Опорный конспект на тему основания

Обновлено: 09.07.2024

Цели: сформировать представление о классе сложных веществ – основаниях, их составе, общей формуле и их названиях, классификации оснований по их растворимости в воде, качественном определении растворимых оснований индикаторами; познакомить с физическими свойствами, значением в жизни человека и применением некоторых оснований; научить составлять формулы оснований и называть их, определять по составу соединения принадлежность его к классу оснований, индикаторами определять растворимые основания – щелочи, работать с растворами щелочей, соблюдая правила ТБ.

Основные понятия: Гидроксид-ион, основания, щелочи, гашеная известь, известковая вода, индикаторы.

Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, ряд ЭО, карточки с заданиями; индикаторы – фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый; гидроксид натрия, гидроксида кальция.

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку, наличие принадлежностей, психологический настрой.

- написать общую формулу оксидов на доске;

- дать определение классу неорганических соединений - оксиды;

- что значит бинарные соединения?;

-степень окисления кислорода?;

- кислород соединяется с металлами или с неметаллами в оксиде?;

- как узнать степень окисления элемента в оксиде?;

- как узнать по положению химического элемента в ПСХЭ металл он или нет?;

- напишите формулу воды и углекислого газа;

- какие частицы называются ионами?;

- расставьте степени окисления над элементами, напишите названия оксидов: N₂O 3 -, N ₂ O -.

2. Самостоятельная письменная работа, взаимопроверка работы с оцениванием друг друга. Ученики выполнили работу по карточкам, оценивали работы друг друга, объявили результаты (приложение №1).

III.Изучение нового материала

  • 1. Познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями.
  • 2. Рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.

Установка учителем актуальности темы: почему основания изучаются нами? Основания – один из классов неорганических веществ, который наряду с кислотами, оксидами и солями составляет основу неорганической химии. Они широко используются в разных областях химии и химической промышленности. С их помощью получают удобрения, строительные материалы, стекло. Без них мы бы лишились легких и экономичных щелочных аккумуляторов, многих медицинских препаратов. Основания имеют огромное значение ( слайд 3).

План изучения темы (слайд 4):

  1. Состав, названия и определение оснований.
  2. Классификация оснований.
  3. Индикаторы.
  4. Физические свойства оснований, их значение в жизни человека.

1.Состав, названия и определение оснований.

К сложным веществам относятся не только бинарные соединения, но и соединения, которые образованы большим количеством атомов химических элементов

Познакомимся с соединениями, которые образованы тремя химическими элементами: металлом, кислородом и водородом. Кислород и водород в эти соединения входят в виде группы ОН, которая называется гидроксогруппой. Суммарный заряд гидроксогруппы равен -1: (О ⁻ 2 Н ᶧ ) ⁻ (слайд 5).

Гидроксогруппа – это сложный ион, или гидроксид-ион (ОН) ⁻. Общая формула оснований: М ᶧn(ОН)n, где М – металл, n- число групп ОН ⁻ и в то же время численное значение заряда иона (с.о.) металла.

Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и связанных с ними гидроксид-ионов ( слайд 6).

Название основания состоит из слова гидроксид и названия металла в родительном падеже с с.о., если она переменная. Например, NaOH – гидроксид натрия, Cu(OH) ₂ - гидроксид меди (II) (гидроксид меди два).

Физкультурная минутка (слайд 7).

Растворимые основания – щелочи – могут вызвать химический ожог при попадании на незащищенные участки кожи рук и лица. Они могут разъесть кожу, ткань, бумагу и другие материалы (слайд 10).

(Учитель обращает внимание учащихся на правила ТБ: обращаться с едкими щелочами необходимо осторожно, чтобы они не попали на одежду и кожу.)

В случае попадания щелочи на одежду или участок кожи следует немедленно сообщить учителю о случившемся и сделать следующее: тщательно и обильно промыть участок кожи водой из-под крана, затем обработать это место нейтрализующим раствором борной кислоты, вновь промыть водой и смазать место ожога вазелиновым маслом. Обязательно обратиться в медпункт школы для наблюдения и оказания дальнейшей медицинской помощи (слайд 11).

Для определения растворов, которые внешне сходны с водой, необходимо использовать индикаторы – растворы – определители реакции среды. Известны следующие индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин и универсальный ( слайд 12).

Среда бывает нейтральной (такую среду имеет вода), щелочной и кислотной. Растворимые основания дают щелочную среду.

(Ученик проводит эксперимент: проверяет действие трех индикаторов. Для опыта необходимо подготовить три набора веществ (вода и щелочь).)

По изменению цвета определяем, под каким номером в каждом наборе находятся вода и щелочь.

(Ученики вклеивают в тетради таблицу).

Окраска индикатора в нейтральной среде

Окраска индикатора в щелочной среде

Реакции, с помощью которых определяют вещества, называются качественными. Индикаторы – это качественные определители реакции среды. Например, определим качественными реакциями растворы гидроксида кальция (известковую воду) и гидроксида натрия (слайд 13).

(Учитель проводит эксперимент: добавляет в каждую пробирку индикатор фенолфталеин. Результат одинаковый – индикатор приобретает малиновый цвет в каждой из пробирок.)

- При изучения фотосинтеза в курсе биологии каким веществом мы доказывали выделение углекислого газа при дыхании? (Использовали известковую воду. При пропускании через нее углекислого газа она мутнеет.)

Выходит, что качественным реактивом на известковую оду, гидроксид кальция, является углекислый газ.

4.Физические свойства оснований, их значение в жизни человека.

Гидроксид кальция Caᶧ 2 (OH)₂ ⁻ - малорастворимое основание. Раствор гидроксида кальция прозрачный, его называют известковой водой . Историческое название – гашенная известь (слайд 14) .

Гидроксид калия K ᶧ( OH) ⁻ - растворимое основание, щелочь, прозрачный бесцветный раствор, мылкий на ощупь. Историческое название гидроксида калия – едкое кали (слайд 15) .

Гидроксид натрия Na ᶧ( OH) ⁻ - растворимое основание, щелочь, прозрачный бесцветный раствор, мылкий на ощупь. Историческое название гидроксида натрия – едкий натр (слайд 16) .

Применение (слайд 17):

LiOH – в аккумуляторах.

NaOH – для очистки нефти, производства мыла, в текстильной промышленности, для органического синтеза.

KOH - в аккумуляторах.

Ca(OH) 2 – в производстве сахара, соды, в строительстве, применяют для приготовления бордовской смеси – средства для борьбы с болезнями и вредителями растений.

Углекислый газ входит в состав выдыхаемого нами воздуха. (Учитель проводит опыт, изображенный на рис. 58 стр. 100: продувает выдыхаемый воздух через растворы гидроксида кальция и гидроксида натрия. В той пробирке, где наблюдается помутнение, находится известковая вода.

Осуществляя этот эксперимент, учитель заостряет внимание учащихся на соблюдении правил ТБ.)

(Далее учащиеся работают с текстом на стр. 99-100 и выписывают в тетради физические свойства гидроксида натрия, гидроксида калия и гидроксида кальция, сведения об их значении в жизни человека и применении.)

IV. Закрепление изученного материала.

1. Ученики отвечают на вопросы (слайд 18). Делают следующие выводы:

  1. Основания – это сложные вещества, образованные ионами металла и гидроксид-ионами.
  2. Общая формула оснований М ᶧ n (ОН) n.
  3. Основаниям соответствуют оксиды металлов.
  4. По растворимости в воде основания делятся на хорошо растворимые, малорастворимые и нерастворимые.
  5. Хорошо растворимые основания в воде называются щелочами.
  6. Индикаторы – вещества, определяющие реакцию среды. Среда бывает нейтральная, щелочная и кислотная.

V. Рефлексия, подведение итогов урока.

Давайте вместе оценим нашу совместную работу (проводится пофамильно по вопросам):

- Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников

- Какую (и почему) ставлю себе оценку?

- Были ли ошибки в ответе (если да, то какие)?

- Итоговая скорректированная учителем оценка ( слайд 21)

VI. Задание на дом (слайд 22).

Параграф № 19, выполнить задания№2-4

11.12.13 г. Проверочная работа по химии уч-ся 8 класса______________

Расставьте степени окисления над элементами, напишите названия оксидов:

Проверь ответы и оцени работу соседа по парте: Проверь ответы и оцени работу соседа по парте:

FeO –оксид железа (II). FeO –оксид железа (II).

Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды

Окраска индикатора в нейтральной среде

Окраска индикатора в щелочной среде

1. Выберите формулы оснований:

а) SO 3 б) Mg(OH) 2 в) H 2 SO 4 г) СаО

2. К каждому из ниже указанных веществ прибавили фенолфталеин. С каким веществом появится малиновое окрашивание? а) BaO б) HNO 3 в) КОН

3. Гидроксид-ион (OH) ⁻ входит в состав:

а) оксидов б) оснований в) углекислого газа

4.Окраска индикаторов под действием раствора гидроксида калия меняется следующим образом: а) лакмус синеет б) Метилоранж краснеет

в) фенолфталеин бесцветный

5. Выберите формулу щелочи: а) КОН б) H 2 S в) Сu(ОН) 2

Проверьте ответы и оцените себя Проверьте ответы и оцените себя

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 2 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 2 класс)

Конспект открытого урока во 2 классе по теме "Coulors" (УМК Биболетова М.З. "Enjoy English"). ПРилагается цветик- семицветик и презентация к уроку.

Конспект открытого урока в 4 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 4 класс)

Разработка урока по теме "Home, sweet home" в 4 классе. Прилагается презентация к уроку.

Конспект открытого урока в 5 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 5-6 класс)

Заключительный урок по теме "Школа": "We are happy at school!". К конспекту прилагаются презентация для урока, примерные вопросы корреспондента, кроссворд на последнем слайде презентации. Используемые.


Урок математики 2 и 4 классов в коррекционной школе.


План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у.


План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова".

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Основания – сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или несколько гидроксогрупп. (ОН – гидроксогруппа, I -валентна)

2. Классификация

Растворимые в воде (щёлочи)

Нерастворимые в воде

NaOH гидроксид натрия (едкий натр)

Zn(OH) 2 гидроксид цинка

KOH гидроксид калия (едкое кали)

Fe(OH) 2 гидроксид железа (II)

Ba(OH) 2 гидроксид бария

Al (OH) 3 гидроксид алюминия

NaOH гидроксид натрия (едкий натр)

Mg(OH) 2 гидроксид магния

KOH гидроксид калия (едкое кали)

Zn(OH) 2 гидроксид цинка

LiOH гидроксид лития

Fe(OH) 2 гидроксид железа (II)

Ba(OH) 2 гидроксид бария

NH 4 OH гидроксид аммония

Ca(OH) 2 гидроксид кальция (гашеная известь)

Fe(OH) 3 гидроксид железа (III)и т.д. (большинство гидроксидов металлов)

Получение щелочей:

Активный Ме + вода : 2 Na + 2 H 2 O = 2 NaOH + H 2

Оксид активного Ме + вода : Na 2 О + H 2 O = 2 NaOH

Получение нерастворимых оснований:

Соль нерастворимого Ме + щёлочь: Fe Cl 2 + 2NaOH = Fe(OH) 2 +2Na Cl

4.Химические свойства:

1. Действие индикаторов:

+ лакмус —> синее окрашивание

NaOH + фенолфталеин —> малиновое окрашивание

+ метиловый оранжевый —> жёлтое окрашивание

2.Щёлочи взаимодействуют с солями нерастворимых металлов:

AlCl 3 + 3 NaOH = Al ( OH ) 3 +3 NaCl

3.Щёлочи и нерастворимые основания взаимодействуют с кислотами:

4.Щёлочи взаимодействуют с кислотными оксидами:

5.Нерастворимые основания под действием температуры разлагаются:

Задания для самоконтроля.

Какие соединения называются основаниями?

Как классифицируются основания?

С какими из перечисленных веществ будут реагировать

Составьте уравнения химических реакций.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 085 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.12.2015 3377
  • DOCX 18.3 кбайт
  • 25 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Климова Виктория Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

практическое использование оснований в быту, народном хозяйстве.

создать условия для исследования учащимися состава и свойств оснований;

для дальнейшего развития общеучебных и предметных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы, экспериментально решать задачи);

для развития логико-смыслового мышления учащихся, памяти, развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;

развивать коммуникативные качества личности;

воспитывать умение работать коллективно (в парах), оценивать свои возможности и знания.

Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа

Виды деятельности учащихся: самостоятельный поиск информации в схемах и таблицах; групповая.

Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок.

I. Мотивация. Актуализация знаний

Нам сегодня предстоит еще раз убедиться, что химия многолика и задает неожиданный вопрос: чем мыли волосы женщины в Древней Руси? И сам же отвечает: "Раствором золы" (показывает). А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть на камельке в рубленой бане и вымыть косы.

Учитель объясняет, что полученный раствор, мыльный на ощупь – это средство под названием "щелок". А вспомнили о нем потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов веществ, которые мы начинаем изучать.

II. Изучение нового материала

Учитель (формулирует для учащихся цели урока, называет тему): В процессе изучения химии мы уже познакомились с бинарными веществами. Сегодня мы изучим новый класс веществ - основания. Для этого рассмотрите формулы веществ, находящиеся на доске:

NaOH; Cu(OH)2; Fe(OH)3; KOH

Что общего между ними?

- OH группа

Ион ОН – сложный, чему равна величина его заряда, совпадает ли он со степенью окисления каждого элемента, а с суммой степеней окисления элементов:

Ст. ок. – О -2 и Н + ; сумма ст. ок. - (О -2 Н +1 ) -1 ; название - гидроксид ион.

Дайте определение оснований, какие это вещества?

Ребята, а сколько гидроксильных групп присоединяет к себе металл? Для ответа на этот вопрос вернемся к формулам, выписанным ранее. (Металл присоединяет к себе столько групп ОН какова его степень окисления)

У нас есть вещества, есть их молекулярные формулы. А как же называется каждое из них? Каждый человек имеет свою фамилию, имени, отчество. Так и химические соединения имеют свое название: слово "гидроксид" + название металла в родительном падеже + (римская цифра, обозначающая числовое значение степени окисления металла) для металлов с переменной ст. ок.

NaOH - гидроксид натрия

Al(OH)3 – гидроксид алюминия

CuOH - гидроксид меди (I)

Cu(OH)2 – гидроксид меди (II)

Fe(OH)2 - гидроксид железа (II)

Fe(OH)3 - гидроксид железа (III)

Правило: степени окисления элемента в оксиде и соответствующем ему гидроксиде равны.

Учитель: А теперь познакомимся с физическими свойствами оснований. Основания — это твердые вещества. Растворимые в воде основания называются щелочами. Однако большинство оснований в воде не растворяются. Чтобы выяснить растворимость оснований в воде ребята сейчас вы проведете небольшое исследование лабораторный опыт, но прежде познакомимся с правилами ТБ.

Щелочи - едкие вещества. Они разъедают кожу и ткани. Поэтому технические названия некоторых из них указывают на это свойство. Например: NаОН - едкий натр, КОН - едкий кали. Обращаться со щелочами нужно очень осторожно. На ваших столах находится инструктаж по технике безопасности при работе со щелочами. Для дальнейшей работы вам нужно с ним ознакомиться.

Техника безопасности при работе со щелочами

1) Щелочи оказывают на организм в основном локальное действие, вызывал омертвление только тех участков кожного покрова, на которые они попали. Однако в дальнейшем организм испытывает общее отравление в результате всасывания в кровь продуктов взаимодействия мышечных тканей и щелочей.

2) Действие щелочей, особенно концентрированных, характеризуются значительной глубиной проникновения, поскольку они растворяют белок. В связи с этим очень опасно попадание щелочей в глаза: при запоздалой первой помощи возможна полная потеря зрения. Твердые щелочи очень гигроскопичны. Хранить твердые щелочи следует в емкостях из полиэтилена или в толстостенных широкогорлых стеклянных банках.

3) Во время приготовления растворов щелочей из твердых щелочей, последние берут из емкостей только специальной ложечкой и ни в коем случае не насыпают, потому что пыль может попасть в глаза и на кожу. После использования ложечку тщательно моют, так как щелочь прочно пристает ко многим поверхностям.

4) При попадании щелочи на кожу необходимо промыть пораненное место обильной струей воды. Щелочь смывается плохо, промывание должно быть продолжительным (10-15 мин) и тщательным.

5) При попадании щелочи в глаза их необходимо тщательно промыть 0,2 % раствором борной кислоты.

После изучения инструкции по ТБ, учитель показывает Д.О. №1, а затем учащиеся приступают к выполнению Л.О. №1

К растворам солей хлорида меди (II) и железа(III) добавьте гидроксид натрия. Что вы наблюдаете? По каким признакам можно судить, что произошла химическая реакция?

Учитель: Запишите формулы, полученных веществ и найдите по таблице растворимости еще примеры щелочей и не растворимых оснований. Заполните левую часть таблицы 1.

Классификация оснований (Таблица №1)

По растворимости в воде

Учитель: Посмотрите на формулы, написанные в правой части таблицы, по какому признаку они объединены и сформулируйте этот признак? (Ответ: по количеству групп ОН)

Учитель: Рассмотрите полученные вещества. Определите агрегатное состояние, цвет и запах. Результаты запишите в таблицу №2.

Лабораторная работа №2: Каждой группе даны 3 неподписанные пробирки с бесцветными жидкостями. При помощи индикатора (лакмус – 1 группа, фенолфталеина – 2 группа, метилоранжевого – 3 группа) определите в какой пробирке вода, в какой раствор щелочи, а в какой кислота? Соблюдая инструктаж по технике безопасности, проведите эти работы, проанализируйте результат, используя таблицу окраски индикаторов в зависимости от среды, и сделайте выводы.

Учащиеся, обменявшись результатами, заполняя таблицу 3 и проанализировав их, сделали вывод, что в первой пробирке находилась кислота, во второй – вода, в третьей - щелочь.

Изменение окраски индикаторов

Учитель: А изменится ли окраска индикатора в гидроксиде меди (II) и гидроксиде железа (III).

Учащиеся выполняют лабораторный опыт №2: К веществам, полученным в лабораторном опыте №1, добавьте каплю фенолфталеина. Сделайте вывод.

Вывод: в растворах щелочей индикаторы изменяют окраску, а в нерастворимых основаниях – нет.

Учитель: Ребята, посмотрите на результат своей работы и ответьте на вопрос: так что же это за вещества, которые меняют свой цвет в зависимости от среды? Кто затрудняется, найдите ответ в учебнике.

Учитель: Оказывается, что есть еще один способ, распознавания веществ – с помощью качественных реакций. Это реакция, в ходе которой доказывается наличие данного вещества или иона.

Демонстрационный опыт 2: (опыт проводит ученик) В пробирке находится известковая вода. Пропустите через стеклянную трубочку, опущенную в пробирку углекислый газ, который образуется при вашем дыхании. Что наблюдаете? (Результат - помутнение раствора)

Вывод: Вещество, с помощью которого доказывают присутствие другого вещества, называют реактивом на распознаваемое вещество.

Практическое значение оснований

1) Гидроксид натрия. Что за вещество скрывается под названиями "алкаль", "едкая щелочная соль", "каустик", "каустическая сода"? Так называли в разные времена в России гидроксид натрия. До сих про сохранилось его старое название – едкий натр, предложенное еще в 1807 году русским химиком Александром Ивановичем Шерером.. В быту гидроксид натрия именуют каустической содой, хотя к соде отношения он не имеет. Уж лучше его просто называть "каустиком" (от греческого "каустикос" – жгучий, едкий). Раствор и кристаллы очень опасны в обращении: при попадании в пищевод человека всего 0,01–0,02г наступает смерть впервые же часы или сутки. На коже он вызывает глубокие и долго незаживающие ожоги. Также гидроксид натрия применяют в производстве мыла, в кожевенной промышленности и в фармацевтике и в производстве бумаги.

2) Гидроксид калия. Называют "едкое кали" по аналогии с гидроксидом натрия. Используется при "варке" тугоплавкого стекла, производстве бумаги, жидкого мыла.

3) Гидроксид кальция. В технической литературе и в быту часто встречаются такие названия веществ: "воздушная", или "негашеная известь", "известковое молоко", "известковая вода". Негашеная известь – это оксид кальция, получаемый при обжиге мела; гашеная известь – это гидроксид кальция, получаемый при обработке оксида кальция водой. Этот процесс протекает с большим выделением теплоты. Известковое молоко – суспензия гидроксида кальция в воде, применяемая для побелки потолков, стен, стволов деревьев по весне для защиты от обморожений и вредных насекомых. Оксид кальция можно использовать для простейшей химической грелки: два пакетика, один большой, другой – маленький, из водонепроницаемого и химически стойкого материала. Чтобы грелка заработала, заполняют негашеной известью маленький пакет и добавляют в него немного воды. Потом пакет тщательно закрывают, вставляют в большой и еще раз закупоривают. Грелка готова. Гидроксид кальция входит в состав "бордосской жидкости" в смеси с медным купоросом для борьбы с возбудителями грибковых заболеваний плодовых, овощных и декоративных культур. Применяется для распознавания углекислого газа.

4) Гидроксид бария. Гидроксид бария – "баритовая вода" – применяют для качественного и количественного определения содержания углекислого газа в газах.

Учитель: Сегодня мы познакомились с новым классом неорганических веществ – основаниями.

Для закрепления полученных знаний, ответьте на следующие вопросы:

-каков состав оснований,

-как назвать основания,

-как составить формулу основания по названию,

-как классифицируются основания,

-какие оксиды соответствуют основаниям,

-как отличить растворы щелочей от растворов других веществ.

Закрепление

Предлагается выполнить следующие задания самостоятельно:

1) Классифицируйте следующие основания: Ca(OH)2, Cr(OH)3, LiOH, Fe(OH)2

2) Составьте формулы гидроксидов и соответствующих оксидов: Sb(II), Bi(III), Rb

в) CuO, SO2, ZnO

4) Как опытным путем различить гидроксид цинка и калия.

После выполнения работы, учащиеся обмениваются работами, обсуждают выполненные задания, исправляют ошибки (ответы представлены на доске) и оценивают работу друг друга.

IV. Домашнее задание

Изучить §19 , выполнить упражнение №3-5.

V. Используемая литература

Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна "Химия.8"/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова.– М.: Дрофа, 2005.

Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: книга для учителя – 2-е изд.– М.: Просвещение, 1995.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это реакция обмена между …. и …. называется она РЕАКЦИЕЙ ………..

Растворимое основание + соль = нерастворимое основание + другая соль

Растворимое основание + кислотный оксид = соль + вода

Изменяют цвет индикаторов:

Лакмус в щелочах синий

Щелочи устойчивы к нагреванию

Химические свойства нерастворимых оснований

Нерастворимое основание + кислота = соль + вода

Это реакция обмена между кислотой и …… называется РЕАКЦИЕЙ …..

Нерастворимые основания разлагаются при нагревании на соответствующий оксид и воду

Читайте также: