Точение древесины 9 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

– ознакомить учащихся с технологией точения древесины на токарном станке, дать первоначальные умения и навыки точения;
– формировать знания в области токарной обработки древесины;
– воспитывать трудовые и эстетические качества личности, уважение труду.

– научиться организовать рабочее место;
– научиться правильно выбирать инструменты для точения;
– уметь правильно подготовить станок к работе;
– узнать способы и приемы точения поверхностей на станке СТД-120.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: – тестирование, устный опрос, рассказ, демонстрация, практическая работа

– токарный станок по дереву;
– стамески для токарных работ;
– шлифовальный круг, шкурка;
– заготовки из древесины.

– Технология. 6 класс;
– таблица “Соблюдай правила техники безопасности при работе на токарном станке”;
– кинематическая схема СТД-120;
– технологическая карта.

1. Организационный момент. (1-й час.)

Проверка готовности учащихся к уроку, рапорт дежурного.

2. Актуализация.

3. Основная часть

Токарная работа по дереву или токарное дело – одна из разновидностей механической обработки древесины. При обработке на токарном станке заготовка совершает вращательное движение, которое называют главным движением. Инструмент перемещается относительно неё, совершая вспомогательное движение, или движение подачи. В процессе точения острое лезвие инструмента снимает с поверхности заготовки стружку.

При выполнении токарных работ иногда бывает достаточно нескольких полукруглых и плоских стамесок, остальные инструменты служат для облегчения и увеличения скорости работы. Для обработки заготовок на станке применяют специальные стамески, имеющие удлинённые ручки.

Для предварительной, черновой обработки применяют полукруглые стамески: желобчатую или плоскую.

Окончательную , чистовую, обработку выполняют с помощью косых стамесок. Этими же стамесками подрезают торцы и отрезают деталь.

Узкую желобчатую стамеску применяют для прорезания канавок, а заострённые – для разного вида работ.

У всех токарных инструментов должны быть удобные овальной или овально-граненой формы ручки, которые лучше изготовлять из древесины твердых лиственных пород. Длина ручки должна быть примерно равна длине рабочей части инструмента.

Лезвия стамесок должны быть обязательно заточено. Это позволит легче и чище обрабатывать поверхность заготовки. Если режущая кромка стамески будет тупой, то поверхность получится шероховатой и ворсистой.

Лезвия сначала затачивают на шлифовальном круге. После заточки на лезвии появляются небольшие заусенцы, которые снимают на плоском мелкозернистом наждачном бруске.

Заготовку с пропилом на торце устанавливают на трезубец, подводят заднюю бабку и крепят её винтом к направляющим. Затем прижимают заготовку к трезубцу центром, направляя его в отверстие, подготовленное в заготовке, и закрепляют центр зажимом.

Подручник устанавливают так, чтобы его верхняя поверхность была на 2…3 мм выше линии центров станка и находилась на расстоянии 3…4 мм от поверхности заготовки.

3.6. Технология точения на СТД-120.

Перед началом работы надевают защитные очки и опускают защитный экран. Затем включают станок и проверяют его работу на холостом ходу. Стамеску, крепко удерживая правой рукой за ручку, помещают на подручник. Левая рука находится сверху стамески и прижимает его к подручнику. При этом рука должна находится вблизи подручника, но не касаться его.

Шлифование готовой детали выполняют шлифовальной шкуркой, которую обёртывают вокруг детали и удерживают руками, или шлифовальной колодкой.

а) продольное, при котором режущий инструмент во время вращения детали перемещается вдоль оси заготовки;

б) поперечное, когда стамеска перемещается поперёк оси заготовки;

в) продольно-поперечное, при котором инструмент перемещается одновременно и вдоль оси, и поперёк оси вращения заготовки.

4. Закрепление материала. (2-й час.)

1. Изучите чертеж детали, выданный учителем, имеющий цилиндрическую форму.
2. Подумайте и определитесь, в каком шпиндельном приспособлении вы будете закреплять заготовку.
3. Закрепите заготовку на станке.
4. Установите подручник в необходимом положении, проверив наличие зазора между ним и заготовкой путём проворачивания заготовки вручную на один-два оборота.
5. С разрешения учителя выполните черновую и чистовую обработку заготовки.
6. Отшлифуйте готовую деталь.
7. Снимите деталь со станка, отпилите концевые участки, окончательно зачистите деталь.
8. Проконтролируйте качество полученной детали.

Нажмите, чтобы узнать подробности

9 класс Тема урока: Точения древесины на токарных станках. Цель: обучить учащихся основным приемам точения древесины на токарных станках Задачи: 1. Образовательная. 2. Развивающая. 3. Воспитательная. Обучить основным приемам обработки древесины на токарном станке, научить фасонному точению, ознокомить с основами машиноведения Развивать познавательный интерес в области деревообработки, приемов и навыков работы со столярным инструментом с применением правил ТБ Прививать учащимся любовь к труду и уважение к людям труда.Способствовать воспитанию самостоятельности, веры в свои силы, технологической культуры.Профориентация на профессии столяра, плотника, краснодеревщика, токаря-станочника деревообработки.


Чабанов Михаил Прокофьевич

Учитель технологии

Средняя школа имени Панфилова

Кербулакского района

Алматинской области

Тема урока: Точения древесины на токарных станках.

Цель: обучить учащихся основным приемам точения древесины на токарных станках
Задачи:

1. Образовательная.

2. Развивающая.

3. Воспитательная.

Обучить основным приемам обработки древесины на токарном станке, научить фасонному точению, ознокомить с основами машиноведения

Развивать познавательный интерес в области деревообработки, приемов и навыков работы со столярным инструментом с применением правил ТБ

Прививать учащимся любовь к труду и уважение к людям труда.Способствовать воспитанию самостоятельности, веры в свои силы, технологической культуры.Профориентация на профессии столяра, плотника, краснодеревщика, токаря-станочника деревообработки.

Методы обучения

словесный, объяснительно-демонстрационный, наглядный

Формы обучения

фронтальная, групповая, индивидуальная

Межпредметные связи

черчение, физика, история

Материально-техническое оснащение урока

станок СТД-120М, ТВ-6, сверлильный станок, электрический лобзик, столярный инструмент, пиломатериал, плакаты по устройству станков и правил работы на них, технологические карты, инструкционные карты, образцы готовых изделии.

І. Организационная часть
1. Проверка наличия учащихся
2. Внешний вид
3. Организационные вопросы
4. Назначение дежурных

Актуализация материала

ТБ при работе на станках и решение различных ситуаций:

Технологическая карта

Изготовление лицевой части кухонного набора

Операции Материал и инструменты

Разметка по шаблону
Шаблон по выбору, заготовка, карандаш
Крепление на верстаке
Струбцина, верстак
Выпиливние края прямолинейных линий эл лобзиком
Эл.лобзик, заготовка
Выпиливние труднодоступных мест ручным лобзиком
Лобзик, заготовка
Шлифовка на станке сверлильным
Станок сверлильный, насадки

Изготовление колушка на станке

Операции Материал и инструменты
Делает учитель

Крепление заготовки 4-5 см выход из патрона
Включение станка.

Проверка работы без нагрузки и в рабочем режиме. Точение острия
Рашпиль, напильники, наждачная бумага
Точение стержня
Станок ТВ-6, штангенциркуль
Отделка стрежня
Наждачная бумага
Обрезка Ножовка по металлу

Изготовление скалки 36 мм

Операции Материал и инструменты

Разметка заготовки в торцах, запил и кернение Линейка, карандаш, ножовка, керно
Установка в центрах, установка подручника Станок СТД-120 ключи
Точение СТД-120 стамеска
Подрезка черенка СТД-120

Изготовление толкушки на СТД-120

Операции Материал и инструменты

Установка заготовки в центрах Заготовка, ключи, станок СТД-120
Работа станка на холостом ходу и первое точение делает учитель

Точение заготовки размер 36-38 мм Станок СТД-120, стамески
Изготовление рабочей части Станок СТД-120, стамески
Изготовление ручки 26-28 мм Станок СТД-120, стаченный куль, стамески
Изготовление рисунка и шлифование Станок СТД-120, малые стамески, наждачка
Снять заготовку
Обрезание края в тисках Ножовка, тиски, подкладки

Выпиливание разделочной доски лобзиком из фанеры Операции Материал и инструменты

Разметка по шаблону Карандаш и шаблон пол выбору
Закрепление пилочки, направление зубьев к ручке Тиски, пилочки для лобзика
Удержание крепление заготовки Струбцина, верстак
Шлифовка на станке сверлильныом Сверлильный станок, насадка шлифовальная
Отделка труднодоступных мест Наждачная бумага
Нанесение рисунка Рисунки, копировальная бумага
Выжигание Выжигатель, наждачная бумага
Лакировка Кисти, бесцветный лак

Техника безопасности

1. Надежно закрепите пилочку
2. Выполни работу последовательно как указано на технологической карте
3. Самостоятельно не выключайте выжигатель
4. Во время перерыва отключайте напряжение выжигателя, сообщите об этом учителю
5. Перед уборкой выжигателя необходимо отсудить нагревательный элемент
6. Во время лакирования использовать проветриваемое помещение

1. Выполнение чертежа чертилки в тертради
2. Раздача технологических карт инструмента и материала
3. Развод по рабочим местам

V. Целевые обходы рабочих мест

1. Организация рабочего места
2. Правка заготовок
3. Крепление заготовки в тисках.Рубка зубилам
4. . Крепление заготовки для оттачивания
5. Удержание инструмента и прваила работы
6. Возможный брак и меры его устранения
7. Оттяжка изделия
8. Соблюдение Тб
9. Гибка, шлифовка
10. Уборка рабочих мест

VІ. Заключительный инструктаж

1. Подведение итогов работы

2. Выставление оценок

3. Отбор лучших работ

Подготовка на выставку в конце четверти

4. Задание на дом

Домашнее задание: нарисовать на А4 формате рисунок который на следующем уроке методом выжигания делается на фонерах и деревянных плитах. доделать

на токарном станке по дереву

Цель занятия: Познакомить учащихся с технологией обработки древесины, а также техникой безопасности работы на токарном станке.

Ребята,на прошлом занятии мы прошли тему: Устройство токарного станка СТД- 120 М,


Итак, история токарных станков уходит в далекую древность. Они использовались для изготовления деталей прялок, столов, стульев, по­ суды и т.д. А сейчас мы подробно рассмотрим технологию точения древесины на токарном станке по дереву.

Сущность процесса резания при точении заключа­ется в снятии слоя обрабатываемой заготовки в виде стружки.


Подготовка заготовки к точению включает следующие операции:

- отрезка по длине;

- осмотр состояния древесины;

- разметка центров вращения;

- придание заготовке формы, близкой к цилиндрической.

После разметки заготовку крепят на станке.

Эти операции вы сможете посмотреть в слайд-шоу:

Слайд-шоу Веб-альбомов Picasa

Посмотрите, какие бывают виды основных стамесок:



а)- желобчатая полукруглая (для черновой обработки);

б)- желобчатая полукруглая вогнутая;

в)- чистовая (косая) для чистовой обработки, вытачивания конусов; подрезания торцов.

Режущая часть резца (лезвие) имеет клиновидную форму

Передняя часть предназначена для схода стружки. Задняя обращена к обрабатываемой заготовке.

Угол между передней и задней поверхностями называется уг­лом заострения .

20°-40° принят для точения мягкой древесины, 40° - для точения твердой древесины.

Заточки стамесок выполняют на наждачном круге, доводку лезвия на наждачном бруске.

Запомните! Заточку стамесок выполняет только учитель.

После подготовки заготовки к точению непосредственно переходим к о бъяснению и показу работы на станке

Видео YouTube

Инструктирование по правилам безопасности при ра­боте на станке:

Ознакомьтесь с правилами безопасной эксплуатации станка и запишите их в рабочую тетрадь:

1) Не включать станок без разрешения учителя.

2) Надежно крепить заднюю бабку станка.

3) Проверить заготовку, чтобы она не имела трещин.

4) Надежно крепить заготовку.

5) Тщательно подготовить рабочее место.

6) Проверить рабочий инструмент.

8) Перед пуском станка одеть очки.

9) В процессе точения периодически останавливать станок и поджимать деталь центром задней бабки.

10) Периодически подводить подручники.

11) Во время работы не отходить от станка и не отвлекаться.

12) Все настроечные операции проводить только при отключенном станке.

13) Не обрабатывать деталь вблизи трезубца.

14) Не останавливать заготовку руками.

15) Обо всех неисправностях сообщать учителю.

Обратите внимание, ребята, на такое важное обстоятельство: нельзя допускать врезания в заготовку острого угла косой стамески, так как возможен выброс стамески, что неизбежно приведет к травме.

Основные методы механической обработки древесины резанием.

Рахметкалиев Дамир Ерболатович,

СОШ им. Маншук Маметовой,

Бокейординский район,п. Сайхин

Западно- Казахстанская область ,

Цель урока: научить учащихся основным методам механической обработки древесины резанием.

Образовательная: формирование у учащихся знаний механической обработки древесины резанием.

Развивающая: развитие позновательного интереса учащихся в области деревообработки, совершенствование учащимися приемов и навыков работы на станке, научить учащихся правилам техники безопасности при работе на станках.

Воспитательная: воспитание у учащихся любви к труду и уважение к людям труда, способствовать воспитанию самостоятельности, веры в свои силы, воспитание технологической культуры, профориентация учащихся.

Вид урока: информационно - сообщающий, объяснительно – демонстрационный, развивающий.

Форма урока: практическая.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: объяснение.

Средства урока: оборудование и материалы, наглядные пособия.

Межпредметная связь: черчение, ИЗО, физика.

1. Организационный момент:

- Проверка готовности к уроку.

2. Постановка целей и задач урока.

3. Изучение нового материала.

Обработка древесины резанием на производстве механизирована. Различают механическую обработку древесины со снятием стружки и без снятия стружки. К первому виду относятся пиление, точение, строгание, фрезерование, сверление, долбление и шлифование. Без снятия стружки древесину режут ножницами и высекают в штампах.

Механическое пиление - наиболее распространенный метод резания древесины. Осуществляют пиление с помощью лесопильных рам, ленточных, круглопильных и цилиндропильных станков. Лесопильные рамы (пилорамы) и ленточно-пильные станки применяют для распиливания бревен на доски и бруски. С помощью круглопильных станков проводят поперечный и продольный раскрой пиломатериалов. Цилиндрическими пилами на цилиндропильных станках выпиливают клепку для производства бочек.

Механическое точение – также распространенный метод обработки древесины. Детали обрабатывают на токарных станках.

Строгание и фрезерование древесины – это механическое резание и ее вращающимися многорезцовыми инструментами – фрезами, ножевыми валами, горизонтально движущимися ножами. Они снимают слой древесины в виде стружки.

Строгание и фрезерование бывает продольным (вдоль древесных волокон) и поперечным (поперек волокон). Осуществляют фрезерование на фрезерных, шипорезных и копировальных станках, получают пазы, шипы, гнезда, проушины, а также детали со сложными криволинейными поверхностями. Строгают древесины на строгальных станках, получают ровную гладкую поверхность на заготовках, а также строганный шпон.

Механическое сверление- выполняют на сверлильных и комбинированных (сверлильно-фрезерных ) станках.

Механическое долбление – проводят на цепнодолбежных станках для получения прямых пазов, продолговатых отверстий и гнезд.

Механическое шлифование - проводят на шлифовальных станках. С помощью шлифовальных станков деталям и изделиям очень быстро придают гладкую поверхность.

Все рассмотренные методы механической обработки резанием, несмотря на значительные различия в конструкции режущих инструментов, в характере их движения, в устройстве станков, имеют и существенное сходство. Оно заключается в том, что обработка заготовки осуществляется за счет снятия стружки режущими инструментами , рабочие части которых имеют форму клина. Кроме того, все станки представляют собой технологические машины.

Механическую обработку древесины без снятия стружки проводят с помощью ножниц, с плоскими или дисковыми ножами, а также в штампах, состоящих из подвижного пуансона и неподвижной матрицы. Ножницами разрезают листы шпона и фанеры, а в штампах высекают на них бракованные места.

В школьных мастерских механическая обработка древесины производятся на токарных,сверлильных и комбинированных (фрезерно- круглопильных) станках. На комбинированных станках ввиду их повышенной опасности разрешается работать только учителям.

В деревообрабатывающей промышленности, как и в машиностроении, все более широкое применение находят станки-автоматы. Они более производительны, освобождают человека от тяжелого физического труда, с их внедрением улучшаются условия работы, повышается качество продукции.

Читайте также: