Материальная культура кочевников конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Что же лежит в основе понятия культуры? Это прежде всего ценности. Они бывают материальными и нематериальными. В соответствии с этим культура подразделяется на материальную и нематериальную. Чаще всего нематериальную культуру называют духовной. Не стоит стараться всегда отдельно рассматривать эти, казалось бы, разные понятия, поскольку в обычной жизни они часто пересекаются, а иногда одно не может существовать без другого. В чем же особенности этих видов культур?
Под материальной культурой понимается совокупность всех материальных благ, а также средств и форм их производства и потребления. Важная особенность материальной культуры — неидентичность материальной жизни общества, а также всякой материальной деятельности и производства. Поскольку под материальной культурой понимается деятельность человека как влияющий фактор на развитие человечества. Это развитие и имеет большое значение для материальной культуры, а вместе с ним и те творческие способности и возможности человека, которые он с этим развитием получил.
Материальная культура имеет сложную структуру, в которую входят следующие составляющие.
1. Материальное производство.
2. Культура труда.
3. Культура топоса (города, деревни, села, дома).
4. Культура собственного тела, отношения к нему.
5. Физическая культура.
Духовная культура относится к культурной статике. Это различные нематериальные объекты (законы, нормы, правила, религии, языки, духовные ценности, традиции, мифология), которые нуждаются в материальном посреднике. Значит, духовной культурой является совокупность тех областей деятельности, знаний, мышления и т. д., которые относятся к формированию духовных ценностей.
Важной особенностью культурной статики является то, что все ее элементы подразделяются по временным и пространственным характеристикам. Культура исторична, часть материальных и духовных ценностей, созданных одним поколением, передается следующим поколениям, если эти ценности прошли испытание временем. В этом и состоит сущность такого явления, как культурное наследие. Культурное наследие играет огромную роль в формировании единого общества, поскольку именно оно является решающим фактором при оценке сплоченности нации.
Что, как не культурное наследие, может так объединить и укрепить общество в тяжелые для него времена.
Изучением таких универсалий культурологи занимаются уже много лет. Например, американские антропологи различают около семидесяти таких универсалий. К ним относятся привычные для нас понятия. Например, приготовление пищи, наличие календаря, возрастная градация, числа, личные имена, семья, танцы, религиозные ритуалы и др.
Антропологи обычно выделяют четыре основных элемента культуры.
1. Концепты, т. е. понятия, которые регулируют и упорядочивают опыт людей. В основном концепты содержатся в языке, на котором говорит тот или иной народ.
2. Ценности — те убеждения, к которым должен стремиться человек. Они снованы на нравственности, общепринятых нормах и т. д.
3. Правила — нормы, способствующие регулированию поведения человека. Здесь прослеживается взаимосвязь между цен-
ностями и правилами, поскольку именно и устанав-ливают определенные правила, законы и нормы.
4. Отношения — средства связи между теми или иными понятиями культуры, даже теми, которые разбросаны в пространстве и времени.
Важную роль во всех этих элементах культуры играет язык. Являясь системой коммуникации, он имеет собственную сложную структуру. С помощью языка происходит социализация людей, благодаря ему люди получают опыт, накапливают его, передают из поколения в поколение. Язык может как сплотить общество, так и привести к его разобщению, когда люди говорят на разных языках, а живут на одной территории.
Правители кочевников жили, кроме юрты, также в больших шатрах. Например, есть письменные сведения, что шатер Исте- ми-кагана поразил послов Византии своими размерами и великолепием убранства. Внутри шатер был отделан шелком, украшен золотыми и серебрянными предметами, изображениями диких и домашних животных, птиц. Шатер подпирали колонны, отделанные золотом. Есть сведения, что кочевники сооружали юртоподобные жилища также из глины.
Особенности одежды кочевников. В связи с тем, что кочевники занимались скотоводством, их одежда изготавливалась из обработанных вручную шкур диких и домашних животных, крепкого тонкого войлока, тканого полотна из овечьей и верблюжьей шерсти. Богатые одевали одежду, сшитую из хлопка, шелка, привезенного торговцами из других стран.
Мужчины носили чапан с узкими рукавами и подпоясывались ремнем, который мог быть украшен простым или дорогим металлом. В ремнях были предусмотрены специальные места для ношения кинжала, ножа, кремния и других нужных в походе предметов. Украшение ремня говорило о социальном статусе хозяина. Мужчины носили шаровары из тканого полотна, мягкой обработанной овечьей шкуры или шкуры диких животных. Головной убор был похож на шлем. Это были меховые малахаи, шапки, сшитые из ткани. Кочевники отращивали волосы, ходили в основном без головного убора.
Богатая знать и аристократы носили халатообразные чапаны из белого, красного и желтого атласа и парчи. Одежда богатых шилась из ткани. Мужчины и женщины одевали на ноги мягкие кожаные сапоги без каблуков, носили серьги в ушах.
Народно-прикладное творчество. Народно-прикладное творчество кочевников ярко отражено в жилищах, приспособленных для кочевого животноводства, предметах хозяйства и быта. Оно свидетельствовало о стремлении народа выразить свое видение окружающего мира, передать красоту природы. Хотя кочевая жизнь в какой-то мере и являлась сдерживающим фактором для развития творчества, однако в повседневной жизни оно все равно проявлялось — в одежде, внешнем и внутреннем убранстве жилища, его обустройстве и т. д. Особого внимания заслуживало мастерство изготовления мужских и женских ювелирных изделий, конского снаряжения.
В обществе кочевников предпринимались попытки украшения предметов быта, изготовленных из различных видов металла, дерева, кости, а также оружия.
Широко использовалась роспись изделий растительным орнаментом. Древние скульпторы передавали образы своих современников в каменных изваяниях — бал балах. Такие балбалы вырезали из гранита, камня, известняка и сланца. В основном мастера изображали образы мужчин (грозных воинов). Зачастую правой рукой или обеими руками они держат посуду различной формы. В некоторых случаях образ представал в одеянии и с кинжалом на поясе. Каменные изваяния — балбалы позволяют нам получить представления о внешнем виде, одежде, украшениях, оружии и другую информацию о той эпохе. Места расположения балбалов говорили о территориях расселения кочевников, границах созданных ими государств.
Объясните значения слов: материальная культура, юрта, тюндук, балбалы.
Проверьте себя:
- Расскажите об особенностях одежды кочевников.
- В чем проявлялось народно-прикладное творчество кочевников?
Рассказ по рисункам: пользуясь рисунками из учебника, расскажите о каменных изваяниях — балбалах.
Материальная культура. Если посмотреть на предметы материальной культуры людей, живших между VII в. до н. э. и IV в. н. э., то можно заметить, что по своим качествам они стали значительно удобнее, сложнее и совершеннее, чем предметы бронзового века. Если бронзовые ножи, топоры, серпы и другие инструменты и орудия труда были ломкими, громоздкими, то железные стали значительно прочнее 76 и легче их. Новые орудия способствовали увеличению производительности труда, количества выработанной продукции. Но поскольку продуктами труда пользовались в основном сильные и богатые, это привело к тому, что в обществе появилось социальное неравенство.
Материальная культура саков и сарматов, обитавших на огромной территории от Южной Сибири, Алтая и до Северного Причерноморья, имеет много общего, и только в искусстве этих племен имеются некоторые отличия.
Сходство материальной культуры этих племен доказывает их родство. Это сходство не очень изменилось и позже, когда появились племена усуней и канлы. Только в связи с дальнейшим развитием общества материальная культура племен стала совершенней и разнообразней.
Геродот писал, что саки жили в деревянных домах. Зимой их укрывали плотным белым войлоком. Видимо, это были юрты. По данным Гиппократа, кочевники во время перемещения ставили на четырехколесные или шестиколесные телеги жилища-юрты. Тот факт, что юрты, которые казахи используют в настоящее время, по форме не отличаются от древних юрт, не должен вызывать никаких сомнений.
Если же говорить о постоянных стоянках, то усуни возводили строения из каменных кирпичей, тогда как канлы жилища строили из сырцового кирпича.
В одежде у саков и сарматов также было много общего. У саков головные уборы были остроконечными, а обувь без каблуков. Кафтаны короткие, до колен, поясных ремней не использовали. Штаны носили длинные, узкие, справа — кинжал, слева — сабля или лук. Например, одежда воина из захоронения в Иссыкском кургане была парадной, богато украшенной золотыми бляхами и пластинами. Головной убор был расшит золотыми пластинами с изображением коней, барсов, архаров, горных козлов, птиц и т.д. Искусно выполненный силуэт оленя на бляхе пояса придавал наряду Золотого человека особую красоту и привлекательность. Здесь же найдены ритуальные сосуды — деревянные и глиняные кувшины, серебряные чаша и ложки, деревянный черпак, бронзовая чаша. Все предметы являются уникальными произведениями искусства. С большим мастерством и художественным вкусом сделаны древним мастером лошадиная сбруя и предметы для верховой езды, найденные в Большом Берельском кургане на Алтае. Вместе с вождем племени были захоронены 13 лошадей. Хорошо сохранилась конская упряжь, остатки седел и кожаные уздечки с железными удилами и деревянными бляшками, покрытыми листовым золотом.
Духовная культура. Судя по материалам погребений в племенах саков, усуней, канлы, можно предположить, что эти кочевники верили в загробную жизнь, у них бытовали культы мертвых и духов предков, и они оставляли вместе с умершим те предметы, которые в первую очередь им могли понадобиться. В большинстве случаев захоронения происходили на родовом кладбище, которое находилось недалеко от зимовок. Поэтому где бы ни умер человек, его тело предавали земле именно на этом кладбище. Вот почему, когда в народе возникал спор о земле, человек мог привести такой неопровержимый довод: "Здесь лежат кости моих предков и родителей, поэтому это моя земля”. И это выражение дошло до наших дней.
Античные, древнеиранские и древнекитайские источники указывают на то, что главным богом, в которого верили древние кочевники, было Солнце. В его честь устраивали жертвоприношения и резали животных. В сакских погребениях были найдены останки коней, предметы конского убора — сбруя и седла. Их клали в могилу вместе с усопшим. Иногда оставляли в захоронениях и отдельные части жертвенного животного. Суть жертвоприношения лошади заключалась в том, что Солнце освещает весь мир и ему нужно приносить в жертву самую быстроногую лошадь. Видимо, культ огня как священной все- очищающей стихии ведет свое происхождение от культа Солнца. В народе до сих пор сохраняются культы, связанные с почитанием огня.
Например, когда впервые входят в дом невесты, в огонь брызгают масло. Искусство "звериного стиля” саков по содержанию является мифологическим, а по форме — реалистическим: используются образы зверей и птиц. Этими фигурками обычно украшали оружие знатных людей, посуду, ювелирные украшения. Так, лобную часть головного убора Золотого человека из Иссыкского кургана украшают изображения двух крылатых коней с рогами архара и с высоко поднятыми передними ногами. Все это напоминает картину борьбы двух жеребцов. Изображение снежного барса, злобно оскалившего пасть, украшавшее застежку камзола, выполнено особенно искусно, с большим вкусом и мастерством.
Изобразительное искусство получило свое развитие и в эпоху усуней и канлы. Обнаруженные в Каргалинском ущелье золотые изделия инкрустированы бирюзой. Диадема — уникальное по своему исполнению украшение. На ней с особым мастерством воссозданы образы животных. По предположению ученых, это украшение носил на головном уборе шаман.
Религия кочевников. У всех народов мира бережно сохраняются обычаи и традиции, появившиеся во времена первых религиозных культов и верований. Так, в урочище Тамгалы, в 180 км северо-западнее Алматы, на скалах изображены солярные божества — над головами танцующих имеются изображения Солнца. Ученые считают, что это связано с культом Солнца. Такая вера сохранена и у тюрков, и у казахов, считающихся их потомками в наше время. И в древнем памятнике тюрков — Кюльтегине, в большом и малом рунических письмах говорится о том, что основой религии древних тюрков было поклонение небу — Тенгри, Земле-воде и Умай — покровительнице домашнего очага и детей. В надписи есть слова, что именно они придают силу народу и покровительствуют всем делам. Тюрки также поклонялись священным местам и духам предков. Согласно древним рукописям арабов и персов, тюрки называли шаманов "кам”. Тюрки поклонялись огню и совершали обряд очищения огнем. Посол Византии Земарх писал, что тюркский каган Дизабул принял его только после того, как посла провели между двумя горящими факелами. У казахов также сохранилась традиция поклонения огню.
Существуют два научных предположения о происхождении "звериного стиля”. Сторонники первой гипотезы считают, что скифо-саки переняли это искусство из Передней Азии. Это мнение аргументируется тем, что время его возникновения совпало с вторжением в этот регион скифов. Начиная с VI в. до н.э., они стали активно распространять изобразительное искусство, и во времена Ахеменидов оно достигло особого расцвета. Именно в это время в изобразительном искусстве саков появился орнамент с изображением львов, птиц-грифов. Однако некоторые ученые относят появление искусства "звериного стиля” к бронзовому веку, к периоду карасукской культуры, и связывают его с культом тотемов.
В Сибирской коллекции Петра I имелось немало золотых украшений саков с изображением сцен из легенд и мифов. Например, сцены оживления богатыря, возвращение богатырей из военного похода, эпизоды охотничьих подвигов. Таким образом, в изобразительном искусстве саков и сарматов нашел отражение духовный мир людей той эпохи, можно отметить и его влияние на казахский эпос.
В связи с тем, что на территории Казахстана проходили маршруты Великого Шелкового пути, сюда стали проникать и другие религии. Наряду с собственным верованием среди тюрков в Семиречье и Южном Казахстане начал распространяться буддизм. Это доказывается археологическими раскопками. Так, неподалеку от развалин средне- 80 пекового города Сайрам (Испиджаб) при раскопках был найден подземный буддийский монастырь. На указанной территории получили распространение религии и религиозные учения, созданные другими цивилизациями: манихейство, христианство, несторианство, зороастризм. Это доказывается как письменной литературой, так и археологическими находками. При раскопках в Таразе найдены остатки христианской церкви, а на городище Акбешим (Суяб) — памятники буддизма.
В УШ—IX вв. на юге Казахстана и в Семиречье начинает распространяться ислам. В Таразе христианские церкви были превращены в мусульманские мечети. Местное население к этим преобразованиям отнеслось равнодушно. Таким образом, начиная с X в. ислам стал широко распространяться по всей территории Казахстана. Однако и унаследованные от предков верования и обряды тюркоязычных народов — поклонение культу Неба, Солнца, Огня — удивительным образом сочета лись с религиозно-мифологическими системами.
Читайте также: