Мюзиклы звуки музыки р роджерса волк и семеро козлят на новый лад а рыбникова конспект
Обновлено: 02.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель урока : сформировать представление о мюзикле как о жанре музыкально- литературного искусства.
Развивающие: развивать вокально-певческие навыки, музыкальный слух, память, мышление; развивать эмоционально- образное восприятие музыкального произведения; способствовать творческому самовыражению;
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус; культуру слушания, исполнения музыкального произведения; интерес и любовь к русскому искусству.
Музыкальный материал:
Оборудование : синтезатор, магнитофон, музыкальные инструменты, пальчиковый театр, портрет композитора, иллюстрации к сказке, материал для творческого задания ( карандаш, лист бумаги, колпачок от ручки, треугольник (муз. инструмент),циркуль), ноты.
Учитель : Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс!
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант невпрок.
Скрестите шпаги ваших мнений!
Мы вместе сочиним урок!
( Учитель показывает иллюстрации к сказке).
Учитель: Герои какой сказки изображены на иллюстрации?
( Вспомнить краткое содержание сказки).
Как вы думаете, почему урок музыки начинается со сказки?
А можно к этой сказке сочинить музыку?
Какой она по-вашему должна быть? Почему?
Если сочинить музыку ко всей сказке, то это уже будет музыкальный спектакль.
С какими музыкальными жанрами (спектаклями), которые ставятся на сцене мы уже знакомы?
Дети : Опера (спектакль, в котором артисты поют). Балет (спектакль, в котором артисты танцуют).
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым сценическим жанром- МЮЗИКЛ. И так, как мы обозначим тему нашего урока?
(Учитель открывает тему на доске).
Учитель: На уроках музыки мы с вами уже совершали путешествия в оперный театр, в мир балета. А сегодня нам предстоит путешествие и знакомство ещё с одним жанром сценической музыки – мюзиклом и композитором, который его сочинил А. Рыбниковым.
Работа с учебником (стр. 90-91).
(Учитель показывает портрет композитора).
Слушание сцен из мюзикла.
Интонационно-образный анализ произведения:
Учитель : Понравился вам мюзикл?
Что представили, слушая музыку? Почему?
Как выглядели ваши герои?
Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
Кто исполнял сцены из мюзикла?
Какие инструменты вы слышали?
Похоже это исполнение музыки на то, что мы с вами уже слушали на уроках в опере и балете?
Музыка на уроках звучала в исполнении симфонического оркестра, а музыка мюзикла в исполнении инструментального ансамбля. Она отличается более современными ритмами, запоминающимися мелодиями, красочными звучностями инструментального сопровождения.
А какое настроение передаёт музыка? ( музыка добрая, совсем нестрашная, несмотря на присутствие Волка; в музыке много юмора, шуток).
Какая сцена понравилась больше всего?
Почему мюзикл на новый лад? (инструментальный ансамбль, сказка закончилась хорошо).
У вас есть желание спеть с козлятами их песенку?
Когда вы слушали мюзикл, как вы думаете, что делали козлята, когда пели? (прыгали, резвились, шалили, плясали).
Дети под музыку изображают козлят .
Учитель : А теперь сюрприз! (Достаёт коробку).
Учитель: Наступило утро в лесу. Стали просыпаться звери.
Инсценирование сказки.
Учитель: (рассказав сказку не до конца) Небольшой антракт (перерыв)! Я думаю, и наша сказка закончится хорошо. А как вы думаете, чем закончится наша сказка? (Волк, Коза, козлята пляшут).
Раз это русская народная сказка, то и плясать наши герои будут под русскую народную мелодию. Нужны инструменты! (Учитель раздаёт музыкальные инструменты).
Артисты пальчикового театра пляшут под аккомпанемент русских народных инструментов (ложки, трещётки и т.д.)
Учитель: С каким новым жанром музыки мы познакомились?
Музыку какого композитора слушали?
Домашнее задание: Нарисовать полюбившуюся сцену из мюзикла.
Я работал на уроке много и с увлечением.
Мне было интересно, но я не очень был активен.
Я сегодня работал не очень хорошо, но на следующем уроке буду более активен.
Цель урока: сформировать представления учащихся о музыкальном жанре – мюзикл.
Решаемая проблема: что такое мюзикл, что роднит и что отличает два музыкальных жанра: мюзикл и оперу?
- привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями;
- интерес к музыке и музыкальной деятельности.
- осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
- участие в индивидуальных мини-исследованиях;
- владение формами рефлексивной оценки.
- проявление способности к саморегуляции в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке;
- формирование эмоционально-осознанного отношения музыкальному искусству, к собственной деятельности и деятельности одноклассников в различных формах взаимодействия.
- формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
- формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе её анализа.
Тип урока: открытие новых знаний.
Новые понятия: мюзикл
Музыкальный материал: “Звуки музыки” Р. Роджерса, м/ф “Волк и семеро козлят на новый лад”, Хор “Семеро козлят” из оперы М.Коваля.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная (пение, восприятие, анализ музыки, пластическое интонирование, рассуждение, работа с учебником, с раздаточным материалом).
Оборудование: презентация.PPT, компьютер, медиа проектор, музыкальный инструмент, учебник “Музыка” 3 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, раздаточный материал (Приложение 1, Приложение 2).
I. Организационный этап
- Прозвенел звонок, начался урок!
У.– Р. Послушайте внимательно музыку, скажите, знакома она вам?
б) Слушание “Звуки музыки” Р.Роджерса
У. – О чем эта песня?
Д. - О нотах, о звукоряде.
У. – Р., давайте вспомним стишок про нотыи проговорим его:
По полутонам “До, ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре, до”
“Звукоряд” (сверху в низи наоборот)
г) Исполнение “Звуки музыки” Р. Роджерса
У. – Р. Эту забавную песенку о нотах, сочинил американский композитор Ричард Роджерск мюзиклу “Звуки музыки”.Вам знакомо слово мюзикл?
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
У. – Узнать нам об этом сегодня поможет тема нашего урока.
Учащиеся читают хором тему урока: “В современных ритмах. Мюзикл”
У: - Продолжите предложения:
1. На уроке мы узнаем, что такое . ;
2. Когда и где они . впервые;
3. Что общего и различного у . с оперой.
III. Первичное усвоение новых знаний
У. – Посмотрите на экран, героикакой сказки на нем изображены?
У. – Давайте вспомним кратко сюжет этой сказки (рассказы детей)
У. – На сюжет этой сказки поэт Юрий Энтин написал сценарий для спектакля(слайд 8), а композитор Алексей Рыбников сочинил к нему музыку.Таким образом, появился мюзикл “Волк и семеро козлят на новый лад”.Но, прежде чем мы к нему обратимся, давайте узнаем, что такое мюзикл. Откройте учебник на стр. 90.
У.- И так, “Волк и семеро козлят на новый лад”.
Просмотр м/ф “Волк и семеро козлят на новый лад”.
IV. Первичная проверка понимания
У.- Р. Как ведут себя герои мюзикла, как общаются друг с другом?
У. -Кто исполняет мюзикл – симфонический оркестр или современные музыкальные инструменты?
У.- Чем заканчивается мюзикл?
Д: - Волк вместе с козлятами поет и танцует на опушке.
У.- Отдельные мелодии мюзиклов становятся очень популярными и запоминаются надолго. Вот вам какая мелодия запомнилась?
а) Разучивание “Песенки козлят”
У. – Р., в каком музыкальном произведении,мы встречались с героями этой сказки?
У. - Какие песенки вы помните из оперы “Волк и семеро козлят” М. Коваля?
б) Исполнение песен из оперы М. Коваля
в) Инсценировка хора “Семеро козлят”
V. Первичное закрепление
У: - Р., заполнитекарточки, которые лежат у вас на столе.(Приложение 1)
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
У. – С каким музыкальным жанром мы познакомились сегодня на уроке?
У. – Где и когда появились первые мюзиклы?
У. – Как называется мюзикл, который слушали?
У. – Назовите авторов мюзикла “Волк и семеро козлят на новый лад”?
У. - Проверим,что у вас получилось. Что такое мюзикл?
У. – Что такое опера?
У. - Что общего у мюзикла и у оперы?
Д. – Оба жанра относятся к музыкальным спектаклям.
Д. – Действующие лица в них поют.
Д.– В мюзикле, как и в опере, есть хоровые и сольные номера.
Д. - Оперы и мюзиклы сочиняют на сюжеты сказок.
У. - Чем мюзикл отличается от оперы?
Д. – Все герои мюзикла, когда поют, всегда находятся в движении.
Д.- Мюзикл, в отличие от оперы исполняют электронные музыкальные инструменты, поэтому его мелодии звучат современно.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Д/з:В учебнике с.90-91 прочитать, таблица в тетради запомнить;
Дополнительно (по выбору): изобразить героев мюзикла “Волк и семеро козлят”
VIII. Рефлексия Слайд 15
У: - Р., заполните небольшую анкету. (Приложение 2)
Сформировать представление о мюзикле как о жанре музыкально - литературного искусства..
Развивающие: развивать вокально-певческие навыки, музыкальный слух, память, мышление; развивать эмоционально - образное восприятие музыкального произведения; способствовать творческому самовыражению;
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус; культуру слушания, исполнения музыкального произведения; интерес и любовь к русскому искусству.
Предметные умения
Формирование умения проводить интонационно-образный анализ произведения.
Личностные УУД.
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, осознание алгоритма своего действия.
Регулятивные УУД.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
принимать и удерживать учебные задачи;
включаться в процесс решения поставленных задач.
Познавательные УУД.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и
осознавать необходимость нового знания.
Коммуникативные УУД.
формулировать собственное мнение и позицию;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
умение слышать, слушать и понимать окружающих, участвовать в коллективном исполнении.
Планируемый
иметь общее представление о новом жанре - мюзикл
понимать отличительные особенности мюзикла, сравнивать с другими музыкальными произведениями.
знать понятия выразительная и изобразительная интонация.
уметь проводить интонационно-образный анализ произведения.
Основные понятия
выразительность и изобразительность музыки, интонация.
Межпредметные
Изобразительное искусство, литература.
дополнительные
Оборудование: мультимедийное оборудование, аудиозаписи, наглядность и раздаточный материал
Организация
пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, групповая.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
Формируемые
-Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс!
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений!
Мы вместе сочиним урок!
- Улыбнемся друг другу, гостям. Сядьте удобно.
проверяют свою готовность к уроку.
Мотивирование
(самоопределение) к деятельности.
Цель - активизация учащихся.
учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Коммуникативные: хоровое пение.
Актуализация знаний.
(Учитель показывает иллюстрации к
Рассматривают иллюстрацию русской
Регулятивные: умение работать по
Мотивация к
деятельности.
Цель - подготовка
-Герои, какой сказки изображены на иллюстрации?
-А кто автор сказки ?
-Назовите главных героев?
контролируют свою работу
-Чем закачивается сказка?
Постановка темы и цели урока.
Цель – включение проблемного вопроса, создающего проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия.
Цель - формировать культуру слушателя; дать понятие о выразительных и изобразительных интонациях; познакомить со средствами музыкальной выразительности (тембром, динамикой, штрихами), их ролью в создании характера, образа; воспитывать в детях положительные черты характера.
-Как вы думаете, почему урок музыки
-Будет связана с нашей
начинается со сказки?
-А можно к этой сказке сочинить
-Какой он, по-вашему, должна быть?
-Как должна звучать музыка, под
которую будут петь козлята? А волк?
-Портрет в музыке.
-Если сочинить музыку ко всей сказке, то это уже будет музыкальный спектакль.
оформляют свои мысли в устной
-Опера (спектакль, в
-С какими музыкальными жанрами
котором артисты поют).
(спектаклями), которые ставятся на
Балет (спектакль, в
сцене, вы уже знакомы?
-Сегодня мы познакомимся с новым
сценическим жанром - МЮЗИКЛ. И так,
как мы обозначим тему нашего урока?
- Вот вы и подошли к теме урока.
Автор этого музыкального произведения - Алексей Рыбников.
Он родился в творческой семье: отец- скрипач, мать - художница. С детства он был окружён миром музыки и красок. Своё первое музыкальное произведение Рыбников сочинил в 8 лет
Оценить 2534 1
МБОУ СОШ № 65/23 г. Пензы
Урок музыки по теме:
В современных ритмах.
учителя начальных классов
Шелгунова Юлия Вячеславовна
Шелгунова Юлия Вячеславовна
Сформировать представление о мюзикле как о жанре музыкально - литературного искусства..
Развивающие: развивать вокально-певческие навыки, музыкальный слух, память, мышление; развивать эмоционально - образное восприятие музыкального произведения; способствовать творческому самовыражению;
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус; культуру слушания, исполнения музыкального произведения; интерес и любовь к русскому искусству.
Предметные умения
Формирование умения проводить интонационно-образный анализ произведения.
Личностные УУД.
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, осознание алгоритма своего действия.
Регулятивные УУД.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
принимать и удерживать учебные задачи;
включаться в процесс решения поставленных задач.
Познавательные УУД.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Коммуникативные УУД.
формулировать собственное мнение и позицию;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
умение слышать, слушать и понимать окружающих, участвовать в коллективном исполнении.
Планируемый результат
иметь общее представление о новом жанре – мюзикл
понимать отличительные особенности мюзикла, сравнивать с другими музыкальными произведениями.
знать понятия выразительная и изобразительная интонация.
уметь проводить интонационно-образный анализ произведения.
Основные понятия
выра зительность и изобра зительность музыки, интонация.
Межпредметные связи
Изобразительное искусство, литература.
- дополнительные
Оборудование: мультимедийное оборудование,аудио записи
наглядность и раздаточный материал
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, групповая.
Конспект урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Мотивирование
(самоопределение) к деятельности.
Цель – активизация учащихся.
Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
Цель–подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для
Постановка темы и цели урока.
Цель- включение проблемного вопроса, создающего проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия.
Цель –формировать культуру слушателя; дать понятие о выразительных и изобразительных интонациях; познакомить со средствами музыкальной выразительности (тембром, динамикой, штрихами), их ролью в создании характера, образа; воспитывать в детях положительные черты характера.
Интонационно-образный анализ произведения.
Цель – обобщение полученных знаний в процессе ответа на вопросы учителя;
формирование умения выполнятьинтонационно-образный анализ.
Работа в группах
Инсценирование сказки
Вокально-хоровая работа
Цель –передать в хоровом пении настроение произведения
Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итогпроделанной на уроке работе.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Домашнее задание
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс!
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений!
Мы вместе сочиним урок!
- Улыбнемся друг другу, гостям. Сядьте удобно.
-Здравствуйте ребята. Ребята, меня зовут Александра Сергеевна. Сегодня урок проведу у вас я.
( Учитель показывает иллюстрации к сказке).
-Герои, какой сказки изображены на иллюстрации?Слайд 1.
-А кто автор сказки?
-Назовите главных героев?
-Чем закачивается сказка?
-Как вы думаете, почему урок музыки начинается со сказки?
-А можно к этой сказке сочинить музыку?
-Какой он, по-вашему, должна быть? Почему?
-Как должна звучать музыка, под которую будут петь козлята? А волк?
-Если сочинить музыку ко всей сказке, то это уже будет музыкальный спектакль.
-С какими музыкальными жанрами (спектаклями), которые ставятся на сцене, вы уже знакомы?Слайды 2, 3
-Сегодня мы познакомимся с новым сценическим жанром - МЮЗИКЛ. И так, как мы обозначим тему нашего урока?
-Вот вы и подошли к теме урока.
Автор этого музыкального произведения - Алексей Рыбников. Слайд5
Он родился в творческой семье: отец-скрипач, мать- художница. С детства он был окружён миром музыки и красок. Своё первое музыкальное произведение Рыбников сочинил в 8 лет. Слайд6
-Почему на новый лад?
-Какой представили маму? А козлята?
Было ли вам страшно, когда вы слушали сцену с волком?
-Похоже это исполнение музыки на то, что мы с вами уже слушали на уроках в опере и балете?
-В балете и опере музыка звучала в исполнении симфонического оркестра, а музыка мюзикла в исполнении инструментального ансамбля. Поэтому мы и услышали современные ритмы.
-Мюзикл - музыкальный спектакль, в котором соединяются обычное театральное действие, диалоги, песни и танцы.Слайд8 и (Выключить презентацию)
-Люди, каких профессий участвуют в создании спектакля?
Режиссер – человек, который руководит постановкой спектакля.
Художники-декораторы- на сцене обязательно должны быть декорации.
Раз это музыкальный спектакль, то должен быть – оркестр
Для того, чтобы о спектакле узнали будущие зрители, должны быть афиши, а значит и художники, создающие рекламу.
-Чтобы лучше понять, как все происходит, мы сегодня попробуем сами поучаствовать в постановке мюзикла.
Начнем с создания оркестра.
-Коза с козлятами живёт в лесу. Сейчас мы с помощью нехитрых средств создадим атмосферу леса.
-Наступило утро в лесу. Стали просыпаться звери.
«Подул слабый ветерок
«Зашумели ветви деревьев
Физкультминутка
-А сейчас небольшой антракт как в настоящем театре (перерыв)!
-Раз это русская народная сказка, то и плясать наши герои и мы будут под русскую народную мелодию.
-Встаем в круг и повторяем за мной!
-Вот мы с вами и отдохнули и поучаствовали в танцевальном действии, без которого не обойтисьв мюзикле.
-Музыкантами были, танцорами были, а сейчас попробуем себя в качестве артистов.
-Какая тема в мюзикле была главной?
-А кто в вашей жизни главный человек?
-Давайте поработаем над исполнением песни.
-С каким новым жанром музыки мы познакомились?
-Кто участвует в создании мюзикла?
-Чем отличается от других сценических жанров?
-Музыку, какого композитора слушали?
-За активную работу и сценическое мастерство получают оценки-….
Скоро Новый год.Козлятам приятно будет иметь украшенную елку, декорируем необычными украшениями- нотками
Я работал на уроке много и с увлечением, мне было интересно – нотки теплых оттенков
Я сегодня был не очень активен, но на следующем уроке постараюсь – нотки холодных оттенков.
Подходим к елочке по рядам.
-Нарисовать афишу для мюзикла.
-Наш урок закончен. Всем спасибо!
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Вспомнить краткое содержание сказки.
-Будет связана с нашей темой.
-Портрет в музыке.
-Опера (спектакль, в котором артисты поют). Балет (спектакль, в котором артисты танцуют).
-Озорные, веселые, шустрые.
-Нет, Рыбников постарался сделать мюзикл веселым, добрым.
Анализируют музыку в процессе сравнения с собственными предположениями
Получают раздаточный материал.
Дети имитируют звуки
Шуршат целлофаном быстро.
Стучат карандашом по столу.
Голосом изображает кукушку.
Дуют в колпачок от ручки.
Используют музыкальный треугольник.
Голосом изображает мышку.
Водят хоровод с движениями.
Инсценируют сказку под музыку.
Дети работают над интонированием песни.
Обобщают полученные знания в процессе ответа на вопросы учителя
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке.
(выбранную нотку-оценку крепят на музыкальный стан)
Записывают задание в дневник.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
умение работать по предложенному алгоритму.
Регулятивные: контролируют свою работу познавательные:
повторение материала полученного на уроках изобразительного искусства
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме.
анализировать сложившуюся ситуацию;
высказывать собственные предположения (навык монологической речи);
высказывания собственного мнения.
умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;
умение сравнивать, видеть общее и различие;
умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.
Познавательные УУД:
овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального и художественного произведения;
знакомство с музыкальными жанрами.
Личностные УУД: формирование интереса к музыке; развитие умения различать звучащие музыкальные инструменты.
Познавательные УУД:
овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального и художественного произведения;
знакомство с музыкальными жанрами.
распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки.
взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности;
участие в хоровом исполнении музыкального произведения.
формирование исполнительских навыков;
воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.
Читайте также: