Монастыри как духовные центры россии конспект урока

Обновлено: 30.06.2024

Методическая разработка урока истории в 7 классе на тему:

Автор работы: учитель истории

Смирнова Елена Владимировна

Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа и особенностями монастырской жизни.

-обучать детей равноправному общению и взаимоотношениям между людьми;

- учить детей отстаивать свою точку зрения и считаться с другими людьми.

Воспитательные:

-воспитание у подрастающего поколения бережного сохранения истории, укрепления духовного единства русского народа и церкви;

-воспитание уважения к людям, выбравшим духовный подвиг молитвенников русских и православным святыням земли Костромской;

- обратить внимание на доброту и духовные подвиги монахов, чистоту

Коррекционно – развивающие:

-развитие познавательных потребностей детей в изучении истории;

-развитие основных, познавательных процессов, устной и монологической речи;

-развитие памяти, умения делать самостоятельные выводы и строить устное высказывание;

-развитие умения выступать перед аудиторией;

Оборудование:

1.Видеопроектор и компьютер;

Форма урока: комбинированный.


Структура и ход урока

Содержание урока

Постановка целей урока.

Повторение изученного.

Вид деятельности:
устный опрос.

Целеполагание:
повторить изученный материал и выявить уровень обучения по данной теме.

Оценивание работы учащихся учителем.

Целеполагание:
-выделить главное и ответить на поставленный вопрос;
-выход на постановку темы урока;
-развитие слухового восприятия учащихся.

Оценивание работы учащихся учителем.

Введение темы урока.

Вид деятельности:
работа в тетради, диалог учителя с учащимися и работа с электронной презентацией.

Целеполагание:
-фиксация темы урока;
-составление плана урока.

Объяснение нового материала.

Вид деятельности:
-рассказ учителя;
-диалог.

Целеполагание:
- знакомство учащихся с православными монастырями.

Оценивание работы учащихся учителем.

работа с понятиями, работа в тетради.

Целеполагание:
фиксация полученных знаний.

Вид деятельности:
работа с текстом, чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации.

знакомство с монашеской жизнью, выделение этапов становления монахом.

Вид деятельности:
работа в тетради.

Целеполагание:
фиксация полученных знаний.

Целеполагание:
развитие слухового восприятия учащихся, умения выделять главное.

Оценивание работы учащихся учителем.

Вид деятельности:
беседа учителя с учащимися, работа с понятиями.

Целеполагание:
познакомить учащихся с особенностями внешнего вида монаха.

Элемент здоровьесберегающей технологии (физкультминутка).

Вид деятельности:
рассказ учителя.

Целеполагание:
познакомить учащихся с монашеской жизнью.

Целеполагание:
развитие слухового восприятия.

Оценивание работы учащихся учителем.

Вид деятельности:
рассказ учителя.

Целеполагание:
получение новых знаний.

Вид деятельности:
чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации.

Целеполагание:
получение новых знаний

Вид деятельности:
работа с новым понятием

Целеполагание:
фиксация в тетради.

Вид деятельности:
рассказ учителя, объяснение.

Целеполагание:
получение новых знаний.

Закрепление нового материала.

Вид деятельности:
разгадывание кроссворда, работа с приложением №2.

Целеполагание:
выведение ключевого слова по теме урока, обобщение и закрепление полученных знаний.

Целеполагание:
воспитывать уважение к людям, выбравшим духовный подвиг молитвенников русских и православным святыням земли Костромской.

Вид деятельности:
контрольный тест с выбором ответа.

Целеполагание:
закрепление полученных знаний.

Домашнее задание.

Звучит музыка (эмоциональный настрой детей).

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучать историю России, раздел Киевской Руси.

Мы повторим и закрепим знания, полученные на предыдущем уроке, и познакомимся с новой темой.

Будьте внимательны, постарайтесь работать активно и давать полные четкие ответы.

-Перед вами лента времени назовите обозначенные на ней века.

-Появляется первая дата, 879 год, что она обозначает?

+ Образование Киевского государства. Киевской Руси.

- Дата 10 века – 988 год. Какое значение имеет она?

+ Крещение Руси или принятие христианства на Руси.

- При каком князе началось крещение Руси?

- Что дала Руси христианская вера?

+ Принятие христианства сделало всех людей равными перед Богом, независимо от того бедный он или богатый, принесло стране единство и примирение, открывались новые храмы, развитие образования.

- А где были открыты первые школы?

Действительно при храмах стали открывать школы, в которых учили грамоте детей знати и богатых людей. А также с принятием христианства на Руси появились и другие сооружения.

Послушайте стихотворение и попробуйте ответить, о чём идёт речь.

Вокруг глубокое молчанье,

И только с шелестом листов

Живых сливается ручьёв.

И ветерок прохладой веет,

И тень бросают дерева,

И живописно зеленеет

Полян высокая трава.

О, как сыны твои счастливы!

В твоём безмолвии святом

Они страстей своих порывы

Смирили бденьем и постом;

Их сердце отжило для мира,

Ум с суетою незнаком,

Как будто светлый ангел мира

Их осенил своим крестом,

И внемлет вечное бог слово,

Их тяжкий труд благословив,

Святых молитв живое слово

И гимнов сладостный призыв.

-Итак, о чём идёт речь в этом стихотворении?

-Объясните, почему вы так решили?

-Совершенно верно. А может кто-то из вас догадался, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Запишите тему урока в тетрадь.

Попробуйте сформулировать цель нашего урока в форме вопросов (т. е. какие знания мы должны получить на уроке)

+Что такое монастырь?

+Кто живет в монастырях?

+Чем занимаются в монастырях?

+Приносит ли радость людям жизнь в монастырях?

-Молодцы, ребята, совершенно верно. (Слайд 2)

-Давайте попробуем ответить на первый вопрос.

-Что такое монастырь? (Слайд 3)

Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. В монастырях собирались люди, которых так увлекала вера в Бога, что они бросали все свои заботы и семью. Эти люди посвятили свою жизнь труду и молитвам. Их называли монахами. То есть монастырь-это уединённое жилище монахов. Для людей, ребята, естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов.

-А как вы понимаете, кто такой монах? (Слайд 4)

-Давайте попробуем дать определение, кто же такой монах?

+Монах-это человек, который посвятил свою жизнь Богу.

-Что такое монастырь?

+Монастырь-это уединённое жилище монахов. (Слайд6)

-Запишите определение в тетрадь.

Монахом, ребята, стать трудно. Нужно суметь отличить своё настоящее призвание от каприза. А также пройти несколько определённых этапов жизни.

Как же это происходит, давайте разберёмся?

Для этого мы поработаем с вами с текстом, который есть у вас на партах. Давайте прочитаем его и найдём этапы жизни в монастыре.

Работа с приложением №1. (Чтение по цепочке.)

-Итак, ребята, какие этапы жизни в монастыре вы выделили?

2. Монашеский обет;

4. Получение нового имени. (Слайд 7)

-Запишите их в тетрадь.

А теперь, ребята, обратите внимание на следующий слайд и попробуйте создать словесный портрет монаха.

-А вот один из православных авторов, Сергей Бехтеев, в своём стихотворении описывает монаха таким образом. Послушайте, пожалуйста, и подумайте, какие особенности присущи внешнему виду монаха.

Старец Божий, старец кроткий,

В лаптях, с палкою простой,

На руке иссохшей четки,

Взор, горящий добротой.

Сколько дивного смиренья

В страстотерпческих чертах,

Дивный дар богомоленья

Лег с улыбкой на устах.

Тяжким подвигом согбенный

Он идет, гонец небес,

Полный благостных чудес.

Благодатной силой веет

На молящих от него,

Гордый разум цепенеет

Перед святостью его.

-Какие особенности внешнего вида монаха вы отметили?

Ответы учащихся и учителем вводятся новые понятия:

Клобук- головной убор монаха, который понимается как подобие воинского шлема и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей. (Слайд 9)

Мантия – облачение, окутывающее все тело как знак жизни под Божией защитой. (Слайд 10)

Пояс сделан из кожи мёртвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться надо, прежде всего о жизни души. (Слайд 11)

Чётки – бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве. (Слайд 12)

А сейчас мы с вами немного отдохнём и разомнёмся.

Покажите, пожалуйста, где носят клобук, пояс, мантию, чётки?

(руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок)

Монастырь (дети смотрят по сторонам).

-Молодцы, а мы с вами продолжаем наш урок.

- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?

- Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, работают на полях, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря.

-Как вы его понимаете? (для монахов эти два слова неотделимы друг от друга)

Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака:

— Быстрее, я опаздываю на работу!

— Зачем это? — спросил пассажир.

— Для памяти, — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что нужно молиться и трудиться.

— Ну, трудиться, понятно, всем надо, а вот молиться, — это не обязательно. Никому это не нужно. Зачем же тогда терять время на молитву?

Лодка закружилась на месте.

— Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперёд. Отсюда и вывод: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, нужно крепко держать в руках оба весла: молиться и трудиться.

-Итак, ребята, монахи уходили и обустраивали свою жизнь в безлюдных и труднодоступных местах. Они строили себе жилье, храмы. Там они жили, трудились и молились. Так появлялись первые монастыри. Самым первым монастырем на Руси был Киевский Печерский монастырь, основанный преподобными монахами – Антонием и Феодосием Киево-Печерскими.

(Слайды 14, 15, 16)

-Давайте прочитаем об этом на странице 131 нашего учебника и посмотрим, как жили люди в этом монастыре?

- Почему монастырь называется Печерским?

+ Потому, что кельи (комнаты для монахов) были выкопаны в пещерах.

-Как жили здесь люди, что они делали?

+Здесь они непрестанно молились, воздерживались от

пищи и питья. Многие богатые и знатные жители Киева передавали в дар монастырю книги, пищу и одежду, а также средства на строительство храмов.

Монахи тоже занимались благотворительностью.

-А кто из вас знает, что такое благотворительность?

-Благотворительность-это умение человека делать добрые дела для других людей, творить благо. ( Слайд 17)

Запишите это понятие в тетрадь.

-Итак, ребята, действительно крупные средства монастыри тратили на благотворительность. В один из голодных годов Пафнутьев монастырь кормил ежедневно до 1000 людей. Возле монастырей были устроены богадельни и больницы.

Некоторые из обителей окружали себя каменными стенами и служили надёжным оплотом против неприятелей, как, например, Псково-Печерский монастырь, а еще мы должны сказать, что в школах при монастырях учились не только дети богатых людей, но и простые ребятишки. Впоследствии, среди монахов появились и святые люди, которые прославились своими добрыми делами. Первыми святыми на Руси стали сыновья князя Владимира - Борис и Глеб. (Слайд 18)

Итак, ребята, давайте повторим ещё раз то, о чём говорили на уроке и отгадаем кроссворд. (Слайд 19)

В результате получаем ключевое слово - монастырь и даём ответы на вопросы:

-Что такое монастырь?

-Кто такой монах?

-В чём заключается его служение Богу?

-Как называется умение человека делать добрые дела для людей, творить благо?

-А вы знаете, наша Костромская земля тоже богата святынями. Монастыри Костромской области славились на всю Россию. Первые Костромские монастыри появились в 14- -15 веках. Это Железноборовский, Ферапонтов и Макариев монастыри.

Запишите их название к себе в тетрадь.

-О наших святынях нам подготовили рассказ ребята нашего класса. (Приложения 2-4)

- Молодцы, ребята! Спасибо. Вот такие святые места есть и в нашем крае.

Повторяем ещё раз название костромских монастырей.

-Скажите, пожалуйста, о чём шла речь сегодня на уроке?

-Что нового вы узнали?

А сейчас мы с вами выполним небольшой тест по теме нашего урока и посмотрим, как вы работали сегодня на уроке, кто был самым внимательным.

Выполнение теста. Приложение №5.

Выставление оценок за урок.

Приложение №6. (Слайд 24)

-Наш урок подошёл к концу.

-Подумайте, понравился ли вам урок?

-Что больше всего понравилось вам сегодня на уроке?

-О чём ещё вы хотели бы узнать?

Спасибо за урок! (Слайд 25)

Приложение 1.

Первые русские монастыри.

-Почему люди идут в монахи.

Приложение 2.

Железноборовский монастарь.

Железноборовский монастырь основан в 1390 году преподобным Иаковом на левом берегу реки Тёбзы, на расстоянии 15 км от Буя, при селе, которое ранее называлось Железный Борок, а сейчас просто – Борок.
Своё название монастырь получил от того, что на том месте, где он находился, раньше был огромный бор с залежами железной руды. В прежние годы здесь было ссыльное место, где преступники занимались разработкой руды.
В описании Железноборовского монастыря сказано, что основатель его преподобный Иаков родился в Галиче в семье бояр Аносовых и с детских лет молился Богу. После смерти родителей юноша от руки самого Сергия Радонежского принял пострижение в монахи с именем Иаков. Когда он возвращался домой и прилёг отдохнуть, ему явилось видение. Яркий луч внезапно осветил то место, на котором был путник. Иаков понял это как Божий указ места для его жизни. Сначала он долго жил один, он выкопал 2 пруда и колодец, возвёл небольшую бревенчатую церковь. Здесь в дальнейшем и собирались его братия.
За долгие годы монастырь несколько раз подвергался набегам врагов: был разграблен и сожжён дотла, но вновь и вновь иноки отстраивали новую обитель.
Сначала здания были деревянные, и только в 1743 году началось строительство каменных зданий. Это одноэтажная церковь с 5-ю главами во имя Рождества Иоанна Предтечи с каменной колокольней.

Приложение 3.

Ферапонтов монастырь.

Ферапонтов монастырь или Андрианова пустынь основан в конце 16 века преподобным Ферапонтом, который через некоторое время после этого 12 декабря 1595 года скончался. И мощи его были погребены в Благовещенской церкви этого монастыря.
Основан монастырь был в Корёжской волости при слиянии рек Костромы и Вёксы, ввеох по её притоку Корёге. В те времена пространство Корёжской волости было покрыто дремучими лесами. В этом глухом, малонаселённом места и был основан монастырь.
В 1602 году, когда был страшный голод, игумен этого монастыря Андриан всем безденежно раздавал хлеб. Услышав об этом, к нему сходились люди со всей округи и даже из других волостей, так и существовал Ферапонтов монастырь.
Монастырь подвергался набегам врагов, был сожжён, но снова его отстраивали. Сделан он был из дерева, а к постройке каменных церквей так и не приступили. В 1764 году, по указу Екатерины 2 монастырь был закрыт, и вместо него стала существовать только приходская церковь. Каменная церковь с колокольней и каменной оградой была построена в 1798 году. В 30-е годы 20 века она подверглась варварским разрушениям поэтому и стоит сейчас колокольня с погнутым шпилем.

Приложение 4.

Макариев монастырь.

Приложение 5.

Тестовые задания:

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1) труд и молитва;

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1) так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1) узнать, что такое унижение;

2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3) просто всех слушаться.

Приложение 6.

Киево-Печерский монастырь.

Самым первым монастырем на Руси был Киевский Печерский монастырь, основанный преподобными монахами – Антонием и Феодосием Киево-Печерскими.
Почему монастырь называется Печерским, потому, что кельи (комнаты для монахов) были выкопаны в пещерах.
А какие чудеса там совершались! Аж дух захватывает.
Вот некоторые из них:

• По некоторым причинам во всем Киеве стало мало соли. А без соли, вся пища невкусная. Тогда тот же монах Прохор помолился Господу, и стал раздавать золу из своей печки, и эта зола на вкус была самой настоящей солью!

• А преподобный монах Марк, прозванный гробокопателем, потому, что копал могилы для почивших (умерших) братьев, не раз воскрешал мертвы. Однажды он пошел копать могилу для одного умирающего монаха. Нот тот монах быстро умер. Тогда преподобный Марк послал сказать умершему, чтобы он пожил еще до завтрашнего утра, пока не будет готова могила. И умерший монах ожил! И жил до того момента, пока могила не была выкопана.
Вот такие вот дивные чудеса совершались в Киево-Печерском монастыре.
Киево-Печерский монастырь и сейчас украшает собой столицу Украины – город Киев. Он такой большой, что его называют уже не монастырем, а Лаврой. (Лавра – это очень большой монастырь).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль монастырей в государственном и культурном строительстве России.

Обучающая: познакомить учащихся с православными традициями монашеской жизни, с обетами, облачением.

Развивающая: расширять кругозор учащихся, работать в группах, умение анализировать и делать выводы.

Воспитывающая: понять разницу в проявлениях жизненного призвания и случайного желания, воспитывать уважительное отношение к монахам, к правилам монастырской жизни.

Основные термины и понятия:

Монасты́рь (греч. один, одинокий) — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Послушание - поведение человека, характеризующееся добровольным подчинением авторитету. Во многих традиционных культурах рассматривается как добродетель.

Облачение – одежды духовенства, церковнослужителей и монахов. По своему значению облачение делится на: а) внебогослужебное облачение духовенства;
б) богослужебное облачение клира; в монашеское облачение.

- Каждое поколение, оставляет следы в нашей культуре. Что-то мы замечаем, мимо чего-то проходим, а что-то надолго остается в памяти. Православные монастыри спустя многие столетия вызывают восхищение и удивление во всём мире. Памятники зодчества являются не только украшением любого города или села,- это ещё и национальное сокровище, и святыня.

Изучение нового материала. Лекция учителя

Как появились монастыри? Монастыри присущи не только России, но и многим другим странам. История их возникновения началась с распространением христианства в III столетии нашей эры. Тогда отдельные люди, называемые отшельниками, начали уединяться вдали от городов и соблазнов и вели аскетичный образ жизни. Родиной монашества принято считать Египет, где в IV веке монах Пахомий Великий создал первую киновию.

С течением времени монастыри распространились из Египта в Палестину, а затем и по всей Европе. На Западе первым основателем монастырских общин стал греческий отец церкви Афанасий Великий, а на Руси созданию обителей способствовали Феодосий и Антоний Печерские, благодаря которым появилась Киево-Печерская лавра.

Чем монастырь отличается от храма?

Разница между монастырем и храмом довольно существенна. Как правило, церковь – это отдельно стоящее сооружение, тогда как монастырь – это целый архитектурный комплекс, в котором храм является лишь одной из построек. В церковь могут заходить люди обоих полов, а монастыри делятся на мужские и женские, то есть вход в мужской доступен только мужчинам, в женский, соответственно, только женщинам.

В храме нельзя жить, а в монастыре для проживания предусмотрены комнаты, так называемые кельи. Еще одно отличие заключается в исполнении обязанностей при религиозных сооружениях. В храме служат простые люди, ведущие обычный образ жизни, в монастыре – монахи. Кто такие монахи? Монахи – это люди, которые приняли решение отречься от мира и поселиться в обители. Появились они гораздо раньше монастырей. Первыми монастырскими служителями были буддисты, приветствовавшие аскетизм еще в середине I тысячелетия до нашей эры.

Монахами могут быть не только мужчины, но и женщины, давшие обет целомудрия. Долгое время после распространения христианства мужчины и женщины проживали в общих монастырях, однако в 1504 году на Руси совместные обители были запрещены.

В чем себя ограничивают монахи?

Уставы монастырей предусматривают множество обрядовых действий и ограничений, которых должны придерживаться монахи. Так, все служителям, проживающим в обителях, в обязательном порядке предписывается послушание, то есть выполнение каких-то работ. Это может быть уборка помещений, ведение огородного или подсобного хозяйства, пение во время богослужений либо звонарство.

Монахи должны полностью отказаться от создания семьи, приветствовать ахимсу (ненанесение вреда другим людям) и принимать постриг. В христианских церквях под пострижением понимают символическое действо, в рамках которого у человека состригают с головы волосы в знак его принадлежности к религиозной общине.

Выскажите свое мнение о том, когда в России возникли монастыри и к чему призваны люди, избравшие путь монашеского служения?

Татарское иго привело к разрушению некоторых монастырей, но зато способствовало постройке новых. XIV век был временем особенно сильного развития монастырей на Руси. До половины XV века, за полтора столетия, было основано до 180 новых монастырей. Увеличению числа монастырей способствовали, с одной стороны, льготы, которыми пользовалось русское духовенство от татар. С другой стороны у людей было усилено религиозное чувство. Это произошло под влиянием недавних ужасов татарского нашествия. Особое значение получает Троицкий монастырь, основанный в середине XIV веке Сергием Радонежским. Из него расходились по северу России иноки, которые основывали новые монастыри. В Твери было основано одиннадцать монастырей, в Нижнем Новгороде четыре. Дионисий Суздальский в XIV веке основал на берегу Волги Печерский монастырь. Его ученик Евфимий основал Спасо-Евфимиев монастырь. Макарий Унженский, переходя с одного места на другое, основал в костромских пределах три монастыря.

Подведение итогов

Монастырь - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея.

Сейчас многое делается для того, чтобы возродить лучшие православные традиции и святыни и, прежде всего, это касается восстановления монастырей и церквей. Дело в том, что они являются не просто учреждениями для отправления культовых надобностей верующих, но "духовно-историческими центрами", они составляли как бы камни в основании здания русского государства.

Цель урока: Формировать уважения к культурному наследию православия.

  • Познакомить детей с понятием “монашество”, “послушание”, “монашеские обеты”, “постриг монаха”.
  • Обсудить роль монастыря в православных людей.
  • Способствовать формированию уважения к свободному выбору человека.
  • Развивать умение работать учащихся с текстом.
  • Развитие коммуникативных способностей учащихся на основе диалогического подхода.

Цель урока –Знакомство учащихся с православными монастырями, их значение в духовной жизни, культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.

Образовательная: дать учащимся представления о православном монастыре и его обителях..

Развивающая: развивать нравственные качества личности, коммуникативные, информационные компетенции.

Воспитательная: воспитывать уважение к людям выбравшим монашеский путь, любовь и уважение к православным святыням России. Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

^ Новые слова: монастырь, монах, мантия, ряса, камелавка, клобук, послушание, вериги, четки.

Интерактивный, диалоговый, поисковый.

Продолжительность урока - 45 мин.


  • Организационный момент.
  • Мотивация
  • Определение темы урока.
  • Беседа.
  • Объяснение нового материала (беседа с использованием презентации, видео и материалов электронного учебника).
  • Рефлексия.
  • Объяснение домашнего задания.
  • ХОД УРОКА
  • 1. Актуализация и мотивация знаний.
  • Видеоклип. Ребята, как вы думаете о чем мы будем с вами сегодня говорить?
  • Прекрасны и загадочны русские монастыри. Открыты для всех и, вместе с тем тайной веет от их особенной жизни, от стен монастыря, от строгих монашеских правил, от скромного необычного монашеского одеяния. Мощные стены монастыря,высокие колокольни, величественные храмы, многие из которых стали шедеврами мировой архитектуры.
  • Монастырь- особый мир. Сюда приезжают люди, чтобы поклониться святыням. Некоторые едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезней. А некоторые связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре.
  • Учитель вывешивает на доску иллюстрации (либо видеоряд, с использованием мультимедийной установки) “семья”, “дом”, “монастырь”, “монах”, “светский человек”.
  • – В чем отличие в жизни в семье и в монастыре? А что является домом для монаха?
  • 2. На доске записывает слово
  • Назовите ассоциации связанные со словом монастырь (галерея образов).
  • Следует записать на доске все ответы учащихся, даже неверные.

– А зачем нужны монастыри? (Работа парами.)


Камилавка(клобук)- головной убор черного цвета

Ряса- верхняя одежда

Мантия- длинная накидка

Четки- шнур с бусинками для подсчета прочитанных молитв


Монах - человек который по своим религиозным убеждениям и призванию соглашается жить без семьи.

- Что такое призвание? ( ответы детей)

- Призвание –это ваша неповторимость в этом мире, ваш смысл жизни. Все выглядит так, как будто Бог создал нас для какой-то задачи. Каждый должен раскрыть свои возможности и оставить о себе только хорошую память.

- Вы хотели бы найти свое призвание? (ответы детей)

Стихотворение А. С. Пушкина

Что вы можете сказать о монашеской еде? ( монах должен ограничивать себя в еде. Кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо.)

Как вы понимаете значение слова ропот? ( Роптать , значит осуждать, жаловаться.)

- А чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты т.е., правила- обет молчания, обет столпничества(не садится в течении длительного времени). Некоторые даже заковывают себя в кандалы и вериги. Вериги- это тяжелые металлические оковы. (показ слайдов)

- Они сознательно заставляют терпеть и страдать свое тело, чтобы избавиться от вредных привычек , качеств, чтобы душа стала чище. Монастыри создавали прекрасные хозяйства и в трудные голодные годы помогали людям всей округе и поломникам, нуждающимся в одежде,продуктах. Но самое сердце монастыря-храмы, где идут богослужения, возносятся монахами молитвы над святыми мощами за землю русскую, за весь мир. Именно в молитве основное значение монастыря. Издревле на Руси в монастырях жили Святые старцы. Это монахи которые своей жизнью заслужили от Бога дар предвидения или исцеления .

- Каких святых вы знаете?

Доклады (опережающее задание)

- На столе задание которое связано с именем Серафима Саровского ( учащиеся составлют фразу.)

- Дома подумайте над смыслом слов преподобного Серафима Саровского.

Каждый монастырь славится своими святыми. Троице-Сергиева лавра связана с именем Сергия Радонежского, Дивеевская обитель с именем Серафима Саровского.

Давайте познакомимся с одним из наиболее почитаемых монастырей России- Серафимо-Дивеевский.

История Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря начинается с 1760 года. Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица Мария, Матерь Божия возвестила матушке Александре (Мельгуновой), будущей первоначальнице Дивеевской обители, что на этом месте будет великая обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете. Четвёртым уделом Своим на земле избрала Божия Матерь Дивеевскую обитель и обещала низвести на неё благословение со всех трёх жребиев Своих на земле: с Иверии, Афона и Киева.

На протяжении полутора столетий созидался Дивеевский монастырь. Начался он с каменной Казанской церкви, построенной в 1773 – 80 годах трудами матушки Александры на том месте, где явилась ей Царица Небесная.

В центре обители в 1865-75 годах был возведён пятипрестольный Троицкий собор, где находятся мощи преподобного Серафима Саровского.

– Что значит спасти душу?

– Всегда ли значит спасти душу – поменяться, уйти в монастырь?

- Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? – спросил старец.

- Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, – ответили ученики.

- Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги нашего путешествия.

- Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.

(Учащиеся делятся на группы, в диалогах обсуждают правила для юных паломников, записывают в рабочий лист урока. При этом предлагается пользоваться различными средствами информации - компьютером, книгами, путеводителями и буклетами).

В монастыре запрещается:


  • громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;

  • говорить по мобильному телефону на территории монастыря;

  • носить шорты на территории монастыря;

  • лицам женского пола находиться без головного убора.)

а). Творческое задание – разработать макет буклета для юных паломников, используя разработанные на уроке правила поведения, а также информацию о монастыре, фотографии и рисунки /


В этом видеоуроке мы будем говорить о том, что для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества — это появление монахов, или иноков. Много заманчивого оставляет монах в миру, приобретая в монастыре духовные сокровища, которым на земле нет равных; правда, они сокрыты от посторонних глаз и постигаются только личным опытом. Это очень нелёгкий путь. Но это самый прямой путь к святости.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Монастырь"

Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества — это появление монахов, или иноков.


Такие одиночки были и до появления христианства, например, ветхозаветный пророк Илья, или святой Иоанн Креститель, тоже был своего рода монахом, ведь, как написано в Евангелии, он не пил вина, не был женат, всегда соблюдал пост и жил в бедности. Многое из этого восприняли и последующие поколения христиан.

Сначала монахи селились поодиночке, а затем у наиболее выдающихся подвижников начали появляться ученики — послушники. Одним из таких подвижников был преподобный Антоний Великий, которого принято считать одним из основателей монашества. Жил один вдали от поселений и лишь иногда приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетённые им корзины на муку.

Он заповедовал своим ученикам всецелое служение Богу, отречение от греховных стремлений к богатству или славе, постоянную молитву, уединённые размышления о Боге, занятия физическим трудом, чтобы хотя бы скудно прокормиться.

Со временем люди заметили в глазах монахов какую-то особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений и зависти.

На Руси монашество появляется в конце X — начале XI века. Центром монашеского движения становится Киево-Печерская лавра. Её образом как раз и послужила монашеская община преподобного Антония Великого, основанная им на берегах Нила.


Киево-Печерская лавра началась с пещер, которые выкопал в песчаных берегах Днепра для своего отшельнического жития Антоний Печерский. Антоний, хотя и положил начало монашеской общине, более тяготел к уединённому, аскетическому подвигу. Он оставался духовным наставником братии, а настоящим организатором монастыря, строящим свою жизнь по православному уставу, стал Феодосий Печерский. Эти два инока были первыми в чреде русских преподобных — монахов, признанных Церковью святыми.

И действительно, монастырь — это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

Но прежде, чем стать монахом, мирянин должен пройти период послушания — выполнения тех или иных работ в монастыре.


Послушание означает, что человек принимает очень серьёзное и мужественное решение: я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей. Так он сберегает много времени и сил для своего роста. Ведь и в мире науки и техники никакое развитие было бы невозможно, если бы каждый новый ученик решил лично перепроверять всё, что было создано и открыто до него.

Если настоятель монастыря убеждается, что послушник твёрдо намерен стать монахом, он совершает обряд пострижения, восходящий к ветхозаветной символике посвящения человека Богу и обрезанию волос как знаку рабства в греко-римском мире. У постригаемого на темени выстригаются крестообразно в знак посвящения Христу и принятия обетов монашества: бедности, целомудрия и послушания духовному наставнику.

Постриг монаха означает, что он сам, свободно, отдаёт себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь, и поэтому при постриге он получает новое имя.

Много заманчивого оставляет монах в миру, приобретая в монастыре духовные сокровища, которым на земле нет равных; правда, они сокрыты от посторонних глаз и постигаются только личным опытом. Это очень нелёгкий путь. Но это самый прямой путь к святости.


Мантия — облачение, окутывающее всё тело как знак жизни под Божией защитой.

Чётки — бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться на молитве.

Пояс сделан из кожи мёртвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться надо прежде всего о жизни души. Сами монахи своё облачение воспринимают как воинское:

Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путём к Богу.

По всему миру на разных языках люди рассказывали легенду о царевиче Иоасафе. В Греции и на Руси она звучала так…


Не всегда монахом становятся в юности. Многие русские князья (в том числе святой Александр Невский) принимали монашество, чувствуя приближение смерти. Порой и семейные люди становились монахами. Правда, церковные правила запрещают уходить в монастырь тому, на чьём попечении ещё остаются дети.


Давайте познакомимся с жизненным путём одного такого человека. В конце XIX века в Крыму родился Валентин Войно-Ясенецкий. Он стал врачом, хирургом. За научные труды ему была присвоена учёная степень доктора медицинских наук. Вскоре произошла революция. Положение православной церкви в стране сильно изменилось. Начались преследования священников. Валентин считает нужным помогать не только телам, но и душам людей. Он становится священником и принимает монашество. Теперь его имя Лука.

Вскоре Луку арестовали. Судья оскорбительно спросил его:

— Скажите, поп и профессор Войно-Ясенецкий, как это вы ночью молитесь, а днём людей режете?

— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы?

Затем последовали долгие годы ссылок. Но даже в заключении святой Лука лечил людей — как заключённых, так и охранников. В годы Великой Отечественной войны он спас жизни сотен раненых бойцов, а после победы был удостоен очень высокой награды — он стал лауреатом Государственной премии СССР.

Сегодня хирурги делают операции лучше, чем святой Лука: наука, которой он служил, продолжает развиваться. Но те евангельские заповеди, которые воспитали святого Луку и которые он сам напоминал другим людям, не устарели. Ведь они говорят о том, как сделать свою жизнь свободной от душного эгоизма, как найти себя, свою веру и своего Бога.

Монастыри могут быть как мужские, так и женские. Существуют монастыри с более или менее строгими уставами, в них могут различаться требования к разным категориям монахов, например, одни из них постятся строже остальных, а тем, кто занят тяжёлым физическим трудом, во время постов даются послабления. По традиции всех русских монастырей, монахи не должны есть мясную пищу, а молочные продукты и рыбу могут употреблять в ограниченном количестве лишь в особые дни.


В России самый известный монастырь — это Троице-Сергиева лавра. Эта обитель прославилась чудесами, которые тут творил Сергий Радонежский и его ученики.

В 1337 г. будущий святой преподобный Сергий основал обитель Живоначальной Троицы на холме Маковец неподалёку от Москвы. Постепенно вокруг него собрались такие же искатели спасения души. Авторитет игумена непрерывно рос, именно он благословил князя Дмитрия Донского на битву с темником Мамаем, победа на Куликовом поле стала для молодого государства судьбоносной. Позже, в Смутное время, монастырь выдержал осаду поляков, но был сожжён ханом Едигеем. В наши дни Троице-Сергиева лавра — один из центров православной духовной жизни России.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

2. Почему монахи считают себя воинами? С кем или с чем

они ведут борьбу?

3. Почему святой Лука считал, что и став монахом, он должен остаться врачом?

Читайте также: