Нравственные ценности ислама конспект урока 4 класс

Обновлено: 08.07.2024

Урок по ОРКСЭ "Нравственные ценности ислама. Дружба и взаимопомощь".

Урок 22. Нравственные ценности ислама. Дружба и взаимопомощь.

- ознакомить уч-ся с золотым правилом нравственности;

- рассказать уч-ся о важности взаимопомощи в отношениях друзей;

- воспитать в уч-ся обязательность чувства поддержки и взаимовыручки в трудную минуту

Виды и формы деятельности учащихся:

учебный диалог, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему, работа над притчей, подготовка к беседе с членами семьи, просмотр видеоролика,

Основные термины и понятия:

нравственные ценности, дружба, взаимопомощь, куначество

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся:

- подготовка уч-ся к уроку;

2.Опрос домашнего задания: Пророк Мухаммад. Основы Имана и Ислама.

- самостоятельная работа по тестам:

1. Назовите имя пророка в Исламе ________________________________

2. В каком году родился пророк Мухаммад? _________________________

3. В каком городе родился пророк _________________________________

4. Из какого племени наш Пророк ___________________________________

5.Как звали родителей порока Мухаммада(с.т.а.в.) _____________________________

6.Как звали молочную мать пророка? ________________________________

7. Кто воспитывал Мухаммада после смерти род-лей? __________________________

8. Как называется религия Мухаммада (с.т.а.в.) _______________________

9.Где впервые возник Ислам? _________________________________________

10. Книга, ниспосланная нашему пророку? ____________________________

Учитель: - Дети, вы же знаете стихи про нашего Пророка. Давайте прочтём для бараката.

(Учащиесяся читают стихи )

- разгадывание загадок про основы Имана и Ислама

1. Нету в Судный день милее,

Добрых дел всех тяжелее,

Фраза о признании Бога,

И Мухаммада Пророка (с.т.а.в.) (Шагьада)

2. Пять раз в сутки совершают

В нём Аллагьа восхваляют.

3. Целый день не ем, не пью,

Не ругаюсь, не кричу.

Перейти над адом мост

В Судный поможет …. ( Пост)

4. Что мы держим в Рамазан

Из предписанного нам? ( Пост)

5. Приказан он Аллагьом мусульманам.

Его раз в год богатый дать обязан. (Закят)

6. Если есть здоровье,

Совершить до смерти,

Нужно это действие? (Хадж)

- Диалог с учениками:

1. Дети вам нравится урок ОРКСЭ?

2. Почему он вам нравится?

3. Что вы получаете на этом уроке?

3.Запись темы нового урока в тетрадь.

- Девочки и мальчики, мы с вами начинаем новую главу нашего курса

Ценность – это то, что ближе человеку, дорого ему.

Нравственность – это общепринятые правильные действия.

А теперь скажите, ребята, что для вас имеет наивысшую ценность, что вы любите больше всего? (Дети называют, а учитель заполняет лучики солнца пунктами нравственности). Все эти названые здесь нравственные ценности очень тщательно изучаются в нашей религии.

Хочу начать наш урок с хадиса пророка Мухаммада (с.т.а.в.)

- А теперь скажите, чем отличается смысл этого хадиса от золотого правила нравственности. На мой взгляд, ничем. Как говорил Кот Леопольд

- диалог учителя и учеников:

1. Дети, вы любите заводить знакомства?

2. Знакомые и друзья это одни и те люди? Чем они отличаются?

3. Какие качества должны быть в человеке, чтоб людям захотелось с ним подружиться? (Весёлость, дружелюбие, юмор,)

4. А как мы называем человека, который тянется к людям? (Дружелюбный, положительный, позитивный, доверительный, приветливый, обходительный)

5. А у вас есть друзья, дети? А есть среди них такие люди?

Поэтому друзей выбирайте с умом – воспитательный момент

(Пари читает стихотворение про благородного друга)

- Зачем человеку нужен друг?

- Кто такой кунак?

- Что дает обычай гостеприимства кунаку и самому хозяину?

- Что значит дружить? Чего никогда не сделает друг?

Дайте токование пословицам татар о дружбе.

С другом жить – никогда не тужить.

Дружба и братство дороже богатства.

С хорошим другом – горы свернешь, С плохим другом – горя хлебнешь.

Добро потеряешь – еще наживешь, Друга потеряешь – никогда не найдешь.

- А вы сами знаете пословицы про дружбу? (Прослушиваю ответы детей)

А что такое взаимопомощь, дети? Давайте я вам приведу один пример, а вы потом попробуете ответить.

В параолимпийских играх бежали 8 спортсменов. Вдруг один упал и отстал. Упавший от боли и обиды застонал. А те, кто бежали машинально остановились, увидели что произошло с их соперником и не сговариваясь между собой вернулись обратно к упавшему, помогли ему подняться и, взявшись за руки, вместе прибежали к финишу. Весь стадион стоя аплодировал им в течение нескольких минут. Вот что значит, дети взаимовыручка и поддержка. Приведу ещё один пример из вашей книги. (Читаем отрывок из учебника)

Воспитательный момент: взаимовыручка и поддержка класса в нужный момент.

- А какие должны быть отношения между друзьями, чтобы Бог был нами доволен, давайте узнаем из этого видеоролика. (Просмотр)

- работа над словами:

Кунак - очень близкий друг, ставший братом

Дружба – тёплые, доверительные отношения между людьми

4. Закрепление основных понятий:

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что такие кунаки?

- Какого вы себе выберите друга после сегодняшнего урока?

5. Подведение итогов:

- Притча про двух друзей

Дорогие ребята, давайте обиды и неприятности наши напишем на песке, а радости не будем забывать, особенно нанесённые друзьями и близкими людьми.

Расширить знания учащихся о мусульманской религии.Рассказать о нравственных ценностях ислама -это жить в мире и согласии с представителями других религий,уметь отличать добро от зла,совершать благоразумные поступки.

ВложениеРазмер
islam.docx 23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Ислам: нравственные ценности.

Сабитова Рафися Гафаровна учитель начальных классов

  • расширить знания учащихся о мусульманской религии; показать нравственные ценности ислама;
  • формировать у учащихся представлений о нравственных ценностях ислама.
  • Расширение кругозора учащихся, развитие речи учащихся, самостоятельности суждений ,развитие волевой сферы ребёнка, осознанности поведения ,самоконтроля, навыков общения.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: мультимедийное оборудование для показа презентации, Текст Корана, словарь исламских терминов, сигнальные каточки.

ОФОРМЛЕНИЕ: Стенд "Пять основных обязанностей мусульманина", тексты:

  • О том поразмысли,
    что ждет впереди,
    цель выбран благую,
    к ней прямо иди.
    Фирдоуси.
  • Если у человека нет золотого стержня совести, нет и личности. Мустай Карим.

Я, . предлагаю вам урок-размышление "Ислам: духовные ценности" Прочтем эту тему каждый для себя и напишем в тетрадях. У великого Пушкина вы помните: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет. " На татарском языке есть слово РУХ. В переводе на русский язык - "дух", Рухи байлык - духовное богатство. ?

Учитель: "Священный день для мусульман - праздник Курбан Байрам". Еще какие мусульманские праздники мусульманские праздники вы знаете? (Ураза Байрам)

  • Кто они, мусульмане?
  • Что вы знаете об Исламе?
  • Где и когда возникла эта религия?
  • Кто был основателем новой религии?

Учитель: Почему в наш век, когда в нашу жизнь прочно вошли компьютеры и интернет, люди снова обращают взоры к - религии вообще и к Исламу в частности.

Проводится беседа и делается вывод: Религия дает надежду на исцеление, надежду на лучшее.

Работа по таблице. Читается каждый пункт и проводится беседа и словарная работа.

1. Вера - И ман. Определение дети пишут в тетрадях. Иман - вера в религиозные убеждения ислама, другое значение - совесть, "Иманым камил", - я в своем уме, совесть моя чиста. "Иманын югалткан", - потерявший совесть. По исламу - человек должен жить по вере, значит по совести. Ученик читает слова патриарха башкирской литературы Мустая Карима: "Если у человека нет золотого стержня совести, - нет и личности".

2. Чтение второго пункта таблицы и беседа для чего мусульманин совершает пятикратную молитву. Беседа и вывод. Молитвой мусульманин вновь и вновь укрепляет свою веру и свое тело.

3. Пожертвования в пользу бедных. Беседа о добре и милосердии.

4. Беседа по четвертом пункту. Соблюдение поста УРАЗА. (Очищение души, очищение организма, стремление к социальному равенству, хотя бы во время поста, категории людей, которые по Исламу освобождаются от соблюдения поста)

5. Работа по пятому пункту. Совершение хаджа, посещение святых мест в Мекке и Медине для поклонения святыне мусульман Каабы.

Мне запомнилось выражение "Если религию сохраним, то нация сама по себе сохранится.

А что мешает, по вашему мнению, сохранению и развитию нации?

Учитель подводит учащихся к выводу, что алкоголизм, наркомания, сектантство, болезни пристрастия с одной стороны, незнание своего языка, культуры, несоблюдение нравственных норм с другой, мешает развитию нации. Религия - это история народа, его многовековая культура, И надо признать, что в нас Ислам принял более мягкие формы. И даже форма тюбетейки у башкир и татар - круглая, тогда как на Востоке она четырехугольная.

Исторически сложилось так, что находясь, между Европой и Азией, между Западом и Востоком, между христианством и мусульманством, мы являемся своеобразным мостом, и мы должны помнить об этом. В нашем многонациональном районе живут представители разных национальностей. Построены мечети и церкви руками сельчан. Наш урок не призывает вас проповедывать религию, у нас в стране свобода совести. Мы говорим о нравственных ценностях.

Учитель берет в руки текст Корана. Далее проводится беседа,

Что это за книга? Как переводится слово Коран? (Коран - чтение). Учащиеся делают записи в тетрадях.

В Коране изложены нравственные ценности.далее следует рассказ учителя с элементами беседы.

1 . Бисмилла - любое дело начать с именем Аллаха.

2. Сама - чувство меры. Человек во всем должен знать меру. Методика незаконченных предложений. Учитель начинает, дети заканчивают. Если человек много ест, он становится (обжорой). Если много говорить о болезни, то (заболеешь). Если много спать, то становишься (Обломовым), Если много пить пива, то можешь стать (алкоголиком). И т.д.

3. Тауфик - благоразумие, здравый смысл. Ученик читает слова Фирдоуси:

"О том поразмысли,
что ждет впереди,
цель выбран благую,
к ней прямо иди"

Учитель подводит учащихся к выводу, что человек должен быть благоразумным, быть ответственным за свою судьбу, здоровье и думать о своих близких. Получить образование, жить достойно.

4. Сабырлык - терпение (Исбирсабранджамилян - терпи терпением красивым). Заложена идея толерантности, быть терпимым к человеку другой веры, с другим цветом кожи и т.д. Нетерпимость приводит к недоразумениям, ссорам между людьми и войнам между народами.

5. Сауат - правдивый здравый смысл, благоразумие. Совершение добрых дел безвозмездно должно доставлять радость, возвышать человека. Благоразумный человек не совершает поступков, наносящих вред себе и другим. (Курение, алкоголизм, наркомания, сектантство, преступления)

Итак, чему учит Ислам? Жить в мире и согласии. В основе любой религии, мусульманства, христианства, буддизма лежат общечеловеческие ценности, человек должен стремиться к совершенству, нравственному очищению.

Работа по учебнику.

Организация работы в группах.

Учитель: Ребята, мы много говорили о религии, а кто-нибудь из вас был в храме? Кто был в мечети, а кто в церкви?

Какое впечатление произвело на вас посещение храма? Проводится тренинговое упражнение по методу группового единения. (Учащиеся соединяют руки ладонями друг к другу перед грудью и вместе произносят звук , не открывая рот). Это упражнение способствует тому, что звуки, сливаясь, уходят вверх, тем самым очищают воздух, способствуют притоку энергии.

Мы с вами делали движения, подобные тем, которые совершают верующие для укрепления веры и очищения души.

В каких населенных пунктах имеются мечети, церкви?

Подведение итогов урока.

– Считаете ли вы, что нравственные ценности ислама помогают современному человеку отличить добро от зла, хорошие поступки от плохих?) (Сигнальные карточки)

Вывод: ислам учит жить в мире и согласии, совершать благоразумные поступки, думать о своем предначертании в жизни .

Спасибо всем за урок, кто участвовал, получают оценку. Пусть все ваши дела будут удачными, И всем вам я благодарна за хорошую работу, добра и счастья вам. Спасибо. Рахмат.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты




Нравственные ценности ислама

Презентация составлена на основе учебника "Основы исламской культуры".

Урок по Основам исламской культуры на тему "Нравственные ценности ислама: уважение к старшим"

Конспект-урок и презентация "Нравственные ценности ислама: уважение к старшим".

Представленная разработка урока и составленный к ней лэпбук "Ценности христианской семьи" раскрывает ценности понятия "семья", знакомит с основными традициями христианской семьи, п.


Методическая разработка урока "Ценность рода и семьи"

Урок по ОРКСЭ посвящен обобщению темы "Ценность рода и семьи" в 4 классе. На уроке учащиеся представляют защиту своих проектов по данной теме.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Нравственные ценности ислама

Цель урока: формирование представления об основных нормах религиозной морали; понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

• познакомить с некоторыми нравственными ценностями ислама;

• дать представление о значении нравственных норм и ценностей в

• способствовать осознанию учащимися ценности нравственности и

духовности в человеческой жизни.

Ожидаемые результаты. Учащиеся узнают, что такое нравственные ценности и каковы нравственные ценности мусульман. Учащиеся получат возможность, опираясь на свои знания по истории ислама, поразмышлять над тем, как вероучение связано с нравственными ценностями ислама; каковы главные нравственные ценности жителей нашей страны. Содержание урока

поможет учащимся понять, что любовь к Родине — главное качество человека. Учащиеся смогут доказать это обращением к истории России, к биографиям исторических персонажей.

Основные термины и понятия. Нравственные ценности, счастье, добрые отношения, любовь к Родине, защита Отечества.

Средства наглядности. Иллюстрации учебника (с. 71—73), электронного приложения, фотографии и презентации учителя или учащихся.

Межмодульные связи . Любовь к Родине является объединяющим началом для всех религиозных культур.

I . Вводный (мотивационно-организационный) этап

1. Организация деятельности учащихся.

2. Беседа по результатам выполнения домашнего задания.

малой родине (в городе, области, республике, где они живут).

3. Актуализация знаний.

Расставь цифры 1 или 2 перед словосочетаниями:

1 — словосочетания, обозначающие понятия или предметы, имеющие

2 — словосочетания, обозначающие понятия или предметы, имеющие

Книга на прилавке магазина. 2) Книга, подписанная другом и

подаренная им на твой день рождения. 3) Шарф связанный бабушкой. 4)

Шарф, на прилавке магазина. 5) Поздравительная открытка на витрине

книжного киоска. 6) Поздравительная открытка, полученная от друга. 7)

Любовь к Родине. 8) Крепкая и верная дружба. 9) Гостеприимство.

Прочти поочередно понятия, обозначенные цифрой 1, цифрой 2.

• Какие ценности, по-вашему, называются нравственными?

4. Подготовка к усвоению нового материала. Беседа с учащимися о том,

что предстоит узнать на уроке. Примерные вопросы для беседы:

• Прочитайте название урока. Понятно ли вам его название?

• Запись темы урока.

чем вы узнаете сегодня на уроке? На какие вопросы мы сегодня должны

получить ответ? Знаете ли вы ответы на поставленные вопросы?

II . Основной (информационно-аналитический) этап урока.

1. Чтение текста из пособия для учащихся (с. 71—73).

2. Беседа по прочитанному тексту. Примерные вопросы:

• Что означают слова нравственность, мораль ?

• Почему появление религиозного учения связывают с нравственными

• Каковы нравственные ценности мусульман?

•Какие нравственные ценности могут быть названы общечеловеческими?

• Познакомьтесь с биографией татарского поэта Мусы Джалиля (см.

приложение к уроку), которому посмертно присвоено высшее звание

Героя Советского Союза за исключительную стойкость и мужество,

проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Великой

Отечественной войне. (см. электронное приложение к учебнику).

• Ответьте на вопрос: «Почему стихи Мусы Джалиля так высоко

ценились узниками немецких концлагерей и продолжают цениться в

4. Ответы на вопросы и задания к тексту учебника (с. 73). В качестве

дополнений к ответам учащимся на первый вопрос можно прочесть хадис о

5. Организация работы в группах. Задание группам: подготовить вопросы по прочитанному тексту.

Возможные вопросы по тексту:

• Как религиозные учения связаны с нравственными ценностями?

• О каких нравственных ценностях говорится в Коране?

• Что относится к нравственным ценностям ислама?

• Какие нравственные ценности мусульман являются общими для народов России?

• Какими подвигами прославились мусульмане, защищая свое Отечество — Россию?

• Можете ли вы дополнить статью учебника другими примерами

героического подвига во имя Родины?

текста или пересказом его содержания.

6. Презентация итогов работы групп. Ответы на подготовленные вопросы.

7. Работа с репродукциями на с. 54—55 учебника.

• Объясните, почему к тексту урока составители учебника поместили эти

репродукции .

• Какие чувства испытываете вы, рассматривая памятники, посвященные

героям Великой Отечественной войны?

• Почему такие памятники важны для народов России?

III . Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

1. Подведение итогов урока. Взаимооценивание результатов работы групп (если прием взаимооценивания практикуется в классе).

2. Заключительная беседа. Примерные вопросы:

• Что из сегодняшнего урока вам запомнилось больше всего?

• Объясните, как вы понимаете словосочетание «нравственные ценности

3. Ответы на тестовые задания из электронного приложения рубрики

4. Домашнее задание:

• задание № 4 на с. 73;

• индивидуальное творческое задание к следующему уроку —

приготовить рассказ о дагестанском поэте Расуле Гамзатове и почитать

его стихи, приготовить презентацию с фотографиями поэта (адрес в

• составьте по текстам учебника материал для викторины «Угадай слово

Дополнительные материалы к уроку

УРОК, посвященный Мусе Джалилю, с презентациями (20 мая, 2012)

«Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны. Выросло уже новое поколение, знакомое с минувшей войной лишь по фильмам и книгам, но подвиг советского народа живет. И Джалиль навечно с

нами. Его имя носят улицы, театры, клубы, пароходы. Его именем назван город в Татарии, центральный проспект в Набережных Челнах, одна из высочайших вершин в Антарктиде.

В разных городах нашей страны установлены памятники в честь Героя

Советского Союза, лауреата Ленинской премии советского татарского поэта

ОФОРМЛЕНИЕ: Стенд "Пять основных обязанностей мусульманина", тексты:

  • О том поразмысли,
    что ждет впереди,
    цель выбран благую,
    к ней прямо иди.
    Фирдоуси.
  • Если у человека нет золотого стержня совести, нет и личности. Мустай Карим.

ХОД УРОКА

Я, Галимова Расиля Ахмадиевна, преподаватель Культуры Башкортостана, жена афганца, мать двух сыновей, рада встрече с вами. Предлагаю вам урок-размышление "Ислам: духовные ценности" Прочтем эту тему каждый для себя и напишем в тетрадях. У великого Пушкина вы помните: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет. " На башкирском языке есть слово РУХ. В переводе на русский язык - "дух", Рухи байлык - духовное богатство. Будьте добры, обратите внимание на дату, написанную на доске - 20 января.

Проводится беседа что это за дата?

  • Кто они, мусульмане?
  • Что вы знаете об Исламе?
  • Где и когда возникла эта религия?
  • Кто был основателем новой религии?
  • Когда башкиры приняли Ислам?

Демонстрируются кадры из видео фильма: 922г-делегация Ахмада ибн-Фадлана в башкирские земли для распространения Ислама. 14 век - завершение исламизации башкир.

Учитель: Почему в наш век, когда в нашу жизнь прочно вошли компьютеры и интернет, люди снова обращают взоры к - религии вообще и к Исламу в частности.

Проводится беседа и делается вывод: Религия дает надежду на исцеление, надежду на лучшее.

Работа по таблице. Читается каждый пункт и проводится беседа и сло варная работа.

1. Вера - иман. Определение дети пишут в тетрадях. Иман - вера в религиозные убеждения ислама, другое значение - совесть, "Иманым камил", - я в своем уме, совесть моя чиста. "Иманын югалткан", - потерявший совесть. По исламу - человек должен жить по вере, значит по совести. Ученик читает слова патриарха башкирской литературы Мустая Карима: "Если у человека нет золотого стержня совести, - нет и личности".

2. Чтение второго пункта таблицы и беседа для чего мусульманин совершает пятикратную молитву. Беседа и вывод. Молитвой мусульманин вновь и вновь укрепляет свою веру и свое тело.

3. Пожертвования в пользу бедных. Беседа о добре и милосердии.

4. Беседа по четвертом пункту. Соблюдение поста УРАЗА. (Очищение души, очищение организма, стремление к социальному равенству, хотя бы во время поста, категории людей, которые по Исламу освобождаются от соблюдения поста)

5. Работа по пятому пункту. Совершение хаджа, посещение святых мест в Мекке и Медине для поклонения святыне мусульман Каабы.

Рассказ учителя.

Готовясь уроку вчера я беседовала с моим коллегой психологом Исхаковым Рушаном, который совершил хадж в 2001 году. Он выпускник медицинского института в Москве, получил высшее религиозное образование в Каире, университете Аль-Асхар, в переводе "раскрывающийся цветок". В данное время работает менеджером в ГОКе. Мне запомнилось его выражение "Если религию сохраним, то нация сама по себе сохранится.

А что мешает, по вашему мнению, сохранению и развитию нации?

Учитель подводит учащихся к выводу, что алкоголизм, наркомания, сектантство, болезни пристрастия с одной стороны, незнание своего языка, культуры, несоблюдение нравственных норм с другой, мешает развитию нации. Религия - это история народа, его многовековая культура, И надо признать, что в Башкортостане Ислам принял более мягкие формы. Башкирский языческий бог Тангре слился с мусульманским богом Аллахом. И даже форма тюбетейки у башкир и татар - круглая, тогда как на Востоке она четырехугольная.

Исторически сложилось так, что находясь, между Европой и Азией, между Западом и Востоком, между христианством и мусульманством, Башкортостан является своеобразным мостом, и мы должны помнить об этом. Наша школа приняла участие на Международном конкурсе "Урок толерантности", проведенном Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и ИД "Первое сентября" в 20001 г.,а я лауреатом конкурса.В 20008 -2009 уч.г. участвовали на 7 Международном конкурсе "Уроки Холокоста - путь к толерантности", получили грамоты Хадисова А. (8 кл), Галимов И.(9 кл.) и я, как руководитель. В нашем многонациональном Миндяке живут представители разных национальностей. Построены мечеть "Абдрахим",руками односельчан на средства предпринимателей Фазлетдиновых в память своего деда, Церковь, по инициативе уроженца Миндяка, отца Петра Кузьмина, протиерея Свято-Пантелеевской церкви Вознесенска. Наш урок не призывает вас проповедывать религию, у нас в стране свобода совести.Мы говорим о нравственных ценностях.

Учитель берет в руки текст Корана. Далее проводится беседа,

Что это за книга? Как переводится слово Коран? (Коран - чтение). Учащиеся делают записи в тетрадях.

В Коране изложены нравственные ценности. далее следует рассказ учителя с элементами беседы.

1. Бисмилла - любое дело начать с именем Аллаха.

2. Сама - чувство меры. Человек во всем должен знать меру. Методика незаконченных предложений. Учитель начинает, дети заканчивают. Если человек много ест, он становится (обжорой). Если много говорить о болезни, то (заболеешь). Если много спать, то становишься (Обломовым), Если много пить пива, то можешь стать (алкоголиком). И т.д.

3. Тауфик - благоразумие, здравый смысл. Ученик читает слова Фирдоуси:

"О том поразмысли,
что ждет впереди,
цель выбран благую,
к ней прямо иди"

Учитель подводит учащихся к выводу, что человек должен быть благоразумным, быть ответственным за свою судьбу, здоровье и думать о своих близких. Получить образование, жить достойно.

4. Сабырлык - терпение (Исбир сабран джамилян - терпи терпением красивым). Заложена идея толерантности, быть терпимым к человеку другой веры, с другим цветом кожи и т.д. Нетерпимость приводит к недоразумениям, ссорам между людьми и войнам между народами. Беседа о событиях в Чечне.

5. Сауат - правдивый здравый смысл, благоразумие. Совершение добрых дел безвозмездно должно доставлять радость, возвышать человека. Благоразумный человек не совершает поступков, наносящих вред себе и другим. (Курение, алкоголизм, наркомания, сектантство, преступления)

Итак, чему учит Ислам? Жить в мире и согласии. В основе любой религии, мусульманства, христианства, буддизма лежат общечеловеческие ценности, человек должен стремиться к совершенству, нравственному очищению.

Учитель: Ребята, мы много говорили о религии, а кто-нибудь из вас был в храме? Кто был в мечети, а кто в церкви?

Какое впечатление произвело на вас посещение храма? Проводится тренинговое упражнение по методу группового единения. (Учащиеся соединяют руки ладонями друг к другу перед грудью и вместе произносят звук , не открывая рот). Это упражнение способствует тому, что звуки, сливаясь, уходят вверх, тем самым очищают воздух, способствуют притоку энергии.

Мы с вами делали движения, подобные тем, которые совершают верующие для укрепления веры и очищения души.

В каких населенных пунктах имеются мечети, церкви?

  • Что вы узнали нового на уроке?
  • Ваше отношение к религии и верующим?

Вывод: жить в мире и согласии, совершать благоразумные поступки, думать о своем предначертании в жизни учат Ислам и другие религии.

Спасибо всем за урок, кто участвовал, получают оценку. Пусть все ваши дела будут удачными, И всем вам я благодарна за хорошую работу, добра и счастья вам.Спасибо. Рахмат.

Оценить 1671 0

План - конспект урока по теме

по курсу ОРКСЭ модуль

ответить на вопрос, почему ислам называют религией добра и любви;

вспомнить, что в Коране говорится о сотворение добра;

вспомнить, что такое притча и ее назначение;

учиться размышлять над содержанием притчи;

формировать уважительного отношения к культурному наследию своего народа;

ориентировать учащихся на необходимость самосовершенствование и самовоспитание.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся получать возможность ответить на вопрос, почему ислам называют религией добра и любви; повторить, что в Коране говорится о сотворение добра, что такое притча и ее назначение.

Основные термины и понятия: добро, доброе дело, благотворительность, притча, сотворение

Виды деятельности: беседа, поиск информации в учебной литературе, работа с карточками, выполнение творческого задания, работа с учебником.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; словари пословиц, поговорок и афоризмов; карточки с заданиями, листы ватмана.

Предварительная подготовка: подбор текстов и литературы, подготовка карточек заданий, подготовка презентации.

I Организация деятельности учащихся.

Дети выбирают цветные фишки и делятся по цвету на группы.

II Актуализация изученного.

1)Постановка цели занятия перед учащимися.

Составьте слово из первых букв следующих терминов:

- Собака для человека (друг)

- Жизнерадостный, неунывающий человек (оптимист)

- Мама мамы (бабушка)

- Кто дал тебе жизнь (родители)

- Родина другим словом (Отечество)

- Какое слово у вас получилось? (добро)

Вы уже догадались, что сегодня мы поговорим о месте добра в исламе.

Афоризмы, пословицы, поговорки

2) Проверка карточек

III Изучение нового материала.

Кому нужно делать добро? В Коране об этом сказано так: добрые дела делают родителям и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу, и другу, и путнику.

Что посеешь, то и пожнешь, о, сын мой. Это значит, за добро тебе воздастся добром.

Мы любим тех, кто сделал нам добро и терпеть не можем людей, которые причинили нам зло. О, сын мой, если уж не можешь помочь людям, то хотя бы не причиняй им зла.

А как быть с тем, кто сделал вам зло? Для него особенно нужно делать как можно больше добра, ведь чем больше хорошего делаешь врагу, тем добрее становится он. Надо быть добрым ко всем.

Слова эти и тебе наука, сын мой.

Когда нужно прийти к человеку с добрым делом? Когда он попросит о нем? Эта притча подскажет тебе, как нужно поступать.

Что сделал Аллах для обездоленных.

Как вы продолжите эту притчу? Какова польза добра для того, кто его творит?

Есть одно очень важное правило

Слова эти и тебе наука, о, сын мой.

Есть одно очень важное правило:

Делая добро людям, нельзя им похваляться, а нужно забыть о нем.

Но никогда не нужно забывать о том добре, которое сделали тебе. И не уставать рассказывать о человеке, делающим добро другим.

Вот об этом правиле надо помнить. Если ты знаешь, что человек оказался в нужде, не жди, пока он попросит тебя о поддержке, сам первый протяни руку помощи. Иногда бывает достаточно сказать доброе слово.

- Вспомним вместе, о каких добрых делах людей вы уже читали.

2) Словарная работа

3) Работа по учебнику

1) Чтение статьи учебника (стр. 56-57)

Любое рассуждение основывается на примерах и доказательствах.

В последнем абзаце найдите цитату из Корана.

(совершать добрые дела для родных, близких, друзей;

- помогать нуждающимся;

- посвящать себя стране, людям)

4)Кинозал.

- Вспомните, что такое притча, для чего ее рассказывают?

5) Обсуждения после просмотра.

- Подумайте, что ответил отец? Запиши этот ответ.

- Я попрошу вас зачитать свои варианты.

6) Продолжение просмотра притчи

- Как вы поняли совет отца?

IV Подведение итогов урока.

1) Рефлексия.

Нарисуйте символ, который по мнению вашей группы всегда будет обозначать добро. Представьте его нам и объясните свой выбор.

На ваших столах есть карточки с критериями оценки групповых работ, оцените, пожалуйста, работу групп. И есть таблицы, для каждого, заполните их.

2) Заключительная беседа.

- О чем разговаривали на сегодняшнем уроке?

- Что из сегодняшнего урока вам больше всего запомнилось?

- Что вы расскажете своим родным и знакомым из того, что узнали сегодня на уроке?

- О чем бы еще хотели узнать по данной теме?

- Расскажите о добрых делах.

- Почему добро лучше зла?

- Как научиться делать добро людям?

3) Домашнее задание

По выбору подберите пословицы о добре, дружбе и взаимопомощи; или придумайте притчу о добре

Читайте также: