Метрические единицы длины 5 класс никольский конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Учить устанавливать единые и общие признаки;

Учить классифицировать факты, делать обобщающие выводы

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность;

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Форма урока Фронтальная, индивидуальная

Используемые методы, приемы, формы

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Труд наш сегодня – это учёба.
Разве нам стыдно свой труд

показать?
Так постараемся делать работу. Пусть на четыре,

а лучше на пять!

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Подготовка к восприятию

- формирование навыков самоорганизации

Готовность учащихся к обучению.

Устный счет (1 слайд)

Вспомнить понятия отрезка, полученные ранее.(3 слайда)

Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы?
Давайте посмотрим фрагмент мультфильма

Каждому человеку как и героям нашего мультфильма неоднократно приходилось что-то измерять: высоту дерева, длину прыжка, свой рост, и многое другое.

Проводят устный счет

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Просматривают фрагмент мультфильма.

- формирование навыков быстрого математического счета

- формирование навыков самоорганизации

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Целеполагание и мотивация

Ребята, а почему при измерении удава получились разные результаты(38 попугаев, 5 мартышек и 2 слоненка)?

Так чем же мы с вами будем заниматься сегодня на уроке?
- Сформулируйте тему урока.

- Запишите тему в тетрадь.

- Какова же цель нашего урока?

Были использованы различные единицы измерения длины.

В тетрадь ученики записывают тему урока: Единицы измерения длины

Формулируют цели урока.

Беседа в ходе фронтальной работы.

- Умение проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации.

- Умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему.

Умение формулировать тему и цели урока

Изучение нового материала и первичное осмысление и закрепление знаний

Отрезок, длина которого принята за единицу измерения, называют единичным отрезком

А какие единицы измерения длины знаете вы?

Давайте вспомним перевод одной единицы длины в другую.

ПАРСЕК-единица длины, применяемая в астрономии.

Астрономия – наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение небесных тел

(В частности, астрономия изучает Солнце и другие звёзды)

Расшифровка слова на СД – диске

(1 учащийся на оценку)

Индивидуальная работа у доски и в тетради.

- Умение переводить одну единицу измерения в другую

- формирование навыков самоорганизации.

- Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Умение самостоятельно сформулировать новые понятия.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Мы здоровьем дорожим,

Выполняем все режим.

Физкультуре хоть минутку

Каждый день мы посвятим!

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу

-Формирование здорового образа жизни

Закрепление нового материала

Комментирует, направляет работу учащихся.

П2.3 стр.85 № 382,384

Выполнение заданий у доски и в тетради

работа в тетрадях и у доски

- Умение выполнять работу по предложенному плану.

- Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Умение производить перевод одной единицы измерения через другую;

- Умение отражать в письменной форме результаты деятельности;

- Умение рассуждать, обобщать аргументировано отвечать на вопросы собеседников, вести диалог.

Достигли ли мы с вами целей урока? Давайте проверим друг друга.

Выполняют самостоятельно работу из шести заданий. Меняются тетрадками и проверяют друг друга по критериям. Выставляют оценки друг другу. Сдают тетради а проверку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит теоретический материал и самостоятельную работу.


Отрезок – это ? Версия Он состоит из двух сторон А и В. Он может быть бесконечным, может быть конечным. Его длина всегда одинакова и равна 5 сантиметрам. Толщина же его зависит от условия задачи. Вот его чертеж:

Отрезок – это ? Версия

  • Он состоит из двух сторон А и В. Он может быть бесконечным, может быть конечным. Его длина всегда одинакова и равна 5 сантиметрам. Толщина же

его зависит от условия задачи. Вот

его чертеж:


Единицы измерения длины. 1 мм 1 см 1 дм 1 км 1 м

Единицы измерения длины.

1 см = 10 мм

1 дм = 10 см

1 м = 10 дм = 100 см

1 км = 1000 м

1 мм = 1000 микрон

1 микрон = 1000 микромикрон




Старинные меры длины. Косая сажень (248 см )

Старинные меры длины.

Косая сажень

(248 см )

Старинные меры длины. Маховая сажень ( 176 см )

Старинные меры длины.

Маховая сажень

( 176 см )

Старинные меры длины. Локоть ( 45 см )

Старинные меры длины.

Локоть

( 45 см )

487 см Задание Выразите ширину горницы , равную 2 маховым саженям 3 локтям. Локоть ( 45 см ) Маховая сажень ( 176 см )

487 см

Задание

  • Выразите ширину горницы , равную 2 маховым саженям 3 локтям.

Локоть

( 45 см )

Маховая сажень

( 176 см )


Самостоятельная работа В- 1 1.Сколько дм в км? 1)100 000дм 2)10 000дм 3)1 000дм 4)другой ответ 2. Выразите в миллиметрах 1) 34 см; б)26 дм ; в)3м 4см 3. Старинная русская мера косая сажень приближенно равна 248 см. Выразите высоту терема , равную 3 косым саженям. В- 2 1.Сколько см в метре? 1)100 000 см 2)100см 3)1 000 см 4)другой ответ 2. Выразите в миллиметрах 1) 53 см; б)32 дм ; в)4м 3см 3. Старинная русская мера локоть приближенно равна 45 см. Выразите длину отреза полотна , равную 15 локтям.

1.Сколько дм в км?

1)100 000дм 2)10 000дм

3)1 000дм 4)другой ответ

2. Выразите в миллиметрах

1) 34 см; б)26 дм ; в)3м 4см

3. Старинная русская мера косая сажень приближенно равна 248 см. Выразите высоту терема , равную 3 косым саженям.

1.Сколько см в метре?

1)100 000 см 2)100см

3)1 000 см 4)другой ответ

2. Выразите в миллиметрах

1) 53 см; б)32 дм ; в)4м 3см

3. Старинная русская мера локоть приближенно равна 45 см. Выразите длину отреза полотна , равную 15 локтям.

Цель урока: обобщить знания полученные в начальной школе; научиться решать задачи по данной теме; научиться переводить единицы измерения из одной системы в другую.

Планируемые результаты:

Предметные: знать единицы измерения отрезков, понятие приближённой длины отрезка с недостатком, с избытком, с округлением.

Уметь пользовать метрической таблицей для перевода единиц измерения.

Метапредметные: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Личностные: ответствен­ное отноше­ние к учению;

умение яс­но, точно, грамотно из­лагать свои мысли в уст­ной и пись­менной речи, понимать смысл поставленной задачи на выполнение действий с многозначными числами.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник (Никольский), тетрадь, карточки для проверки теоретических знаний, карточки самооценки ученика.

Организационный этап

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

П.2.3 читать, № 383, № 390. Принести циркуль.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Графический диктант (1-верное высказывание, 0-неверное высказывание)

1. Стол, доска, потолок – являются примером плоскости. (1)

2. Натянутая нить, дорога, изгиб листа – являются примером части прямой. (0)

3. Прямую можно целиком начертить в тетради. (0)

4. Через одну точку можно провести только одну прямую. (0)

5. Через две точки можно провести только одну прямую. (1)

6. Прямые обозначаются маленькими прописными латинскими буквами. (1)

7. Точки обозначаются заглавными латинскими буквами. (1)

8. Луч, ограниченная прямая с двух сторон. (0)

9. Отрезок, часть прямой с одной точкой. (0)

10. Если на прямой 8 точек, то получиться 16 лучей. (1)

Проверка в парах, шифр написан на доске.

Первичное усвоение новых знаний.

Записываем тему урока в тетрадь.

Работа с учебником страница 84-85. Найдите в тексте ответы на № 378, 379, 380

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление

№ 386 выполнить упражнение по образцу: 2308м=2м 3дм 0см 8мм = 2м 3дм 8мм, №387

Цель урока: отработать умение перевода из одной единицы в другую, совершенствовать вычислительные навыки учащихся 5 классов.

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса к предмету.
  • Развить мыслительные операции (классификация, анализ, синтез).
  • Отточить навык перевода и сравнения единиц измерения.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня на уроке у нас гости, давайте поприветствуем их. (встать, кивнуть головой)
- Педагоги, пришедшие к нам на урок, тоже любят математику, давайте покажем как мы умеем работать.
- Наш урок сегодня будет необычным. Но перед этим проверим, все ли у нас учебные принадлежности есть.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ли на месте? Все ли в порядке:

Карандаши, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Все, что надо под рукой!

Активизация учебных знаний

Проблемная ситуация

- Ребята, посмотрите фрагмент из мультфильма Григория Остера "38 попугаев". (просмотр мультфильма)

Учитель: Кто главные герои, показанного фрагмента? (попугай, удав, слон, мартышка)
- В чем суть проблемы? (удав захотел себя измерить, но не знал как)

- Кто же помог разрешить данную ситуацию? (попугай)
- Каким способом? (мерил шагами)
- Какая получилась длина удава? (38 попугаев)

- Кто еще мерил удава? (мартышка, слон)
- Какова же получилась длина удава в мартышках? (5 мартышек)
- В "слоненках"? (2 слоненка)

- Отчего удав был счастлив? (его измерили)
- Итак, какую проблему решал удав? (хотел измерить себя)

- Какие способы измерения? (шаги, колесо, намотался вокруг)
- Итак, сформулируйте тему? (Длина и способы ее измерения)
- Открываем тетради и записываем тему урока: "Единицы измерения длины".

Повторение изученного

Учитель: А что такое мера, дайте объяснение своими словами? (то, чем можно мерить)
- Ребята, у меня к вам вопрос: можно ли поставить знак равенства между этими мерами длины? (Нет. Метр и километр, разные величины сравнивать нельзя)
- Почему? (потому что разные величины)

- Ребята, а какие меры длины мы с вами знаем? (старинные и современные)
- Назовите мне старинные меры длины?

Старорусские меры длины и массы

  • 1 верста ≈ 1066 м
  • 1 сажень ≈ 248 см (расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки - человек стоит буквой "Х")
  • 1 аршин ≈ 71 см
  • 1 пядь ≈ 18 см (расстояние между концами большого пальца и мизинца)
  • 1 вершок ≈ 5 см
  • 1 локоть ≈ 46 см

- Назовите наименьшую? (вершок)
- Назовите наибольшую? (верста)
- Молодцы! Сейчас мы воспользуемся данными из таблицы и посчитаем. Ребятам, которым будет сложно вычислять в уме, могут вычислять в тетрадке.

1. Как глубоко видит человек, о ком говорят: "на три аршина в землю видит"?
1 аршин = 71 см
3*71 = 213 см

2. Существовал ли когда-нибудь человек "Семи пядей во лбу?"
1 пядь = 18 см
7*18 см = 126 см (Ответ: нет)

3. Косая сажень в плечах. Это сколько? (248 см)

4. Какого роста ребенок, про которого говорят "от горшка два вершка"?
1 вершок = 5 см
2*5 = 10 см
1 коршок = 9 см
9 +10 = 19 см

5. Семь верст молодцу не крюк. А сколько же это?
7*1066 = 7462 м

6. Сравните величины, на сколько борода длиннее человека "сам с пядь, а борода с локоть? (на 24 см)

Практика

Учитель: Ребята, отложите ручки, разделитесь на пары, покажите на соседе старинную меру длины локоть? (от среднего пальца до локтевого сустава)
- А теперь ребята попробуйте измерить длину вашей парты в локтях?
- Сколько получилось? (разные ответы)

- Странно, предмет один, почему получились разные результаты, может вы неправильно мерили?
- Ситуация похожа на ситуацию в мультике? (Нет, так там разные меры, а здесь одна мера длины)
- Можно ли поставить знак равенства? (нет)

- А почему, величины же одинаковые? (длина локтей разная)
- Чтобы избежать путаницы в измерении предметов, ученые разрешили эту ситуацию.
- Что они сделали вы узнаете, прочитав текст, который лежит у вас на парте?

Задания

Текст

Используя прочитанный текст, найдите неверные высказывания:

1. метр - наиболее распространённая единица измерения длины на данный момент в мире;

2. вплоть до конца XVIII в. в Европе был единый стандарт измерения длины, веса и вообще каких-то единых систем измерения;

3. метр рассчитывали исходя из длины меридиана земли;

4. в XX веке единица измерения метр осталась прежней.

Как все мы с вами знаем, метр - это система измерения длины, наиболее распространённая на данный момент в мире. Но само собой, метр и производные от него километры и сантиметры появились ни сразу. Мы настолько привыкли к этим единицам измерения, что совсем забыли о других и даже не знаем, откуда метр взялся и на чем он базируется.

Вплоть до конца XVIII века в Европе не было единого стандарта измерения длины, веса и вообще каких-то единых систем измерения. В разных странах и даже районах были свои системы, которые отличались, и необходимость единого стандарта назревала давно. Таким стандартом и стал метр.

Он был принят во Франции в 1795 году и практически был приблизительно равен тому метру, который мы используем сейчас. Тогда метр рассчитывали исходя из длины меридиана земли.

В итоге начиная с 1795 года метр стал единой системой измерения во Франции, а в течении XIX века по всей Европе.

В XX веке единица измерения метр была пересмотрена. Наука продвинулась далеко вперёд, и к 70-м гг XX в., за эталон метра было решено взять расстояние, которое проходит свет со скоростью света в вакууме. Вот так возник и появился метр.

Международная система единиц (СИ)

Международная система единиц (СИ)

Учитель: Найдите нашу меру длины?
- А какие еще современные меры длины вы знаете, но не нашли в таблице? (км, мм, см, дм)
- Расположите их в порядке убывания, запишите себе в тетрадь. (км, м, дм, см, мм)

- А как вы думаете зачем они нам нужны, неужели бы мы не обошлись одним метром? (больше и меньше метра)
- Давайте выясним:
- Соотнеси указанные длины предметов с единицами измерения.

Читайте также: