Мышление воображение память конспект

Обновлено: 21.07.2024

исследование личностных качеств учащихся с использованием различных методик, исходя из интересов ребёнка в отношении организации исследований (индивидуальная работа или работа в группах).

ВложениеРазмер
urok_tehnologiya_l-o.docx 103.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе.

Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"

Попова Анастасия Олеговнна , учитель биологии и экологии

Цель урока: исследование личностных качеств учащихся с использованием различных методик, исходя из интересов ребёнка в отношении организации исследований (индивидуальная работа или работа в группах).

Образовательные задачи: познакомиться с различными методами исследования личностных качеств человека.

Развивающие: развитие исследовательских умений учащихся при диагностике их личностных качеств;

Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся толерантность при работе в группах, объективно оценивать себя и других учащихся.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, спички (счетные палочки), бумажные листы с незаконченными изображениями - по количеству учащихся в классе, простые карандаши, диагностические карты, часы с секундной стрелкой, отпечатанные таблички со словами “внимание”, “память”, “воображение”, “мышление”.

I. Организационный момент.

На экране появляются слова:

“Познай самого себя”

Учитель предлагает данное высказывание, в качестве девиза урока. Организовывает беседу с учащимися, для выявления понимания смысла этих слов.

II. Активизация познавательной деятельности (восприятие, осмысливание информации).

Продолжением данной беседы является обсуждение того, что необходимо для лучшего запоминания материала. Учащиеся выдвигают различные предложения. В ответ на них учитель предлагает посмотреть на экран и обнаружить там рекомендации для лучшего запоминания материала, некоторые из них прозвучали из уст детей.

Для лучшего запоминания необходимо:

  1. Составление плана, конспекта, таблицы, схемы, использование условных значков, рисунков.
  2. Понимание смысла прочитанного.
  3. Выявление логической связи.
  4. Использование дополнительных источников информации: словарей, энциклопедий. [1], [2]

III. Изучение новой темы (практическая работа).

Учитель предлагает осмотреться учащимся и предположить то, что предстоит сегодня делать на уроке. В классе находятся компьютеры с табличками “Внимание”, “Память”, с заданиями, диагностирующими уровень развития соответствующего личностного качества учащегося. Отдельно стоят столы, на одном лежат спички и стоит табличка “Мышление”, на другом бумажные листы с незаконченными изображениями и стоит табличка “Воображение”.

Для фиксации результатов диагностики каждому учащемуся розданы диагностические карты – учитель поясняет, как заполнять карту. На экране аналогичная карта, той, что на столах у детей.

Учащиеся выдвигают множество предположений. Учитель направляет беседу, подводя к тому, что будет осуществляться исследование личностных качеств ребят. А как это будет происходить решать им самим – или самостоятельно: в группах, либо индивидуально, или с помощью учителя. Право выбора предоставляется в связи с тем, что урок основан на использовании личностно – ориентированной технологии обучения. Учитель поясняет, что нужно сделать на рабочих местах:

Для диагностики памяти предложено следующее:

“Постарайтесь за 1мин запомнить предметы, изображенные на рисунке, а затем назвать их в таком же порядке. Определите процент правильно названных предметов (число предметов, названных вами правильно, надо разделить на общее число предметов и частное умножить на 100). Оцените точность вашей памяти по шкале: 90-100% - “отлично”; 70-90% - “очень хорошо”; 50-70% - “хорошо”; 30-50% - “удовлетворительно”; 10-30% - “плохо”; 0-10% - “очень плохо”. [1]

Диагностика внимания осуществляется с использованием следующего материала:

“Определите объем своего внимания. Для этого в течение 3-4 с рассматривайте рисунок, а затем перечислите предметы, которые запомнились. Сколько предметов вы запомнили? Оцените ваше внимание по шкале: 11-12 предметов - “отлично”; 9-10 предметов - “очень хорошо”; 6-8 предметов - “хорошо”; 4-5 предметов - “удовлетворительно”; 2-3 предмета - “плохо”; 0-1 предмет - “очень плохо”.[1]

Диагностика же мышления осуществляется при помощи обыкновенных спичек, или счетных палочек - они лежат на столе вместе с заданием, отпечатанным на листе: “Из 6 спичек постройте 4 треугольника так, чтобы каждая спичка была стороной треугольника”. Оцените ваше мышление: удалось построить – “отлично”, не удалось – “плохо”. Время для выполнения задания – 1 минута”. [2]

Учащиеся, поэтапно выполняя задания, результаты заносят в диагностическую карту. После окончания работы, они анализируют, полученные данные.

В ходе фронтальной беседы с классом подводится итог урока, учащиеся делают выводы, о том, какие качества им необходимо развивать у себя. Возврат к высказыванию Сократа, верно ли оно выбрано девизом урока (ребята высказывают собственное мнение).

V. Домашнее задание.

Найти информацию о других (о тех, что не шла речь на уроке) различных методах исследования личностных качеств человека используя ресурсы библиотек, интернета, СМИ.

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его возвращение в сферу сознания и использование в деятельности.

Память - это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек вос­принимал, делал или переживал.

Процессы памяти:

Запоминание –это процесс введения информации в сознание человека. Процесс запоминания протекает в трех формах: запечат-ление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Запечатление- прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.

Непроизвольное запоминание - сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запомина-ние отражает постоянно действующие, повторяющиеся события.

Ведущей формой запоминания у человека является произвольное, связанное с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности.

Заучивание - запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.

По отношению к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое. По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое.

Сохранение- более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны - сохранение и забывание.

Воспроизведение - воссоздание в деятельности и общении сохра-ненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспроиз-ведения:

- узнавание - воспроизведение при опоре на восприятие объекта;

- собственно воспроизведение - воссоздание материала, не вызы-вающее затруднений и не требующее опоры на восприятие;

- припоминание - воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено.

Виды памяти:

- наглядно-образная - это память на зрительные, зву­ковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы;

- словесно-логическая - выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку;

- двигательная (моторная) - выражается в запоминании и воспроизведении движений. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений;

- эмоциональная память - это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению или отказу от соверше­ния того или иного поступка.

Наиболее широкая классификация памяти – на генетическую(наследственную в виде кодов ДНК, которая определяет формиро-вание организма, его структур) и прижизненную (хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти).

Прижизненная память в свою очередь подразделяется на следующие виды:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную (зрительную, обонятельную, осязательную, слуховую, тактильную) и словесно-логическую (вербальную);

2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную.

Памяти присущи следующие характеристики:объем, быстрота, точность и длительность.

Законы памяти

Возможные расстройства памяти:




Гиперфункция памяти - когда воспоминания вдруг ста­новятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда гипер­функция памяти принимает форму навязчивых воспоми­наний.

Амнезия - утрата способности сохранять или вос­производить имеющуюся информацию.

Мышление - это психический процесс отражения ре­альности в ее наиболее существенных связях и отноше­ниях, высшая форма творческой активности человека. Мышление можно представить как познавательный про­цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре­шение. Мыслительный процесс совершается в понятиях и образах. Его можно рассматривать как одну из форм деятельности человека (мыслительная деятельность).

Мышление подразделяют на теоретическое и практическое. В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышле-ние, а в практическом наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое мышление.

Понятийное мышление - это такое мышление, в котором исполь-зуются определенные понятия.

Образное мышление - это вид мыслительного процесса, в кото-ром используются образы.

Наглядно-действенное мышлениеотличается тем, что решение
нестандартной задачи(практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразова­ний, в которых принимает участие сам субъект мышления.

Наглядно-образное мышлениеосуществляется на основе преоб­разований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих от­ражение реальности в образно-концептуальной форме.

Абстрактно-логическое мышлениеоно же словесно-логическое,
вербально-логическое или дискурсивное - это опосре­дованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с по­нятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связ­ного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Это различного рода дедуктивные и индуктивные умозаключения, способы доказательств и т. д.

Процессам мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в качествах ума:

Глубина знаний определяется степенью проникновения в сущность явлений, а широта - возможностью привлечения для решения данной задачи знаний из различных областей.

Гибкость ума обеспечивает достаточно полный учет специфических условий решения именно данной задачи. Противоположным ка­чеством гибкости ума является его инертность, шаблонность.

Критичность ума характеризуется способностью человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную деятельность, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки

Глубокое и обоснованное критическое отношение к действительности является одним из проявлений самостоятельности ума человека.

Содержательные компоненты мышления (формы мышления):

- понятие - это мысль, выраженная в слове; оно включает в себя общие признаки не случайных, отдельных предметов, а то, что является общим для всех предметов данного класса;

- суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо;

- умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагиро-вания, обобщения, классификации, систематизации.

Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов.

Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других.

Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.

Классификация направлена на разделение и последующее объедине­ние объектов по каким-либо основаниям.

Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классифи­кации, а их групп, классов.

Индукция – движение мысли от частного к общему.

Дедукция – движение мысли от общего к частному.

Аналогия – движение мысли от частного к частному на основе сходства.

Воображение - это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались челове­ком раньше. Это возможно на основе изменения и пре­образования уже имеющихся в сознании образов, а точ­нее - представлений памяти.

Образы воображения создаются с помощью следующих приемов:

- вычленение из целостного образа каких-либо элемен­тов (например, представление о величине палки как сред­стве удлинить руку);

- изменение величины воображаемых объектов (отсюда
великаны, гномики и т.д.);

- агглютинация - соединение вычлененных элементов в
образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);

- конструирование предметов в зависимости от их на­значения (топор, луноход и т.п.);

- перенос какого-либо свойства на другие объекты (был
тише воды и ниже травы и т.п.);

- типизация - создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объ­ектов (создание образов в художественной литературе: Ев­гений Онегин, Наташа Ростова и т.д.).

Воображение основано на преобра­зовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастиче­ский вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жиз­ни, из прошлого опыта.

Виды воображения:

Непроизвольное (пассивное) - когда образы возника­ют спонтанно, помимо воли и желания человека (в снови­дениях, при чтении книг и т.д.).

Произвольное (активное) - когда образы вызываются по
собственному желанию, под воздействием волевых усилий:

а) воссоздающее - создание образов на основе лично­го опыта, текста, чертежа, карты и т.д.;

б) творческое - (более сложный вид воображения) - самостоятельное создание новых образов в процессе твор­ческой деятельности.

Фантазии - это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности.

Мечты - нацелены на будущее, это образы желаемого будущего.

Грезы - мечты, которые очень слабо связаны с реаль­ностью и которые никогда не реализуются.

Тематика рефератов

1 Приемы развития памяти.

2 Мышление и речь, их взаимосвязь.

3 Аналитико-синтетический характер процессов воображения.

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое память?

2 Какова классификация памяти?

3 Каковы особенности наглядно-образной памяти?

4 В чем выражается словесно-логическая память?

5 Каковы характерные черты моторной памяти?

6 Чем характеризуется эмоциональная память?

7 Что такое гиперфункция памяти?

8 Что такое амнезия?

9 Каковы законы памяти?

10 Каковы индивидуальные особенности памяти?

11 Что такое мышление?

12 Каковы виды мышления?

13 Каковы содержательные компоненты мышления?

14 Каковы операционные компоненты мышления?

15 Что такое мыслительная операция?

16 Что такое воображение?

17 Каковы физиологические основы воображения?

18 Каковы приемы воображения?

19 Каковы виды воображения?

Литература

1 Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.

2 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с.

3 Личность и ее структура: справочные материалы / под ред. Н.Я. Мороз.- Витебск: ВОИУУ, 1996. - 34 с.

4 Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1990. - 228 с.

5 Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова [и др.]. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

6 Общая психология : словарь / под ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

7 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.

8 Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 490 с.

Тест

1 Вставить пропущенные слова.

Память - это процесс … действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком данных своего опыта:

1) отражения; 3) обобщения;

2) создания; 4) анализа.

2 Из указанных слов выбрать те, которые находятся к данному слову в таком же отношении, как в приведенном примере:

1) обучение; 2) опыт; 3) мотив; 4) информирование.

Образец: деятельность - цель.

3 К объективным причинам, влияющим на продуктивность памяти, относятся:

1) характер материала; 4) количество материала;

2) предшествующий опыт; 5) обстановка;

3) интерес; 6) состояние организма.

4 Вставить пропущенные слова.

Представление - это вторичный … предмета или явления, сохраненный в памяти:

5 Вставить пропущенные слова.

Воображение есть не что иное, как процесс … отражения действительности:

1) преобразующего; 3) стереотипного;

2) точного; 4) обратного.

6 Вставить пропущенные слова.

Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, харакретизующийся … и опосредованным … действительности:

1) обобщенным / отражением;

2) обобщенным / восприятием;

3) непосредственным / отражением;

4) непосредственным / восприятием.

7 Что из перечисленного является формой мышления:

1) анализ; 5) суждение;

2) умозаключение; 6) синтез;

3) понятие; 7) абстрагирование;

4) сравнение; 8) классификация.

8 К субъективным причинам, влияющим на продуктивность памяти, относятся:

Психические процессы: виды и краткая характеристика

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.

Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • ощущение;
  • воображение;
  • представление;
  • речь;
  • внимание.

Эмоциональные:

Волевые:

  • воля;
  • постановка цели;
  • принятие решения.

Методы изучения

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

Психические познавательные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.

К свойствам восприятия относятся:

  • Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
  • Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).

Память

Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.

Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.

К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.

  • По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
  • По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
  • По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
  • По организации запоминания: декларативная и процедурная.
  • По наличию цели: произвольная и непроизвольная.

Мышление

Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.

При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.

Основные характеристики мышления:

  1. Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
  2. Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.

Ощущения

Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.

Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

  • Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений.
  • Длительность: временная характеристика ощущений.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.

Воображение

Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.

Представление

Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.

Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.

  • Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
  • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
  • Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
  • Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.

Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.

Внимание

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.

При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.

Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

  • Содержание: отражение различных аспектов, особенностей значения вызывающих их объектов.
  • Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависть, любовь). Астенические парализуют и расслабляют (презрение и страх).
  • Интенсивность: сила чувств.
  • Валентность: приятные, неприятные и амбивалентные чувства.

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Психические волевые процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Постановка цели

Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.

Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.

Принятие решений

Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.

Развитие психических процессов

Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

  • Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
  • Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки. подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
  • Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
  • Копировать в точности движение или узор.
  • Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  • Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия № 22 по психологии

Педагог – психолог Децик Н.В.

Цель: Развитие мышления, воображения, памяти, творческих способностей.

Ход занятия

Цель: развитие мышления и воображения.

Я сейчас буду читать предложения, а вы должны будете назвать, какие ошибки здесь допущены.

  • Зимой на улице так холодно, что многие прохожие снимают шляпы и идут босиком по теплым весенним лужам.
  • Когда наступает весна, многие птицы улетают обратно в теплые края, потому что трудно найти себе пищу под снегом.
  • Собираясь в школу очень важно взять с собой тетради и игрушки, потому что каждому первокласснику нужно отвлекаться от уроков.
  • Первого сентября многие дети отправляются на каникулы, чтобы хорошо отдохнуть перед наступлением лета.
  • Осенью в лесу много грибов и ягод, поэтому, собираясь в зимний лес, необходимо взять с собой корзину и санки.
  • На уроках в школе самое главное – слушать учителя, который выдает детям рецепты, ставит оценки и редко находится в классе.
  • Вечером родители отводят детей в детский сад и школу, а сами идут завтракать и собираться на работу.

Цель: развитие логического мышления.

  • Если брат старше сестры, то сестра… (младше брата);
  • Если стол выше стула, то стул …(ниже стола);
  • Если ручей уже реки, то река …(шире ручья);
  • Если поезд быстрее машины, то машина едет…(медленнее поезда);
  • Если шнурок короче ленты, то лента …(длиннее шнурка);
  • Если камень тверже ваты, то вата… (мягче камня).

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Цель: развитие памяти.

Ребята, представьте, что вы отправились в магазин. Я буду называть каждому то, что ему нужно купить, а вы будете повторять. Например: «Глеб, тебе нужно купить: конфеты, карандаши, пакет, коврик, макароны, тарелку, телевизор, ботинки, лампочку, мыло. Повтори, что ты должен купить?

Взрослый называет каждому ребенку свой набор предметов, не менее 5 -7, но не более 10 слов.

· Ковер, тарелку, колбасу, хлеб, пакет, соль, стол;

· Макароны, конфеты, сахар, мыло, сосиски, телевизор, кран;

· Капусту, компьютер, горох, часы, брюки, гречку, розы;

· Булку, картошку, футболку, сыр, торт, книгу, чемодан;

· Ручку, йогурт, печенье, сок, шампунь, чай, орехи;

· Тетрадку, шорты, зонт, мармелад, воду, самокат, телефон;

· Редиску, сумку, лампочку, духи, шоколадку, колбасу, молоко;

· Варенье, чайник, морковку, кефир, таз, лимонад, кофе;

· Молоко, лимон, рис, майку, бананы, юбку, заколку;

· Грушу, пенал, ластик, рубашку, киви, мяч, кольцо;

· Велосипед, чашки, яблоки, огурцы, воду, стул, кубики;

· Помаду, картошку, духи, щетку, хлеб, фломастеры, альбом;

· Мороженое, сосиски, журнал, карандаши, торт, лампу, футболку;

· Самокат, ряженку, мандарины, репу, шапку, печенье, юлу;

· Блокнот, мяч, рыбу, подушку, булку, машину, швабру;

· Очки, капусту, сок, фасоль, линейку, кепку, веник;

· Сметану, лук, помидоры, куклу, сапоги, пирожное, кроссовки;

· Клубнику, расческу, вилку, кабачок, тумбочку, ножницы, сок;

· Прыгалки, пшено, майонез, свеклу, тапки, молоко, огурцы.

Цель: развитие воображения, повышения мотивации к школьному обучению.

Как вы, наверное, знаете 1 сентября – День знаний, это праздник всех мальчишек и девчонок. Поэтому они нарядно и аккуратно одеваются в этот день и обязательно приносят букет цветов для своей учительницы. И сейчас каждый из вас нарисует букет, с которым ему хотелось бы пойти в школу 1 сентября. Начинаем рисовать. В конце работы рисунки вывесим на доску!

Итог занятия.

В конце занятия обсуждается с детьми, что больше всего понравилось и запомнилось им на занятии.

1. Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал.

Можно выделить четыре типа представлений воображения:

1) образы того, что есть в реальной действительности, например, человек представляет пустыню Сахара, в которой он никогда не бывал, но которая реально существует;

2) исторические образы, например, можно представить, как выглядел доисторический человек или саблезубый тигр;

3) сказочные образы: Баба Яга, Змей-Горыныч и т. д.;

4) образы будущего, например, как выглядит автомобиль ХХII в.

Образы воображения могут создаваться различными путями. Наиболее распространенными являются следующие способы.

1. Агглютинация – это соединение любых качеств, свойств, частей в единый, часто причудливый образ, иногда очень далекий от реальности.

Например, соединение верхней части туловища мужчины и нижней части коня воплотились в образе кентавра, а, поставив избушку на куриные лапы, получили жилище Бабы Яги. Чаще всего такой прием используется в мифах и сказках.

2. Акцентирование – выделение в имеющемся образе какой-либо части, детали и возведение ее в ранг доминирующей.

Способ чаще всего применяется в карикатурах, шаржах.

3. Типизация – самый сложный, подчас творческий прием, выражающийся в том, что из конкретных образов выделяются наиболее характерные, значимые качества и свойства и уже на их основе создается новый образ.

Очень часто этим приемом пользуются писатели, создавая образы литературных героев.

Воображение не может возникнуть на пустом месте, для этого требуется преобразовать материал, полученный из воспринятого ранее.

Например, сказочная Баба Яга – это просто страшная старуха с крючковатым носом, и ее избушка также состоит из хорошо знакомых частей (изба + куриные лапы).

Ученые часто создают новую технику, основываясь на том, что есть в природе.

Благодаря воображению человек способен разумно и творчески планировать свою деятельность и управлять ею.

Оно выручает в тех ситуациях, когда невозможно, затруднительно или просто нецелесообразно выполнять практические действия.

Таким образом, без воображения не был бы возможен прогресс ни в одной из областей человеческой деятельности.

2. Выделяются следующие виды воображения:

1) активное (произвольное) – пассивное (непроизвольное);

2) ародуктивное (творческое) – репродуктивное (воссоздающее).

Пассивное воображение возникает без волевых усилий и без сознательных намерений со стороны человека.

Наиболее распространенным видом пассивного воображения являются сновидения.

Вопросы, связанные со сновидениями, всегда интересовали человека.

Еще в Древней Спарте существовали специально назначаемые чиновники – эфоры, основной обязанностью которых было спать в храмах и видеть сны, на основании которых затем принимались государственные решения и законы.

Большинство наших сновидений представлено в виде зрительных образов, что свидетельствует об их связи с внешним миром, ведь большую часть информации мы воспринимаем с помощью зрительного анализатора.

Согласно некоторым гипотезам, сны предназначены для выполнения охранительной функции, ведь в древности по ночам человеку очень часто грозила опасность.

Часто сны связаны с тревожными состояниями человека, а иногда и с неврозами.

Активное воображение возникает, когда новые идеи или образы создаются путем специального намерения человека.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение основано на воссоздании новых образов в соответствии с имеющимся описанием, схемой и т. п.

Например, в основе такого направления в искусстве, как натурализм, а отчасти и реализм, лежит создание картин, в точности воспроизводящих действительность.

Продуктивное воображение – новые образы и идеи создаются в результате самостоятельной творческой деятельности.

Такие направления изобразительной деятельности, как абстракционизм, кубизм и т. д. возникли как результат того, что художника не устраивает точное воссоздание реальности.

Однако чаще всего провести четкую грань между репродуктивным и творческим воображением не представляется возможным.

Конструкторы, изобретая летательные аппараты, анализировали полеты птиц и т. д.

3. Воображение в жизни человека выполняет специфические функции.

Рассмотрим эти функции подробнее.

1. Тесная связь с мышлением дает возможность создавать образы действительности, пользоваться ими при решении задач.

2. С помощью воображения человек способен регулировать свое эмоциональное состояние, хотя бы частично удовлетворять потребности, снижая тем самым возникающую напряженность.

3. Воображение принимает участие в волевой регуляции состояний человека и деятельности познавательных процессов.

Вызывая определенные образы, можно оказывать влияние на восприятие, воспоминания, мысли и чувства.

4. Благодаря воображению человек способен выполнять действия в уме, манипулируя не реальными предметами, а образами этих предметов.

5. Воображение участвует в планировании деятельности, оценке точности их выполнения, ходе реализации.

С помощью воображения человек способен регулировать свое психофизиологическое состояние, настраиваясь на предстоящие события.

Широко известны факты, когда лишь с помощью воображения, прикладывая волевые усилия, человек изменял ритмику дыхания, кровяное давление, частоту пульса, температуру тела.

Именно эти данные положены в основу аутотренинга.

У некоторых людей фантазия настолько богата, что они, воображая у себя наличие различных заболеваний, могут действительно спровоцировать их возникновение.

Достаточно известное явление – идеомоторный акт, суть которого в том, что, представляя какое-нибудь движение, можно вызвать само это движение.

С эти фактом знакомы артисты эстрады, которые демонстрируют публике номера по нахождению спрятанных в зале предметов.

Суть номера в том, что артист улавливает микродвижения рук или глаз человека, спрятавшего предмет.

Итак, функции воображения помогают решать многие актуальные проблемы и часто опираются на наше подсознание.

4. Воображение очень тесно связано с мышлением, так как мысль неотделима от образа.

Именно поэтому все, что развивает мышление, также способствует развитию воображения.

Рассмотрим некоторые направления, которых следует придерживаться в развитии воображения.

2. Чтение книг способствует развитию воображения. Особенно полезны в этом направлении описания персонажей, интерьера, природы.

3. Развитию воссоздающего воображения помогает изучение разных географических карт.

Путешествуя по карте, можно представлять страны, картины природы, местных жителей и т. д.

4. Всевозможные графические операции, чертежи, рисунки – реальный путь развития технического творчества и воображения у детей.

5. Воображение невозможно развивать, не опираясь на жизненный опыт и знания.

Поэтому чем более широк круг познания, тем более богато и воображение.

Таким образом, развивая воображение ребенка, можно сформировать творческую, эмоционально богатую личность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Воображение

Воображение Можно поощрять людей использовать один из ключевых инструментов преобразования — воображение. Использовать и в сеансе, и в жизни. Процессы действуют именно благодаря воображению. Изменение возможно благодаря воображению. По сути дела, что вы можете

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ Воображением (фантазией) называется процесс воспроизведения и преобразования хранящихся в памяти образов предметов и явлений действительности, создания на этой основе в новых сочетаниях и связях новых образов предметов, явлений, действий, условий

Воображение

Воображение О важности воображения говорится мало, а между тем творческая деятельность немыслима без воображения. В учении, общении, труде человек, как правило, опирается не только на мышление и память, но и на воображение.Человек должен обладать развитым воображением,

4.6. Воображение

4.6. Воображение Понятие воображения. Сознание человека не только отражает окружающий мир, но и творит его, а творческая деятельность невозможна без воображения. Для того чтобы изменить существующее или создать что-то новое, отвечающее материальным и духовным

8. Воображение

8. Воображение 1. Понятие о воображении.2. Виды воображения.3. Функции воображения.4. Развитие воображения.1. Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал.Можно выделить четыре типа

Воображение

Воображение Способы стимуляции воображения Что делать, если одни дети лучше усваивают логическую структуру материала, а хуже — его конкретную, образную сторону, а другие наоборот?Мы не будем здесь говорить об индивидуальном подходе: если в классе более 30 учащихся, а

8. Воображение

8. Воображение Итак, ВНИМАНИЕ!НИКТО, КРОМЕ НАС САМИХ, НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН В ТОМ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ НАС САМЫМ ВАЖНЫМ! Это первое! Второе: МЫ САМИ СОЗДАЕМ СИЛОВЫЕ ПОЛЯ, КОТОРЫЕ РАСКРЫВАЮТ НАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ! И, наконец, третье: МЫ САМИ АККУМУЛИРУЕМ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ

Воображение и творчество

Воображение и творчество Воображение играет существенную роль в каждом творческомпроцессе. Его значение особенно велико в художественномтворчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата

Воображение

Воображение Творческое воображение в науке основывается на истинеЕсли бы 100 лет назад кто-нибудь сказал людям, путешествующим в дилижансе, пользующимся масляными светильниками, что скоро появится ослепительный, сияющий огнями в ночи Нью-Йорк, что можно будет вызвать

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.Образы

37. Воображение

37. Воображение С творческим мышлением непосредственно связан еще один важный психический процесс – воображение. В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей),

Воображение

РАСКРЕПОЩЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

РАСКРЕПОЩЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ Он обожал женщин в своем воображении и презирал в жизни. Д.Е. Будучи произвольными, эротические фантазии в определенной мере навязывают нам себя: если какой-то сюжет возбуждает сильнее других, то именно его фантазирующий проигрывает в своем

6. Воображение

Читайте также: