Мир полон звуков звуки в природе как звучат слова звуковой анализ слов конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

ж) развитие фонематического слуха, умения устанавливать последовательность звуков в слове на основе их условных обозначений.

1. Обобщение изученного материала.

Проблемно-речевая ситуация на основе ролевой игры.

— Представьте, что мы с вами путешествуем на необычном космическом корабле — машине времени — и сейчас отправляемся в прошлое. Вот мы пролетаем над нашим городом и видим, каким он был сотни лет назад: старинные дома, узкие улицы, а вокруг сторожевые башни, на которых сидят дозорные и наблюдают, не наступает ли на город враг. Но что я вижу внизу? Дозорные уснули, они связаны врагами, которые вот-вот нападут на город, сожгут его, а жителей уведут в плен. Надо сделать посадку и предупредить жителей города об опасности. Но как это сделать? (Высказываются предположения, на которые учитель реагирует встречными вопросами.)

— Можно, конечно, побежать по домам будить людей. Но в старину люди говорили не совсем так, как мы сейчас, и они могут нас не понять. Что мы используем в помощь словам? (Жесты, мимику, интонацию.) Покажите, как с их помощью вы будете говорить людям о приближении опасности.

— Но в городе жителей много, а нас мало. Всех предупредить мы не успеем. Что же ещё можно предпринять? (Учащиеся ищут ответ на вопрос.)

— Кто из вас читал сказку А. С. Пушкина о золотом петушке? Как предупреждал петушок горожан о наступлении врага? Что в реальности может заменить крик сказочного петушка? (Удар колокола, сигнал военной трубы и т. п.)

Кто подскажет, какой звуковой сигнал следует подать, чтобы все путешествующие на нашей машине времени поняли, что пора снова отправляться в путь? (Гудок, звонок и т. п.)

— Мы снова улетели в прошлое и попали на нашу планету в то время, когда на ней ещё не было ни растений, ни животных, ни человека, ни всего того, что создано его руками. Тут царит полная тишина. Опишите свои ощущения: что вы чувствуете, представляете? Хочется ли вам надолго оставаться в этом мире безмолвия? Скорее снова в путь. Кто подаст сигнал к отправлению?

2. Работа на с. 42. Чтение названия страницы, постановка учебной задачи.

— Мы с вами прилетели в наш сегодняшний день, на урок. Прочитайте тему урока. Попробуем доказать, что мир общения, в котором мы живём, полон звуков. Посмотрите на верхнюю картинку. Что делают ребята? (Поют.) Для чего люди поют? Что они выражают при этом? (Свои чувства, настроение.) Почему дети поют не в одиночку, а хором? (Им нравится быть вместе, пение их объединяет. Хоровое пение, когда голоса звучат слаженно, является особенно красивым.) Петрушка подсказывает, что есть даже такая песня: “Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше хором. ” Кто знает её?

3. Физкультминутка под песню В. Шаинского “Вместе весело шагать.”.

4. Осмысление звуковых сигналов. Упражнения в звукоподражании.

— Какими звуками может быть наполнена нижняя часть страницы? Попробуйте воспроизвести эти звуки. (Изображая звучащий мир вещей, учащиеся передают звуками речи бой часов, свисток футбольного судьи, удары барабанных палочек, сигнал трубы, звуки колокола и т. п.)

— Для чего нужен свисток футбольному судье? Зачем бьют часы? (Попутно выясняется значение слова “бьют”.) О чём возвещает сигнал охотничьей трубы? (О начале или окончании охоты.) Какой звук сообщает нам, что кто-то пришёл?” (Звенит звонок: “Дззз. ”)

5. Знакомство с правилами использования звуковых сигналов, культура их применения.

— Следует ли звонить в дверь к незнакомым людям просто так, ради шутки? Стоит ли приходить на стадион, чтобы поболеть за любимую команду, с трубами, барабанами, свистками? Представьте, что вы приехали в гости и вас уложили спать в комнате, где старинные часы бьют через каждый час. Сможете ли вы спать спокойно в такой обстановке?

6. Работа на с. 43. Чтение названия страницы “Звуки в природе”, постановка проблемного вопроса.

— Какими звуками природа сообщает о себе?

Рассматривая рисунок, учащиеся отмечают наглядные признаки приближающейся грозы (склонившиеся деревья и травы, стрелы молнии), определяют цвет неба (тёмное, серо-лиловое).

— А какие звуки природы могут нам рассказать о приближении грозы? (Передача учащимися звуков грозы может иметь театрализованную форму: дети изображают ветер и его вой (ууу. ), качаются, как деревья, и передают шелест листьев (шшш. ).

7. Сравнение рисунков, расположенных наверху и внизу страницы.

— По каким признакам вы можете установить, кончилась гроза или нет? (Учащиеся называют соответствующие признаки: выглянуло солнце, перестали качаться деревья, появились птицы и животные.)

— Какими звуками наполнился лес после дождя?

Изображается жужжание насекомых (жжж. ), зудение комара (ззз. ), фырканье ежа (ффф. ), стрекотание кузнечика (ццц. ).

Воспроизводится стук последних дождевых капель (кап-кап), голоса птиц: ку-ку, кар-кар, чик-чирик. Попутно анализируется значение звукоподражательных слов: кукует, каркает, чирикает.

— Можно ли сказать, что ворона чирикает или кукует?

8. Упражнение в произношении, интонировании отдельных звуков.

В качестве материализованной опоры для звукового анализа и синтеза предлагается условный значок “бусинки”, и звуки собираются в бусы для сороки.

— Попробуйте соединить звуки лесных обитателей в одну песенку. (Учащиеся изображают жужжание жука, зудение комара, стрекотание кузнечика, фырканье ёжика: жжж, ззз, ццц, ффф. )

— Звуковая песенка очень понравилась насекомым, птицам и зверюшкам. Но как сохранить, запомнить её, чтобы ветер не разнёс её звуки или они не спрятались в лесной траве? Призадумались лесные обитатели. И тут застрекотала сорока: “Я придумала, я придумала. Посмотрите на мои разноцветные бусы. Они состоят из отдельных бусинок, которые связаны между собой. Если каждую бусинку наполнить отдельным звуком, а затем собрать эти звуки-бусинки вместе, мы сохраним свою лесную песенку”.

Ребята, вам понравилось предложение сороки?

Учитель выставляет наборное полотно в виде контура сороки, на шею которой нанизывает бусинки (картонные кружки).

— Какую бусинку выберет себе жук для своего звука “жжж. ”? А какую комар?

9. Уточнение и расширение полученных представлений о мире звуков. Создание учебной мотивации.

— Бывали ли вы летом за городом: на даче, в деревне? Нравится ли вам загородный отдых? Какими звуками наполнена загородная жизнь в отличие от городского шума? (Нет такого, как в городе, шума машин, а слышится щебетание птиц, крики домашних животных, плеск воды на речке, стук лопат и т. п.)

— Можно ли среди этих звуков услышать человеческие голоса и какие? (Смех детей, разговоры дачников, песни и т. д.)

10. Введение понятия “звуки речи”.

— В общении между собой люди пользуются речью, а звуки, из которых состоит человеческая речь, называются звуками речи. Отдельные звуки речи сливаются в слова. Кто из вас прислушивался, как звучат слова? Кто хочет этому научиться?

11. Работа на с. 44. Чтение названия страницы. Игра “Подскажи словечко”.

— Чтобы подсказать словечко, которого недостаёт, нужно внимательно прочитать каждую стихотворную строчку. Кто сможет прочитать первую из них? (Один из учеников читает, затем класс хором повторяет прочитанное, следя по строчке.) Услышали ли вы в слове “журчит” звуки ручья? Это слово так и называется: звукоподражательное. Кто прочитает вторую строчку? Покажите, как кричит петух. А как стучит топор? Кто догадался, какое слово следует подсказать, чтобы закончить стишок? (А речь звучит.)

— Что значит речь звучит? (Звучат слова человеческой речи, которые состоят из звуков.)

12. Рассматривание рисунка “На даче”.

— Расскажите, что происходит на даче. Что обозначают, выражают лица, позы, жесты дачников?

13. Звуковой анализ слов.

— Обратите внимание: рядом с фигурами дачников изображены бусинки. Вспомните прошлый урок: чем могут быть наполнены эти бусинки? Верно, звуками, а именно звуками речи, из которых образуются слова. Как бусинки в бусах, так и звуки в слове связаны невидимой нитью. Их надо слышать и различать.

Проводится выделение звуков, составляющих звукоподражательные слова. Анализ сочетается с синтезом: дети соединяют звуки в слова, используя образ бусинки (условный значок звука).

— Попробуйте догадаться, какие слова звучат на странице “Азбуки”.

Каким коротким словом, состоящим всего из двух звуков, можно передать крик девочки, которая заблудилась в зарослях малины? (Ау.) Проверим, послушаем эти звуки: а-у. Сколько звуков в слове обозначено рядом с плачущим малышом в коляске? (Два.) Переставьте местами звуки в слове “ау”, и вы узнаете, как плачет малыш. Каким словом обычно понукают лошадку? (Но!) А что значит “но”? (Быстрее, быстрее.) Определите, какие два звука образует слово “но”. Потяните это слово: нн-оо. Может, и мама говорит “но” плачущему малышу? (Нет, она говорит ребёнку “на”, т. е. возьми.) Каким звуком — первым или вторым — различаются слова “но” и “на”? Кто нашёл то слово, которым дедушка помогает себе рубить дрова? (Ух.) Из каких двух звуков оно состоит?

14. Формирование представлений о речевом аппарате и органах речи. Чтение учителем загадки о зубах и языке. Объяснение значения слова “калач”: пшеничный хлеб, напоминающий по форме замок с дужкой.

15. Поиск отгадки с помощью рисунка. Работа в паре.

— Чтобы найти отгадку, назовите хлебобулочные изделия, которые изображены на рисунке к загадке. Посоветуйтесь друг с другом в парах, и посмотрим, какая пара даст полный и правильный ответ. (Торт, кулич, батон, баранки и т. п.) Где находится калач? (В руках у мальчика.) Какие же “белые силачи” его “рубят”, т. е. пережёвывают? Кто им помогает? (Язык.) Почему язык назван говоруном? (С помощью языка человек не только пережёвывает пищу, но и говорит.)

— А что ещё помогает человеку говорить?

Делается попытка произнести загадку со сжатыми зубами, сомкнутыми губами. Необходимость движений нижней челюсти в процессе говорения можно показать, удерживая её ладошкой снизу.

Вывод учащихся: губы, зубы, язык помогают человеку говорить и поэтому называются органами речи.

16. Задание “Загадка в картинках”.

Вводится акрофоническая схема слова (акро — крайний, фон — звук). Подход к разгадыванию слова следующий: называется каждый изображённый предмет, из каждого названия выделяются первые звуки и затем все звуки соединяются в слово.

— Кто нарисован на первой картинке? (Кот.) С какого звука начинается это слово? (Со звука [к].) Что нарисовано на второй картинке? (Арбуз.) С какого звука начинается это слово? (Со звука [а].) Соедините звуки [к] и [а]. (Ка.)

Аналогично продолжается работа по анализу слов “лук”, “арбуз”, “часы” и из первых звуков этих слов составляется слово-отгадка “калач”.

17. Раскрытие значения чёткой и правильной речи.

Чтение пословиц, их повторение хором, объяснение смысла.

— Почему во время еды лучше помолчать? (Говорить с набитым ртом некультурно, и, главное, трудно понять, что говорится.) Почему нужно произносить слова внятно, чётко? (Чтобы тебя хорошо понимали.)

— Некоторые люди, когда у них даже нет ничего во рту, говорят так, как будто их рот забит кашей: проглатывают и искажают звуки, нечётко произносят слова. Про них так и говорят: “У них каша во рту”.

18. Чтение стихотворения С. Михалкова “Сашина каша”.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устная форма общения: Введение в речь детей слов, обозначающих предметы, их качества, действия, назначение, функцию предмета; умение различать и употреблять слова, называющие отдельные предметы (роза, ландыш и др.), и обобщающие слова (цветы, растения и др.).

2.Тема: Мир полон звуков. Звуки в природе. Как звучат слова? Звуковой анализ слов

Цель: познакомить детей со звуками, показать различие буквы со звуком

3. Проговариваем слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: "Ты - веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен".

Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

а) одинаковые - ра-ра-ра;

б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мир полон звуков. Звуки в природе.

Мир полон звуков. Звуки в природе.

Формировать представление о неречевых звуках;

Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и слуховую память на базе музыкальных звуков, звуков природы и предметов окружающего мира;

Прививать интерес к звукам как средству познания мира.

Воспроизводить имеющиеся знания и опыт;

Воспринимать информацию и действовать по плану;

Понимать возможность существования различных точек зрения;

Устанавливать доверительные отношения с одноклассниками.

Повторение пройденного материала

Внимательно посмотрите на представленное перед вами предложение. Найдите подходящую к нему схему.

Посмотрите на предложение. Нарисуйте пожалуйста схему данного предложения. (один ученик выполнят работу у доски)

Мотивационно-целевой этап

Посмотрите, что у вас лежит на столе. (учебник, тетрадь, пенал, ручка)

Как вы это узнали? (увидели)

Что помогло увидеть? (глаза)

Закройте глаза. (учитель хлопает в ладоши, мнет бумагу, роняет на стол книгу) Учащиеся определяют что за звук.

Как вы догадались, что это? (услышали)

Что вам помогло услышать? (уши)

Прослушивание аудиозаписей: лай собаки, мяуканье кошки, мычание коровы, рычание тигра.

Кто это? Как вы узнали? (услышали звуки. Мы слышали этих животных и узнали их.)

Какие звуки вы услышали: речевые или неречевые? (неречевые)

В чем нам предстоит разобраться сегодня на уроке? ( какие неречевые звуки существуют)

Работа по теме урока

Работа по рисункам на с.42. Беседа по вопросам. Воспроизведение звуков .

Может ли человек издавать неречевые звуки? (да. Мы можем похлопать, потопать, посвистеть, постучать)

Давайте с вами похлопаем. А теперь потопаем. Молодцы

Физкультминутка

Продолжение по теме урока

Включаем аудиозаписи звуков природы: пение птиц, шум дождя, шелест листьев, журчание воды.

Какие звуки вы услышали? (звуки природы)

Выполнение заданий с.43, беседа по вопросам.

Рефлексивно-оценочный этап

О чем мы сегодня с вами разговаривали на уроке?

Приведите примеры неречевых звуков.

Молодцы! Спасибо за урок!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 074 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.09.2016 3976
  • DOCX 17.7 кбайт
  • 111 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Боброва Екатерина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оборудование : предметные картинки.

I. Организационный момент.

Начнем наш урок.

II. Повторение пройденного.

Деление слов на тематические группы. (На доске предметные картинки.)

– Распределите картинки на группы. По какому признаку разделили? (Живое – неживое.)

– Составьте схемы слов – названий предметов на доске.

III. Изучение нового материала.

Где-то собаки ворчали:

В стойле коровы мычали:

В комнате мухи жужжали:

Мимо машины бежали:

Гудели от ветра все провода:

Капала в кухне из крана вода:

Перекликались в ночи поезда:

Листья под ветром шумели:

Змеи в лесу шипели:

А комары все пели:

Непоседа-мяч и ночью

Успокоиться не хочет:

Куклы кашляют в постели –

Днем мороженое ели?

– Вы, конечно, догадались, что сегодня мы будем говорить о звуках. Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, пение птиц.

· Работа по учебнику .

– Рассмотрите рисунок на с. 12.

– Какие звуки издают эти предметы?

– Закройте глаза. Попробуйте угадать, какой звук услышите.

– Что это? (Шорох газеты, стук карандаша, хлопок.)

– Что вы услышали? (Звуки.)

Наши уточки с утра:

Наши гуси у пруда:

А индюк среди двора –

Наши гуленьки вверху –

Грру-грру-у, грру-у, грру-у!

Наши курочки в окно –

А как Петя-петушок –

(Русская народная потешка.)

– Могут ли разговаривать вещи и животные?

Звуки, которые издают животные, объекты неживой природы, называются неречевыми звуками.

Землю населяют разные живые существа, от мельчайших микробов до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова, речью.

– Какие звуки называются звуками речи?– Чем заняты звери,насекомые,птицы?? (Заяц стучит в барабан,птицы подпевают,Кузнечик играет на скрипке)– Можно сказать, что они произносят звуки ?

– Чем звуки речи отличаются от других звуков?

Сами звуки порой ничего не обозначают. Произнесите звуки [о], [д], [м]. Никто ничего не поймет. Но достаточно эти звуки произнести в другом порядке – [д], [о], [м], и получится слово. Ведь каждый звук занял свое место.

– Теперь вы можете сказать, какие звуки называются звуками речи?

– Кто издает эти звуки?

– Что получается из речевых звуков?

Вывод : речевые звуки произносят люди, из них получаются слова.

· Работа в Прописи .

Физкультминутка

Вот помощники мои.

Их, как хочешь, поверни.

(Повернуть кисти ладоней вверх – вниз.)

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

(Пальцами провести по одной руке, по другой.)

Скачет резвый табунок.

(Повторить с другой рукой.)

· Работа в Прописи . (Продолжение.)

· Работа по учебнику

III. Итог урока.

– О чем говорится в загадке?

Он бывает тихим, громким.

А еще глухим и звонким,

Может быстро проскочить,

А захочет – будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

– На какие группы делятся звуки?

– Чем отличаются звуки речи? (Из них состоят слова.)

Класс делится на несколько групп.

– Выберите животное, которое вы будете изображать голосом: кошку, собаку и т. д.

– Сейчас вы будете петь песню, но только вместо слов произносите звуки животных.

Читайте также: