Власть экономика и общество в условиях первой мировой войны конспект

Обновлено: 05.07.2024

Тогда воевала вся Европа и часть Азии. В результате, например, Карл Великий укрепил свою империю. 1914 - 1918 – Первая мировая война. Воевало 38 государств. Более 10 млн было убито, более 20 млн было искалечено и ранено. ПРИЧИНЫ. войны:Стремление Германии к мировому господству. Франция хотела стать главной страной в Европе. Великобритания хотела не допустить усиление кого –либо в Европе. Россия хотела защитить страны Восточной Европы от агрессии. Сильные противоречия между странами Европы и Азии в борьбе за сферы влияния.

Тройственный союз – военный блок Германии, Австро - Венгрии и Италии.

Антанта (согласие) – военный блок Великобритании, Франции и России.

33.Компании.

Тогда воевала вся Европа и часть Азии. В результате, например, Карл Великий укрепил свою империю. 1914 - 1918 – Первая мировая война. Воевало 38 государств. Более 10 млн было убито, более 20 млн было искалечено и ранено. ПРИЧИНЫ. войны:Стремление Германии к мировому господству. Франция хотела стать главной страной в Европе. Великобритания хотела не допустить усиление кого –либо в Европе. Россия хотела защитить страны Восточной Европы от агрессии. Сильные противоречия между странами Европы и Азии в борьбе за сферы влияния.

Тройственный союз – военный блок Германии, Австро - Венгрии и Италии.

Антанта (согласие) – военный блок Великобритании, Франции и России.

33.Компании.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № ____ Класс ______

Тема: Государство, власть и общество в годы войны.

Цели: охарактеризовать состояние российской экономики и настроениями общества во время войны; проанализировать причины разочарования народа в действиях правительства и нарастания недовольства в стране; воспитать чувство патриотизма, уважение к другим народам, правам любого человека; развить умение выявлять пространственно-временные границы событий и причинно-следственные связи в историческом процессе, способность анализировать и сравнивать информацию из различных источников, делать аргументированные выводы.

охарактеризовать состояние российской экономики во время войны;

дать характеристику изменениям настроений в обществе в период 1914-1916 гг.;

проанализировать взаимосвязь социально-экономического положения населения с разочарованием народа в действиях правительства и нарастания недовольства в стране;

воспитывать чувство любви к Родине;

воспитывать уважение к другим народам, чувство справедливости, правам любого человека;

сформировать личностное отношение к изучаемому материалу

развивать умение выявлять пространственно-временные границы событий и причинно-следственные связи в историческом процессе;

продолжить развивать способность анализировать информацию, делать аргументированные выводы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник История России. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 3 ч. Ч 1/ [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]; под ред. А.В.Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 , раздаточный материал, доска, мел.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний

2. Названия военно-политического блока, на стороне которого воевала Р.И.? (Антанта)

3. Перечислите страны-союзницы России на начальном периоде Первой мировой? (Англия, Франция)

4. Перечислите страны-противники Р.И. на начальном этапе Первой мировой? ( Германия, Австро-венгрия)

5. Назовите крупнейшую операцию-поражение России в 1914 году? (Восточно-прусская наступательная операция)
6. Назовите крупнейший успех российских войск в 1914 году (Галицкая битва)

7. Перечислите территории Р.И. оккупированные Германией в 1915 году? (Галиция, Польша, часть Прибалтики, Беларуси, Украины)

8. Назовите одну из мощнейших турецких крепостей, штурм которой стал одним из крупнейших успехов российской армии в 1916 году? ( Эрзерум)

9. Назовите фамилию генерала, совершившего в 1916 году прорыв фронта протяженностью в 340 км и в 120 км глубиной? (Брусилов)

10. Назовите имя российского императора, при котором началась Первая мировая война? (Николай II )


Учащиеся обмениваются листочками с ответами, проверяют их вместе с учителем.

III. Переход к изучению новой темы

Перед руководством России и Николаем II в частности, стали тяжелые задачи, как и по переходу экономики на военные рельсы, так и по снятию социального напряжения среди населения. В любом случае, за все неудачи и тяготы войны, простой люд винил власть и Николая II лично.

Экономическое развитие

Военные неудачи России 1915 г. показали, что страна не была готова к ведению затяжной войны (впрочем, как и другие участники мирового конфликта). Но уже к 1916 г. удалось перестроить экономику на военный лад. Однако в нашей стране процесс производства вооружений шёл гораздо медленнее, чем в остальных державах с развитой промышленностью. И если на начало войны по численности вооружённых сил Россия была впереди всех воюющих государств, то в ходе военных действий наша страна стала значительно отставать от прочих.

И хотя темпы экономического роста в некоторых отраслях хозяйства даже несколько выросли (увеличилась добыча угля, нефти, вырос выпуск химической продукции, был ликвидирован патронный голод), в целом Россия уступала ведущим державам. Но, несмотря на всё это, российская экономика медленно, но верно переходила на военные рельсы.

К 1916 году винтовок было изготовлено в 11 раз больше чем в 1914. Производство пушек выросло в 10 раз, снарядов к ним в 20 раз.

hello_html_mf21411f.jpg

Несмотря на это, война обходилась государству всё больше и больше если в 1914 году один день войны стоил 10 млн. рублей, в 1915 – 24 млн. рублей, в 1917 – 50-65 млн. рублей. В переводе по современному курсу это 10, 24 и 50-65 млрд. рублей. Таким образом, ПМВ стала тяжелой ношей для экономики страны и перевод её на военные рельсы, стоил не только огромных усилий, о и снижения качества жизни населения в тылу.

Социальное положение населения и отношение к войне

(Учитель рисует схему на доске и обсуждает её с детьми в классе)

К концу 1916 г. общие потери России составляли 9 млн человек, из них 2 млн безвозвратные. Огромные, часто неоправданные, потери негативным образом влияли на моральный дух армии и общественное мнение по поводу войны. Революционные настроения подогревались постоянно углублявшимся экономическим кризисом, включавшим нехватку основных продуктов питания, инфляцию, введение карточной системы, разорение крестьянских хозяйств и др. Введение в 1916 г. правительством твёрдых цен на хлеб и карточной системы распределения основных продуктов питания не дало ожидаемого эффекта. Крестьяне предпочитали сбывать зерно на чёрном рынке. Так в 1916 году, жители Петрограда и Москвы (а позже и других городов) столкнулись с необычайным для них явлением – очередями и нехваткой продовольствия.

Работа с документом

Из воспоминаний М.В. Родзянко

Вопрос : Под воздействием каких факторов могли произойти такие метаморфозы общественного сознанья?

Неудачи на фронте, нехватка продовольствия вели к возрастанию недоверия к власти и императору, последний же, ненамеренно дискредитировал себя не только неудачами в политике, но и присутствием при дворе своего рода проходимцев.

Работа с иллюстрацией учебника на стр. 24. Обсуждения её в классе.

Таким образом, Первая мировая война стала катализатором тех проблем, катализатором тех проблем, которые таились в Российском государстве многие десятилетия. Власть не только не смогла их решить, но и частично усугубило их, что вылилось в революцию в феврале 1917 года и свержении самодержавия после 300 лет правления династии Романовых.

IV . Подведение итогов

- какую тему мы сегодня изучали?

- как ПМВ сказалась на российском обществе и экономике?

- были ли среди политических партий те, которые открыто желали поражения России к войне?

- кто возглавлял эту партию?

- какие действия императора дискредитировали его перед всеми слоями населения?

Рефлексия

Оценивание деятельности учащихся на уроке, соотношение деятельности с отметками. Подведение итога деятельности класса на уроке

Домашнее задание: прочитать § 2 стр. 21-26. Работа с документом на стр. 26.

В ходе занятия, построенного на работе с документами, происходит повторение и обобщение знаний о сложном революционном этапе истории России. К разработке прилагаются задания для групповой работы.

Предполагается урок. Продолжительность одного урока 45 минут.

Задачи:

  • Образовательная – рассмотреть причины углубляющегося военно-экономического и политического кризиса в России; возможности выхода из кризиса.
  • Развивающая - развитие умений и навыков работы с историческими документами; развитие логического мышления во время работы с документами; способствовать развитию памяти, мышления, речи, умению аргументировать свои ответы; устанавливать причинно-следственные связи; решать проблемные задачи, анализировать, делать обобщающие выводы.;
  • Воспитательная - формирование гражданственности и патриотизма; учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

  • реализация готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
  • формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;
  • формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  • умения управлять своей познавательной деятельностью.
  • развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
  • освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
  • рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты

Организационные формы урока: фронтальная, работа групповая.

Технологии построения урока: приёмы и методы РКМЧП, ИКТ-технология.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов.

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка цели урока.

Осмысление содержания

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Непосредственная работа учащихся с текстами документов, электронной папкой с визуальным материалом;

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Описание этапов урока

Этапы урока

Основные виды деятельности учащихся

Организационные формы работы учащихся

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап вызова

Показывает видеоролик посвященный войне (настрой на урок).

Этап осмысления

Охарактеризовать

Групповая работа

Учащиеся разделились на четыре группы. Обязательное условие: в каждой группе должны быть дети, умеющие работать с программой POWER POINT.

Временной ресурс на определение задач:

3- 4 минуты

Листы с печатными текстами документов (каждому ученику в группе). Текст содержит от примерно 1000 слов, что при среднем темпе чтения 150 – 160 слов в минуту ученикам понадобиться 6-7 минут на чтение, на осмысление – 10 – 13 минут.

Каждая группа получает необходимые ресурсы и задание:

Ваша первая задача проанализировать тексты и найти ответы на вопросы.

Вторая задача: сделать необходимые выписки из текстов, создать слайд, посвящённый вашему историческому деятелю.

Почему работа в группах самый оптимальный способ для выполнения задания? (каждая группа работает с определенной темой).

Нельзя за короткое время объять необъятное, поэтому каждая группа будет выполнять свою конкретную задачу в общем деле.

Учащиеся распределяют обязанности и работают в группах.

Создание каждой группой слайда, посвящённого определённому историческому лицу Смуты, по шаблону для общей презентации

Каждая группа оснащена ноутбуком, в котором есть папка с шаблоном слайда, который после заполнения переносится учителем в общую презентацию для демонстрации на экране.

В компьютере для учащихся приготовлена электронная папка с визуальным материалом, который в ходе осмысления учащиеся должны использовать, для создания слайдов, посвящённых соответствующему вопросу.

Рефлексия

Представить презентацию.

Результаты работы группы могут быть представлены одним учеником или группой учащихся.

Ответ сопровождается показом созданного слайда.

Учащиеся проводят анализ текстов, делают свой выбор.

Высказывают своё мнение и обосновывают свою оценку

Итоговая самооценка

Оцениваем свою работу, используя рефлексивную карту

Заполняют рефлексивную карту

Домашнее задание


Презентация дает краткое описание развития военной техники в годы Первой мировой войны и отношение общества и государства к войне.

Содержимое разработки

Первая мировая война и общество Развитие военной техники в годы войны. Государственное регулирование экономики. Общество в годы войны.

Первая мировая война и общество

I мировая война (1914-1918)

Развитие военной техники в годы войны 1. С 1915 г. – главная проблема военных действий: прорыв позиционного фронта 2. Появляются танки и новые виды артиллерии (усилена огневая мощь) 3. 15 сентября 1916 г. Англичане впервые применили танки в бою 4. Сентябрь 1917 г. – первое массированное применение танков

Развитие военной техники в годы войны

Качественно новым видом вооружений стало химическое оружие

Государственное регулирование экономики

  • Во всех воюющих странах создаются ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УПРАВЛЕНИЯ, под их контролем промышленность и сельское хозяйство
  • В России слабое развитие экономики сказалось на снабжении армии
  • Правительство России переходит к СЕКВЕСТИРОВАНИЮ (передаче государству) крупных военных заводов и банков

Общественное мнение в годы войны

Общество в годы войны

Общество в годы войны

  • Отражала интересы стран-победительниц, просуществовала вплоть до Второй мировой войны
  • Задание: стр. 51 (вопр. 1- 4)


-75%

Читайте также: