Методика работы с источниками информации методы работы с научной литературой конспект

Обновлено: 07.07.2024

На прошлых уроках мы рассмотрели этапы работы над проектом. На этапе планирования немало важным фактором является определение источников информации.

Очевидно, информация как ресурс может быть либо материальной, либо нематериальной. Соответственно, взаимодействие как таковое может иметь три вида:

– материальный — нематериальный, когда одна часть одномоментного взаимодействия является материальной, а другая – нематериальной.

Из этого определения следует два наиболее общих свойства информации:

– информация не может существовать вне взаимодействия объектов;

– информация в рамках замкнутой среды-системы не теряется ни одним из объектов информационного взаимодействия.

Источник информации — объект, идентифицирующий происхождение информации.

Источник информации — в теории перевода — создатель или автор текста оригинала.

Вся информационная среда делится на три типа источников информации: документ, человек и предметно-вещевая среда.

Человек является ключевым звеном в системе информационных источников. Может дать большую и интересную информацию из области своих знаний и своего опыта

Под предметно-вещевой средой понимается обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек.

Пути поиска информации:

  • · изучение библиотечного каталога.
  • · с помощью поисковых систем в Интернете.
  • · в справочном аппарате лингвистических энциклопедий. В них после статьи на определенные темы дается список литературы.
  • · коммуникативный — возможность получить необходимую консультацию от любого компетентного человека: библиографа, у преподавателя ВУЗа, наконец, можно попросить об этом студентов. Научный руководитель может попросить совета у научных консультантов, на которой предполагается представлять проектные работы учеников.

Работа с научной литературой.

Как надо искать необходимую литературу источника? В первую очередь в библиотечных каталогах и в последних номерах журналов за каждый год. Хорошим подспорьем могут быть списки литературы, которые приводятся в монографии и списки цитированной литературы в кандидатских и докторских диссертациях. Списки цитированной литературы располагаются в конце научного отчета, статьи в алфавитном порядке.

Знакомиться с книгой желательно в таком порядке:

1. Внимательно изучить титульную страницу, где указаны основные данные на книгу: название, автор, место и год издания, наименование издательства;

  1. Познакомиться с оглавлением этой книги, стараясь понять, из каких разделов она состоит, в какой последовательности излагается материал; обратить внимание на наличие в книге чертежей, схем, рисунков дополняющий и поясняющий текст.
  2. Прочитать аннотацию, предисловие, введение, послесловие, выводы, что может лучше представить содержание, понять назначение и цель книги.
  3. Ознакомиться непосредственно с основным текстом книги, для чего нужно прочитать несколько страниц, абзацы, отрывки из наиболее ценных и интересных разделов. Это даст представление о стиле и языке автора, особенностях изложения материала, степени трудностях или доступности книги.

Интернет ресурсы.

Вспомним основные поисковые системы Интернет:

Сайты Интернет – являются не чем иным, как источниками информации. Например,

Библиографический список.

При оформлении проектной работы необходимо правильно составлять библиографический список используемой литературы. Источниками для формирования библиографического списка могут быть:

Научные тексты – главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения – важная составляющая труда исследователя.

Выбор и изучение литературы осуществляется поэтапно:

Первичное ознакомление и беглое прочтение источника.

Глубокое чтение и анализ.

Специальная литература для чтения и изучения отбирается:

во-первых, по ключевым понятиям, составляющим тему исследования;

во-вторых, по рекомендации научного руководителя;

в-третьих, из имеющихся "под рукой" источников.

Если для реферата литературу рекомендует научный руководитель, то при написании курсовой и дипломной работ студент самостоятельно осуществляет подбор и выбор источников.

Чтение научной литературы должно сопровождаться работой со словарями, учебниками, записями лекций. Это помогает адекватно понимать научную терминологию, актуализировать знания и полнее их использовать.

При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности источника, можно более рационально спланировать изучение источников, начав с более лёгких для понимания, постепенно переходя к более трудным. Последними являются, как правило, теоретические тексты, менее сложными являются методические (эмпирические, описательные).

Целесообразно начать чтение научной литературы с источника, в котором интересующая вас проблема представлена более широко или даже целиком. Вы получите общее представление о теме и вопросах, её касающихся. Таким источником может быть даже учебник или учебное пособие.

Вторичное чтение литературы – чтение более медленное, продуманное, глубокое, с обязательным конспектированием, целенаправленное и ведущееся по плану, составленному в соответствии с задачами исследования и планом написания работы.

Выбор источников диктуется целью и планом работы, но при этом не следует забывать о целесообразности разнообразия источников. Минимальный объём научного текста, изучаемый при выполнении учебно-исследовательской работы, составляет: для реферата – не менее 200 страниц, для курсовой – не менее 500 страниц, для дипломной работы – не менее 1500 страниц.

2. Конспектирование источников

Конспект – это краткое изложение первичного текста, приспособленное к задачам исследования. Конспектирование – процесс образования нового знания на основе изучаемого; это способ переработки информации для последующего её использования самим конспектирующим.

Теоретический текст конспектируется с учётом структуры его содержания. В процессе конспектирования выделяются понятия, категории, законы, принципы, идеи, определения, теории, гипотезы, выводы, факты и т. д. Затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста.

В эмпирическом тексте чаще всего представлены факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д.

Виды конспектирования:

выборочное и сквозное;

репродуктивное и продуктивное.

Каждый вид конспектирования отличается особенностями, определяющими пригодность для решения разных задач.

Формы конспектирования:

Технологические приёмы конспектирования:

пересказ "своими словами";

выделение идей и теорий;

реконструкция текста в виде создания таблиц, рисунков, схем;

описание связей и отношений и др.

В процессе конспектирования проводится анализ текста. Могут использоваться разные виды анализа: обзорный; сравнительный; системный; проблемный; аспектный; критический; феноменологический; контент-анализ; герменевтический; комплексный и др..

Каждый из этих видов анализа имеет свою технологию, что приводит к разным результатам. Критерии хорошего конспекта:

краткость (не более 1/8 первичного текста);

ясность (отчётливость и однозначность), понятность.

Конспектированию лучше учиться в самом начале исследовательской работы, т. е. на стадии выполнения реферата.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Постоянная работа с научной литературой – обязательный компонент любой научной деятельности. А сама научная литература является важнейшим средством поддержания существования и развития науки – во-первых, средством распространения и хранения достигнутого научного знания, во-вторых – средством коммуникации, научного общения ученых между собой. Причем, необходимо учитывать разные функции тех или иных видов публикаций, отражающих, как правило, разные этапы развития научного знания.
Выбор метода изучения научного текста основывается на постановке чёткой цели исследования и его задач, на понимании специфики рассматриваемого текста, на владении техникой того или иного анализа.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Информационное обеспечение учебного исследования………………4
2. Конспектирование источников…………………………………. ……..5
3. Методы обработки содержания научных текстов…………………..…7
4. Понятийно-терминологический аппарат исследования………………9
Заключение…………………………………………………………………10
Список литературы………………………………………………………. 11

Файлы: 1 файл

Тема 7.docx

1. Информационное обеспечение учебного исследования………………4

2. Конспектирование источников……… …………………………. ……..5

3. Методы обработки содержания научных текстов…………………..…7

4. Понятийно-терминологический аппарат исследования………………9

Постоянная работа с научной литературой – обязательный компонент любой научной деятельности. А сама научная литература является важнейшим средством поддержания существования и развития науки – во-первых, средством распространения и хранения достигнутого научного знания, во-вторых – средством коммуникации, научного общения ученых между собой. Причем, необходимо учитывать разные функции тех или иных видов публикаций, отражающих, как правило, разные этапы развития научного знания.

Читая и конспектируя научную литературу, следует подумать о том, как она будет представлена в тексте тематического реферата, курсовой, дипломной, диссертационной работы. Рекомендуется содержание текстов обрабатывать.

  1. Информационное обеспечение уче бного исследования

Научные тексты – главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения – важная составляющая труда исследователя.

Выбор и изучение литературы осуществляется поэтапно:

Первичное ознакомление и беглое прочтение источника.

Глубокое чтение и анализ.

Специальная литература для чтения и изучения отбирается:

во-первых, по ключевым понятиям, составляющим тему исследования;

во-вторых, по рекомендации научного руководителя;

в-третьих, из имеющихся "под рукой" источников.

При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности источника, можно более рационально спланировать изучение источников, начав с более лёгких для понимания, постепенно переходя к более трудным. Последними являются, как правило, теоретические тексты, менее сложными являются методические (эмпирические, описательные).

Вторичное чтение литературы – чтение более медленное, продуманное, глубокое, с обязательным конспектированием, целенаправленное и ведущееся по плану, составленному в соответствии с задачами исследования и планом написания работы.

Выбор источников диктуется целью и планом работы, но при этом не следует забывать о целесообразности разнообразия источников.

Конспект – это краткое изложение первичного текста, приспособленное к задачам исследования.

Теоретический текст конспектируется с учётом структуры его содержания.

В процессе конспектирования выделяются понятия, категории, законы, принципы, идеи, определения, теории, гипотезы, выводы, факты и т. д., затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста.

В эмпирическом тексте чаще всего представлены факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д.

  • выборочное и сквозное;
  • репродуктивное и продуктивное.
  • выписки;
  • составление плана;
  • тезисы;
  • аннотация;
  • рецензия.

Технологические приёмы конспектирования:

  • выписка цитат;
  • пересказ "своими словами";
  • выделение идей и теорий;
  • критические замечания;
  • собственные разъяснения;
  • сравнение позиций;

реконструкция текста в виде создания таблиц, рисунков, схем;

описание связей и отношений и др.

Критерии хорошего конспекта:

краткость (не более 1/8 первичного текста);

    • целевая направленность;
    • аналитичность;
    • научная корректность;
    • ясность (отчётливость и однозначность), понятность.

    Конспектированию лучше учиться в самом начале исследовательской работы, т. е. на стадии выполнения реферата.

    Метод деконструкции заключается в возможности изменять последовательность высказываний автора, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других исследователей и давать свою интерпретацию.

    Аксиоматический метод – построение авторского текста на основе некоторых положений изучаемого научного текста, принятых как аксиоматические (исходные, не требующие доказательств), на основе которых чисто логическим путём, посредством доказательств (аргументации) выводятся все остальные положения.

    Дескриптивный метод – описание изучаемого явления, процесса, качества с помощью дескрипторов (слов и словосочетаний, служащих для описания основного смыслового содержания документа). Дескрипторы – это опорные слова, выражающие основное смысловое содержание изучаемого явления.

    Диахронический метод предполагает изучение каких-либо идей, научных школ в их историческом появлении, становлении и развитии. Чаще всего применяется при описании исторического материала, написании глав и параграфов, посвящённых истории вопроса.

    Аспектный анализ представляет собой рассмотрение научного текста под каким-нибудь конкретным углом зрения, через призму какой-либо определённой теории или идеи, на основе какого-либо учения. Этот метод реализуется, когда научный материал интерпретируется с учётом определённых проблем практики.

    Герменевтический анализ позволяет выявить скрытые, неявные смыслы научного текста.

    Голографический анализ – анализ целостного явления или процесса во всех его связях и зависимостях, в движении и отношениях с внешней средой. Это самый сложный вид аналитического рассмотрения, с помощью которого соединяются теоретические знания о предмете исследования и осведомлённость в практике его функционирования, выявляются его всевозможные внутренние структуры и их взаимодействие. Этот метод находится в стадии становления. Опыт его применения студентами очень важен.

    Критический анализ – метод выявления сильных и слабых сторон научного текста.

    Концептуальный анализ – это анализ научного текста в ракурсе определённой концепции или теории, а также поиск концептуальных основ проведённого автором исследования и полученных им выводов.

    Проблемный анализ – анализ нерешённой, находящейся в стадии исследования проблемы.

    Системный анализ – рассмотрение предмета исследования по возможности во всех его внутренних и внешних связях и зависимостях.

    Сравнительный анализ – метод сопоставления и выявления общих и различных признаков, свойственных двум или более объектам исследования (идей, подходов, решений и др.).

    Феноменологический анализ – анализ какого-либо крупного явления социальной жизни, процесса, системы как феномена науки и научное описание их состава и наиболее общих характеристик. С его помощью "собираются" все знания, которые получены в науке при исследовании таких явлений.

    1. Понятийно-терминологический ап парат исследования

    Научные понятия, представленные в тексте как термины, составляют основу любого исследования. Они определяют его логику, обеспечивают развитие мысли. Важно выстроить понятийно-терминологическую систему собственной работы и убрать противоречия и излишества, мешающие чётко и просто представить тему. Это и есть труд по составлению тезауруса.

    При использовании научной терминологии следует соблюдать некоторые правила:

    • используйте научную терминологию в объёме, не превышающем необходимость её для раскрытия темы, не перегружайте ею текст;
    • пользуйтесь лишь понятными вам терминами;
    • сохраняйте устоявшийся в науке смысл и значение используемого термина;
    • если вводятся новые научные термины, давайте их определения.

    В исследовательской деятельности всегда надо помнить о полифункциональности научной терминологии как способности термина обозначать в разных ситуациях различные явления и состояния. Всегда надо уточнять, в каком смысле мы используем термин и какова его функция.

    Следует избегать частого повтора одного и того же термина; повторяющийся термин может быть заменён местоимением или синонимичным существительным.

    Выбор метода изучения научного текста основывается на постановке чёткой цели исследования и его задач, на понимании специфики рассматриваемого текста, на владении техникой того или иного анализа. Выбранные и применяемые методы обработки содержания теоретической литературы обязательно указываются во "Введении" в разделе "Методы исследования", в его подразделе "Теоретические методы исследования".

    При написании научного исследования автору предстоит изучить немало литературы, выбрать наиболее подходящие ресурсы, обработать их. Только после тотального изучения информации возможно выявить и исследовать проблему, разработать новые способы ее решения. Важно, чтобы текст учебной или научной работы был грамотно изложен, согласно принципам ясности, четкости, последовательности и пр. В данной статье мы рассмотрим наиболее распространенные методы анализа и обработки научных ресурсов.

    Основные методы, используемые при анализе научной литературы

    При написании научного исследования автору предстоит изучить немало литературы, выбрать наиболее подходящие ресурсы, обработать их. Только после тотального изучения информации возможно выявить и исследовать проблему, разработать новые способы ее решения. Важно, чтобы текст учебной или научной работы был грамотно изложен, согласно принципам ясности, четкости, последовательности и пр. В данной статье мы рассмотрим наиболее распространенные методы анализа и обработки научных ресурсов.

    Метод деконструкции

    Данный прием основывается на изменении последовательности изложения мысли автора. Здесь исследователю предстоит тщательно отбирать материал и включать в подходящие моменты выбранные фрагменты со ссылкой на первоисточник. Желательно переплетать основную мысль с доказанными гипотезами других авторов и при этом аргументировано описывать свою позицию.

    Аксиоматический метод

    Нужна помощь преподавателя?

    Мы всегда рады Вам помочь!

    Метод апперципирования

    Этот метод предполагает обычное дополнение хода исследования новыми сведениями из иных источников. Главное, чтобы все используемые в качестве дополнения ресурсы были связаны с выбранной темой научного проекта. Таким образом, этот способ предполагает связывание мыслей автора с чужими трудами, демонстрирует зависимость его точки зрения от иных гипотез.

    Дискриптивный метод

    Диахронический метод

    Чтобы конкретизировать и обосновать проблему или тему досконально, зачастую авторы прибегают к изучению вопроса с ранних истоков. Они исследуют его с момента зарождения и вплоть до настоящего времени. Зачастую такой подход используется при написании учебных и научных работ по гуманитарным дисциплинам (история, философия, социология и пр.). Исследование проблемы с учетом ее исторического развития производится с помощью диахронического метода.

    Аспектный анализ

    Голографическчий метод

    Данный прием считается одним из самых полноценных, расширенных и в то же время сложных. Он предполагает изучение темы (проблемы), как целого явления, так и в раздробленном виде, с учетом его взаимосвязей с окружающим миром. То есть данный метод позволяет изучить внутреннюю структуру проблемы, а также воздействие на нее внешних факторов, поведение объекта исследования в конкретных ситуациях и условиях.

    Каждый из рассмотренных приемов сбора и обработки данных позволяет конкретизировать проблему, рассмотреть ее с учетом позиции автора, доступных для него источников информации, углубиться в тему и добиться успеха на научном поприще. В научной работе всегда используется не какой-либо один прием, а целый комплекс мер, то позволяет автору разобраться в ситуации и доказать свою гипотезу.

    Читайте также: