Метод контрольных вопросов 10 класс технология конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Древнегреческий философ Сократ в диалоге так искусно мог задавать вопросы, что его собеседнику ничего не оставалось, как, отвечая на них, приходить к истине. Быть может, отсутствие у каждого изобретателя своего Сократа и побудило психологов изобрести метод контрольных вопросов, который позволяет более целеустремленно вести поиск решения задачи.

Суть метода состоит в использовании при поиске решений творческих задач списка специально подготовленных вопросов. Изобретатель, отвечая на вопросы, анализирует свою задачу.

В практике изобретательской деятельности широкое распространение получили универсальные вопросники, составленные А. Осборном, Т. Эйло- артом, Д. Пирсоном, Д. Пойа, Г.Я. Бушем и другими учеными — исследователями творчества. Эти вопросники — своего рода шпаргалки для изобретателя, путеводные нити для его мысли.

1. Какое новое применение технического объекта можно предложить? Возможны ли новые способы применения? Как модифицировать известные способы применения?

2. Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения? Что напоминает данный технический объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Имелись ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что можно копировать? Какой технический объект нужно опережать?

3. Какие модификации технического объекта возможны? Приемлема ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения назначения (функции), движения, цвета, запаха, формы, очертаний можно применить? Другие возможные изменения?

4. Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение срока службы, воздействия? Имеет ли смысл увеличить частоту, размеры, прочность, повысить качество? Можно ли продублировать объект? Возможны ли мультипликации рабочих органов, позиций или других элементов или всего объектов?

5. Что можно в техническом объекте уменьшить или заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, сконденсировать, применить способ миниатюризации, укоротить, сузить, отделить, раздробить, приумножить?

6. Что в техническом объекте можно заменить? Что и сколько можно замещать в нем: использовать другой ингредиент, другой материал, другой процесс, другой источник энергии, другое расположение, другие цвет, звук, освещение?

7. Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты допустимо заменить? Можно ли изменить модель, разбивку, разметку, планировку, последовательность операций? Можно ли поменять причину и эффект, изменить скорость или темп, режим?

8. Что можно в техническом объекте сделать наоборот? Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы или повернуть их задом наперед, низом вверх? Нельзя ли поменять полярность, перевернуть зажимы?

9. Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, состав? Можно ли комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты, цепи? Можно ли комбинировать признаки, идеи?

Не менее эффективным считают список вопросов английского изобретателя Т. Эйлоарта. Список отображает систему работы изобретателя и содержит вопросы для "самого себя", которые решаются в определенной последовательности.
Список контрольных вопросов по Эйлоарту выглядит так:
1. Перечислить все качества и определения предлагаемого изобретения, изменить их.
2.Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные.
3.Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предложения.
4.Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналоги.
5.Построить математическую, гидравлическую, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналоги).
6.Попробовать различные виды материалов, состояния веществ, эффекты, виды энергии:
- газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.;
- теплоту, магнитную энергию, электрическую энергию, свет, силу удара и т. д.;
- различные длины волн, поверхностные свойства и т. п.;
- переходные состояния - замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т. д.;
- эффекты Джоуля-Томсона, Фарадея и др.
7.Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
8.Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все рассуждения и каждую идею без критики.
10. Попробовать "собственные" (личные) решения: хитрое, всеобъемлющее, расточительное, сложное.
11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть, играть в теннис – все с ней.
12. Бродить среди стимулирующей обстановки (выставки, технические музеи, магазин для технического творчества), просматривать журналы.
13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. д., разных решений проблемы или разных ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.
14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.
15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения (скорее или медленнее) размеров, вязкости и т. п.
16. В воображении залезть внутрь механизма.
17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.
18. Чья это проблема? Почему его?
19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?
20. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?
21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.

Вопросы:
1. В чем суть метода контрольных вопросов?
2. В чем состоит универсальность и эффективность этого метода?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод решения творческих задач (мозговая атака, метод обратной мозговой атаки, метод контрольных вопросов). Технология 10 класс.

Метод решения творческих задач

Метод решения творческих задач

Мозговая атака

метод коллективного творческого поиска нового направления решения проблемы

в психологическом эффекте

- если взять группу из 4 - 7 человек и каждому индивидуально предложить независимо от других высказать идеи и предложения по решению поставленной задачи, то в сумме идей получаем меньше, чем, если предложить этой группе коллективно высказать идеи по этой же задаче.

Цель метода МА побудить членов творческой группы к изобретению как можно больше разнообразных идей

Цель метода МА

побудить членов творческой группы к изобретению как можно больше разнообразных идей

  • Критика исключается
  • Критика исключается
  • Приветствуется свободный полет фантазии
  • Приветствуется свободный полет фантазии
  • Идей должно быть много
  • Идей должно быть много
  • Комбинирование и совершенствование идей
  • Комбинирование и совершенствование идей
  • Отбор лучшего решения
  • Отбор лучшего решения

Тест на оригинальность

Тест на гибкость (отношение между словом и понятием)

  • Даны два предмета: ручка и палочка. Необходимо соединить их так, чтобы получился полезный третий предмет.

Тест на гибкость (приспособление к разным условиям)

Тест на гибкость (приспособление к разным условиям)

Тест на гибкость (ответ без раздумий)

Метод обратной мозговой атаки

Поиск недостатков – ключ к совершенству

Цель метода МА

Выявить всевозможные недостатки рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика

Практическая работа

  • Одна из зарубежных фирм выпускала ножи для очистки картофеля, ножи не портились ,были красивые, и быстро заработали популярность, но через несколько лет спрос резко упал, ножи не ломались, вопрос как повысить спрос на ножи не снижая качества и без затрат на допольнительную рекламу, какой можете предложить способ решения, желательно бесплатный?

Метод контрольных вопросов

состоит в использовании при поиске решений творческих задач списка специально подготовленных вопросов

Творчество – процесс многогранный, поэтому изобретатели в процессе творческого поиска используют всевозможные методы активизации мышления, помогающие решать поставленные задачи и находить новые идеи. Среди множества популярных психологических методик, применяемых для генерации идеи и решения творческих задач, можно выделить метод контрольных вопросов.

метод контрольных вопросов

Метод контрольных вопросов (МКВ) – это психологическая техника, позволяющая находить решение проблемы с помощью ряда вопросов, стимулирующих мыслительную деятельность. Отвечая на вопросы, изобретатель активизирует свое мышление, стараясь найти новое, необычное решение задачи.

Суть метода

Данный метод не имеет какого-то конкретного автора. Разные авторы разрабатывали и предлагали свои варианты вопросов. Сюда можно отнести списки вопросов таких известных авторов, как: А. Осборн, Д. Пирсон, Д. Пойа, Г. Буш, Г. Альтшуллер, Т. Эйлоарт. Вопросы, предложенные этими авторами, вот уже много лет с успехом применяются в области поиска творческих решений наряду с такими методиками, как метод синектики или мозгового штурма.

МКВ помогает изобретателю более полно осознать суть проблемы, рассмотреть ее со всех сторон и систематизировать поиск решения. Эта методика является улучшенным методом проб и ошибок. Таким образом, каждый контрольный вопрос выступает в роли пробы или серии проб. При составлении списков авторы на основе изобретательского опыта выбирают самые эффективные вопросы. Благодаря этому МКВ работает более продуктивно, нежели обычный метод проб и ошибок. Однако отсутствие понимания всех тонкостей техники изобретательства проводит к тому, что в списках появляется множество поверхностных вопросов. По этой причине основной областью применения методики является решение задач второго уровня.

Принцип работы метода

Когда название будет готово, нужно составить список контрольных вопросов или воспользоваться одним из универсальных списков любого из авторов.

Теперь можно рассматривать поставленную задачу с позиции трех формулировок. Чем больше вариантов удастся придумать, тем лучше.

Какие бывают списки вопросов?

В качестве примера можно рассмотреть наиболее популярные списки вопросов, которыми часто пользуются изобретатели.

Список вопросов А. Осборна

Эти вопросы касаются физических предметов, однако их можно видоизменять и использовать для решения любой задачи.

  • Можно ли найти новый способ использования рассматриваемого объекта?
  • Что можно добавить к нему?
  • Что можно продублировать в нем?
  • Что можно поменять?
  • Поменять скорость движения?
  • Подобрать другую форму, окрас, звук?
  • Подобрать другой компонент?
  • Сделать из другого материала?
  • По-другому расположить?
  • Объединить несколько задач или функций в одну?
  • Поменять местами последовательность выполнения операций?
  • Повернуть наоборот?

Список вопросов Т. Эйлоарта

Список вопросов, придуманный английским изобретателем Т. Эйлоартом, считается одним из лучших. Он представляет собой так называемые задания самому себе (последовательность действий в процессе поиска решения задачи).

  • Рассмотреть все характеристики и определения будущего изобретения. Попытаться изменить их.
  • Четко сформулировать задачи. Подобрать другие формулировки. Разделить главные и второстепенные задачи. Найти подобные задачи.
  • Рассмотреть минусы решений, которые уже имеются. Придумать новые предположения.
  • Найти аналогии в области биологии, экономики, фантастики, в молекулярной области.
  • Построить разные модели (математическую, механическую, электронную, гидравлическую и прочие). Модели позволяют выразить идею более точно, нежели аналогии.
  • Рассмотреть возможность применения всевозможных материалов и энергий: твердое тело, жидкости, газы, гель; электрическую, световую, магнитную энергию; волны разного диапазона, поверхностные свойства; различные эффекты (Фарадея, Джоуля–Томсона); разные состояния вещества (лед, пар) и прочее.
  • Найти логические связи, совпадения, варианты, зависимости.
  • Поинтересоваться мнением людей, абсолютно не разбирающихся в исследуемом вопросе.
  • Обсудить исследуемый вопрос в группе. Выслушать предложения каждого участника обсуждения без критики.
  • Применить решения, свойственные разным национальностям: китайская сложность, немецкая точность, американская расточительность, шотландская хитрость и т.д.
  • Постоянно держать проблему при себе: спать с ней, ходить на работу, есть, пить, играть, гулять. Все дела делать с ней.
  • Побывать в местах, стимулирующих творческое мышление: в техническом музее, в магазине старых вещей, на свалке лома и пр. Рассматривать журналы с картинками.
  • Составить таблицы материалов, стоимости, величин. Придумывать новые решения проблемы, комбинации и части решений.
  • Стараться найти лучшее решение и придумывать возможные.
  • Вносить изменения в решение с позиции скорости, размеров, плотности и пр.
  • Мысленно представить внутренне устройство механизма.
  • Отыскать альтернативные проблемы, которые могут убрать из цепи какое-либо звено и увести в сторону от необходимого решения, при этом создав нечто другое.
  • Понять, чья это проблема и почему?
  • Изучить историю исследуемого вопроса. Кто первый изобрел это? Какие неверные определения этой проблемы имеются?
  • Узнать, пытался ли кто-то еще решить эту задачу и что у него получилось?
  • Найти общепринятые ограничения и понять причины, по которым они были установлены.

Примеры практических задач

Изучив предложенные контрольные вопросы, можно попробовать решить с их помощью несколько практических задач. Такие задачи рекомендуют учащимся 11 классов на уроках технологии. Задачи активизируют мыслительные процессы, стимулируя к поиску новых идей.

Задача 1

В проектном институте имеется несгораемый сейф, в котором хранятся чертежи секретных разработок. Инженеры посчитали обыкновенный замок недостаточно надежным и решили изобрести другой. Замок должен обеспечивать целостность сейфа в следующих случаях:

  • если кто-нибудь украдет ключ или снимет с него копию;
  • если будет использоваться самая лучшая отмычка;
  • если секретный код замка забудут или потеряют;
  • если какой-нибудь сотрудник института попытается взять чертежи без ведома руководства.

Нужно предложить идею такого замка.

Задача 2

Многие виды пожарной сигнализации издают громкий звук и световые вспышки, оповещающие об опасности. Однако в производственных цехах с высоким уровнем шума и искрами от сварки звуки могут не услышать, а световые вспышки – не увидеть.

Нужно придумать надежный способ пожарной сигнализации для таких цехов (обесточивать нельзя!).

Применение метода контрольных вопросов хорошо помогает в процессе генерации идей, поиске новых решений, а также подходит для развития и тренировки творческого мышления.


В этом видеоуроке нам с вами предстоит рассмотреть одну из популярных психологических методик, применяемых для генерации идей и решения творческих задач, - метод контрольных вопросов. Рассмотрим наиболее распространённые вопросники известных исследователей. Узнаем, в каких сферах можно применять метод контрольных вопросов. А также рассмотрим алгоритм действий (шагов) использования контрольных вопросов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Метод контрольных вопросов"

Так сложилось, что в древние времена творческие люди ни под какими предлогами не выдавали секреты своего творчества. Благодаря чему сложилось мнение, что никаких секретов и вовсе не существует, а творческий подход – это удел избранных людей. Но с приходом двадцать первого века ситуация значительно поменялась. Сейчас разработаны сотни креативных техник, и люди с удовольствием делятся приёмами, которые используют в своей работе.


Понятно, что творчество – это очень многогранный процесс. В процессе творческого поиска изобретателям, чтобы решить поставленные задачи и найти новые идеи, приходится прибегать к всевозможным методам активизации своего мышления. Среди множества популярных психологических методик, которые применяют для генерации идей и решения творческих задач, можно выделить метод контрольных вопросов.


Поиск решений с помощью прошлого опыта не так безнадёжен, как кажется. Как бы ни совершенствовалась современная техника, проблемы имеют свойство повторяться, а, значит, и решения тоже повторяются. Именно на этом и основан метод контрольных вопросов – если сконцентрировать опыт в виде некоторого списка вопросов, то есть большая вероятность, что ответ на один из них и поможет найти верное решение.


Итак, метод контрольных вопросов – это психологическая техника, которая позволяет при помощи ряда вопросов, стимулирующих мыслительную деятельность, рассмотреть проблему с разных сторон и найти её нестандартное решение. Проще говоря, изобретатель отвечает на серию наводящих вопросов, тем самым активизирует своё мышление и старается найти новое, необычное решение поставленной задачи.


По сути метод контрольных вопросов является усовершенствованным методом проб и ошибок. В сущности, каждый вопрос является пробой (или серией проб). Этот метод подходит для решения простых и средней сложности задач. Более сложные задачи требуют уже направленного поиска, и для их решения целесообразно применять более мощные методики.


В мире разработано множество различных списков вопросов для разных отраслей. Но следует сказать, что данный метод не имеет какого-то конкретного автора. Разные авторы разрабатывали и предлагали свои варианты вопросов. Широко распространены вопросники, составленные Осборном, Пирсоном, Пойа, Бушем, Альтшуллером, Эйлоартом. Вопросы, предложенные этими авторами, уже много лет с успехом применяются в области поиска творческих решений наряду с такими методиками, как метод синектики или метод мозговой атаки.

В США наибольшее распространение получил список вопросов Алекса Осборна.





Надо рассмотреть алгоритм действий (шагов) при использовании контрольных вопросов. Итак, первый шаг: нужно определить проблему, то есть разобраться, что дано, что неизвестно и что надо сделать.

Второй шаг: необходимо подобрать список контрольных вопросов. Вопросы в списке должны в наибольшей степени соответствовать характеру решаемой проблемы.

Третий шаг: последовательно ответить на каждый вопрос списка, при этом попытаться по-максимому использовать заложенную в нём информацию для решения проблемы.

На следующем шаге, нужно зафиксировать все возникающие идеи и дополнительную информацию.

И на последнем шаге, нужно оценить найденные решения.

Как и все методы, применяемые для генерации идей и решения творческих задач, метод контрольных вопросов имеет свои достоинства и недостатки.

К достоинствам этого метода можно отнести: простоту в освоении и быстроту генерации идей.

Что касается недостатков метода, то это низкая эффективность; необходимость обширных знаний и развитого воображения; отсутствие механизмов оценки решения.

На уроке поговорили о методе контрольных вопросов. Выяснили, что метод контрольных вопросов — это психологическая техника, которая позволяет при помощи ряда вопросов, стимулирующих мыслительную деятельность, рассмотреть проблему с разных сторон и найти её нестандартное решение. Рассмотрели наиболее распространённые вопросники известных исследователей. Узнали, в каких сферах можно применять метод контрольных вопросов. А также рассмотрели алгоритм действий (шагов) использования контрольных вопросов.

Читайте также: