Н с гумилев наступление война конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Читайте по теме:

Композиция

В стихотворении 6 катренов. Каждый из них планомерно передаёт эмоции писателя, показывает его отношение к происходящим событиям. Перекрестная рифмовка применяется в стихотворении.

Стихотворение можно отнести к военной лирике Гумилева. Оно проникновенно, но лишено излишнего пафоса.

Средства выразительности

Тропы позволяли Николаю раскрывать созданные им образы. Средства выразительности были отборными, что подтверждается текстом стихотворения.

Читайте по теме:

Эпитеты

Голос дикий, золотое сердце, мысли великой – пот примеры эпитетов, которыми украшает свою поэтическую речь поэт, рисуя читателям картины военных действий.

Олицетворение

Гневных морей – пример олицетворения, которое использовал Николай Степанович.


Используемые технологии: технология критического мышления.

Оборудование: презентация, портрет Николая Гумилева, карточки со стихотворениями Николая Гумилева.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пение, белых павлинов
И стертые карты Америки .

- Ребята, как вы думаете, важна для нас эта тема? Почему? (Русский человек должен знать русскую историю, историю русской литературы, потому что, зная прошлое, мы можем изменить своё будущее, не допустить ошибок, которые допускали наши предки; мы должны знать русскую литературу, т.к. это часть русской культуры, нам это нужно, чтобы стать культурными и образованными людьми; каждый человек должен уважительно относиться к русской литературе, если он настоящий гражданин своей Родины, патриот России).

- Ребята, какую тему мы начали изучать с вами на прошлом уроке? (мы с вами начали знакомство с поэзией Серебряного века, поэтами-символистами).

- Давайте вспомним, с какими историческими событиями связан этот период развития русской литературы? (В начале 20 века политическая ситуация дестабилизировалась. Поднялась волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянских выступлений и террористических актов, спровоцированных русско-японской войной (1904-1905) и экономическим кризисом. События первой русской революции (1095-1907) поставили Николая II перед необходимостью определения концепции дальнейшего государственного развития России).

- Изменения произошли и в русской литературе. Какие?

– Что такое символизм? (Это литературное течение (направление) в поэзии Серебряного века. Символизм возник во Франции и связан с именами поэтов Ш.Бодлера, П.Верлена, А.Рембо, С.Малларме и др.)

- Каких русских поэтов-символистов вы знаете? (В.Брюсов, Вяч. Иванов, А.Белый, А.Блок)

II. Итак, сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним течением поэзии Серебряного века и поговорим о замечательном поэте-акмеисте Николае Степановиче Гумилеве.

Слайды: 1, 2, 3.

(Запись темы урока, постановка ребятами целей урока)

Самое главное об акмеизме отразите в таблице, которую мы с вами начали заполнять на прошлом уроке, когда говорили о символизме. В этом вам поможет презентация.

Это литературное направление оставило заметный след в истории русской культуры. Достаточно назвать имена А.Ахматовой и О.Мандельштама – поэтов, во многом определившим судьбу русской поэзии 20 века, чтобы понять значение акмеизма как литературной школы.

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь….

Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.

- Итак, ребята, что вы записали в таблицу? (поэтов-акмеистов, особенности акмеизма, какие?)

Яркий представитель поэтов русского "серебряного века", переводчик, критик, теоретик литературы, один из метров акмеизма, Николай Степанович Гумилев многое успел за недолгую жизнь.

- Анна Ахматова описала Гумилёва в строках своего стихотворения. (Слайд 8).

- Как вы поняли эти строки? Что является характерными чертами Гумилева-поэта?

/Любовь к возвышенному ("за вечерней пение"), экзотическому ("белых павлинов"), страсть к путешествиям, озаренная Музой Дальних Странствий ("стертые карты Америки")? /

- Знакомясь сегодня с творчеством Н. Гумилева, мы с вами сможем убедиться, насколько верно это замечание Ахматовой.

- Каким предстает лирический герой Гумилева? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока

Просмотр презентации по творчеству Н. Гумилева, сопровождающейся лекцией учителя.

Учащиеся делают краткие записи в тетрадях.

Итак, страница первая. (Слайд 11)

Читать он выучился довольно поздно: в 6 лет, но уже к 12 годам перечитал обширную библиотеку родителей и то, что могли предложить друзья и знакомые. С тех пор его комната стала наполняться книгами. Чтение становится любимым занятием, любимым писателем – Пушкин, любимой наукой – наука о литературе.

Начитанность и образованность его были удивительны, современники отмечают, что, казалось, не было таких вещей, о которых он ничего не знал, начиная от французского сыра или итальянских вин и кончая сложнейшими философскими вопросами. Немногими словами он мог очертить любую историческую эпоху так, что слушателю казалось, будто он сам побывал в том времени.

(Слайд 13) Детство Гумилёва прошло в Царском Селе, дома получил начальное образование. В 1895 году поступил Петербургскую гимназию. Затем семья переехала в Тифлис, и будущий поэт продолжил обучение в местной гимназии. Стихи начал писать с двенадцати лет. С 1903 года семья Гумилёвых окончательно поселилась в Царском Селе, и Николай поступил в 7-й класс Царскосельской гимназии.

(Слайд 15) В 1906 году Н.С. Гумилёв совершает своё первое путешествие – в Париж, где учится в Сорбонне, затем – Италия, Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия, Африка. Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами. Однажды в пути караван встретился с двумя абиссинцами, которые шли к пророку Гуссейну. Николай Степанович заинтересовался и отправился к жилищу пророка. Гуссейн принял европейцев с почётом, позволил всё осмотреть. Для испытания греховности человека служили два больших камня, между которыми был узкий проход. Надо было раздеться догола и пролезть между ними. Если кто застревал, он умирал в страшных муках, и никто не смел протянуть ему кусок лепёшки или подать стакан воды. В этом месте валялось много черепов, костей. Как только ни отговаривал Гумилёва племянник, он всё-таки решил пролезть между камнями. Всё закончилось благополучно, и племянник поспешил увести караван подальше, пока дядюшка не выдумал ещё что-нибудь проверить.

(Слайд 16) Учитель. Послушайте стихотворение и скажите, о чём это стихотворение, какова его главная мысль?

Как в этом мире дышится легко!
Скажите мне, кто жизнью недоволен,
Скажите, кто вздыхает глубоко,
Я каждого счастливым сделать волен.

Пусть он придет, я расскажу ему
Про девушку с зелеными глазами,
Про голубую утреннюю тьму,
Пронзенную лучами и стихами.

Пусть он придет! я должен рассказать,
Я должен рассказать опять и снова,
Как сладко жить, как сладко побеждать
Моря и девушек, врагов и слово.

А если все-таки он не поймет,
Мою прекрасную не примет веру
И будет жаловаться в свой черед
На мировую скорбь, на боль — к барьеру! (Выражение относится к одному из вариантов проведения дуэли на пистолетах. Он заключался в том, что противников разводили на определённое расстояние, давали команду и они начинали сходиться - вплоть до определённого минимального расстояния, которое было ограничено какими-либо предметами (например, воткнутыми шпагами) . Эти самые предметы и носили название "барьеров". И если тот, кто обязан был встать у барьера и дожидаться выстрела, этого не делал, противник был вправе потребовать его "К барьеру! ")

Учитель: Для него словно не существовало несбыточного.

(Слайд 19) Он встретил её в 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было 17 лет, а ей – 15. Начиналось всё подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба – полулюбовь: вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан… Её фамилия была - Горенко, Анна Горенко (Будущий поэт – Анна Ахматова). В октябре 1905 года он стал наконец бывать в её доме, познакомился с семьёй. Несколько раз делал предложение и… получал отказ за отказом. Наконец 25 апреля 1910 года в Николаевской церкви они обвенчались. Но счастья не было.

Из воспоминаний Анны Горенко.

Луна восходит на ночное небо
И, светлая, покоится влюбленно.

По озеру вечерний ветер бродит,
Целуя осчастливленную воду.

О, как божественно соединенье
Извечно созданного друг для друга!

Но люди, созданные друг для друга,
Соединяются, увы, так редко.

- Что чувствует лирический герой? (Грусть оттого, что любящие друг друга люди не всегда могут быть вместе)

- Какие моменты личной жизни поэта отражены в стихотворении? (разлука с женой).

В детстве он любил играть оловянными солдатиками: придумывал сложные военные операции, обучал солдат храбрости и бесстрашию. А 24 августа 1914 года записался добровольцем в Действующую армию. Как воевал? О храбрости его ходили легенды. Но удивительнее храбрости было, пожалуй, другое: он, человек, привыкший к комфорту, безропотно сносил все тяготы похода: ему приходилось не есть по нескольку дней, стаскивать сапоги с распухших ног, разрезая голенища.

Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели
Ослепительны и легки.
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий.
Это медь ударяет в медь.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.

И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.

(Гумилёв был участником Первой мировой войны. Тема войны, защиты Родины. Поэт действительно шокирован не только размахом военных действий, но и тем фактом, что каждый день на его глазах погибают десятки людей)

(Слайд 25) Учитель. 24 декабря 1914 года он был награждён Георгиевским крестом четвёртой степени, 15 января 1915 года за отличие в делах против германцев произведён в унтер-офицеры. За бой 6 июля 1915 года представлен ко второму Георгиевскому кресту и произведён в прапорщики. Георгиевскими крестами награждали только за особое мужество и бесстрашие.

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Потонувшей в густом плюще

Первичная проверка понимания

- Итак как вы представили личность Н.С.Гумилёва?

(Слайд 29) Пример кластера: Н.С. Гумилёв (поэт, воин, книголюб, путешественник, человек несгибаемой воли, человек чести)

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

(Слайд 31) Анализ стихотворения.

- Какова тема стихотворения? ( Тема любви. Мир, открытый им за тысячи километров от России, он готов с радостью бросить к ногам любимой женщины, которая ничего в своей жизни не видела, кроме серых туманов и холодных дождей).

- Каково настроение стихотворения?

(оно грустное, почти тревожное)

- Где происходит действие? Как оно происходит?

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. Читатель переносится на самый экзотический континент - Африку.)

- Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

- Кто ведет повествование?

- Каким вы представляете его себе?

(Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Он нежный, терпеливый, мудрый. Его любимая нуждается в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву. И все это для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной дождями и туманами России).

- Что можно сказать о героине?

(Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить.)

- Как вы считаете, рассказ героя выдумка?

Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что "много чудесного видит земля", и человек при желании способен увидеть то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от "тяжёлого тумана", который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё остались райские уголки.

- Что можно сказать о композиции стихотворения?

(Кольцевая. Создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному).

- С помощью каких средств художественной выразительности автору удается преобразить рассказ?

Сравнения: Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, "вдали он подобен цветным парусам корабля", "и бег его плавен, как радостный птичий полёт".

- Помогла сказка?

(Нет, любимая плачет. Волшебная сказка лишь усугубляет одиночество. Последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно)

- Основная мысль – выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования.

Подведение итогов урока.

- Вернемся к вопросу, поставленному в начале лекции. Посмотрите свои записи и ответьте на вопрос:

Опорный конспект по теме

1886 г. — родился в Кронштадте в семье морского врача.

1900 г. — учеба в тифлисской гимназии.

1902 г. — первая газетная публикация стихотворения.

1906 г.— завершение гимназического образования в Царском Селе. Поездка в Париж в Сорбонну.

1908 г. — путешествие по Египту.

1908—1909 гг. — обучение в Петербургском университете.

1909, 1910, 1913 г. — путешествие по Африке.

1910 г. — брак с Анной Ахматовой.

1912 г. — поездка в Италию.

1914 г. — в начале Первой мировой войны поступил добровольцем в уланский полк; был награжден двумя Георгиевскими крестами.

1917 г. — заготовка сена для армии.

1921 г. — 3 августа был арестован, 24 августа приговорен к расстрелу, на следующий день приговор приведен в исполнение.

Темы лирики Н. Гумилева:

Гумилев трижды был в Африке. Эта страна покорила его. Он не просто путешествовал, проводил большую научную работу. В стихах просматривается экзотика Африки, традиции племен

Гумилев не писал политических стихов, он уклонился от прямого диалога с современностью. Он так, во всяком случае, кажется на первый взгляд — промолчал о том, что творилось со страной и народом в огненное пятилетие 1917–1921 годов. Но действительность была такова, что и молчание осознавалось и истолковывалось как акт гражданского выбора, как недвусмысленная политическая позиция.

МОТИВЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВА

Отличительной характеристикой от произведений большинства поэтов состоит в том, что в стихах Гумилева практически нет патриотизма и политики.

Основной чертой творчества Гумилева является экзотика. И лирический герой Гумилева, - самоуверенный, отважный, задорный, как и сам поэт.

Гумилев, в сознании читателей воспринимается великим путешественником, но его любовные стихотворения столь же тонки и полнокровны, хоть и находится немного в тени по сравнению с остальными его произведениями. Анна Ахматова была его первой женой, матерью его детей. Стихотворение " Она " посвящено ей.

Любовная лирика поэта навевает дикой страстью и волей. Некоторые его стихотворения настолько мелодичные, что близки к романсу. А в стихотворении " Из логова змиева ", Гумилев использует форму былин и былинные образы.

В отличие от, например, стихотворений Сергея Есенина у Гумилева любовь - это чувство, которое включает в себя стихию природы. И эта стихия недоступна человеческой воле, она всегда грозная. Стихия кого хочет милует, кого хочет казнит. Таким же свойством обладает и любовь. В любовных стихотворениях Гумилева нет грубости, неуважения к женщине, пошлости. Наоборот, полное преклонение перед женщиной. Благородный рыцарь с розой и мечом. Герой доходит до жертвенности и самоуничтожения, как это ярко выражено в стихотворении " Отравленный ".

Даже на Венеру , на эту необитаемую планету, Гумилев забрасывает своего героя-любовника. В этом стихотворении заложен практически тройной смысл: Венера-планета реальная, Венера - судьба, Венера - богиня любви.

Лирика Гумилева ближе всего к стихотворениям Александра Блока , который любовь боготворил. В поэзии Гумилева образ женщины-это образ "вечной женственности", как это проявляется в стихотворении " Я и Вы ". "Земное" и "божественное" - два этих начала тесно переплетены в стихах поэта о любви. В стихотворении " О тебе ", Гумилев как будто бы обращается к земной женщине, подруге, жене.

Через мотив стихии происходит принадлежность женщине к божественному:

"Тогда я воскликну: «Где же

Ты, созданная из огня?"

В произведении " Шестое чувство ", поэт хочет сказать о том, влюбленность - это "желание", а вот любовь-истинное интимное и глубокое чувство.

Иногда в поэзии Гумилева, герой благородный, смелый, прыткий. Поэт пишет о неразделенной любви, но не очерняет возлюбленную при этом. Он благодарит ее за проведенное вместе время, и в стихотворении " Прощанье " показывает это чувство.

Стихи Гумилева о любви - это целый мир, яркий, тонкий, интересный, через которую читатель видит не только душу и настроение поэта, но и характер и настроение эпохи.

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело приветствую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.

Лирический герой раннего Гумилева видит себя конквистадором-завоевателем, весело идущим, "то отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам". Он готов к смерти ("Я с нею биться буду до конца"), но перед мечтой не отступит ("Я лилию добуду голубую").

Завоевать весь мир означает для поэта – увидеть фантастическое озеро Чад, жирафов, пиратов, океанские корабли, познакомиться с настоящими капитанами – потомками Лаперуза и Колумба, о которых он напишет прекрасные строки в знаменитой балладе "Капитаны". Именно в стихотворении "Капитаны" проявилось умение Гумилева вырваться из тисков книжной романтики на простор истинной и вольной поэзии. Свою поэзию Гумилев называл Музой дальних странствий. Неистребимая жажда странствий владела им всю жизнь.

Еще мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников. Рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия Николая Гумилева.

Военная тема нашла отражение в сборнике "Колчан", изданном в 1916 году. В "Колчане" начинает рождаться новая для Гумилева тема – о России. Она лишь намечается в таких стихотворениях, как "Старая усадьба", раскрывается в вышедшем после революции сборнике "Костер". "Золотое сердце России мерно бьется в груди моей" – строки, трогающие до слез, до сердечной боли.

Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне, Париже, переводил, занимался восточной литературой, работал над драмой "Отравленная туника".

В мае 1918 года Гумилев вернулся в революционный Петроград. Его захватила напряженная литературная атмосфера. Гумилев, вместе с Блоком, Чуковским и другими работает в созданном Горьким издательстве "Всемирная литература". Под редакцией Гумилева выходят баллады о Робине Гуде. Он читает лекции в литературных студиях, в институте истории искусства и литературы, много занимается с молодыми поэтами.

В 1918 году выходит шестой сборник Гумилева "Костер" и сборник переводов восточной поэзии "Фарфоровый павильон".

Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему сил, в 35 лет. В остальном же умер, как и предсказывал:

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Потонувшей в густом плюще.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока- знакомство с жизнью и творчекством Н.Гумилева, анализ стихотворений поэта. Выделены 3 этапа творчества поэта. Учащиеся, работая в группах, сделали анализ отдельных стихотворений. Остановились на стихотворении "Жираф, отметили стихотворение "Война","Память" Читали наизусть понравившиеся произведения

Утверждение красоты земной жизни, создание зримых образов конкретного мира.

Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов

Познакомить учащихся с биографией и стихами Н.С.Гумилёва.

Пробудить интерес к личности поэта, создать представление о её недюжинности, многогранности.

Побудить детей к сопереживанию, сочувствию судьбе и стихам поэта.

Оформление урока: репродукции , видеоролики с биографией поэта

Ход урока:
1. Работа с формулировкой темы урока. Объявление целей урока. Порядок работы.

Предварительное домашнее задание:

Подготовиться к интервью с Н.С.Гумилёвым, прочитав его биографию

Индивидуальные задания:

Написать и прочитать монолог от лица Н.С.Гумилёва о его судьбе и творчестве.

Подготовиться к роли литературоведа

Творческий путь Гумилева, необычного и талантливого поэта, продолжался примерно 20 лет (с момента публикации первого стихотворения до дня смерти). Естественно, за этот период времени меняются восприятие окружающего мира, интересы, характер поэта. И сегодня наша задача – как вы думаете?

Учитель: Серебряный век ушёл, запечатлённый в фотографиях, дневниках, музыке, живописных полотнах, манифестах, письмах, стихах…Попытаемся оживить его. Представьте: вы, журналисты, присутствуете на пресс-конференции талантливого русского поэта, одного из основателей акмеизма – Н.С.Гумилёва. Ваша задача – слушать, думать, делать записи, задавать вопросы – ответит на них сам Н.С.Гумилёв в лице (фамилия ученика, исполняющего роль Гумилёва) и наша современница, литературовед (фамилия ученицы), изучающая творчество Н.С.Гумилёва.

Итак, о себе расскажет сам поэт.

Ученик (исполняющий роль Н.С.Гумилёва): Я, Николай Гумилёв, родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте, бурной штормовой ночью. По семейному преданию, старая нянька предсказала, что у меня будет бурная жизнь. Она была пророчицей, моя нянька; правда, понял я это не сразу.

На полярных морях и на южных,
По изгибам зелёных зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны-
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий –
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь
И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,
Или, бунт на борту обнаружив,
Из – за пояса рвёт пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.
Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса –
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернёт паруса.
Разве трусам даны эти руки,
Этот острый. Уверенный взгляд,
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,
Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?

Ученик – Гумилёв:

Ученик – литературовед: В 1906 году он совершает своё первое путешествие – в Париж, где учится в Сорбонне; часто бывает в Лувре, зачарован готикой собора Нотр – Дам…Затем – Италия, Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка.

Ученик – Гумилёв: Я побывал в Африке 3 раза, в общей сложности провёл там почти 2 года. Я ловил акул в южных морях, скитался по джунглям и пустыням, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой. Нельзя сказать, что Африка негостеприимна. Но она ждёт именно гостей и никогда не признаёт их хозяевами.

Оглушённая рёвом и топотом,
Облечённая в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шёпотом
В небесах говорят серафимы.
Обречённый тебе, я поведаю
О вождях в леопардовых шкурах,
Что во мраке лесов за победою
Водят полчища воинов хмурых;
О деревнях с кумирами древними,
Что смеются улыбкой недоброй,
И о львах, что стоят над деревнями
И хвостом ударяют о рёбра.
Дай за это дорогу мне торную,
Там, где нету пути человеку,
Дай назвать моим именем чёрную,
До сих пор не открытую реку.
И последняя милость, с которою
Отойду я в селенья святые,-
Дай скончаться под той сикоморою,
Где с Христом отдыхала Мария.

Ученик – литературовед: Он был занят не только поиском приключений в своих путешествиях; он собирал для музея антропологии и этнографии в Петербурге предметы культа, произведения искусства африканских племён, он записывал песни, легенды, предания; по возвращении в Россию коллекцию пришлось сдавать неделю – так она была велика.

Ученик – Гумилёв: В юности я считал себя очень некрасивым: слишком худ и неуклюж. Я по вечерам запирал дверь своей комнаты и, стоя перед зеркалом, гипнотизировал себя, чтобы стать красавцем. Я твёрдо верил, что могу силой воли переделать свою внешность…

Анну я встретил в 1903 году, в царскосельской гимназии, где мы учились. Мне было 17 лет, ей – 15. Мы вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан; залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах , хотя и относились к ним весьма иронически.

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живёт в таинственном мерцанье
Её расширенных зрачков.
Её душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной,
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг её,
Назвать её нельзя красивой,
Но в неё всё счастие моё.
Когда я жажду своеволий,
И смел и горд – я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В её истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И чётки сны её, как тени
На райском огненном песке.

Ученик – литературовед: Гумилёв несколько раз делал предложение Анне Горенко (Ахматовой) и получал отказ за отказом. Наконец 25 апреля 1910 года они обвенчались; но счастья им не было. Их отношения скорее были тайным единоборством – с её стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – желанием не поддаться никаким колдовским чарам и остаться самим собой, независимым и властным.

Ученик – литературовед: Из воспоминаний ученицы Н.С.Гумилёва Ирины Одоевцевой: «Однажды на вечере поэзии у балтфлотовцев, читая свои африканские стихи, он особенно громко и отчётливо проскандировал:

Я бельгийский ему подарил пистолет
И портрет моего государя.

Примерные вопросы, составленные учениками – корреспондентами:

Чем привлекали Вас в детстве романы Ф.Купера?

Ваши любимые предметы и учителя в гимназии.

За что Вы полюбили Анну Горенко?

Расскажите об одном из африканских приключений.

Почему в молодости Вы считали, что поэзия – не призвание, а ремесло? Остались ли Ваши взгляды на этот вопрос неизменными?

А.С.Пушкин свои стихи писал, как правило, ямбом или хореем. Почему Вы так много экспериментируете с ритмом, рифмой, строфикой?

Как Вы относитесь к символистам?

Чем Вы занимались во Франции и Англии в 1916 – 1918 годах?

Назовите Ваш самый любимый и самый нелюбимый поэтические сборники.

Зачем Вы вернулись в революционную Россию? Если бы всё можно было повернуть назад – вернулись бы?

Почему так неразумно вели себя во время допросов?

творчество Н. С. Гумилева мы пока формально (по названиям сборников) разделили на 3 этапа. Три группы работали со стихотворениями определенного периода творчества. Результат работы каждой группы должен стать частью общей характеристики поэтического творчества Гумилева.

С каких позиций характеризуется творчество любого поэта?

Но прежде мне хотелось бы узнать о ваших первых впечатлениях от произведений Гумилева, которые вы попытались выразить в символах.

1 этап творчества

(поиск духовного идеала, совершенства, для поэта он начался с освоения земного пространства).
-Обратите внимание на символ. Не правда ли, получилась красочная картинка? Может ли она послужить иллюстрацией в детской книжке?

- Значит ли это, что стихи раннего Гумилева в какой-то степени детские, а, следовательно, - наивные и легкомысленные? (кстати, критики именно так и оценили первые шаги поэта).

-Чем интересно это стихотворение? Только описанием экзотического жирафа?

-В стихотворении 2 плана: экзотический мир, в котором живут жираф, черная дева, жираф (фольклорные африканские образы),– это воплощение мечты лирического героя, и реальный мир, который наводит на лирическую героиню тоску и грусть.

Лирический герой, желая отвлечь от грустных мыслей лирическую героиню, пытается увести ее в мир мечты, но лирическая героиня в финале плачет от невозможности преодолеть реальность.
-Почему именно это животное автор делает героем своего стихотворения?
Это самое высокое животное, ему видно то, чего не замечают другие, жираф, к тому же, яркое, притягивающее к себе взгляд солнечно оранжево-желтым цветом. Рисуя образ жирафа, с плавными, изысканными движениями, лирический герой словно призывает героиню возвыситься над своей печалью, с достоинством переносить жизненные невзгоды.
-Как образ животного соотносится с характером самого поэта?
Поэт сам был тем гордым, изысканным человеком, который верил в свою мечту и стремился воплотить ее в жизнь.

-Как помогает понять содержание форма произведения? Например, стихотворный размер?
Амфибрахий создает грустную, нежную и успокаивающую интонацию, используется кольцевая композиция.

- В чем значение обращения к экзотике в этом стихотворении?

Описание красот и чудес далекой Африки подробно, многоцветно, зримо. Это не выдумка, а воспоминания человека, действительно наблюдавшего необыкновенные для глаза, привыкшего к спокойному русскому пейзажу, картины.

чество и отчужденность героев: последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно:

Ты плачешь? Послушай . далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Возвращаемся к вопросу, заданному перед началом анализа стихотворений:

-Можно ли стихи молодого автора назвать детскими?
С одной стороны, видна наивность автора в его желании уйти от тоски повседневного в сказку, желание обойти правду вымыслом, но, с другой стороны, за этим скрываются минуты раздумья взрослого человека, необъяснимая тревога. Сказка нужна для того, чтобы оттенить сложные, запутанные отношения цивилизованных людей, стремящихся чаще всего к материальному благополучию, обладающих духовной пустотой.
Творчество Гумилева и традиции русской литературы.
-Такое состояние души лирического героя, когда он пытается уйти в свою мечту, идеальный мир, характерно для какого литературного направления?

(романтизма, который выразился в мечте о земном рае, о внешнем преображении жизни)
Творчество Гумилева и мировое искусство
- Можете ли вы доказать другими примерами, что Гумилев придерживался в своем творчестве традиций русского романтизма?

Скажите, в своем стремлении к экзотическому, декоративному, к изображению рыцарей, капитанов, путешественников в масштабах мирового искусства Гумилев был одинок?

-Посмотрите на репродукции картин французского художника Поля Гогена. Гумилев, когда бывал в Париже, посещал выставки этого художника и часами любовался на его картины. Как вы думаете, что могло привлечь поэта в этих картинах?

(непохожесть на предыдущую живопись, яркость колорита, необычная композиция, выбор объекта изображения – экзотика; то же самое мы можем наблюдать и в стихотворениях Гумилева).
Вывод: Гумилев действовал в духе общих мировых тенденций, которые были связаны с поиском

-Согласитесь вы с этой оценкой?

(видимо, нельзя назвать так стихи, в которых автор проявляет себя как поэт, уже выработавший свой индивидуальный стиль).
Листочки с итогами работы группы крепятся на таблице.

2 этап творчества

4.Итоги урока
- Каковы были истоки творчества Гумилева?
Романтические традиции русской литературы – Лермонтова, Пушкина, мировая литература, влияние символизма, собственные наработки, в духе нового направления – акмеизма и , конечно, талант поэта.
- В чем особенность творческого пути поэта? Какие изменения произошли в содержании и форме? (по таблице)
- от внешней яркости и декоративности к предельной простоте и глубокому содержанию;

- от постижения пространства земного к постижению духовной сущности человека;

- при значительном изменении содержания многие элементы формы остаются почти

неизменными.

- Муж Анны Ахматовой.

- Вроде бы поэт, лично я не читала.

- Два Георгия за храбрость.

- Кажется, историк, недавно умер.

- Путешественник, исследователь Африки и мой любимый поэт.

- Дрался на дуэли с Волошиным.

- Девушка, дорогая, кому это сейчас нужно.
- Представьте, что среди опрошенных оказались вы. Что вы можете сказать о Н.Гумилеве?

5. Домашнее задание.

Читайте также: