На какой земле мы живем планета земля конспект урока

Обновлено: 28.06.2024

Цели: - Дать детям представление о том, что планета Земля – громадный шар, что она очень большая, что большая часть её покрыта водой, есть материки – суша; на планете обитает много живых существ, им для жизни нужна чистая вода, чистый воздух, чистая земля; о загрязнении окружающей среды.

- Развивать ответственное отношение к окружающей природе.

- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Подготовительная работа:

Занятия и беседы о планете Земля, об окружающей природе; о месте человека в природе; о взаимодействии человека с природой; о необходимости беречь и защищать природу. Чтение стихов, пословиц, поговорок, загадок о природе. Рисование, аппликация, лепка.

Материалы и оборудование: Карта, глобус, указка.

Ход занятия:

В: Доброе утро, милые дети,

Вы всех прекраснее на свете!

В: Сегодня, ребята, нас ждёт очень удивительная беседа! Усаживайтесь поудобнее, я вам что-то расскажу.

Мы с вами живём на замечательной планете, она называется…

В: Да, верно! Какая же она, наша Земля?

Д: Красивая, голубая, большая, необычная и др.

В: Представьте, что вы космонавты, летящие в ракете как выглядит в космосе наша Земля?

В: Наша планета – огромный, преогромный шар, нужно много, много дней, даже месяцев, чтобы обойти её.

В: Что же есть на нашей планете?

В: Прежде всего на нашей планете есть два полюса. Как они называются?

В: Один – северный, другой – южный. Северный - сверху земного шара, южный внизу.

Что ещё есть на нашей планете?

В: Большая часть земли покрыта водой – это моря и океаны. Слышали про них? Может быть, знаете, как называются моря и океаны?

Голубым цветом на глобусе обозначена вода. Что ещё есть на нашей планете?

В: Среди океанов есть большие участки твёрдой земли – материки, суша. Вот это самый большой материк – Евразия. Этот материк расположен в северной части земного шара, ближе к северному полюсу. Вот ещё один материк – Африка. Что-нибудь знаете про Африку?

В: Африка расположена в середине земного шара, немного ближе к южному полюсу. Теперь я вам покажу очень интересную, длинную сушу, состоящую из двух частей. Обе они соединяются узкой полоской, похожей на тонкую шею. Кто-нибудь знает, как называется этот материк? Это, ребята, Америка. Она состоит из двух частей: верхняя – Северная Америка, нижняя – Южная Америка. Эти материки протянулись по всему земному шару, от северного полюса к южному.

Кто знает, что есть на полюсах земного шара?

Оба полюса – самые холодные места на земле. На северном полюсе суши нет, там океан, он всегда покрыт льдами. Он так и называется – Северный Ледовитый океан. На южном полюсе ещё холоднее, чем на северном. Там есть суша – материк Антарктида.

Остался последний материк. Он самый маленький – это Австралия. Этот материк, как большой остров со всех сторон окружен океаном.

Посмотрите внимательно, ребята, на нашу карту, или на глобус. Как выглядит земной шар? Чего больше на нашей планете Земля, воды или суши?

В: Да воды, океанов и морей, намного больше. Кто живёт в морях и океанах? А на суше живёт кто-нибудь? Кто же?

В: Конечно, на всех материках обитает очень много живых существ: растут растения, живут большие и маленькие животные и люди. Много разных народов проживает на всех материках. Только одна суша необитаема – Антарктида. Из-за сильного холода там не растут растения, люди тоже постоянно там не проживают. Только некоторые животные обитают в прибрежных водах океана.

В: Если моря и океаны изображены голубым цветом, то суша, там, где она всегда покрыта снегом - белая. Везде, где не слишком холодно, и не слишком жарко, растёт много зелёных растений, поэтому большая часть суши изображена зелёным цветом.

В средней части земного шара очень жарко круглый год. А в Африке жарко или холодно?

В: Да, там очень жарко. В Африке много пустыней, покрытых песком, практически нет воды и растений очень мало. Поэтому большая часть Африки закрашена жёлтым цветом. Юг Северной Америки тоже весь в пустынях.

Теперь мы с вами знаем, где полюса на земном шаре, где материки, а где вода – океаны и моря. Вот какая разноцветная наша Земля!

В: А где же на Земле живём мы с вами? Где наш материк, где на нём место, которое занимает наш посёлок? Как он называется?

Как называется наше государство?

Наше государство – Россия расположено вот на этом материке (показывает на карте). Наша страна большая и занимает много места на карте. Кто знает как называется главный город в России?

Правильно, Москва, смотрите, где она находится. А здесь находится наш посёлок.

В: Сейчас, ребята, я расскажу вам самое главное! Наша планета Земля в опасности! На ней много больных мест. Это получилось потому, что люди построили много заводов и фабрик, электростанций, атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и их загрязняют, нефть из танкеров во время аварий проливается в воды морей и океанов. Вот так загрязняется наша планета Земля и от этого загрязнения гибнут животные и растения, болеют люди. Гибнет природа! Наша планета Земля в опасности, её надо спасать общими усилиями.

Как же мы с вами можем помочь нашей планете?

Чтобы помочь – нужно научиться любить природу, любить её с детства. Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери, цветочки, травинки. Этим занимаются люди, которые называются экологами. А вы хотите стать маленькими экологами?

Тогда мы с вами будем стараться беречь и охранять природу, помогать живым существам, будем делать добрые дела.

Я вам сейчас покажу два места в нашей стране, которые нужно спасать. Далеко в Сибири есть озеро Байкал. Это очень красивое озеро. Сейчас оно загрязнено. Люди не только в нашей стране, но и в других государствах думают, как его спасти. Смотрите, где оно на глобусе. Ещё далеко от нас на юге нашей страны есть Аральское море. С ним другая беда, воды в нём с каждым годом становится всё меньше и меньше, оно усыхает. Сейчас люди тоже думают, как его спасти.

А как вы думаете, нашему посёлку грозит опасность?

В: Самая главная беда в нашем посёлке – это мусор! Да, ребята, вы правильно заметили, мусор везде, в лесу, на берегу родников, речки, возле домов.

Ребята, поговорите, пожалуйста, с родителями, что угрожает нашему посёлку и чем мы можем ему помочь?

Дети задают вопросы

Цель: дать детям представления об уникальности планета Земля. Развивать познавательные интересы, потребность в самостоятельной поисковой деятельности.

• закрепить представления детей об океанах и материках планеты Земля;

• продолжать знакомить с законами природы;

• формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде, представление о том, что вода - составная часть всех живых организмов планеты;

• учить применять свои знания о растительном и животном мире для поиска объекта, извлекать нужные сведения из имеющихся данных;

• развивать логическое мышление, фантазию, воображение детей;

• воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.

• модель Солнечной системы;

• магниты и таблички с названием планет;

• бутылка с запиской, иллюстрации животных Австралии;

• аудиозапись шума воды;

• бутылка с посланием инопланетян;

• чтение книг, беседы, наблюдения и рассматривание иллюстраций о космосе и Солнечной системе;

• чтение книг о животном мире разных континентов;

• заучивание стихотворений о космосе.

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Вводное слово воспитателя:

- Сегодня - день рождения Земли!

Как яблоко на блюдце,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё исчерпать до дна.

Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня.

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ.

Не то Земли не будет

И каждого из нас.

Воспитатель: Ребята, недавно нашими учеными были получены и расшифрованы сигналы из космоса.

Вот первый сигнал.

В следующем сигнале кто-то просил о помощи. Я думаю, что это сигнал от жителей далекой планеты, путешествующих в космосе. Они сбились с пути и просят помочь определить, где находятся их космические корабли. Хотите им помочь, ребята? Давайте прочитаем расшифрованные сигналы. Тот, кто догадается, о какой планете идет речь, отправится в полет на эту планету и установит табличку с ее названием. Этим мы поможем путешествующим инопланетянам определить, где они находятся.

Используется модель Солнечной системы. Цветными магнитами дети отмечают расположение кораблей в космосе и обозначают название планет.

Я оказался на планете, сплошь затянутой облаками. Здесь настолько жарко, что я пеку пироги за две секунды.

Дети: Это Венера.

Воспитатель: Планета, на которой я оказался, самая маленькая во всей Солнечной системе и расположена ближе всех к Солнцу.

Дети: Это Меркурий.

Воспитатель: Я оказался на планете, которая выглядела красной, когда я к ней подлетал, когда я стал на ней жить, то часто обнаруживал на поверхности планеты углубления, похожие на пересохшие каналы.

Воспитатель: когда я подлетал к этой планете, то заметил кольца, окружающие ее.

Дети: Это Сатурн.

Воспитатель: Я оказался на самой большой из планет Солнечной системы. Она состоит из жидкости и газа.

Дети: Это Юпитер.

Воспитатель: Я оказался на восьмой, считая от Солнца, планете.

Дети: Это Нептун.

Воспитатель. Я нахожусь на самой удаленной от Солнца и самой холодной планете.

Дети: Это Плутон.

Воспитатель: Ребята, до какой планеты, кроме Земли, не долетели путешественники?

Как вы думаете, о какой планете идет речь?

Дети: О Земле.

Воспитатель: ну что же, теперь посмотрим на Землю!

Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус, обращает их внимание на то, что на глобусе больше синего цвета.

Что же обозначено на глобусе, синим и голубым цветом?

Дети: Океаны, моря, озера, синие линии — это реки.

Воспитатель: Человек без пищи может прожить несколько дней, а без воды — нет. Так и все живое на Земле не может жить без воды.

А без чего еще на Земле невозможна жизнь?

Дети: без воздуха и солнечного света.

Давайте с вами сядем на теплоход и отправимся в плавание. Сейчас мы на реке, река впадает в море, а теперь мы уже в океане. (Слова сопровождаются показом на глобусе или карте.)

Воспитатель: Отгадайте загадку:

В морях и реках обитает, но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать, на землю падает опять.

Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но вода в океанах и морях солёная, а человеку, животным, растениям нужна пресная вода. А пресной воды, пригодной для питья, на Земле мало, её становится всё меньше. И виноваты в этом люди. На поверхность Мирового океана ежегодно выпадает 200 тысяч тонн свинца, около 7 тысяч тонн ртути, кадмия, мышьяка и других тяжёлых металлов. С кораблей сбрасывают в воду огромное количество мусора. Это приводит к гибели морских животных. Загрязняют Мировой океан люди.

Ребенок читает стихотворение:

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.

И поэтому всегда всем везде нужна вода!

Воспитатель: бежит вода, струится – и прямо в домик твой.

К ней надо относиться как к ценности большой.

Коли зря течёт вода, кран закрой, а то беда!

Запомните! Если водопроводный кран неисправен, подтекает, за 1 час накапает больше литра воды. Посчитайте, сколько воды вытечет за день? Почти 3 ведра.

Вода – это драгоценный дар природы. И мы должны её беречь. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озёра различный мусор, моют в них машины. Сильно загрязняют воду заводы и фабрики. В воде, загрязнённой сточными водами фабрик, заводов и жилищ, гибнут растения, животные. Большой вред водоёмам приносит загрязнение нефтяными продуктами. От них погибают рыбы, птицы и другие животные.

Но всегда ли вода — это хорошо?

Дети по очереди называют, как и когда вода приносит человеку пользу, а в каких случаях вода может быть опасна (нанести вред).

Воспитатель: Наш теплоход причалил к берегу.

Звучит спокойная музыка, напоминающая шум воды. Воспитатель предлагает поиграть.

Воспитатель: попробуем двигаться, как будто мы волны, улыбнемся друг другу и пошуршим.

Воспитатель: Ребята, что это за бутылка? Ее, наверное, волной прибило к берегу. Давайте прочитаем записку. (Воспитатель читает.)

Ребята, я думаю, нам не сложно будет оказать помощь инопланетянам, так как здесь есть подсказки. Вот первая из них.

Первая подсказка: Мы оказались на огромном куске суши, со всех сторон окруженной жидкостью, нам очень, очень жарко. Помогите понять, где мы находимся.

Давайте подумаем, о чем здесь идет речь: о материке или об острове? Что это за жидкость? Можем мы сказать, на каком из материков находятся наши существа?

Воспитатель: Давайте прочтем дальше.

«Здесь живут диковинные существа.

Воспитатель: можем ли мы теперь предположить, на каком материке находятся эти инопланетяне?

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Показ на глобусе.

Можем ли мы сказать, на каком материке находятся эти путешественники?

Показ на глобусе.

Давайте подумаем, о чем здесь идет речь. Можем ли мы сказать, где находятся гости из космоса? Давайте проверим свои предположения.

Дети: это белый медведь.

Дети: Северный олень.

Воспитатель: Подсказок немного, но, может быть, вы догадались, где находятся эти инопланетяне.

Показ на глобусе.

Давайте подумаем, о чем здесь идет речь. Можем ли мы точно сказать, где находятся наши существа?

Воспитатель: Давайте почитаем дальше.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы —

Уши больше головы.

Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, желуди искал.

Я пугать его не стал.

Хоть верь, хоть не верь,

Пробегал по лесу зверь.

Нес на лбу он не спроста

Два развесистых куста.

Он как елка — весь в иголках,

Ловит смело страшных змей

И малюсеньких мышей.

Воспитатель: Подумайте, где могут жить такие звери?

Воспитатель: А теперь найдите на глобусе континент, где больше всего лесов. Вспомните, каким цветом они обозначены на глобусе и карте.

Посмотрите, один из космических кораблей залетел к нам.

Вносится объемная модель космического корабля.

Воспитатель: они хотят нам что-то сказать.

Включается аудиозапись со словами благодарности, восхищением планетой Земля и просьбой беречь ее и все живое на ней.

В этом году я первый год начинаю работу по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Изучение географии начинается в 5-м классе. Я использую УМК “Полярная звезда” издательства “Просвещение”, который включает в себя: учебник “География 5-6” А.И. Алексеев, тетрадь “Мой тренажер” В.В.Николина, диск к учебнику, а также методическая литература в данном пособии. Начало учебного года показало, что пятиклассники гораздо менее организованны, чем ученики 6 класса, у них более рассеянное внимание, дети быстрее устают. Поэтому, вместо традиционного урока по теме обобщающего повторения, я решила провести игровой урок в виде географического квеста. В этот день в школе проходил день самоуправления и мне с удовольствием взялись помогать ученики 7 класса.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений по темам: “Введение”, “На какой Земле мы живем”. Форма: географический квест, который предполагает решение учебных и практических задач по темам, работа с географическими картами, с заданиями тетради “Мой тренажер” (в качестве домашнего задания).

  • Предметный – знать содержание темы.
  • Метапредметный – умение планировать учебные действия в соответствии с учебной задачей, умение анализировать, обобщать, классифицировать, и устанавливать причинно-следственные связи, умение работать с информацией, представленный в различных форматах, умение работать в группе над общим заданием и находить общее решение, умение обосновывать свою точку зрения.
  • Личностные – умение самостоятельно оценивать собственные возможности в решении учебных задач, умение вести диалог и корректно отстаивать свою позицию, формировать потребность к самовыражению и самореализации, повышать интерес к географии и расширять свой кругозор.
  • Тетрадь “Мой тренажер” (задания 12-18 стр. 9 дома);
  • Задания для проверки знаний и умений учащихся по темам (см. этапы квеста);
  • Ресурсное обеспечение программы;
  • Параграф 1-4;
  • Карты мира (физическая и политическая);
  • Портреты путешественников.


Ход урока

1. Организация начала урока. Объявление темы географического квеста. Разделение класса на команды. Выбор капитанов и названия команды. Выдача маршрутных листов.

2. Последовательное прохождение командами этапов квеста. Оценивание каждого этапа в баллах с записью в маршрутный лист команды.

Этап “Географическая викторина”

Проверяет усвоение основных понятий по темам. А также повторяет вопросы, изученные в курсе окружающего мира начальной школы

Примерные вопросы:

1. Материк – родина волнистых попугайчиков и кенгуру (Австралия).

2. Птицы, которые не умеют летать (страус. Пингвин).

3. Самое глубокое озеро в мире (Байкал).

4. Самое большое озеро в мире (Каспийское).

5. На каком материке нет ни одной реки (Антарктида).

6. На долю какого государства выпадает четверть всех землетрясений в мире (Япония).

7. Самые протяженные в мире горы (Анды).

8. Самые протяженные горы в России (Уральские).

9. Самые высокие горы (Гималаи).

10. Самый неспокойный океан, где чаще всего бывают цунами, землетрясения, штормы (Тихий).

11. Океан, расположенный в одном полушарии (Индийский).

12.Самый большой остров (Гренландия).

13. Самый маленький материк (Австралия).

14. Самый большой материк (Евразия).

15. Материк, который открыли позже других (Антарктида).

16. Кто автор книги “Хождение за три моря” (Афанасий Никитин).

17. В каком океане находится “Огненное кольцо” (Тихий).

Этап “Узнай мир”

Развивает интерес учащихся к географическим картам. Проверяет знание карты, поощряет умение работать в команде и приходить к общему решению.

Найди и покажи на карте: Гавайские острова, Филиппинские острова, мыс Доброй Надежды, Большие Антильские острова, остров Огненная Земля, Магелланов пролив, Берингов пролив, остров Мадагаскар, остров Гренландия, самый большой материк. Самый маленький материк, материк, состоящий из двух частей света, часть света, состоящая из двух материков, самый глубокий океан, самый пресный океан.

Этап “Угадай путешественника”

Проверяет усвоение основных этапов развития географических знаний о Земле, роль каждого из путешественников в освоении земли, развивает зрительную память учащихся.

Часть 1

1. Тверской купец. Совершил путешествие из России в Индию. Автор путевых заметок “Хождение за три моря” (Афанасий Никитин).

2. Известный мореплаватель. Стремился открыть морской путь в Индию, плывя из Европы на запад. Открыл множество островов и даже целую часть света. До конца жизни был убежден, что открытые им земли – Индия. (Христофор Колумб).

3. Португальский мореплаватель, экспедиция которого первой совершила кругосветное путешествие (Магеллан).

4. Этот землепроходец положил начало географическим открытиям в Сибири (Ермак Тимофеевич).

5. Этот путешественник был убит на Филиппинских островах в стычке с туземцами(Магеллан).

6. Под его руководством из первого кругосветного путешествия вернулся единственный уцелевший корабль(Элькано).

7. Этот путешественник писал: “риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях, настолько велик, что ни один человек никогда не решиться проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. (Джеймс Кук).

8. Так назывались шлюпы первой русской арктической экспедиции (Восток и Мирный).

9. Какие географические названия говорят нам об их первооткрывателях или исследователях (проливы – Магелланов, Берингов, мысы – Челюскин, Дежнева, моря – Лаптевых, Берингово, остров Тасмания, город Хабаровск и др.).

Часть 2

  • Никитин;
  • Марко Поло;
  • Беллинсгаузен;
  • Лазарев;
  • Кук;
  • Васко Да Гамма.

Этап “Знаешь ли ты политическую карту”

Задание этапа: с помощью карты заполни таблицу.


Задание подготавливает школьников к участию в олимпиаде по географии, развивает умение пользоваться различными картами атласа, проверяет усвоение знаний о материках и частях света, учит анализировать и классифицировать информацию.

Планета – большое небесное тело, по форме близкое к шару, движущееся вокруг Солнца и светящееся отражённым солнечным светом.

Глобус – вращающаяся модель земного шара, Луны или других планет Солнечной системы с картографическим изображением их поверхности.

Ось Земли – воображаемая линия, проходящая через центр Земли

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017. – С. 33–34.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наша планета – Земля, и мы на ней живём. Это наш дом. Людям всегда было интересно, что представляет собой Земля, как устроен мир. Ученые высказывали множество предположений о том, как выглядит Земля.

Древние индийцы были уверены в том, что Земля плоская, лежит на слонах. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха – на свернувшейся кольцом змее.

Было ещё одно представление о Земле: это огромная гора, которую со всех сторон окружает море, а над ней расположено звёздное небо в виде перевёрнутой чаши. Были и такие, которые представляли нашу планету в виде круга, который лежит на трёх плавающих в океане китах. Многие сомневались: так ли это?

Ведь если Земля плоская, то рано или поздно кто-то должен дойти до края. Но ещё никому из людей это не удавалось.

А что вы знаете о Земле?

Какой она формы? Движется Земля или стоит на месте?

Сегодня все знают, что Земля имеет форму шара.

Но как об этом узнал человек? Ведь, по сравнению с планетой, он настолько мал, что не может увидеть её всю сразу.

Ещё с древних времен люди догадывались, что наша планета имеет выпуклую форму. Они замечали, что, взобравшись на дерево, можно увидеть то, чего не видно, стоя на земле, а, поднявшись на гору, можно увидеть совсем далёко.

Морские путешественники замечали, что, подплывая к берегу, сначала видят возвышенности и только потом – низкие берега.

И, наоборот, наблюдающие с берега видели сначала паруса и лишь затем – сам корабль. Именно эти наблюдения навели наших предков к мысли, что Земля шарообразная.

Доказал это предположение почти пятьсот лет назад португальский мореплаватель Фернан Магеллан.

Он со своей командой на пяти кораблях начал путешествие, которое длилось три года. Они плыли всё время прямо и приплыли к тому самому берегу, откуда начали своё плавание вокруг света.

Окончательно человечество убедилось в том, что наша планета имеет форму шара, когда удалось увидеть планету со стороны. Юрий Гагарин первым из людей поднялся в космос.

Он увидел нашу планету со стороны. Это огромный светящийся шар голубого цвета.

Изучить форму Земли, её поверхность вам поможет глобус.

Посмотрите, что держит в руках наша Мудрая Черепаха? Это и есть глобус, модель нашей планеты. Так выглядит наша Земля, если уменьшить её во много-много раз.

Глобус насажен на ось и прикреплён к подставке.

На нём изображено всё, что есть на Земле: океаны и моря, реки и озёра, горы и низменности.

Большая часть глобуса окрашена в голубой цвет. Это моря и океаны. Чем глубже морские впадины, тем темней цвет.

А эти голубые волнистые ленты – реки. Они несут свои воды в моря и океаны. А вот посмотрите: на глобусе некоторые места раскрашены коричневой и зелёной краской.

– Как вы думаете, что это?

Это суша. Как вы, наверное, догадались, зелёным цветом раскрашены равнины, а коричневым – горы. Чем выше горы, тем темнее цвет.

Жёлтым цветом обозначены пустыни, а белым – льды и снега.

Так выглядит современный глобус, созданный после многочисленных исследований нашей планеты.

Потому что, по его представлению, Земля похожа на яблоко.

Итак, наша планета имеет форму шара, и поэтому людям не удавалось дойти до края Земли. Зато люди могут совершать кругосветные путешествия: обогнув Землю, вернуться на то же место.

– А как вы думаете: Земля неподвижна или движется?

Конечно же, Земля движется, как и все планеты. Она вращается вокруг ближайшей звезды – Солнца. Она мчится с огромной скоростью. Но, несмотря на это, Земля за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большое расстояние.

Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится, как волчок.

Солнце освещает то одну сторону Земли, то другую. Если сторона Земли освещена Солнцем, значит, на её территории день, а на обратной, не освещённой стороне, – ночь. Смена дня и ночи происходит постоянно, потому что Земля вращается непрерывно.

Таким образом, мы выяснили, что Земля имеет форму шара, она движется вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси. А помогает нам изучать поверхность Земли модель нашей планеты – глобус.

Читайте также: