Древняя индия 5 класс конспект урока история

Обновлено: 06.07.2024

Индостан это полуостров на юге Азии.

Касты это социальные группы, на которые исторически разделялось индийское общество.

Варны это четыре основных сословия древнеиндийского общества.

Брахман это представитель высшей касты в Индии.

Неприкасаемые люди, занимающие самое низкое положение в кастовой системе индуизма.

Вайшьи представители одной из варн древнеиндийского общества, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков.

Кшатрии представители одной из варн древнеиндийского общества, состоящей из воинов.

Индуизм это национальная религия индийцев.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жизнь человека проходит в постоянном взаимодействии с природой. И природа оказывает заметное влияние на занятия, устройство общества и весь уклад жизни. А там далеко в глубине веков зависимость человека от природных условий была ещё больше. Индия настолько же разнообразна и красочна, как и её природа.

Индия, располагаясь на юге Азии, занимает полуостров Индостан и прилегающую к нему часть материка. С запада, востока и юга её границы омывает Индийский океан. От других стран её отделяют Гималайские горы, одновременно защищающие её от холодных северных ветров, поэтому здесь даже зимой тепло. В западной части полуострова Индостан протекает река Инд, давшая название стране, а в восточной – река Ганг. Обе реки берут свое начало в Гималаях и впадают в Индийский океан.

Такое положение Индии и создало благоприятные предпосылки для развития земледелия; многие дикие виды полезных растений были окультурены ещё в глубокой древности – рис, сахарный тростник, хлопчатник, бобовые, чай. Издревле индийцы использовали каждый пригодный для земледелия участок земли.

Животный мир Индии также чрезвычайно богат. В густых, труднопроходимых лесах по берегам Ганга – джунглях – водились обезьяны, тигры, пантеры, в саваннах жили носороги, слоны, львы. Многие виды животных имели хозяйственную ценность. Одни были объектами охоты (олени, антилопы, кабаны), другие хорошо поддавались приручению и одомашниванию; в древности индийцы уже одомашнили коров, буйволов, яков, коз, овец, кур, водоплавающих птиц, умели приручать слонов, которые использовались для перевозки тяжелых грузов, а также на войне.

Успешному развитию хозяйственной деятельности способствовало обилие полезных ископаемых. Разнообразные породы камня служили материалом для производства орудий труда. В различных частях Индии найдены грубые каменные орудия, которыми пользовались древнейшие люди.

Индия заселена с глубокой древности. Большая часть населения была представлена дравидами. В первой половине II тысячелетия на территорию Древней Индии прибыли племена ариев. В течение нескольких столетий они расселялись по полуострову, и постепенно смешались с местными жителями, образовав единый индийский народ.

В Индии цивилизация впервые появилась в долине реки Инд. В I тыс. до н.э. цивилизация сложилась в долине реки Ганг, а затем распространилась на плоскогорье Декан. Учёные раскопали развалины около 100 поселений Индской цивилизации, наиболее известные из них города Мохенджо-Даро и Хараппа.


Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Цитадель, очевидно, предназначена для административных и религиозных построений. В Мохенджо-Даро могло проживать несколько десятков тысяч человек. Улицы шириной до 10 метров, пересекались под прямым углом, и делили город на кварталы. Большая часть городских построек возведена из обожжённого кирпича, дома нередко – высотою в 2 этажа. В городах была совершенная система канализации.

Как не велико было уважение к брахманам, военная сила находилась в руках тех, кто входил в касту знатных воинов. Это были цари, военачальники, воины, сражавшиеся на колесницах, слонах в конном строю. Им доставалась большая часть военной добычи. Знатные воины произошли из могучих рук Брахмы и потому умели сражаться. Цвет их одежды красный.

Следующая часть тела – ноги, кто же произошёл из них?

Это была каста земледельцев, вайшьи. Согласно мифу, они были созданы из бёдер Брахмы. Земледельцы обрабатывали землю и выхаживали скот, платили налоги, которые шли в государственную казну, служили в царской пехоте. Их цвет жёлтый.

Древние индийцы в основном не носили обуви, поэтому самая грязная часть тела были ступни ног. Как вы думаете, кем же были люди, произошедшие из ступней ног?

Четвертая каста – слуги или шудры, возникли из запыленных ступней ног бога Брахмы. Они должны есть остатки со стола своего хозяина, носить его изношенную одежду и пользоваться его старой утварью. Им запрещалось участвовать в жертвоприношениях богам, слушать чтение священных книг. Они носили чёрные одежды.

Существует ещё и пятая группа, представляющая индийские касты, – неприкасаемые. Эти люди занимаются самой тяжёлой и грязной работой. Им запрещалось жить в деревне, заходить в храмы. Они не входили ни в одну из каст.

Почему индийцы так безропотно принимали такое деление общества?

Потому что верили, что душа человека может перерождаться и, если человек смиренно принял свою судьбу, карму, то в следующей жизни он мог попасть в более высокую касту.

Индия занимала территорию в древности больше, чем Финикия, Месопотамия, Египет, чем все они вместе взятые. Огромная страна с удивительной природой и плодородными землями, богатая золотом и драгоценными камнями привлекала завоевателей, хотя немногие могли добраться до неё, благодаря высоким Гималайским горам. Удивительно, но сами индийцы на редкость миролюбивый народ. За многие тысячи лет не известно ни одного случая, когда индийцы первые напали на другую страну. Тем не менее, армия у индийцев была. Она состояла из пехоты, кавалерии, боевых слонов, боевых колесниц, возглавлял же армию царь, у которого обязательно был мудрый, всемогущий советник. Но индийцы предпочитали вести войны на деревянной доске, которая являлась отражением реальной армии, и чтобы отрабатывать тактику боевых действий, они изобрели шахматы.

А ещё в Древней Индии были изобретены цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем арабскими. Позже арабы позаимствовали их у индийцев. Очень важным математическим открытием индийцев было изобретение нуля. Назывался он знаком для обозначения пустоты. Основы современной математики были заложены именно жителями Древней Индии. В наши дни на весь мир прославился индийский чай, но в Древней Индии его не знали, зато умели изготавливать сахар из сахарного тростника. В Древней Индии была создана система духовного и физического совершенствования человека – йога. Она основана на сочетание физического и энергетического воздействия на человеческий организм. Мастера – йоги отличались выносливостью и абсолютным контролем над своим телом.

Индия страна множества традиций, большинство из которых покажутся нам весьма странным. В древности мы могли бы увидеть человека, который ходит с метлой в руке и подметает дорогу впереди себя. И сегодня в Индии никто не смеет потревожить корову, даже если она лежит на дороге.

Как это объяснить?

Индия – это место памятников, несомненно, пленяющих ваш взор. Чарминар – важная архитектурная достопримечательность Хайдарабада, построенная по приказу султана в 1591 году в память об окончании эпидемии чумы в городе.

Кутб-Минар – самый высокий кирпичный минарет в мире, строительство которого было начато в 1193 году, а достраивался несколькими поколениями правителей и представляет собой исторически значимые памятники разных эпох.

Большая ступа в Санчи – старейшее каменное сооружение в Индии, построенная по приказу императора Ашоки в III в. до н. э.

Тадж-Махал – самый известный мавзолей в мире, был построен по приказу падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене в 1653 году. Оно считается жемчужиной мусульманского искусства, одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви.

Аджанта – комплекс 29 буддийских храмов и монастырей, высеченных в течение нескольких столетий с II века до н. э. по V век н. э. в скалах, эти пещеры известны своей настенной росписью, которые иллюстрируют буддийские легенды и мифы.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Заполните пропуски в тексте.

Индия расположена на юге материка_______. Северной границей Индии служат самые высокие в мире горы____________. Берега Индии омывает ____________океан. Самые многоводные реки Индии – это _____ и _______. Труднопроходимые леса называются _____.

Ответ: Индия расположена на юге материка Евразия. Северной границей Индии служат самые высокие в мире горы Гималаи. Берега Индии омывает Индийский океан. Самые многоводные реки Индии – это Инд и Ганг. Труднопроходимые леса называются джунгли.

Пояснение: Чтобы успешно выполнить это задание необходимо воспользоваться словами для заполнения пропусков. Пользуясь картой, текстом и географическими знаниями можно правильно выполнить все правильно.

Задание 2. Какой индийский правитель в ІІІ веке до н.э. объединил под своей властью все индийские царства? Выберите один вариант ответа.

Ответ: Ашока

Пояснение: Император Ашока — самый знаменитый и могущественный правитель во всей индийской истории. Император Ашока после ряда военных успехов подчинил себе значительную часть Южной Азии от современного Афганистана до Бенгалии и далее на юг до Майсура.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование представлений учащихся о географическом положении Древней Индии, знакомство с растительным и животным миром и основными занятиями ее жителей.

  • Развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию; восприятия, внимания, расширение кругозора учащихся.
  • Формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.
  • Развитие интереса к истории мотивации к учению.
  • Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов.

Форма урока: Комбинированный урок: изучение нового материала с элементами практической работы.

Структура урока:

1. Организационный этап.
2. Подготовка к активному усвоению знаний.
3. Изучение новой темы (план урока):
Местоположение Древней Индии.
Природные условия и животный мир Древней Индии.
Занятия жителей Древней Индии.
4. Закрепление.
5. Подведение итогов.
6.Объяснение домашнего задания.

  • Словесный.
  • Наглядный.
  • Практический

Оборудование:

1. Оргмомент

– Ребята, многие из вас, наверное, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий,
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь.

Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране. Жители этой загадочной страны очень любят петь и танцевать. Послушайте небольшой отрывок из песни. Попробуйте узнать о какой стране идёт речь. (Звучит индийская музыка).

Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь?

Ответ: Это Индия. 1-й слайд (тема урока с картинками)

– Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами необходимо обсудить следующие вопросы: Местоположение Древней Индии.
– Природные условия и животный мир Древней Индии.
– Занятия жителей Древней Индии. 3-й слайд (план урока)

2. Изучение новой темы

– Для успеха путешествия, прежде всего, необходимо взять карту, по ней мы сразу же определим местонахождение Индии.

Вопросы и задания по работе с картой:

1. На каком полуострове расположена Индия?

Ответ: На полуострове Индостан.

2. Какой океан омывает этот полуостров?

Ответ: Это Индийский океан

3. Каким морем омывается Индия?

Ответ: Аравийское море.

4. Какие горы расположены на севере Индии?

Ответ: Это горы Гималаи – самые высокие горы в мире. 5-й слайд (Гималаи)

5. Какие реки протекают по территории Индии?

Ответ: Это реки Инд и Ганг. 6-й слайд (Инд и Ганг).

6. Как вы думаете, как особенности географического положения Индии влияли на жизнь ее населения?

Ответ:

1) Большие реки создавали возможность для развития орошаемого земледелия;
2) Протяженная береговая линия благоприятствовала морской торговле;
3) Горы на севере защищали от холодных ветров и вражеских набегов.

7. Что было общего в природных условиях Древнего Египта, Междуречья и Древней Индии?

Ответ: это был жаркий климат, наличие больших рек: в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат.
Природные условия двух индийских рек различны. Если в долине Инда редко выпадают дожди, то в долине Ганга со второй половины июня по сентябрь льют дожди непрерывно и долину реки покрывают непроходимые леса и болота. На пути у нас непроходимые леса.

8. Как называются эти леса?

Ответ: Эти леса называются джунгли. 7-й слайд (Джунгли).

– Я думаю, что мы с вами проделали уже большой путь и немного устали. Давайте отдохнём.

Физкультминутка

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

В ветвях деревьев гнездились
Шумели, порхали и пели
Птицы лесные, и всюду…
В дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
То рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб,
Крокодилов и змей…
И ветви обвивали хвостами,
С криком качались на них
Обезьяны,
По сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя.
Попугаи …

– Индийцы во все времена поклонялись слону. Не случайно бога мудрости Ганеша они изображали с головой слона. 9-й слайд (Ганеша)

– Шли мы по джунглям и вышли к поселку. 11-й слайд (Деревня среди джунглей).

Диодор Сицилийский о природных богатствах Индии:

Основные занятия древних индийцев: земледелие. Они выращивают пшеницу и ячмень, рис и просо. А также много бобовых культур. 12-й слайд (Земледелие).
В более позднее время стали выращивать сахарный тростник, хлопок, появились чайные плантации и стали продаваться пряности, такие как перец.

Другим основным занятием древних индийцев было скотоводство. 13-й слайд (Скотоводство).
Выходя из деревни, дорогу нам преградила корова.
С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. 14-й слайд (Корова).

3. Закрепление

– А теперь вы решите небольшой кроссворд (5 минут). Нужно передать свою работу для проверки соседу по парте. (Приложение 4)

Вопрос: Назовите ключевое слово кроссворда?

Ответ: Индия. 15-й слайд (Кроссворд).

(Дети решают на карточках).

4. Итог

Заключительное слово

– Итак, мы выяснили особенности географического положения Индии, занятия ее жителей, природные условия. Но на этом наше путешествие по Индии ещё не заканчивается. Мы продолжим на следующем уроке. Познакомимся с памятниками культуры Древней Индиии и религиозными верованиями.

- Здравствуй Егор! Я вижу улыбку на твоем лице и желание активно работать на уроке. Очень приятно видеть тебя в хорошем расположении.

(Мемфис, иероглифы, клинопись, Хаммурапи, фараон, Тигр, Евфрат, пирамиды, сфинкс, алфавит, Амон- Ра, Сидон)

- А сейчас пришло время узнать о еще одной удивительной стране.

Стадия вызова: На фоне демонстрации презентации (слайд 1) звучи т музыка, учитель читает стихотворение.

- Закрой глаза и представь себе эту страну.

«О. древняя и мудрая страна!

Страна слонов, тибетских гор, священных вод и великолепных храмов.

- Какие ассоциации у вас возникли?

- Послушайте ещё текст об этой стране

- Как ты думаешь, что это за страна и что объединяет эту музыку, стихотворение и текст?

Карта Индии (слайд2)

- Что ты уже знаешь об этой стране?

- Укажи, а что ты хочешь узнать об этой стране?

Хочу узнать

У нас в гостях заморский гость. Узнаешь, кто это? Послушаем, что он нам скажет. (слайд 3)

2. А вот другое предположение об этой стране (стихотворение)

2 текст (слайд 4)

Между морем Аравийским

И Бенгальским заливом

Материк тот океаном.

С севера его границей

Горы служат Гималаи

Две реки текут широких

Инд и Ганг их называют.

Здесь Лианы прорастают,

Свои ветви раскидали,

Здесь тропические фрукты

На верхушках пальм созрели

Вот в таких опасных джунглях

Это тигры, леопарды,

Львы с косматой головою.

На деревьях висят змеи,

И огромные питоны.

А вокруг шипят гадюки,

Яд выплескивают кобры.

А еще есть добрый слон,

Он приручен и смирен,

Тяжести привык возить

И в сраженье победит,

Если боевой тот слон,

Если не обожествлен.

Но с любовью и заботой

Относились к корове.

Ее мясом не питались

И божественной кормилицей

С почитанием называли.

Мы чуть-чуть переместились,

Где теперь мы очутились?

Что за люди здесь живут?

И танцуют и поют.

Какая возникла у нас проблема? ( даётся противоречивая информация о древней Индии)

Учащийся распределяет понятия по странам, которым они принадлежат.

Египет - Мемфис, иероглифы, фараон, пирамиды, сфинкс, Амон-Ра

Междуречье - клинопись, Тигр, Евфрат, Хаммурапи.

Финикия – Сидон, алфавит)

Ответ: эта страна Индия

Ученик формулирует вопросы и записывает в таблицу, вопросы, что хочет узнать об этой стране, озвучивает

Географическое положение и природа Древней Индии.

Хозяйство и жизнь индийцев

Религиозные верования древних индийцев.

Учащийся знакомиться с двумя текстами с противоречивым содержанием

- Сравни два мнения о древней Индии. Что тебя удивляет? Какие противоречия налицо? Удивился?

Какой представляется нам Индия, если опираться на слова старика Хоттабыча и стихотворение? (наводящий вопрос: сказочной или реальной)

Ответ на какой вопрос ты бы хотел получить в итоге урока?

- Что нам пригодиться в решении проблемы? Откуда мы можем получить ответ?

Формулировка проблемы учеником.

1. работа с учебником

2. работа с картой

3. с иллюстрациями

4. работа с презентацией

Актуализация знаний. Планирование деятельности

План открытия нового знания

Надо узнать: (план урока)

1.Местоположение древней Индии

Учащийся составляет план урока.

Упражнение для глаз , способствующие профилактике миопии .

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.

И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6раз.

И.п. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.

Поиск решения проблемы (открытие нового материалы)

1. Местоположение Древней Индии

Работа с материалом в ОС в лекции к уроку 18

- Впишите недостающие слова.
Индия расположена на юге материка___________________. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире___. Берега Индии с запада, с востока и юга омывает_____________________.
Самые многоводные реки Индии – это _________и________.

Итак, по какому пункту плана у тебя уже появились знания?

Возвращение к проблеме урока.

2. Природные условия древней Индии.

Рассказ учителя о природе по презентации

- Некоторых животных индийцы обожествляли - это слон, корова, обезьяна, змея.

Индийцы во все времена поклонялись слону. Не случайно бога мудрости Ганеша они изображали с головой слона.

В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу, и с ребенком оставляла слона. Эта огромная няня очень хорошо ухаживала за ребенком. Иногда ребенок далеко уползал от дома. Слон нежно брал его хоботом и приносил во двор. Когда ребенок плакал слон хоботом играл с ним. Во время сна ребенка слон хоботом отгонял от него мух. Ребенок очень любил огромную няню.

- Охарактеризуйте природу древней Индии

- Как называются леса в Индии? (джунгли).

- А что за диковинные звери водились в индийских лесах?

Учащийся работает с текстом лекции и картой, заполняя пропуски.

Учащийся указывает, что здесь был теплый климат, разливы рек.

В ответах учащихся дается характеристика джунглям, растительному и животному миру древней Индии

Ответ: 1). Большие реки создавали возможность для развития орошаемого земледелия;

2). Протяженная береговая линия благоприятствовала морской торговле;

3). Горы на севере защищали от холодных ветров и вражеских набегов.

Ответ: это был жаркий климат, наличие больших рек: в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат.

Физкультминутка

А хотел бы ты попасть в джунгли? Давай прогуляемся по джунглям. Встань и повторяй за мной движения:

1).Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).

2). Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).

3). Увидели птицу слева, справа на дереве обезьяну(поворот головы влево вправо).

5). Раздвигаем заросли на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).

6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

И вот мы удачно выбрались из индийских джунглей и вышли к индийской деревне. Что бы мы увидели? Чем занимались жители деревень?

- А сейчас давай предположим, какие занятия были развиты у жителей Древней Индии?

Рассказ учителя по лекции к уроку

– Основным занятием индийцев было земледелие. Чтобы подготовить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать или вырубать лес. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали хлопчатник и сахарный тростник. Там, где было суше, сеяли пшеницу, ячмень. Деревни были окружены джунглями. Индийцы ходили туда за плодами и дровами для очага, на лесных опушках пасли коров и коз. Вооружившись луком, они охотились в джунглях на диких зверей, сетями ловили птиц.

- Послушайте занимательную задачку:

Занимательная задачка:

«Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

- Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принял эти слова за шутку.

- Ну, какой же ты выдумщик и враль!

- Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

- Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

Так приятель и не поверил своему другу – путешественнику, меж тем друг-то говорил чистую правду.

- О чём говорил путешественник?

- Значит, что выращивали в древней Индии? Давайте обобщим, какие же занятия были развиты у жителей Древней Индии:

Мы выяснили основные занятия индийцев.

- А каково же было их общественное деление? (слайд 5)

Рассказ о кастах

- А каковы же были их религиозные верования? Надо сказать, они сильно отличались от наших.

– А сейчас, ребята, я буду перечислять вам факты , а вы в свою очередь на основе фактов делать выводы.

Факт 1. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др.

Вывод : индийцы поклонялись многим богам, значит, они были язычниками

Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи, с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел.

Вывод: особенное отношение у индийцев было к животным, даже некоторым животным они поклонялись как божеству

Факт 3 . Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком.

Вывод: индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ (реинкарнация).

Пример : некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.

Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение?

Ответ: Тоже с верой в переселение душ .

- Каких животных индийцы почитали? Почему? В каких других странах поклонялись животным? (в Египте)

- Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различно?

- Кроме всего вышесказанного, в Индии очень хорошо развивалась наука: астрономия, математика (цифры – арабские), десятичная система счета и многое другое. Наука Древнейшей Индии

Большого развития в Древней Индии достигла наука. Индийским астрономам, например, уже было известно о том, что Земля – это шар, который вращается вокруг своей оси. Разработали они и очень точный календарь.

Еще больших успехов добились индийские математики, сделавшие многие открытия, которыми мы пользуемся и сейчас. Важнейшим из них является изобретение простой и удобной системы счета. Индийцы первыми начали определять значение цифры не только ее начертанием, но и ее местом среди других цифр. Один и тот же знак у них мог обозначать и десятки, и сотни, и тысячи. Например, число 333 они могли записать, используя лишь один знак – 3. Египетским же математикам для записи этого же числа надо было вначале три раза изобразить знак, обозначавший 100, затем три знака по 10, а затем еще три по 1.

Цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем “арабскими”, были заимствованы арабами у индийцев. Даже десятичная система счета, принятая в настоящее время, тоже была изобретена индийскими математиками.

Народы Древней Индии, создавшие свою замечательную культуру и совершившие множество великих научных открытий, оказали большое влияние на развитие всей мировой культуры и науки.

Приблизительные ответы ученика: земледелие, скотоводство.

(о хлопке и сахарном тростнике)

Ученик учится делать выводы на основе услышанных фактов из религиозной жизни индийцев.

Применение знаний. Домашнее задание.

- Как вы считаете, стоит ли доверять таким сведениям об Индии, которые изложены были нашим гостем Стариком Хотабычем?

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать.

-Мне хотелось бы узнать, как ты усвоил тему. Поиграем в

при верном ответе хлопок, при неверном тишина.

Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (да)

Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. (да)

Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. (нет)

Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (нет)

Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. (да)

Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию скотоводству, ремеслу и торговле. (да)

Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными. (да)

В Древней Индии отсутствовали неравенство и рабство. (нет)

Индийцы открыли миру: цифры, шахматы, знание о том, что Земля шар. (да)

- Итак, сегодня мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и её жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:

Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,

Говорите доброе слово!

А теперь подведем итоги:

Вспомни, что ты знал по теме урока, а что ты узнал?

Рефлексия урока (слайд 7)

На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался…

На этом уроке меня порадовало…

Я похвалил бы себя…

Особенно мне понравилось…

После урока мне захотелось…

Сегодня мне удалось…

Я почувствовал, что…

Домашнее задание: (слайд 8)

1. Сочинение от имени путешественника побывавшего в Древней Индии.

3. Рисунки по теме урока

Нет. После сегодняшнего урока мы с точностью можем сказать, это небылица.

Примерный вывод по проблеме:

Ученик обращает внимание на свои знания в начале урока и те, которые он получил.

Ученик выбирает фразы, которые он хотел бы продолжить и делиться своими переживаниями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята, сегодня мы с вами оправимся в удивительную и сказочную страну – страну тысячи сокровищ и удивительных открытий.

Слайд №1 Ассоциативный ряд

На экране изображены предметы, связанные с ней.

Вы наверно догадались, о какой стране идёт речь?

Ответ: Да, Индия!

Ребята, сегодня мы с вами будем изучать Древнюю Индию.

Запишите тему урока в тетрадь. (ребята записывают в тетрадь)

Целевая установка Ребята, сегодня мы с вами знакомимся с новой для нас цивилизацией, во время урока мы узнаем много интересного о природе Индии, познакомимся с занятиями жителей этой страны, рассмотрим особенности религий Древней Индии.

Слайд №2 Древняя Индия

Я для вас приготовила сюрприз. У меня в волшебном . находится предмет, связанный с Индией, которого нет на экране. Кто угадает, тот получит его в подарок. (Шахматы)

Вы получаете 3 подсказки:

2. То, что находится в ящике, предназначалось для царей и военачальников.

3. Одна из интеллектуальных и популярных игр в России.

Угадавший получает в подарок шахматы.

1. Географическое положение и природные условия Индии.

Слайд №3 Вопросы на слайде .Дети сами отвечают, затем появляются вопросы

Ответ: Где находилась страна? Какой климат? Природные условия? И т. д.

Слайд №4 Географическое положение Индии. Ребята откройте атласы на стр.6. у каждого из вас на парте есть контурная карта с заданиями.Приложение №1 Давайте ответим на вопросы и заполним ее .

(Ребята работают с атласом и контурной картой, самостоятельно формулируют местоположение Индии и наносят на к. карте основные объекты. Учитель комментирует ответы детей. Работают по слайду №4).

-В какой части Азии расположена Индия? (на юге Азии, занимает полуостров Индостан и прилегающую к нему часть материка)Простым крандашом нанесите названии страны на контурную карту.

- Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга? Определите по карте его название..(кликнуть мышью на вопрос, появляется надпись(Индийский океан) Синим крандашом нанесите название на контурную карту.

Слайд №5 В Индии имеются безводные раскалённые пустыни и могучие реки. Определите по карте в атласе названия крупных рек. Дети отвечают(Инд и Ганг). ..(кликнуть мышью на вопрос, появляется надпись Инд и Ганг) Синим карандашом нанесите название на контурную карту.

Ежегодно Инд и Ганг широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил). В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление? (в Египте и Междуречье). На реки, каких изученных стран они похожи? Ответ (на Нил, Тигр, Евфрат)

Слайд №6 Природа Индии. Свое название страна получила от названия реки Инд. Климат полуострова очень жаркий и влажный. В древности долину Ганга покрывали топкие болота и густые труднопроходимые места– джунгли.

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

-заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);

-идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);

-увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

-раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

-вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Занятия жителей Индии Слайд №7

Ребята, откройте учебники, прочитав и проанализировав текст учебника на стр. 105 и 106 до 2 подпункта выпишите в тетрадь занятия жителей Индии. кликнуть мышью на вопрос, появляется Фото и надписи.

Слайд №8 Земледелие. Какие культуры выращивали жители Индии?Жители Индии занимались земледелием, выращивали пщеницу, ячмень, овощи. Там где было много воды, возделывали рис. Они научились выращивать хлопчатник. Из него выделывалась пряжа, из которой производились легкие, удобные в жарком климате ткани.

Слайд № 9 Каких животных приручили индийцы? Индийцы занимались также скотоводством. Им удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные слоны участвовали в сражениях. С помощью буйволов индийцы вспахивали поля.Какое животное считалось священным? Корову почитали как священное животное. Убить корову считалось большим грехом.

Слайд10,11 Жители Древней Индии занимались также ремеслом и торговлей.

Где живут ремесленники и торговцы?Ответ В городах

Слайд №12 В III тысячелетие до н.э., в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством — Мохенджо-Даро и Хараппа. В начале XX в. английские археологи обнаружили развалины этих городов.

Слайд №13 Они были застроены по особому плану кирпичными домами в два и три этажа, с водопроводом и канализацией.

Слайд №14 Арии. На рубеже I –II тысячелетий до н.э. на севере Индии появились арии. Племена ариев пригнали с собой табуны лошадей и расселились в долинах рек, оттесняя местное население.

Возникли новые города и государства.

Слайд №16 Схема религии В Индии получили распространение индуизм

и буддизм. Запись в тетрадь.

Слайд №17 Индуизм. В индуизме главным богом является Брахма −

творец и правитель мира, отец богов и людей. Бог Вишну − хранитель Вселенной, защитник и покровитель людей. Бог Шива - повелитель

зверей и царь танца.

Слайд №18 Буддизм. В VI – V века до нашей эры в Индии возникает новая религия- буддизм. Ее основатель принц Гаутама, позже названный Буддой,(просветленным) жил в роскошном дворце, не зная ничего о мире за дворцовыми стенами.

Условия игры:

Слайд №19 Вопрос к фильму

-Почему принц Гаутама покинул дворец и стал отшельником?

Какие истины ему открылись?

Побеждает та команда, которая первой даст правильный ответ. Можно пользоваться текстом учебника.

Слайд №20 Ответ на вопрос. Принц Гаутама покинул дворец и стал отшельником, чтобы найти путь к прекращению страданий.

И ему открылись 4 благородные истины:

Все в мире страдают;

Причина страдания – желание человека, его стремление к приятному;

Может быть достигнуто состояние, свободное от страдания – Нирвана;

Существуют пути достижения нирваны – мудрость, правильное поведение, отказ от насилия в любой форме, совершенствование души.

Ребята, а теперь пришло время подвести итоги. Проверим, что мы узнали и запомнили на уроке. У вас на партах карточки с заданиями, давайте найдем правильные ответы.

Приложение №2

Вы должны поменяться листочками и проверять работу своего соседа.

Читайте также: