Морские и пресноводные рыбы крыма конспект урока

Обновлено: 16.05.2024

Познакомить с представителями водной фауны.

Обогащать словарный запас

Знакомить детей с живой природой;

Формировать понятие пресная вода, саленная вода.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость;

Поощрять желание детей защищать природу.

Макет рыбы, иллюстрации подводного мира.

Ход занятия

В. Здравствуйте дорогие ребята сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в мир рыб. Готовы?

В. Тогда набираем воздух и задерживаем дыхание.

Один два три четыре пять пять четыре три два один резко выдыхаем.

Воспитатель демонстрирует макет рыбы.

В. Итак ребят рыбу живут в пресной или соленой воде.

Тело рыбы имеет вытянутою форму голова плавно перетекает в туловище а туловище в хост. У рыб есть голова, тело, хвост, на теле имеются плавники, глаза расположены по бокам.

У рыбы есть жабры, с помощью которых она дышит. Рыбы вдыхают и выдыхают не воздух а воду. Через рот они проглатывают воду в которой есть маленькие пузырьки воздуха а выдыхает через жабры через специальные пластины. Чтобы дышать рыбе надо плавать а если она остановилась то для дыхания она открывает и закрывает рот.

Идет демонстрация изображений различных рыб.

В. Тело рыб покрыто чешуйками, которые ее защищают но есть рыбы у которых нет чешуек у них кожа.

Рыбы рождаются из икринок.

(загибают плацы)

Окунь, сом, лещ, язь, карась

(грозят пальцем)

Обругали щуку всласть

(соединить ладони друг к другу)

Щука долго их терпела

(приоткрыть пальцы рук имитируя рот)

А потом взяла и съела.

Показ картинок с речными рыбами.

В. Итак давайте рассмотрим рыб поближе а начнем мы с тех рыб которые плавают в речке или озере вода там пресная

рыбы которые живут в речках называют РЕЧНЫМИ

Видите сколько много рыб

Рассмотрим несколько речных рыб

бывает двух видов серебристый и бронзовый серебристый

Очень колючий из него делают суп. Он хищник но есть все от мелких рыбок и насекомых до насекомых

Тоже подразделяется серебристый золотой и декоративный т е только для аквариумов для красоты такой вид карася называется золотя рыбка

Эта рыба тоже может жить как на поверхности так и на дне. Только на поверхности он может питаться как мелкими рыбками так и насекомыми то окунь будет жить на глубине ему придется быть хищником и охотится на мелких рыб

Еще один представитель хищников это щука. Она любит прятаться рядом с зарослями где и устраивает засаду на других рыб

Подвижная игра щука.

Дети делятся на две команды (камни и рыбы) один ребенок это щука.

Одна команда в тает в круг на расстоянии друг от друга (камни)

Игра проводится два раза, дети меняются местами.

В. Мы рассмотрели рыб которые обитают в озерах или речках

а следующие рыбы обитают в океане или море их называют МОРСКИМИ рыбами

Красивых морских рыбок ловят в море или океане и потом продают для аквариумов

Видите как ловцы с помощью специальных приспособлений ловят рыбок

Давайте посмотрим на нескольких представителей морских рыб

Они как настоящие петушки очень любят драться друг с другом и с другими рыбками.

Видите эта рыбка полностью прозрачная ее тело покрывает слизь и она на ощупь напоминает медузу

Эту рыбку вы знаете это Клоун

Они живут среди кораллов и зарослях растения актиний которая защищает их от хищников, живут они в океане.

Это рыба как морской футбольный мяч с большим количеством острых и ядовитых колючек, при опасности рыба еж раздувается до момента когда опасности больше нет

При испуге эти рыбки теряют свои краски и становятся почти серыми, они вырастают до 10 см это чуть больше вашего указательного пальца

Эту рыбу называют морской ангел

Они живут рядом с кораллами и имеют разнообразные окрасы

Морской конек

Его тело покрыто круговыми кожистыми пластинами он ловко удерживается хвостом при приливах и отливах чтоб его не унесло. Окрас у него тоже может быть разной

Полностью прячется в трещинах оставляя снаружи только голову. она замирает с открытым ртом и не двигается в ожидании других рыб таким образом она охотится

Этот представитель глубоководных рыб называется Морской черт или по другому его называют удильщик

Он является хищником он приманивает пищу собственным фонариком. Живет в глубинах океана.

Имеет различный окрас от простого коричного до яркого. она имеет специальные пластины по бокам тела с помощью которых она может ударить таким образом она охотится и защищается

А это крупные хищные рыбы

Они едят не только рыб но и птиц и даже животных и людей

получила свое название из за раскраски.

Это грозный для человека хищник

Встречается в открытом море и на побережье, тоже является опасным для человека хищником

В. Но некоторые иногда путают и думают что если кто то живет в воде то это рыба но это не так есть несколько видов которые являются млекопитающими эти представители не рождаются из икринок это например касатка синий кит дельфин

В. Ребят вам понравилось наше путешествие?

Как называют рыб которые живут в речке

Акула это хищная рыба или нет

С помощью чего рыбы дышат

Каких хищных рыб вы знаете

Назовите речных рыб

Какие жители моря не являются рыбами?

Наше занятие подходит концу. Молодцы вы все просто класс (рука зажата в кулак большой палец поднят вверх) поэтому подготовили руки и хлопаем друг другу. Занятие окончено.

Прикреплённые файлы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях расположения, природных условиях Черного и Азовского морей, о состоянии природных ресурсов морей, проблемы их использования и охраны, способствовать формированию в учащихся экологического сознания.

Занятие №____ Крымоведение 4-___класс

Тема: Морские и пресноводные рыбы.

Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях расположения, природных условиях Черного и Азовского морей, о состоянии природных ресурсов морей, проблемы их использования и охраны, способствовать формированию в учащихся экологического сознания.

Формирование УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения; регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные – поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Оборудование: пейзажи Черного и Азовского морей.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

…я как зверь зализываю раны…

и как кофе растворяю горе…

пахну счастьем, солнцем и любовью…

III. Актуализация опорных знаний.

На предыдущих уроках мы говорили с вами об особенностях нашего полуострова. Сегодня на уроке объектом нашего изучения станет животный мир Черного и Азовского морей, а так же их экологические проблемы.

IV. Изучение нового материала

Животный мир

Если сравнивать со Средиземным морем, у Черного гораздо беднее фауна. Черное море стало пристанищем для 2,5 тысяч видов животных.

В Черном море водятся такие виды рыб: бычок (головач, кнут, кругляк, мартовик, ротан), хамса (азовская и черноморская), акула-катран, пять видов кефали, камбала-глосса, мерлуза (хек), луфарь, барабуля, морской ерш, скумбрия, ставрида, пикша, сельдь, тюлька и другие. Также встречаются осетровые виды: белуга, осетр (азовский и черноморский).

Не такая уж и бедная фауна Черного моря – рыбы здесь довольно много. Есть и опасные виды рыб: морской дракончик (самая опасная – ядовиты колючки жаберных крышек и спинного плавника), скорпена, скат-хвостокол, на хвосте которого располагаются ядовитые шипы.

Из птиц можно выделить: чаек, буревестников, уток-нырок и бакланов.


Млекопитающие представлены: дельфинами (белобочка и афалин), морской свиньей (ее также называют азовским дельфином) и белобрюхим тюленем. Рапана – гостья из Дальнего Востока

Некоторые обитатели Черного моря изначально не жили в нем. Большая их часть попала сюда через проливы Босфор и Дарданеллы. Причиной тому стало течение либо их личное любопытство. Хищный моллюск рапана попал в Черное море в 1947 году. К сегодняшнему дню он съел практически всю популяцию устриц и гребешков. Молодые рапаны, найдя себе жертву, просверливают ее раковину и выпивают содержимое. Взрослые особи охотятся немного иначе – они выделяют слизь, которая парализует створки жертвы и позволяет хищнику без проблем съесть моллюска. Самой же рапане ничего не угрожает, ведь из-за низкой солености воды в море нет ее главных врагов – морских звезд. Рапана съедобна. По вкусу она напоминает осетрину. Принято считать, что рапана является ближайшим родственником исчезающих моллюсков, из раковин которых финикийцы делали пурпурный краситель.

Акула катран


Морская фауна Черного моря не очень разнообразна, но довольно интересна. Водится в нем даже один вид акул. Это колючая акула, или, как ее еще называют, катран. Она редко вырастает более метра в длину и старается держаться глубины, где вода холоднее и людей нет. Среди рыбаков катран считается настоящим трофеем. Дело в том, что жир печени акулы обладает лечебными свойствами. Вместе с тем акула может быть опасна для человека, так как ее спинные плавники имеют шипы с ядом.

Чаще всего в море встречаются медузы двух видов: аурелия и корнерот. Корнерот – наиболее крупная медуза черного моря, в то время как аурелия, наоборот, самая мелкая. Аурелия, как правило, не вырастает более 30 сантиметров в диаметре. А вот корнерот может достигать и 50 см. Аурелия не ядовита, а корнерот в случае контакта с человеком может нанести ожог, схожий с ожогом крапивы. Он вызывает легкое покраснение, жжение, в редких случаях - даже волдыри. Корнерот имеет голубоватую окраску с фиолетовым куполом. Если увидите эту медузу в воде, просто возьмите ее за купол и отведите подальше от себя. Купол, в отличие от щупалец, не ядовит. Некоторые отдыхающие на пляжах Черного моря сознательно ищут встречи с ядовитой медузой. Они верят, что яд корнерота имеет целебные свойства. Ходят слухи, что натерев свое тело медузой, можно излечить себя от радикулита. Это заблуждение, которое не имеет как научных, так и практических обоснований. Никакого облегчения такая терапия не принесет, а страдания причинит как пациенту, так и медузе.


Море мертвых глубин

Познакомившись с обитателями всеми любимого моря, рассмотрим пару интересных фактов. Черное море на сегодняшний день является самым большим бескислородным водоемом в мире. Жизнь в его водах невозможна на глубине более 200 метров из-за большой концентрации там сероводорода. За долгие годы море накопило более миллиарда тонн сероводорода, который является продуктом жизнедеятельности бактерий. Есть версия, что во время появления Черного моря (7200 лет назад) в нем погибли пресноводные обитатели Черноморского озера, бывшего здесь ранее. Из-за них на дне накопились запасы метана и сероводорода. Но это лишь догадки, которые пока что не имеют подтверждения. А факт состоит в том, что из-за высокого содержания сероводорода в море столь бедная фауна. Черное море, кроме того, имеет высокое содержание пресной воды, что также негативно сказывается на некоторых его обитателях. Дело в том, что попадающая из рек вода не успевает в полной мере испаряться. А соленая вода попадает в море главным образом из пролива Босфор, которого недостаточно для поддержки солевого баланса.

Подводная река

Удивительно, но по дну Черного моря течет самая настоящая река. Она берет свое начало в проливе Босфор и уходит почти на сотню километров в толщу воды. По непроверенным (пока что) данным ученых, во время образования Черного моря, когда перешеек между крымской равниной и Средиземным морем был разрушен, вода, заполнявшая территории теперешнего Черного моря, образовала в земле сеть желобов. По одному из них сегодня течет подводная река с соленой водой, которая не меняет своего направления. Почему вода подводной реки не смешивается с морской водой? Все дело в различии плотностей и температур. Подводная река на несколько градусов холоднее, чем море. И плотнее из-за высокого содержания соли, ведь ее питает более соленое Средиземное море. Река течет по дну, вынося свои воды на донные равнины. Эти равнины, подобно пустыням на суше, практически не имеют жизни. Подводная река приносит в них кислород и пищу, что очень кстати, учитывая обилие сероводорода в глубинах Черного моря. Вполне возможно, что в этих равнинах есть жизнь.

Характеристика Азовского моря

Береговая линия своеобразна. На севере четко оформились морские косы: Кривая, Белосарайская, Бердянская, Обитична, Федотова. На западе море от Сиваша обособленное песчаным баром длиной до 110 км, известным под названием Арабатская стрелка.

В море много заливов и лиманов. Крупнейшие заливы - Таганрогский, Темрюцкого, Арабатская, Бердянска, Обитична. Крупнейшие лиманы - Молочный, Утлюцкого. Климат характеризуется чертами континентальности, через незначительную площадь акватории. Зимой ощутимое влияние сибирского антициклона, что приводит сильные северо-восточные и восточные ветры.

Средняя температура воздуха в январе +3 . -5 ° С, но бывают морозы до -25 ° С. В июне средняя температура поднимается до +23 . +25 ° С при безоблачной погоды. Зимой море замерзает, нередко на 4-5 месяцев. У берегов толщина льда достигает 90 см. Летом верхний слой воды прогревается до + 25 . +30 ° С и более. Количество осадков за год увеличивается с запада на юго-восток от 300 до 500 мм. Вода в море движется против часовой стрелки со скоростью от 10-20 до 125 см/с, поэтому косы направлены в том же направлении. Прозрачность воды уменьшается от 8 м в южной части моря до 0,5 м в Таганрогском заливе, обусловленное волновыми процессами и значительным количеством планктона.

Соленость моря в средней части около 12-14 ‰, однако в Таганрогском заливе (Россия) она уменьшается до 2-5 ‰, а в Сиваше возрастает до 250 ‰. Рост солености моря в последнее время связано с уменьшением стока рек, значительная часть которого используется на хозяйственные нужды.

В море насчитывается 155 видов представителей зооплактону. Летом здесь наблюдается свечение воды, что обусловлено ночесветки - ноктилукамы. На всей площади дна моря растут зеленые, бурые, красные водоросли, морская трава. Этому способствует прогрева воды и освещение дна моря летом. До недавнего времени в море было много рыбы. Этому способствовала большая плотность фитопланктона и зоопланктона. Здесь живет около 80 видов рыб, вылавливают кефаль, анчоус, севрюгу, бычков, сельди, судака, тюльку, хамсу, камбалу, пресноводных - леща, карпа, судака, тарань. Живет в море и представитель млекопитающих - дельфин азовка.

V. Закрепление изученного.

А теперь давайте вместе попытаемся определить экологические проблемы моря.

Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья созданы заповедники и заказники.

VI. Итоги урока.

Итак, сегодня мы выяснили кто такие обитатели Черного и Азовского морей. Список и названия помогли нам познакомиться с ними поближе. Также мы с вами узнали, чем Черное и Азовское моря отличается от других, и какие загадки природы скрываются за их могущественными водами.

26. Млекопитающие в Азовском море представлены всего одним видом, а именно морской свиньей или как её еще называют дельфин азовка.

млекопитающие
Млекопитающие в Азовском море
представлены всего одним видом, а
именно морской свиньей или как её еще
называют дельфин азовка. Это самое
маленькое животное из китообразных.
Азовка ведет стадный образ жизни,
который составляет группу от двух до
десяти особей. Численность их
популяции очень мала, поэтому
встретить их у берега практически
невозможно.

хищники
К хищным обитателям Азовского моря
относятся такие рыбы как белуга, судак,
стерлядь. Они питаются хамсой, тюлькой и
молодняком сельди. Но основной пищей
является обычный планктон.
Рассказывая о хищниках, хочу добавить и
немного об акулах. Так обитают они в
Азовском море или нет?! Да обитают, но
совсем безопасные для людей — катраны.
Это самая распространенная акула
российских морей, она приходит погостить
из Чёрного моря и питается исключительно
рыбой и планктоном.

промысловая рыба
Азовское море занимает первое место по
ловле рыбы. К промысловым видам,
постоянно живущим в этом море, относятся:
осетр, белуга, севрюга, кефаль, тарань,
камбала, рыбец, бычок, барабулька и конечно
же самая многочисленная особь — тюлька.
Так же из Черного в Азовское происходит
миграция хамсы и сельди. Которые
особенным спросом пользуются в зимний
период, когда огромные косяки этих рыбешек
видно с берега.
В Азове также встречаются мидии, рапаны,
рыба игла, креветки, крабы и множество
других представителей морской фауны, все
виды отличаются от своих черноморских
собратьев по причине различной солености
морей.


На уроке были применены: работа в парах, работа в группах, метод "ассоциативный куст", метод "сенкан".

Описание разработки

Цель: – продолжать формировать понятие о природе Крыма;

формировать практические навыки работы с картой;

познакомить с морями Крыма.

– развивать познавательный интерес, наблюдательность, речь.

– воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе.

Оборудование: 1) мультимедийное оборудование;

3) карточки – настроения;

6) рабочие листы с заданиями.

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности.

– Начнём наш урок природоведения

Не просто будем отвечать,

А думать, вспоминать и обобщать.

– Ребята покажите свои карточки – настроения.

– Я надеюсь, что с таким хорошим настроением мы и закончим наш урок.

– А что мы должны совершать на каждом уроке? (открывать для себя что - то новое. )

– А чтобы заметить что - то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь. )

– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? ( интересным, познавательным. )

II. Актуализация опорных знаний.

1. Анализ погоды.

– Сегодня к нам пришла телеграмма из Крымского гидрометцентра. Дежурный синоптик зачитает её.

2. Послушайте загадку.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло - голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг (природа).

– А какая бывает природа? ( живая и неживая).

– Что относится к живой природе?

– Что относится к неживой природе?

– Сколько рек в Крыму? (150 больших и малых).

– Какая река самая длинная в Крыму? ( Салгир, её длина 227 км. )

– Какая река протекает в нашем городе? ( Степная ).

Послушайте стихотворение, которое относится к нашей местности.

Речушка вдоль околицы текла,

Но мы её любили – дети.

Она ведь первою была.

Для нас и, значит

Лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь и слизь

Зелёная, камыш болотный вылез. . .

Как будто люди целью задались

И своего добились!

– Как мы можем помочь нашей реке? (очистить, не бросать мусор. . . )

Музыкальная загадка. (Шум моря)

– Прослушав музыкальную загадку, сформируйте тему сегодняшнего урока. (Море)

III. Постановка проблемы.

– Какую же цель поставим на этом уроке? (Узнать о море, о его обитателях. . .)

IV. Открытие нового знания.

1. Ассоциативный куст.

– Какие ассоциации у вас возникают при слове море?

Итак, море. . . мир таинственный, загадочный и неповторимый.

Ребята, а кто был из вас на море?

Словарь: Море – большое водное пространство с горько - солёной водой.

Посмотрите на карту. Перед вами Крымский полуостров. Давайте вспомним стороны горизонта. Если поднимаем руки вверх – это будет север, тогда внизу – юг. Левая рука – запад. Правая рука – восток.

Полуостров – это часть земли, с трёх сторон омываемая морем.

Назовите моря, которые омывают Крым. (Чёрное и Азовское).

С запада и юга полуостров омывает Чёрное море, а с севера и востока воды Азовского моря.

(напишите названия морей на своей карте).

– Какое море очень мелководное? (Азовское).

Чёрное море более солёное.

Работа в группах.

Сейчас вы превратитесь в учёных – исследователей. Но прежде чем начать работать в группах, давайте вспомним правила учебного сотрудничества. Каждая группа очень внимательно прочитает информацию, постарается запомнить, а потом расскажет остальным.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Урок с применением интерактивных технологий

Тема: Какие моря есть в Крыму?

Цель: – продолжать формировать понятие о природе Крыма;

формировать практические навыки работы с картой;

познакомить с морями Крыма.

– развивать познавательный интерес, наблюдательность,

– воспитывать любовь к родному краю и бережное

отношение к природе.

Оборудование: 1) мультимедийное оборудование;

3) карточки – настроения;

6) рабочие листы с заданиями.

I. Самоопределение к учебной деятельности.

– Начнём наш урок природоведения

Не просто будем отвечать,

А думать, вспоминать и обобщать.

– Ребята покажите свои карточки – настроения.

– Я надеюсь, что с таким хорошим настроением мы и закончим наш урок.

– А что мы должны совершать на каждом уроке? (открывать для себя что-то новое.)

– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)

– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? ( интересным, познавательным.)

II. Актуализация опорных знаний.

1. Анализ погоды.

– Сегодня к нам пришла телеграмма из Крымского гидрометцентра. Дежурный синоптик зачитает её.

2. Послушайте загадку.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг (природа).

– А какая бывает природа? ( живая и неживая).

– Что относится к живой природе?

– Что относится к неживой природе?

– Сколько рек в Крыму? (150 больших и малых).

– Какая река самая длинная в Крыму? ( Салгир, её длина 227 км.)

– Какая река протекает в нашем городе? ( Степная ).

Послушайте стихотворение, которое относится к нашей местности.

Речушка вдоль околицы текла,

Но мы её любили – дети.

Она ведь первою была.

Для нас и, значит

Лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь и слизь

Зелёная, камыш болотный вылез.

Как будто люди целью задались

И своего добились!

– Как мы можем помочь нашей реке? (очистить, не бросать мусор. )

Музыкальная загадка. (Шум моря)

– Прослушав музыкальную загадку, сформируйте тему сегодняшнего урока. (Море)

III. Постановка проблемы.

– Какую же цель поставим на этом уроке? (Узнать о море, о его обитателях. )

IV. Открытие нового знания.

1. Ассоциативный куст.

– Какие ассоциации у вас возникают при слове море?







Итак, море. мир таинственный, загадочный и неповторимый.

Ребята, а кто был из вас на море?

2. Презентация.

Словарь: Море – большое водное пространство с горько-солёной водой.

Посмотрите на карту. Перед вами Крымский полуостров. Давайте вспомним стороны горизонта. Если поднимаем руки вверх – это будет север, тогда внизу – юг. Левая рука – запад. Правая рука – восток.

Полуостров – это часть земли, с трёх сторон омываемая морем.

Назовите моря, которые омывают Крым. (Чёрное и Азовское).

С запада и юга полуостров омывает Чёрное море, а с севера и востока воды Азовского моря.

(напишите названия морей на своей карте).

– Какое море очень мелководное? (Азовское).

Чёрное море более солёное.

Физкультминутка (музыкальная)

Работа в группах.

Сейчас вы превратитесь в учёных – исследователей. Но прежде чем начать работать в группах, давайте вспомним правила учебного сотрудничества. Каждая группа очень внимательно прочитает информацию, постарается запомнить, а потом расскажет остальным.

Выступает 1 группа.

Выступает 2 группа.

Выступает 3 группа.

Выступает 4 группа.


Море



радует, волнует оздоравливает.

Я очень люблю море.


Водоём.

V . Первичное закрепление.

Творческое задание на листочке. По рисункам составь правила, которые помогут сберечь природу.

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Читайте также: