Мемуары как жанр литературы конспект

Обновлено: 06.07.2024

Рассказ о своей жизни стал частью великого революционного дела Герцена. Вершина его художественного творчества, "Былое и думы" явились величайшей летописью общественной жизни и революционной борьбы в России и Западной Европе на протяжении нескольких десятилетий - от восстания декабристов до кануна Парижской Коммуны. С огромной художественной силой, законченностью и полнотой "Былое и думы" запечатлели облик Герцена, все пережитое и передуманное им, его искания и борьбу, его кипучую страсть революционера, его яркую мечту о свободной родине


Многие мемуары написаны лицами, игравшими видную роль в истории (Уинстон Черчилль, Шарль де Голль, Екатерина II). Они могут обнимать значительный период времени (иногда всю жизнь автора), соединяя важные события с мелкими подробностями повседневной жизни. В этом отношении мемуары служат историческим источником первостепенной важности. Мемуаристы (не всегда осознанно) стараются представить себя перед потомством в выгодном свете, оправдать свои неудачи и похождения, что неизбежно ставит перед историком вопрос о достоверности изложенного. К примеру, расхожие представления о Челлини как о редкостном ловкаче и о Казанове как о неотразимом повесе восходят исключительно к их мемуарным запискам и другими историческими источниками не подтверждаются.

Содержание

Мемуары как литературный жанр





Русские мемуары допетровского времени

Русские мемуары XVIII—XIX веков

С распространением в Российской империи моды на всё французское русские дворяне, выйдя в отставку, стали поверять свои воспоминания бумаге, зачастую по-французски. Первые дворянские записки предназначались исключительно для чтения в домашнем кругу. Среди авторов мемуаров конца XVIII и начала XIX вв. велик процент женщин. Вслед за Екатериной II придворные дамы Е. Р. Дашкова, В. Н. Головина, Р. С. Эдлинг и др. оставили записки на французском. Среди записок XVIII века, составленных на русском языке, Д. С. Мирский отдаёт пальму первенства короткому, непосредственному мемуару Н. Б. Долгоруковой, одной из первых писательниц в России.



Наибольший литературный интерес среди произведений конца XVIII века представляют близкие к мемуарным путевые записки Д. И. Фонвизина и Н. М. Карамзина. Они преподносились читателям как непосредственные письма с чужбины, хотя на деле представляют собой плод кропотливого литературного труда. Ещё одна специфическая форма русской мемуарной литературы, — семейные хроники М. В. Данилова, Е. А. Сабанеевой, Л. А. Ростопчиной, в которых прослеживается жизнь нескольких поколений одной семьи (часто провинциальной).

Обособленный массив мемуарной литературы образуют записки о событиях 1812 года (Д. В. Давыдов, С. Н. Глинка, Н. А. Дурова и др.). Богатый материал по общественной жизни пушкинской эпохи дают мемуары Н. И. Греча и Ф. В. Булгарина, записные книжки С. П. Жихарева и П. А. Вяземского. Вся первая треть XIX века освещена в записках Е. Ф. Комаровского, А. М. Тургенева и Ф. Ф. Вигеля. Последние по изяществу слога и остроте характеристик некогда признавались за лучший образец мемуарной литературы своего времени. П. А. Плетнёв аттестовал их следующим образом:

Записки, очень интересные, исполненные остроты, желчи, насмешливости и себялюбия. Всё описано очень колко и умно. Это так занимательно, что и пересказать трудно. Он остроумен, желчен, знающ и умён до чрезвычайности. У него можно поучиться писать.



Светские салоны середины XIX века описаны многочисленными мемуаристками, среди которых А. О. Смирнова, Е. А. Сушкова, А. Ф. Тютчева. Более сухим языком пишут государственные деятели из высшего чиновничества (М. А. Корф, К. И. Фишер). Панорама литературной жизни 1840-х гг. развёрнута в воспоминаниях В. А. Соллогуба, А. В. Никитенко, П. В. Анненкова, Д. В. Григоровича, А. А. Григорьева, А. А. Фета, Т. П. Пассек, П. А. Каратыгина, А. Я. Панаевой и её мужа И. И. Панаева.

О событиях в России конца XIX века оставили весьма обстоятельные записки многочисленные писатели и общественные деятели (П. А. Кропоткин, П. Д. Боборыкин, Б. Н. Чичерин, А. Ф. Кони), представители художественной интеллигенции (И. Е. Репин, К. С. Станиславский, А. Н. Бенуа, М. К. Тенишева), высшего чиновничества (В. П. Мещерский, С. Д. Урусов, В. Ф. Джунковский, С. Ю. Витте). Жизнь при дворе последнего царя охарактеризована в мемуарах, составленных уже в эмиграции Ф. Юсуповым и А. Вырубовой, а также перешедшим на советскую службу А. А. Игнатьевым.

Издания русских мемуаров

Мемуарные произведения Востока



Литература

Ссылки

В Интернете существует несколько достаточно подробных полнотекстовых собраний русской мемуарной литературы:

Отличительные признаки мемуаров

Главные требования к трудам мемуариста – четкое соответствие исторической истине, фактографичность, хроникальность рассказа, отказ от искажения сюжета, сознательной анахроничности, использования художественных приемов.

Данные формальные качества сближают мемуарную литературу с жанром дневника в документальной литературе, с тем значимой различием, что, в отличие от дневниковых записей, мемуары предполагают ретроспекцию, воззвание к довольно отдаленному периоду, и неминуемый механизм переоценки событий с учетом опыта, накопленного автором.

Мемуарная литература

По достоверности, материалам и отсутствию придумки мемуарный текст близок к научно-биографическим очеркам, исторической прозе, автобиографическим и документально-историческим произведениям. Однако мемуары отличаются отображение не столько личности создателя, его переживаний, сколько окружающей его действительности и внешних событий, к которым он оказался так или иначе причастен.

Между тем, в отличие от научных текстов, мемуарное произведение предполагает активное присутствие авторского голоса, его личных оценок и обязательной пристрастности, то есть авторская субъективность – конструктивный фактор мемуара.

В частности, на первой странице книги С. Моэма “Подводя итоги”, которая обладает всеми перечисленными признаками, автор сразу предупреждает, что данное произведение не является ни биографией, ни мемуарами. Несмотря на то, что взгляд Моэма направлен прошлое, текст носит исповедальный характер, установка на подведение итогов полувекового литературного пути. По жанру это сочинение является развернутым эссе.

Таким образом, мемуарная литература является важным источником историографии, материалом исторического источника. Одновременно с этим по фактической точности воспроизводимого материала данные тексты почти всегда проигрывают документу. Поэтому историки подвергают событийные факты из воспоминаний известных личностей критической сверке с существующими объективными сведениями.

Если определенный факт, описанный в мемуаре, не находит ни подтверждения, ни опровержения, то свидетельство о нем рассматривается историографией лишь гипотетически как научно состоятельное.

Становление мемуарной прозы

Свое начало мемуарные сочинения берут от воспоминаний Ксенофонта о Сократе (4 в. до н.э.) и его Анабасиса (401 до н.э.) – записок о военном походе греков. Античные образцы характеризуются безличностностью и стремятся к исторической хронике.

Бурное развитие мемуаров в России 19 в. связано с воспоминаниями И.С. Тургенева, Н.И. Тургенева, И. А. Гончарова, литератора Н. Греча, декабристов М. Бестужева, И. Пущина, И. Якушкина, цензоров А. Никитенко, Е. Феоктистова. Ценны мемуарные сочинения А.Я. Панаевой, Н.А. Огаревой-Тучковой, Т.А. Кузминской.

В 19–20 вв. активно развиваются произведения, основанные на воспоминаниях писателей и о писателях. Так формируется собственно литературная мемуаристика в лице Гете, Стендаля, Г. Гейне, Г.-Х. Андерсена, А. Франса, Р. Тагора, Г. Манна и др.

Оживление русских мемуарных произведений, связанное опубликованными в СССР и в эмиграции воспоминаний о предреволюционной и революционной эпохе, приходится на 1920–1930‑е гг. (труды К. Станиславского, А. Белого, В. Вересаева, Г. Чулкова и др.).

Шаткость границы между мемуарами и другими видами литературы определилась в русских и западноевропейских произведениях уже к середине 19 в, чему способствовал кризис романтизма и установление новой эстетики реализма.

В этих сочинениях мемуарное начало введено в органику художественной литературы. Исторический материал и реалии жизни автора претворяются в факт искусства, а стилистика подчиняется задаче оказать на читателя эстетическое воздействие.

Мемуарная литература

С начала 1990‑х в России современные политические и культурные деятели выпустили множество мемуарных сочинений, многие из которых является фактом общественной жизни, чем литературы.

Приемы экспертизы мемуарной литературы

Мемуарная литература может служить историческим материалом, документальным свидетельством, но исключительно при условии критической проверки и переработки.

  • подлинность мемуарного текста, то есть действительная его принадлежность приписываемому автору;
  • его достоверность, то есть правильность заявляемых автором сведений.

Одним из главных приемов экспертизы мемуарной прозы является сопоставление разных свидетельств современников об одной и той же эпохе, цикле явлений, сравнение мемуаров с перепиской соответствующих авторов.

При анализе достоверности материалов принимают во внимание также такие особенности мемуариста, как память, внимание, тип восприятия, характер и условия работы, затем — пользование источниками в работе и т. п.

Экспертиза мемуарной литературы является важной для литературоведов с практической точки зрения, и одновременно второстепенной, относящейся по сути к области общего исторического источниковедения.

Значение мемуарных произведений

Мемуары считаются важным источником сведений о жизни той или иной исторической и литературной эпохи. Существует множество мемуарных произведений о литературном быте или жизни мастеров словесности, к примеру, записки братьев Гонкур, Жорж Санд, Шатобриана и др.

Особую ценность для изучения литературного процесса представляют записки, принадлежащие выдающимся писателям, поэтам, критикам, которые дают богатый материал не только для изучения биографии автора, но и для его личности с точки зрения творчества. В таких работах часто прямо указываются писательские замыслы, творческие истории конкретных произведений.

Сравнение изображенных в этих произведениях лиц и событий с первыми ранними работами того же Горького дают прекрасный материал для суждений не только о процессе творчества, о появлении художественного произведения, но и о творческом методе, о художественном стиле писателя, об его отношении к жизненному материалу.

Поэтому нужно быть особенно бдительными, перечитывая произведения мемуарной прозы.

По своему материалу, достоверности и отсутствию вымысла мемуары близки к исторической прозе, научно-биографическим, автобиографическим и документально-историческим очеркам. Однако от автобиографии мемуары отличает установка на отображение не только и не столько личности автора, сколько окружавшей его исторической действительности, внешних событий – общественно-политических, культурных и т.д., к которым в большей или меньшей степени он оказался причастен. В то же время, в отличие от строго научных жанров, мемуары подразумевают активное присутствие голоса автора, его индивидуальных оценок и неизбежной пристрастности. Т.е. один из конструктивных факторов мемуарной литературы – авторская субъективность.

Мемуарная литература – важный источник историографии, материал исторического источниковедения. В то же время по фактической точности воспроизводимого материала мемуары практически всегда уступают документу. Потому историки вынуждены подвергать событийные факты из воспоминаний общественных и культурных деятелей критической сверке с имеющимися объективными сведениями. В случае, когда некий мемуарный факт не находит ни подтверждения, ни опровержения в доступных документах, свидетельство о нем рассматривается историографией как научно состоятельное лишь гипотетически.

Нередко автобиографические произведения по своим литературным качествам неотличимы от мемуаров. Но эти жанры могут преследовать и разные задачи. Автобиография легче подвергается беллетризации, переходу в художественную словесность. Так, в автобиографической трилогии Л.Н.Толстого Детство (1852), Отрочество (1854), Юность (1857) воспоминания подчинены не собственно мемуарной, а художественной задаче – психологическому исследованию характера и творческому осмыслению важных для автора философских категорий (сознание, разум, понимание и т.д.). По этой причине в жанровом отношении трилогия Толстого ближе к роману, чем мемуарам.

В 19–20 вв. одним из ведущих жанров словесности становятся воспоминания писателей и о писателях. Тем самым формируется собственно литературная мемуаристика, свои воспоминания оставляют И.-В.Гете, Стендаль, Г.Гейне, Г.-Х. Андерсен, А.Франс, Р.Тагор, Г.Манн, Р.Роллан, Ж.-П.Сартр, Ф.Мориак и др.

В России мемуарная литература ведет начало от Истории о Великом Князе Московском (сер. 16 в.) Андрея Курбского. Важная веха в становлении личностного самосознания в русской литературе – автобиографическое Житие (1672–1675) протопопа Аввакума. Яркие памятники русской мемуаристики 18 в. – Жизнь и приключения Андрея Болотова (ок. 1780), Собственноручные записки императрицы Екатерины II (опубл. в 1907), Записки (опубл. в 1804–1806) Е.Р.Дашковой, Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях (1789) Д.И.Фонвизина. Бурное развитие мемуарной литературы в России 19 в. связано с воспоминаниями Н.И.Тургенева, декабристов И.Пущина, И.Якушкина, М.Бестужева, литератора Н.Греча, цензоров А.Никитенко, Е.Феоктистова, писателей И.С.Тургенева, И.А.Гончарова и др. Фактическими подробностями в описаниях литературного быта 2-й пол. 19 в. ценны мемуары А.Я.Панаевой, Н.А.Огаревой-Тучковой, Т.А.Кузминской. Общественная обстановка этих лет отражена в Записках революционера (1899) П.А.Кропоткина, На жизненном пути (опубл. в 1912) А.Ф.Кони.

Оживление мемуарной литературы, связанное с чередой опубликованных в СССР и в эмиграции воспоминаний о предреволюционной и революционной эпохе, приходится на 1920–1930-е гг. (мемуары К.Станиславского, В.Вересаева, А.Белого, Г.Чулкова и др.).

С начала 1990-х в России из-под пера современных политических и культурных деятелей выходит лавина мемуаров, многие из которых скорее является фактом общественной жизни, чем собственно литературы.

Вадим Полонский

Геннади Г. Записки (мемуары) русских людей. Библиографические указания // Чтения в Императорском обществе Истории и Древностей Российских при Московском университете. 1861, кн. 4
Пыляев М.И. Записки русских людей // Исторический вестник, 1890. Т. 39
Указатель воспоминаний, дневников и путевых записок XVIII–XIX вв. М., 1951
Аннотированный указатель мемуарной литературы. Ч. 1, М., 1985. Ч. 2, 1961
Кардин В. Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность. М., 1961
Катанян В. О сочинении мемуаров // Новый мир, 1964, № 5
Елизаветина Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982
Литературные мемуары XX века: Аннотированный указатель. 1985–1989 гг. М., 1995. Ч. 1–2

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?

Рассказ о своей жизни стал частью великого революционного дела Герцена. Вершина его художественного творчества, "Былое и думы" явились величайшей летописью общественной жизни и революционной борьбы в России и Западной Европе на протяжении нескольких десятилетий - от восстания декабристов до кануна Парижской Коммуны. С огромной художественной силой, законченностью и полнотой "Былое и думы" запечатлели облик Герцена, все пережитое и передуманное им, его искания и борьбу, его кипучую страсть революционера, его яркую мечту о свободной родине

Читайте также: