Конспект внеклассного занятия по математике

Обновлено: 06.07.2024

Эта цифра – как замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.(6)

Это цифра похожа на стул,
Который я перевернул.(4)

Два кольца,но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я? (8)

Налитая, симпатичная,
Цифра самая отличная! (5)

Повернуть её ты можешь,
Головой поставить вниз-
Цифра будет всё такой же,
Правда ведь, скажи? (0)

Позже цифры стали изображать иначе:

I II III IV V VI VII VIII IХ Х

Это римская нумерация. Её особенность такова: меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней. А меньшая цифра, стоящая слева от большей, отнимается. Римские цифры употребляются часто и в наши дни. Приведите примеры (на часовом циферблате, в книгах обозначают номер тома или главы). Римская нумерация была большим изобретением своего времени.

Цифры, которыми мы пользуемся на уроках математике, называются арабскими. Этот способ записи был создан в Древней Индии. Потом эта система распространилась по Европе, а цифры получили название – арабские. Современные люди во всех странах используют арабские цифры.

Второй конкурс
А сейчас, используя арабские цифры, выполним следующее задание. Посмотрите на числовые таблицы. В каждой таблице подчёркнут состав определённого числа. В каждой строчке надо найти два числа-соседа, которые в сумме дают это число. За каждый правильный ответ 1 балл.
1 команда
4 5 3 7
6 3 7 1
8 0 1 2
4 4 6 7

7 3 5 2
4 9 1 3
8 2 5 8
4 5 5 3

2 команда
1 3 2 7
8 4 5 2
1 8 6 4
5 2 3 6

Физминутка
Буратино потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Считаете вы, конечно, лучше, чем Буратино. Но вы должны не только хорошо считать, но и быть смекалистыми. Проверим, какая команда лучше умеет решать задачи.
Четвёртый конкурс.
Задачи для смекалистых.(1 балл за правильный ответ)
-За калиткой спрятались цыплята. Видны 10 лапок. Сколько цыплят?
-Вова ищет друзей, которые спрятались от него. Из-под перегородки виднеются 8 ног. Сколько детей?

-На ветке сидели 6 птиц. Две птицы перелетели на соседнюю ветку этого же дерева. Сколько птиц осталось на дереве?
-Тимур и Ерлан едут в школу на автобусе вместе. Тимур едет 15 минут. Сколько времени они едут вместе?

-На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
-В квартире было 3 комнаты. Из одной комнаты сделали 2. Сколько комнат стало в квартире?

Пятый конкурс
Что вы любите делать на уроках математики? А ребусы любите разгадывать? Сейчас я проверю, как вы умеете разгадывать ребусы с цифрами. За правильный ответ 2 балла. Учитель поочерёдно демонстрирует по 3 ребуса каждой команде.
1 команда
Р 1 А (Родина)

2 команда
1
дцать (одиннадцать)

Конь о четырёх ногах, да и то спотыкается. (4) П
Одна правда на свете живёт. (1) И
Весна да осень – на дню погод восемь. (8) Ф
Обещанного три года ждут. (3) А
Как свои пять пальцев. (5) Г
Лентяй дважды работает. (2) О
Семи пядей во лбу. (7) Р
Молодцы, ребята. Это Пифагор. С его работами вы познакомитесь в старших классах. А сейчас, подведем итог нашего конкурса. Слово предоставляется жюри.
Поздравляю вас всех. Желаю вам любить математику, хорошо знать этот предмет.
Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не сможет подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Организационная модель использования ИКТ в образовательном процессе – один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору. В этой модели компьютер является современной многофункциональной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Восприятие активизируется за счет использования зрения и слуха, и выделения главных положений на экран. Занятие проводится в кабинете информатики.

Применяемые инновационные методы – использование ИКТ, проблемно-модульное обучение, деятельностный подход к учебному процессу.

Основной метод обучения – занятие- путешествие, с целью закрепления полученных знаний.

Содержание заданий носит яркий воспитательный характер, но этот метод помогает избежать излишней морализованности.

Основной структурный элемент – процесс разыгрывания игровых ситуаций. Проигрывание таких ситуаций дает детям социальный и речевой опыт.

Дополнительные структурные элементы – постановка игровой задачи, характеристика структурных элементов игры (модулей), оценка результатов игры.

  • склонность к игре, к импровизации (выбран ход урока в виде путешествия с любимыми мультипликационными героями);
  • личностнозначимое содержание учебного материала (никто из учащихся не остался без внимания, каждый попробовал себя в роли учителя, зрителя, путешественника);
  • особенности познания окружающего мира – сенсорное восприятие. Применение слайдового оформления учебного материала по каждому модулю с краткими выводами усиливает привлекательность объектов природы, эмоционально окрашивает восприятие. Этот методический прием важен и с другой стороны – учит обобщать;

Методические рекомендации: данную работу можно использовать на уроке математики в 4 классе и на внеклааном занятии. На слайдах предоставлен весь материал занятия.

Тип занятия: обобщение знаний и способов действий, обучение решению нестандартных задач, задач на развитие логического мышления.

Форма урока: урок-путешествие с любимыми мультипликационными героями.

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний решения уравнений, задач изученных видов. Обеспечить применение учащимися полученных ранее знаний и способов действий.

  • закреплять умения решать занимательные задачи нетрадиционными способами
    формировать вычислительные навыки;
  • развивать логическое мышление, математические и аналитические способности, речь, внимание, память, развивать умение работать самостоятельно, применяя самоконтроль и взаимоконтроль;
  • воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, дружеское отношение друг к другу.
  • мультимедиа проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • монитор;
  • доска;
  • презентация к уроку;
  • карточки с человечками;

I. Организационный этап

Девиз наших внеклассных занятий:

Математика сложна, но скажу с почтением
Математика нужна все без исключения.
Мне бы хотелось знать ваше настроение.

II. Актуализация субъектного опыта учащихся

У нас гость – экран. (Дети читают)

(Бегущая строка) – Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по стране Математика на сказочном поезде. Путешествуя по этой стране, мы повторим всё, что уже знаем.

III. Применение знаний и способов действий

Сначала мы должны открыть вот эти двери:

Вот проверим мы сейчас
У кого острее глаз.
Повнимательней смотрите
Ничего не пропустите.
Сколько тут квадратов посмотрите?


Маленьких квадратиков на рисунке 7x2=14.
Квадратов, состоящих из четырех квадратиков 6. Всего 14+6=20 квадратов.

Б) Двери открыты и нас ждёт поезд, который доставит нас в сказочную страну.
Пока мы едем, мы выполним задания.-

2. Минутка чистописания

Найдите закономерность и запишите ещё 2 числа

Какое слово получится? ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК
КРОТ

Первый герой – Незнайка. Знайка предложил ему Математическую разминку.

Наш поезд прибыл в страну СКАЗОК,
Второй герой – КРОТ . Считай, думая.

1. Из чисел выбери такие три числа, произведение которых будет равно 5000.

21, 10, 30, 25, 3, 20, 9, 15, 6, 27

2. У Мышонка калачи
С пылу, с жару из печи.
Чтобы калачей набрать,
Нужно быстро сосчитать.
25 плюс семью восемь,
Мы ответ назвать вас просим.

Решение: 25 + 7 х 8 = 81.

3. В поисках Невесты Жаба с сыном обследовал 4 болота, в каждом из которых встретил по 10 лягушек. Сколько лягушек перецеловал сын Жабы прежде, чем нашел Дюймовочку? (40)

В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил

предлагает поработать в тетради . решение задач с объяснением

1. № 138 Граф
2. № Т. №131

Летела стая гусей, а навстречу им гусак.
– Здравствуйте, 20 гусей!
– Нет, нас не 20. Если бы нас было в 2 раза больше, да еще 3 гуся, да еще ты с нами, тогда нас было бы 20. Сколько было гусей?

Решим задачу составлением уравнения.

Пусть х гусей летело навстречу гусаку, в 2 раза больше – это значит 2 х, да еще 3, значит, 2 х+3, да еще ты с нами, будет 2 х+3+1.
Известно, что тогда бы их было 20, составим уравнение.
2х+3+1=20,
х=8 (г.)

– А теперь мы поможем сразу двум героям. – Решить задачу.

Если на одну чашу весов посадить Карлсона, который весит 26 кги Винни Пуха, который весит на 9 кг больше, а на другую чашу весов насыпать 67 кг разных конфет, то сколько килограммов конфет придётся съесть Карлсону и Винни, чтобы чаши весов оказались в равновесии?

Следующие герои уже ждут помощи от нас. ВОЛК

Я задумал число, разделила на него число 14 168 и получил 92. Какое число задумал Заяц?

– У нас просит помощи следующий герой – угадайте кто это?

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши. (Лунтик)

IV. Обобщение знаний и способов действий

Тест у компьютера по карточкам

V. Подведение итогов урока

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь:
Говорю я: до свиданья!
До счастливых новых встреч!

VI. Рефлексия

– А теперь при помощи помощников - на картинке оцените свое настроение. Спасибо за хорошую работу. Урок окончен.

умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.

Метапредметные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Оборудование:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Добрый день, ребята!

- Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам отличного настроения и активной работы. Присаживайтесь.

- Добрый день, Марина Ивановна.

- Улыбаются друг другу.

1. Актуализация опорных знаний и умений

1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

2. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра?

3. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (можно продемонстрировать)

- Молодцы ребята! А теперь следующее задание:

t1592232104aa.jpg

У вас на карточках изображены фигуры. Назовите их.

- Вам будет нужно найти периметр каждой фигуры.

- Что такое периметр?

- Выполняйте работу в парах, когда пара готова, покажите сигнал.

- И так, вы должны назвать фигуру с самым большим периметром.

- Работают над вопросами, думают над ответами.

- Треугольник, прямоугольник, шестиугольник.

- Сумма длин всех сторон.

- У прямоугольника самый большой периметр, 24 см, у треугольника 23, у многоугольника 22 см.

2. Постановка учебной проблемы

- И так ребята, скажите, куда ведут эти волшебные двери?

- А как вы думаете, какая будет математика в сказке?

- Для того, чтобы узнать, какая цель занятия, послушайте текст письма, которое пришло к нам из тридесятого царства: (читает ученик)

- Смотрят видео, анализируют.

- Эти двери ведут в сказку.

- Слушают текст из письма.

3. Формулирование проблемы, планирование деятельности

- В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь, а у него был сын – Иван-царевич. И случилось у них несчастье, украл Кощей Бессмертный невесту Ивана-царевича Елену Прекрасную. Недолго думал Иван-царевич, ушел в тридесятое царство вызволять невесту. Долго нет вестей от него. Видно, один в поле не воин. Без помощников не обойтись. Вот царь и издаёт указ, кто Ивана – царевича выручит, получит награду, но для его спасения нужно пройти по следующим островам:

- Посмотрите на эти три острова и подумайте, что вы должны будете решить на каждом из них.

- Кто готов сформулировать цель занятия?

- Молодцы ребята, если вы готовы начать помогать Ивану – царевичу, хлопните в ладоши пять раз.

- Анализируют названия мест, чтобы определить цель занятия.

- Решать примеры, задачи и уравнения.

4. Обобщение и систематизация знаний

- Вам нужно решить примеры и собрать из полученных букв слово. Сказав мне это слово, я дам вам подсказку, куда дальше идти.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка включает несколько математических заданий для 1 класса.

Учитель: Казыкина М.Г.

Тема: Математический базар

Цель: совершенствовать вычислительные навыки

Предметные: ф.у. совершенствовать вычислительные навыки;

Личностные : ф.у. быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Познавательные УУД: ф.у. осуществлять личностную рефлексию;
ф.у. воспроизводить полученную информацию.

Регулятивные УУД: ф.у. участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

Коммуникативные УУД: ф.у. слушать и понимать речь других;
ф.у. работать в группе;
ф.у. формулировать и высказывать своё мнение.

Межпредметные связи: история

Основные понятия: математика, базар, покупка

Форма работы: фронтальная, групповая

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор

Деление команд: красные треугольники- 1 команда, жёлтые круги- команда.

Делятся на команды.
Приветствуют учителя.

2.Формулирование темы и постановка цели

Мы отправляемся на математический базар. Покупать будем баллы. Деньгами нам послужат наши знания. (Слайд 1)

Начислять баллы нашим командам будет многоуважаемое жюри. Представление жюри.

Сегодня мы не только будем соревноваться, но и узнаем много интересного о математике.

3. Изучение нового

Пифагор (570 – 490 года до н.э.) – древнегреческий математик, философ. Был очень любознательным с раннего детства. Обучался сразу в нескольких храмах Греции. Основатель нумерологии. (Слайд 2)

Конкурс "Разминка" (Слайд 3)

Каждая команда получает числа на карточках от 3 до 7

Дети должны построиться по возрастанию чисел. Побеждает команда, которая быстрее построится.

Победителю – 2 очка.

-Представляю вам двойку. Как утверждали древние греки, число это – символ любви и равновесия. Число 2 – это мягкость и тактичность, стремление сгладить все острые углы. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.

А мы совершаем вторую покупку.

Учитель задаёт вопросы каждой команде по очереди.

Сколько пальцев на руке? (5)

Как называется знак сложения? (плюс)

Сколько носов у двух псов? (2)

Сколько хвостов у семи китов? (7)

1.Сколько слогов в слове школа? (2)

2.Какое число идёт при счете после 8? (9)

3.Сколько букв в слове я? (1)

4.Назовите первый день недели? ( понедельник)

Из разных чисел я сделала бусы,

А в тех кружках, где чисел нет,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ.

За правильный ответ команды получают 3 балла.

-Какое число следует за числом 3? Четвёрку в древности считали символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух, Воду.

-Одна нога тут, другая там. (Быстро)

От горшка два вершка. (Маленький)

На все четыре стороны. (Куда угодно)

Как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо)

Числу 5 Пифагор отводил особое место, считаю его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого математика древности, наверное согласятся все современные школьники. Древние считали число 5 символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость.

Обратимся опять к Пифагору. Оказывается, он считал 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения и перемножения всех чисел, на которые делится. 6 делится на 1,2,3. И если сложить или перемножить эти числа, то вновь получится 6: 1+2+3=6 1*2*3=6. Таким свойством не обладает ни одно другое число

1 ) Сколько поросят строили дома? (3)

2)Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)

3) Сколько друзей-гномов было у Белоснежки? (7)

За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.

Задачки в стихах. (Слайд 13)

Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду? (8)

К внукам бабушка пришла,
Пирожков им испекла.
По два румяных пирожка
Бабушка каждому внуку дала:
Машеньке, Саше, Аленке, Никите.
А сколько всего пирожков? Подскажите. (8)

Кормушку для птиц
Мы к зиме смастерили,
Зерен и ягод в нее положили.
Гости себя не заставили ждать.
Стали мы птиц на кормушке считать:
Два свиристеля, две синицы,
Два снегиря да один воробей.
Сколько всех птиц?
Отвечайте скорей. (7)

В лес за грибами папа ходил,
Из леса в корзине домой приносил:
Одну лисичку, пять маслят,
Три сыроежки, одного опёнка.
Сколько грибов? Сосчитайте скорей! (10)

Число 8 древние считали воплощением надёжности, доведённой до совершенства. Символизировалось двойным квадратом. Разделённое пополам, оно имеет равные части 4 и 4.

Собери пословицу. (Слайды 14,15,16)

Семь раз отмерь – один отрежь.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.

В одно ухо влетело, в другое – вылетело.

5. Контролирующее задание

Прояви смекалку. (Слайды 17, 18)

Из каких геометрических фигур состоит рисунок?

( У каждой команды свой рисунок)

С П А С И Б О

-Вот и подходит к концу наше путешествие. Надеюсь, всем было интересно. Уверенна, что вы вынесли для себя немало полезного и нужного, а главное, поняли, что математика – действительно КОРОЛЕВА всех наук и что с ней надо дружить!

Читайте также: