Научно популярная статья ледяное дыхание арктики 3 класс планета знаний конспект

Обновлено: 05.07.2024

Концентрация углекислого газа в атмосфере меняется в течение года на всех широтах земного шара. Наименьшие колебания наблюдаются над южным полюсом в Антарктиде. Размах этих изменений — разностей максимального и минимального среднемесячного значений концентрации СО2 в годовом цикле — составляет там 2 млн -1 . С продвижением на север он увеличивается и на экваторе достигает 5 млн -1 .. В северном полушарии размах продолжает расти, достигая наибольших значений на побережье и островах Северного Ледовитого океана — 15—20 млн -1 .!

Короткий вдох
и длинный выдох

Этот довольно нетривиальный вывод в корне меняет традиционное представление о том, что холодные воды Северного Ледовитого океана в среднегодовом масштабе поглощают СО2 больше, чем выделяют.

Начало формирования относительно продолжительного максимума концентрации СО2 в зимнее и весеннее время совпадает с началом периода стабилизации толщины морского льда и его объёма. В этот период, обычно в декабре, достигается близкая к равновесной толщина (~3 м) и близкие к максимальным сплочённость и общая площадь льда. Одновременно стабилизируются процессы генерации двуокиси углерода во льду и значение его концентрации в прилёдном слое атмосферы — на уровне, компенсирующем его рассеяние в атмосфере (за пределы площади распространения морского льда) и в подлёдные слои океана.

Модель океана
в морозильной камере

Чтобы проверить свою гипотезу о том, что источником и стоком углекислого газа является морской лёд, учёные Арктического и антарктического института провели эксперименты в морозильной камере ледового бассейна института.

В бассейне с морской водой солёностью 33‰, то есть 33 промилле (1 промилле — это 1 грамм вещества, содержащегося в 1 кг морской воды), при понижении температуры воздуха до отрицательных значений отмечалось интенсивное поглощение углекислого газа. После образования льда поглощение замедлялось и затем прекращалось. Однако, если лёд подвергали механическим деформациям, наблюдались выбросы СО2 в атмосферу (амплитуда импульса концентрации СО2 составляла 50 млн -1 .). Было замечено, что двуокись углерода поступала в атмосферу после образования трещин во льду. Это, как считают экспериментаторы, указывает на то, что генерация двуокиси углерода происходит на границе контакта льда с морской водой. В аналогичных экспериментах с пресной водой подобный эффект не наблюдался.

Но каков механизм образования углекислого газа во льдах Северного Ледовитого океана? В открытом от морского льда океане (в более низких широтах) в балансе СО2 подавляющую роль играют биогенные процессы, в которых активно участвуют ионы кальция. Однако в Северном Ледовитом океане в условиях полярной ночи (когда отсутствует фотосинтез) и низких температур, да и на поверхности тающего льда летом, биогенные процессы крайне замедленны. Это упрощает исследование механизмов генерации СО2 в данном регионе, сводя анализ к сравнительно простым химическим реакциям.

Время перемешивания СО2 в атмосфере (характерное время диффузии) на два-три порядка больше, чем в морской воде, из-за значительной разности плотности воды и воздуха. Поэтому атмосферный прилёдный слой почти мгновенно аккумулирует углекислый газ, а морская вода, если есть участки открытой воды, поглощает его уже из воздуха в течение двух-трёх часов.

Это подтвердили и проведённые лабораторные эксперименты с морским льдом в ледовом бассейне ААНИИ, где была получена аналогичная зависимость изменения концентрации СО2 в процессе его генерации и поглощения.

Механизм образования СО2 связан, вероятнее всего, с образованием нерастворимого кристаллогидрата карбоната кальция при замерзании воды в морском льду. В процессе нарастания льда снизу морской лёд захватывает часть морской воды с солёностью порядка 32 промилле. Во льду некоторая доля пресной воды вымерзает, так что в нём образуется рассол, который мигрирует к нижней поверхности льда. Концентрация ионов кальция в солевом растворе Ca2+ достаточно высока, чтобы в результате химической реакции выделялось большое количество двуокиси углерода:

Таким образом, на каждую молекулу кристаллогидрата приходится одна молекула СО2 .

Имеющийся запас ионов кальция в морской воде (0,4 г/кг) способен образовать ~2 г/кг кристаллогидратов солей кальция. При этом может выделиться порядка 6 Гт СО2 в год (1 Гт=10 9 т) — в пересчёте на весь объём вновь образовавшегося льда в океане (~14,5 км 3 ). Если учесть поглощение диоксида углерода летом на участках открытой воды, то в годовом цикле в атмосфере остаётся не менее 3 Гт СО2. Для сравнения: количество антропогенного выброса углекислого газа в глобальную атмосферу составляет 23,1 Гт в год (по данным 2000 года) без учёта поглощения Мировым океаном.

Изменение режима деформации морского льда приводит к изменению режима поступления СО2 в прилёдный слой атмосферы в холодный период года. Деформационные возможности морского льда зависят от его физико-механических свойств — упругости, пластичности, вязкости, которые меняются с температурой и солёностью морского льда. Например, при температуре –22,9°С бóльшая часть содержащихся в нём солей выпадает в осадок, в результате чего происходит скачкообразное опреснение морского льда. Это ведёт к скачкообразному изменению его механических свойств — от преобладания вязких и пластических свойств лёд становится упруго-пластическим. Это означает, что ледовый покров становится склонным к образованию многочисленных разрывов — трещин и каналов. Обычно подобные изменения происходят в марте, а в случае мягких зим — в апреле. В это же время наблюдается локальный максимум концентрации СО2 — по данным как береговых станций, так и дрейфующих ледовых.

В Южном океане морской лёд нарастает преимущественно сверху — в результате выпадения снега из циклонов, движущихся по периферии южной полярной области, и вследствие так называемого конжеляционного льда (это лёд, образующийся в глубинах переохлаждённых вод), так что выделившийся СО2 успевает раствориться в морской воде, не достигнув атмосферы. Да и сам Южный океан расположен не в центре южной полярной области, которая занята материковым льдом Антарктиды. Так что роль биогенных процессов в отсутствие полярной ночи существенно возрастает.

Концентрацию углекислого газа в атмосфере принято измерять количеством его частиц в объёме, содержащем миллион частиц воздуха (млн -1 . или ppm — parts per million).

Сплочённость льда определяется как доля единицы, пропорциональная площади льда в обозримом участке наблюдений. Например, если в поле обозрения всё покрыто льдом, то сплочённость равна 1, но если только половина площади занята льдом, то сплочённость равна 0,5. Таким образом, сплочённость может меняться от 0 до 1.

Кристаллогидраты, или твёрдые гидраты — продукты присоединения воды (гидратации) к молекулам, атомам или ионам.

Литература

Голубев В. Н. и др. Влияние арктического ледяного покрова на внутригодовые колебания содержания СО2 в атмосфере Северного полушария // Материалы гляциологических исследований, вып. 101. М., 2006, 49-54. (ISSN 0130-3686)

Израэль Ю. А., Назаров И. М., Нахутин А. И. Об оценке антропогенной эмиссии и стока парниковых газов // Метеорология и гидрология, 2003, № 5, с. 5—12.

Нагурный А. П., Г. В. Алексеев, В. Т. Соколов, Г. Н. Войнов. Значительный выброс двуокиси углерода в прилёдный слой атмосферы в районе хребта Ломоносова в 2004—2005 гг. // Метеорология и гидрология, 2006, № 12, с. 61—64.

Нагурный А. П. О роли льда Северного Ледовитого океана в сезонной изменчивости концентрации двуокиси углерода в северных широтах // Метеорология и гидрология, 2008, № 1, с. 65—71.

Semiletov I. P. at all. Atmospheric CO2 balance: role of Arctic sea ice. — Geophys. Research. Letters, v. 31, L05121, 2004, doi: 10.1029/2003GL017996.






  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока русского языка

Расширять словарный запас младших школьников посредством проведения словарной работы по теме урока;

Закреплять знания младших школьников о таком литературном приеме как олицетворение через организацию работы над содержанием произведения;

Расширять знания младших школьников о жизни и творчестве А. С. Пушкина посредством проведения беседы об авторе;

Познакомить младших школьников с жанровыми особенностями научно-популярной статьи посредством организации работы с учебником;

Воспитательные:

2. Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению через проведение работы в парах, через организацию фронтальной работы на уроке;

3. Прививать любовь к чтению через работу над выразительными средствами родного языка, проведение словарной работы;

Развивающие:

Способствовать развитию читательской компетенции: работать над осознанностью, выразительностью, правильностью чтения в ходе выполнения заданий по произведению;

Развивать речь младших школьников посредством проведения речевой разминки, словарной работы, организации беседы по произведению в ходе урока;

Развивать навыки рефлексии посредством организации заключительного этапа урока;

Основные термины, понятия

борзая тройка, ямщик, версты полосаты, хата,

Олицетворение, научно-популярная статья

Организация пространства

Книгопечатная продукция:

Технические средства обучения - не предусмотрены

Наглядные пособия:

2. Портрет А.С. Пушкина

3. Карточки со словами. Вызывающими затруднения;

2. Настрой на работу;

Актуализация знаний:

2. Словарная разминка;

1.Постановка темы урока

2. Определение темы урока

IV .Работа по содержанию урока

1.Беседа об авторе:

2. Словарная работа:

3. Первичное чтение:

4. Вторичное чтение:

6. Работа над содержанием стихотворения:

V . Первичное закрепление

1. Чтение научно-популярной статьи.

2. Работа с научно-популярной статьей.

3. Сравнение стилей текста

1.Подведение итогов урока.

VII . Домашнее задание

Здравствуйте ребята, проверьте, чтобы на ваших рабочих местах не было ничего лишнего, начинаем урок. Меня зовут Владимир Александрович, сегодня урок литературного чтения проведу для вас я.

2. Настрой на работу:

Сегодня на уроке я желаю вам узнать что-то новое и интересное. В этом вы должны мне помочь. Что для этого вам нужно делать?

Дети приветствуют учителя,

Слушать внимательно, не отвлекаться на уроке, активно работать, отвечать на вопросы.

Актуализация знаний

На доске приготовлены записи:

- Береги нос в сильный мороз.

- Много снега – больше хлеба.

- Цыплят по осени считают.

На доске вы видите предложения.

Как вы понимаете это предложение?

Как одним словом можно назвать эти предложения? ( пословицы – предложения в которых скрыта народная мудрость, поговорки – предложения, в которых отражаются приметы и обычаи народа ).

Какая пословица является лишней? Почему? (убираем с доски)

Какой общей темой объединены первые две пословицы? ( зима).

2. Словарная разминка:

На доске приготовлены записи: грусть, радость, удивление.

Сейчас мы поработаем со 2-й пословицей.

Ещё раз, прочитайте её вслух.

А сейчас попробуйте прочитать эту пословицу с разными настроениями.

Прочитайте, каким будет первое настроение. (грусть)

Теперь прочитаем с другим настроением. Кто еще хочет прочитать?

А каким может быть настроение? ( тоскливым, радостным, лирическим, тревожным ).

Для того, чтобы выполнить следующее задание нам нужно вспомнить, что такое синонимы и антонимы

( синонимы – слова одинаковые по значению и разные по написанию (холодный – морозный, студёный);

антонимы – слова разные и по значению и по написанию (холодный – тёплый, жаркий, горячий)).

- подберите антонимы к слову грустный

- а теперь синоним к слову печальный

- антонимы к слову весёлый

- синоним к слову весёлый

Дети читают пословицы.

В холодную погоду нужно одеваться теплее, чтобы не замёрзнуть.

Если зимой не будет лежать снег, то почва замёрзнет и будет плохой урожай.

Цыплят обычно считают по осени, т.к. до осени доживёт не каждый.

Третья пословица является лишней, т.к. первые две пословицы объединены общей темой – зима.

Дети читают 2 пословицу.

Дети читают 2 пословицу с разным настроением.

Дети вспоминают материал об синонимах и антонимах.

1.Постановка темы урока

Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданиями. А теперь мы перейдём к изучению новой темы.

Но для того, чтобы узнать тему нашего урока вам нужно разгадать ребус (предлагается разгадать ребус).

Как вы узнали правильный ответ?

2. Определение темы урока

Итак, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Но это не полное стихотворение автора, а лишь отрывок.

Дети отгадывают ребус – зимняя дорога,

Работа по содержанию урока

1.Беседа об авторе:

На доске висят иллюстрации сказок А.С. Пушкина.

Для того, чтобы узнать, кто является автором, выполним следующее задание.

Ребята обратите внимание на иллюстрации на доске. Из каких они произведений? Что объединяет эти иллюстрации?

Что вы знаете об А.С. Пушкине?

Дополнения об авторе произведений.

2. Словарная работа:

На доске написаны слова:

борзая тройка – быстрая упряжка из трех лошадей

ямщик – определение в учебнике – возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.

версты полосаты – столбы, которые стояли вдоль дороги, через каждую версту. Их красили чёрно-белыми полосами.

хата – крестьянский дом.

Ребят, прочитайте эти слова. Как вы понимаете эти слова? Прочитайте значение слова ямщик в сноске учебника на странице 10.

Обратить внимание на изображение в учебнике, стр. 10 определения – ямщик, вёрсты полосаты.

3. Первичное чтение:

Сейчас я прочитаю это стихотворение, а вы слушайте внимательно и после этого вы ответите на вопрос – почему А.С. Пушкин назвал стихотворение именно так?

Чтение учителя.

- Так почему же автор назвал так это стихотворение?

Какое настроение передаёт это стихотворение?

С какой интонацией нужно читать это стихотворение ?

4. Вторичное чтение:

А теперь вы прочитаете это стихотворение выразительно.

Ребята давайте дружно встанем для проведения физминутки, чтобы встряхнуть ваши мышцы и зарядиться энергией для дальнейшей работы.

Сейчас мы проведем игру на внимание. Я вам буду называть природные явления . Если они относятся к времени года Зима , вы должны топать, если они относятся к другому времени года, то вы должны хлопать.

Зимние явления – снегопад, метель, пурга, гололёд, мороз.

Явления остальных времён года – дождь, половодье, снеготаяние, гроза, град, жара, радуга, роса, туман, листопад.

6. Работа над содержанием стихотворения:

Как для А.С. Пушкина гремел колокольчик? Найдите ответ на этот вопрос в стихотворении.

Внимательно посмотрите на 3 и 4 четверостишья и подумайте, что в них необычного? В каких случаях ставятся многоточия?

Значит нужно сделать паузу.

Прочитайте 3 и 4 четверостишия правильно.

У А.С. Пушкина во многих произведениях встречается такой литературный приём как олицетворение. Как вы понимаете это слово? Из каких двух слов состоит это слово?

Олицетворение – это такой литературный приём, который присваивает неживым предметам свойства живых. Например когда в сказках разговаривают или выполняют какие-то действия неживые предметы: ветер воет, клён шумит.

- Какие ещё вы можете привести примеры олицетворения? (солнышко сияет, буря мглою небо кроет).

А теперь проведём работу в парах. Откройте учебник на странице 10, возьмите в руки карандаш и в парах найдите в тексте все олицетворения.

Сказка о рыбаке и рыбке, сказка о попе и работнике его Балде, сказка о царе Салтане.

Эти иллюстрации объединяет то, что их написал один автор – А.С. Пушкин.

Дети слушают дополнительную информацию о А.С.Пушкине.

Дети читают слова с доски, отвечают на вопрос учителя, ищут обозначение некоторых слов на сноске учебника на странице 10.

Дети слушают как учитель читает стихотворение.

4 ребёнка поочерёдно выразительно читают по одному четверостишию из стихотворения.

Это стихотворение передаёт настроение грусти, печали, усталости.

Это стихотворение нужно читать не торопясь, тревожно, тоскливо.

Дети повторяют движения, которые показывает им учитель.

Колокольчик гремел утомительно.

В конце 3 и 4 четверостиший ставится многоточие.

Многоточие ставится в случаях когда предложение не закончено и ещё всё впереди.

Олицетворение – это когда неживым предметам присваиваются действия характерные живым предметам.

Олицетворение состоит из 2 слов – лицо и творить.

Часы идут, время бежит, луна смотрит, солнце всходит.

Дети работают в парах: отмечают карандашом олицетворения из текста.

1. Чтение научно-популярной статьи.

А теперь попробуем выполнить непростое задание. Мы как настоящие учёные будем читать научную статью. Откройте учебник на странице 118 и прочитайте название статьи. О чём пойдёт речь в этой статье?

2. Работа с научно-популярной статьей.

Два абзаца читает учитель, далее продолжают ученики.

Ребят, а как вы думаете, для чего пишут научные статьи?

Учитель задаёт вопросы по статье.

2.Кратко перескажи эту статью.

3. Сравнение стилей текста

Ребята, как вы думаете, чем отличается этот текст от текста стихотворения зимняя дорога?

Дети открывают учебник на странице118 и читают название статьи.

После прочтения первых двух абзацев учителем, они продолжают чтение самостоятельно.

2.Большая часть Российского побережья примыкает к Северному Ледовитому океану. Ветры с севера хозяйничают практически по всей территории России. Почти все волны холода, проходящие по территории России, приходят из Арктики. Она время от времени напоминает о себе во многих городах России, особенно в северных областях. Поэтому в большую часть года в России гораздо холодней, чем в Западной Европе. Сухие и холодные ветры от Северного Ледовитого океана приносят неблагоприятные изменения погоды. Лишь летом, когда во время изнурительной жары подует свежий ветерок, это явление поминают добрым словом.

4. Морозко, Снежная королева и т.д.

5. Дети высказывают свое мнение по данному вопросу.

Нет эпитетов и олицетворений, не в рифму

1.Подведение итогов урока.

С чем мы работали сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Что было интересным? Почему?

Что было трудным на уроке? Почему?

Мне было приятно с вами работать, вы отлично справлялись с поставленными задачами и активно работали на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена к урокам 12, 13 по учебнику "Окружающий мир" В.А.Самковой и Н.И.Романовой 3 класс по программе Начальная Инновационная Школа". В конце презентации - опросник для обобщения пройденного материала.

Учитель: Матвеева И.В.

ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДНАЯ ЗОНА? ПРИРОДНАЯ ЗОНА – ЭТО УЧАСТОК ЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА С ОДИНАКОВЫМ КЛИМАТОМ ПОЧВОЙ РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ ЖИВОТНЫМ МИРОМ

ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДНАЯ ЗОНА?

ПРИРОДНАЯ ЗОНА – ЭТО

УЧАСТОК ЗЕМНОГО

ПРОСТРАНСТВА

С ОДИНАКОВЫМ


ЗОНА АРКТИЧЕСКОЙ ПУСТЫНИ

ЗОНА АРКТИЧЕСКОЙ ПУСТЫНИ

На чём мы будем путешествовать по Арктике?

На чём мы будем путешествовать по Арктике?




А Р К Т И К А СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН ОСТРОВА

А Р К Т И К А






ЖИВОТНЫЙ МИР АРКТИКИ

ЖИВОТНЫЙ МИР АРКТИКИ

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ





СИНИЙ КИТ


ГОРБАТЫЙ КИТ

ГОРБАТЫЙ КИТ

КАШАЛОТ

МОРЖИ

ТЮЛЕНЬ С ДЕТЁНЫШЕМ

ТЮЛЕНЬ С ДЕТЁНЫШЕМ

БЕЛЁК

ПЕСЕЦ

ПОЛЯРНЫЙ ЗАЯЦ

ПОЛЯРНЫЙ ЗАЯЦ



ПОМОРНИК ПОЛЯРНАЯ КРАЧКА

ПОЛЯРНАЯ КРАЧКА


ТУПИК

ГАГА

ГАГАРА КАЙРА

ПТИЧИЙ БАЗАР

ПТИЧИЙ БАЗАР


БЕЛАЯ СОВА



МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ




ПОКА



-75%

Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представления о природной зоне арктических пустынь;
  • познакомить с особенностями природы, условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использования;
  • развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
  • воспитывать бережное отношение к природе, формировать умения пользоваться атласами и энциклопедиями.
ВложениеРазмер
Конспект урока - "Ледяная зона" 92 КБ
Лист самооценки 145.36 КБ
Викторина "Знаешь ли ты Арктику?" 88.79 КБ
Арктика-царство снега и льда - 1 часть 2.63 МБ
Арктика-царство снега и льда - 2 часть 2.29 МБ
Арктика-царство снега и льда - 3 часть 2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

  1. сформировать у учащихся представления о природной зоне арктических пустынь;
  2. познакомить с особенностями природы, условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использования;
  3. развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
  4. воспитывать бережное отношение к природе, формировать умения пользоваться атласами и энциклопедиями.

Личностные : положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные УУД : участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

Знать название, местоположение и специфичность изучаемой зоны.

Знать животный и растительный мир Арктики, деятельность человека.

Уметь находить и показывать на карте ледяную зону .

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ( Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме ( Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия: Арктика, ледяная зона, Северное сияние, полярная ночь, полярный день, Северный морской путь

Межпредметные связи : русский язык, литературное чтение.

  1. проблемные методы обучения;
  2. частично-поисковый;
  3. объяснительно-иллюстративный;
  4. принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная;
- коллективная;
- групповая;
- в парах;
- индивидуальная

(рассказ учителя сопровождается показом слайдов)

Слайд 2. Сегодня мы начинаем длительное путешествие по природным зонам России, и наша научная экспедиция отправляется в направлении с севера на юг …….В АРКТИКУ!

(Звучит музыка из к/ф “Приключения Шурика”)

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи о земную ось.
Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря,
Трутся об ось медведи, вертится Земля.
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда.

Наша научная экспедиция отправляется за полярный круг в зону арктических пустынь.

2. Работа над новой темой.

Слайд 3. Если долго-долго идти на Север, никуда не поворачивая и не отклоняясь, то мы попадем на Северный полюс. Издавна эту область Земли называют Арктикой - от греческого слова arkticos - северный, так древние греки называли расположенное в северной части неба созвездие Большой Медведицы

Слайд 4. К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам лежит наш путь.

Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники и зоологи, экологи. Мы знаем, что это царство льда и холода. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции?

Работа ведется в группах. Каждой группе даётся раздаточный материал, в наборе карточки с различными видами одежды, дети выбирают меховые шапки, костюмы, унты, варежки, шерстяные маски.

Найдите в своих атласах на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне. (острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля).

При ответе используется атлас или карты в учебнике. Учащиеся находят данные географические объекты у себя в атласах, а затем их показывают на карте природных зон, которая висит на доске.

Назовите и покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.

Слайд 5. Нашей экспедиции предстоит выяснить: ( план работы ) Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов); Какие растения встречаются в этой зоне? (задача для ботаников); Какие животные встречаются в этой зоне? (задача для зоологов). Какова деятельность человека в зоне арктических пустынь? (задача для экологов)

Каждая группа получает раздаточный материал и карточку-“ ПОМОГАЙКУ ”.

Арктика - это огромное пространство………………океана, с ……… и ………..Солнце направляет на это пространство……………..лучи. Оно …………., но не …………Зимой в Арктике……………………………….Темноту освещают: луна, звёзды и …………………Дуют ……………,бушует …………….Температура опускается до минус……………………градусов.

Летом в Арктике ………………., но тепла тоже нет. Это зависит от географического……………….арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ ЛЕДЯНОЙ ЗОНЫ

Слайд 6. Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Большая часть поверхности океана и его островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 метров. Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах не образуется. Это зона АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ, или ЛЕДЯНАЯ ЗОНА. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр. (Показывает на карте).

Слайд 7. Природа этой зоны очень сурова. Зимой в Арктике ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ. С середины октября и до февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метет пурга, температура воздуха нередко понижается до

- 60◦С. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. Очевидцы говорят, что полярное сияние похоже на причудливый занавес, который колышется в темном небе. Занавес разделен на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги.

Летом в Арктике ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, и температура редко бывает выше 3-4◦С. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять.

Слово предоставляется ботаникам.

На островах на голых ……………встречаются………………., они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях………….и……………в толще воды, не покрытой……………, большое количество планктонных растений водорослей. Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются зелёные льдины.

РАСТЕНИЯ ЛЕДЯНОЙ ЗОНЫ

Слайд 8. Суровые природные условия переносят только стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются.

Слайд 9. На них - то и растут ЛИШАЙНИКИ, похожие на серую накипь . Л ишайники – удивительные организмы. Основную массу лишайника составляют тончайшие белые или бесцветные трубочки. Это грибные нити. Из таких трубочек состоит всякое грибное тело. А между грибными трубочками находятся изумрудные шарики. Это малютки – водоросли.

Слайд 10. ЯГЕЛЬ – как и все лишайники, состоит из двух организмов – гриба и водоросли, соединенных в одно целое. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания становится хрупким, легко крошится. Мельчайшие его крошки легко переносятся ветром и способны укорениться. Именно таким образом ягель в основном и размножается. Ягель – основная пища северных оленей. Олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под снегом.

Слайд 11. В южных районах ледяной зоны можно встретить кое–где ПОЛЯРНЫЙ МАК, стелющиеся ПОЛЯРНЫЕ ИВЫ. Их легко можно принять за травянистые растения, ведь высотой они всего 5-10 сантиметров.

Слово предоставляется зоологам.

Животных арктической зоны кормит……. Морскими водорослями питаются ……., а ими - …….. Основная пища птиц и животных – это ……. На скалистых берегах собираются………., ………….. и ……………. здесь они выводят ………………………. Птиц с необычными клювами называют ……………. Все звери - прекрасные …………….. От холода их защищает ………………………. Это…………………. и ……………. На тюленей охотятся ………………………………….. У них длинная густая шерсть ……………цвета и ……………….. лапы, чтобы удобнее было……………………………………………………

ЖИВОТНЫЕ ЛЕДЯНОЙ ЗОНЫ

Слайд 12. Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. МОРЖИ - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков за день.

Слайд 13. У БЕЛОГО МЕДВЕДЯ густой мех хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами.

Слайд 14. На скалистых берегах - птичьи базары. Здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью живут гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник питания многих животных.

Слайд 15. Какой вывод, исходя из вышеизложенного вами материала можно сделать?: В Арктике совсем не пустынно. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.

Три медведя шли домой.

Папа был большой-большой.

Мама чуть поменьше ростом.

Ну, а сын – малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

4. Продолжение новой темы

Слово предоставляется экологам.

Вставьте слова, подходящие по смыслу:

Человек ……………….коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают ……………….. Проложен …………………………. Люди занимаются рыболовством, …………………. Но не всегда это разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен ………. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в …………… книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды загрязняются …………., вредными веществами с проходящих судов.

( серьезный ущерб, не является, Северный морской путь, охота, научные станции, Красная, мусор )

АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК

Слайд 16. Постоянных поселений людей в Арктике нет. Однако люди здесь живут.

Слайд 17. Через северный Ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.

Слайд 18. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. Собранные ими данные помогают прокладывать путь во льдах, а метеорологам – составлять прогноз погоды.

В морях Арктики люди занимаются рыболовством и охотой. К сожалению, из-за того, что человек все больше и больше осваивает Арктику, оказалась в опасности ее природа.

Слайд 19. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит, белый гусь, овцебык.

Слайд 20. Для охраны этих редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники.

5. Закрепление изученного материала.

а) фронтальный опрос.

- Сравни природные условия своей местности с природными условиями Арктики.

- Какие растения и животные характерны для арктической зоны?

- Почему люди с давних пор осваивают Арктику?

- Какие меры принимают люди, защищая природу северного края?

- Почему среди животных Арктики преобладают те, которых кормит море?

Водоросли – рачки – рыбы – птицы

Водоросли – рачки – рыбы – тюлени

Рыбы – тюлени – белые медведи

в) Заполните таблицу сегодняшней экспедиции (взаимопроверка в парах)

Арктика – царство снега и льда

Северный Ледовитый океан, северные моря, острова

Полярный день и полярная ночь, Северное сияние

Растительный и животный мир

Лишайники, мхи, полярный мак, брусника, морошка, рачки, рыбы, гагарки, белый медведь, морж, тюлень

Научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота

г) разгадать кроссворд: (на доске)

1. Птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют “птичьи базары”, 2. Близкий родственник тюленя. 3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни. 4. Это животное бывает добычей белого медведя. 5. Растение полярной зоны. 6. Самый крупный обитатель морей и океанов. 7. Пища рыб северных морей

Ответы: 1. Чайка. 2. Морж, 3. Кайры, 3. Тюлень, 5. Лишайники, 6. Кит, 7. Рачки.

Ключевое слово – АРКТИКА

д) Напишите синквейн на тему сегодняшнего урока (зачитывание своих работ)

6. Рефлексия (самоанализ деятельности) организация работы учащихся по заполнению Листа самоанализа деятельности

Читайте также: