Начальное освоение с водой план конспект

Обновлено: 04.07.2024

Содержание:
1. Ознакомление с правилами поведения и мерами безопасности на воде.
2. Ознакомление со спортивными способами плавания.
3. Проверка плавательной подготовленности обучаемых.

4. Разучивание упражнений для освоения с водой.
Место проведения: бассейн ФОК №1 (малая ванна).
Оборудование и инвентарь: поддерживающие средства, плавательные доски, шест-указка.

Подготовительная часть (на суше) — 7 мин.

1. Построение, расчет группы — 1 мин.
Построить обучаемых по росту в одну шеренгу. Путем опроса выявить не умеющих плавать. Перестроить обучаемых так, чтобы вначале стояли (по росту) умеющие плавать.

2. Объяснение содержания занятия — 2 мин.
Рассказать о правилах поведения на воде и мерах безопасности. Особое внимание обратить на вход в воду и выход из нее, на поведение во время занятий. Разделить обучаемых на пары для наблюдения друг за другом во время занятия.

3. Ознакомление с оборудованием и инвентарем — 4 мин.
Показать способ крепления поплавка на теле. (Поплавок в виде полужилета надевается на грудь, а в виде резинового круга — через ноги на пояс. При этом шнур для крепления поплавка к тренажеру должен быть сзади.) Дать команду, по которой обучаемые должны надеть поплавки. Дать команду для снятия поплавков.

Основная часть (на суше и в воде) — 36 мин.

Ознакомление со спортивными способами плавания — 2 мин.
Показ (в среднем темпе):
Во время показа дать краткую характеристику каждого способа плавания, соблюдая следующую очередность: брасс, дельфин, кроль на спине, кроль на груди. Показ осуществляется либо руководителем занятия, либо его помощником (хорошим пловцом). Можно использовать плакаты по технике плавания. При обучении с помощью программных установок демонстрируется видеозапись.

Проверка исходной плавательной подготовленности обучаемых - 13 мин.

Плавательная подготовленность каждого обучаемого определяется расстоянием, которое он может проплыть без остановки. Для этого обучаемый по команде руководителя входит в воду, отталкивается ото дна или бортика и начинает плыть. Все действия на воде выполняются только по командам руководителя. Первыми начинают плыть умеющие плавать. После проверки следует выйти из воды и хорошо растереться полотенцем.

При проверке плавательной подготовленности длинный бортик бассейна, водной станции разметить через каждый метр. Подготовить спасательные средства (круги, шест). Проверку производить по одному человеку. Плыть только вдоль берега или бортика бассейна на мелком месте. Оценка плавательной подготовленности каждого (количество метров, которые он смог проплыть) записывается в журнал занятий.


Упражнение выполнять всем одновременно. Все движения руками выполняются под водой. При гребке локти держать высоко у поверхности воды, при этом кисти опущены вниз. Обратить внимание обучаемых на важность самоконтроля за выполнением своих движений. «Закончить упражнение. Встать.


Показ ошибок при выполнении вдоха и выдоха в воду (0,5 мин): при вдохе голова отклоняется назад, при выдохе лицо глубоко погружается в воду, глаза закрыты, при этом выдох короткий.
Показ правильного выполнения (0,5 мин): при вдохе подбородок не поднимается из воды, при выдохе лицо опускается в воду до линии волос, глаза открыты, выдох продолжительный.


Заключительная часть (на суше) — 2 мин
1. Выход из воды — 1 мин.
2. Построение, расчет группы, подведение итогов занятия — 1 мин.
Построить обучаемых в одну шеренгу (впереди — умеющие плавать) и сделать расчет. Подвести кратко итоги занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Подготовительные упражнения для освоения с водной средой.

Тип: Урок усвоения новых знаний:

Цель: Формировать навыки плавания кролем на груди и спине.

Образовательные задачи:

1. Ознакомить с подготовительными упражнениями для освоения с водной средой.

  1. Разучить технику скольжения на груди и спине с различными положениями рук.

Развивающие (оздоровительные) задачи:

  1. Развивать интерес, активность и способности детей к самостоятельному выполнению физических упражнений;
  2. Формировать двигательные навыки и развивать физические качества (координационные качества, быстроту)
  3. Профилактика нарушения осанки.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать сознательное отношения к учебному процессу;
  2. Воспитывать волевые качества (активность, настойчивость, самостоятельность), воспитывать интерес к занятиям физической культурой и спортом;
  3. Воспитывать нравственные качества (чувство коллективизма и взаимопомощи).

Ожидаемый результат:

  1. Предметный. Формирование навыков и умений в плавании способом кроль на груд и спине. Получат возможность научиться: в доступной форме объяснять технику плавания кролем; соблюдать требования техники безопасности; бережно обращаться с инвентарем и оборудованием.
  2. Метапредметный. Положительное влияние на сердечно – сосудистую, дыхательную и другие системы организма. Способствовать закаливанию учащихся. Развивать у учащихся критическое мышление, внимание, воображение, память.
  3. Личностный. Использовать полученные практические знания в своей деятельности. Исправление и профилактика осанки. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации.

Вспомогательные средства (оборудование):

Конспект урока по плаванию №1

для учащихся 5-х классов

учителя физической культуры И.А.Баринова

Тема: Подготовительные упражнения для освоения с водной средой.

Тип: Урок усвоения новых знаний:

Цель: Формировать навыки плавания кролем на груди и спине.

Образовательные задачи:

1. Ознакомить с подготовительными упражнениями для освоения с водной средой.

Разучить технику скольжения на груди и спине с различными положениями рук.

Развивающие (оздоровительные) задачи:

Развивать интерес, активность и способности детей к самостоятельному выполнению физических упражнений;

Формировать двигательные навыки и развивать физические качества (координационные качества, быстроту)

Профилактика нарушения осанки.

Воспитательные задачи:

Воспитывать сознательное отношения к учебному процессу;

Воспитывать волевые качества (активность, настойчивость, самостоятельность), воспитывать интерес к занятиям физической культурой и спортом;

Воспитывать нравственные качества (чувство коллективизма и взаимопомощи).

Ожидаемый результат:

Предметный. Формирование навыков и умений в плавании способом кроль на груд и спине. Получат возможность научиться: в доступной форме объяснять технику плавания кролем; соблюдать требования техники безопасности; бережно обращаться с инвентарем и оборудованием.

Метапредметный. Положительное влияние на сердечно – сосудистую, дыхательную и другие системы организма. Способствовать закаливанию учащихся. Развивать у учащихся критическое мышление, внимание, воображение, память.

Личностный. Использовать полученные практические знания в своей деятельности. Исправление и профилактика осанки. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации.

Вспомогательные средства (оборудование):

Организационный этап.

Построение, рапорт, приветствие.

Мотивационно-проблематизирующий этап

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

2. Перестроение для выполнения имитационных подготовительных упражнений на суше:

1 Упр. И.п. - кисти рук к плечам

1 - 4 – круговые движения вперед,

5 - 8 – то же назад.

2 Упр. И.п.- стойка левая рука вверх, правая вниз у бедра

1 - 4 – круговые движения прямыми руками вперед,

5 - 8 – то же назад.

3 Упр. И.п.- стоя ноги врозь, руки на пояс,

1 - наклон туловища вправо,

3 - присед руки вперед

5.И.п- сед упор руками сзади на скамейке, попеременные движения ногами вверх-вниз как при плавании кролем.

В одну шеренгу, громко, внятно четко, ясно. Создание психологически комфортной атмосферы на уроке

Определение цели: использовать разные упражнения для анализа и лучшего усвоения учебного материала.

Из одной шеренги в три.

Круговые движения в плечевых суставах выполнять с максимальной амплитудой.

Круговые движения в плечевых суставах выполнять с максимальной амплитудой.

Ноги в коленных суставах выпрямлены. Посмотреть через плечо в сторону наклона.

Пальцами рук коснуться пола.

Ноги в коленных суставах не сгибать. Ладони внутрь, пятки зажаты, спину выпрямить.

Ноги в коленных суставах выпрямлены, стопы натянуты и повернуты внутрь. Амплитуда движений максимальная.

Деятельностный этап

Ознакомить с подготовительными

упражнениями для освоения с водной средой.

Первичное усвоение новых знаний.

1. Элементарные движения рук и ног.

Упражнение 1. И.п. - наклон вперед. Выполнить движения прямыми руками вправо, влево, вперед, назад, одновременно и попеременно, с ускорением и равномерно, напряженно и расслабленно, с различным положением ладоней.

Упражнение 2. И.п. - руки на пояс, маховые движения ногами поочередно левой и правой: назад, в сторону, перед собой, меняя положение стоп.

Первичная проверка понимания

2. Передвижение по дну.

Упражнение 1. Ходьба и бег по дну (вода до пояса), держась за руки: в шеренге, по кругу (хоровод), руки за спиной.

Упражнение 2. Повороты в шеренге, стоя на дне и в движении.

Упражнение 3. Ходьба спиной вперед, правым (левым) боком различными шагами, парами и в других построениях: передвижения прыжками в различных положениях со сменой направлений и скорости передвижения.

Первичная проверка понимания

Упражнение 1. Наклоны вперед с опусканием лица в воду, погружения до подбородка, до глаз и с головой, с открытыми глазами. Упражнения в парах и др.

Первичная проверка понимания

4. Всплывание и лежание.

Упражнение 1. "Медуза",

Упражнение 2. " Поплавок".

Упражнение 3. "Звездочка". (на груди и спине).

Игра "Рыбаки и рыбки".

Первичная проверка понимания

II. Разучить технику скольжения на груди и спине с различными положениями рук.

Скольжение на груди и спине с различными положениями рук и ног.

Упражнение 1. Скольжения на груди, левая (правая) рука вверх, правая (левая) прижата к туловищу.

Упражнение 2. То же на спине.

Упражнение 3. Скольжение с вытянутыми вверх руками, кисти параллельны, положены одна на другую (на груди и на спине). То же на спине.

Упражнение 4. Скольжение с последующим переворотом на бок и на спину.

Упражнение 5. Скольжение со сменой положения рук во время поступательного движения тела вперед (на груди и на спине).

Игра "Поезд в туннель".

Первичная проверка понимания

По лестнице, спиной к воде.

Упражнение выполнять с большим сопротивлением и опорой конечности о воду и наименьшим сопротивлением и свободным движением конечности в заданном направлении. Возможна Игра "Мяч по кругу".

Отвлекающие упражнения в ходьбе и беге, руки при этом принимают самые различные положения (на пояс, за голову, вверх, вперед, одновременные и попеременные загребающие движения руками.

Все упражнения этой группы выполняются с различной скоростью и с изменением направления движений частями тела.

Упражнения в погружении выполнять на глубоком вдохе, задержка дыхания может быть короткой или длинной. В последнем случае необходимо держаться руками за опору, противодействуя выталкивающей силе. Эти упражнения выполняются с открытыми глазами.

Эта группа упражнений позволяет убедиться, что при глубоком вдохе тело приобретает плавучесть и формирует у занимающихся навык горизонтального положения тела в воде.

Эта группа упражнений является переходной от группы упражнений по освоению с водной средой к группе упражнений по обучению спортивным способам плавания.

На задержке дыхания, лицо опущено в воду, верхняя кромка воды у лба (волос). Глаза открыты. Движения ногами от бедра, ритмично с большой амплитудой, коленные суставы не сгибать.

Оценочно-рефлексивный этап

1. Выход из воды.

3. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

4.Выход из бассейна в раздевалку.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели


    Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик бассейна.


  1. Ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно - сначала шагом, потом

  1. Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег.

  1. Ходьба по дну без помощи рук со сменой направления движения.

  1. Ходьба приставными шагами без помощи рук с переходом на бег.

  1. Сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться в воду, опустив лицо до уровня глаз.

  1. Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и опустить лицо в воду ( подбородок прижать к груди), лечь на воду, приподнять таз и ноги к поверхности воды.

  1. “Поплавок” Сделать полный вдох, задержать дыхание и, медленно погружаясь в воду, принять положение плотной группировки. В этом положении сосчитать до десяти, всплыть на поверхность.

  1. “Медуза Выполнив упражнение “Поплавок” расслабить руки и ноги.

  1. “ Звездочка” Из положения “Поплавок” Развести руки и ноги в сторону ( по груди)

  1. “Звездочка” В положении на спине: опуститься по шею в воду затем, опустив затылок в воду, оттолкнуться от дна; руки и ноги в сторону.

IV) Выдохи в воду


  1. Набрать в ладони воду и, сделав губы трубочкой, мощным выдохом сдуть воду

  1. Упражнения в парах - “Насос” Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, по очереди выполнять выдох в воду.

  1. Выдохи в воду, поворачивая голову направо для вдоха, затем тоже самое слева.

  1. Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, доплыть, поворачивая голову для вдоха налево, затем направо.

  1. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед, стоя на дне бассейна, поднять руки вверх наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами.

  1. То же: правая рука впереди, левая - вдоль туловища, Затем поменять положение рук.

  1. То же правая рука впереди, левая - вдоль туловища, затем поменять положение рук.

Упражнения направлены на формирование умения опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечья, стопой, голенью, которые необходимы для дальнейшего овладения загребущими движениями руками и ногами.

Эти упражнения направлены на устранение инстинктивного страха перед погружением в воду. Ознакомиться с выталкивающей подъемной силой воды. Обучить открывать глаза и ориентироваться в воде.

Упражнения направлены на ознакомление с непривычной состоянием гидростатической невесомости. Получение навыка лежания на воде в горизонтальном положении. Научить возможным изменениям положения тела в воде.

Затылок и уши в вверх. Не сгибаться в т/б суставах или поднять живот и таз.
Упражнения направлены на освоение навыка задержки дыхания на вдохе. Научиться делать выдох. Вдох с задержкой дыхания на вдохе. Научить выдыхать в воду.

Тема занятия: Упражнения на скольжения в воде.

Тип занятия: комбинированный урок

Форма занятия: коллективная, групповая.

Цель занятия : совершенствование безопорного горизонтального положения и изучение исходного положения пловца развитие дыхательной системы.

Задачи занятия:

Образовательная: р азвитие скорости , выносливости и дыхательной системы, путем разучивания скольжения в воде.

Развивающая: способность развивать выносливость, силу воли путем преодоления сложностей выполнения упражнений, совершенствование достижения личностно-значимых результатов в физическом совершенстве.

Воспитательная: формировать положительного отношения к физической культуре и спорту, стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни.

Прогнозируемые результаты: Успешное применение упражнений и комплексов на скольжения для развития навыков.

- осознавать значения плавания в своей жизни;

- проявлять упорство в достижении цели;

- связывать успехи с терпением, активностью.

Метопредметные результаты:

регулятивные : видеть ошибку и исправлять её по указанию тренера;

познавательные : ознакомиться с техникой упражнений на скольжение ее совершенствование;

коммуникативные : слушать и слышать друг друга и тренера, исправлять недостатки.

- совершенствовать умения держать тело горизонтально не прогибаться;

- знать технику скольжения на воде;

- уметь бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности в бассейне.

Этап образовательного процесса

Подготовительный (25 мин.)

-Какие качества развивают упражнения на скольжения?

-Как вы думаете зачем нам необходимо выполнять такие упражнения?

-Какие упражнения на скольжения вы знаете?

Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) на суше:
а) И.п-о.с.
1-2 поднимаясь на носки, прогнуться, руки в стороны-вверх
3-4- возвратиться в и.п.

б) И.п.- ст. руки на плечи
1-4 круговые движения в плечевом суставе вперед
5-8 то же назад

в) И.п.- о.с., руки перед грудью
Движения руками в стороны - назад

д) И.п.- то же
Попеременные круговые движения руками назад

е) И.п.- то же
Наклоны вперед с касанием руками пола

ж) И.п.- о.с., руки прямые в стороны, наклонить туловище вперед
Попеременное вращение туловища вправо и влево с доставанием руками пола

и) Прыжки на месте, на правой и левой ноге

к) Сидя на скамейке – выполнять движение ног кролем под счет учителя

подвести учащихся к задачам урока, настроить на урок. Обратить внимание на внешний вид. Информационная технология .

Следить за осанкой.

Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока.

При выполнении упражнений организуем анализ правильности выполнения упражнений учеником.

Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока

Упражнения выполняются в шеренгу по два

Все упражнения разминки выполнять по 6 повтора.

При выполнении упражнений организуем анализ правильности выполнения упражнений партнером

Наклон делать глубже, ноги в коленях не сгибать

При выполнении прыжков на месте – сохранять дистанцию

Установить роль разминки при подготовке организма к занятию.

Здоровье - сберегающая технология.

Уточнить влияние разминки на все группы мышц.

Правильное и сознательное выполнение упражнений.

Определять собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

Определять степень утомления организма во время учебной деятельности.

Установить роль разминки.

Умение выполнять физические упражнения для развития мышц


Правильное выполнение задания

Безопасное поведение во время выполнения задания

Формирование интереса. Активное участие в диалоге с тренером.

Адекватно воспринимать предложение тренера по исправлению ошибок.

Сознательное выполнение определенных упражнений.

Самостоятельно выстраивают версию необходимости занятия плаванием.

Сознательное выполнение определенных упражнений.

Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп

Выполняют команды тренера, контролируют свои действия согласно инструкции тренера

Вся группа во фронтальном режиме слушает тренера.

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.

Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов.

Умение сосредоточиться для достижения цели.

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.

Произвольно строим речевое проговаривание упражнений за тренером.

Обсудить ход предстоящей разминки.

Личностно-ориентиро-ванная технология .

Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками, так и с тренером

Обсудить ход предстоящей разминки

Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с тренером.

Основная часть (50мин)

2. В положении упора лёжа у бортика поставить согнутые ноги на стенку — глубокий вдох; опустить голову (лицом в воду) и задержать дыхание; быстро соединить и выпрямить руки, вперёд, оттолкнуться и скользить на груди, глаза не закрыватьто же, но, когда тело примет горизонтальное положение, выполнить гребок левой (правой) рукой, прижать её к туловищу и в таком положении скользить.

5. Скольжение на груди, руки впереди. Выполнить гребок левой (правой), руку прижать к туловищу и продолжать скольжение; то же, но гребок обеими руками одновременно.

Деление группы на пять отделений.

Рассказ и показ техники скольжения..

Проведение краткого инструктажа, руководство работой, коррекция действий (по мере необходимости).

Читайте также: