Конспект метафора 7 класс по литературе

Обновлено: 06.07.2024

- Воспитывать чувство взаимопомощи; дарить радость сотворче ства.

Основные понятия: троп, метафора, сравнение, олицетворение

Технология: развитие критического мышления, использование ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

- Ребята, отгадайте загадку. Подумайте, какие словосочетания помогли догадаться, о

- А в прямом или переносном значении автор употребил эти слова? На основании каких

признаков произошел перенос значения в загадке? (подсолнух мы с равниваем с

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами раскроем см ысл такого изобразительного средства

языка как метафора, будем учиться быть чуткими, внимательными читателями,

проникнем в тайну слова одного из стихотворений известнейшего поэта начала 20 века.

Ведь слово – одна из великих загадок поэзии! Попадая в художественный контекст, оно

часто приобретает переносный смысл, не одно, а несколько значений. Чтобы понимать

поэзию, человек должен обладать богатым воображением, уме нием сопереживать и,

– Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, п ричем, чем

Свинья и тыква : по форме обе большие, круглые, обе любят погреться на солнышке, у

Дождь и танец: капли дождя, падая на землю, разлетаются в разные стороны, создавая

Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать и увядать, как цветок.

Ягоды рябины и пламя: пламя красное и ягоды рябины красные.

– Что же мы с вами обнаружили? Между далекими, на первый взгляд, словам и можно

найти что - то общее, сравнив, сопоставив их. Вот на этом явлении, сравнении, основана

метафора. Давайте попробуем придумать метафоры, используя предложенные вам

образы. (расцвела дружба, увяла дружба, танец дождя за окном, чушка - тыква, горит огонь

– А чем же метафора отличается от сравне ния? Сопоставьте два предложения, сделайте

Целый день осыпаются с кленов листья, словно силуэты багряных сердец.

Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец.

Но мы догадались, ведь листья кленов очень похожи на сердечки. Такой прием в

ли тературе называется метафорой. Таким образом, метафора – слово, словосочетание,

развернутое высказывание, в котором содержится скрытое сравне ние на основе сходства.

– Одним из видов метафоры является олицетворение. Что это такое? Приведите примеры.

(Олицетворение – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.)

– Чтобы лучше видеть метафоры в тексте, нам надо понять механизм их состав ления.

Сейчас мы с вами попробуем сами их составлять. У вас на партах лежит алгоритм

Берётся объект 1 (например, радуга). Про него и будет составлена м етафора.

У этого объекта выделяется специфическое свойство (радуга разноцветная).

Выбирается объект 2 с таким же свойством (например, цветочная поляна).

Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения

Составить предложение с этими словами (Цветочная небесная поляна ярко засияла после

Метафора про дождь. Дождь капает, как слёзы. (сравнение с объектом)

Закат находится на вечернем небе (мес то расположения объекта)

– А теперь посмотрим, какова роль метафоры в поэтическом тексте. Послушаем

– найти яркую метафору, сделать необходимые пояснения, подумать, какова роль

– Какова роль метафоры? (Придаё т красоту и музыкальн ость стихотв орению, творит

волшебство, преображает обыкновенное, привычное в чудо, создаё т сказку в поэзии!)

– Понравилось вам стихотворение? Дава йте ещё раз прочитаем это замечательное

стихотворение. Что будем стараться выразить интонацией? (чудесное нас троение, чувство

Нажмите, чтобы узнать подробности

· Способствовать развитию творческой деятельности самого ученика.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Хорошая художественная книга никого из нас не оставит равнодушным. Почему? Потому что она интересна своими событиями и героями и написана образно и эмоционально. Написать книгу интересно, образно и эмоционально – это искусство. Овладеть искусством художественного слова может каждый, если захочет этого. Но сначала нам нужно знать, а с помощью чего можно сделать нашу речь – устную и письменную – красивой и образной.

II. Основная часть урока.

1. Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении (вспомнить, что такое переносное значение слова: это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то сходства. Например: работа кипит (т.е. проявляется в сильной степени, как кипящая вода))

Задание учащимся: в предложенном тексте найти тропы, т.е слова и выражения в переносном значении.

Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени. (К. Паустовский)

2. Среди тропов наиболее часто встречаются и используются

· Эпитеты

· Сравнения

· Метафоры

3. ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. . (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)

Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев)

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов)

Иметь в виду: в качестве эпитетов могут выступать не только полные и краткие прилагательные, но и наречия. Они образно характеризуют не предметы, а действия. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она (А.Пушкин). Кроме того, существительные тоже могут быть эпитетами. Например: Жила в высоком тереме девица-красавица.

Задание учащимся: в предложенном четверостишии М.Лермонтова найти эпитеты и сказать, какой частью речи они выражены.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

4. СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь) (Слайд № 11)

Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский)

Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский)

Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак) (Слайд № 12)

Вопрос учащимся: И эпитеты, и сравнения придают речи образность – но какая между ними разница? (эпитет не содержит прямого сопоставления в тексте с предметом или явлением, а при сравнении приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается)

Задание учащимся: в предложенных примерах найти образные сравнения.

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит. (А.Пушкин)

Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое… и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К.Паустовский)

Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу… (Р.Рождественский)

5. МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) (Учащиеся записывают понятие в тетрадь) (Слайд № 13)

Сходство может проявляться:

· По форме (кольцо на руке – кольцо дыма);

· По цвету (золотой медальон – золотые кудри);

· По впечатлению (черное покрывало – черные мысли)

· По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы)

· По другим признакам…

Метафора создает образ, который передается читателю или слушателю.

В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.

Задание учащимся: в предложенных примерах найти метафоры.

в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… (А.Пушкин)

Ночь тихо спустилась на землю; Земля окутала все белым покрывалом.

Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С.Есенин)

III. Закрепление изученного.

  1. Повторить определения терминов, изученных на уроке. Для чего в текстах используются различные виды троп?
  1. Найти в предложенном тексте примеры эпитетов, сравнений, метафор (каждому учащемуся раздается данный текст):

За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки… Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, влетевший ветер около вас замирает… (И.С.Тургенев)

(задание для более слабых учащихся: придумать и записать эпитеты к слову облака; сравнения к слову солнце; метафору к выражению ветер дует)

IV. Домашнее задание.

Найти в любых художественных текстах примеры эпитетов, сравнений, метафор; выписать их в тетрадь по литературе; подготовить выразительное чтение этих отрывков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Оборудование:

- презентация к уроку,

Организационный момент. Запись темы урока

- Добрый день, ребята. Рада видеть вас нас своём уроке. Сегодня мы с вами будем говорить о выразительных средствах языка.

Если в мире есть вещи,
достойные названия “чудо”,
то слово, бесспорно,
первая и самая чудесная из них.
Л. Успенский

Вступительное слово

– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

– Для чего могут использоваться средства выразительности?

Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

Виды средств выразительности

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

В начале, конце, на стыке предложений

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Противопоставление. Часто используются антонимы.

Волос длинный – ум короткий

Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления

Тлеть, гореть, пылать, взрываться

Живой труп, честный вор.

Изменения порядка слов

Пришел он поздно (Он поздно пришел).

Сравнение в форме сопоставления

Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.

Пропуск подразумевающегося слова

За шапку и в дверь (схватился, вышел).

Разделение единого по смыслу предложения на отдельные

И думаю я снова. О тебе.

Соединение через повторяющиеся союзы

И я, и ты, и все мы вместе

Ты, я, он, она – вместе целая страна.

Риторическое восклицание, вопрос, обращение.

Используются для усиления чувств

Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения

Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!

Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора

Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Закрепление.

Задание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи" (Презентация)


По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

Но зато эти высокопарные определения являются примерами и наглядными иллюстрации тематики этой статьи. Ведь сегодня речь пойдет о метафорах.

Метафора

Метафора – это литературный прием, который позволяет сделать текст более ярким и эмоциональным. Заключается он в том, что переносит свойства одного предмета или действия на другой.

Ведь руки не могут быть сделаны из золота, сердце гореть, а нервы не из стали. Все эти определения используются в переносном смысле, и мы прекрасно понимаем, о чем говорят эти примеры:

  1. золотые руки – все, что ими делается, получается хорошо, а значит, ценно;
  2. пламенное сердце – умеющее любить, переживать сильные эмоции;
  3. стальные нервы – спокойствие и рассудительность даже в экстремальных условиях.

Определение термина и примеры метафор

Первое определение, что такое метафора, дал еще Аристотель, а это ведь почти 2,5 тысячи лет назад.

Аристотель

Правда, звучало оно несколько тяжеловато, все-таки автор – философ:

Да, звучит как скороговорка, и очень по-философски. Но, по сути, означает то, что мы уже сказали – это перенос свойств одного предмета на другой, которые изначально ему и не очень подходят.

Чтобы было еще понятнее, лучше сразу привести примеры метафор:

Мельница бабочка

Если вы наблюдательны, то заметили, что метафоры в данных примерах употребляются в разных значениях. Это могут быть существительные, определения и даже глаголы.

Метафоры в литературе

Чаще всего метафоры можно встретить в поэзии. Например, у Есенина практически каждое стихотворение – это целый набор таких метафорических приемчиков.

Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.

Понятно, что зелень не может быть золотого цвета, но так поэт точно и ярко передает сияние солнечных лучей на листве.

А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей.

Часы - метафора в живописи

Как и время на этой известной картине Сальвадора Дали.

В кино

Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:

Грязные танцы

  1. Горячие головы – сразу намек на нечто безбашенное;
  2. Грязные танцы – что-то в кино будет на грани фола;
  3. Муравьи в штанах – что-то подростковое, да еще и связанное с сексом;
  4. Человек дождя – герой не от мира сего.

В рекламе

Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.

Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:

Разновидности метафор в примерах

Все метафоры принято делить на несколько видов:

Солнце в скорлупе - преувеличение

Все перечисленные виды относятся к простым метафорам. То есть они небольшие по конструкции и, как правило, в переносном смысле употребляется только одно слово. Но есть так называемые развернутые метафоры. Это целые куски текста. И чаще всего их можно встретить опять же в поэзии.

Обратимся за помощью к уже упомянутому Есенину:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.

Метафоры среди нас

Метафоры обогащают наш язык. И многие употребляют их в речи, даже не осознавая этого. Например, когда приписывают людям качества различных животных:

Метафоры среди нас

Очень много метафор в знакомых всем поговорках:

Кстати, ученые давно доказали, что метафоры активизируют творческую часть мозга. А человека, который в своей речи использует подобные приемы, охотнее слушают.

Так что, если хотите прослыть душой компании (еще одна метафора), не стесняйтесь обогащать свой язык.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Маленькая поправка: кистень — это палка с тяжелым железным ежиком на цепочке.

ну а подростки и секс — это скорее про вшей в штанах )))

Странно,что автор не знает банального. Кистень — у него Нож . даже дальше читать не стал.

Метафоры делают речь, причем как письменную так и устную, богатой и витиеватой. Но, нельзя злоупотреблять этим приемом, иначе меткие и уместные образные выражения превратятся в банальность и излишества.

Метафора сама по себе довольно многогранна. Хотелось бы,чтобы автор привёл побольше примеров из разных источников литературы, а то как-то скудно всё описано.

Читайте также: