Конспект 8 класс биология функции желез внутренней секреции

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель урока: сформировать понятия: гормоны, железы внешней, внутренней и смешанной секреции; сформировать знания о роли гормонов в обмене веществ, росте и развитии организмов, о принципах действия гормонов, о роли гипоталамуса и гипофиза в регуляции работы эндокринной системы; углубить знания о нейрогуморальной регуляции физиологических функций организма; продолжить формирование информационно-коммуникативных компетентностей (умение работать с информацией, критически осмысливать ее, использовать ИКТ); создать условия для развития памяти и мышления; формировать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Содержимое разработки

Урок биологии. 8 класс

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организмов.

Цель: сформировать понятия: гормоны, железы внешней, внутренней и смешанной секреции; сформировать знания о роли гормонов в обмене веществ, росте и развитии организмов, о принципах действия гормонов, о роли гипоталамуса и гипофиза в регуляции работы эндокринной системы; углубить знания о нейрогуморальной регуляции физиологических функций организма; продолжить формирование информационно-коммуникативных компетентностей (умение работать с информацией, критически осмысливать ее, использовать ИКТ); создать условия для развития памяти и мышления; формировать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Тип урока : Урок усвоения новых знаний.

Х од урока.

1.Организация класса.

2. Актуализация опорных знаний

Опрос по цепочке.

Каковы механизмы регуляции жизненных функций?

Как осуществляется нервная регуляция функций?

Как осуществляется гуморальная регуляция функций?

Каковы принципы нервной регуляции физиологических функций ?

Назовите принципы гуморальной регуляции физиологических функций.

Как регулируется мочевыделени е?

Как регулируется пищеварение?

Как регулируется дыхание?

3.Мотивация учебной деятельности.

Анализ жизненных ситуаций.

Ситуация 1.На пути мирно гуляющей собаки встречается не совсем мирно настроенная кошка. Ярость, устрашающая поза кошки, злой оскал собаки, рычанье, готовность отразить атаку. Как объяснить поведение животных?

Ситуация 2. Вы - страстный любитель футбола и находитесь в толпе болельщиков на стадионе, следите за игрой любимой спортивной команды. Вратарь пропустил гол. Какие у вас ощущения? Как они проявляются?

О хотник из Сибири, спасаясь от хищника, очутился на дереве, на высоте 3 метра от земли, причем с лыжами на ногах . А случаев, когда человек перепрыгивал заборы, побивая все существующие рекорды мира по прыжкам в высоту, спасаясь от собак, вообще великое множество .

Как это можно объяснить?

Что объединяет все эти факты, примеры?

Почему современные эндокринологи не сомневаются, что обладатели округлых шей, гордо взирающих на потомков с портретов, принадлежащих кисти знаменитых художников:Рубенса, Дюрера, Ван Дейка, Энгра и Матисса, были больны?

На эти и другие вопросы вы получите ответы на уроке.

Они могут быть такими:

В чем отличия между железами?

Что такое гормоны?

Какова роль в организме?

5..Первичное усвоение новых знаний

А) Учитель предлагает учащимся открыть оглавление учебника, найти параграф и страницы, где изложена тема, бегло рассмотреть текст и определить какие железы описаны в учебнике.

Б) Изучение темы по плану:

1. Классификация желез . ( Слайд 1)

Внешней Внутренней Смешанной

секреции секреции секреции

2. Биологическая роль гормонов. Гипо- и гиперфункция желез внутренней секреции .

А) Гормоны, гиперфункция и гипофункция желез внутренней секреции . (Слайд 2)

Выступление учащегося (как результат самостоятельной работы со словарями, энциклопедиям) с объяснением, толкованием терминов)

Гормо́ны (греч. hormao - побуждаю, привожу в движение ) — биологически активные вещества органической природы, вырабатывающиеся в специализированных клетках жел е з внутренней секреции, поступающие в кровь , связывающиеся с рецепторами клеток-мишеней и оказывающие регулирующее влияние на обмен веществ и физиологические функции. Гормоны служат гуморальными (переносимыми с кровью) регуляторами определённых процессов в различных органах и системах. Нарушения деятельности эндокринных желез проявляются в двух основных формах: гиперфункции (избыточной функции) и гипофункции (недостаточной функции ).

Б) Специфические особенности биологического действия гормонов.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и обсуждение результатов (Слайд 3)

эффекты гормонов проявляются в крайне малых их концентрациях — в диапазоне от 10 −6 до 10 −12 М;

реализация гормонального воздействия на органы-мишени осуществляется через белковые рецепторы, расположенные либо на наружных мембранах клеток органов-мишеней, либо в их ядрах;

эффекты гормонов осуществляются посредством изменения скорости либо ферментативного катализа, либо синтеза ферментов — хотя сами гормоны не являются ни ферментами, ни коферментами;

центральная нервная система контролирует действие гормонов и оказывает определяющее влияние на их воздействие на организм;

между гормонами и железами внутренней секреции, их вырабатывающими, существует как прямая, так и обратная связь, объединяющая их в общую систему.

Начало активному изучению эндокринных желез и гормонов было положено английским врачом Т. Аддисоном в 1855 году . Аддисон был первым, кто дал описание бронзовой болезни , признаком которой было специфическое окрашивание кожи , а п ричиной -д исфункция надпочечников .

3 Химическая природа гормонов . (Слайд 4)

( по химическому составу)

Пептиды Белки Амины Стероиды

(окситоцин) (инсулин) (адреналин) (тестостерон)

Физкульт-пауза (2 минуты)- упражнения для укрепления мышц спины и упражнения для глаз

4.Особенности строения и функции желез внутренней секреции.

Работа в группах.

Выступления учащихся сопровождаются слайдовой презентацией (слайды 5-10), заполнением таблицы. Если время ограничено, можно заполнить только часть таблицы, например, охарактеризовать гипофиз и щитовидную железу, и продолжить работу над таблицей дома.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке биологи для 8 класса, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. Развитие речи. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес к анализу.

Совершенствовать, воображение, внимание, память, мышление.

Конспект урока по биологии для 8 класса на тему: Строение и функции желез внутренней секреции

Цель: Сформировать понятие о железах внутренней секреции, показать их роль в регуляции функций в организме человека, рассмотреть влияние гормонов на конкретных примерах, выяснить причины их гипер и гипофункций.

Задачи: Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством создания проблемных ситуаций, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Известно, что кроме нервной регуляции существует более древняя регуляция внутренних процессов организма – химические вещества, вырабатываются в железах и разносятся по организму через жидкую среду – гуморальная регуляция

III. Работа по новой теме.

Химическая, или гуморальная, система регуляции функций имеется у всех организмов. Наиболее древними регуляторными веществами, проявляющими свое действие уже у одноклеточных, являются метаболиты (промежуточные или конечные продукты обмена веществ). Высокая биологическая активность некоторых метаболитов сохранилась у многоклеточных организмов, в том числе у человека. Примерами регуляции функций с помощью метаболитов является действие таких веществ, как СО2, молочная кислота,: активно выделяясь в работающих мышцах, эти соединения расширяют кровеносные сосуды, обеспечивая так называемую рабочую гиперемию.

Специализированной системой, обеспечивающей регуляцию практически всех функций организма, включая метаболизм, репродукцию, рост и развитие, поведение, является эндокринная система, или система желез внутренней секреции. Продукты жизнедеятельности желез внутренней секреции называют гормонами.

В ходе эволюции у животных возникли органы, специализирующиеся на выделении таких регуляторных химических соединений – гормонов. Это железы внутренней секреции, называемые также эндокринными (греч. endon - внутрь, krinein - выделять).

Они располагаются в разных местах нашего организма.

Гормоны - сигнальные химические вещества, выделяемые эндокринными железами непосредственно в кровь и оказывающие сложное и многогранное воздействие на организм в целом либо на определённые органы и ткани.

Гормоны вырабатываются в ничтожно малом количестве, например, в сутки человеку требуется 0,000003 г витамина В, а гормона адреналина - в 1000 раз меньше (15 г его хватило бы с избытком для всех людей земного шара!

Теперь давайте посмотрим на слайде характеристику гормонов

Характеристика гормонов

Свойства гормонов

Функции гормонов

1. Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желез;

2. Действие гормонов строго специфично: одни действуют на определенные органы – мишени, другие на определенный тип обменных процессов.

3. Гормоны обладают высокой биологической активностью и оказывают действие в очень низких концентрациях.

4. Гормоны сравнительно быстро разрушаются в тканях

1. Обеспечивают рост и развитие организма.

2. Обеспечивают адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

3. Обеспечивают гомеостаз

4. Контролируют процессы обмена веществ.

Таким образом, гормоны – вещества, обладающие высокой биологической активностью, вырабатываются железами внутренней секреции и поступают непосредственно в кровь. Действие гормонов строго специфично и осуществляется даже в очень низких концентрациях. Гормоны действуют только на живые клетки и поддерживают постоянство внутренней среды организма, влияют на обмен веществ, рост, размножение, развитие и взаимодействие с внешней средой.

Мы все время говорим: железы внутренней секреции. Возникает вопрос, а какие еще есть железы в нашем организме? Кто из Вас может их назвать? (ответы учащихся)

IV. Закреплени е

Итак, на сегодняшнем уроке мы с Вами познакомились с особенностями желез, выяснили отличия желез внутренней, внешней и смешанной секреции. Разобрались с основными особенностями гормонов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Колесов Д.В. Биология. Учебник: Учебник для 8 класса общеобразовательных

учреждений. М.: Дрофа.

2. Рабочая тетрадь к учебнику

1. Образовательные. Сформировать понятие желез внутренней секреции, показать их роль в регуляции функций в организме человека, рассмотреть влияние гормонов на конкретных примерах, выяснить гипер- и гиперофункции, показать различия и в организме человека.

2 . Развивающие. Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитательные. Воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе,

Тип урока: урок изучение нового материала -1урок

Оборудование:

I. Организационный момент.

II. Опрос.

-Подписать рисунок ,строение кожи ,работа у доски

-Этот слой называется (эпидермис)

-в этом слое есть нервные окончания, потовые и сальные железы, волосяные сумки, кровеносные и лимфатические сосуды.Этот слой называется ( дерма)

III. Изучение нового материала

Работа с терминами гормоны: адреналин, норадреналин, нейрогормоны, тироксин, инсулин, глюкагон; гуморальная регуляция, железы внутренней секреции, гиперфункция и гипофункция желез)

– Итак, эндокринная система, как вы помните, образованна тремя типами желез .Обратите внимание на доску. Последовательно составляем схему.

– Возможно, нарушения развития связанны с одним из компонентов желез внутренней секреции. Каковы ваши гипотезы?

– Мнения разделились. Ваши гипотезы можно разделить на группы:

нарушения связанны с деятельностью самих желез(гипер-.гипо-,дисфункция);

нарушения связанны с работой нервной системы;.

Вывод: отклонение от нормального развития возможно в результате нарушения деятельности желез.

Железы — специальные органы человека, вырабатывающие и выделяющие специфические вещества (секреты) и участвующие в различных физиологических функциях.

Железы внешней секреции (слюнные, потовые, печень, молочные и др.) снабжены выводными протоками, через которые выделяют секреты в полость тела, различных органов или во внешнюю среду.

Железы внутренней секреции (гипофиз, эпифиз, паращитовидные, щитовидная, надпочечники) лишены протоков и выделяют свои секреты (гормоны) непосредственно в омывающую их кровь, которая разносит их по всему организму.

Гормоны — биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции и оказывающие целенаправлённое влияние на другие органы. Они участвуют в регуляции всех жизненно важных процессов — роста, развития, размножения и обмена веществ.

По химической природе выделяют белковые гормоны (инсулин, пролактин), производные аминокислот (адреналин, тироксин) и стероидные гормоны (половые гормоны, кортикостероиды). Гормоны обладают специфичностью действия: каждый гормон влияет на определённый тип обменных процессов, на деятельность определённых органов или тканей.

Железы внутренней секреции находятся в тесной функциональной взаимозависимости, составляя целостную эндокринную систему , осуществляющую гормональную регуляцию всех основных процессов жизнедеятельности. Эндокринная система функционирует под контролем нервной системы, связующим звеном между ними служит гипоталамус.

Железы смешанной секреции (поджелудочная, половые) одновременно выполняют функции внешней и внутренней секреции.

Нарушения работы эндокринных желёз проявляются или в повышении секреции (гиперфункция), или в понижении (гипофункция), или в отсутствии секреции (дисфункция). Это может привести к разнообразным специфическим эндокринным заболеваниям. Причинами нарушения работы желёз являются их заболевания или нарушение регуляции со стороны нервной системы, особенно гипоталамуса.

Эндокринная система — гуморальная система регуляции функций организма посредством гормонов.

Гипофиз — центральная железа внутренней секреции. Его удаление приводит к смерти. Передняя доля гипофиза (аденогипофиз) связана с гипоталамусом и вырабатывает тропные гормоны, стимулирующие деятельность других желёз внутренней секреции: щитовидной — тиреотропный, половых — гонадотропный, надпочечников — адренокортикотропный. Гормон роста оказывает воздействие на рост молодого организма: при избыточной продукции этого гормона человек растёт слишком быстро и может достичь роста 2 м и более (гигантизм); его недостаточное количество вызывает задержку роста (карликовость). Его избыток у взрослого человека приводит к разрастанию плоских костей лицевой части черепа, рук и ног (акромегалия). В задней доле гипофиза (нейрогипофиз) образуются два гормона: антидиуретический (или вазопрессин), регулирующий водно-солевой обмен (усиливает реабсорбцию воды в канальцах нефрона, уменьшает выделение воды с мочой), и окситоцин, вызывающий сокращение беременной матки при родах и стимулирующий секрецию молока в период лактации.

Эпифиз (шишковидная железа) — небольшая железа, являющаяся частью промежуточного мозга. В темноте вырабатывает гормон мелатонин, влияющий на функцию половых желёз и половое созревание.

Щитовидная железа — крупная железа, расположенная спереди гортани. Железа способна извлекать из омывающей её крови йод, входящий в состав её гормонов — тироксина, трийодтиронина и др. Гормоны щитовидной железы влияют на обмен веществ, процессы роста и дифференцировки тканей, функционирование нервной системы, регенерацию. Недостаточность тироксина вызывает тяжёлое заболевание — микседему, для которой характерны отёки, выпадение волос, вялость. При недостаточности гормона в детском возрасте развивается кретинизм (задержка физического, умственного и полового развития). При избытке гормонов щитовидной железы развивается базедова болезнь (резко возрастает возбудимость нервной системы, усиливаются процессы обмена веществ, несмотря на большое количество потребляемой пищи, человек худеет). При отсутствии в воде и пище йода развивается эндемический зоб — гипертрофия (разрастание) щитовидной железы. Для предотвращения этого йодируют кухонную соль.

Паращитовидные железы — четыре небольшие железы, расположенные на щитовидной железе или погружённые в неё. Вырабатываемый ими паратиреоидный гормон регулирует обмен кальция в организме и поддерживает его уровень в плазме крови (повышает его всасывание в почках и кишечнике, высвобождает его из костей). Одновременно он воздействует и на обмен фосфора в организме (усиливает его выведение с мочой). Недостаточность этого гормона приводит к усилению нервно-мышечной возбудимости, появлению судорог. Его избыток приводит к разрушению костной ткани, усиливается также склонность к камнеобразованию в почках, нарушается электрическая активность сердца, возникают язвы в желудочно-кишечном тракте.

Надпочечники — парные железы, расположенные на верхушке каждой почки. Состоят из двух слоёв — наружного (коркового) и внутреннего (мозгового), представляющих собой самостоятельные (отличающиеся по происхождению, строению и функциям) эндокринные железы. В корковом слое образуются гормоны, участвующие в регуляции водно-солевого, углеводного и белкового обмена (кортикостероиды). В мозговом слое — адреналин и норадреналин, обеспечивающие мобилизацию организма в стрессовых ситуациях. Адреналин повышает систолическое давление, ускоряет частоту сердечных сокращений, увеличивает кровоток в сердце, печени, скелетных мышцах и мозге, способствует превращению гликогена печени в глюкозу и увеличивает уровень сахара в крови.

К железам внутренней секреции относится и тимус , в котором синтезируются гормоны тимозин и тимопоэтин.

Поджелудочная железа секретирует содержащий ферменты поджелудочный сок, участвующий в пищеварении, и два гормона, регулирующие углеводный и жировой обмен, — инсулин и глюкагон. Инсулин снижает содержание глюкозы в крови, задерживая распад гликогена в печени и увеличивая использование его мышечными и другими клетками. Глюкагон вызывает распад гликогена в тканях. Недостаточность секреции инсулина приводит к повышению уровня глюкозы в крови, нарушению липидного и белкового обмена, развитию сахарного диабета. Для лечения диабета используют инсулин, получаемый из поджелудочных желёз скота.

Половые железы (яички и яичники) образуют половые клетки и половые гормоны (женские — эстрогены и мужские — андрогены). Оба типа гормонов имеются в крови любого человека, поэтому половые признаки определяются их количественным соотношением. У зародышей половые гормоны контролируют развитие половых органов, а во время полового созревания обеспечивают развитие вторичных половых признаков: низкий голос, прочный скелет, развитая мускулатура тела, рост волос на лице — у мужчин; отложение жира в определённых частях тела, развитие молочных желёз, высокий голос — у женщин. Половые гормоны делают возможным оплодотворение, развитие зародыша, нормальное протекание беременности и родов. Женские половые гормоны поддерживают менструальный цикл.

Регуляция деятельности эндокринной системы

Особое место в эндокринной системе занимает гипоталамо-гипофизарная система — нейроэндокринный комплекс, регулирующий гомеостаз организма. Гипоталамус воздействует на гипофиз при помощи нейросекретов, которые высвобождаются из отростков нейронов гипоталамуса и по кровеносным сосудам поступают в переднюю долю гипофиза. Эти гормоны стимулируют или тормозят выработку тропных гормонов гипофиза, которые, в свою очередь, регулируют функцию периферических желёз внутренней секреции (щитовидной железы, надпочечников и половых желёз).

– В результате чего нарушается деятельность желез?

– Какие факторы вызывают нарушения на генном уровне? Возможно, вы удивитесь, но к такими факторами относятся:

а) передняя доля

Гормон роста (соматотропин)

Регулирует рост (пропорциональное развитие мышц и костей), стимулирует обмен углеводов и жиров

Стимулирует синтез и секрецию гормонов щитовидной железы

Стимулирует синтез и секрецию гормонов коры надпочечников

Фолликуло-стимулирующий гормон (ФСГ)

Контролирует рост фолликулов, созревание яйцеклеток

Рост молочных желез и секреция молока

Лютеинизирующий гормон (ЛГ)

Контролирует развитие желтого тела и синтез им прогестерона

Гипофиз: б) средняя доля

Стимулирует синтез пигмента меланина в коже

Гипофиз: в) задняя доля

Антидиуретический гормон (вазопрессин)

Усиливает обратное всасывание (реабсорбцию) воды в канальцах почек

Стимулирует родовую деятельность (усиливает сокращения мышц матки)

Регулируют биоритмы организма, половое созревание

Регулируют процессы роста, развития, интенсивность всех видов обмена веществ

Паращитовидные

Регулирует обмен кальция и фосфора

Надпочечники: а) корковый слой

Поддерживают на высоком уровне работоспособность, способствуют быстрому восстановлению сил, регулируют водно-солевой обмен в организме

Надпочечники: б) мозговой слой

Ускоряют кровоток, повышают частоту и силу сокращений сердца, расширяют сосуды сердца и мозга, бронхи; увеличивают распад гликогена в печени и вывод глюкозы в кровь, усиливают сокращение мышц, снижают степень утомления

Поджелудочная железа

Понижает уровень глюкозы в крови. Повышает уровень глюкозы в крови, стимулируя распад гликогена

Половые железы

Женские гормоны — эстрогены, мужские гормоны — андрогены

Развитие вторичных половых признаков, репродуктивные возможности организма, обеспечивают оплодотворение, развитие зародыша и роды; влияют на половой цикл,

Здоровье – это ведь не пилюля, которую можно проглотить, с тем, чтобы потом уже ни о чем больше не беспокоиться. Пусть для моих тяжелых на подъем современников это прозвучит чересчур строго, но здоровье – это та вершина, которую каждый должен преодолеть сам.
В. Шененберг

Прежде чем мы приступаем на уроке к изучению болезненных процессов в организме, связанных с железами внутренней секреции, надо ясно представлять, что такое болезнь, знать когда человек перестает быть здоровым и становится больным.

Основная цель этого урока – познакомиться со строением и функциями желез внутренней секреции, а также научить распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.

Только зная причины болезней, можно правильно бороться с ними и предупреждать их возникновение. И, поэтому, на уроке

Были тщательно разобраны причины и симптомы эндокринных заболеваний.

Педагогические технологии, которые использовались при проведении урока, были следующие;

  1. Работа в группах. В конце урока класс разбивается на несколько команд и каждая из них решает одну проблемную задачу
  2. Использование на уроке информационно-компьютерных технологий. Была создана презентация по теме урока, на которой красочно и наглядно были представлены железы внутренней секреции и сами заболевания
  3. На уроке использовалась технология опережающих заданий. Некоторые учащиеся заранее получили тему для небольшого доклада по заболеваниям. При подготовке которых, использовалась дополнительная литература.

При работе с презентацией использовать произвольный показ слайдов

Цель: Познакомиться со строением и функциями желез внутренней секреции.

Задачи:

  1. Показать особенности строения и функций конкретных желез внутренней секреции.
  2. Познакомить с нарушениями, связанными с гипо- и гиперфункцией этих желез.
  3. Научить определять расположение некоторых эндокринных желез в соответствующих областях тела.
  4. Научить распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.

Педагогические технологии:

  1. Работа в группах.
  2. Создание и решение проблемной ситуации.
  3. Информационно-компьютерные технологии.
  4. Опережающие задания, с использованием дополнительной литературы.

Ход урока

I. Проверка знаний

Фронтальная письменная работа.

Запишите номера правильных суждений:

  1. Железы внутренней секреции не имеют протоков
  2. Секрет желез внутренней секреции регулирует скорость обменных процессов в организме человека.
  3. Железы внешней секреции выделяют гормоны
  4. Секрет желез внешней секреции выделяется в полости.
  5. Железами внутренней секреции ферменты не вырабатываются.
  6. Гормоны желез внутренней секреции выделяются только в кровь
  7. Железы желудка относят к железам внутренней секреции.
  8. Секрет кожных желез – пот.
  9. После своего действия гормон не разрушается.
  10. Железы внешней секреции протоков не имеют.
  11. Сальные железы относят к железам внешней секреции.
  12. Половые железы – железы смешанной секреции.

Правильные ответы 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12.

II. Новый материал

Учитель: Представьте себе ссору кошки с собакой. Ярость, устрашающая поза, фырканье кошки и злой оскал собаки, рычание, готовность отразить возможную атаку.

А вспомните ваши ощущения, когда вы в толпе болельщиков следите за игрой любимой спортивной команды. Сколько эмоций, переживаний! И они у разных групп людей – то крик одобрения и восторга, то возмущения и досады.

Слайд 1

Человек может жить с одним легким, с одной почкой, без желудка, но он умрет, если удалить маленькие паращитовидные железки или надпочечники. Всего желез внутренней секреции около десятка. Это самые маленькие органы. Их часто называют маленькими железками большого значения. Любое нарушение их работы приводит к болезни, а нередко и к смерти.

Гормоны изменяют рост и развитие организма, регулируют обмен веществ, поддерживая его в норме. Их роль проявляется при нарушении функции желез. Так, у одного из самого тяжелого человека (Ходжеса – 468 кг.) чудовищная масса была вызвана нарушением деятельности гипофиза после перенесенного в детстве коклюша.

Вывод: Голодный режим не излечивает главную причину болезни – нарушение функций желез внутренней секреции.

Учитель: Давайте вспомним гипоталамо-гипофизарную систему о которой мы говорили на прошлом уроке. Слайд 3.Учащиеся работают с гиперссылками и проверяют свои ответы на вопросы учителя

– Какие гормоны выделяются этой системой и на что они влияют?

Учитель: Кто из нас не зачитывался книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну лилипутов! Так же захватывающе интересен рассказ о том, как Гулливер оказался среди гигантов. Есть ли реальная основа этой фантазии? Вы можете почувствовать себя Гулливером, если представите себя рядом девочкой Лили.

Почему наблюдается такая резкая разница в росте у людей? Ученые выяснили, что процессом роста ведает гипофиз. Эта железка массой 0,5-0,65 г., имеющая форму фасоли, располагается в костном углублении основания черепа, называемом турецким седлом. Гипофиз вырабатывает до 25 гормонов. Передняя его доля выделяет гормон роста. Избыточное выделение этого гормона в кровь человека (в период роста) вызывает усиленный рост, что называется гигантизмом. Если патологические изменения в гипофизе возникают в период, когда рост человека уже закончен, то увеличиваются лишь отдельные части его тела. Это заболевание называется акромегалией.

Чаще всего повышение функции передней доли гипофиза происходит при развитии в нем опухоли. Основные признаки этой болезни – увеличение конечностей и других частей тела. Значительно увеличиваются кисти рук, стопы ног, нижняя челюсть, а также нос, язык, губы, резко выступают надбровные дуги.

Недостаток гормона роста вызывает заболевание - карликовость. Слайд с 5-10 работают гиперссылки.

Учитель: Помните, как в сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке. А могут ли быть подобные превращения в жизни? Да. Это заболевания, связанные с нарушением функции щитовидной железы. Расположена по бокам трахеи, чуть ниже щитовидного хряща гортани (16-23 г.)

Слайд 11

Одно из заболеваний щитовидки связано с ее повышенной функцией (гипертиреоз) и усиленным образованием ее гормонов, основным из которых считают гормон тироксин. Называется базедовой болезнью.

Симптомы: пучеглазие, заметно увеличение щитовидной железы (зоб), дрожание вытянутых рук с раздвинутыми пальцами, пульс учащен, больной заметно худеет, он становится раздражительным, страдает бессонницей.

Если в сказке фея может вернуть человеку его нормальный вид, то в жизни больного излечивает хирург. После удаления разросшихся тканей щитовидной железы исчезают все признаки базедовой болезни.

Что происходит если в кровь поступает мало гормона (гипотиреоз)?

Возникает заболевание микседема. Признаки противоположны

Обмен веществ снижается, пульс становится редким. Характерно бледное, одутловатое лицо с тупым выражением. Кожа сухая, появляется зябкость.

Если с раннего детства имеется резкое понижение функции щитовидной железы, то развивается кретинизм - увеличенный зоб, задержка роста и отсталость в умственном развитии. Слайд с 12-17

ПАРАЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА в количестве двух пар располагается на задней поверхности щитовидной железы, выделяет паратгормон. При недостатке – падение Са в крови, судороги, спазмы дыхательных мышц. При избытке рассасывание костной ткани.

Слайд 18

Слайд с 19-20

Учитель: Имеет особые островковые клетки, которые вырабатывают гормоны инсулин и глюкагон, регулирующие углеводный обмен в организме. Недостаточное выделение инсулина вызывает – диабет. Организм теряет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой.

Недостаток инсулина приводит к обезвоживанию тканей и потере воды организмом, что вызывает у больного мучительную жажду. Больной выделяет в сутки от 10 до 30 литров мочи. Содержание сахара в ней может достигнуть 5-10% (в норме моча не содержит сахар). Наблюдается общая слабость, быстрая утомляемость, повышенная нервная возбудимость, похудание или ожирение. Для лечения этого заболевания необходимо вводить инсулин. Другой гормон поджелудочной железы – глюкагон – является антагонистом инсулина и оказывает противоположное действие, т. Е. усиливает расщепление гликогена до глюкозы, повышая ее содержание в крови.

Слайд с 21-22

Масса надпочечников 12 г., эта парные железы, прилегающие к верхним полюсам почек. Как и почки надпочечники имеют два слоя: наружный - корковый и внутренний – мозговой, вырабатывающие разные гормоны различным характером действия.

Надпочечники выделяют адреналин и норадреналин, повышающий кровяное давление, работоспособность мышц, остроту зрения, слуха, увеличивающий силу сердечных сокращений, что способствует перестройке функций различных систем, направленной на повышение работоспособности организма в чрезвычайных условиях (утомление, охлаждение, нервное перенапряжение).

При аддисоновой болезни нарушается обмен солей между кровью тканями тела. Признаки: бронзовый оттенок кожи, мышечная слабость, повышенная утомляемость, понижение иммунитета. Лечат ее введением гормонов надпочечников.

Слайд с 24-26

Учитель: Гормоны, образующиеся в женских и мужских половых железах, необходимы для полового созревания, формирования физического облика и психики, характерных для каждого пола. В конечном счете в значительной мере от наличия половых гормонов зависит деление человечества на две половины – мужскую и женскую, а также возможность продолжения рода человеческого.

Нарушение функции желез приводит к изменению ряда половых признаков, а это, в свою очередь, изменяет психику человека. Об этом знали давно и умело использовали. Евнухи использовались в качестве стражей гаремов, кастрация животных меняла их поведение, помогала приспособить их к работе, изменяла вкус и качество мяса.

Яичники – эстроген и прогестерон

Семенники – андроген и тестостерон

Учитель: ПОДВЕДЕМ ИТОГИ обзора функций эндокринных желез

Механизмов, поддерживающих гомеостаз, в организме несколько, среди них важное место принадлежит гормонам.

Вы, можете прийти к ложному выводу, что каждый человек маленького роста, каждый полный мужчина или нервная женщина должны лечиться гормонами. Но это не совсем так. Болезни желез имеют множество симптомов, оценить которые после лабораторных исследований может только врач. Заболевания эндокринных желез встречаются довольно редко. И скорее всего, ваш рост, черты лица, темперамент – это ваши врожденные особенности или результат воспитания.

Если вы страдаете избыточным весом, повышенной раздражительностью, склонностью к утомлению, то скорее всего виной этому отнюдь не железы внутренней секреции, а нарушения режима работы и отдыха, сна и питания.

Теперь мы поиграем во врачей и повторим терминологию.

Класс разбиваем на группы:

1 группа

Неоднократный анализ крови и мочи больного показал, что содержание сахара в них превышает норму. С чем связано увеличение количества сахара в крови и моче?

2 группа

В практике сельского хозяйства довольно часто в пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок, приготовленный из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают?

3 группа

В медицинской практике известен случай, когда у девочки в шесть лет прекратился рост. Прошло 3 года, ее рост составлял 90 см. Решили обратиться к врачу-специалисту… Ребенку был назначен курс лечения. Больной вводили особое вещество. За 6 месяцев она подросла на 7 см, а в последующие два года еще на 14 см. Какое вещество могло повлиять на рост ребенка?

4 группа

Много лет назад врачи обратили внимание, сто в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи (зоб). Какова возможная причина такого изменения в области шеи? Какими способами можно избавиться от этого недуга? (разрастание тканей щитовидки, либо добавлять в воду йод, либо хирургическим путем)

5 группа

Появление одутловатости, кожа становится сухой, происходит выпадение волос, понижается температура тела. У таких больных снижается обмен веществ… Если такое заболевание начинается в детстве, то развивается…

6 группа

При выращивании домашних животных с целью получения мяса проводят кастрацию самцов. Предположите возможные изменения в поведении и обмене веществ кастрированных особей.

Системы органов человека выполняют строго определенные функции, и чтобы организм существовал как единое целое, необходимо регулировать и координировать эту сложную работу. Такую регуляцию выполняют нервная и гуморальная системы. Гуморальная регуляция осуществляется за счет выделения во внутреннюю среду организма гормонов, которые вырабатываются железами внутренней секреции.

Железы внутренней секреции, или эндокринные железы не имеют выводных протоков. Продукты своей жизнедеятельности — гормоны — они выделяют во внутреннюю среду организма: в кровь, лимфу или тканевую жидкость. она образована железами внутренней секреции. В то время как железы внешней секреции - потовые, слюнные, сальные, желудочные, — выделяют продукты своей жизнедеятельности во внешнюю среду или полости организма.

Поступая в кровь, гормон разносится по всему организму и осуществляет гуморальную регуляцию функций органов и тканей, изменяя их деятельность, возбуждая или тормозя их работу.

К важнейшим железам внутренней секреции относятся щитовидная, паращитовидная железы, вилочковая, надпочечники и гипофиз.

Железы внутренней секреции

В организме есть также железы смешанной секреции, которые вырабатывают несколько продуктов жизнедеятельности. Часть из них поступает в кровь, а часть по протокам выходит в полость внутренних органов. К этому типу желёз относятся поджелудочная и половые железы.

В настоящее время гормоны определяют как высокоактивные вещества, образующиеся в железах внутренней секреции, поступающие в кровь и оказывающие регулирующее влияние на функции удаленных от места их секреции органов и систем организма.

По химическому строению гормоны делятся на:

- гормоны — производные аминокислот;

- белковые и полипептидные гормоны;

По физиологическому действию — на пусковые и исполнители. К пусковым гормонам (активаторам деятельности других эндокринных желез) относятся нейрогормоны гипоталамуса и тропные гормоны гипофиза. Гормоны-исполнители оказывают непосредственное действие на функции организма.

Гормоны отличаются строгой специфичностью действия — реакции органов, тканей и клеток на них строго избирательны. Гормоны действуют даже в ничтожно малых количествах, но они быстро разрушаются, и поэтому должны по мере надобности синтезироваться железами и поступать в кровь.

Щитовидная железа — самая большая железа из желёз внутренней секреции, её масса 16 — 23 г. Она расположена по обе стороны от трахеи чуть ниже щитовидного хряща гортани. Гормоны щитовидной железы (тироксин и трийодтиронин) содержат йод. Его поступление с водой и пищей является необходимым условием нормального функционирования железы.

Гормоны щитовидной железы регулируют обмен веществ, усиливают окислительные процессы в клетках и расщепление гликогена в печени, влияют на рост, развитие и дифференцирование тканей, а также на деятельность нервной системы.

Надпочечники — парные железы, прилегающие к верхним полюсам почек. Как и почки, надпочечники имеют два слоя: наружный — корковый, и внутренний — мозговой, являющиеся самостоятельными секреторными органами. Они вырабатывают разные гормоны с различным характером действия.

Клетки коркового слоя синтезируют кортизол и кортикостерон, которые регулируют минеральный, углеводный, белковый и жировой обмен. Так, при их участии регулируется уровень натрия и калия в крови, поддерживается определенная концентрация глюкозы, увеличивается образование и отложение гликогена в печени и мышцах. Последние две функции надпочечники выполняют совместно с гормонами поджелудочной железы.

Мозговой слой надпочечников вырабатывает адреналин и норадреналин, которые выделяются при сильных эмоциях — гневе, испуге, боли, опасности. Поступление этих гормонов в кровь вызывает учащенное сердцебиение, сужение кровеносных сосудов, повышение артериального давления, усиление расщепления гликогена в клетках печени и мышцах до глюкозы, угнетение перистальтики кишечника, расслабление мускулатуры бронхов, повышение возбудимости рецепторов сетчатки, слухового и вестибулярного аппаратов. В результате функции организма перестраиваются, происходит мобилизация сил для перенесения стрессовых ситуаций.

Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. Она имеет особые островковые клетки, которые вырабатывают инсулин и глюкагон, регулирующие углеводный обмен в организме. Так, инсулин увеличивает потребление глюкозы клетками, способствует превращению глюкозы в гликоген, уменьшая таким образом количество сахара в крови. Благодаря действию инсулина, содержание глюкозы в крови поддерживается на постоянном уровне, благоприятном для протекания процессов жизнедеятельности.

Другой гормон поджелудочной железы — глюкагон — является антагонистом инсулина, оказывает противоположное действие, то есть усиливает расщепление гликогена до глюкозы, повышая ее содержание в крови.

Половые железы — семенники, или яички у мужчин и яичники у женщин — относятся к железам смешанной секреции. Семенники вырабатывают гормоны андрогены, а яичники — эстрогены. Они стимулируют развитие органов размножения, созревание половых клеток и формирование вторичных половых признаков, то есть особенностей строения скелета, развития мускулатуры, распределения волосяного покрова и подкожного жира, строения гортани, тембра голоса у мужчин и женщин.

Важнейшей железой эндокринной системы человека является гипофиз, или нижний придаток мозга весом всего 0,5 г. Он расположен в основании головного мозга — в так называемом "турецком седле". Гипофиз производит гормоны, стимулирующие функции других эндокринных желез.

Гипофиз

В гипофизе выделяют два основных отдела: переднюю долю — аденогипофиз и заднюю — нейрогипофиз, каждая из них вырабатывает определенные гормоны. Так, в передней доле гипофиза вырабатываются гормоны, стимулирующие синтез и секрецию гормонов щитовидной железы (тиреотропин), надпочечников (адренокортикотропин), половых желез (гонадотропин), а также гормон роста (соматотропин).

В задней доле гипофиза синтезируются вазопрессин и окситоцин. Вазопрессин, или антидиуретический гормон регулирует водный обмен и тонус сосудов. Окситоцин повышает тонус гладкой мускулатуры матки, регулирует родовой акт и выделение молока грудными железами.

Гипофиз расположен прямо под гипоталамусом и соединён с ним воронкой и ножкой. Гипоталамус — это часть мозга, обладающая свойствами нервной и эндокринной систем. В гипоталамус поступает обширный поток информации от органов чувств и внутренних органов. В состав нейросекреторных ядер гипоталамуса входят так называемые крупноклеточные и мелкоклеточные ядра. Первые выделяют окситоцин и вазопрессин, которые по нервным стволам транспортируются в заднюю долю гипофиза, накапливаются там и по мере надобности используются. Иные функции выполняют мелкоклеточные ядра гипоталамуса. Они способны вырабатывать так называемые рилизинг-факторы (разрешающие факторы). Рилизинг-факторы по венозной системе достигают гипофиза и регулируют выделение гормонов последнего.

Все железы внутренней секреции взаимосвязаны. Гормоны, вырабатываемые одними железами, оказывают влияние на деятельность других желез. Это обеспечивает единую систему координации, которая осуществляется по принципу обратной связи: снижение уровня периферического гормона в крови ведёт к повышению секреции соответствующего тропного гормона, а увеличение уровня периферического гормона вызывает торможение секреции тропного гормона.

Таким образом, эндокринная регуляция жизнедеятельности организма является комплексной и строго сбалансированной. Изменения физиологических и биохимических реакций под действием гормонов способствуют приспособлению организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Долгие годы ученые полагали, что гормоны могут вырабатывать лишь специализированные эндокринные железы или группы клеток, единственная функция которых и есть производство гормонов. В настоящее время ученые считают, что почти все органы и ткани живого организма секретируют в межклеточное пространство и кровь гормоны и биологически активные соединения, с помощью которых осуществляются взаимодействия, объединяющие клетки и ткани в единое целое. Так, синтез гормонов обнаружен в клетках крови и иммунной системы, в сетчатке глаза, в клетках, выстилающих кишечник и кровеносные сосуды, в сердечной мускулатуре. Скорее всего, этот список в будущем будет расширяться.

Читайте также: