Миф пять веков конспект урока 6 класс

Обновлено: 30.06.2024

Блог создан для проведения уроков литературы в 6 классе по программе Г.С. Меркина.

понедельник, 5 сентября 2016 г.

"Пять веков"

Гесиод (конец VIII-VII в. до н.э.) - родоначальник дидактического эпоса в древнегреческой литературе. Основные сведения о Гесиоде почерпнуты из его поэмы "Труды и дни". Несмотря на горечь, пронизывающую поэму, ее настроение не безысходно. Поэт стремится найти в своем веке черты добра, указать источник надежды. Прежде всего он верит в богов и человеческий труд. Другой своей поэмой, "Теогония", Гесиод утверждает мысль о могуществе и славе Зевса, не только наиболее сильного, но и мудрого управителя мира. Порядок мироздания помогают поддерживать Зевсу его супруги: богиня плодородия Деметра и олицетворяющая естественный порядок вещей Фемида, которая, в свою очередь, рождает трех Ор - богинь сменяющихся времен года: Евномию, Дику, Ирину (Законность, Справедливость, Мир), обозначающих основы этических общественных норм. Эти имена многозначительны: они указывают как раз на те явления, соблюдение которых, по мнению Гесиода, было поставлено под угрозу.

Кадм - герой древнегреческих мифов, основатель Фив. После похищения Европы Зевсом ее братья, в том числе и Кадм, были посланы отцом на поиски сестры. Дельфийский оракул приказал К. прекратить поиски, следовать за коровой, которую он встретит, и построить город там, где она остановится. Выполняя это повеление, К. прибыл в Беотию (наряду с Аттикой, наиболее значительную область Древней Греции), где основал Кадмею - цитадель, вокруг которой впоследствии выросли Фивы - крупнейший город Беотии, у Гомера - "семивратные" Фивы.

Эдип - сын фиванского царя Лая. Дельфийский оракул предсказал, что Эдип в будущем станет убийцей своего отца и супругом матери, поэтому по приказанию отца он еще ребенком был брошен на съедение зверям. Найденный пастухами, Эдип был передан бездетному коринфскому царю Поливу, который воспитал его как своего сына. Выросший Эдип встретил на перекрестке дорог своего отца Лая и убил его, не зная, что это его отец. Эдип освободил Фивы от Сфинкса, решив его загадку, стал там царем и, ничего не подозревая, женился на своей матери. Узнав истину, он ослепил себя.

Кронос (Крон) - один из древнейших доолимпийских богов, сын Урана (Неба) и Геи (Земли), младший из титанов, низвергший и искалечивший своего отца. Мать Кроноса предсказала, что, подобно своему отцу, он будет низвергнут одним из своих детей. Поэтому Кронос проглатывал всех своих новорожденных детей. Этой участи избежал только младший сын Кроноса Зевс, вместо которого был проглочен завернутый в пеленки камень. Впоследствии Зевс низверг отца и заставил его изрыгнуть всех проглоченных им детей. Под предводительством Зевса дети Кроноса объявили войну титанам, длившуюся десять лет. Вместе с другими побежденными титанами Кронос был низвергнут в Тартар.

Первоначально Кронос, по-видимому, был богом земледелия, жатвы (в некоторых мифах оружием и атрибутом Кроноса считался серп). С Кроносом связана легенда о золотом веке, во время которого Кронос управлял миром.

Народная этимология сблизила имя Кроноса с греческим обозначением времени - хронос, и Кроноса стали рассматривать как бога времени.

Океан. 1. Согласно Гесиоду - сын Урана и Геи, титан, брат Кроноса, супруг Тефиды, которая родила ему три тысячи сыновей - речных божеств и три тысячи дочерей — океанид. Океан живет уединенно в подводном дворце и не появляется на собрании богов. В позднейших мифах вытесняется Посейдоном. 2. Мифическая река, окружающая землю. В Океане, по представлениям древних, берут начало все морские течения, реки и источники. Из Океана восходят и в него опускаются солнце, луна и звезды (кроме созвездия Большой Медведицы).

1. Расположите слова в логической последовательности и объясните, почему именно такое расположение: "серебряный", "железный", "золотой", "медный".

6. Как вы думаете, на что в характеристике веков обращается наше внимание с появлением в логической цепочке названия век героев? Найдите в описании каждого века слова и выражения, характеризующие жизнь людей каждого века. Выпишите их.

Как, по Гесиоду, менялась жизнь людей на Земле со сменой веков? Почему? Какой прием помогает сделать такой вывод? Как, по вашему мнению, меняется эмоциональная окраска слов, характеризующих жизнь людей разных веков?

7. В жизни людей почти каждого века, о котором рассказал Гесиод, были свои светлые и темные стороны: радость и горе. Какой из веков оценивается Гесиодом как самый безоблачный, самый счастливый для живущих в нем людей? Почему? Перечитайте описание их жизни. Какие синонимы, исходя из этого описания, вы могли бы подобрать к слову "счастливый"? Найдите в тексте метонимии, сравнения, помогающие создать ощущение счастливой, спокойной жизни людей в золотом веке.

8. Можно ли назвать жизнь последующих человеческих родов спокойной, безмятежной? В какие века, созданные, согласно мировосприятию древних греков, богами Олимпа, у людей была возможность выбирать ту или иную линию поведения? Какой выбор они делали? Каковы были последствия этого выбора?

10. Представьте, что вас попросили дать характеристику прошедшим векам и времени, в котором вы живете сейчас. Придумайте, если хотите, свои названия веков и их временные границы. Охарактеризуйте жизнь людей, живущих в этих веках. Постарайтесь описать "свой век" (то есть время, в которое вы живете) с самых разных сторон, не упуская ни светлые его стороны, ни какие-либо волнующие вас проблемы.

Письменно ответьте на вопрос: Сегодня разговор шел об организации жизни людей по правилам. Можно ли эту тему отнести к числу "вечных" тем? Почему?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: активизировать полученные ранее знания о мифах, мифологии; дать определение понятия; познакомить с мифологией древних греков, их представлениями об устройстве мира. Задачи: создать условия для: 1) формирования мыслительных приемов работы учащихся по мифологии Древней Греции на примере одного из подвигов Геракла; совершенствования умения давать характеристику персонажу; 2) развития связной речи учащихся, их творческих способностей; совершенствования навыков пересказа, монологической речи, критического осмысления текста художественного произведения; 3) воспитания интереса к предмету, Древней Греции, древнегреческой мифологии, образу Геракла; воспитания чувства ответственности, организованности, коллективизма; побуждения учащихся задуматься о нравственных качествах своего характера.

Цель: активизировать полученные ранее знания о мифах, мифологии; дать определение понятия; познакомить с мифологией древних греков, их представлениями об устройстве мира.

Задачи: создать условия для:

1) формирования мыслительных приемов работы учащихся по мифологии Древней Греции на примере одного из подвигов Геракла; совершенствования умения давать характеристику персонажу;

2) развития связной речи учащихся, их творческих способностей; совершенствования навыков пересказа, монологической речи, критического осмысления текста художественного произведения;

3) воспитания интереса к предмету, Древней Греции, древнегреческой мифологии, образу Геракла; воспитания чувства ответственности, организованности, коллективизма; побуждения учащихся задуматься о нравственных качествах своего характера.

I. Организация начала урока.

II. Актуализация знаний:

Учащиеся пересказывают биографии К. Кулиева и Г. Тукая и его рассказывают наизусть стихотворение (по выбору).

III. Мотивация учебной деятельности.

1. - В древней Элладе родился герой,
Путь его труден и сложен порой
Но в настоящей, нелёгкой борьбе
Он славу добыл и богам, и себе.

- О ком идет речь в стихотворении? (О Геракле)

2. Беседа с классом:

- Что такое миф? (Миф – предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид УНТ). ?(Миф – это сказание о богах).

Мифы - это первая форма поэтического сознания народа. В них - его философия, его история, его нравы, обычаи, его тревога, заботы, мечты, идеалы и вся духовная жизнь в целом.

- Можно ли мифы назвать сказками? (Нет).

- Что общего между мифом и сказкой? (Сказка, так же как и миф, вид УНТ).

- Чем отличается миф от сказки? (Мифы – правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка – вымысел).

- Мифы существовали только в Древней Греции? (Нет, у всех народов).

- Кто является величайшим героем древнегреческой мифологии? (Геракл).

IV. Изучение нового материала:

1. Вводная беседа.

Что такое миф? Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои - существа сверхъестественные, а значит, мифы - истории выдуманные. Однако часто именно благодаря мифам можно понять местные обычаи или явления природы. Мифы - это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки.

-Как вы думаете, какая страна является родиной мифов? (Древняя Греция.) . Есть на свете удивительная страна Греция. Но так называем её мы. А у самих греков зовётся она Элладой. Вот так представляли древние греки свою страну. В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые жители Эллады – эллины – создали прекрасные города – Афины, Микены, Тиринф, Спарту, Фивы… Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы о богах и героях, созданные эллинами много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни.

Почему же именно мифы небольшого греческого народа, который пытался осмыслить всё происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой? Древнегреческая мифология глубоко проникла в образ мыслей современного человека. Часто в обыденной речи мы говорим о сизифовом труде (имея ввиду бессмысленное, бесполезное времяпрепровождение); о загадке сфинкса, т.е. о чем-то непонятном, загадочном. Если мы неожиданно очень сильно испугаемся, то скажем, что на нас напал панический ужас. Древние греки считали, что олимпийские боги безучастны к страданиям людей, отсюда и появилось выражение “олимпийское спокойствие” . Если кто-то безудержно и очень громко смеётся, мы говорим о гомерическом смехе богов, который описал древнегреческий поэт Гомер. А когда испытываем мучения, вызванные близостью желаемого и невозможностью его достичь, то говорим о танталовых муках . Мы сравниваем могучего и сильного человека с Геркулесом, а смелую и решительную женщину - с амазонкой. И, конечно же, мифические образы привлекают художников, скульпторов и поэтов.

Греческая мифология возникла как попытка древних объяснить появление жизни на Земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен, определить его место в окружающем мире.

Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью. В поисках защиты от страшных стихийных сил греки, подобно всем древним народам, прошли через фетишизм – веру в одухотворенность мертвой природы: камней, дерева, металла. В отличие от других народов, греки довольно рано они перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, наделив красотой и волшебной силой, умением принимать любой образ и, самое главное, бессмертием. Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры, великодушны и милостивы, но, в то же время, зачастую жестоки, мстительны, коварны. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний. Судьбу богов и людей определяют неумолимые богини судьбы – мойры. Мойра Клото прядёт жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. А мойра Атропос заносит в свиток судьбы всё, что назначили в жизни человеку её сёстры.

Итак, как же всё начиналось? Вот представления древних греков о мире. Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. И наш мир, и бессмертные боги - всё родилось из Хаоса . Он был как бы сырьем, из которого появилось все, что когда-либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившей его вращаться и создавать, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос. И теперь уже все происходило во времени, т.к. пространство еще только зарождалось. Хронос породил три стихии - Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появиласьЗемля - могучая и бессмертная богиня, мать и кормилица всего на ней живущего. Глубоко под Землёй родился ужасный, наполненный вечной тьмой, мрачный Тартар. Тартар был сама пустота, черная дыра, бездна. На протяжении всей истории боги использовали его глубины в качестве наказания поверженным. Никто не мог вырваться из Бездны своими силами. Тартар был самым ужасным местом во Вселенной.

Остатки первобытного Хаоса вращались с огромной скоростью и превратились в Яйцо, которое раскололось на две части: верхняя половина скорлупы стала Звездным Небом - Ураном, нижняя - Матерью Землей - Геей. Они стали первым поколением богов.

Всего в греческой мифологии было три поколения богов. У богов первого поколения – богини земли Геи и бога неба Урана было шесть сыновей – титанов и шесть дочерей – титанид. Боялся и ненавидел Уран своих могучих детей, и больше всех – Кроноса, самого младшего и коварного из них. Уран заточил своих детей в мрачных недрах Геи – Земли, и она жестоко страдала от этого. И только младшему из титанов Кроносу хитростью удалось победить отца и отнять у него власть. Теперь Кронос воцарился над миром, но проклял его Уран – отец: “Настанет час, и твой сын так же низвергнет тебя с трона!”

У Кроноса и его жены Реи было шесть детей . Кронос безраздельно правил миром, но страх не покидал его: он боялся, что его постигнет та же участь, что и его отца. И поэтому, как только его жена клала ему на колени родившегося младенца, он сразу же проглатывал его. Чтобы сохранить одного из своих детей, жена вместо родившегося Зевса подсунула мужу завёрнутый в пеленку камень, который тот тут же проглотил. А младенца спрятали на острове Крит. Зевс рос очень быстро, возмужав, он отправился освобождать своих братьев и сестер. Для этого он напоил своего отца Кроноса зельем и заставил изрыгнуть проглоченных детей. Началась война за власть над миром, которая длилась десять лет. Победил Зевс .

В мифах Древней Греции упоминаются не только боги, но и герои. Герои являются потомками божества и смертного человека. Герой, как правило, наделен огромной силой. Герои смертны, но Геракл за свои подвиги получил бессмертие.

2. Рассказ учителя о рождении Геракла. В тетрадях ученики записывают имена героев мифов.

В Микенах правил царь Электрон. У него телебои (племя, жившее на западе Греции, в

В тот день, когда должен был родиться великий сын Зевса и Алкмены, собрались боги на высоком Олимпе. Радуясь, что скоро родится у него сын, Зевс сказал богам:

- Выслушайте, боги и богини, что я скажу вам: велит мне сказать это моё сердце! Сегодня родится великий герой; он будет властвовать над всеми своими родственниками, которые ведут свой род от сына моего, великого Персея.

Но жена Зевса, Царственная Гера, гневавшаяся, что Зевс взял себе в жёны смертную Алкмену, решила хитростью лишить власти над всеми персеидами сына Алкмены – она уже прежде рождения ненавидела сына Зевса. Поэтому, скрыв в глубине сердца свою хитрость, Гера сказала:

- Ты говоришь неправду, великий громовержец! Никогда не исполнишь ты своего слова! Дай мне великую нерушимую клятву богов, что тот, который родится сеодняпервым в родще персеидов, будет повелевать своими родственниками.

Овладела разумом Зевса богиня обмана Ата, и, не подозревая хитрости Геры, громовержец дал нерушимую клятву. Тотчас покинула Гера светлый Олимп и на своей золотой колеснице понеслась в Аргос. Там ускорила она рождение сына у богонравной жены персеида Сфенела, и появился на свет в этот день в роде Персея слабый, больной ребёнок, сын Сфенела, Эврисфей. Быстро вернулась Гера на светлый Олимп и сказала великому Зевсу:

- О, мечущий молнии Зевс-отец, выслушай меня! Сейчас родился в славном Аргосе у персеида Сфенела сын Эврисфей. Он первые родился и должен повелевать всеми потомками Персея.

Опечалился великий Зевс, теперь только он понял всё коварство Геры. Он разгневался на богиню Ату, овладевшую его разумом; в гневе схватил её Зевс за волосы и низвергнул со светлого Олимпа. Повелитель богов и людей запретил ей являться на Олимп. С тех пор богиня обмана Ата живёт среди людей и временами затмевает их разум. Зевс облегчил судьбу своего сына. Он заключил с Герой нерушимый договор, что его сын не всю жизнь будет находиться под властью Эврисфея. Лишь 12 великих подвигов совершит он по

поручению Эврисфея, а после не только освободится от его власти, но даже получит бессмертие. Громовержец знал, что много великих опасностей придётся преодолеть его сыну, поэтому он повелел своей любимой дочери Афине–Палладе помогать сыну Алкмены. Часто приходилось потом печалиться Зевсу, когда он видел, как его сын несёт великие труды на службе у Эврисфея, но не мог он нарушить данную Гере клятву.

В один день с рождением Эврисфея и у Алкмены родились близнецы: старший – сын Зевса, названный при рождении Алкидом, и младший – сын Амфитриона, названный Ификлом. Алкид и был величайшим сыном Греции. Он назван был позже прорицательницей пифией Гераклом. Под этим именем прославился он, получил бессмертие и был принят в сонм светлых богов Олимпа.

3. Беседа.

- Называя Геракла, мы всё время говорим, что он герой. А кто же такой герой? (Герой – 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2. Главное действующее лицо литературного произведения).

- Можно ли назвать Геракла героем с точки зрения обоих значений? (Да, можно).

- Как вы думаете, на чём основано такое определение? (Герой – необычный человек, а люди с особыми возможностями встречаются редко, объяснить их редкие дарования иначе как божественным происхождением трудно).

- Сколько подвигов совершил Геракл? (12).

сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое место.

- В чём же заключается подвиг – очистить конюшни от навоза?

4. Чтение мифа вслух. С. 214-217 учебник.

5. Беседа по прочитанному.

- Какое решение принял Геракл для выполнения неразрешимой задачи? (Направил воду на конюшни и всё смыло водой).

- Какие качества Геракла проявились в этом подвиге? (Изобретательность).

- За что Геракл отомстил Авгию? (За коварство и несправедливость).

- В чём проявилось коварство царя Элиды? (Авгий дал Гераклу заведомо невыполнимую работу и тем самым обманул его. Обманул дважды: не расплатился за выполненную по договору работу).

- Как изображена месть Геракла? (Месть страшная, но справедливая).

- Какое значение имеет этот подвиг Геракла для мировой истории? (Эта история положила начало Олимпийским играм: после победы над Авгием Геракл принёс жертвы олимпийским богам и учреди Олимпийские игры).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- обучить навыку анализа древнегреческих мифов;

- вспомнить имя и творческую деятельность Гомера;

Развивающие:

- развить навык выполнения лексической работы.

- разить умение анализировать литературное произведение

Воспитательные:

- воспитать интерес к мифам Древней Греции

Оборудование: учебник, тетрадь, наглядный материал.

Вступительное слово учителя. Заполнение журнала.

Проверка домашнего задания.

Новая тема. Чтение мифа.

Выполнение лексической работы.

Итог урока. Домашнее задание.

На прошлом уроке мы с вами говорили о писателе, читателе и в общем о литературе.

Давайте вспомним, что же такое литература ?

Для чего мы читаем?

С какой еще наукой литература имеет связь?

Имена каких известных литературоведов вы узнали на прошлом уроке?

Люди с древних времен хотели узнать, как возник мир, что этому способствовало, какие силы управляют миром. Люди всегда фантазировали. Древний человек всегда имел связь с природой.

Все свои представления древние люди отражали в мифах . Вы уже слышали это понятие. Давайте попробуем дать ему самостоятельное определение.

(Записать в тетрадь) Миф – это древнейшее сказание, представляющее собой художественное повествование о важных природных, физиологических, социальных явлениях, происхождении мира, загадке рождения человека и человечества, подвигах богов, царей и героев, об их победных сражениях и горьких поражениях.

(Записать в тетрадь) Мифология – совокупность легенд и сказаний о богах и героях.

(Записать в тетрадь) Гомер — древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом, за честь называться его родиной спорили семь городов. Вероятно он был родом из Смирны (Малая Азия), либо с острова Хиос. Можно предположить, что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э.

Изучением истории жизни и творчества Гомера занимался немецкий археолог Генрих Шлиман (1822-1890).

В России изучением жизни и творчества занимались поэты Николай Иванович Гнедичи (1784-1833) и Василий Андреевич Жуковский (1783-1852). (Стр. 18 учебника).

В 5 классе вы уже знакомились с мифами Древней Греции, назовите те, которые вам запомнились больше всего, каких героев вы запомнили?

Как вы думаете, для чего создавались мифы?

(Записать в тетрадь). Мотив – часть темы или устойчивый элемент сюжета. Любой сюжет – это переплетение мотивов, тесно связанных между собой. Эта связь помогает глубже понять главную тему произведения.

Ответы на вопросы (Стр. 27).

Лексическая работа:

Ахиллес — непобедимый и отважный герой многочисленных легенд Древней Греции.Ахиллеса не брали никакие вражеские стрелы. Легенда гласит, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и поэтому пятка оказалась неосвященной и стало быть незащищенной. В одном из сражений противник Ахилла Парис, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его. С тех пор всякое слабое, уязвимое место человека (или какой-то структуры) называют ахиллесовой пятой .

Между Сциллой и Харибдой — очутиться в окружении враждебных сил, безвыходное положение, поскольку если удасться избежать Сциллы, обязательно попадешь к Харибде.

История выражения связана с древнегреческой легендой, согласно которой на обоих берегах узкого Мессинского пролива, отделяющего восточный берег Сицилии от южного берега Калабрии обитали чудовища Сцилла и Харибда, охотившиеся на мореплавателей.

Доподлинно неизвестно, какое именно преступление совершил Тантал – мифический фригийский царь: древние легенды рассказывают об этом по-разному. Одни говорили, что Тантал якобы сделал достоянием общественности какие-то божественные тайны. Другие утверждали, будто он похитил с олимпийского стола нектар и амброзию — небесную пищу и напиток, которые наделяли богов бессмертием.

Был, наконец, и такой слух: дерзкий царь, пожелавший проверить, насколько всеведущи небожители, погубил своего сына и собирался накормить его мясом богов.

В любом случае, его преступление раскрыли, и возмездие было поистине ужасающим. Тантал вечно содержится в Царстве Мертвых, стоя по горло в прозрачной воде озера. Над его головой нависают сочные плоды. Но как только он наклоняется, вода уходит вниз; поднимает руку — ветер вскидывает ветви. Мучимый постоянные голодом и жаждой, несчастный Тантал кусает свои руки, но все тщетно.

Выражение сизифов труд стало обозначать тяжелую, изнурительную, бесполезную работу .

В древнегреческом мифе рассказывается о хитром и коварном коринфском царе Сизифе, который несколько раз обманывал богов, чтобы продлить свою роскошную жизнь на земле.
Разгневанный Зевс присудил ему за это вечные муки в аду: Сизиф должен был вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз. И все начиналось сначала…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Седельникова Оксана Антоновна,

учитель русского языка и литературы

Название предмета: Литература

УМК: Литература: 6 кл.: Учебник: В 2 ч./ Под ред. Меркина Г.С.. – М.: Русское слово, 2014.

Уровень обучения: базовый.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3 часа.

Место урока в системе уроков по теме: 2 урок.

Образовательные задачи урока :

-формировать представление о значении образа Прометея для мировой художественной литературы;

Развивающие задачи урока :

развивать навык составления цитатного плана;

развивать навык выразительного чтения;

развивать умение работать с учебником литературы;

развивать связную речь учащихся;

создать условия для развития познавательной активности учащихся, познавательного интереса к предмету;

развивать интеллектуальную культуру;

развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся.

Воспитательные задачи урока :

воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу;

воспитывать культуру умственного труда.

Планируемые результаты:

анализирование литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

Метапредметные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в паре;

понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран.

Организационная структура урока

I . Организационный момент (мотиваия к учебной деятельности)

Подготовка учащихся к работе

Приветственное слово учителя:

- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Регулятивные:

II .Целеполагание

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Эвристическая беседа:

-Посмотрите, ребята, на экран. (Слайд 2)

-Как выдумаете, о ком мы будем сегодня говорить на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

-Чему мы должны научиться?

Вспоминают пройденный материал.

Формулируют тему и задачи урока.

Познавательные:

извлекают необходимую информацию.

Регулятивные:

планируют необходимые действия;

Коммуникативные:

строят монологические высказывания.

III .Проверка домашнего задания

Организовать повторение изученного материала

1.Повторение литературоведческих терминов:

- Дайте определение мифа и мифологии.

Миф – легенда, сказание о богах и героях, которые участвовали в создании природного и культурного мира.

Мифология – совокупность легенд и сказаний о богах и героях. (Слайд 3)

Отвечают на вопросы.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Письменный и устный ответы

IV .Актуализация знаний и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний

Слово учителя : (Слайд 4)

Прометей Эсхила выступает как первооткрыватель всех благ цивилизации: он не только научил людей обращаться с огнём, но также открыл им счёт и письмо, науку строительства жилья и кораблей, приручения диких животных и добычи полезных ископаемых и т.д. Прометей предстаёт не только как олицетворение цивилизации, но также как ведущий знаток мира.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

построение логической цепи рассуждения.

Письменный и устный ответы

V .Физкультминутка

Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели. (Махи руками)
Полетели, полетели и на землю сели. (Приседания)
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил. (Кружатся и садятся за парты)

Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье

VI . Применение знаний и умений в новой ситуации

Выявить художественную идею мифа

1.Обращение к домашнему заданию . Проверка цитатного плана мифа о Прометее.

2.Беседа. (Слайд 5)

- Какими качествами наделил Прометея Эсхил?

Поэт наделил титана пламенным сознанием справедливости. В великой борьбе богов-олимпийцев и титанов Прометей взял сторону Зевса и помогал ему советом и службой. Но когда Зевс хочет уничтожить человеческий род, Прометей противостоит ему и теперь за своё человеколюбие несёт жестокое наказание от царя богов, отрицающего всякий долг благодарности.

- Что подарил людям Прометей?

Огонь – жар, пламя, огонь творчества, жар души…

- Что символизирует кража огня в мифе о Прометее?

- Какова художественная идея мифа об орле, терзающем печень Прометея?

Настоящему творчеству близка мука, вызываемая противоречием между всемогуществом в воображении и бессилием в действительности. Эта мука присуща Прометею – он не только героический создатель своего собственного мира, он ещё и тот, чью плоть постоянно терзает Зевсов орёл. Современный человек часто ощущает подобные страдания как исходящие не от бога, но от самого себя же. Так Прометей становится символом мучения человечества собственной совестью, символом трагедии сознания.

4.Слово учителя:

Троянский конь был огромным полым деревянным конем, который помог грекам завоевать Трою.

Скульптура, традиционно считавшаяся бюстом Сенеки, теперь идентифицирована как изображение Гесиода. Гесиод (из Аскры ; иногда Гезиод ; VIII-VII вв. до н.э.) – древнегреческий поэт и распод (певец-сказитель). Родился в селении Киме в Эолиде (Малая Азия), но его отец, обедневший торговец, переселился в Беотию, где крестьянствовал в селении Аскра близ горы Геликон. В юности Гесиоду якобы явились Геликонские нимфы, когда он пас скот, и внушили ему поэтический дар.

Гесиод и Муза. Картина Гюстава Моро, 1891 Гесиод выступает как пророк, призванный музами вещать истину, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов , первый в греческой поэзии определяет себя как личность и называет своё имя.

[ 190] И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель , Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право. Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся . Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным. Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый, Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело, К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных, [ 200] Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет.

Читайте также: