Повторение пунктуации 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пунктуация. Повторение изученного. *101

повторить и обобщить знания по теме;

подготовиться к итоговому контрольному диктанту.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Прил_жить, сл_гаемые, зар_стать, р_сток, отр_сль, водор_сли, выращивать; зап_рать, зам_рло, замирает, соб_рать, расст_латься, выт_реть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, пост_лить, прик_сание, прик_сновение, заг_реть, наг_р; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение. (25 слов)

Формулирование темы и целей урока.

- О каком разделе науки о языке загадка?

Я изучаю связи слов

Я знаю их предназначение.

Я вам всегда помочь готов

Из слов построить предложение. (Синтаксис).

- Что изучает синтаксис? (Словосочетание, предложение, текст и правила их построения).

- Спишите предложение. Постройте схему.

А.П. Чехов писал Знаки препинания служат нотами при чтении

- Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания? (Пунктуация). Что ещё он изучает? (Правила постановки знаков препинания).

- Сформулируем и запишем тему. Определим цели работы.

(Повторить изученные правила постановки знаков препинания; подготовиться к итоговому диктанту).

Повторение. Тренировочные упражнения.

- Предложения для работы возьмём из поэзии Н.А.Заболоцкого. Это поэт-классик 20 века. 7 мая исполнилось 115 лет со дня рождения.

1) Работа по карточкам в парах.

Записать правильно предложения. Вспомнить правила.

Тень от тучи легла_ и смешалась с травой.

Закат погас_ и день остановился.

Мотылёк у свечи умирает_ чтобы вечно пылала свеча.

Что_ ты_ осень_ наделала с нами_

И первая пела сирена_ Ко мне_ господин Одиссей_

Скворец _ это первый весенний певец.

Физкультминутка. Упражнения на внимание.

2) Повторение правил:

- знаки препинания при однородных членах;

- знаки препинания в сложном предложении;

- знаки препинания при обращении;

- знаки препинания при прямой речи;

- тире между – (сущ. И.П.) и = (сущ. И.П.)

3) Графический диктант.

1. Всё труднее дышать, в небе облачный вал шевелится.

2. Мне верить хочется, что сердце не игрушка.

3. Жизнь – большая привычная рана.

4. Скрипело, свистело и выло в лесу.

5. Спой мне, иволга, песню пустынную…

6. Прекрасное тело цветка надо мной поднималось, и кузнечик стоял перед ним.

4. Проверь себя! Пунктуационный разбор.

1) Любите живопись, поэты!

2) Замрёт наше поле, и сад обнажится.

3) Мы шагали по дороге среди кустарников и трав.

4) Орда – неважный композитор.

6) Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться.

5. Рефлексия.

- Вопросы на с.146. Сформулировать ответы:

- Выберите самую сложную пунктограмму.

Д/з. *101, упр.608

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 882 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.05.2018 5826
  • DOCX 31.5 кбайт
  • 187 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Санакоева Галина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Пунктуация" можно применить при повторении в конце года в 5, 6, 8, 9 классах. Тренировочные задания подобраны в основном по каждой теме пунктуации, что даёт возможность повторить правила постановки знаков препинания.

Урок русского языка в 6 классе.

Тип урока: повторительно-обобщающий

- вспомнить изученные пунктораммы, изученные в 5, 6 классах.

повторить правила постановки знаков препинания при прямой речи, в предложениях с однородными членами, при обращениях, в сложных предложениях;

тренироваться в постановке знаков препинания при перечисленных пунктограммах.

Планируемые результаты

Научиться применять алгоритм проверки пунктограмм.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала.

1. Создание проблемной ситуации

Найдите ошибку. Где поставить запятую?

Из ружья стреляет,

- Вот что значит запятая!

Как мы должны поставить запятые, чтобы получился текст, понятный всем, чтобы была логика?

Так какова тема нашего урока?

Какова цель нашего урока? ( учащиеся говорят, учитель дополняет)

2. Актуализация знаний.

Из чего состоит наша речь?

Какие предложения бывают по цели высказывания?

По наличию грамматических основ?

Какие предложения называются простыми? Сложными?

Какие знаки препинания могут ставиться в простом предложении?

Постаьте знаки препинания в предложениях с прямой речью в данных схемах.

Схемы: А П . А П? А П!

3. Тренировочные задания

а) Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Садись любезный друг сказала она по-французски

2. Как же вы сквозь лес продрались спросил буровой мастер.

3. Беликов сказал Я пришел к вам чтобы облегчить душу.

4. Почему же спросил Коваленко басом.

5. Кто здесь? вскричала она

Чем могут быть осложнены простые предожения? (однородными членами)

По каким признакам мы определяем однородные члены предложения

как ставятся знаки препинания в предложениях с одородными членами в следующих схемах.

0 0; 0 и 0; 0 или 0; 0 либо 0; 0 а 0; 0 но 0; 0 да 0; 0 да 0; и 0 и 0 и 0;

б) Поставьте знаки препинания в приводимых ниже предложениях с однородными членами. Выделите союзы.
1. На взгляд-то он хорош да зелен. (И. Крылов.) 2. Приют наш мал зато спокоен. (М. Лермонтов.) 3. И взгляд Обломова наполнялся выражением усталости или скуки. (И. Гончаров,) 4. Дни стояли пасмурные но теплые. (К. Аксаков.) 5. Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм глядит исподлобья (Л. Толстой.) 6. Всякий вечно позабывал в кухне или шапку или кнут для чужих собак или что-нибудь подобное. (Н. Гоголь.)7. Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. (А. Чехов.) 8. Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно. (К. Федин.)

- Какие слова могут быть при однородных членах? (обобщающие слова0.

- Где они могут стоять по отношению к одородным членаи и как ствятся знаки препинания? Поставьте знаки препинания в следующих схемах: О: 0 0 0; 0 0 0 О; О 0 0 0 …

Тренировочные задония

в) Впишите необходимые по смыслу обобщающие слова в предложениях.
1. Каждый раз Настя находила под водой новые интересные …: то вымокшую в воде порыжевшую еловую ветку то жестяную банку то лиловый от холода и мертвый лист водяной лилии.

2. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей в кепках в волосах — . .

3. На днях я уеду в Москву а все вещи: и барельеф и портрет Гарибальди и старая лампа с рисунком водяной мельницы и стол и букет иван-чая — . безропотно останется здесь зимовать.

- Чем ещё могут быть осложнены простые предложения? (обращениями)

Что такое обращение?

Место обращения в предложении и знаки препинания.

г) Найдите обращения, расставьте знаки препинания и выделите обращения графически.

Не шуми ты рожь спелым колосом.

Ты не пой косарь про широку степь.

Куда ты светлый ручеёк стремишься?

Спой светик не стыдись!

4) Друзья к чему весь этот шум?

Как милый петушок поёшь ты громко важно.

4. Рефлексия учащихся (методика неоконченных предложений)

(Листочки розданы до урока)
- Я вспомнил, что.

5. Объявление оценок и мотивирование.

6. Домашнее задание (на выбор)

Выписать из сказок А. С. Пушкина 5-6 предложений с прямой речью, в которой есть и обращения.

Задание по распечатке.

Расставьте знаки препинания, найти и подчеркнуть грамматические основы.

1.Над маленькими корявыми елочками и березками серой мглой висело ночное одеяло и глушило все чудесные звуки Звонкой борины.

Митраша сразу успокоился и друзья пошли по тропе.

Болотная земля была вся в ознобе мелкие лужицы покрылись белым ледком.

Ворона очень бы желала прогнать Косача но она боялась оставить гнездо и остудить на утреннем морозе яйца.

Золотая Курочка собралась с силами и попробовала уговорить своего друга.

Хозяин любил ее кормил и берег от волков.

Тут давным-давно вода боролась с деревьями за свою свободу а деревья должны были закреплять берега.

Вода победила деревья попадали а после того и сама вода разбежалась в болоте.

Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку отдельно для каждой красненькой наклонялась к земле.

А большой черный пень собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается.

Вот уже начинает вечереть и воздух и все кругом охлаждается.

На него выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящериц.

Доверху корзина была наполнена клюквой и под клюквой был хлеб.

И Митраша это слышал и ответил но порыв ветра тогда унес крик его в другую сторону.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Русский язык

Орфография и пунктуация

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

2. Орфограмма – одна из основных единиц орфографии.

4. Однородные члены предложения.

6. Простые и сложные предложения.

Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила.

Орфограмма – это правильное написание какого-либо слова, одна из основных единиц орфографии.

Пунктуация – это раздел языкознания, который изучает систему знаков препинания и правил их употребления.

Однородные члены предложения – это члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении.

Обращение – это слово (сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются с речью.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2018. – 175 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – 32 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте вспомним, что такое орфограмма. Орфограмма – это правильное написание какого-либо слова по определённому правилу или по традиции. Все орфографические правила, а также правописание слов изучает орфография.

Возьмём слово удивительный. Из произношения нам непонятно, какую гласную нужно писать в корне: е или и? Чтобы не допустить ошибку, необходимо подобрать однокоренное слово, в котором бы гласная была под ударением: удивительный – диво.

В зависимости от разновидностей орфограмм, выделяют орфограммы в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.

Самой распространённой орфограммой является безударная проверяемая гласная в корне слова.

Безударные гласные корня проверяются ударением, то есть в безударном слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге однокоренного слова.

Проверяемые безударные гласные в корне слова: скрипеть – скрип; уплотнить – плотный; грязнуля – грязь; замечать – заметить.

Следует различать слова по значению!

Увядать → увял; увидать → увидеть.

Примирять→ мир; примерять → примерка.

Кроме этого есть корни с чередующимися гласными, например, -лаг- – -лож- (излагать – изложение); -раст- (-ращ-) – -рос- (подрастать – подросли, приращение). Выбор гласной в этих корнях зависит от согласной в корне слова. В корнях -гар- – -гор- (загар – загорать); -зар- – -зор- (заря – зори, зарница – зорька) правописание гласных зависит от ударения.

Также есть слова, написание которых мы запоминаем или сверяем по словарю: корзина, медаль, бахрома, веранда.

Орфограммы в приставках тоже бывают различные: есть приставки, неизменяемые на письме: под-, над-, по- (подвязать, надписать, подумать). Есть приставки, правописание которых зависит от значения (приехать, прекрасный). А есть приставки, правописание которых зависит от глухости-звонкости последующего согласного (раздать, распилить).

Орфограммы в суффиксах различных частей речи – одни из сложных в русском языке.

Вспомним орфограмму «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Одна буква н пишется в суффиксах -ан/-ян, -ын/-ин отымённых прилагательных: ледяной, песчаный, серебряный, комариный. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

Две буквы н пишутся:

а) в отымённых прилагательных, образованных от основ на н при помощи суффикса -н-: каменный, осенний, весенний;

б) в суффиксах -енн-, -онн- отымённых прилагательных: торжественный, традиционный.

Исключение: ветреный, однако в приставочных образованиях пишется две буквы н: обветренный, безветренный.

Чтобы правильно написать окончание в словах, надо прежде определить, какая это часть речи. Правописание окончаний существительных зависит от склонения и падежа, глаголов – от спряжения, прилагательных – от вопроса, который задаётся к ним.

В русском языке существуют следующие знаки препинания:

1) Знаки завершения: точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие.

2) Знаки разделения: запятая, точка с запятой; двоеточие и тире.

3) Знаки, выделения: тире, скобки, кавычки, запятые.

Давайте вспомним самые распространенные пунктограммы:

Знаки препинания в конце предложения.

Вдруг в этой тишине раздалась боевая тревога.

Запятая при однородных членах предложения.

Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами.

Знаки препинания при обращении.

Доброй ноченьки, луна и звёзды!

Запятая между частями сложного предложения.

Луна скрылась за облаком, на улице стало совсем темно.

Знаки препинания для выделения прямой речи.

Примеры заданий из тренировочного модуля

Укажите строку с безударными непроверяемыми гласными в корне слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. развивающие: развивать орфографическую зоркость, мышления, внимание, слуховую память.

3. воспитательные: пополнять словарный запас учащихся.

тип урока: урок объяснения нового материала

Предмет: русский язык

Тема: Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение.

Цели: 1. обручающие: повторить изученный материал о словосочетании и пред­ложении; уметь определять грамматическую основу предложения, находить границы предложений в тексте,

2. развивающие: развивать орфографическую зоркость, мышления, внимание, слуховую память.

3. воспитательные: пополнять словарный запас учащихся.

тип урока: урок объяснения нового материала

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сбор тетрадей

А)? назовите основные признаки текста?

? Типы речи (на какие вопросы отвечает, о чем говорится, временные отношения в них)

? назовите средства связи предложений в текст

Лексические средства связи предложений в тексте

1.Предложения могут сцепляться при помощи повторения одного и того же слова- лексический повтор.

2.Предложения могут сцепляться при помощи синонимов.

Замените повторяющееся существительное его синонимом

3.Текстовые синонимы позволяют избегать неуместного повторения слов, могут сцеплять связанные по смыслу предложения.

4.Предложения в тексте могут соединяться при помощи родо-видовых слов.

Восстановите последовательность предложений

1.Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.2.Прямо перед ней,

прижавшись к забору, сидел маленький,

взъерошенный котёнок. 3.Собака яростно

лаяла, припадая на передние лапы.

4.Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. (3, 2, 4, 1)

4. Новая тема

Беседа по вопросам (с. 6 учебника).

Словосочетание.

1.Словосочетание – сочетание двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически.

Главное слово + зависимое слово.

Смысловая связь, грамматическое значение

Предмет и его признак

Действие и предмет

Стремиться к знаниям

Признак и его степень

Действие и его признак

Грамматическая связь

При помощи окончаний

Верная дружба, быстрым шагом

При помощи окончания и предлога

Участвовать в экспедиции

Виды словосочетаний.

Глагольные (главное слово выражено глаголом, причастием и деепричастием)

Выполнить долг, потемневший от загара, улыбаясь смущенно

Именные (главное слово выражено именем существительным, прилагательным, числительным, местоимением)

Кабинет директора, белый от снега, пятый справа, я с тобой

Наречные (главное слово – наречие)

Вдали от дороги, совершенно секретно

Не являются словосочетанием:

1.Подлежащее и сказуемое

2.Предлог со словом

(Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. Предложение выражает законченную мысль.Сложные предложения, в отличие от простых, имеют больше одной основы.

Главные члены предложения - его основа. Второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства) распространяют предложение, зависят от главных членов.

По цели высказывания предложения бывают повествователь­ные, вопросительные и побудительные.)

5. Закрепление

А)Стр.6 упр 10 (определить виды (глагольные, именные)словосочетания. Составить и записать с двумя словосочетаниями предложения.

Б)Стр. 6 упр. 12. (письменно)

В) стр.8 упр. 18 (письменно)

6. Домашнее задание

В руке девочка облачко на стебельке держит (Держит девочка в руке облачко на стебельке (шарик))

Висят от жары шары на ветвях посинели (Висят на ветвях шары, посинели от жары).

Читайте также: