Музыкальные инструменты скрипка виолончель 4 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: накопление музыкальных впечатлений , связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов как А. Бородин и П.Чайковский . Научить различать музыкальные инструменты (скрипка, виолончель) по тембру; познакомить с жанром квартета, ноктюрна.

Планируемые результаты:

Познавательные:

определять средства музыкальной выразительности;учить различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины;

знакомить с музыкой композиторов: Бородина, Чайковского

Регулятивные :

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

Коммуникативные:

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

развивать духовно-эстетические потребности ребенка;обогащать эмоционально-волевую сферу ребенка;развивать интерес к искусству;воспитывать музыкальную культуру учащихся.

Тип урока : урок изучения и закрепления новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, иллюстрации к уроку, портрет композитора

В нём — все интонации речи,

И слёзы, и грусть, и улыбка.

И мир в восхищении шепчет:

“ Ваше Величество Скрипка!”

Этапы урока

Содержание деятельности

I .Организационный момент

Музыкальное приветствие

II .Актуализация опорных знаний

III .Изучение нового материала

Б) Н. Римский - Корсаков;

Что такое романс?

А) сольная песня с инструментальным

Б) инструментальная пьеса с выразительной песенной мелодией;

В) первая песня человека.

Сколько исполнителей входит в состав дуэта?

а) народной музыки;

б) прочитанной книги;

в) рисунков своего друга.

Назовите струнные смычковые инструменты?

А) скрипка, виолончель;

Б) альт, контрабас;

В) два ответа верны.

Формирование темы урока

1.Сегодня мы поговорим о самом загадочном и красивом инструменте – скрипке. Постараемся разобраться в историческом происхождении инструмента, услышим музыкальные произведения для скрипки .

В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить свои мысли и чувства – возникла музыка. Не бывает музыки без музыкантов. Не существует ее и без музыкальных инструментов.

Сегодня мы с вами поговорим об одном из них – о скрипке.

Про всё, что людям дорого от века,

Кто нам споёт душевней и нежней?

Прижата плотно к подбородку дека,

Как буквы S - два выреза на ней.

Упругих струн смычок коснулся гибкий -

И замер ты, дыханье затая:

Взволнованный и тёплый голос скрипки

Неповторим, как голос соловья.

История сохранила имена великих итальянцев, мастеров изготовления скрипичных инструментов.

Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Это Андреа и Николо Амати, Андреа и Джузеппе Гварнери.

- В XVII веке в итальянском городе Кремоне,— как рассказывает одна старинная легенда, - в одном итальянском городе Кремоне волшебник, проходя мимо маленького домика, услышал изумительные по красоте музыкальные звуки. Он вошёл внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной.

Подари мне эту скрипку, и я выполню любое твоё желание,—сказал волшебник.

Я хочу жить вечно,— ответил юноша.

Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрёшь.

Шли годы. Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к тысяче (делались не только скрипки, но и виолончели, альты, лютни, контрабасы, гитары), он вдруг заболел. Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника и добавил:

- Теперь я могу умирать. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому что я им отдал свою душу, всю свою жизнь.

Имя этого мастера известно всему миру — Антонио Страдивари.

Да, эти знаменитые итальянцы оставили нам в наследство великолепные инструменты и. множество загадок.

Её величество скрипка живёт в дружной семье смычковых. Её ближайшими родственниками были и остаются альт, виолончель и контрабас.

Почти человеческий голос.

В нём — все интонации речи,

И слёзы, и грусть, и улыбка.

И мир в восхищении шепчет:

“ Ваше Величество Скрипка!”

Изготовить смычковый инструмент – тяжелый труд и большое искусство. В маленькой скрипке - более 40 деталей. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос. Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой “талией”.

Важнейшая часть скрипки - её смычок.

А. Лядов “Прелюдия”

2. Родственный инструмет скрипке- виолончель.

Родились виолончель и скрипка в Италии почти 500 лет назад.

К какой группе инструментов симфонического оркестра они относятся? ( струнно-смычковые). А чем же они отличаются? ( скрипка меньше виолончели)

Давайте, послушаем и вспомним, как играли музыканты- медведь, осёл, козел и Мартышка на инструментах.

Слушание квартета

Получилась ли у них красивая музыка? Почему?

( нет, у них получилась бессмыслица, а почему?)

А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – звучит красиво, выразительно, увлекательно.

Анализ и интерпритация произведения.

3. Петр Ильич Чайковский назвал свое сочинение для виолончели с оркестром Вариации на тему рококо.

Давайте вспомним, что такое вариации?(изменение) вариациями называют музыкальную форму, состоящую из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм.

Слушание музыки: вариации П.И.Чайковского

Анализ и интерпритация произведения

Физкультминутка

4. Музыкальная ритмика

5.Вокально- хоровая работа:

а) Вокально- ладовые упражнения;

б) Гамма до мажор;

6.Музыкально – ритмические движения

IV .Закрепление пройденного материала

назовите смычковые инструменты, расположив их “по росту” от самого маленького до самого большого. (Скрипка, альт, виолончель, контрабас).

назовите итальянских мастеров, которые изготавливали самые лучшие скрипки в мире. (Страдивари, Амати, Гварнери))

Цели урока: научить различать музыкальные инструменты (скрипка, виолончель) по тембру на примере произведений Бородина, Чайковского, Паганини; познакомить с жанром квартета, ноктюрна.

  • развивать духовно-эстетические потребности ребенка;
  • обогащать эмоционально-волевую сферу ребенка;
  • развивать интерес к искусству;
  • воспитывать музыкальную культуру учащихся.
  • умение определять и осознавать цель урока;
  • умение планировать задачи на урок;
  • учить размышлять о содержании музыкального произведения;
  • определять средства музыкальной выразительности;
  • учить различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;
  • учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины;
  • знакомить с музыкой композиторов: Бородина, Чайковского, Паганини.

Необходимое оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, портреты композиторов.

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.
  2. Мотивация. Постановка целей.

Вспомните название и автора пьесы. В помощь иллюстрация СЛАЙД 1

Верно, это произведение П. И. Чайковского. Когда мы встречались с ним?

(по теме Зимний вечер в цикле уроков о произведениях А. С. Пушкина)

Что изменилось? (Звучат другие инструменты – струнные).

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (о струнных музыкальных инструментах)

Какие задачи можем поставить на уроке?

СЛАЙД 3 Узнать… Послушать… Научиться различать…

ПРОВЕРКА (узнать об особенностях скрипки, виолончели; послушать музыку, написанную для этих инструментов; научиться различать струнные инструменты по тембру).

Чтобы достичь поставленных целей и не растерять информации, мы будем сегодня собирать ее в музыкальную копилочку – Т-таблицу (приложение)

А теперь попросим нашего главного помощника – МУЗЫКУ открыть тайны этих замечательных инструментов.

Слушание сонаты для скрипки и гитары Н. Паганини.

- Какой инструмент здесь солирует? СЛАЙД 4 (Скрипка)

-Давайте вместе произнесем название этого инструмента. О чём говорит название инструмента? Какой звук должен производить инструмент? (Скрипеть)

СЛАЙД 5. Первые скрипки звучали визгливо и хрипло, пока за них не взялись лучшие итальянские мастера.

СЛАЙД 6. Всему миру известны их имена: Амати, Гварнери, Страдивари. Они сделали из скрипки-золушки скрипку- принцессу. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем, блестящий в верхнем регистре.

СЛАЙД 7. Напомните, пожалуйста – что такое РЕГИСТР. ( Отрезок диапазона голоса или инструмента)

Теперь скрипка считается королевой оркестра. Рассмотрим как она устроена.

Скрипка – самый распространенный и известный инструмент в мире. И недавно на уроках музыки мы встретились с ним в белорусской народной сказке. Вспомните ее название.

СЛАЙД 9. Вам подсказка (иллюстрации к сказке)

РАБОТА В Т-ТАБЛИЦЕ: что узнали о скрипке

Дети по группам имитируют игру на скрипке :

1 группа: Соната для скрипки и гитары Н. Паганини.

2 группа: Каприс № 24 Н. Паганини

- Что сегодня вы узнали на уроке?

- Как мы можем проверить наши знания? (Задать друг другу вопросы)

Работа в парах. Дети задают друг другу вопросы по материалу урока, оценивают ответы, исправляют ошибки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

Тип урока: получение новых знаний.

Формы работы: Индивидуальная, фронтальная.

Цель: Познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, группой струнных смычковых инструментов (виолончель, скрипка) . Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов как А. Бородин, Й. Гайдн.

Обучающая: Дать представления о струнных музыкальных инструментах (скрипка, виолончель).

Развивающая: Развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство. Развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию.

Воспитывающая: Пробудить у учащихся интерес к музыке, желание слушать ее в концертном исполнении. Воспитывать духовность, нравственность, интерес к музыке, любовь к искусству.

Формируемые УУД:

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с познавательной задачей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные : договариваться о распределении функций ролей в совместной деятельности.

Время проведения: 40 минут

Формируемые

Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность.

Здравствуйте ребята, меня зовут Оксана Владимировна, урок музыки у вас проведу я. Садитесь!

Приветствуют учителя. Садятся за парты.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства.

Подготовка к восприятию музыкального произведения.

Создание проблемной ситуации, в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде гипотез.

На этом уроке нас ждет много интересного, но сначала послушайте загадки и скажите, о чём идет речь?

В симфоническом оркестре её голос самый главный,
Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный . .

Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет по – разному звучать он может:

То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.

Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт,

Не контрабас и не свирель, зовут его…

Скажите, а что такое виолончель и скрипка, какого тема нашего урока?

Слушают загадки. Скрипка, виолончель.

Это музыкальные инструменты.

Записывают в тетрадь число, классную работу, тему урока.

Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

Организовать действие по обобщению:

анализ признаков объекта;

выделение главных признаков;

объединение словом или предложением;

оформление вывода о понятии

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.

Виолончель и скрипка – родственные музыкальные инструменты, которые вместе с альтом и контрабасом составляют семейство струнных. Родились виолончель и скрипка в Италии почти 500 лет назад.

Скрипка - наиболее распространенный смычковый струнный инструмент, пользующийся невероятной популярностью еще с XVI века. ( запишите в тетрадь )

Виолончель - струнный смычковый музыкальный инструмент, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка, но значительно бо́льших размеров.( запишите в тетрадь)

Давайте, послушаем и вспомним, как играли музыканты- медведь, осёл, козел и мартышка на инструментах. И ответите мне на вопрос: получилась ли у них красивая музыка? Почему?( нет, у них получилась бессмыслица; А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.)

Вы уже знаете о русском народном оркестре?( Оркестр русских народных инструментов — оркестр , включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские

народные инструменты). Кто знает о симфоническом оркестре? ( Симфони́ческий оркестр — большой коллектив музыкантов исполняющий музыкальные произведения на классических инструментах) . Кто – нибудь слышал о нем? А кто из вас бывал на концерте симфонического оркестра?

Предлагаю вам поприсутствовать на одном из концертов симфонической музыки и посмотреть отрывок соло скрипки и виолончели в произведении австрийского композитора Йозефа Гайдна .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, группой струнных смычковых инструментов (виолончель, скрипка). Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием музыки композиторов А.Бородин, Й.Гайдн.

Задачи урока:

Обучающие: познакомить обучающихся со струнными музыкальными инструментами (скрипка, виолончель).

Развивающие: развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство; развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию.

Воспитывающие: воспитывать у обучающихся духовность, нравственность, интерес к музыке, любовь к искусству.

Музыкальный материал:

Структура урока:

1. Организационный момент. Введение в тему урока.

2. Изучение новой темы урока.

3. Вокально – хоровая работа.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

1. Организационный момент. Введение в тему урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Тут затеи и рисунки

Игры, песни, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу! В добрый час!

Учитель: На этом уроке нас ждет много интересного, но сначала послушайте загадки и скажите, о чём идет речь?

В симфоническом оркестре её голос самый главный,
Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный . . (скрипка)

Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет по – разному звучать он может:

То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.

Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт,

Не контрабас и не свирель, зовут его… (виолончель)

2. Изучение новой темы урока.

Виолончель и скрипка – родственные музыкальные инструменты, которые вместе с альтом и контрабасом составляют семейство струнных музыкальных инструментов. Родились виолончель и скрипка в Италии почти 500 лет назад.

Скрипка - наиболее распространенный смычковый струнный инструмент, пользующийся невероятной популярностью еще с XVI века (запишите в тетрадь )

Виолончель - струнный смычковый музыкальный инструмент, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка, но значительно бо́льших размеров (запишите в тетрадь)

Давайте, послушаем и вспомним, как играли музыканты - медведь, осёл, козел и мартышка на инструментах. И ответите мне на вопрос: получилась ли у них красивая музыка? Почему?

Дети: Нет, у них получилась бессмыслица.

Учитель: А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь

Учитель: Вы уже знаете о русском народном оркестре?(Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты). Кто знает о симфоническом оркестре? (Симфони́ческий оркестр — большой коллектив музыкантов исполняющий музыкальные произведения на классических инструментах). Кто – нибудь слышал о нем?

Учитель: А кто из вас бывал на концерте симфонического оркестра?

Ответы детей.

Учитель: Эта напевная лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Её мелодия звучит в разных регистрах – сначала у виолончели, а затем у скрипок.

1. Голоса, каких музыкальных инструментов вы услышали в этом произведении?

2. Как вы можете охарактеризовать произведение?

3. Какие эмоции вы испытали при прослушивании отрывка произведения?

3. Вокально – хоровая работа.

Учитель: Мы разучим с вами 1 куплет и общий припев

(Слушание песни, разбор текста, вокально-хоровая работа)

4. Физкультминутка.

Цель: повысить уровень энергии в классе

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Ребята, давайте вспомним с вами, о чём сегодня на уроке шла речь? Что нового вы узнали? Что такое симфонический оркестр?

(Симфони́ческий оркестр — большой коллектив музыкантов исполняющий музыкальные произведения на классических инструментах).

6. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, домашнее задание сегодня будет по вариантам

1вариант: Изобразить скрипку и найти интересные факты об инструменте, о создателях скрипки.

2вариант: Изобразить виолончель и найти интересные факты об инструменте, о создателях виолончели.

Учитель: Наш с вами урок подошел к концу, мне было приятно с вами работать. До свидания!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 4 класса "Музыкальные инструменты. Скрипка и виолончель" по программе Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой. В конспекте содержится интересный материал об истории возникновения музыкальных инструментов

Тема Урока: Музыкальные инструменты (скрипка и виолончель).

Базовый учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина Музыка. 4 класс

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока: научить различать музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара) по тембру на примере произведений Бородина, Чайковского, Паганини; познакомить с жанром квартета, ноктюрна.

Задачи урока:

развивать духовно-эстетические потребности ребенка;

обогащать эмоционально-волевую сферу ребенка;

развивать интерес к искусству;

воспитывать музыкальную культуру учащихся.

Метапредметные:

умение определять и осознавать цель урока;

умение планировать задачи на урок;

учить размышлять о содержании музыкального произведения;

определять средства музыкальной выразительности;

учить различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;

учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины;

знакомить с музыкой композиторов: Бородина, Чайковского, Паганини.

Необходимое оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, портреты композиторов.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о самом загадочном и красивом инструменте – скрипке. Постараемся разобраться в историческом происхождении инструмента, услышим музыкальные произведения для скрипки, некоторые из них вы исполните сами.

фоном звучит “Адажио” А. Вивальди

В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить свои мысли и чувства – возникла музыка. Не бывает музыки без музыкантов. Не существует ее и без музыкальных инструментов.

Сегодня мы с вами поговорим об одном из них – о скрипке.

Про всё, что людям дорого от века,

Кто нам споёт душевней и нежней?

Прижата плотно к подбородку дека,

Как буквы S - два выреза на ней.

Упругих струн смычок коснулся гибкий -

И замер ты, дыханье затая:

Взволнованный и тёплый голос скрипки

Неповторим, как голос соловья.

Так откуда же появилась скрипка? Какой инструмент предшествовал появлению её на свет? На самом деле был такой, имя его - виола.

Виола стала предшественницей не только скрипки, но и всех смычковых. В Европу её завезли арабы примерно в 14-15-м веках. Во время игры виолу или держали на плече, или ставили на пол.

У виолы был нежный, мягкий голос, но, увы, очень слабый. Сейчас этот старинный инструмент музыканты не используют, он уступил свои позиции другому - скрипке. Однако очень долго виола не знала себе равных и была любима многими музыкантами.

Появление скрипки сопровождается множеством легенд и загадок. Тайной осталась и история её возникновения. Такого инструмента не знали ни древние греки, ни римляне. Возможно, родиной скрипки была Индия. Струнно-смычковый инструмент “саранги” относится к семейству скрипок.

Предлагаю прослушать звучание саранги.

В славянских странах Европы скрипка известна уже с 9-го века. Тембр её голоса походил на звуки, издаваемые ослом, петухом, и потому её называли инструментом простолюдинов.

Звучит В. Кырвер “Весёлая полька”

Действительно, звучала эта простушка со своим диким, грубым, некрасивым голосом на деревенских праздниках, свадьбах, в кабаках, на рыночных площадях. Признаком дурного тона было остановиться в карете на площади, желая послушать "пение" скрипки. Так продолжалось вплоть до 16-го века. Именно тогда произошло её "второе рождение".

По-настоящему научили скрипку петь и плакать итальянские мастера 16-17-го веков. Благодаря их, скрипке удалось наконец-то победить виолу и доказать, что она достойна звучать не только на площадях и ярмарках, но и на сцене.

Звучит З.Фибих “Поэма”

История сохранила имена великих итальянцев, мастеров изготовления скрипичных инструментов.

Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Это Андреа и Николо Амати, Андреа и Джузеппе Гварнери.

фоном звучит “ Мелодия” из оперы “Орфей и Эвридика” композитора К. Глюка

- В XVII веке в итальянском городе Кремоне,— как рассказывает одна старинная легенда, - в одном итальянском городе Кремоне волшебник, проходя мимо маленького домика, услышал изумительные по красоте музыкальные звуки. Он вошёл внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной.

Подари мне эту скрипку, и я выполню любое твоё желание,—сказал волшебник.

Я хочу жить вечно,— ответил юноша.

Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрёшь.

Шли годы. Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к тысяче (делались не только скрипки, но и виолончели, альты, лютни, контрабасы, гитары), он вдруг заболел. Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника и добавил:

- Теперь я могу умирать. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому что я им отдал свою душу, всю свою жизнь.

Имя этого мастера известно всему миру — Антонио Страдивари.

Именем Антонио Страдивари – самого знаменитого скрипичного мастера - подписаны более тысячи инструментов. Известно, что мастера очень придирчиво выбирали материалы: ходили по лесу и среди множества деревьев, в первую очередь елей, выбирали “поющие”, т.е. примечали, на какую ель чаще садятся птицы, потом прослушивали докторской трубкой, чтобы оценить певучесть. Спиливали дерево зимой, когда оно спит. И не валили, а бережно опускали на землю. Секрет изготовления инструментов хранили в тайне и передавали от отца к сыну, от мастера – к ученику. В оркестре скрипка главный инструмент – царица самых известных концертных залов.

Ж.-Б. Акколлаи Концерт №1 ля минор I ч.

Да, эти знаменитые итальянцы оставили нам в наследство великолепные инструменты и. множество загадок.

Её величество скрипка живёт в дружной семье смычковых. Её ближайшими родственниками были и остаются альт, виолончель и контрабас.

- А теперь зададимся вопросом: как делают скрипку?

Казалось, нехитрое дело:

Смычок, струны, корпус неброский —

Умелец из дерева сделал

Его грубовато и просто.

Простой инструмент деревянный,

А как зазвучал он чудесно!

Не зря полюбили славяне

Его задушевную песню.

Рождённый в любви и надежде,

Смеялся, и пел он, и плакал:

В избе — грубоватый, как прежде,

И в замке — сверкающий лаком.

А мастер трудился, и стружка

Ложилась на пол завитком,

И струны звенели послушно

Под тонким изящным смычком.

Простые, умелые руки

Вложили в скрипичное соло

Живые, поющие звуки —

Почти человеческий голос.

В нём — все интонации речи,

И слёзы, и грусть, и улыбка.

И мир в восхищении шепчет:

“Ваше Величество Скрипка!”

С. Рахманинов “Вокализ”

Изготовить смычковый инструмент – тяжелый труд и большое искусство. В маленькой скрипке - более 40 деталей. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос. Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой “талией”.

Важнейшая часть скрипки - её смычок.

Не торопливо, не спеша

Скрипичный мастер скрипку ладит.

Прорежет эфы, чуть дыша, смычок подтянет, гриф погладит,

Поправит деку, завиток,

Покроет лаком осторожно.

Теперь он сделал всё, что мог

Теперь играть на скрипке можно!

Пой, королева, смейся, плач,

Твой голос и стан твой строен.

Какой счастливчик твой скрипач

Пусть будет он тебя достоин! Н. Манушкина “Скрипка”

А. Лядов “Прелюдия”

Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. А помогут нам в этом загадки.

На печи высохла,

Без слез заплакала. (Скрипка)

Назовите без ошибки

Инструмент чуть больше скрипки.

Он ее ближайший друг,

Но немного ниже звук.

Есть и струны, и смычок,

В музыке не новичок! (Альт)

Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет, по-разному звучать он может:

То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.

Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт,

Не контрабас и не свирель, зовут его. (Виолончель)

Скрипке он как старший брат,

Ей помочь в оркестре рад.

Он и альту верный друг,

У него басовый звук.

Он смычковый исполин,

Крупный важный господин (Контрабас)

Этот исполнитель юный

С нотной грамотой знаком.

Он по нежным тонким струнам

Водит маленьким смычком. (Скрипач)

Инструментов много в нем:

Манят струнные смычком,

Это - флейты, а соседи -

Группа труб из красной меди.

Есть в нем группа из альтов,

К выступленью он готов.

Браво, дирижер! (Оркестр)

Учитель: А теперь я предлагаю вам ответить на несколько вопросов.

назовите смычковые инструменты, расположив их “по росту” от самого маленького до самого большого. (Скрипка, альт, виолончель, контрабас).

назовите итальянских мастеров, которые изготавливали самые лучшие скрипки в мире. (Страдивари, Амати, Гварнери))

Читайте также: