Стили речи конспект урока 11 класс

Обновлено: 06.07.2024

Стили речи — это её разновидности, которые используются в той или иной сфере общественной жизни: в обыденном общении, в официально-деловых отношениях, в средствах массовой информации, в сфере науки, в художественной литературе.

В зависимости от сферы употребления выделяют следующие функциональные стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.

Разговорный стиль

Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.

Основная функция разговорного стиля — функция общения, обеспечиваю­щая повседневные, бытовые связи между людьми.

Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики, часто с просторечной окраской.

Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.

Основные функции официально-делового стиля — регламентировать отноше­ния между обществом и государством, между государствами, между граждана­ми в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и право­вых отношений; информативная функция.

Характерные черты официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точ­ность, конкретность, строгость, безличность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики. Для официально-делового стиля характерно на­личие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложе­ния материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наи­менований, наличие сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Жанры официально-делового стиля в зависимости от сферы функционирования: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, кон­тракты, договоры и т. д.

Тип речи официально-делового стиля — преимущественно рассуждение.

Вид речи — чаще всего монолог.

Публицистический стиль

Сфера употребления публицистического стиля — общественная жизнь, поли­тика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям — об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus — общественный).

Основная функция — обсуждение насущных социальных, общественных во­просов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Области функционирования: средства массовой информации, публичные вы­ступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, докла­ды, дискуссии.

Характерные черты стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, чёткость, логич­ность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для ши­рокой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.

Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книж­ной и разговорной лексики; риторические приёмы (вопросы, восклицания, об­ращения), эмоциональная окрашенность речи.

Жанры публицистики: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фелье­тон, доклад, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная)и т. д.

Тип речи — преимущественно рассуждение.

Форма речи — письменная или подготовленная устная.

Вид речи — монолог, диалог, полилог.

Научный стиль

Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиу­мах; в научной литературе.

Основная функция — осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.

Характерные черты: официальность, подготовленность речи, сочетание пись­менной и устной форм, объективность, логичность, доказательность, точность (однозначность), обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источни­ки, цитаты.

Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, дис­сертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произ­ведение, дискуссия и т. д.

Основные подстили научного стиля

Разновидности Собственно научный Научно-учебный Научно-популярный
Цель Выявление и описа­ние новых фактов, закономерностей, открытий Обучить, описать факты, необходи­мые для овладения знаниями Дать представление о науке, заинтересовать читателя
Адресат Учёный, специалист в данной области науки Учащийся, будущий специалист Любой человек, инте ­ресующийся той или иной наукой

Художественный стиль

Художественный стиль — самый богатый стиль речи, т. к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, — он становится явлением искусства, средством создания художественной образности.

Главная функция — эстетическая. Художественный стиль, используя разно­образные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в душе читателя эмо­циональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Другие функции: отражение, преображение всех сторон действи­тельности, использование их как объекта творчества; воздействие на читателя.

Разновидности художественного стиля: стиль литературного направления, литературной школы, рода литературы (эпос, лирика, драма), индивидуальный стиль писателей, поэтов.

Характерные черты: образность, эстетичность, индивидуальность, исполь­зование стилистически окрашенной лексики, изобразительно-выразительных средств (тропов, фигур речи, звукописи, цветописи), привлечение средств дру­гих стилей, особенно разговорного.

Основные жанры (по родам литературы): эпос — роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня; лирика — стихотворение, поэма, элегия, песня, по­слание; драма — трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.

Цели урока: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка.

-вспомнить и повторить с учащимися стили речи и присущие им признаки;

-научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать

-актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования.

-закрепить умение определять стиль речи.

-воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: ---анализ, синтез, группировка, обобщение.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы: Коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: раздаточный материал (опорная схема), иллюстрации, мультимедийное оборудование.

1.Оганизационный момент. Вступительное слово учителя.

Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д. Итак, сегодня мы с Вами рассмотрим вспомним, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Общие вопросы по теме.

- Как вы понимаете слово стиль?

-Однозначное ли это слово?

- Вспомните, каково происхождение этого слова?

В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

3. Этап повторения(изучения) материала по теме урока.

Раздаточный материал у каждого ученика на столе.

Таблица может быть дублирована на слайде.

Научный (монография, статья, доклад, реферат, аннотация, лекция и др.)

Передача информации и доказательство ее истинности.

Точность, логичность, недопустимость экспрессивных средств.

1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

Официально-деловой (официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ и др.)

Предельная точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.

Директор Н.В. Петров

Публицистический (газетные и журнальные статьи, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.)

Информация и воздействие на слушателя, читателя.

Социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.

Художественный Стиль художественной литературы.

Все языковые средства.

Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.

Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

Характерен для современного Интернета

Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

- Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.

- Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.

- Ну, мы-то с тобой сегодня ого- го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?

- и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?

- Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!

Изучение таблицы учащимися, вопросы учителю.

Обратите внимание: различные виды текста, как правило, относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же объект. Давайте рассмотрим на примере. Предположим, Вам нужно написать текст о стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать:

Вы пишете обзор с основными характеристиками (научный стиль)

Вы пишете продающий текст (разговорный стиль)

Вы пишете seo-статью для блога (публицистический стиль)

Вы пишете гипнотический текст (художественный стиль)

Вы пишете коммерческое предложение (официально-деловой стиль)

4. Этап проверки знаний учащихся.

Посмотрите в окно и представьте себя сотрудниками Гидрометцентра. Напишите сводку погоды на сегодня. Сравните свои высказывания по следующему плану.

А) Оцените речевую ситуацию:

- сферу ее применения (в быту, в науке, в деловой сфере, в прессе, в художественной литературе, в официальном и неофициальном общении;

- адресата (один, несколько человек или много людей – публика).

Б) Дайте характеристику речи:

- устная или письменная;

- диалог или монолог;

- подготовленная заранее или неподготовленная;

- эмоциональная или нейтральная;

- основные средства языка.

Класс делится на пять групп. Каждая группа получает журналы, газеты, книги.

Задача группы – найти примеры на каждый стиль. Устно объяснить свой выбор.

Посмотрите на иллюстрации и ответьте: какой стиль речи соответствует каждой иллюстрации? Дано 10 слайдов.

5. Этап контроля знаний учащихся.

Каждый из учащихся получает 10 примеров текста. Задача – определить стиль речи.

1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается (научный).

2. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед (публицистический).

3. Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге… (художественный).

5. Вы когда нибудь задумывалить о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? (разговорный)

6. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах (художественный).

7. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)

8. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии (публицистический).

9. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).

10. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха (научный).

6. Этап подведения итогов урока.

Сегодня мы хорошо поработали и смогли выполнить ряд заданий, опираясь на наши знания. Рассмотрели примеры стилей речи во всем их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык Вашей аудитории и удобный для нее стиль. Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи. Давайте ответим на вопрос: зачем нам нужны стили речи?

Почему в языке не может быть один стиль?

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Цели урока:
1. Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
2. Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.
3. Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
4. Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
5. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Оценить 3056 0

План- конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе

Урок разработала и провела Гаджиева ХадижатМагомедаминовна,

учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.

Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.

Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.

Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

1. Вводно-мотивационный этап.

Учитель: В конце года вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение стиля текста. А также знания, полученные на уроке, пригодятся при анализе текста, который вы будете делать через 2 урока.

Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.

Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.

2. Фронтальный опрос.

– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…

Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.

(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)

– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.

– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:

На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:

Разговорный

Публицистический

Художественный

Обмен мыслями, впечатлениями, общение

Точная передача деловой

Воздействие на мысли и чувства

Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания

Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги

Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях

Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты

Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств

Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность

Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности

Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей

Доклады учащихся:

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы.

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький.

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландышзацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением.

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать.

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

Учитель: Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка

Фронтальный опрос:

Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.

Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.

– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)

– Передача научной информации, термины (научный)

– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)

– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)

– Художественная литература (художественный)

4. Лексическая игра

Учитель: А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.


На этом уроке мы приступим к повторению всего, что нам известно о функциональных стилях речи. Узнаем, по каким критериям один стиль отличается от другого. И побеседуем об особенностях научного стиля.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Функциональные стили речи. Научный стиль"

· Узнаем, что такое стили речи.

· Рассмотрим особенности научного стиля.

· Выясним, как отличить текст в научном стиле.

Сложилось так, что наша речь используется в разных сферах и имеет разные функции.

При помощи речи мы можем сообщить научные сведения. Или озвучить законы и правила. Мы можем провести репортаж или написать заметку в газету. А можем сочинить книгу! Наконец, с помощью речи мы просто общаемся между собой!

Получается, что существует несколько разновидностей языка. Каждая разновидность языка выполняет свою функцию. Так что эти разновидности называются функциональными стилями речи. Правда, иногда можно услышать и другие названия: функциональные разновидности языка или языковые жанры.

Систему стилей речи изучает отдельный раздел языкознания, который называется стилистикой. В основе стилистики лежит умение выражать свою речь при помощи разных речевых средств.

Получается, что стиль речи – это некая система языковых средств, которая сложилась с течением времени.

У каждого стиля есть система своих примет.

Стили отличаются друг от друга целью высказывания. Они используются в разных сферах. У каждого стиля есть определенная система жанров. В каждом стиле используются свои языковые средства – как лексические, так и грамматические. Есть и некоторые другие особенности.

При помощи таких примет можно отличить один стиль от другого.

Нужно сказать, что единой классификации стилей в современной науке пока что не создали. Ведь стили речи не так уж часто встречаются в чистом виде. Они постоянно смешиваются в нашей речи, так что наука выделяет несколько классификаций. В школьной лингвистике мы обычно основываемся на варианте классификации, который предложил Виктор Владимирович Виноградов – известный советский лингвист.


Как вы думаете, в каком стиле он писал все свои работы? Конечно, в научном. С него мы и начнём.

Его основная функция – передать логическую информацию и доказать ее истинность, установить связь между явлениями, показать какие-то закономерности.

Научный стиль предполагает, что есть специалист в какой-либо области знания. И он обращается либо к таким же специалистам – то есть, подготовленной аудитории. Либо сообщает какие-либо факты неподготовленной аудитории – обычным людям.


Владение научным стилем требует особой подготовки. Например, поддержать диалог про динамику линейных полимеров может только человек с определенным уровнем образования. Обычному слушателю эта тема будет непонятна.

Поскольку научный стиль может использоваться для разных целей, у него есть несколько разновидностей.

Это собственно научный стиль. Здесь исследуется узкая тема, зато на высоком уровне. Есть учебно-научный стиль. Он используется в учебниках и учебных заведениях. Наконец, есть научно-популярный стиль, цель которого – познакомить неспециалиста с наукой в понятной форме.

Система жанров научного стиля – достаточно разветвлённая и разнообразная.

В научном стиле будут написаны монография, диссертация, дипломная или курсовая работа, реферат, доклад на научной конференции… Всё это – научные исследования разных уровней. Их цель – изучить определённую проблему. Они могут быть написаны только в научном стиле – часто в собственно-научном. Поэтому их стиль легко определяется.

Но чаще всего мы встречаемся с учебниками. А еще с учебными пособиями, методическими пособиями, словарями, справочниками… Цель этих работ – систематизировать, обобщить и донести до нас информацию. И в них научный стиль тоже определяется легко – достаточно открыть любой учебник, и сразу видно, каким стилем он написан.

Но к научному стилю могут относиться еще жанры статьи, очерка, книги, лекции, энциклопедии…

Здесь цель – донести определенную информацию, причем как до специалиста, так и до неспециалиста. Тексты этого жанра могут быть написаны научно-популярным стилем, и здесь у нас могут возникнуть проблемы с определением стиля.

Но как можно определить, что текст написан в научном стиле?

Во-первых, к такому тексту придется подготовиться, потому что научный стиль требует предварительной работы над текстом.

Невозможно сходу, экспромтом прочитать лекцию по новому предмету. Если учитель или преподаватель читает лекцию наизусть – он все равно подготовился.

Научный текст – это всегда монолог. Конечно, можно попытаться устроить дискуссию или диспут в научном стиле. Однако при диалоге к научному стилю сразу же примешиваются разговорные элементы, так что сохранить стиль не удастся.

В научном стиле отсутствуют эмоции. Некоторые вопросы могут крайне возмущать исследователя. Или восхищать. Однако при написании научного труда он не имеет права выражать своё отношение и должен избавиться от эмоций.

Главное для науки – это предмет изложения, и рассказываться о нем должно чётко и объективно, вне зависимости от чувств автора.

Более того. Научный текст избавляется не только от эмоций автора, но и от самого автора. И становится обезличенным.

Личность автора как бы выносится за скобки и не участвует в речи.

Зато в речи обязательно должна присутствовать логика. Части в научном тексте связаны по смыслу. Они располагаются в строгой последовательности.

Из приведенных фактов и аргументов следуют выводы.

С логикой тесно связана объективность. Любое мнение в тексте научного стиля должно быть аргументированным и доказанным, достоверным. Поэтому в таких текстах часто употребляются цитаты, делаются отсылки к источникам информации.

В научном тексте могут рассматриваться два противоположных мнения или более по какой-либо проблеме.

А с объективностью связана точность. В научном тексте не должно быть двусмысленностей, в нем всё должно быть ясно и однозначно. Поэтому для него отбираются однозначные языковые средства, которые лучшим образом выражают понятие.

А ещё для научного стиля характерна отвлечённость и обобщённость.

Дело в том, что наука часто говорит о вещах, которые мы не можем потрогать и увидеть – об отвлечённых понятиях.

Научный текст призван выражать абстрактную мысль. Поэтому подбираются слова, которые выражают обобщённые понятия.

Все особенности, которые мы только что назвали, отражаются в языке научного стиля. Посмотрим, чем отличается научная лексика.

Прежде всего, в ней много терминов и специальных слов. В научном тексте о лингвистике можно будет встретить такие слова, как лингвистика, фонетика, суффикс, функциональный, антонимы и так далее.

Часто используются абстрактные слова: скорость, время, сила, количество, явление, число и так далее.

Есть устойчивые метафоры, которые тоже относятся к терминам: глазное яблоко, пестик цветка, ядро атома и так далее.

Конечно, употребляется общенаучная и книжная лексика: процесс, элемент, рассматривать, являться, заключаться.

Лексика научного стиля выглядит настолько сложно, что часто становится объектом пародии.


А какие особенности можно увидеть в морфологической стороне научного стиля? В научных текстах больше всего существительных. Особенно часто встречаются существительные среднего рода – например, движение, количество, отношение и так далее.

Причём, эти существительные часто встречаются в именительном и родительном падежах. Например: исследование влияния образованности на речь человека. Здесь подряд идёт два существительных в родительном падеже. Такие цепочки – тоже признак научной речи.

В текстах научного стиля употребляются чаще всего глаголы несовершенного вида в настоящем времени – такие, как употребляется, исследуется и так далее.

Часто встречаются причастия и деепричастия. Например: употребляя эти слова, не обращаем внимание на встречающиеся ошибки.

Достаточно часто можно встретить и указательные местоимения: данный, этот и так далее.

Ну, а что же с синтаксисом научного стиля? В текстах мы часто будем встречать безличные предложения: было сделано следующее открытие и так далее. Это ещё одна попытка науки избавиться от личности автора.

Предложения в научном тексте часто сложные. В них встречаются однородные, обособленные члены, часто – вводные слова и другие осложнения.

Например, можно увидеть вводные и вставные конструкции.

Есть и много средств, которые призваны связывать абзацы между собой.

Итак, что мы можем сказать о научном стиле?

Сфера применения – наука.

Жанры – диссертация, учебник, реферат, доклад, статья, лекция и так далее.

Особенностями этого стиля являются логичность, объективность, точность, отсутствие эмоций, отвлечённость и обобщённость.

У научного стиля есть и языковые особенности. В его лексике много терминов, отвлечённых слов, общенаучной и книжной лексики.

Если говорить о морфологии, то больше всего в текстах научного стиля существительных в именительном и родительном падежах. Часты глаголы несовершенного вида в настоящем времени, а также причастия и деепричастия.

На уровне синтаксиса можно увидеть много безличных предложений и сложных предложений. Предложения часто осложняются вводными словами и конструкциями.

Читайте также: