Наголос конспект уроку 3 клас

Обновлено: 07.07.2024

Под музыкальностью понимаются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Основными задачами реализации содержания данной программы являются:

  • Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению;
  • Развитие интереса к музыкальному искусству и способности реагировать на музыку;
  • Формирование простейших эстетических ориентиров;
  • Развитие чувства ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, музыкально-исполнительские навыки.

Конспект урока предназначен для учащихся 3 класса. Можно использовать на уроках в любом классе начальной школы и во внеурочной деятельности. .

Конспект внеурочного занятия. Онлайн экскурсия в Дом музыки по теме "Волшебные миры Х.Миядзаки"

Конспект внеурочного мероприятия. Онлайн экскурсия в Дом музыки по теме "Волшебные миры Х.Миядзаки". Музыка из шедевров Хаяо Миядзаки в исполнении симфонического оркестра. .

Путешествие в Японию

Цели занятия: формирование специальных вокальных навыков и умений певческой деятельности. Задачи: 1. Формирование музыкально-интеллектуального кругозора обучающихся, закрепление знаний и умений по ранее изученным темам. 2. Развитие творческого воображе .

В уроке используется презентация.

ВложениеРазмер
ohrana_golosa.doc 74.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная

Продолжительность : 1 урок - 45 минут

В уроке используется презентация.

Цель: познакомить учащихся с правилами гигиены голоса исполнителей, вокально-певческой постановкой корпуса.

Оборудование урока: проектор, экран, фортепиано.

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише: Шесть мышат,

И сразу мыши зашуршат.

- Как мы узнаем, что гремит гром? (По звукам.)

- Как можно догадаться, что это мышки, а не кто-то другой? (По шороху, по звукам.)
III. Узнаём новое.
1) Подготовка к восприятию новой темы.

- Ребята, мы узнали, что гром гремит, мышек отгадали по звуку, а можем мы узнать по голосу друг друга? (Можем.)

- Ребята, вы правы, тема нашего занятия - Твой голос.

- С помощью голоса мы говорим и поём. У всех ли голоса одинаковые? (Нет, разные.)

- А как же вам удалось угадать, что говорили Серёжа, Варя, Никита?

- Правильно, ребята, потому что у каждого человека свой особенный, индивидуальный голос.

- Голоса людей отличаются друг от друга. А голоса животных отличаются или нет? (Отличаются.) Мы сейчас это услышим.
3) Прослушивание аудиозаписи.
- Послушайте фрагмент сказки и отгадайте, что это за сказка. (Теремок.)

- Голоса каких животных вы слышали? (Лягушка, мышка.)

- А как же вы догадались? (По голосу.)

- Вот и Риторик попал в сказку Теремок. (Дети садятся за столы.) Давайте проверим, узнали мы этих героев.
4) Работа по тетради. Беседа.

- Давайте посмотрим, есть ли герои, голоса которых вы слышали. Назовите их. (Петушок, лягушка, мышка.)

- Ребята, а чей голос мы не слышали? (Лисы.)

- Она здесь говорит или слушает? (Говорит.)

- Как вы догадались? (У Лисы открыт рот, она обращается к жителям теремка, которые смотрят на неё.)

- Кто помнит, какой у неё голос? (Хитрый, вкрадчивый.)

- А как вы думаете, почему у неё такой голос? (Она хочет обмануть и съесть петушка и зайчика.)

- Ребята, вспомните сказки, герои которых меняли свой голос. (Красная Шапочка, Три поросёнка, Волк и семеро козлят.)

- Хорошо ли поступают эти герои?
5) Вывод.
- Итак, ребята, почему же нам удаётся узнать, кто говорит? (Потому, что у каждого человека свой, неповторимый, индивидуальный голос. Голоса животных тоже разные, поэтому мы никогда не перепутаём голос кошки и собаки, петуха и курицы, коровы и лошади и т.д.)
IV. Физкультминутка. (Проводится в кругу.)
- Итак, не только людей можно узнать по голосу, но и животных. А сейчас мы превратимся в зверей и птиц. Ваша задача непростая: внимательно послушайте меня и изобразите животное или птицу.

- Какие звуки издаёт гусь? (Га- га- га.)

- Превратимся в гусей и. полетели. (Руки в стороны и со звуками га-га-га дети изображают летящих гусей.)

- А какие звуки издаёт лягушка? (Ква-ква.)

- Превратились в лягушек и прыгаем, как они.

- А как у нас говорит петушок? (Кукареку.)

- Какой был голос у кобылицы, когда она просила Ивана отпустить её?

- Почему у неё был такой голос? (Кобылица обращалась к Ивану с просьбой. Она пыталась его убедить, интонация у неё была вежливой, голос жалостливый.)

- А царь таким же голосом обращался к Ивану? (У царя голос был требовательный, резкий, грозный.)

- Чему особенно обрадовался Иа? (Особенно он был рад тому, что нашёлся его хвостик.)

- Ребята, герой в этих фрагментах мультфильма один и тот же? Но мы с вами выяснили, что голос у него меняется. Так почему же это происходит? (Герой один и тот же, но в разных ситуациях голос у него меняется).

- В зависимости от ситуации общения у человека меняется настроение, а голос отражает наши чувства: радость, огорчение, удивление и т.д.
3) Анализ коммуникативных ситуаций.
- Интересно, а вам приходилось менять голос? Расскажите, какая это была ситуация и какой у вас был голос?

- От чего зависит, что у нас меняется голос? (От настроения, от той ситуации, в которой мы оказались.)

- Представьте себе, что я ваша мама. Каким голосом вы у меня попросите прочитать сказку? (Вежливым, ласковым, с нежной интонацией.)

- Какие слова вы произнесёте?

- Бывали ли у вас ситуации, когда вам надо было кого-то утешить? Какой у вас был голос? (Вы жалели это го человека, утешали, у вас тоже голос был ласковый.)

- А случалось вам предупреждать, оберегать кого-либо от опасности? Например, по дороге едет машина, каким голосом вы будете предостерегать, предупреждать об опасности? Интонация будет другая?

Представьте себе, что в соседней группе малыши уже спят, как вы будете говорить: громко или тихо? Почему?

Вывод, к которому мы подводим детей: в зависимости от ситуации общения цели будут разные, следовательно, и голос тоже будет разным: где-то мы будем говорить громко, где-то тихо.
VI. Итог.
- Итак, ребята, могли ли мы узнавать друг друга, если бы у всех были одинаковые голоса?

- Почему меняется наш голос? От чего это зависит?

- Ребята, вы молодцы, хорошо работали на этом занятии, и теперь вы можете в награду получить ещё один волшебный знак, который говорит о том, что вы прекрасно справились со всеми заданиями.

- Занятие окончено. До свидания!

Литература
1. Волина, В.В. Весёлая грамматика /В.В. Волина. - М. : Знание, 1995.
2. Курцева , З.И. Ты - словечко, я - словечко. ; пос. по риторике для дошкольников 5-6 лет ; под ред. Т.А. Ладыженской ; 2е изд., пе рераб. / З.И. Курцева . - М. : Баласс, 2008.
3. Курцева З.И. Ты - словечко, я - словечко. (Варианты занятий по дошкольной риторике с теоретическим комментарием) : метод .реком . для воспитателей, учителей и родите лей / З.И. Курцева . - М. : Баласс, 2007.
4. Полякова, И.Ю. Искусство быть вместе / И.Ю. Полякова, А.Ю. Меньшова, О.И. Панова. - Минск. : МНШУ, 2005.
5. Рогожина, Л.Н. Развитие эмоционального мира личности : пос. для учителей и практических психологов / Л.Н. Рогожина. - М. : Высшая школа, 2003.

План урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
(Дети выполняют)
Видите, от ваших улыбок стало уютнее, светлее в классе! Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки и приобрели знания, но и ушли с сегодняш-него урока с новыми впечатлениями.

2. Актуализация знаний, самоопределение к деятельности.

Итак, мы отправляемся в путешествие в мир музыки.

-Скажите, а зачем народ сложил эту сказку?

-Как помогает музыка?
-О каких музыкальных инструментах шла речь в сказке?
-Вы хотите узнать о них подробнее?

Слайд 1.
Сегодня мы познакомимся с этими инструментами, узнаем, как они поя-вились, как устроены и как они звучат. Откройте учебник на странице 96. Откройте тетрадочки, запишите тему урока.
Первый инструмент - флейта.

Слайд 2.
У флейты высокий и немного свистящий голос ее можно узнать сразу. Далеким предком флейты была дудочка из тростника. О происхождении флейты сложены легенды. Вот послушайте одну из них.
Древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она очень боялась некрасивого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила бога реки спасти ее, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана.
Делают флейту главным образом из дерева. Звук возникает оттого, что в отверстие вдувают воздух. Поэтому и называют деревянным духовым инструментом, а музыканта, играющего на флейте, флейтистом.
А теперь послушаем, как звучит флейта.

Флейта исполняет удивительную по красоте, возвышенную, полную скорби и любви мелодию.
А теперь послушайте и определите, как звучит голос флейты в следующем музыкальном произведении.

Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы. Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Послушаем, как его будут исполнять струнные смычковые инструменты. Подумайте, какое название можно ему придумать?

Разделимся на 2 группы.
Задание для 1 группы:
Портрет какого композитора лишний? Зачеркните.
Задание для 2 группы:
Какое произведение лишнее? Зачеркните.
Для следующего задания приглашаются по одному участнику от каждой команды. Он выбирает карточку с фотографией музыкального инструмента. С помощью жестов (пантомимы) будет изображать игру на этом инструменте, какого характера исполняемое произведение, а другой участник должен будет по его движениям угадать, на каком музыкальном инструменте играл его соперник.
5. Рефлексия.
Ребята, перед вами на парте лежит солнышко. Дорисуйте, пожалуйста, у солнышка очертания рта (радость, грусть, безразличие) и глазки, тем самым я увижу ваше настроение от урока.
На этом урок окончен. Домашнее задание будет следующим – нарисовать музыкальный инструмент.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан на основе программы по музыке под редакцией Д, Б. Кабалевского. Урок является вторым в теме "Развитие музыки" в 3 классе и направлен на формирование умения различать приемы развития музыки (исполнительского, тембрового, динамического) на примере симфонической сказки С. С. Прокофьева "Петя и волк".

Урок музыки и пения в 3 классе

Составила Борисова И. А., учитель музыки и пения высшей квалификационной категории

План-конспект урока музыки № 2 () в 3 классе. ( III четверть)

Тема урока: Развитие музыки.

Тип урока: Углубление и закрепление темы.

Проблема урока: Что нужно для развития музыки?

Цель урока: формирование умения различать приемы развитие музыки.

Задачи урока

Образовательная задача: формировать умение различать приемы развитие музыки.

Развивающая задача: развивать вокально-хоровые навыки (умение согласовывать свое пение с пением других детей).

Воспитательные задачи: развивать умение эмоционально откликаться на музыку.

Коррекционные задачи: формировать умение анализировать музыкальное произведение и делать обобщение в форме высказывания.

Музыкальный репертуар. Частные задачи.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

-слушание и определение развития тем Пети;

-определение тембров музыкальных инструментов (струнные инструменты), изображающие героя сказки.

Учитель. Здравствуйте, ребята! (Восходящее движение с 1 –g 1 ).

Дети. Здравствуйте, учитель! (Нисходящее движение g 1 - с 1 )

Дети. Изменение музыки.

Учитель. Правильно. А от чего может зависеть развитие музыки? (Что может изменяться в музыке?)

Дети. Характер, лад, темп, динамика, текст песни…

Учитель. Музыка всегда находится в движении, раскрывается перед слушателем звук за звуком, поэтому нет музыки без развития.

Дети. СИМФОНИЯ – от греческого слова – созвучие, красивое сочетание звуков, тембров, голосов. Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра.

Учитель. С какими персонажами еще мы встречаемся в сказке?

Дети. Мальчик Петя, Птичка, Утка, Кошка, Волк, Дедушка…

Вы, наверно, помните, что сказка эта необычна тем, что каждого персонажа озвучивают свой музыкальный инструмент. Как вы думаете, почему композитор использовал разные музыкальные инструменты?

Дети. Чтобы мы могли каждого персонажа узнать по голосу. Ведь у каждого героя свой тембр голоса и характер.

Учитель. Ребята, давайте проследим, как происходит развитие в сказке. Прослушаем музыку Пети и определим, какими интонациями передает музыка характер мальчика в самом начале сказки. “Рано утром мальчик Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку…”

(Слушание в оркестровом исполнении Фрагмент 1).

Дети. Интонации песенно-танцевальные, веселые. Музыка изображает Петю очень веселым, добрым мальчиком, беззаботным, немного даже легкомысленным… Петя бегает, веселится, не ожидает никакой беды. (Мелодия Пети беззаботная, приветливая. Ходит он легко, даже вприпрыжку, поэтому в теме Пети сочетаются элементы песни, танца и марша).

Учитель. В начале сказки настроение спокойное, веселое, бодрое, не предвещающее никаких событий. А что произойдет дальше?

Дети. Петя поймает волка.

Учитель. Правильно. А изменится ли музыка Пети? Будет ли в ней развитие? (Слушание фрагмента 2)

Дети. Да, музыка изменится. Когда Петя ловит волка, его тема звучит тихо, медленно, осторожно.

Учитель. А что происходит в самом конце сказки?

Дети. Волка отводят в зоосад.

Учитель. Каким музыка изображает Петю? (Слушание фрагмента 3)

Дети. Интонации становятся маршевыми, торжественными. Смелый мальчик не боится волка, он его победил. Петя - герой.

Учитель. Да, в заключении сказки уже торжественное шествие. Некоторые темы соединяются вместе: Пети и птички – гордо Петя – герой!)

Учитель. Какое впечатление произвел на вас Петя?

Дети. Хорошее. Петя оказался героем.

Учитель. Какие инструменты исполняли тему главного героя, помогали передать его характер?

Дети. Струнные инструменты.

-Ребята, как вы думаете, что способствует развитию музыки Пети в сказке?

Дети. Происходят разные события. Действующие лица совершают в сказке разные поступки, они вступают друг с другом то в дружественные отношения, то в споры. Поэтому в музыке сопоставляются тембры различных инструментов, связанных с действующими лицами сказки.

Учитель. Вот мы и проследили, как развивается тема Пети.

4.Распевание (мимическая гимнастика).

- активизировать певческое дыхание, артикуляционный аппарат, голосовые связки:

работа над активным вдохом и постепенным расходованием воздуха при усилении и уменьшении силы выдыхаемой воздушной струи без звука и со звуком.

выработка ощущения правильности, чистоты, ровности звука.

работа над четким произношением, экономным расходованием воздуха на выдохе.

Учитель. А теперь проведем распевание:

- Массаж лица, ушей, носа пальцами.

А как будет дышать маленькая собачка?

Дети выполняют упражнение без звука.

А теперь отпустим звук на волю – высоко в небо…. (дети поют звук с уходом вверх).

Читайте также: