Джаз спиричуэл блюз симфоджаз наиболее яркие композиторы и исполнители конспект

Обновлено: 05.07.2024

Джаз – это вид музыкального искусства, возникший в конце XIX – начале XX веков на основе сочетания черт европейской и африканской культур.

Полиритмия – это одновременное сочетание различных ритмических рисунков.

Спиричуэл – основной жанр негритянского музыкального фольклора – песня американских негров (первоначально – рабов), проникнутая настроениями трагического одиночества, лирической глубиной и поэтичностью.

Обязательная литература:

Дополнительная литература:

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Авторская или бардовская песня зародилась в середине XX века. Её особенность в том, что автор музыки, и, как правило, текста, сам исполняет свою песню под гитару.

Бард – это автор-исполнитель собственных песен.

Далеко не все барды обладали выдающимися вокальными данными. В авторской песне слова главнее музыки. Она скорее относится к поэзии под музыку, нежели к музыкальному искусству.

Изначально подобные песни сочиняли студенты. Они пели их в общежитиях и в походах, поэтому такие песни ещё называли студенческими или туристическими.

Известные барды: Юрий Визбор, Ада Якушева, Юлий Ким, Вадим Егоров, Юрий Коваль и другие, вышли из стен Московского государственного педагогического института им. Ленина, ныне МПГУ.

В авторских песнях затрагивались характерные для молодёжи темы: любви и дружбы, жизни, будущего.

Затем, в мирное время, поэт Михаил Львовский написал для песни другие слова. Ныне дотошные исследователи авторской песни насчитывают 93 варианта куплетов этой песни. Из-за такой вариативности её уже можно приравнять к городскому фольклору.

Огромный вклад в развитие авторской песни внес бард Булат Шалвович Окуджава.

Он родился в 1924 году, и юность его пришлась на время Великой Отечественной войны. С шестидесятых он начал активно выступать со своими песнями и быстро завоевал любовь слушателей. Всего Булатом Окуджавой написано около двухсот песен.

Ещё одно из важнейших направлений в музыке двадцатого века – это джаз. Родина джаза – Америка.

Джаз – это вид музыкального искусства, возникший в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков на основе сочетания черт европейской и африканской культур.

Для джаза характерны полиритмия (это одновременное сочетание различных ритмических рисунков); тембровое своеобразие, коллективная импровизация. В основе джаза лежат жанры афроамериканской культуры: спиричуэл и блюз. Спиричуэл – основной жанр негритянского музыкального фольклора. Это христианские песни, которые пели африканские рабы в начале семнадцатого века. Спиричуэл проникнут настроениями трагического одиночества, лирической глубиной и поэтичностью. Спиричуэлы сочинялись на библейские темы и сюжеты. Часто исполнялись коллективно и сопровождалось танцами и ритмическими хлопками в ладоши.

Госпел появился позже. Это также жанр духовной христианской музыки. Он отличается большей живостью и импровизацией.

К светской джазовой музыке относится и блюз. Это одна из форм джазовой музыки. Первоначально блюз был лирической песни афроамериканцев. Арету Франклин называют королевой соула.

Соул – это жанр популярной музыки афроамериканского происхождения, возникший в США в 1950-е годы.

В советском союзе джаз считали лёгкой музыкой и не одобряли, особенно в сороковых – начале пятидесятых. Считать джаз лёгким принято в сравнении с академической музыкой. Однако лёгким, ни по содержанию, ни по средствам музыкальной выразительности, он не является.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Как называется автор-исполнитель собственных песен?

Варианты ответа: бард; сказитель; песенник; баян.

Бард – это автор-исполнитель собственных песен. Сказитель – это рассказчик былин, сказок и других произведений устного народного творчества. Песенник – это автор текста песен, композитор песенной музыки или исполнитель песен.

Баян – это древнерусский певец-сказитель. На уроке, посвященном бардовской песне, прозвучал тол ко первый термин – бард.

№ 2. Как называется ежегодный фестиваль авторской песни?

Варианты ответа: Грушинский; Яблочкин; Березовый; Краснопутиловский.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Составила Гришина Надежда Андреевна

учитель музыки

Муниципального автономного общеобразовательного

для детей с ограниченными возможностями здоровья

г. Нижнекамск, РТ.

Базовый учебник: Г. П. Критская, Е. Д. Сергеева 6 класс

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о джазе, как об одном из современных направлений музыки XX века.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Расширение музыкального кругозора учащихся, развитие музыкальных способностей (интонацинного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти), развитие коммуникативных навыков – умения работать в группе – в коллективе)

Воспитательные:

Воспитывать эстетический вкус вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству , любовь к джазовой музыке. Воспитание позитивно отношения.

Формы работы учащихся : коллективные, групповые.

Вид урока - урок-диалог с использованием ИКТ-средств.

Форма урока: урок - лекция с элементами презентации

Тип урока – развивающий (формирование новых знаний).

Методы работы:

Объяснительно-иллюстрационный (беседа, учебный диалог, рассуждение)

Наглядные (раздаточный материал, слайды, учебник); ИКТ ( презентация)

Формы организации деятельности:

Средства: ресурсы мультимедиа, учебник, дидактический раздаточный материал.

1. Организационный момент

Слайд №1. Рефлексия

Приветствие

- Сейчас один раз глубоко вдохнем, и глубоко выдохнем. Заглянем в глаза друг – другу. Улыбнемся. Поймаем тишину. И начнем урок. Желаю всем получить новые знания и отличные оценки. А урок хочется начать с простого вопроса:

- Какая музыка сопровождала вас в класс?

- Итак, почему джаз?

- Что натолкнуло Вас на эту мысль?

- Как вы определили, что это джаз?

(Ответы детей: Ритм)

Слайд №2. – 4. Определение ритмического рисунка

( I группа детей выкладывает синкопированный ритм из карточек за партами;

II группа находит синкопу в ритмических примерах на слайдах)

- Что еще натолкнуло Вас на то, что это джаз?

- Что особенного вы услышали в этой музыке?

(Ответы детей: Акценты. Музыкальные инструменты)

- Легкая или серьезная музыка?

- Народная или композиторская?

- Современная или старинная?

(Джаз – по человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.

- Все ответы разные, и все они правильные, как бы это ни выглядело странным.

II . Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Слайд №5. Надпись на экране.

- Но мы попробуем объяснить самим себе, что же такое джаз.

- Что нам нужно узнать для этого?

(Ответы детей. Хотели бы узнать историю возникновения джаза. Музыкантов-исполнителей и коллективы, исполняющие джаз и др. информацию)

- Вы сами определили тему нашего урока, и поставили перед собой цель определить характерные особенности джазовой музыки.

Откройте учебники на странице №88

А чтобы нам было интереснее работать, предлагаю вам в процессе получения новых сведений представить себе, что мы узнаем человека, имя которому Джаз.Его происхождение:

- Из какой он семьи?

- И кто его родители?

III . Первичное усвоение новых знаний. Творческое музицирование .

Слайд. №9. Ритмическая пауза.

- И чтобы лучше почувствовать ритм и красоту джазовой музыки, давайте просто попробуем простучать ритм. И для это мы используем наши стаканчики

Звучит музыкальный фрагмент, дети исполняют ритм на стаканчиках

- Прошло совсем немного лет Джаз приобрёл мировую славу. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.

Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса,

- Сейчас мы разделимся на группы, и каждая группа найдет в ученике определение по следующим понятиям:

Слайд №10. Спиричуэлс

Слайд №11. Блюз.

На это задание дается 3 минуты.

ВИДЕО Блюз BLACR AND BLUSE. Луи Армстронг

Очень любили афроамериканцы играть в оркестрах. Сначала они играли на самодельных инструментах. После окончания гражданской войны в США были распущены духовые оркестры воинских частей. Инструменты попали в лавки старьёвщиков, где продавались за бесценок. Негры наконец-то смогли их приобрести. Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры, которые играли по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах. Так в результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка - джаз

Учитель. В чём основные особенности джаза?

Ученики. В ритме, в звучании инструментов, в исполнении.

Учитель . И еще добавим в импровизации.

- Что значит импровизировать?

(Ответы детей: импровизировать - сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочинённое).

Предлагаю создать образ Джаза с помощью музыкальных красок. Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него.

(Раздаются каждой группе конверты, учащиеся подбирают инструменты соответствующие джазовому оркестру)

Излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара. Ударные – барабаны, тарелки.

IV . Вокально – хоровая деятельность

Задача: закрепить умение детей применять в музыкально-творческой деятельности изученные приемы.

Джаз — это наверно единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов зрители притопывают, прихлопывают, прищелкивают, в общем, активно проявляют свое отношение к музыке. И поэтому мы сейчас с вами будем не только петь, но еще подыгрывать звучащими жестами.

V . Закрепление новых знаний

– А сейчас проверим, как мы усвоили материал

(Класс делится на 2-3 группы, у всех на столах Конверты с заданиями)

Задание: Найдите из текста те понятия, которые характеризуют: джаз, спиричуэл, симфонию, блюз. В пустой строке впишите их названия.

Ж анр музыкального искусства, возникший в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.

Духовный хоровой гимн на библейские сюжеты и тексты. Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, непринужденными телодвижениями. Исполняется коллективно, выражая идеи и чаяния общины, строится в форме вопроса – ответа, которая характерна для фольклора многих стран.

Из всех форм негритянского вокального искусства он оказал самое существенное влияние на формирование и развитие джаза. Исполняется сольно в сопровождении гитары или губной гармошки. Он драматичен, отражает глубоко личные переживания, конфликты беднейших слоев Америки. Здесь есть всё – и драма, и конфликт, и сатира, и юмор. Кто же он?

Э то музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, написанных в сонатной форме.

Слайды №21. Рефлексия

Анализ уровня активности учащихся, оценка знаний.

Слайды №21. Кроссворд

VI . Вывод урока:

Анализ уровня активности учащихся, оценка знаний. Выставление оценок за работу на уроке в журнал и дневники учащихся.

Д/З: Слайд №22. Знаете ли вы джаз?

Домашнее задание решить кроссворд

Мистер Джаз не прощается с Вами, юные ценители искусства, он рад вас будет видеть и на следующем уроке.

В наше время удивительным образом смешались самые разнообразные стили, направления, виды и жанры музыкального искусства. Здесь и эстрадная музыка, поп-музыка, рок-музыка, джаз, авторская песня.


Среди современных музыкальных течений джаз занимает одно из значительных мест.

Название джаз происходит от английского слова jazz, означающего ободряющий выкрик у негров. Родина джаза — Америка. Именно там, в негритянской среде, на рубеже XIX—XX вв. возникла джазовая музыка. Отличает её, как было уже сказано, искусство импровизации, в котором ведущая роль принадлежит ритму, метрической пульсации, получившей название бит (от английского bit — удар, биение). В основе джаза — жанры афроамериканской музыкальной культуры: спиричуэл и блюз.



Спиричуэл (spiritual) — в переводе с английского означает духовный, церковный. Негритянский спиричуэл — духовный хоровой гимн, часто сочинявшийся на библейские сюжеты и тексты. Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, непринуждёнными телодвижениями.

Спиричуэл исполняют коллективно, выражая идеи и чаяния всей общины. Строится спиричуэл нередко в форме вопроса — ответа, которая характерна для фольклора многих стран.


Блюз (blues) переводится с английского как меланхолия, уныние. В отличие от спиричуэла, блюз — сольно-песенный жанр. Он драматичен, отражает глубоко личные переживания, конфликты беднейших слоев Америки. Но в блюзе есть и юмор, и ирония, и сатира. Как в фольклорном жанре, в блюзе музыка и текст импровизируются, подчиняясь таким особенностям изложения, как полиритмия (одновременное сочетание различных ритмических рисунков), синкопирование (перенос ударения с сильной доли такта на слабую), специфическая тембровая окраска звучания голоса или инструмента.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первые истоки возникновения джаза прослеживаются еще с эпохи рабовладельческого строя, когда на открытый Колумбом новый континент массово завозится рабочая сила из стран Африки. Представители появившейся таким образом национальности – афроамериканцы – работают в сельском хозяйстве и домах зажиточных белых американцев, нередко испытывая притеснения и унижения. И все это длится вплоть до отмены рабства в 1863 году.

Элементы этих музыкальных форм стали основой для появления нового жанра –джаза.

Холлер(от Holloa! (тип оклика)) Архаический афроамериканский жанр трудовой песни-переклички. Холлеры, исполнявшиеся во время полевых работ, носят название филд-холлер, или филд-край. Позднее, после отмены рабства в южных штатах Америки, холлеры использовались для работ по постройке железной дороги. И сегодня исполнение холлеров можно услышать в США при различных работах.

Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли библейские ветхозаветные сюжеты, особенно связанные с темой освобождения (Моисей, Даниил). Часто использовались картины из Книги Откровения. Песни приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта афроамериканцев и подвергались фольклорной обработке.

Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией, глиссандовые звучания, не темперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англо-кельтской основе. Спиричуэл имеет вопросо-ответную (респонсорную) структуру в диалоге проповедника с прихожанами. Зачастую, пение сопровождалось хлопаньем в ладоши, топаньем, реже — танцами.

Спиричуэл значительно повлиял на зарождение, формирование и развитие джаза. Многие из них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизации.

Позднее этот жанр вышел за пределы церкви и стал самостоятельным направлением на светской современной сцене.

1924 год - Америка! В концертном зале звучит музыка молодого, но уже известного, по своим песням в стиле "блюз", композитора Джорджа Гершвина. Первые звуки гобоя, синкопированные ритмические аккорды оркестра, звучание труб и скрипок, заставили насторожиться слушателей. Впервые музыка предстала чем - то вроде музыкального калейдоскопа Америки. В ней звучали и темпы городской жизни, и простор прерий, и язвительная насмешка джазовых танцев, и печаль негритянских блюзов. Рождался новый стиль музыки - симфоджаз - соединение симфонической музыки и джаза.

"Рапсодия в стиле блюз" - стала первым произведением поистине американским. Дата премьеры этого сочинения стала поворотной в творческой жизни Джорджа Гершвина: из автора популярных песен он превратился в симфониста общенационального уровня. На основе элементов джаза, блюза и американской развлекательной музыки молодому композитору удалось создать виртуозный концертный опус серьезного европейского жанра, по характеру фортепианного письма напоминающий Листа и Рахманинова.

А в 1935 году Гершвин подарил Америке первую национальную оперу " Порги и Бесс ". Премьера закончилась полным провалом! Но сейчас эта опера - величайшее произведение американской музыки, и единственный образец американской национальной оперы!

Многие современные композиторы и исполнители. Очень часто обращаются к истокам джаза. Не остался в стороне всемирно известный певец и композитор Майкл Джексон. В одной из своих песен, он использовал жанр спиритчуэл. Это не просто песня, это своего рода молитва.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассказывает о рождении жанра "джаз" об его истоках и дальнейшем развитии до нашего времени. Об его основоположниках в американской, русской и осетинской музыке. На уроке учащиеся учатся правильно понимать ее, слушать.

МКОУ ООШ с Мостиздах им Г.Г. Малиева

Конспект урока в 7 классе

Учитель музыки

Сабанова Людмила Владимировна

Оформление урока: на классной доске тема урока, портреты Д.Гершвина, Л. Армстронга, Н. Кабоева, А. Петрова.

Оборудование урока: фортепиано, проигрыватель, магнитофон, фонохрестоматии, аудио кассета, портреты Д. Гершвина, Л. Армстронга,

Н. Кабоева, А. Петрова.

Задачи урока:

- воспитательная: уважительное отношение к американской, русской и осетинской джазовой музыкой и ее исполнителям.

- образовательная: получить первое представление об истоках, средствах выразительности и сложном пути развития заметного явления в музыкальной культуре ХХ века – искусства джаза.

-развивающая: научить определять джаз по ритмическим особенностям.

- Вы узнали эту мелодию? Кому она принадлежит?

- В каком стиле написано это произведение?

- Где и когда зародился джаз?

- Да, все понятно. Вы смогли определить стиль музыки, но вы о нем ничего не знаете, потому что мы еще не говорили о джазе на наших уроках. Сейчас я все вам расскажу.

Джаз зародился в начале ХХ века в Америке в Новом Орлеане, В основу джаза легли народные мелодии американских негров. Это духовные песни негров – спиричуэл, блюзы – печальные песни и песни труда – холлэрс.

Ну, а лирические песни, песни о любви? Не может же быть, чтобы их не существовало в фольклоре американских негров!

Блюз – это песня о любви. Но обязательно о любви несчастной. Правда

чудесный, всегда немного грустный негритянский юмор порой пронизывают

жалобы на неверного возлюбленного или возлюбленную, покинувшую бедного певца.

Как же так – скажите вы. Как можно постоянно импровизировать и не сбиваться. И как вообще играют музыканты в оркестре.

Чтобы судить о достоинствах и недостатках джазовой музыки нужно знать её собственные внутренние законы. В чем же состоит главная особенность джаза? Что отличает его от иных видов музыкального искусства?

Все знают, что джаз начинается с ритма. В любой джазовой пьесе мы ощущаем внутреннюю ритмическую пульсацию, точное отбивание такта, так называемый бит. Бит создается ритм группой ансамбля, состоящей обычно из ударных инструментов, контрабас, гитары и фортепиано. Отбивание такта и есть бит. Это та основа, на которой строятся сложные ритмические узоры других инструментов. Одни акценты мелодии совпадают с ним. Другие опережают его, третьи чуть отстают. Мы воспринимаем эту игру акцентов как некое волнообразное движение или раскачивание. Такое ритмическое раскачивание называется в джазе – свинг.

Создавать хороший диксиленд свинг удается лишь тем исполнителям, у которых отлично развито чувство ритма. Понятие бита и свинга неотделимо от самого понятия джаза. Дело в том, что джазовая музыка является по преимуществу исполнительским искусством. Вся, так называемая, серьезная музыка создается композитором. Когда произведение создано, наступает время исполнителя, который превращает значки нотной

записи в звучащую музыку. Музыканты должны как можно выразительнее прочитать его. Здесь также как в театре: артист может менять как угодно интонацию и тембр голоса, но авторский текст пьесы при этом остается строго неизменным.

Традиционный джаз называется диксиленд джаз. Труба, кларнет и тромбон служат в традиционном джазе ведущими голосами. У каждого из них есть своя особая роль. Труба играет звонко и мужественно. Кларнет – нежно, иногда печально. Тромбон звучит насмешливо и язвительно, иногда он звучит как разъяренный тигр.

Импровизация по разному проявляется в различных стилях джаза. Свинг – возник в 30-х годах. Исполнители импровизируют уже на основе специально джазовой оркестровке.

Джазовая оркестровка – это записанный на ноты план исполнения, где каждому инструменту отведено определенное место. Такие оркестровки создаются для ансамблей насчитывающих до 15-20 исполнителей. Такие ансамбли называют большими оркестрами – биг бендами. Они состоят из 3-х групп духовых инструментов: труб, тромбонов, саксофонов и ритм группы. Разновидности джаза: диксиленд, свинг, рег-тайм, блюз, боп, бибоп, ритм-и-блюз.

Одним из знаменитейших музыкантов джазистов был Луи Армстронг. Он пел и великолепно играл на трубе. Замечательный поэт Евгений Евтушенко посвятил ему стихотворение :

Читайте также: