Мораль и нравственная культура конспект

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Нравственная культура.docx

Тема № 23. Нравственная культура

1. познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру.

2. Развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами.

3. Воспитывать нравственные качества учащихся, формировать отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
I. Повторение пройденного материала .

1. Беседа по вопросам:

Что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира?

Что представляет собой духовная сфера?

Как связаны культура общества и культура отдельного человека?

Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

Тема нашего занятия – Нравственная культура. В процессе нашего занятия мы должны дать определение данному термину и изучить основные составляющие элементы нравственной культуры.

А теперь давайте обратимся к научному определению нравственной культуры. Нравственная культура – это важная составляющая общества, в котором мы живем.

Что же является составляющими нравственной культуры?

Основными элементами нравственной культуры являются:

Нравственная культура общества очень тесно связана с нравственной культурой личности.

И я предлагаю обсудить вопрос: «Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, желающий построить общество с высокой нравственной культурой.

Подвиг жителей блокадного Ленинграда

В осажденном Ленинграде - городе, где долгое время жил и работал Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного: рабочим - по 250 граммов в сутки, остальным - 125 граммов. Люди обезумевали от голода, падали на ходу, умирали от истощения.

А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля. Но четырнадцать сотрудников. Всесоюзного института растениеводства (ВИР), которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. Они бредили едой, и все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь.

ВОПРОС К ТЕКСТУ

1 Какие гражданские качества демонстрирует предложенная ситуация?

Способствуют ли эти качества развитию нравственной культуры общества?

2 Можно ли назвать поведение этих людей гражданским подвигом? Обоснуйте свое мнение .

3 Как связаны в данной ситуации понятия гражданин и нравственность? Что значит действовать во благо других? Обоснуйте свое мнение.

4 В чем смысл и значимость подвига жителей блокадного Ленинграда сегодня? Обоснуйте свое мнение.

Наше общество не идеально, но каждый из нас должен понимать, что от его нравственной культуры и гражданской позиции зависит общество, в котором мы живем.

Как вы считаете, что поможет нашему обществу стать нравственно культурным?

ИТОГ: предлагаю голосованием ответить на вопросы:

Добро – это только то, что приносит выгоду? (НЕТ)

Каждый день человек оказывается перед выбором – сделать что-то как удобней или как должно? (ДА)


Основные ценности и нормы морали

За долгую историю человечества существовало много разных ценностей и идеалов. Но у людей было и есть много общего, что сохраняется тысячелетиями. Чтобы жить, нужны мир и порядок. Нужно трудиться, иметь семью, дом, детей. Нужны друзья. Нужна здоровая природная среда. Нужны образование, техника, наука. А вместе со всеми этими типичными условиями жизни людей из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные нормы, ставшие общечеловеческими духовными ценностями .

Добро и зло

Там, где есть большое общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих или людей другой национальности, другого цвета кожи, сословия или происхождения и т. п.), там обязательно проявляется и зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, в нравы, в психологию людей, - хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей, тупость, жестокость, враньё, пьянство, хитрость, обман и т. д.
Ситуация
Невыдуманная история об одном выдающемся русском актёре. Получив квартиру в большом новом доме, он решил повесить в лифте зеркало. Но его тут же украли. Он купил новое. Опять украли. С каждой зарплаты актёр упорно покупал новое зеркало… Много лет шла борьба. Потом актёр умер. Зеркало из лифта украли.

При таком обмане, когда зло запутывает следы, встаёт перед нами вопрос: как же различать добро и зло, по каким надёжным признакам, критериям (т. е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального?

Такая мерка у морали есть, и вы её знаете: это главный принцип морали – гуманизм. Ни об одном человеке нельзя судить только по его собственным словам. Судить надо по делам. Надо выяснять, какие дела он творит. И оценивать их с точки зрения гуманизма.

Итак, наличие или отсутствие гуманизма в реальных делах и поступках (а не словах) – вот основной критерий морали, по которому можно различать добро и зло, моральное и аморальное поведение.

III. Итог урока.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Что такое мораль? Зачем она нужна людям?

По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью?

В каких поступках проявляется любовь к ближнему?

3. Академик Д. С. Лихачёв говорил, что о добрых людях очень легко, интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные. А плохие – все одинаковые и малоинтересные.
А что думаете вы по этому поводу? Что вам подсказывает ваш личный опыт? Объясните на конкретных примерах.

Говорят мудрые

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Мораль (от лат. moralis, mores – нравственный, относящийся к нраву, характеру) – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.


По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:

натуралистический подход – мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;

теологический подход – мораль дарована человеку Богом;

социологический подход – мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;

культурологический подход – мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.




Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos – обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.




Важнейшие функции морали в обществе

Регулятивная – регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

Ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.

Мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

Конститутивная (от лат. constitus– утвердившийся, установленный) – принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.

Координационная – обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личностистепень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства – личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.

Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:


Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.

Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.




Образец задания

C6. Проиллюстрируйте тремя примерами единство морали и права.

Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство морали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и права единый объект регулирования – общественные отношения. Как нормы морали, так и нормы права исходят от общества. Нормы морали и права выделились из мононорм первобытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.


Мораль, этика, нравственность

Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕ и МОРАЛИ

Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мoрaль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.

Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.

Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.

В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.

  • Табу— религиозный запрет, налагающийся на совершение какого-либо действия.
  • Обычай— повторение каких-либо действий, основанное на поведении предков или сложившейся социальной группы.
  • Традиция — комплекс обрядов, привычек и действий, передающихся в течение нескольких поколений.
  • Моральные нормы — устоявшиеся представления о поведении личности.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

  • Регулятивная. Мораль выступает в качестве нравственного координатора поведения человека.
  • Воспитательная. Мoраль служит средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении.
  • Коммуникативная. Морaль обеспечивает комфортное общение людей.
  • Ценностно-ориентационная. Мoраль служит ориентиром для человека.
  • Познавательная. Морaль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла.
  • Мотивационная. Соблюдение моральных принципов стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию.
  • Гуманизирующая. Принципы морали основываются на человеколюбии, что содействует налаживанию отношений между людьми.

ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ

Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.

  • Натуралистический подход. Наличие морали объясняется естественной природой человека. Возникновение морали связано с биологическим развитием человека.
  • Теологический подход. Мораль была дарована человеку высшими силами, Богом.
  • Социологический подход. Появление морали связано с процессом исторического развития общества и напрямую зависит от изменения социально-экономических потребностей людей.
  • Культурологический подход. Мораль выступает в качестве культурной составляющей, регулирующей социальное поведение людей, и не связана с политической, экономической и другими составляющими.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.

Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.

Этапы формирования нравственности. Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.

  • Конвенциональный этап. (Что обо мне подумают другие люди?)
  • Элементарный этап. (Что со мной будут делать?)
  • Автономный этап. (Что я буду думать сам о себе?)

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывающие: содействовать воспитанию уважения к моральным и культурным ценностям;

развивающие: развивать умение анализировать ситуации с позиции морали, участвовать в беседе, вести диалог, рассуждать и делать выводы;

I. Организация деятельности. Эмоциональный настрой.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. (Дети поворачиваются друг к другу)

- Школа существует с древнейших времен. Представьте себя учениками такой школы, где занятия в классах ведут педагоги, философы (СЛАЙД №2).

Конкретного ответа на свой вопрос они не получили. Но учитель ответил на их вопрос.

- Что же он ответил? Какой ответ услышали вы ? (Oтветы детей.)

- От кого зависит судьба бабочки? (От нас.)

(От нас, от наших совместных действий).

II. Введение в тему урока. (СЛАЙД №4)

(На слайде изображены разные предметы: библия, книга, хлеб, масло, яйца, картина.)

- Какие предметы относятся к питанию? (Дети называют. СЛАЙД №5)

- Совершенно верно. А что мы питаем, употребляя эти предметы? (Организм, тело.)

- Какие предметы остались? (Называют: библия, картина, книга. СЛАЙД №6)

- А эти предметы нельзя отнести к питанию? (Мнения детей, скорее всего - нет)

- Я предположу, что все, таки это пища, но какая?! (Духовная.)

- Подумайте, что можно напитать, употребив эти предметы? (Душу.) Т.е. книги, библия, картины – это пища души. Человек читает книгу – получает знания, но не только, еще и воспитание. Т.е. эти предметы воспитывают человека, питают его душу, делают человека … воспитанным. А как иначе можно назвать воспитанного человека? (Культурным.) Догадались , чему будет посвящен наш урок? (Предположения детей, определение темы урока и задач.)

III. Основная часть урока: знакомство с понятием КУЛЬТУРА и МОРАЛЬ.

А) - Со словом КУЛЬТУРА вы знакомы. Что же такое культура? (Предположения детей.)

- Культуру иногда называют второй природой. Но в отличие от естественной природы, которая может существовать и без человека, культура создается трудом и талантом многих людей, которые ее поддерживают, обогащают, развивают. Поэтому культура не существует в единственном числе. Каждый народ создает свою собственную самобытную культуру. Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга.

(СЛАЙД №8.) Культура включает в себя предметы человеческого труда (материальная) и идеи, традиции, ценности, идеалы, обычаи, правила поведения (духовная).

(СЛАЙД №9.) Проверьте себя: распределите слова в нужный столбик. У детей на листе тот же текст, что и на слайде. Работа в парах. Проверка.

Б) Особый вид духовной культуры составляет МОРАЛЬ. (СЛАЙД №10.)

Посмотрите на картинки слайда, они помогут нам. Что мы видим? (Предположения, обсуждения детей поступков героев). Во время обсуждения на доске появляются отрицательные слова-действия и положительные.

Хорошие и плохие поступки детей – это и есть мораль. (СЛАЙД №11.)

МОРАЛЬ – это система норм, правил, ценностей, которые регулируют поведение людей. Если говорить более понятным языком, то МОРАЛЬ - нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о долге, чести, справедливости и совести .

Если поступок добрый – хлопаем, плохой – злой – топаем.

(СЛАЙД №12. ) - Присутствие Библии среди наших предметов культуры не случайно. ЕЕ можно считать первым документом, в котором собраны основные моральные ценности в виде заповедей. Кто знает эти заповеди? (Ответы детей.)

МОРАЛЬ предусматривает безусловную неоспоримую ценность человеческой жизни. Поэтому главный основной запрет морали (и мы видим это в библии) – не убий! Это завет от Моисея, непротивление злу насилием – от Иисуса, в древнеиндийской культуре – не насилие, ненавреждение, в 20 веке мы слышим эти идеи от Л.Н.Толстого. Ведь насилие противно добру!

МОРАЛЬ – это не скучная догма, а внутренняя реальность человека. Человек сам задает себе внутренние границы своей жизни и деятельности. Каждый сам определяет, что есть добро, а что зло. Откуда маленькому человеку станет об этом известно? Поможет, конечно, культура - т.е знания, опыт предыдущих поколений, исторический опыт, родители, бабушки.

- Вспомните, что вы узнали от них? (Ответы детей)

Работа в парах. Обсудите и запишите в таблице поступки, которые помогают жить и мешают.

IV. Актуализация и закрепление полученных знаний .

Как передавать знания о добре и зле? (Предположения детей)

Вывод: Культура и мораль связаны друг с другом (СЛАЙД №15)

Повторяем и закрепляем:

а) Что такое мораль? Что такое культура? (СЛАЙД №16) Для чего нужна культура и мораль?

V. Рефлексия.

- У вас на столах чистый лист. Попробуйте нарисовать дерево, на ветвях которого, расположите понятия - поступки, которые в дальнейшем будут присутствовать в вашей жизни.

Читайте также: