обряды - неотъемлемая часть культуры
и быта любого этноса. В них отражается образ жизни,
общественный строй, история культуры, традиционное
мировоззрение; заложен психологический, социальный и
нравственный смысл. Обычаи и обряды регулировали
поведение человека на протяжении всей его жизни, люди
верили, что здоровье и благополучие всего общества зависит
от того, насколько правильно они соблюдаются.

Башкирский народ
Башкиры или как они сами себя называют башкорты –
коренное тюркское население Башкирии, по статистическим
данным на территории автономной республики проживает
около 1,6 миллиона человек данной национальности,
значительное количество башкир проживает на территории
Челябинска (166 тысяч), Оренбурга (52,8 тысячи), около 100
тысяч представителей данной народности размещаются в
Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских
областях. Их религия – исламский суннизм. Башкирские
традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от
других традиций народов тюркской национальности.

Культура и быт башкирского народа
До конца 19 века башкиры вели полукочевой
образ жизни, однако постепенно стали
оседлыми и освоили земледелие, восточные
башкиры еще некоторое время
практиковали выезды на летнее кочевье и
летом предпочитали жить в юртах, со
временем, и они стали жить в деревянных
срубах или глинобитных хижинах, а потом и
в более современных сооружениях.

Праздник плуга Сабантуй посвящен началу работ в
полях, все жители селения приходили на открытую
местность и участвовали в различных соревнованиях,
они боролись, состязались в беге, скакали
наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга
на веревках. После определения и награждения
победителей накрывали общий стол с различными
кушаньями и угощениями, обычно это было
традиционный бешбармак (блюдо из крошеного
отварного мяса и лапши). Раньше этот обычай
проводился с целью задобрить духов природы, чтобы
они сделали землю плодородной, и она дала
хороший урожай, а со временем это стал обычный
весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых
сельскохозяйственных работ.

Важный праздник для башкир носит
название Джиин (Йыйын), в нем
участвовали жители сразу нескольких
селений, во время его проведения
проводились различные торговые
операции, родители договаривались о
браке детей, проходили ярмарочные
распродажи.

Татары.
Татары – тюркский народ, проживающий на территории
центральной части европейской России, а также в Поволжье, на
Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, а
также в Казахстане, в государствах средней Азии и в китайской
автономной республике СУАР. В РФ проживает около 5,3
миллиона человек татарской национальности, что составляет
4% всего населения страны, по численности они занимают
второе место после русских. Национальный язык – татарский,
имеет несколько диалектов. Большинство татар – мусульмане .

Татарские обычаи и традиции
Обряды бывают календарного и семейного
толка. Первые связаны с трудовой
деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и
проводятся каждый год в примерно одно и
тоже время. Семейные обряды проводятся по
мере надобности в соответствии
происшедшими в семье изменениями:
рождение детей, заключение брачных союзов
и других ритуалов.

Традиционная татарская свадьба характеризуется
обязательным проведением мусульманского обряда
никах, он проходит дома или в мечети в присутствии
муллы, праздничный стол составляют исключительно
татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык,
кош-теле, перемячи, каймак и т.д., гости не едят свинину
и не пьют спиртные напитки. Мужчина-жених надевает
тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное
платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен
платок.

Одним из самых значительных доисламских праздников
считается праздник плуга Сабантуй, который проводится весной
и символизирует окончание посевных работ. Кульминация
торжества - проведение различных соревнований и состязаний
в беге, борьбе или скачках на лошадях. Также обязательно
угощение для всех присутствующих – каша или по-татарски
боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в
огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на
празднике было обязательным наличие большого количества
крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети.

Русские
Русский народ – представители
восточнославянского этноса, коренные жители
России (110 миллионов человек - 80% населения
Российской Федерации), самая многочисленная
этническая группа в Европе. В результате
проведенных социологических исследований было
установлено, что 75% русского населения России последователи православия, а существенная часть
населения не причисляет себя к какой-то
конкретной религии. Национальным языком
русского народа является русский язык.

Большое количество обрядов и традиций
связано с семейной жизнью (это и
сватовство, и свадебные торжества, и
крещенье детей). Проведение старинных
обрядов и ритуалов гарантировало в
будущем успешную и счастливую жизнь,
здоровье потомков и общее благополучие
семьи.

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был
креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители,
которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик
малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке
крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и
не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший
крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с
медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Масленица – традиционный праздник русского народа, отмечаемый
в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица
была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память
ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них
плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили
зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и
положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил
грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое
стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода
долгожданного тепла.

Культура и быт Удмуртского народа
В древние времена для удмуртов привычными
местами для обыденной жизни были деревни,
которые выстраивались цепочкой на берегу рек и
родников. В таких деревнях не было даже улиц,
просто кучевое поселение. Такие деревни
существовали до 19 века, после чего появились
первые удмуртские жилища. Это были деревянные
постройки с двускатными или тесовыми крышами.
Жрецы Удмуртии воздвигали в своих дворах
ритуальные постройки, которые назывались Куалы.
Внешне они ничем не отличались от обычных
деревянных построек, но каждый житель знал, какую
священную роль играет это строение.

Традиции и обычаи Удмуртского народа
Основными традициями и обычаями Удмуртского
народа являются различные праздники, а точнее сам
процесс празднования.
Поводом для праздника Толсур является весь
собранный народом урожай. В этот день люди
убирают в своих домах, накрывают праздничный
стол, ставят на него пиво и кумышки, так называют
национальный самогон, и созывают полный дом
гостей. В этот день принято отгонять злых духов,
переодеваясь в различные костюмы, играть в
жмурки, петь и танцевать.

Масленица в Удмуртии называется Вой дыр. Во
всех домах жарятся блины, собираются
родственники, даже устраиваются свадьбы. Вой
дыр – игровой день, дети катаются на лошадях,
спускаются со снежных горок. Девушки в этот
день гадают на кудель. В последний
праздничный день удмурты наряжаются в
различные костюмы и устраивают медвежью
пляску.

Праздник Акаяшка начинается с изгнания
Шайтана, чтобы он не испортил людям
праздник, а также защиты дома от нечистой
силы. Этот праздник длится 3 дня, после
которых наступает Пасха. Люди готовят
кушанья, варят пиво, созывают гостей.
Удмуртами принято забивать в этот день
птицу, как правило, утка, для
жертвоприношения. А в последний день
женщины стегут овец, для того, чтобы было
здоровье и достаток.

Практически все праздники Удмуртов
связаны с урожаем, потому что он
является основным источником доходов
– Гербер, Куриськон, Семык Келян, Выль
Жук, Пукрол, - все эти праздники
отмечаются до сбора урожая или после.

На данной странице размещены статьи написанные мной в разные годы на волнующие проблемы.

ВложениеРазмер
этнокультурные традиции башкир в духовно-нравственном воспитании личности 18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Этнокультурные традиции башкир

в духовно-нравственном воспитании личности.

Этнопедагогика это наука, по которой учились и учатся жизни не только дети, но и взрослые. Бабушки исполняют нам песни, рассказывают баиты , сказки, учат нас жизни своими пословицами и поговорками, объясняют приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. И сегодня уже ни у кого не вызывает сомнение та огромная роль, которую всегда играло устное народное творчество в развитии человека и общества.

В пережиточной форме они дошли до наших дней, сохранившись в памяти пожилых людей, которые и являются главным орудием в воспитании детей. При помощи всевозможных запретов старшее поколение закладывает в душе ребенка основы экологического, эстетического воспитания, нормы этикета народа. Впечатления, полученные в детстве, остаются на всю жизнь. Их трудно вытравить. Они ложатся в основу сознания личности, характера, определяют весь психический механизм будущих действий ребенка.

Одним из самых главных в народе считался запрет загрязнять воду, родники. До сих пор существует обычай. Когда в первый раз приходишь за водой к источнику, чтобы задобрить духа воды, нужно сделать ему небольшой подарок, например, кинуть цветок со словами благодарности. Наиболее ярко нашло отражение эта традиция в свадебном ритуале, невеста кидает в воду монету.

Любая оплошность или непочтительное отношение к духу-хозяину воды оборачивались несчастьями. Все еще верят, что нельзя попусту тратить воду.

- Запрещается бить или пинать скотину, дабы не обидеть духа-хозяина скота (мал эйэхе) . Для того, чтобы не ушел дух-хозяин скота, во время продажи скотины, покупателю дарят подарок. В свою очередь покупатель тоже должен с добрыми пожеланиями сделать ответный подарок.

- Помывшись в бане, нужно оставить со словами благодарности в тазике или в ковше немного воды духу-хозяину бани (мунса эйэхе) .

- Запрещается оставлять на ночь открытыми пищу, напитки, чтобы ен (дух) не проник.

- Нужно избегать развалин старых домов, куч золы, навоза, мусорных ям, мест, куда выливают грязную воду. Нельзя выливать грязную воду вечером, т.к. на это место стаями слетаются духи и могут вселиться в человека. Поэтому, выкидывали мусор и выливали воду в укромном месте, подальше от тропинок и дорог.

- Нельзя заносить в сумерках воду в дом, потому что вместе с водой могли проникнуть в дом духи - ен .

- Нельзя дома свистеть, и, сидя на стуле, качать ногами, тем самым звать злых духов домой.

- Нельзя, спать во время заката солнца, между 5-7 часами, не то заболеешь.

- Нельзя разбрасывать волосы, где попало, не то голова будет болеть.

Кроме того сохранилось множество запретов примет, воспитывающих национальный этикет. Нельзя опираться руками об подбородок - потеряешь мать. Нельзя стричь ногти вечером – заболеешь. Чтобы раньше времени не состариться, нельзя резать горячий хлеб ножом, для этого его ломают руками или же об голову маленького ребенка при этом желаю ребенку счастья и здоровья.

Башкиры - гостеприимный народ. Эти качества воспитываются с детства. Если во время трапезы приходит гость или заходит сосед, то обязательно нужно угостить его. В свою очередь, нельзя отказываться от приглашения, тем самым можно обидеть хозяев, выразив неуважение к ним. Аштан оло булма – нельзя быть выше еды. По этой же причине как бы вы не торопились, нельзя выходить в путь не попробовав готовое горячее блюдо. Не будет успеха в пути. Если у кого-нибудь что- то берешь в долг, то нужно возвращать чуть больше. Посуду пустым не возвращают, это означает, что желаешь этому человеку бедность, обязательно туда нужно положить гостинец.

Много внимания башкиры уделяли в воспитании детей к труду. Существует обычай распределения между детьми детенышей живности (ягненка, цыпленка, теленка). Например, этот теленок будет Алмазу, он должен ухаживать за ним. Иногда дети начинают между собой соревноваться, чей питомец растет быстрее. Когда вырастает питомец, на вырученные деньги, в знак вознаграждения за труд, покупают подарок, по желанию сына или дочери. При выращивании птиц, обязательно во время трапезы благодарят ребенка за труд, показывая тем самым, что он является важным и необходимым членом семьи. Такие поручения воспитывают в ребенке ответственное отношение к труду.

Конечно, с возрастом человек перестает верить всем запретам, духам, но, заложенные в детстве навыки гостеприимства и доброжелательности, чистоплотности и трудолюбия, уважения к старшим и бережного отношения к окружающему миру, остаются на всю жизнь.

Таким образом, башкиры традиционно обращали большое внимание на воспитание подрастающего поколения. Начиная с бережного отношения к беременной женщине до конца жизни. Главным средством воспитания является слово. При помощи слова закладывается в душе ребенка экологическое, нравственное, патриотическое воспитание, ответственное отношение к труду. Услышанное в детстве не забывается никогда. Особенно если это сопровождается выразительным повествованием. Культура народной духовной памяти развивается при общении со старшим поколением. Необходимо оживить поэтическое наследие, которое хранится в памяти дедушек и бабушек, и превратить его в подлинное духовное достояние подрастающего поколения. Потому что без знания народного творчества невозможно полностью представить историю своего народа, своего края, историю своей Родины, жизнь и быт. А всестороннее знание истории своей деревни, района, города, да и вообще истории Родины является признаком высокой культуры человека.

Нравственная культура современного Башкортостана — это уровень морально-этического мышления и оценок, ориентиров поведения, реальные нравы людей, соотношение должного и сущего в поступках человека, а также практика

человеческих отношений четырехмиллионного населения многонациональной республики.

Поскольку процессы взаимопроникновения культур в современных условиях становятся все более интенсивными, постольку они требуют к себе пристального внимания. Ведь происходит не только взаимообмен положительных ценностей, но и наблюдается также взаимопроникновение негативных явлений.

Из негативных нравственных заимствований от общения с другими народами можно выделить употребление спиртных напитков и курение. Вплоть до второй половины XIX века башкиры, можно сказать, вообще не употребляли спиртных напитков и не курили. Если с алкоголизмом в республике всегда велась бескомпромиссная борьба, то этого не скажешь о борьбе с курением, хотя этот вопрос имеет прямое отношение к культуре здоровья.

Одновременно с указанными процессами взаимообмена продолжают сохраняться некоторые традиционные черты народной нравственности, свойственные трудящимся массам всех национальностей: трудолюбие, скромность, непритязательность в быту, простота в общении.

Показатели современной нравственной культуры определяются адекватностью (соответствием) нравственных оценок существующим социально-политическим проблемам, а также уровнем моральности совершаемых поступков отдельных индивидов. Критерий нравственной культуры характеризуется также способностью личности к моральной рефлексии, тем, в какой мере человек в состоянии анализировать собственное поведение.

Все указанные аспекты современной нравственной культуры общества, класса, этноса, социально-демографической группы требуют специальных исследований. Здесь должна

6*

быть выработана методология научных изысканий и определена методика сбора информации. Моральное сознание должно изучаться комплексно, опираясь на самые различные источники. В первую очередь, ощущается необходимость социологических исследований на основе анкетирования и интервьюирования, использования периодической печати и самого широкого привлечения произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства. Немалый материал могут дать современные формы проведения досуга: праздники, обряды, спортивные состязания, национальные игры и т. д.

Но на какой бы основе ни изучалось нравственное сознание социальной общности, ее нравы и традиционные формы поведения, ученый так или иначе столкнется с личностью человека как носителя моральной культуры. Не зная человека, невозможно знать и мораль общества. Изучение статуса личности в обществе дает незаменимый материал и для этнологических обобщений. Отношение к личности — показатель демократизма общества, характеристика гуманизма политико-правовой системы и зрелости морально-этических представлений.

Изучение нравственной культуры не может обойтись без анализа социально-экономических отношений, которые и определяют нравственное развитие.

Процессы реформирования хозяйственной жизни республики выявляют много негативных явлений в развитии производительных сил, особенно в их региональном размещении. Это связано с неравномерным расположением промышленных предприятий по территории Башкирии. Промышленные предприятия обрабатывающего типа, характеризующие высокий уровень развития производительных сил, размещены в основном в центральных, а также прилегающих к среднему течению реки Белой районах, западе и северо-западе республики. На северо-востоке республики, можно сказать, нет каких-либо промышленных предприятий, а размещенные на востоке (за исключением Белорецка) и юго-востоке промышленные предприятия имеют в основном добывающий характер. Население этих районов, преимущественно башкирское, активно мигрирует в соседние Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую и Оренбургскую области. Отток коренного населения, которого в республике и без того мало (всего 21,9% от общего количества населения РБ), отрицательно сказывается на развитии национальной культуры.

В научной литературе известно существование подобных категорий. К таким категориям обычно относят дружбу и любовь.

0 приведенном случае можно было бы, конечно, рас
суждать и так. Поскольку в этике существуют категории
справедливости, правдивости, моральной истины, постольку
феномен искренности вполне охватывается названными по
нятиями. Однако при внимательном взгляде обнаружива
ется, что искренность как черта поведения человека не ох
ватывается в полном объеме не только ни одной из форм
сознания, но ее нельзя назвать также и чисто психологиче
ским явлением. Искренность — такой феномен сознания
человека, в котором выражен момент открытости духовного
мира человека, чистота его помыслов, бесхитростность; ис
кренность противостоит двуличию, формализму и бюро
кратизму. Воспитание искренности — это дело и этики, и
эстетики, и педагогики, и художественной литературы.

Выдвинув необходимость научного обоснования стыковой этико-эстетической категории искренности, башкирский литературовед Ахметьянов уже этим внес свой вклад в развитие научных представлений в области этики и эстетики. Само собой разумеется, что вопрос этот требует специального научного обсуждения и обоснования. Введение категории искренности позволяет несколько по-иному взглянуть на современного человека, полнее раскрыть мир его нравственных чувств, ибо искренность — это прежде всего эмоциональный мир личности, соединенный с моральными переживаниями. Это, если можно так выразиться, область психологии морали.

1 Ахметьянов К. А. Прекрасное и героическое в поэзии. Уфа, 1982.
Башк.

В чисто этическом аспекте искренность — инобытие добра и справедливости, поэтому искренность и ложь берут свое начало там же, где добро и зло, справедливость и несправедливость.

В современной башкирской литературе и искусстве уделяется немало внимания поискам истоков добра и зла; в этом плане осмысливается и историческое прошлое башкирского народа, на фоне которого выявляется ценность сегодняшних достижений материальной и духовной культуры.

Отличительной чертой творчества Мустая Карима является социально-этическая направленность его произведений. В своих драмах, повестях и стихотворениях писатель обращается к сокровенным истокам нравственного бытия человека, вскрывает в моральной проблематике общечеловеческое содержание. Поэтому он и снискал всеобщее признание у читателей и вышел за рамки национальной культуры, а его творчество обрело интернациональный характер.

Хотя в произведении дан сюжет из феодальной эпохи, однако автор с помощью художественных средств достигает такой степени обобщения, когда читатель и зритель начинают ощутимо представлять всю мерзость любых форм косности мысли и догматизма, приводящих человека к духовному убожеству и слепоте.

Нравственные проблемы в творчестве Мустая Карима особенно ощутимо звучат в его публицистике — статьях в газетах и журналах, которые отражают драматизм и противо-

Нравственными исканиями богато также творчество башкирского поэта Равиля Бикбаева. Стихи этого талантливого поэта проникнуты глубокой гражданственностью, в них ощущается неразрывная связь личности поэта с историей народа и страны.

По родине тоскую,

Тоскуют губы жаркие,

сухие О чистой

Мягкой влаге родника. О пламя сердцаНостальгия!

Тоска об историческом прошлом не есть нигилизм по отношению к современному, а просто-напросто здоровое историческое чутье, содержание которого — связь и преемственность поколений.

1 Мустай Карим. Совесть впрок // Советская Башкирия. 1988. 16 дек.

От родины едали

Томились польские конфедераты.

Дитя родной земли,

В чужих краях бродил

Тоской объятый.

Томился Салават.

Кобзарь Днепра

В сыпучих песках Арала'.

Поэта удручает невозможность увидеть этих великих человеческих сынов, услышать их голос — голос эпохи, которую они олицетворяли. Единственное утешение, а значит и смысл жизни перед неумолимым ходом всепоглощающего времени, движущимся только в одном направлении, поэт видит в связи с народом, в единстве личного и общего начал.

Когда ты родился? Когда родился мой народ. Какой дорогой идешь? Какой идет народ. За днями дни, За годами год. Менялись царства,

боги. Бессмертен ты один,

Народ! Я не сверну С твоей дороги 2 .

' Бикбаев Р. Поющие скалы. М., 1978. С. 39. 2 Там же. С. 38.

Поэт выразительно рисует людей, подвергнутых командно-административной системой нравственному отчуждению. Для них нет ничего святого, их не пугает ни совесть, ни стыд, их единственное средство самоутверждения — быть послушным винтиком бюрократической машины. О них-то и написаны следующие строки поэмы:

Он любой приказ исполнить готов, Только прикажион тут как тут. «Будет приказя как хвост: Создавать!извольте. Разрушать! — с удовольствием.

Нужна медвежья шкура?

Эта не нравится?найдем другую.

Если захотите, с самой земли

сдерем шкуру

Среди проявлений бездуховности и нравственного отчуждения заметное место занимает языковой нигилизм, особенно среди представителей городской молодежи республики, многие из которых не умеют говорить на родном языке. Безразличие к родному языку сродни космополитизму. Ведь подлинная интеллектуальная черта человека определяется знанием не одного, а нескольких языков, среди которых обязательно должен быть и родной язык.

1 Бикбаев Р. ЬыуЬаным — Ьыузар биреге?! /Агидель. 1988. № 7. С.З.

Я за него всегда душой болею. Пусть говорят, что беден мой язык, Пусть не звучит с трибуны ассамблеи, Он мне родной, он для меня велик 4 .

1 Айтматов Ч. Цена — жизнь /Литературная газета. 1986. 13 авг.

2 Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986. С. 68.

3 Айтматов Ч. Указ. соч.

4 Гамзатов Р. Мой Дагестан. М., 1972. С. 69.

Как бы в унисон звучат слова башкирского поэта Рами Гарипова:

Родной языкэто язык правды, Без него нет и народа. Тот, кто в часы невзгод не

с народом, Не вправе быть и человеком'.

Таким образом, в современный период языковая проблема приобретает и глубокий нравственный смысл. Понимая ценностный характер проблемы, не следует забывать о том, что однозначного решения проблемы здесь не может быть, так как современное человечество все больше и больше становится единым, происходит интеграция, взаимопроникновение и взаимообогащение культур. В то же время в современном мире могут происходить и процессы исчезновения тех или иных культур и языков. Но как бы то ни было, судьба многих современных культур и языков перед лицом нивелирующей силы НТР (научно-технической революции) зависит в немалой степени от нравственной энергии носителей данной культуры. Ведь сохраняются же до сих пор язык и культура ассирийцев — народа, цивилизация которого была уничтожена завоевателями еще до новой эры. А вот культура и язык хазар — народа, еще в VII веке создавшего первое государство Восточной Европы, которое просуществовало до XI века, исчезли полностью. Вспомним в связи с этим, что башкиры (IX—XI вв.) были современниками хазар. Современниками хазар были и такие раннефеодальные народности, как печенеги и половцы, которых также не пощадила история.

Нравственная культура современных этносов (народов) нашей страны, имея интернациональное содержание, продолжает сохранять многие прогрессивные традиционные черты, в то же время вытесняя устаревшие обычаи и нравы.

Говоря о соотношении интернационального и национального в нравственной жизни современной Башкирии, отметим, что ведущей тенденцией развития духовной культуры республики выступает интернационализация, которая происходит под влиянием интеграционных процессов в экономике, унификации форм досуга, образования и средств массовой информации (печать, радио, телевидение).

1 Барипов Р. Аманат. Эфе, 1970. 3-се бит.

К идее единства интернационального и национального обращено творчество многих известных художников Башкирии, полотна которых служат нравственному и эстетическому воспитанию трудящихся. Но мы остановимся лишь на творчестве А. Лутфуллина и Б. Домашникова.

В картинах народного художника СССР А. Лутфуллина дух интернационализма заложен в самом национальном, ибо он глубоко чувствует присутствие общего в отдельном. Казалось бы в самых простых штрихах национального он находит общечеловеческое, т. е. то, что близко человеку любой национальности.

На картине нет ни одного человека, но тем не менее она имеет глубокий нравственный смысл. Она отличается ассоциативностью, вызывает в человеке массу положительных эмоций, добрых чувств. На картине показана часть деревни: на переднем плане сидит собака на снегу, к деревне ведут человеческие следы, нехитрая изгородь огородов, добротные сельские дома, а по ту сторону деревни — хвойный лес.

Художник с помощью сочетания цветов создает ощущение первозданности и свежести. У выходцев из села кар-

' Попова Л. Н. Яркая жизнь в искусстве / Советская Башкирия. 1988. 4февр.

тина вызывает щемящую тоску по деревне, а для потомственных горожан она имеет познавательное содержание, говорит о единстве человека с природой, о неповторимых прелестях сельской жизни.

Такими же возможностями выражения общечеловеческих нравственных ценностей, как и живопись, располагают музыкальные произведения, язык которых интернационален. К общечеловеческим проблемам тяготеют произведения башкирских композиторов X. Ахметова, X. Заимова, Т. Каримова, Р. Муртазина, Н. Сабитова, Р. Хасанова и др. Рассмотрим творчество X. Ахметова и X. Заимова.

1 Атанова Л. Халик Займов. Уфа, 1967. С. 5.

В данном разделе мы рассмотрели наиболее характерные нравственные мотивы в культуре Башкортостана, опираясь в основном на отдельные произведения художественной литературы и публицистики, живописи и музыки. В то же время мы отдаем себе отчет в том, что этот вопрос можно было бы исследовать с привлечением гораздо большего количества источников (в том числе произведений писателей, композиторов и т. д.), а также на основе анализа реальных нравов, выявленных с помощью социологических методов и статистики. Оставляя все это другому исследователю, мы решили завершить главу разделом о культуре общения башкир, в то же время отмечая неразработанность этой темы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духо́вно-нра́вственное воспита́ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

Высшие духовные ценности

Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности:

индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);

семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);

национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);

общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).

По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:

нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;

нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования.

Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основных функций:

Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);

Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;

Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;

Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

Приобщение детей к духовной культуре, аккумулирующей в себе многовековой опыт народов Башкортостана, вылившийся в этнопедагогические нормы и правила, способствует решению ряда задач по формированию подрастающего поколения, его морально- этического отношения к своей семье, сверстникам, родному народу и окружающим его этносам. Самобытные этнокультурные традиции - это тот нравственный стержень, без которого немыслимо существование самой национальной школы.

Язык народа - никогда не увядающий цветок. Оценивая любовь народа к родному языку, можно увидеть не только культуру человека, но и его гражданскую позицию. И любовь к Родине, Отчизне невозможно представить без родного языка. Ведь только через любовь к родному языку, к своему народу, его национальным традициям берет начало любовь к своему многонациональному Отечеству, уважение к культуре другого народа, рядом с которым живёшь и учишься.

Мы живем в Башкортостане, изучаем башкирский язык, культуру Башкортостана, тем самым обогащаем себя духовно. И родной язык становится основным фактором формирования национально- духовных основ личности.

Изучение родного языка и литературы в школе имеет огромное значение как в познавательном, так и в воспитательном отношении, так как оно связано с конкретными условиями жизни народа, с его бытом и культурой. Приобщение учащихся к национальным традициям родного народа и его идеалам, понимание национального характера и красоты родной природы, освоение богатств языка и норм нравственности своего народа эффективно осуществляются именно через произведения родной литературы. Осваивая эстетическую культуру и богатство языка родного народа, учащиеся открывают для себя путь к глубокому восприятию иноязычной духовной культуры.

-Васильева Л.С., Васильева П.А., Петрова А.П. принимали участие во Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой чувашскому просветителю П.М. Миронову в Уфе.

-В школе традиционно проводятся декады родного языка, где ставят инсценировки по народным сказкам, проводят вечера, посвященные известным поэтам и писателям. Ежегодно 21 февраля отмечается День родного языка.

- Яковлева М., ученица 9 класса, заняла 1 место на районной олимпиаде по чувашскому языку и литературе (2013г.) награждена Почётной грамотой, принимала участие на республиканской олимпиаде по чувашскому языку и литературе;

Открытые уроки родного языка тоже помогают раскрыться душам детей, так как здесь они могут свободно изливать свои сокровенные чувства и мысли на родном языке. Все это, безусловно, важный шаг к воспитанию духовно богатой личности.

Как классный руководитель Альбина Петровна большое внимание уделяет духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, трудовому, этическому и эстетическому, спортивно-оздоровительному воспитанию, формированию сплочённого, дружного коллектива учащихся. Вместе с классом участвуют в школьных конкурсах.

В то же время контингент учащихся в языковом плане не является однородным. Часть детей в школу приходит без всякого знания чувашского языка, изучение чувашского языка в школе они начинают с нуля. Это в основном дети из смешанных и не чувашских семей. На сегодняшний день, к сожалению, родители не видят стимула для развития речи на родном языке. Родители для своего ребёнка выбирают тот язык, на котором можно получить образование, профессию.

Миссия учителей родного языка – сохранить бесценное богатство – язык и культуру своих предков. Для этого учителя активно внедряют современные педагогические технологии, в том числе и информационно-коммуникационные технологии, в учебный процесс.

Читайте также: