Международные отношения в 1920 е гг конспект урока

Обновлено: 25.06.2024

- продолжить формирование навыков и умений самостоятельной работы, активизировать умственную деятельность, анализировать документы и события, делать соответствующие выводы, развитие чувства ответственности при выполнении задания,

- способствовать осмыслению учащимися решения всех международных конфликтов только через мирные переговоры.

Тип урока: конференция с использованием элементов проблемной дискуссии.

Проблема урока: Кто виноват? Можно ли было предотвратить войну?

Подготовительный этап:

1. Класс был разделен на три группы и каждая готовила свой доклад. В каждой группе было по 6-7 человек, причем работа была организована следующим образом: двое из группы собирали материал, двое готовили доклад в письменном виде, а третья пара должна была на конференции представить этот доклад, с учетом мнений всех участников группы. На случай, если мнения расходились, то надо было представить все мнения.

2. Каждая группа готовит двум другим по два вопроса по их теме.

Ход урока

I. Организационный этап:

Вначале урока учитель говорит о масштабах войны.

Сегодня мы должны охватить следующие вопросы:

1. Версальско-Вашингтонская система в период экономической и политической стабилизации.

2. Кризис Версальско-Вашингтонской системы.

3. Мир на пороге войны: Как это получилось?

4. КТО ВИНОВАТ? Можно ли было предотвратить войну?

II. Усвоение нового материала в ходе самостоятельно познавательной деятельности учащихся

Нам предстоит выслушать доклады о внешней политике всех ведущих государств в межвоенный период. Каждой группе предоставляется 5-7 минут.

После выступления докладчиков начинается дискуссия по следующим вопросам:

1. Докажите, что Версальско-Вашинггонская система таили в себе опасность новых международных конфликтов.

Прокомментируйте.

2. Перечислите ограничения Германии результате Версальского мира.

3. Устранила ли она противоречия между государствами?

4. Почему эта система выглядела так устойчиво хотя бы временно?

5. Кто явился главным инициатором уступок Германии?

6. Чем помог мировой экономический кризис Германии, а чем навредил?

7. Кто виноват в приходе фашистов к власти? Они же пришли к власти законным путем?

8. Рухнула ли бы Версальская система без фашистов? Как? Кто же является виновником краха?

9. К чему привела политика Западных стран мир к 1939г?

10 Сравните фрагменты из выступлений У. Черчилля. Чем объяснить их противоположный смысл и направленность?

11. Выступая на сессии Верховного Совета СССР 31 мая 1939г. В.Молотов заявил, что Советское правительство приняло предложение Англии и Франции начать переговоры с целью укрепления отношений между этими странами и организации фронта мира против дальнейшей агрессии.

Почему же Англия и Франция, понимая военную опасность со стороны Германии, тем не менее уходили от того, чтобы заключить союз с СССР и таким образом создать прочный заслон перед Гитлером?

12. Целесообразно ли было решение о заключении пакта и договора

СССР и Германии в 1939г.? Почему?

13. Почему Англия и Франция проводили политику умиротворения по отношению к Германии?

Чем объяснить внезапность поворота СССР в отношениях с Германией?

Была ли целесообразность заключения пакта Риббентропа-Молотова и секретного протокола к нему?

15. Почему, на ваш взгляд, не удалось создать систему коллективной безопасности? Что для этого надо было предпринять? Какую роль такая система играет в современном мире?

16. Почему в 1938г. правительство Чехословакии предпочло лишиться части своей территории, но отказалось воспользоваться помощью СССР?

18. Имелись ли у мирового сообщества в 20-30х гг.шансы предотвратить войну? Можно ли говорить об ответственности всех ведущих государств мира за ее возникновения? Различна ли мера этой ответственности? Оцените вину и ответственность каждого государства.

III. Закрепление

В конце урока подходим к решению нашей проблемы. Каждая группа дает свой ответ на эту проблему, оценивая меру вины и ответственности каждого государства и группы государств в развязывании войны.

IV. Рефлексия

Каждая группа выставляет оценки себе и другим группам за доклады и работу на уроке и отдает их учителю, которые он вместе со своими оценками выставляет в журнал.

V. Домашнее задание


Охарактеризуем основные противоречия Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Объясним, как план Дауэса и Локарнские соглашения способствовали урегулированию германского вопроса. Расскажем о предпосылках создания и содержании пакта Бриана-Келлога


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Международные отношения в 1920-е гг."

Решения Парижской и Вашингтонской конференций имели очень большое значение. Были подписаны мирные договоры, определены границы новых государств.


Удалось урегулировать китайский вопрос, достичь соглашения о размерах военных флотов ведущих держав. Была создана организация, члены которой брали на себя обязательство мирным путём решать возникающие между ними конфликты. Основной задачей Лиги Наций было предотвращение новой войны, противодействие агрессии. В том числе способствуя всеобщему разоружению.

Но Версальско-Вашингтонская система не была устойчивой. Сохранялся целый ряд противоречий, которые могли пошатнуть сложившееся равновесие.


В 1924 году началась полоса дипломатического признания СССР. Но об этом вы более подробно поговорите на уроках отечественной истории.

Другой серьёзной проблемой, от решения которой зависела прочность Версальско-Вашингтонской системы, было положение Германии. Она была объявлена главной виновницей войны и вынуждена была подписать тяжёлые и унизительные условия мира. То, что эта проблема должна была каким-то образом решиться, показал Рурский конфликт. Вспомним, что произошло в 1922–1923 годах. Экономика Германии находилась в глубочайшем кризисе. Денежная система фактически рухнула, инфляция била один рекорд за другим. И в таких условиях комиссия по репарациям требовала безоговорочного выполнения графика их выплаты. Франция и Бельгия осуществили интервенцию: в Рурскую область были введены их войска.


Продолжение конфликта не отвечало интересам ни одной из сторон. Германия была не в состоянии силовыми, военными методами отстаивать свои интересы. Ей необходимы были средства для восстановления хозяйства. Но и её противники были заинтересованы в стабильном развитии немецкой экономики. Кроме того, опасно загонять раненого зверя в угол. Если ему уже нечего терять, он может и наброситься на охотников.

Государства-победители решили пойти на ряд уступок Германии, чтобы сделать её более толерантной.


В качестве инициатора урегулирования выступили Соединённые Штаты Америки. Они не претендовали на получение репараций, но от их выплаты зависело возвращение Англией и Францией военных долгов. Так что серьёзные американские финансовые интересы здесь присутствовали.

Международный комитет экспертов во главе с Чарльзом Дауэсом разработал план восстановления экономики Германии. Он предусматривал значительное снижение размера репараций, удлинение срока их выплаты.


Кроме того, США и Великобритания предоставили Германии кредиты. С их помощью немецкая экономика уже в 1927 году превзошла довоенный уровень производства. И Германия вновь вошла в число мощных индустриальных держав.

Продолжением плана Дауэса в политической сфере стали Локарнские соглашения. В 1925 году на конференции в этом швейцарском городе был подписан Рейнский гарантийный пакт.


Германия признавала неприкосновенность границ с Францией и Бельгией, отказывалась претендовать на отторгнутые у неё территории. А также подтверждала статус демилитаризованной Рейнской зоны. Аналогичные обещания дали и западные соседки Германии. В конференции участвовали также Великобритания и Италия. Они выступили в качестве гарантов договора, то есть в случае нарушения его условий могли применить санкции, в том числе военные.

Подписание Локарнских соглашений означало признание Германии равноправным участником международных отношений. В 1926 году она была принята в Лигу Наций и получила место постоянного члена Совета Лиги.


В 1929 году был приняты новые условия выплаты репараций – план Юнга. Их сумма была снижена до 113 миллиардов 900 миллионов марок.


До 1989 года Германия должна была ежегодно выплачивать по 2 миллиарда. Подписывавшие это соглашение люди были, вероятно, большими оптимистами.

Стремление правительств европейских держав создать такую систему международных отношений, которая бы предотвращала возможность возникновения войны, опиралась на пацифистские настроения населения.

Пацифизм – это идеология и общественное движение, которое осуждает всякую войну. Отрицает, что какая-либо война может считаться справедливой, правомерной, священной.


Как жизненная позиция пацифизм предполагает отказ от какого-либо участия в любых войнах. Пожалуй, наиболее ярко пацифизм того времени проявился в пакте Бриана-Келлога.


В августе 1928 года в Париже 15 государств подписали пакт Бриана-Келлога. К концу года к нему присоединились ещё 63 государства. Среди них был и Советский Союз. Фрэнк Келлог получил Нобелевскую премию мира за подготовку этого договора. Аристид Бриан стал нобелевским лауреатом не несколько лет раньше, как инициатор Локарнских соглашений.


Интересный факт: пакт Бриана-Келлога стал одним из юридических оснований для обвинения нацистского руководства в преступлениях против человечества на Нюрнбергском процессе.

Достигнутые соглашения привели к ослаблению противоречий между западными державами. Таким образом, стабилизация западного общества во второй половине двадцатых годов проявлялась не только в экономике и внутриполитических отношениях, но и во внешней политике. Но и в этой сфере стабилизация оказалась лишь временной.

Выделим ещё раз важнейшие события в международных отношениях этого периода.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Международные отношения в 1920-х гг.

Первые шаги к образованию системы коллективной безопасности.

Цель: охарактеризовать основное содержание Рапалльского договора; проанализировать решения Генуэзской, Гааг­ской, Лозаннской, Локарнской конференций; опреде­лить значение пакта Бриана—Келлога в создании сис­темы коллективной безопасности; формировать умение работать с историческими документами, текстовой исторической таблицей, анализировать исторический материал, делать выводы.

Основные знания: значение подписания договора в Рапалло; послед­ствия решений конференций для международных отношений; значение заключения пакта Бриана—Келлога.

Понятия и термины: Рейнский гарантийный пакт, пакт Бриана-Келлога, пацифизм, изоляционизм.

Основные даты и события: 10 апреля — 19 мая 1922 г. — работа Генуэзской конференции; 16 апреля 1922 г. — подписание Рапалльского договора между Германией

и РСФСР; 15 июня — 20 июня 1920 г. — работа Гаагской конференции; 20 ноября 1922 — 22 июля 1923 г. — ра­бота Лозаннской конференции; 15 —16 октября 1925 г. — работа Локарнской конференции; 27 августа 1928 г. — заключение пакта Бриана—Келлога.

Личность в истории: А. Бриан, Н. Чемберлен, Г. Штреземан, Г. Чи­ черин.

Оборудование урока: политическая карта мира, атлас.

Тип урока: усвоения новых знаний и умений.

Структура урока

Актуализация опорных знаний учащихся

Мотивация учебной деятельности учащихся

Изучение нового материала

Международные отношения в 20-е гг.

Международные конференции, их основные решения.

V . Закрепление новых знаний и умений учащихся

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа.

Охарактеризуйте основные решения Вашингтонской конференции.

Назовите противоречия Версальско-Вашингтонской системы.

Какие страны и почему оказались вне системы международ­ных отношений? С чем это было связано?

Определите последствия Версальско-Вашингтонской системы для этих стран и Европы в целом.

III . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Всегда существовала необходимость созыва международных кон­ ференций для решения наиболее острых международных вопросов. Во время активизации международных отношений в 20-е гг. итоги таких конференций влияли на разрешение послевоенных проблем Евр опы и воплощение идеи коллективной безопасности. В этот пе риод международно-правовые нормы впервые провозглашали отказ от войны как средства урегулирования межгосударственных и обосновали необходимость их разрешения мирными средствами,

IV . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Постановка проблемного вопроса.

Как изменилось соотношение сил в мире в 20-е гг. после подписания ряда международных договоров?

1. Международные отношения в 20-е гг.

Необ ходимо характеризовать международные отношения, акцентируя вни­ мание на последствиях, к которым привели противоречия Версаль ско-Вашингтонской системы. Особое внимание следует уделить раскрытию отношений с Германией и советской Россией, которые не могли оставаться изолированными в системе международных отноше­ ний. Так, в 1921 г. США заключили договор о сотрудничестве с Гер­ манией, хотя и оставались на позициях изоляционизма.

Работа над формированием понятий и терминов.

Большое влияние на формирование международных отношений оказал раскол мира на две системы в связи с утверждением власти большевиков в России. Но советская Россия не была признана ми­ ровым сообществом, что внесло нестабильность в систему междуна­ родных отношений.

Ряд европейских государств были в целом недовольны Версаль ско-Вашингтонской системой и результатами передела мира на сфе­ ры влияния. В связи с этим возникла необходимость урегулирова­ ния основных противоречий в системе международных отношений. С этой целью в 20-е гг. были предприняты попытки преодоления наиболее очевидных слабых сторон Версальско-Вашингтонской сис­ темы: созваны международные конференции, решения которых ста­ билизировали отношения между странами.

2. Международные конференции, их основные решения.

Самостоятельная работа по заданию.

Проработать текст учебника, заполнить таблицу

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОБЫТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 20-е гг.

Пакт Бриана— Келлога

Работа с историческими документами .

1 . Рапалльский договор между Российской Федеративной Советской Республикой и Германией

«16 апреля 1922 г.

Статья 1. Оба правительства согласны, что разногласия между Гер­ манией и Российской Советской Республикой по вопросам, возник­ шим за время состояния этих государств в войне, регулируются на следующих основаниях:

а) Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от воз­ мещения их военных расходов, равно как и от возмещения их воен­ ных убытков, иначе говоря, тех убытков, которые были причинены им и их гражданам в районах военных действий вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территории противной сто­ роны реквизиции.

в) Германия и Россия взаимно отказываются от возмещения их расходов на военнопленных.

. Статья 3. Дипломатические и консульские отношения между Гер­ манией и РСФСР немедленно возобновляются.

1. Какое значение имел Рапалльский договор для стабилизации международных отношений в Европе?

2. В чем выгода этого договора для России и Германии?
Учитель комментирует, а при необходимости дополняет ответы учащихся.

2 . Локарнский договор между Германией, Бельгией, Францией, Великобританией и Италией

«16 октября 1925 г.

Статья 1. Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют, каж­дая за себя и все совокупно, указанным в следующих статьях обра­зом, сохранение территориального status quo , вытекающего из гра­ниц между Германией и Бельгией и между Германией и Францией, неприкосновенность этих границ, как они установлены в мирном до­говоре, подписанном в Версале 28 июня 1919 года.

Статья 2. Германия и Бельгия, а также Германия и Франция вза­имно обязываются ни в каком случае не прибегать в отношении друг друга к нападению или вторжению и ни в каком случае не прибегать к войне друг против друга.

Каково значение Рейнского гарантийного пакта для стран, подписавших его?

Как изменилось международное положение Германии после заключения пакта?

Учитель дополняет и обобщает ответы учащихся.

В. Пакт Бриана—Келлога

«Париж, 27 августа 1928 г.

Статья 1. Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно заяв­ляют от имени своих народов, что они осуждают метод обращения к войне для урегулирования международных конфликтов и отказыва­ются в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия нацио­нальной политики.

Статья 2. Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что . урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов, независимо от характера их происхождения, которые могут возник­нуть между ними, должны осуществляться только мирными сред­ствами.

Статья 3. Настоящий договор будет ратифицирован Высокими До­говаривающимися Сторонами. в соответствии с конституциями этих стран, и он войдет в силу в отношениях между ними, как только все документы о ратификации будут депонированы в Вашингтоне.

1 Какую роль сыграл пакт Бриана — Келлога в создании системы коллективной безопасности?

2. Согласны ли вы с тем, что в 20-е гг. в мире наблюдался рост пацифизма? (Ответ аргументируйте.)

V . ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Как изменилось соотношение сил в мире после заключения ряда международных договоров?

Как вы думаете, почему А. Бриан, Н. Чемберлен, Г. Штрезе ман были награждены Нобелевской премией мира?

VI . ИТОГИ УРОКА

Учитель подводит итоги деятельности учащихся.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Проработать текст учебника.

Краткое описание документа:

Тема: Международные отношения в 1920-х гг.

Первые шаги к образованию системы коллективной безопасности.

Цель: охарактеризовать основное содержание Рапалльского договора; проанализировать решения Генуэзской, Гааг­ ской, Лозаннской, Локарнской конференций; опреде­ лить значение пакта Бриана—Келлога в создании сис­темы коллективной безопасности; формировать умение работать с историческими документами, текстовой исторической таблицей, анализировать исторический материал, делать выводы.

Основные знания: значение подписания договора в Рапалло; послед­ ствия решений конференций для международных отно шений; значение заключения пакта Бриана—Келлога.

Понятия и термины: Рейнский гарантийный пакт, пакт Бриана- Келлога, пацифизм, изоляционизм.

Основные даты и события: 10 апреля — 19 мая 1922 г. — работа Генуэзской конференции; 16 апреля 1922 г. — под писание Рапалльского договора между Германией

и РСФСР; 15 июня — 20 июня 1920 г. — работа Гаагской конференции; 20 ноября 1922 — 22 июля 1923 г. — ра­бота Лозаннской конференции; 15 —16 октября 1925 г. — работа Локарнской конференции; 27 августа 1928 г. — заключение пакта Бриана—Келлога.

Личность в истории: А. Бриан, Н. Чемберлен, Г. Штреземан, Г. Чи­ черин.

Оборудование урока: политическая карта мира, атлас.

Тип урока: усвоения новых знаний и умений.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся

III. Мотивация учебной деятельности учащихся

IV. Изучение нового материала

1. Международные отношения в 20-е гг.

2. Международные конференции, их основные решения.

V . Закрепление новых знаний и умений учащихся

VII. Домашнее задание

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа .

1. Охарактеризуйте основные решения Вашингтонской конференции.

2. Назовите противоречия Версальско-Вашингтонской системы.

3. Какие страны и почему оказались вне системы международ­ ных отношений? С чем это было связано?

4. Определите последствия Версальско-Вашингтонской системы для этих стран и Европы в целом.

III . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Всегда существовала необходимость созыва международных кон­ ференций для решения наиболее острых международных вопросов. Во время активизации международных отношений в 20-е гг. итоги таких конференций влияли на разрешение послевоенных проблем Евр опы и воплощение идеи коллективной безопасности. В этот пе риод международно-правовые нормы впервые провозглашали отказ от войны как средства урегулирования межгосударственных и обосновали необходимость их разрешения мирными средствами,

IV . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Постановка проблемного вопроса.

Как изменилось соотношение сил в мире в 20-е гг. после подписан ия ряда международных договоров?

1. Международные отношения в 20-е гг.

Необ ходимо характеризовать международные отношения, акцентируя вни­ мание на последствиях, к которым привели противоречия Версаль ско-Вашингтонской системы. Особое внимание следует уделить раскрытию отношений с Германией и советской Россией, которые не могли оставаться изолированными в системе международных отноше­ ний. Так, в 1921 г. США заключили договор о сотрудничестве с Гер­ манией, хотя и оставались на позициях изоляционизма.

Работа над формированием понятий и терминов.

Большое влияние на формирование международных отношений оказал раскол мира на две системы в связи с утверждением власти большевиков в России. Но советская Россия не была признана ми­ ровым сообществом, что внесло нестабильность в систему междуна­ родных отношений.

Ряд европейских государств были в целом недовольны Версаль ско-Вашингтонской системой и результатами передела мира на сфе­ ры влияния. В связи с этим возникла необходимость урегулирова­ ния основных противоречий в системе международных отношений. С этой целью в 20-е гг. были предприняты попытки преодоления наиболее очевидных слабых сторон Версальско-Вашингтонской сис­ темы: созваны международные конференции, решения которых ста­ билизировали отношения между странами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена технологическая карта урока: "Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг." к учебнику История. Всеобщая история. Новейшая история. Сороко-Цюпа О.С. и др. под ред. Искандерова А.А.

Технологическая карта урока

Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг. (§ 5)

Сформировать представление об итогах Первой мировой войны и последующего мироустройства, через призму становления новой Версальско-Вашингтонской международной политической системы.

Планируемые результаты:

- личностные

• выработать гуманистические ценности, через отказ от любого вида насилия;

• отточить стремление решать любые конфликтные ситуации, в том числе и международные, путем договоренностей и дипломатии;

- метапредметные

• осуществлять постановку учебной задачи;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами;

• определять собственное отношение к историческим событиям;

• выстраивать развернутый ответ в соответствии с заданием, целью;

• на основе анализа текста учебника выделять главное и второстепенное, сравнивать, выделять общие черты и особенности, формулировать выводы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в группе, участвовать в публичном представлении результатов индивидуальной и групповой деятельности;

- предметные

• последствий Первой мировой войны и последующего мироустройства;

• территориальных изменений после Первой мировой войны;

• целей и мотивов крупнейших государств в момент подписания Версальского мирного договора;

• международных конференций и договоров, формирующих понятие Версальско-Вашингтонской системы;

• сопоставлять и сравнивать образы различных исторических личностей;

• работать с текстами различных международных договоров;

• анализировать все несовершенство Версальско-Вашингтонской системы;

• высказывать суждения об участии крупнейших государств в международных отношениях;

• значимости Версальско-Вашингтонской системы и международных отношений в 20-х гг. XX века для последующих исторических событий;

• послевоенного мироустройства как несправедливого и грабительского;

Основные даты: 28 июня 1919 – подписание Версальского мирного договора;

1921 г. – подписание первых международных договоров СССР; 1924 – план Дауэса;

Персоналии: Вудро Вильсон, Д. Ллойд-Джордж, Ж. Клемансо, Ч. Дауэс;

Тип урока: комбинированный;

Образовательные ресурсы: учебник А.О. и О.С. Сороко-Цюпа Всеобщая история. Новейшая история, раздаточный материал, проектор, презентация.

Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих, организация начала урока.

Проверка знаний и умений

Проверка домашнего задания:

– устный опрос по п. № 4

На прошлом уроке вы познакомились с одним из последствий Первой мировой войны: распадом ранее существовавших империй и революциями в этих странах. Давайте с вами подумаем, и назовем ряд причин, которые привели к таким социальным потрясениям? [Всем классом]

(В первую очередь, разорительная война, которая стала бременем для всех стран без исключения; разрушение традиционной экономики стран; глубокие социальные проблемы – огромные человеческие жертвы, нищета, голод, многие остались без крова над головой, в тяжелом положении оказались многие солдаты пришедшие с фронта; нерешенные общественные противоречия в странах, сформированных еще до Первой мировой войны – политическое устройство, тяжелое положение сословий).

Люди стали участниками различных политических идеологий и течений, Какие из них существовали ранее, а другим толчок дала Первая мировая война? (либерализм, консерватизм, социализм, национализм – были ранее; коммунистические идеи, фашизм – возникли в течение и после войны).

После Первой мировой войны пало и еще одно пестрое по национальному и этническому составу государство – Австро-Венгерская империя. По какому принципу формировались новые государства в этом регионе? [Вопрос на размышление всему классу]

(Крупные государственные образования стремились к обособленности и образованию государств с республиканской формой правления, так 12 ноября 1918 года была образована Австрия, а 16 ноября – Венгрия; мелкие же государства стремились к объединению, так Чехия и Словакия объединись в октябре 1918 г. в Чехословакию, а Сербия, Хорватия, Словения и Черногория объединились в Югославию).

Подъем национального сознания захлестнул и страны-колонии великих держав. Какие цели преследовали это государства и каким государствам их удалось достичь? (Надеялись обрести свободу и независимость, избавиться от экономического и влияния иностранных держав, Афганистан и Иран получили независимость, обрести уступки со стороны властей в вопросах самоуправления. В Азиатских странах национальный подъем привел к незначительным реформам со стороны властей).

Читайте также: