Михалков школа конспект урока 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Краткое описание: Целевое назначение разработки: применение предметных умений в условиях решения учебных задач повышенной сложности. Цели урока: познакомить детей с произведением; показать значение художественного мастерства поэта; развивать навыки анализа текста, выразительного чте

Тип урока: урок применения предметных умений.

Целевое назначение: применение предметных умений в условиях решения учебных задач повышенной сложности.

Цели урока: познакомить детей с произведением; показать значение художественного мастерства поэта; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; развивать умение работать со справочной литературой; развивать умение работать в группах; пополнять словарный запас учеников.

Образовательная - формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая - формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;

Воспитательная - воспитывать культуру общения; любовь к жизни, развивать эстетический вкус.

Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод, исследовательский

- Личностные УУД: формировать познавательный интерес, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

- предметные - создание условия для знакомства с очередным стихотворением поэта, выявление смысла стихотворения, сопоставление различных понятий, приемов анализа литературного произведения.

- метапредметные - создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; самостоятельная организация деятельности при работе с разными источниками информации.

- личностные - формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание заложенного автором в литературных произведениях позитивного отношения к жизни.

-Ребята, это только часть высказывания. Слышал ли кто-нибудь из вас эту фразу полностью?( …)

-Постарайтесь предположить, как она могла бы закончиться?

-Я предлагаю вам в конце нашего урока снова вернуться к этим словам и проверить верность ваших предположений.

3) Актуализация знаний.

-Перед вами список литературоведческих терминов. Объясните значение известных вам слов. (Дети дают точные формулировки)

-Какое слово вызвало затруднения, показалось незнакомым? (Мемуары.)

-Как нужно поступить в случае затруднения? (Добыть информацию. Обратиться к справочной литературе.).

4)Самоопределение к деятельности.

-Посмотрите на термины еще раз. Постарайтесь определить, чем мы будем заниматься на уроке? (Много слов касается стихотворного жанра, значит, мы будем знакомиться с новым стихотворением.)

-Разве воспоминания, мемуары, автобиография сочиняются в стихотворной форме? Или эти слова попали в список случайно? (Видимо, стихотворение будет автобиографичным.)

5) Работа по теме урока.

* Слово об авторе.

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Сергея Михалкова. Прочитайте тему урока. Как она перекликается с нашими знаниями о творчестве поэта? ( С.Михалков сочинял стихи для детей и о детях. А дети неразрывно связаны со школой.)

-Я просила вас найти информацию об авторе. Коротко расскажите её по плану:

=Даты жизни и смерти.

=Учеба и становление таланта.

=Самые известные произведения.

=Интересные факты из жизни.

* Первичное восприятие текста. Инсценировка произведения.

Целевой вопрос: О чем говорится в стихотворении?

-Постарайтесь определить настроение поэта, с которым он писал стихотворение, его чувства.

(Поэт говорит с ностальгией, будто хочет вернуть то время. В каждой строчке грусть и благодарность школьным годам, потому что они были по-настоящему счастливыми. Грусть выражается в понимании того, что школьные годы прошли и их уже не вернуть. )

-Разделяете ли вы чувства поэта, близки ли они вам? Обосновать свой ответ.

* Чтение стихотворения учащимися.

-Определите жанр произведения. ( Стихотворение.)

-Сколько строф в стихотворении? (10 строф)

-Что вы можете о них сказать? ( Каждая строфа представляет собой четверостишие с перекрёстной рифмой. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.)

-В чем поэт видит главное значение школы? Найдите эти слова и подчеркните.

( Мы стали взрослыми теперь,

Нам детства не вернуть.

Нам школа в жизнь открыла дверь

-Ребята, заканчивается четвертый год вашего обучения в школе. Вероятно, каждому из вас есть что вспомнить, чем гордиться, о чем грустить… Если бы вы оказались на месте Сергея Михалкова, о каких моментах вам хотелось бы рассказать своим читателям? (…)

-Я предлагала вам заранее попробовать сочинить несколько строчек в стихотворной форме о нашей школе. Кому удалось выполнить задание? (…)

(Во время исполнения песни у гостей имеется возможность познакомиться с фотографиями жизни нашего класса, составленными в виде презентации)

(Группам учеников предлагаются карточки с набором рифм. Ребята должны за определенное время составить четверостишия.)

Проверка усвоения литературоведческих терминов по карточкам.

-Давайте вернемся к началу урока.

-Ребята, я очень надеюсь, что школьные годы останутся навсегда в вашей памяти и в вашем сердце. И навсегда в душе сохранятся детская задорность, непосредственность и чистота помыслов.

-Понравился ли вам урок?

-Какой вид деятельности показался более полезным… интересным…?

-Кто хочет похвалить себя?

-Кому нужно над чем-то поработать?

8) Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения, выполнение заданий в рабочей тетради.

С оздать условия для знакомства обучающихся с творчеством С. Михалкова и формирования таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного, выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.
Организовать деятельность учащихся по развитию осмысленности и выразительности чтения и продолжению работы над развитием связной речи учащихся.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления нового материала.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стихи это, сказка или рассказ –

Вы учите их, они учат вас!

- Пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

– Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке?

На уроке я хочу:
– слушать;
– играть;
– читать;
– узнавать новое;
– рассуждать;
– решать задачи;
– выделять орфограммы;
– рассказывать.

Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро !

Для чего мы выполнили это задание?

С этой мажорной нотки и начнем наш урок.

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Целеполагание.

Сегодня мы познакомимся с произведением, содержание которого связано с загадкой, которую я вам сейчас зачитаю. Хотите узнать, что это за произведение? Отгадайте загадку:

Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают. (Школа)

Но перед тем как мы начнем знакомство с новым произведением, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы:

Кто сочиняет басни. ( баснописец ).

Кто переводит с других языков. ( переводчик ).

Кто пишет театральные пьесы . ( драматург) .

Статьи в газеты и журналы пишут. ( журналисты )

А как вы думаете, может ли один человек делать все, что мы перечислили? ( Ответы детей .) А вот сегодня мы познакомимся с творчеством человека, который был и поэтом, и писателем, и сказочником, и драматургом, и журналистом. А назвать его имя вы сможете, открыв учебники на с.

Учитель: Назовите мне имя автора и название произведения, с которым мы сегодня будем работать? А что вы еще знаете об этом авторе?

Учитель: Скажите, а что в вашей жизни значит школа?

Учитель: - Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

Учащиеся: - Научиться выразительно читать произведение.

Учитель: - Для чего это вам нужно?

Учащиеся : - Нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить.

3.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Самостоятельное чтение стихотворения С.Михалкова “Школа” учащимися по учебнику.

Работа над произведением.

Беседа по содержанию:

- Какое произведение прочитали?

- Какой жанр произведения? Какова тема?

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Как поэт относится к школе?

Упражнение в выразительном чтении стихотворения (работа в парах).

Прочитайте его своему соседу по парте. На столах у вас лежат таблицы.

(работа в парах по таблице).

Проверка работы в парах: выразительное чтение стихотворения.

Учитель : - А сейчас мы отдохнем.

3.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Чтение произведения М. Михалкова “Хижина дяди Тома” учителем.

Учитель : - Я прочитаю произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором.

2) Беседа по содержанию:

-Какие чувства у вас вызвало это произведение? (жалость, безысходность, ужас)

-Ребята, а кто хотел бы быть на месте дяди Тома? Есть в классе такой человек? А почему нет? (Потому что это страшно испытать это чувство, быть проданным кому-то).

-А давайте посмотрим, какими словами, фразами вызывает Михалков в нас эти ощущения?

- Почему мы это чувствуем? Почему нам жаль дядю Тома? (читают отрывки).

-А кто хочет побыть на месте аукциониста? Есть такие? Как вы думаете, каким надо быть человеком, чтобы быть готовым продать людей? Запись качеств на доске. (Безжалостным, бессовестным, быть подчиненным кому-то, как раб, значит выполнять чью-то волю, раб своих желаний, он делает это за деньги. Получается, что за деньги он готов это делать, уничтожать других детей)

- А без кого не состоится аукцион? (без покупателей)

-Равные, они готовы купить человека, это мелочные люди, безнравственные. Да, время такое, но чувство собственного достоинства потеряно. У негров его забрали, а люди остальные его просто потеряли. Это разные вещи.

А кем бы вы хотели быть в этом эпизоде? Какую роль на себя вы бы взяли? Кто здесь положительный герой? (Девочка. Она ошарашена была, удивлена. Она пришла не потому, что она безнравственна, а потому, что испытала жалость к этому человеку.

-Ребята, а теперь я вам даю возможность еще раз прочитать это произведение самостоятельно, чтобы прочувствовать в себе то, что происходит, вызвать ощущение присутствия на этом аукционе. (чтение текста детьми)

-Ребята, в какой фразе заключается главная мысль произведения?

(Добро сильнее, чем валюта!)

4.Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Учитель: - Что вы не знали, а теперь знаете? Это новое для вас?

Учитель: - Какие задания вам показались наиболее интересными?

Учитель: - Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

- Учитель: - Для чего нужна такая работа с произведением?

.5.Этап информации о домашнем задании.

- Выучить наизусть стихотворение С. Михалкова “Школа” (по желанию учащихся).

- Выполнить задания в рабочей тетради к стихотворению “Хижина дяди Тома” и прочитать стихотворение выразительно.

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Сейчас мы превратим наши желания в итоги нашего урока. Прикрепите карточки самых удавшихся своих действий на уроке.

На уроке у меня получилось: слушать, рассказывать…..

Пусть книги Сергея Михалкова озаряют ваши сердца. Пусть ваши дела будут добрыми, поступки — честными, души — светлыми, сердца - щедрыми, открытыми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи - обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения; -учить анализировать поэтическое произведение;

-развивать речь, творческие способности учащихся;

-развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности;

-формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля;

-способствовать пониманию понятия “школа,воспитывать любовь к родине, к семье.

Планируемые образовательные результаты.

-выразительно читать стихотворение;соблюдать паузы,логические ударения;-определять тему и главную мысль стихотворения;-отвечать на вопросы по содержанию и подтверждать свой ответ примерами;-читать стихотворение;- находить информацию об авторе.

Метапредметные:

-принимать и сохранять учебную задачу;-прогнозировать результат; -контролировать;-анализировать; -устанавливать причино-следственные связи; -соотношение названий к известным понятиям; -использовать знаково-символические средства для создания моделей; -принимать участие в групповой работе; -корректно формулировать и отстаивать свою точку зрения; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: - проявлять интерес к изучению литературного чтения; -осознавать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; -осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; -выражать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

-Ребята, это только часть высказывания. Слышал ли кто-нибудь из вас эту фразу полностью?( …)

-Постарайтесь предположить, как она могла бы закончиться?

-Я предлагаю вам в конце нашего урока снова вернуться к этим словам и проверить верность ваших предположений

5) Работа по теме урока.

* Слово об авторе.

-Я просила вас найти информацию об авторе. Коротко расскажите её по плану:

=Даты жизни и смерти.

=Учеба и становление таланта.

=Самые известные произведения.

=Интересные факты из жизни.

* Первичное восприятие текста. Инсценировка произведения.

Целевой вопрос: О чем говорится в стихотворении?

-Постарайтесь определить настроение поэта, с которым он писал стихотворение, его чувства.

(Поэт говорит с ностальгией, будто хочет вернуть то время. В каждой строчке грусть и благодарность школьным годам, потому что они были по-настоящему счастливыми. Грусть выражается в понимании того, что школьные годы прошли и их уже не вернуть. )

-Разделяете ли вы чувства поэта, близки ли они вам? Обосновать свой ответ.

* Чтение стихотворения учащимися.

-Определите жанр произведения. ( Стихотворение.)

-Сколько строф в стихотворении? (10 строф)

-Что вы можете о них сказать? ( Каждая строфа представляет собой четверостишие с перекрёстной рифмой. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.)

-В чем поэт видит главное значение школы? Найдите эти слова и подчеркните.

( Мы стали взрослыми теперь,

Нам детства не вернуть.

Нам школа в жизнь открыла дверь

-Ребята, заканчивается четвертый год вашего обучения в школе. Вероятно, каждому из вас есть что вспомнить, чем гордиться, о чем грустить… Если бы вы оказались на месте Сергея Михалкова, о каких моментах вам хотелось бы рассказать своим читателям? (…)

-Давайте вернемся к началу урока.

-Ребята, я очень надеюсь, что школьные годы останутся навсегда в вашей памяти и в вашем сердце. И навсегда в душе сохранятся детская задорность, непосредственность и чистота помыслов.

-Понравился ли вам урок?

-Какой вид деятельности показался более полезным… интересным…?

-Кто хочет похвалить себя?

-Кому нужно над чем-то поработать?

Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.

12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.

– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России)

1.Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

Работа с пословицами. (слайд №4)

Учитель: Соберите части пословиц.

Комната без книги подобна телу без души. (английская)

Солнце взойдет - оживает природа, книгу прочтешь –просветляется ум. (монгольская)

Три дня не будешь читать книг, твоя речь потеряет прелесть. (китайская)

Обобщение учителя:

-В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения.Отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что замедляется его интеллектуальная деятельность.Беседа о необходимости формирования читательского интереса.

3.Актуализация знаний.(слайд)

Обобщение учителя:

-Учащиеся должны учиться работать с учебником и полученными знаниями, проявлять инициативу и самостоятельность.

4. Введение новой информации.

Цели формируются в процессе беседы. Прием целеполагания.

Цели и планирование.

Звучит фрагмент Гимна Российской Федерации.(аудиофайл)

-Учитель:на уроке мы узнаем, кто автор Гимна.

- Учитель: что вы уже знаете о Михалкове?(слайд №6)Портрет.

-Ученик:Сергей Владимирович Михалков, знаменитый поэт и баснописец, родился в 1913 г., а умер в 2009 в возрасте 96 лет.

-Учитель: что по этой теме хотели бы узнать? С чем познакомиться?

-Ученик: познакомиться с автором и его произведением.

-Учитель:Чему хотите научиться?

-Ученик: бегло читать, давать характеристику героев, выражать свое отношение к происходящим событиям.

Доклад (подготовленный ученик)

- Как мы в школе живем? - Как мы в школу идем? - Как мы в школу бежим? - Как мы в школе молчим? - Как мы в школе сидим?

5. Первичное закрепление нового материала.

Работа сучебником.Поиск информации.Главные герои стихотворения.

Учитель: кем стали друзья поэта? Выборочное чтение.

Работа со словарем в учебнике.Зачитывается значение новых профессий.

Работа с учебником.

Чтение стихотворения.Работа над логическими ударениями и паузами.

Определение жанра произведения и темы.

Составление модели обложки. (слайд №8)

6. Применение нового знания в стандартных ситуациях.

Выборочное чтение стихотворения. Знакомство с новыми профессиями.

Работа со словарем в учебнике.

-Соотнести картинку и профессию героев.(слайд№ 9)

7. Перенос новых знаний в новые условия.

Учитель:-Какие бывают строфы? (слайд№ 10).Учащиеся называют строфы.

( двустишие, четверостишие, трехстишие, пятистишие, семистишие)

-Соединить рифмующиеся строки.(слайд№11)

Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,
И я решал его как мог,
Держа мелок в руке.

8. Творческое применение, решение проблемной задачи.

Работа в тетради.

-Учитель:-Прочитать четверостишия из стихотворения. Записать их названия, фамилию автора. Работа в тетради споследующей самопроверкой (слайд №12)

Школа моя деревянная !

Время придет уезжать-

Речка за мною туманная

О нашей школе над рекой,

О классе в два окна.

9.Перенос новых знаний в новые условия.

Предлагается установить соответствие названия произведений и поэтов. Вспомнить, с какими произведениями С.В. Михалкова знакомы.(слайд№ 13)

10.Диагностика уровня освоения учащимся нового знания.

Напиши о школе. (слайд№14) Индивидуальное задание. Работа в паре.

Значение школы в жизни человека.Что для вас значит школа?

Отметь правильный ответ или укажи свой.

Работа в тетради с последующей самопроверкой.(слайд№ 15)

Рефлексия. (слайд №16)

Домашнее задание. Проба пера. Написать рассказ о своей школе. Выучить стихотворение наизусть.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок открытия новых знаний

Дополнительное чтение.

Цель: Повторение произведений С.Михалкова

Обучающие: обеспечить повторение произведений С.Михалкова ; способствовать формированию общеучебных умений: грамотно читать произведение, с помощью интонации передавать свои эмоции и эмоции автора при чтении произведения; способствовать развитию умения понимать замысел автора, анализировать произведение; создавать условия для развития устной речи; создать условия по развитию навыка выразительного чтения; создавать условия для расширения словарного запаса детей, кругозора учащихся;

Развивающие : способствовать развитию воображения; памяти, внимания, логического мышления, речи обучающихся.

Воспитывающие: способствовать воспитанию любви к родине чувств патриотизма, уважения к героям войны, интереса к результатам своего труда.

Формирование УУД:

Регулятивные: у мение выявлять проблему; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; работать по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Коммуникативные: умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей, использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения, работать в парах, в группах: совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, работать в парах, в группах.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей и анализ, как вычленение частей целого, использовать научные методы познания, сравнивать, делать выводы.

Личностные: осознание практической важности изучаемого материала, ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат на основе критерия успешности учебной деятельности;

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Учитель читает отрывок из стихотворения С.В. Михалкова СЛАЙД 1

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей.
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

– Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Таких людей называют писателями).

– Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (Это поэты).

– Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения.

Сказки пишут . Сказочники.
Басни сочиняют . Баснописцы
Переводят с других языков . Переводчики.
Театральные пьесы пишут . Драматурги.
Статьи в газеты и журналы пишут . Журналисты.

– Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?

– Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.

3. Выявление места и причины затруднения.

6. Литературная викторина по произведениям С.Михалкова (слайд 5 )

Я вхожу одним из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

(слайд 8 ) Мы живем в одной квартире,

Все соседи знают нас.

Только мне звонить – четыре,

Я карандаш с бумагой взял,

На ней быка нарисовал,

(слайд 9) Это просто мальчик Витя.

Мамин Витя, папин Витя.

Из квартиры номер 6.

Это он лежит в кровати

С одеялами на вате,

Кроме плюшек и пирожных

(слайд 10 ) Мишка кормит, Мишка поит –

Ловко я провел его!

А меня не беспокоит

(слайд 11 ) Вот у Коли, например,

А Толи и у Веры

- А вы знаете, из какого произведения эта фраза?

На сцене шел аукцион:

Детей с отцами разлучали.

И звон оков, и плач, и стон

Со всех сторон в толпе звучали. (……)

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Кто из вас догадался, какова тема сегодняшнего урока?

– Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке?

5. Реализация построенного проекта.

– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.

– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.

Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.

12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.

– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России)

Знакомство с произведением

Работа по учебнику.

Словарная работа.

-Но прежде, чем читать это произведение, мы должны с вами разобрать те незнакомые слова, которые нам встретятся. (слайд 14 )

Аукцион – продажа вещей или имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

Аукционист – человек, ведущий аукцион

Плантатор – владелец плантаций, землевладелец

Доллар – денежная единица США

Раб – невольник, человек, обращенный в собственность, состоящий в полной власти от хозяина.

Выкуп - плата, деньги, которыми выкупают.

Валюта – иностранные деньги.

Набивает цену – повышает цену.

Порыв – сильное проявление чувства

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1. Беседа по первичному восприятию.

-Какие чувства у вас вызвало это произведение? (жалость, безысходность, ужас)

-Ребята, а кто хотел бы быть на месте дяди Тома? Есть в классе такой человек? А почему нет? (Потому что это страшно испытать это чувство, быть проданным кому-то).

-А давайте посмотрим, какими словами, фразами вызывает Михалков в нас эти ощущения?

- Почему мы это чувствуем? Почему нам жаль дядю Тома? (читают отрывки).

-А кто хочет побыть на месте аукциониста? Есть такие? Как вы думаете, каким надо быть человеком, чтобы быть готовым продать людей? запись качеств на доске. (Безжалостным, бессовестным, быть подчиненным кому-то, как раб, значит выполнять чью-то волю, раб своих желаний, он делает это за деньги. Получается, что за деньги он готов это делать, уничтожать других детей)

- А без кого не состоится аукцион? (без покупателей)

-Равные, они готовы купить человека, это мелочные люди, безнравственные. Да, время такое, но чувство собственного достоинства потеряно. У негров его забрали, а люди остальные его просто потеряли. Это разные вещи.

-А кем бы вы хотели быть в этом эпизоде? Какую роль на себя вы бы взяли? Кто здесь положительный герой? (Девочка. Она ошарашена была, удивлена. Она пришла не потому, что она безнравственна, а потому, что испытала жалость к этому человеку.

-Ребята, а теперь я вам даю возможность еще раз прочитать это произведение самостоятельно, чтобы прочувствовать в себе то, что происходит, вызвать ощущение присутствия на этом аукционе. (чтение текста детьми)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в п/т – с 74

8 Включение в систему знаний и повторение

Ролевое чтение

-Ребята, давайте сейчас попробуем прочитать каждую роль, вложив в нее качества этого человека. (На слайде выведены черты характера плантатора и людей.)

-Как вы думаете, у нас в классе есть ребенок, который сможет сыграть роль плантатора? Надо вложить в эту роль пренебрежение, безразличие к судьбе людей (слайд 15)

- Ребята, а смог ли ваш одноклассник передать голосом все качества этого человека? Получилось у него или нет?

(Аналогично разбирается роль людей – покупателей) (слайд 16)

-Если бы у вас была машина времени, кем бы вы точно не хотели стать?

-Ребята, в какой фразе заключается главная мысль произведения?

(Добро сильнее, чем валюта!) (слайд 17)

Информация по д/з

Дополнительное чтение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе. С. В. Михалков "Школа". Урок открытия новых знаний.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Дополнительное чтение.

Цель: Повторение произведений С.Михалкова

Обучающие: обеспечить повторение произведений С.Михалкова ; способствовать формированию общеучебных умений: грамотно читать произведение, с помощью интонации передавать свои эмоции и эмоции автора при чтении произведения; способствовать развитию умения понимать замысел автора, анализировать произведение; создавать условия для развития устной речи; создать условия по развитию навыка выразительного чтения; создавать условия для расширения словарного запаса детей, кругозора учащихся;

Развивающие: способствовать развитию воображения; памяти, внимания, логического мышления, речи обучающихся.

Воспитывающие: способствовать воспитанию любви к родине чувств патриотизма, уважения к героям войны, интереса к результатам своего труда.

Формирование УУД:

Регулятивные: умение выявлять проблему; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; работать по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Коммуникативные: умение воспринимать различ­ные точки зрения; воспринимать мнение других людей, использовать прос­тые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения, работать в парах, в группах: совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, работать в парах, в группах.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей и анализ, как вычленение частей целого, использовать научные методы познания, сравнивать, делать выводы.

Личностные: осознание практической важности изучаемого материала, ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат на основе критерия успешности учебной деятельности;

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Учитель читает отрывок из стихотворения С.В. Михалкова (слайд 1)

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей.
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

– Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Таких людей называют писателями).

– Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (Это поэты).

– Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения (слайд 2)

Сказки пишут . Сказочники.
Басни сочиняют . Баснописцы
Переводят с других языков . Переводчики.
Театральные пьесы пишут . Драматурги.
Статьи в газеты и журналы пишут . Журналисты.

– Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?

– Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Литературная викторина по произведениям С.Михалкова (слайд 3 )

Я вхожу одним из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Мы живем в одной квартире,

Все соседи знают нас.

Только мне звонить – четыре,

Я карандаш с бумагой взял,

На ней быка нарисовал,

Это просто мальчик Витя.

Мамин Витя, папин Витя.

Из квартиры номер 6.

Это он лежит в кровати

С одеялами на вате,

Кроме плюшек и пирожных

Мишка кормит, Мишка поит –

Ловко я провел его!

А меня не беспокоит

Вот у Коли, например,

А Толи и у Веры

- А вы знаете, из какого произведения эта фраза?

Но, провожая в школьный класс

Теперь своих детей,

Мы вспоминаем каждый раз

О нашей школе над рекой,

О классе в два окна.

На свете не было такой

Хорошей, как она! (……)

5. Построение проекта выхода из затруднения

– Кто из вас догадался, какова тема сегодняшнего урока?

– Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке?

6. Реализация построенного проекта.

– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.

– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.

Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Первоначальное образование получил дома.

Стихи он стал писать рано. Когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.

12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.

– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России)

7. Первичное знакомство с произведением. Работа по учебнику.

Словарная работа.

-Но прежде, чем читать это произведение, мы должны с вами разобрать те незнакомые слова, которые нам встретятся. (слайд )

Полярный капитан – командир судна, работающий на Севере.

Искусствовед – учёный, который изучает произведения искусства.

Эльбрус – гора на Кавказе.

8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Беседа по первичному восприятию.

- О чём рассказывает поэт в своём стихотворении?

- С каким чувством и настроением он говорит о друзьях? О школе? (Это стихотворение отражает грустное настроение (ведь ничего не вернуть) и гордость за школу (ведь школа была самой лучшей).

-Ребята, а теперь я вам даю возможность еще раз прочитать это произведение самостоятельно и подготовиться к выразительному чтению.

(ученик читает, проводится оценивание учащимися)

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради – с. 72, з. 2, 3

Проверка ( слайд )

-Ребята, в какой фразе заключается главная мысль произведения?

(Нам школа в жизнь открыла дверь и указала путь) (слайд )

Информация по д/з

Дополнительное чтение.

Читайте также: