Конспект урока портретный очерк

Обновлено: 05.07.2024

Цели: 1) повторить и расширить сведения об описании человека, жанровых особенностях портретного очерка, выразительных средствах, характерных для данного жанра; уметь анализировать текст – описание человека, отмечать характерные черты стиля разных писателей, подбирать выразительные средства для текста-описания человека, выделять в тексте-описании ключевые слова; подготовиться к самостоятельному написанию сочинения в жанре портретного очерка;

2) развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное; развивать наблюдательность и творческое мышление; 3) воспитывать осознание уникальности каждого человека.

Тип: усвоение нового материала.

Оборудование: карточки с заданиями

3. Работа со статьёй учебника А.И.Власенкова и анализ отрывка из текста упр.416 – определение особенностей текста-описания, средств выразительности

5. Работа по карточкам с текстами-описаниями: поиск и определение роли выразительных средств.

6. Работа с упр.419, 420 – выбор подходящих прилагательных, эпитетов

7. Итог урока и домашнее задание на выбор: упр.425 или 426.

- Ребята, дома вы попробовали свои силы в жанре путевых заметок. Всё ли у вас получилось? Что было особенно трудным? Сдавайте тетради, подписывайте число.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной разновидностью очерка - портретным очерком. Вспомним, что мы уже знаем об описании человека, поговорим о том, какие особенности есть у этой жанра, как необходимо писать, чтобы было интересно читать ваше сочинение, поработаем с примерами из публицистической литературы, а дома вы попробуете свои силы в этом интересном жанре – открытии человека.

- Какие сочинения-описания человека мы уже писали? Как вы думаете, описание человека создавать проще или сложнее, чем описание местности? Послушайте стихотворение:

Пропал человек – и сейчас же вопросы:

Каков он – блондин или темноволосый?

Высокого роста иль низкого роста?

Изящно одет или попросту – просто?

А жил он в одном же дворе рядом с нами,

А мы его будто и не замечали…

- Каждый человек – уникален, но мы не всегда это замечаем. Может, сегодняшний урок нам поможет заметить то в хорошо знакомом нам человеке, что не мы не заметили с первого, десятого, сотого взгляда?

- Прочитаем статью в учебнике на с.146-147.

- О чём можно сказать в портретном очерке? Почему важно дать не только описание внешности? Как можно передать характер? Какие выразительные средства часто используются в описании человека?

- Прочтём отрывок из текста упр.193.

На какие особенности Андронникова обращает внимание В.Лакшин и какие выразительные и языковые средства ему в этом помогают?

- А теперь послушайте отрывок из уже знакомого вам произведения. Выпишите ключевые слова описания.

Смокинг и крахмальное бельё очень молодили господина из Сан-Франциско. Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова.

- Что помогают Бунину выразить эти слова? Бунин, конечно, мастер слова: он подолгу работал над каждым словом, над каждой деталью, которая на первый взгляд беспристрастна, но в то же время, многое говорит исподволь.

- Теперь посмотрим на характерные приёмы других писателей. Работаем по заданиям на карточках.

Подъезжая к крыльцу, он заметил выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси двухструнные, лёгкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щёголя…

Когда Чичиков подкатил к крыльцу, он заметил выглянувшие из окна два лица: одно – женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, другое - мужское, круглое, широкое, несколько красноватое, как бывают хорошие молдаванские тыквы…

2. Отметьте особенности построения текста и выбор выразительных средств для описания А.Блока. Какую главную мысль в описании они подчёркивают?

У окна стоит человек. У него коричневое лицо от загара. Высокий лоб. И нетёмные, волнистые, почти курчавые волосы…

Он не оборачивается, когда мы входим.

- Александр Александрович, - говорит Замятин.

Медленно повернувшись, Блок смотрит на нас.

Я никогда не видел таких пустых мёртвых глаз. Я никогда не думал, что на лице могут отражаться такая тоска и такое безразличие.

- Когда вы будете описывать человека, вы охарактеризуете его отличительные, основные качества. Из упр.419 выпишите в три колонки качества положительные, отрицательные, нейтральные предполагаемого предмета вашего описания.

- Конечно, вам нужно будет не только перечислить их, но и отметить как они проявляются, в каких жизненных ситуациях и как они раскрываются, привести примеры.

- Итак, прочитаем задание из домашнего упражнения 200 или, по желанию, из упр.202. Всё ли вам понятно? Можно описывать не только друга, но и родных, учителей. Но так, чтобы вам самому было интересно подмечать что-то в этом человеке, а другим – читать.

ПРИЛОЖЕНИЕ (карточки для учащихся)

Подъезжая к крыльцу, он заметил выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси двухструнные, лёгкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щёголя…

Когда Чичиков подкатил к крыльцу, он заметил выглянувшие из окна два лица: одно – женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, другое - мужское, круглое, широкое, несколько красноватое, как бывают хорошие молдаванские тыквы…

2. Отметьте особенности построения текста и выбор выразительных средств для описания А.Блока. Какую главную мысль в описании они подчёркивают?

У окна стоит человек. У него коричневое лицо от загара. Высокий лоб. И нетёмные, волнистые, почти курчавые волосы…

Он не оборачивается, когда мы входим.

- Александр Александрович, - говорит Замятин.

Медленно повернувшись, Блок смотрит на нас.

Я никогда не видел таких пустых мёртвых глаз. Я никогда не думал, что на лице могут отражаться такая тоска и такое безразличие.


Старуха приехала в Москву издалека. Свой северный край называет Русью. Большая, бокастая, ходит в валенках, в теплой стеганой безрукавке. Лицо крупное, желтоглазое, в космах толстых седых волос, – лицо восемнадцатого века.

Спросил ее как-то:

– А сколько вам лет будет?

– Семьдесят семь, господин милый.

– А вы, дай Бог не сглазить, еще совсем хоть куда.

– А что ж мне? Это года не велики. Наш родитель до ста лет дожил.

Чаю она не пьет, сахару не ест. Пьет горячую воду с черным хлебом, с селедкой или солеными огурцами.

– Вы никогда, небось, и не хворали?

– Нет, трясовица была на мне, порча на мне была. Мужа страшилась: как он ко мне с любовным чувством, меня и начинало трясти, корежить. Сжечь бы ее, ту, что напустила на меня это!

– Не смеют они так про Бога говорить. Бог наш, а не их. Сжечь бы их всех!

Ее рассказы о родине величавы. Леса там темны, дремучи. Снега выше вековых сосен. Бабы, мужики шибко едут в лубяных санках, на кубастых лохматых коньках, все в лазоревых, крашеного холста тулупах со стоячими аршинными воротами из жестокого псиного меху и в таких же шапках. Морозы грудь насквозь прожигают. Солнце на закате играет как в сказке: то блещет лиловым, то кумачовым, а то все кругом рядит в золото или зелень. Звезды ночью – в лебяжье яйцо.

Старуха приехала в Москву издалека. Свой северный край называет Русью. Большая, бокастая, ходит в валенках, в теплой стеганой безрукавке. Лицо крупное, желтоглазое, в космах толстых седых волос, – лицо восемнадцатого века.

Спросил ее как-то:

– А сколько вам лет будет?

– Семьдесят семь, господин милый.

– А вы, дай Бог не сглазить, еще совсем хоть куда.

– А что ж мне? Это года не велики. Наш родитель до ста лет дожил.

Чаю она не пьет, сахару не ест. Пьет горячую воду с черным хлебом, с селедкой или солеными огурцами.

– Вы никогда, небось, и не хворали?

– Нет, трясовица была на мне, порча на мне была. Мужа страшилась: как он ко мне с любовным чувством, меня и начинало трясти, корежить. Сжечь бы ее, ту, что напустила на меня это!

– Не смеют они так про Бога говорить. Бог наш, а не их. Сжечь бы их всех!

Ее рассказы о родине величавы. Леса там темны, дремучи. Снега выше вековых сосен. Бабы, мужики шибко едут в лубяных санках, на кубастых лохматых коньках, все в лазоревых, крашеного холста тулупах со стоячими аршинными воротами из жестокого псиного меху и в таких же шапках. Морозы грудь насквозь прожигают. Солнце на закате играет как в сказке: то блещет лиловым, то кумачовым, а то все кругом рядит в золото или зелень. Звезды ночью – в лебяжье яйцо.

внешний – это не только описание лица, рук, цвета глаз, волос, причёски, одежды, это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке. Необходимо уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека;

В портретном очерке сочетаются следующие компоненты:

портрет в узком смысле этого слова;

описание обстановки, в которой живёт и работает герой очерка;

рассказ о главном деле его жизни, интересах, увлечениях, взаимоотношениях с окружающими.

Характерные особенности публицистического очерка

документальность

достоверность фактов, событий

описание реальной обстановки

использование изобразительных средств

внешний – это не только описание лица, рук, цвета глаз, волос, причёски, одежды, это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке. Необходимо уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека;

В портретном очерке сочетаются следующие компоненты:

портрет в узком смысле этого слова;

описание обстановки, в которой живёт и работает герой очерка;

рассказ о главном деле его жизни, интересах, увлечениях, взаимоотношениях с окружающими.

Характерные особенности публицистического очерка

документальность

достоверность фактов, событий

описание реальной обстановки

использование изобразительных средств

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

За долгие годы работы Н.М. Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

За долгие годы работы Н.М. Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…

Портретный очерк – это журналистское произведение, в котором предметом изображения выступает конкретный человек, содержанием становится авторская трактовка его судьбы путем художественного анализа фактов биографии.

Создание портретного очерка требует от журналиста не только профессионализма в сборе информации, но и таланта литератора, способного при создании портрета отдельной личности делать наброски портрета общества в целом. В портретном очерке необходимо показать героя в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе.

Яркий образ в портретном очерке – верный путь к достижению понимания автора своим читателем. Важную роль играет осмысление фактов биографии героя очерка, кропотливый отбор художественных средств. В роли таких художественных средств чаще всего выступают художественная деталь, диалог, портрет, пейзаж…

С помощью детали можно описать обстановку, место действия, передать характерные черты внешности героя, его речи, описать манеру поведения. Важно, найдя такую деталь, грамотно определить ее место в создаваемом тексте, так, чтобы она служила общему замыслу автора.

Диалог нередко встречается в современном очерке, но чаще встречаются портретные очерки с элементами интервью. Воссоздание с помощью такого атмосферы общения добавляет штрихи к психологической характеристике героя.

Портретная характеристика напрямую связывается с психологическими особенностями личности. Внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика – все оказывается в поле наблюдения журналиста. Здесь важна документальная точность.

Пейзаж используется в качестве сравнения внутреннего состояния героя и окружающей природы, в качестве приема раскрытия его мировоззренческих позиций, собственно характера.

Документальность, исследовательская природа портретного очерка и оригинальность изложения фактического материала дают возможность предположить, что интерес к этому жанру проявится вместе с осмыслением современной действительности и роли человека в ней.

Портретный очерк – это журналистское произведение, в котором предметом изображения выступает конкретный человек, содержанием становится авторская трактовка его судьбы путем художественного анализа фактов биографии.

Создание портретного очерка требует от журналиста не только профессионализма в сборе информации, но и таланта литератора, способного при создании портрета отдельной личности делать наброски портрета общества в целом. В портретном очерке необходимо показать героя в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе.

Яркий образ в портретном очерке – верный путь к достижению понимания автора своим читателем. Важную роль играет осмысление фактов биографии героя очерка, кропотливый отбор художественных средств. В роли таких художественных средств чаще всего выступают художественная деталь, диалог, портрет, пейзаж…

С помощью детали можно описать обстановку, место действия, передать характерные черты внешности героя, его речи, описать манеру поведения. Важно, найдя такую деталь, грамотно определить ее место в создаваемом тексте, так, чтобы она служила общему замыслу автора.

Диалог нередко встречается в современном очерке, но чаще встречаются портретные очерки с элементами интервью. Воссоздание с помощью такого атмосферы общения добавляет штрихи к психологической характеристике героя.

Портретная характеристика напрямую связывается с психологическими особенностями личности. Внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика – все оказывается в поле наблюдения журналиста. Здесь важна документальная точность.

Пейзаж используется в качестве сравнения внутреннего состояния героя и окружающей природы, в качестве приема раскрытия его мировоззренческих позиций, собственно характера.

Документальность, исследовательская природа портретного очерка и оригинальность изложения фактического материала дают возможность предположить, что интерес к этому жанру проявится вместе с осмыслением современной действительности и роли человека в ней.

Содержимое разработки

План-конспект урока русского языка

1. Автор: Сапельников Алексей Витальевич

2. Предмет: русский язык.
3. Класс: 11.
4. Тема урока. Портретный очерк.
5. Цель урока. Подготовка к написанию сочинения в жанре портретного очерка. ( Подбор и отбор материала по теме, развитие устной связной речи учащихся (выступление), развитие связной письменной речи обучающихся.
6. Задачи урока.

– Прослушать выступления учащихся.

– Проанализировать тексты публицистического стиля, определить их характерные признаки и языковые особенности.

– На основе обобщённых знаний о публицистике, её жанрах создать портретный очерк.

7. Планируемые образовательные результаты: учащиеся больше информации получат о публицистике, узнают характерные особенности портретного очерка, усовершенствуют умение анализировать текст, смогут подготовиться к написанию сочинения в жанре портретного очерка.

8. Содержание урока:

Этап урока

Содержание и виды деятельности учащихся

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

Очень сложный, но очень интересный урок, на котором вы будете мне помогать. Прошу быть внимательными: сегодня ваши однокласснике в образе докладчиков, комментаторов, литературоведов.

2. Основной (информационно-аналитический) этап

1. О публицистическом стиле.

2. Жанры публицистики.

II . 1. Работа по анализу художественного текста. Эпизод из романа И.С. Тургенева: описание Базарова. (Фронтально, совместно.)

III . 1. Теоретическая часть: чтение материала учебника о портретном очерке, выделение его характерных черт.

2. Анализ текстов. (См. слайды 10 и 11.)

(Работа в группах.)

IV . Обобщение делается фронтально, затем подготовленным учащимся. (См. слайд № 12.)

V . Итог: этапы работы над очерком. (Слайд № 13.)

3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Выставление отметок с комментариями.

? Насколько успешно вы смогли подготовиться к написанию очерка? Оцените свою работу, готовность…

Примечание. 1. На протяжении всего урока используется презентация.

2. Раздаточный материал используется при необходимости, после урока остаётся у обучающихся.

3. Если материал изучен, есть пять–десять минут, могут начать работу на уроке, а учитель ответить на извечный вопрос: с чего начать.

Содержимое разработки

Публицистический стиль. Основные жанры публицистического стиля. Портретный очерк.

Публицистический стиль. Основные жанры публицистического стиля. Портретный очерк.

Портретный очерк. Особенности жанра. Цель урока. Изучить особенности жанра портретного очерка. Создать собственный очерк.

Портретный очерк. Особенности жанра.

Цель урока. Изучить особенности жанра портретного очерка.

Создать собственный очерк.

Характерные особенности публицистического очерка

Характерные особенности публицистического очерка

Портрет героя художественного произведения.

Литературный портрет.

Портретный очерк.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал…

– Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь. позвольте узнать ваше имя и отчество?

– Евгений Васильев, – отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

– Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, – продолжал Николай Петрович.

Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдете ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одеженку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями , только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку , которую тот не сразу ему подал…

– Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь. позвольте узнать ваше имя и отчество?

– Евгений Васильев, – отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо . Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету , оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

– Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, – продолжал Николай Петрович.

Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые , не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдете ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одеженку , – прибавил он, снимая с себя свой балахон .

  • Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя кчеловеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул егообнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал…–Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь. позвольте узнать ваше имя и отчество?–Евгений Васильев, – отвечал Базаровленивым, но мужественным голосоми, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все своелицо.Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.–Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, – продолжал Николай Петрович.Тонкие губыБазарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Еготемно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрываликрупных выпуклостей просторного черепа.……………………………………………………………..–Да, да, пожалуйста. Но не пройдете ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?–Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите толькочемоданишкомой туда стащить да вот этуодеженку, – прибавил он, снимая с себя свойбалахон.

И.А. Бунин. РУСЬ.

Старуха приехала в Москву издалека. Свой северный край называет Русью. Большая, бокастая, ходит в валенках, в теплой стеганой безрукавке. Лицо крупное, желтоглазое, в космах толстых седых волос, – лицо восемнадцатого века.

Спросил ее как-то:

– А сколько вам лет будет?

– Семьдесят семь, господин милый.

– А вы, дай Бог не сглазить, еще совсем хоть куда.

– А что ж мне? Это года не велики. Наш родитель до ста лет дожил.

Чаю она не пьет, сахару не ест. Пьет горячую воду с черным хлебом, с селедкой или солеными огурцами.

– Вы никогда, небось, и не хворали?

– Нет, трясовица была на мне, порча на мне была. Мужа страшилась: как он ко мне с любовным чувством, меня и начинало трясти, корежить. Сжечь бы ее, ту, что напустила на меня это!

– Не смеют они так про Бога говорить. Бог наш, а не их. Сжечь бы их всех!

Ее рассказы о родине величавы. Леса там темны, дремучи. Снега выше вековых сосен. Бабы, мужики шибко едут в лубяных санках, на кубастых лохматых коньках, все в лазоревых, крашеного холста тулупах со стоячими аршинными воротами из жестокого псиного меху и в таких же шапках. Морозы грудь насквозь прожигают. Солнце на закате играет как в сказке: то блещет лиловым, то кумачовым, а то все кругом рядит в золото или зелень. Звезды ночью – в лебяжье яйцо.

внешний – это не только описание лица, рук, цвета глаз, волос, причёски, одежды, это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке. Необходимо уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека;

В портретном очерке сочетаются следующие компоненты :

В портретном очерке сочетаются следующие компоненты :

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

За долгие годы работы Н.М. Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью моего урока было подготовить обучающихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка на основе картины, расширить фоновые знания учащихся о Б.М.Кустодиеве и Ф.И.Шаляпине.

Учитель русского языка и

литературы Дзуцева А.Дз.

Тема. Сочинение – портретный очерк по картине Б.М.Кустодиева

1.Подготовить учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка на основе картины;

2.повторить сведения о структуре портретного очерка, его языковых особенностях;

3.закрепить умение писать сочинение в публицистическом стиле речи;

4.расширить фоновые знания учащихся о Б.М.Кустодиеве, Ф.И.Шаляпине, эпохе 20-х годов 20 века.

Словарный экран:

Антураж – (франц.) окружение; окружающая среда, обстановка.

Балаган – старинное народное театральное зрелище комического характера.

Пьедестал – подножие статуи.

Смокинг – черный пиджак с открытой грудью и длинными , обшитыми шелком лацканами.

Феерия – 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания , требующее пышной постановки и сценических эффектов;

2) волшебное , сказочное зрелище.

Рассказ о художнике. (4 слайд)

2. Слово о портрете Ф.И.Шаляпина (9 слайд).

II. Беседа по картине – портрету.

-Что вы знаете о Ф.И.Шаляпине?

-Каким голосом обладал Шаляпин?

(У него был редкий по силе и выразительности бас, красивый, бархатистый тембр голоса).

-Какие оперные партии Шаляпина вы знаете?

- Знаете ли вы народные песни в исполнении Шаляпина?

-Почему Шаляпин любил именно этот портрет?

(Он себя увидел как в зеркале. Кустодиев передал не только внешнее сходство с его моделью, но и подчеркнул глубоко национальный характер певца, его неразрывную связь с народом. Фон - народный праздник. Этот портрет был сделан накануне отъезда за границу, откуда он уже не вернется).

-Какие приемы использует художник , чтобы подчеркнуть обобщенность и масштабность личности Шаляпина?

(Кустодиев изображает певца на заснеженном пригорке , как будто на пьедестале. Огромная фигура Шаляпина возвышается над праздничным гуляньем . Он стоит во весь рост в порывистом движении . Его фигура в темной одежде четко выделяется на фоне бело - голубого неба и разноцветья широкой масленицы. Образ Шаляпина обобщен . Он сразу привлекает наше внимание).

-Опишите внешний облик Ф.И.Шаляпина, его позу, лицо, одежду.

(Величественная поза , гордая осанка. Статный , высокий , широко расставив ноги и т.д.).

-Сумел ли художник передать характер великого певца?

(Кустодиев передал широту, размах шаляпинской натуры, его благородство, артистизм, сумел показать его национальный характер, талантливость , темперамент).

-Обратите внимание на выражение лица Шаляпина .

(Выражение лица выдает человека беспокойного, энергичного)

-Как вы думаете, о чем мог задуматься Шаляпин?

(Возможно о мимолетности славы, о детстве, родной Волге, а теперь приходится покидать родину).

-Как вы думаете, почему художник для фона выбирает зимний пейзаж?

- Вспомним, что такое портретный очерк, составные части портретного очерка.

- Какова композиция очерка?

-Какой стиль и тип речи обычно преобладает в очерке?

( Публицистический стиль, повествование , описание).

III. Анализ текста В Липатова . (Приложение).

IV Беседа по тексту.

-Какова тема данного текста?

- Как построен этот фрагмент очерка ?

(4 абзаца, что описывается в каждом абзаце)

- Назовите пословицы и фразеологизмы, связанные с этим праздником.

- Найдите предложения, передающие авторские размышления.

-Какой тип речи употреблен в тексте?

(описание с элементами повествования и рассуждения).

-Определите стиль текста. Какие образные средства используются здесь?

-С какой целью они употреблены.

Шаляпин на заснеженном пригорке, а вдали, внизу, шумит широкая масленица. Неспокоен Шаляпин, нетерпелив и энергичен, насыщен динамикой. Себя ли слушает? На жизнь ли свою озирается? Может быть, сожалеет, удивляется: праздник и без него идет-гудит. По-прежнему ярморочный силач штангу поднимает на балаганном помосте, и мчатся сани, и карусель вертится, и вьется над ней яркая гроздь разноцветных шаров.

Именно сейчас , в эту минуту, понял суть свою Шаляпин, как в зеркало глянул. Потому и любил именно этот портрет. Он был там самый настоящий , каким подглядели его в одиночестве за кулисами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятие о жанре портретного очерка. Формирование умения срздавать свой текст.

ТЕМА УРОКА: РАЗВИТИЕ РЕЧИ.ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК

ЦЕЛИ:1.Дать понятие о жанре портретного очерка. 2. Контроль сформированности умения пользоваться словарем и составлять словарные статьи. 3. Формирование умения анализа текста – образца.

4. Формирования умения создавать свой текст как ответ на задание к тексту – портретному очерку. 5. Расширять речевую компетентность учеников , совершенствовать навыки монологической речи.

Планируемые результаты:

- сформированность понятий о нормах русского языка и применение знаний о них в речевой практике

- владение умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров

-владение языковыми средствами- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность

- сформированность мировоззрения , соответствующего современному уровню общественной практики

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.

ОБОРУДОВАНИЕ: портреты Ф.И.Шаляпина ( Репин, Коровин), запись песни в его исполнении , раздаточный материал – текст ( А.Седых ) и раздаточные карточки.

Организационный момент.

Знакомство с планом и целями урока.

- Мы продолжаем знакомство с жанрами публицистики, их строением и языковыми особенностями. Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром портретного очерка, рассмотрим особенности композиции , его составные части.

- Каждому из нас приходилось в различных речевых ситуациях описывать внешность человека или какие-то отдельные черты. Обычно мы делаем это , когда пытаемся рассказать кому - нибудь о человеке, который ему не знаком. Как же с помощью портретного очерка сделать это лучше?

Проверка домашнего задания.

- Готовясь к сегодняшнему уроку, вы должны были повторить, что такое портрет в живописи и литературе. На партах у вас находятся карточки с заданием дописать: « Портрет в живописи- это…

(Учащиеся самостоятельно работают с карточками)

А теперь, ребята, вы сами можете оценить себя. Кто справился на 5, 4 у кого задание вызвало затруднение?

Объяснение нового материала.

Прослушивание записи песни в исполнении певца.

Выявление первичного впечатления.

- Каким вы представляете себе знаменитого певца?

-Что на вас произвело наибольшее впечатление: голос , внешность , черты характера?

6. Аналитическая работа с текстом (Тексты распечатаны по количеству учащихся).

-Прослушайте текст. (Учитель выразительно читает текст).

-Какие составные части могут быть в портретном очерке?

-Какие составные части есть в данном портретном очерке?

-Найдите в тексте описание внешности героя очерка. Какой тип речи использован в этой части очерка?

-Что привлекло вас в личности Шаляпина?

-Аналогичное задание вы выполните дома: устно проанализируете упр.394

7. Творческая работа.

(Чтение 3-4 работ, учащиеся в конце урока сдают тетради).

8. Итоги урока

Читайте также: