Мюзиклы звуки музыки р роджерса волк и семеро козлят на новый лад а рыбникова конспект

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : сформировать представление о мюзикле как о жанре музыкально- литературного искусства.

Развивающие: развивать вокально-певческие навыки, музыкальный слух, память, мышление; развивать эмоционально- образное восприятие музыкального произведения; способствовать творческому самовыражению;

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус; культуру слушания, исполнения музыкального произведения; интерес и любовь к русскому искусству.

Музыкальный материал:

Оборудование : синтезатор, магнитофон, музыкальные инструменты, пальчиковый театр, портрет композитора, иллюстрации к сказке, материал для творческого задания ( карандаш, лист бумаги, колпачок от ручки, треугольник (муз. инструмент),циркуль), ноты.

Учитель : Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс!

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант невпрок.

Скрестите шпаги ваших мнений!

Мы вместе сочиним урок!

( Учитель показывает иллюстрации к сказке).

Учитель: Герои какой сказки изображены на иллюстрации?

( Вспомнить краткое содержание сказки).

Как вы думаете, почему урок музыки начинается со сказки?

А можно к этой сказке сочинить музыку?

Какой она по-вашему должна быть? Почему?

Если сочинить музыку ко всей сказке, то это уже будет музыкальный спектакль.

С какими музыкальными жанрами (спектаклями), которые ставятся на сцене мы уже знакомы?

Дети : Опера (спектакль, в котором артисты поют). Балет (спектакль, в котором артисты танцуют).

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым сценическим жанром- МЮЗИКЛ. И так, как мы обозначим тему нашего урока?

(Учитель открывает тему на доске).

Учитель: На уроках музыки мы с вами уже совершали путешествия в оперный театр, в мир балета. А сегодня нам предстоит путешествие и знакомство ещё с одним жанром сценической музыки – мюзиклом и композитором, который его сочинил А. Рыбниковым.

Работа с учебником (стр. 90-91).

(Учитель показывает портрет композитора).

Слушание сцен из мюзикла.

Интонационно-образный анализ произведения:

Учитель : Понравился вам мюзикл?

Что представили, слушая музыку? Почему?

Как выглядели ваши герои?

Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Кто исполнял сцены из мюзикла?

Какие инструменты вы слышали?

Похоже это исполнение музыки на то, что мы с вами уже слушали на уроках в опере и балете?

Музыка на уроках звучала в исполнении симфонического оркестра, а музыка мюзикла в исполнении инструментального ансамбля. Она отличается более современными ритмами, запоминающимися мелодиями, красочными звучностями инструментального сопровождения.

А какое настроение передаёт музыка? ( музыка добрая, совсем нестрашная, несмотря на присутствие Волка; в музыке много юмора, шуток).

Какая сцена понравилась больше всего?

Почему мюзикл на новый лад? (инструментальный ансамбль, сказка закончилась хорошо).

У вас есть желание спеть с козлятами их песенку?

Когда вы слушали мюзикл, как вы думаете, что делали козлята, когда пели? (прыгали, резвились, шалили, плясали).

Дети под музыку изображают козлят .

Учитель : А теперь сюрприз! (Достаёт коробку).

Учитель: Наступило утро в лесу. Стали просыпаться звери.

Инсценирование сказки.

Учитель: (рассказав сказку не до конца) Небольшой антракт (перерыв)! Я думаю, и наша сказка закончится хорошо. А как вы думаете, чем закончится наша сказка? (Волк, Коза, козлята пляшут).

Раз это русская народная сказка, то и плясать наши герои будут под русскую народную мелодию. Нужны инструменты! (Учитель раздаёт музыкальные инструменты).

Артисты пальчикового театра пляшут под аккомпанемент русских народных инструментов (ложки, трещётки и т.д.)

Учитель: С каким новым жанром музыки мы познакомились?

Музыку какого композитора слушали?

Домашнее задание: Нарисовать полюбившуюся сцену из мюзикла.

Я работал на уроке много и с увлечением.

Мне было интересно, но я не очень был активен.

Я сегодня работал не очень хорошо, но на следующем уроке буду более активен.

Цель урока: сформировать представления учащихся о музыкальном жанре – мюзикл.

Решаемая проблема: что такое мюзикл, что роднит и что отличает два музыкальных жанра: мюзикл и оперу?

  • привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями;
  • интерес к музыке и музыкальной деятельности.
  • осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
  • участие в индивидуальных мини-исследованиях;
  • владение формами рефлексивной оценки.
  • проявление способности к саморегуляции в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке;
  • формирование эмоционально-осознанного отношения музыкальному искусству, к собственной деятельности и деятельности одноклассников в различных формах взаимодействия.
  • формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
  • формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе её анализа.

Тип урока: открытие новых знаний.

Новые понятия: мюзикл

Музыкальный материал: “Звуки музыки” Р. Роджерса, м/ф “Волк и семеро козлят на новый лад”, Хор “Семеро козлят” из оперы М.Коваля.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная (пение, восприятие, анализ музыки, пластическое интонирование, рассуждение, работа с учебником, с раздаточным материалом).

Оборудование: презентация.PPT, компьютер, медиа проектор, музыкальный инструмент, учебник “Музыка” 3 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, раздаточный материал (Приложение 1, Приложение 2).

I. Организационный этап

- Прозвенел звонок, начался урок!

У.– Р. Послушайте внимательно музыку, скажите, знакома она вам?

б) Слушание “Звуки музыки” Р.Роджерса

У. – О чем эта песня?

Д. - О нотах, о звукоряде.

У. – Р., давайте вспомним стишок про нотыи проговорим его:

По полутонам “До, ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре, до”

“Звукоряд” (сверху в низи наоборот)

г) Исполнение “Звуки музыки” Р. Роджерса

У. – Р. Эту забавную песенку о нотах, сочинил американский композитор Ричард Роджерск мюзиклу “Звуки музыки”.Вам знакомо слово мюзикл?

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

У. – Узнать нам об этом сегодня поможет тема нашего урока.

Учащиеся читают хором тему урока: “В современных ритмах. Мюзикл”

У: - Продолжите предложения:

1. На уроке мы узнаем, что такое . ;

2. Когда и где они . впервые;

3. Что общего и различного у . с оперой.

III. Первичное усвоение новых знаний

У. – Посмотрите на экран, героикакой сказки на нем изображены?

У. – Давайте вспомним кратко сюжет этой сказки (рассказы детей)

У. – На сюжет этой сказки поэт Юрий Энтин написал сценарий для спектакля(слайд 8), а композитор Алексей Рыбников сочинил к нему музыку.Таким образом, появился мюзикл “Волк и семеро козлят на новый лад”.Но, прежде чем мы к нему обратимся, давайте узнаем, что такое мюзикл. Откройте учебник на стр. 90.

У.- И так, “Волк и семеро козлят на новый лад”.

Просмотр м/ф “Волк и семеро козлят на новый лад”.

IV. Первичная проверка понимания

У.- Р. Как ведут себя герои мюзикла, как общаются друг с другом?

У. -Кто исполняет мюзикл – симфонический оркестр или современные музыкальные инструменты?

У.- Чем заканчивается мюзикл?

Д: - Волк вместе с козлятами поет и танцует на опушке.

У.- Отдельные мелодии мюзиклов становятся очень популярными и запоминаются надолго. Вот вам какая мелодия запомнилась?

а) Разучивание “Песенки козлят”

У. – Р., в каком музыкальном произведении,мы встречались с героями этой сказки?

У. - Какие песенки вы помните из оперы “Волк и семеро козлят” М. Коваля?

б) Исполнение песен из оперы М. Коваля

в) Инсценировка хора “Семеро козлят”

V. Первичное закрепление

У: - Р., заполнитекарточки, которые лежат у вас на столе.(Приложение 1)

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

У. – С каким музыкальным жанром мы познакомились сегодня на уроке?

У. – Где и когда появились первые мюзиклы?

У. – Как называется мюзикл, который слушали?

У. – Назовите авторов мюзикла “Волк и семеро козлят на новый лад”?

У. - Проверим,что у вас получилось. Что такое мюзикл?

У. – Что такое опера?

У. - Что общего у мюзикла и у оперы?

Д. – Оба жанра относятся к музыкальным спектаклям.

Д. – Действующие лица в них поют.

Д.– В мюзикле, как и в опере, есть хоровые и сольные номера.

Д. - Оперы и мюзиклы сочиняют на сюжеты сказок.

У. - Чем мюзикл отличается от оперы?

Д. – Все герои мюзикла, когда поют, всегда находятся в движении.

Д.- Мюзикл, в отличие от оперы исполняют электронные музыкальные инструменты, поэтому его мелодии звучат современно.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Д/з:В учебнике с.90-91 прочитать, таблица в тетради запомнить;

Дополнительно (по выбору): изобразить героев мюзикла “Волк и семеро козлят”

VIII. Рефлексия Слайд 15

У: - Р., заполните небольшую анкету. (Приложение 2)


Сформировать представление о мюзикле как о жанре музыкально - литературного искусства..

Развивающие: развивать вокально-певческие навыки, музыкальный слух, память, мышление; развивать эмоционально - образное восприятие музыкального произведения; способствовать творческому самовыражению;

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус; культуру слушания, исполнения музыкального произведения; интерес и любовь к русскому искусству.

Предметные умения

Формирование умения проводить интонационно-образный анализ произведения.

Личностные УУД.

способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, осознание алгоритма своего действия.

Регулятивные УУД.

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

принимать и удерживать учебные задачи;

включаться в процесс решения поставленных задач.

Познавательные УУД.

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и

осознавать необходимость нового знания.

Коммуникативные УУД.

формулировать собственное мнение и позицию;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

умение слышать, слушать и понимать окружающих, участвовать в коллективном исполнении.

Планируемый

иметь общее представление о новом жанре - мюзикл

понимать отличительные особенности мюзикла, сравнивать с другими музыкальными произведениями.

знать понятия выразительная и изобразительная интонация.

уметь проводить интонационно-образный анализ произведения.

Основные понятия

выразительность и изобразительность музыки, интонация.

Межпредметные

Изобразительное искусство, литература.

дополнительные

Оборудование: мультимедийное оборудование, аудиозаписи, наглядность и раздаточный материал

Организация

пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

Формируемые

-Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс!

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений!

Мы вместе сочиним урок!

- Улыбнемся друг другу, гостям. Сядьте удобно.

проверяют свою готовность к уроку.

Мотивирование

(самоопределение) к деятельности.

Цель - активизация учащихся.

учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Коммуникативные: хоровое пение.

Актуализация знаний.

(Учитель показывает иллюстрации к

Рассматривают иллюстрацию русской

Регулятивные: умение работать по

Мотивация к

деятельности.

Цель - подготовка

-Герои, какой сказки изображены на иллюстрации?

-А кто автор сказки ?

-Назовите главных героев?

контролируют свою работу

-Чем закачивается сказка?

Постановка темы и цели урока.

Цель – включение проблемного вопроса, создающего проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия.

Цель - формировать культуру слушателя; дать понятие о выразительных и изобразительных интонациях; познакомить со средствами музыкальной выразительности (тембром, динамикой, штрихами), их ролью в создании характера, образа; воспитывать в детях положительные черты характера.

-Как вы думаете, почему урок музыки

-Будет связана с нашей

начинается со сказки?

-А можно к этой сказке сочинить

-Какой он, по-вашему, должна быть?

-Как должна звучать музыка, под

которую будут петь козлята? А волк?

-Портрет в музыке.

-Если сочинить музыку ко всей сказке, то это уже будет музыкальный спектакль.

оформляют свои мысли в устной

-Опера (спектакль, в

-С какими музыкальными жанрами

котором артисты поют).

(спектаклями), которые ставятся на

Балет (спектакль, в

сцене, вы уже знакомы?

-Сегодня мы познакомимся с новым

сценическим жанром - МЮЗИКЛ. И так,

как мы обозначим тему нашего урока?

- Вот вы и подошли к теме урока.

Автор этого музыкального произведения - Алексей Рыбников.

Он родился в творческой семье: отец- скрипач, мать - художница. С детства он был окружён миром музыки и красок. Своё первое музыкальное произведение Рыбников сочинил в 8 лет


Оценить 2534 1

МБОУ СОШ № 65/23 г. Пензы

Урок музыки по теме:

В современных ритмах.

учителя начальных классов

Шелгунова Юлия Вячеславовна

Шелгунова Юлия Вячеславовна

Сформировать представление о мюзикле как о жанре музыкально - литературного искусства..

Развивающие: развивать вокально-певческие навыки, музыкальный слух, память, мышление; развивать эмоционально - образное восприятие музыкального произведения; способствовать творческому самовыражению;

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус; культуру слушания, исполнения музыкального произведения; интерес и любовь к русскому искусству.

Предметные умения

Формирование умения проводить интонационно-образный анализ произведения.

Личностные УУД.

способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, осознание алгоритма своего действия.

Регулятивные УУД.

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

принимать и удерживать учебные задачи;

включаться в процесс решения поставленных задач.

Познавательные УУД.

строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Коммуникативные УУД.

формулировать собственное мнение и позицию;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

умение слышать, слушать и понимать окружающих, участвовать в коллективном исполнении.

Планируемый результат

иметь общее представление о новом жанре – мюзикл

понимать отличительные особенности мюзикла, сравнивать с другими музыкальными произведениями.

знать понятия выразительная и изобразительная интонация.

уметь проводить интонационно-образный анализ произведения.

Основные понятия

выра­ зительность и изобра­ зительность музыки, интонация.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, литература.

- дополнительные

Оборудование: мультимедийное оборудование,аудио записи

наглядность и раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая.

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивирование

(самоопределение) к деятельности.

Цель – активизация учащихся.

Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

Цель–подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для

Постановка темы и цели урока.

Цель- включение проблемного вопроса, создающего проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия.

Цель –формировать культуру слушателя; дать понятие о выразительных и изобразительных интонациях; познакомить со средствами музыкальной выразительности (тембром, динамикой, штрихами), их ролью в создании характера, образа; воспитывать в детях положительные черты характера.

Интонационно-образный анализ произведения.

Цель – обобщение полученных знаний в процессе ответа на вопросы учителя;

формирование умения выполнятьинтонационно-образный анализ.

Работа в группах

Инсценирование сказки

Вокально-хоровая работа

Цель –передать в хоровом пении настроение произведения

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итогпроделанной на уроке работе.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Домашнее задание

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс!

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений!

Мы вместе сочиним урок!

- Улыбнемся друг другу, гостям. Сядьте удобно.

-Здравствуйте ребята. Ребята, меня зовут Александра Сергеевна. Сегодня урок проведу у вас я.

( Учитель показывает иллюстрации к сказке).

-Герои, какой сказки изображены на иллюстрации?Слайд 1.

-А кто автор сказки?

-Назовите главных героев?

-Чем закачивается сказка?

-Как вы думаете, почему урок музыки начинается со сказки?

-А можно к этой сказке сочинить музыку?

-Какой он, по-вашему, должна быть? Почему?

-Как должна звучать музыка, под которую будут петь козлята? А волк?

-Если сочинить музыку ко всей сказке, то это уже будет музыкальный спектакль.

-С какими музыкальными жанрами (спектаклями), которые ставятся на сцене, вы уже знакомы?Слайды 2, 3

-Сегодня мы познакомимся с новым сценическим жанром - МЮЗИКЛ. И так, как мы обозначим тему нашего урока?

-Вот вы и подошли к теме урока.

Автор этого музыкального произведения - Алексей Рыбников. Слайд5

Он родился в творческой семье: отец-скрипач, мать- художница. С детства он был окружён миром музыки и красок. Своё первое музыкальное произведение Рыбников сочинил в 8 лет. Слайд6

-Почему на новый лад?

-Какой представили маму? А козлята?

Было ли вам страшно, когда вы слушали сцену с волком?

-Похоже это исполнение музыки на то, что мы с вами уже слушали на уроках в опере и балете?

-В балете и опере музыка звучала в исполнении симфонического оркестра, а музыка мюзикла в исполнении инструментального ансамбля. Поэтому мы и услышали современные ритмы.

-Мюзикл - музыкальный спектакль, в котором соединяются обычное театральное действие, диалоги, песни и танцы.Слайд8 и (Выключить презентацию)

-Люди, каких профессий участвуют в создании спектакля?

Режиссер – человек, который руководит постановкой спектакля.

Художники-декораторы- на сцене обязательно должны быть декорации.

Раз это музыкальный спектакль, то должен быть – оркестр

Для того, чтобы о спектакле узнали будущие зрители, должны быть афиши, а значит и художники, создающие рекламу.

-Чтобы лучше понять, как все происходит, мы сегодня попробуем сами поучаствовать в постановке мюзикла.

Начнем с создания оркестра.

-Коза с козлятами живёт в лесу. Сейчас мы с помощью нехитрых средств создадим атмосферу леса.

-Наступило утро в лесу. Стали просыпаться звери.

«Подул слабый ветерок

«Зашумели ветви деревьев

Физкультминутка

-А сейчас небольшой антракт как в настоящем театре (перерыв)!

-Раз это русская народная сказка, то и плясать наши герои и мы будут под русскую народную мелодию.

-Встаем в круг и повторяем за мной!

-Вот мы с вами и отдохнули и поучаствовали в танцевальном действии, без которого не обойтисьв мюзикле.

-Музыкантами были, танцорами были, а сейчас попробуем себя в качестве артистов.

-Какая тема в мюзикле была главной?

-А кто в вашей жизни главный человек?

-Давайте поработаем над исполнением песни.

-С каким новым жанром музыки мы познакомились?

-Кто участвует в создании мюзикла?

-Чем отличается от других сценических жанров?

-Музыку, какого композитора слушали?

-За активную работу и сценическое мастерство получают оценки-….

Скоро Новый год.Козлятам приятно будет иметь украшенную елку, декорируем необычными украшениями- нотками

Я работал на уроке много и с увлечением, мне было интересно – нотки теплых оттенков

Я сегодня был не очень активен, но на следующем уроке постараюсь – нотки холодных оттенков.

Подходим к елочке по рядам.

-Нарисовать афишу для мюзикла.

-Наш урок закончен. Всем спасибо!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Вспомнить краткое содержание сказки.

-Будет связана с нашей темой.

-Портрет в музыке.

-Опера (спектакль, в котором артисты поют). Балет (спектакль, в котором артисты танцуют).

-Озорные, веселые, шустрые.

-Нет, Рыбников постарался сделать мюзикл веселым, добрым.

Анализируют музыку в процессе сравнения с собственными предположениями

Получают раздаточный материал.

Дети имитируют звуки

Шуршат целлофаном быстро.

Стучат карандашом по столу.

Голосом изображает кукушку.

Дуют в колпачок от ручки.

Используют музыкальный треугольник.

Голосом изображает мышку.

Водят хоровод с движениями.

Инсценируют сказку под музыку.

Дети работают над интонированием песни.

Обобщают полученные знания в процессе ответа на вопросы учителя

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке.

(выбранную нотку-оценку крепят на музыкальный стан)

Записывают задание в дневник.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

умение работать по предложенному алгоритму.

Регулятивные: контролируют свою работу познавательные:

повторение материала полученного на уроках изобразительного искусства

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме.

анализировать сложившуюся ситуацию;

высказывать собственные предположения (навык монологической речи);

высказывания собственного мнения.

умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;

умение сравнивать, видеть общее и различие;

умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.

Познавательные УУД:
овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального и художественного произведения;

знакомство с музыкальными жанрами.

Личностные УУД: формирование интереса к музыке; развитие умения различать звучащие музыкальные инструменты.

Познавательные УУД:
овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального и художественного произведения;

знакомство с музыкальными жанрами.

распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки.

взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности;

участие в хоровом исполнении музыкального произведения.

формирование исполнительских навыков;

воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

Читайте также: