Конспект логопедического занятия звук н в средней группе

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Звук [Н] и буква Н

Цель: знакомство детей со звуком и буквой Н.

к оррекционно-образовательные цели :

- ознакомление с артикуляцией звука [Н];

- формирование навыка выделения конечного и начального звука [Н] из слов; - формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [Н];

- формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [Н];

- деление двусложных слов (Нина, Ната, нота) на слоги .

- знакомство с буквой Н;

- конструирование и печатание буквы Н;

- чтение обратных и прямых слогов с буквой Н;

- чтение двусложных слов с буквой Н;

- узнавание буквы Н в словах.

к оррекционно-развивающие цели :

- развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

к оррекционно-воспитательные цели :

-воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативность, ответственность.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Рассказывание логопедом стихотворения.

Логопед кладет перед каждым ребенком открытый на с. 20 букварь.

Логопед. Посмотрите внимательно на картинку и послушайте стихотворение.

Нос в веснушках у Наташки,

Наша Ната — первоклашка.

Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [н]?

Дети. Нос, Наташки, наша, Ната.

Логопед. Правильно. А в каком еще слове есть звук [н]?

II . Основная часть:

Логопед предлагает детям пока закрыть буквари.

Логопед. Произнесите звук [н]. Почувствуйте, как воздух проходит через нос. Попробуйте зажать нос и произнесите звук еще раз. Не получается? Вот это и доказывает нам, что воздух проходит через нос. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?

Дети. Это согласный звук. Его нельзя петь.

Логопед. Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Воздух проходит через нос. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [н]?

Дети. Синим кружком.

Логопед. Правильно. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [н] от других звуков. (Раздает детям цветные флажки.) Я буду говорить, а вы будете поднимать сигнал, если услышите звук [н]: н, а, т, н, п, у, п, н, ау, ин, ун, оп, слон, нос, стук, банан.

Дети выполняют задание.

Логопед. Отлично. Вы были очень внимательными.

Логопед достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом для звукового анализа.

Логопед. Верно. Каким кружком я обозначу звук [а], каким — звук [н]?

Дети. Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука |н] — синий.

Логопед выкладывает схему слога на магнитной доске.

Логопед. Если я произнесу [о], потом [н], что получится?

Логопед. Обозначьте звуки кружками, выложите схему.

Дети выполняют задание.

Логопед. Молодцы! Разберите схему. Если я произнесу [н], потом — [у], что получится?

Логопед. Выложите схему.

Дети выполняют задание.

Логопед. Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [на], потом — [та], что получится?

Работа по букварю.

Логопед убирает контейнеры с кружками и предлагает детям открыть буквари.

Логопед. Посмотрите на левую страничку. Вы видите буквы

Н, н. Почему они синего цвета?

Дети. Они согласные.

Логопед. Верно. Из скольких палочек состоит буква Н?

Логопед. Правильно. Пройдите к доске и сложите букву Н из магнитных палочек.

Дети выполняют задание.

Логопед. Молодцы! А теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы. Давайте поможем девочке Наде найти на столе и стуле все предметы, названия которых начинаются со звука [н].

Дети. Нож, ножницы, носок.

Логопед. А еще наперсток. Видите, он лежит на стуле. Его надевают на палец, когда шьют. А на столе в вазе стоят нарциссы. Посмотрите, какие это красивые цветы. Теперь посмотрите на соседнюю страничку. Вы видите букву Н, которую сложили из палочек и из бумаги. Дома вы попробуете сложить такую же букву. А сейчас давайте почитаем слоги в зеленой рамке.

Дети. ан, ун, он, ин, на, ну, но, ни.

Логопед. Теперь будем читать слова. Дуги под ними будут вам помогать. Они показывают, как правильно соединять буквы при чтении. Давайте попробуем прочитать слова.

Дети. Он, она, они, нота, Ната, Нина.

Логопед. Посмотрите, как выглядит нота. Это знак для записи музыки. Прочитайте еще раз подпись под картинкой.

Логопед. А теперь посмотрите на другую картинку. Мы видим двух девочек. Давайте прочитаем, что там написано.

Дети. Тут Ната и Нина.

Логопед. Молодцы! Следующую страницу букваря вы рассмотрите дома с мамой и поиграете в игры, которые на ней есть. (Собирает буквари.)

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает сделать знакомое упражнение.

А сейчас мы с вами, дети,

Маршируют по кругу.

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

Поднимаются на носки, тянут руки

вверх, сомкнув их.

А потом руки вниз.

Опускают руки.

Раз, два, потянись.

Вновь тянутся вверх.

Вот летит ракета ввысь!

Бегут по кругу на носочках.

Работа в тетради №3 .

Логопед приглашает детей к столу и раздает им открытые на с. 14 тетради, ставит на стол контейнер с простыми и цветными карандашами.

Логопед. На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы Н, н. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их?

Дети. Буква Н — согласная.

Логопед. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они сидели правильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш.

Логопед. Какие предметы нарисованы у вас в тетради?

Дети. Ноты, ножницы, нарцисс.

Дети. Со звука [н].

Логопед. Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после того как пополдничаете. А сейчас возьмите простые каран¬даши. Мы будем писать новую букву. Посмотрите, как я пишу ее на доске. (Показывает.) Сначала пишу одну палочку сверху вниз, рядом другую и соединяю их перекладиной посередине. Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.

Дети пишут строчку буквы Не тетради, логопед оказывает им помощь. Логопед убирает тетради.

Цель: Закрепить навык чёткого произношения звуков "Н" "Нь". Развивать слуховое и зрительное внимание, память. Развивать фонематический слух, речь, мелкую моторику. Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Чтение прямых и обратных слогов. Пополнение словарного запаса. Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога и друг друга.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде на занятиях, в игре

Верно, чётко говорим никуда мы не спешим.

Логопед: Предлагаю поиграть в игру "Немое кино" мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки - догадайтесь сами (логопед беззвучно артикулирует пройденные гласные звуки) - дети их озвучивают: а, у, о, и, ы.

Логопед: Ребята, какие это звуки?

Вспомните, какой согласный звук мы изучили на прошлом занятии? (м, мь)

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

2. Знакомство со звуками "Н", "Нь". Характеристика звука.

Ребята отгадайте загадки (с опорой на картинки) :

Очень много силы в нем, Ростом он почти, что с дом.

У него огромный нос, Будто нос тыщу рос (слон)

Ребята отгадайте 2-ю загадку:

Я копытами стучу, стучу, Я скачу, скачу.

Грива вьется на ветру. Кто это? (конь)

Логопед: А какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но- но -но)

Логопед: Можно пропеть звук Н? Что участвует в произнесении звука Н? (язык, зубы, губы (работа с зеркалами)

В слове слон, последний звук Н согласный, твёрдый. А в слове конь - какой последний звук? (Нь). Значит, звук Н бывает твёрдым и мягким Нь.

3. Игра "Какой звук?". Определить твердость и мягкость звуков "Н", "Нь" в словах: нора, норка, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин, кабан, олень, коньки (Поднимите фишки синего цвета, когда услышите твердый звук в слове, зеленый-мягкий)

4. Звуковой анализ слова кони. Составление схемы слова.

Дети составляют схему на столах, логопед на доске.

5. Знакомство с буквой Н. Показ и рассматривание буквы.

Логопед: На что похожа буква Н? Выкладывание буквы из палочек, спичек, мазаики (на выбор)

5. Чтение слогов.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

7. Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа "Нос".

Логопед: Послушайте интересную информацию о разных носах.

У Буратино, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А у животных нос это важный орган, он спасает им жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу. Дятлы, например своим носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц и у рыбы-меч есть страшное оружие - свой нос, им она протыкает свою добычу. Свинья своим носом-пятачком выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы - трюфели.

Логопед: Ребята, подскажите, какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (это слон).

Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.

А в наших лесах живёт птичка – клёст. Эта птичка своим носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них семена.

В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв - это измеритель температуры песка, в песок они закапывают яйца, чтобы вылупились птенцы. Песок должен быть определенной температуры.

У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды, какой как вы думаете? (муравьев).

8. Итог занятия.

Ребята, с какими звуками и буквой мы знакомились? Какое задание вам понравилось? Что интересного вы узнали? (ответы детей)

Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, все справились с заданиями (Поощрение наклейками в блокноты).

Подготовила учитель-логопед Семенова Маргарита Васильевна

Конспект по речевому развития (раздел ЗКР) в средней группе.

Данный материал может быть использован для дистанционной работы с родителями или в качестве занятия в ДОУ.

Программное содержание: познакомить детей со звуками Н и Нь. Учить находить слова к схемам: Н---, Нь----, закреплять понятие согласный звук, формировать понятия мягкий и твёрдый согласный звуки, закреплять умение делить слова на слоги, развивать слуховое и зрительное внимание, развивать умение придумывать предложение с заданным словом.

1. Воспитатель предлагает детям начать с разминки и разделить слова на слоги. (Взрослый произносит слово, ребёнок прохлопывает слоги и считает их количество).

Мак, ро-за, ли-ли-я, тюль-пан, не-за-буд-ка, ко-ло-коль-чик, гвоз-ди-ка, лан-дыш, нар-цисс, под-снеж-ник, кро-кус.

2. Ребёнку предлагается отгадать загадки.


На какой звук начиналась отгадка первой загадки? Произнеси его.

На какой звук начиналась отгадка второй загадки? Произнеси его.

Сегодня мы познакомимся с этими звуками (Н и Нь).


Что нам мешает спеть этот звук голосом? (Зубы). Значит этот звук не гласный, а согласный.

Послушай и скажи, как он звучит в словах: носки, танк


Пластмассовый танк Барс игрушка для ребенка купить на 23-е февраля .

Как звучал звук Н в слове носки? (Ответ ребёнка) В слове танк? (Ответ ребёнка) В этих словах звук Н – твёрдый.

Послушай и скажи, как звучит звук в словах: Нюша, нитки.

Нюша | Шарарам вики | Fandom

Как звучал звук в имени Нюша? (Ответ ребёнка). В слове нитки? (Ответ ребёнка) В этих словах звук Нь – мягкий.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Читайте также: