Материальная культура кочевников конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Что же лежит в основе понятия культуры? Это прежде все­го ценности. Они бывают материальными и нематериальными. В соответствии с этим культура подразделяется на материальную и нематериальную. Чаще всего нематериальную культуру назы­вают духовной. Не стоит стараться всегда отдельно рассматривать эти, казалось бы, разные понятия, поскольку в обычной жизни они часто пересекаются, а иногда одно не может существовать без другого. В чем же особенности этих видов культур?

Под материальной культурой понимается совокупность всех материальных благ, а также средств и форм их производства и потребления. Важная особенность материальной культуры — неидентичность материальной жизни общества, а также всякой материальной деятельности и производства. Поскольку под мате­риальной культурой понимается деятельность человека как влияю­щий фактор на развитие человечества. Это развитие и имеет боль­шое значение для материальной культуры, а вместе с ним и те творческие способности и возможности человека, которые он с этим развитием получил.

Материальная культура имеет сложную структуру, в которую входят следующие составляющие.

1. Материальное производство.

2. Культура труда.

3. Культура топоса (города, деревни, села, дома).

4. Культура собственного тела, отношения к нему.

5. Физическая культура.

Духовная культура относится к культурной статике. Это раз­личные нематериальные объекты (законы, нормы, правила, рели­гии, языки, духовные ценности, традиции, мифология), которые нуждаются в материальном посреднике. Значит, духовной куль­турой является совокупность тех областей деятельности, знаний, мышления и т. д., которые относятся к формированию духовных ценностей.

Важной особенностью культурной статики является то, что все ее элементы подразделяются по временным и пространствен­ным характеристикам. Культура исторична, часть материальных и духовных ценностей, созданных одним поколением, передается следующим поколениям, если эти ценности прошли испытание временем. В этом и состоит сущность такого явления, как куль­турное наследие. Культурное наследие играет огромную роль в формировании единого общества, поскольку именно оно яв­ляется решающим фактором при оценке сплоченности нации.

Что, как не культурное наследие, может так объединить и укре­пить общество в тяжелые для него времена.

Изучением таких универсалий культурологи занимаются уже много лет. Например, американские антропологи различают око­ло семидесяти таких универсалий. К ним относятся привычные для нас понятия. Например, приготовление пищи, наличие кален­даря, возрастная градация, числа, личные имена, семья, танцы, ре­лигиозные ритуалы и др.

Антропологи обычно выделяют четыре основных элемента культуры.

1. Концепты, т. е. понятия, которые регулируют и упорядочи­вают опыт людей. В основном концепты содержатся в языке, на котором говорит тот или иной народ.

2. Ценности — те убеждения, к которым должен стремиться че­ловек. Они снованы на нравственности, общепринятых нормах и т. д.

3. Правила — нормы, способствующие регулированию поведе­ния человека. Здесь прослеживается взаимосвязь между цен-

ностями и правилами, поскольку именно и устанав-ливают опре­деленные правила, законы и нормы.

4. Отношения — средства связи между теми или иными поня­тиями культуры, даже теми, которые разбросаны в пространстве и времени.

Важную роль во всех этих элементах культуры играет язык. Яв­ляясь системой коммуникации, он имеет собственную сложную структуру. С помощью языка происходит социализация людей, благодаря ему люди получают опыт, накапливают его, передают из поколения в поколение. Язык может как сплотить общество, так и привести к его разобщению, когда люди говорят на разных языках, а живут на одной территории.

mater-kochev

Правители кочевников жили, кроме юрты, также в больших шатрах. Например, есть письменные сведения, что шатер Исте- ми-кагана поразил послов Византии своими размерами и велико­лепием убранства. Внутри шатер был отделан шелком, украшен золотыми и серебрянными предметами, изображениями диких и домашних животных, птиц. Шатер подпирали колонны, отделан­ные золотом. Есть сведения, что кочевники сооружали юртоподоб­ные жилища также из глины.

Особенности одежды кочевников. В связи с тем, что кочевни­ки занимались скотоводством, их одежда изготавливалась из обра­ботанных вручную шкур диких и домашних животных, крепкого тонкого войлока, тканого полотна из овечьей и верблюжьей шер­сти. Богатые одевали одежду, сшитую из хлопка, шелка, привезен­ного торговцами из других стран.

Мужчины носили чапан с узкими рукавами и подпоясывались ремнем, который мог быть украшен простым или дорогим метал­лом. В ремнях были предусмотрены специальные места для но­шения кинжала, ножа, кремния и других нужных в походе пред­метов. Украшение ремня говорило о социальном статусе хозяина. Мужчины носили шаровары из тканого полотна, мягкой обработан­ной овечьей шкуры или шкуры диких животных. Головной убор был похож на шлем. Это были меховые малахаи, шапки, сшитые из ткани. Кочевники отращивали волосы, ходили в основном без головного убора.

Богатая знать и аристократы носили халатообразные чапаны из белого, красного и желтого атласа и парчи. Одежда богатых шилась из ткани. Мужчины и женщины одевали на ноги мягкие кожаные сапоги без каблуков, носили серьги в ушах.

Народно-прикладное творчество. Народно-прикладное творче­ство кочевников ярко отражено в жилищах, приспособленных для кочевого животноводства, предметах хозяйства и быта. Оно сви­детельствовало о стремлении народа выразить свое видение окру­жающего мира, передать красоту природы. Хотя кочевая жизнь в какой-то мере и являлась сдерживающим фактором для разви­тия творчества, однако в повседневной жизни оно все равно про­являлось — в одежде, внешнем и внутреннем убранстве жилища, его обустройстве и т. д. Особого внимания заслуживало мастерство изготовления мужских и женских ювелирных изделий, конского снаряжения.

В обществе кочевников предпринимались попытки украшения предметов быта, изготовленных из различных видов металла, дере­ва, кости, а также оружия.

Широко использовалась роспись изделий растительным орна­ментом. Древние скульпторы передавали образы своих современ­ников в каменных изваяниях — бал балах. Такие балбалы вырезали из гранита, камня, известняка и сланца. В основном мастера изо­бражали образы мужчин (грозных воинов). Зачастую правой рукой или обеими руками они держат посуду различной формы. В не­которых случаях образ представал в одеянии и с кинжалом на по­ясе. Каменные изваяния — балбалы позволяют нам получить пред­ставления о внешнем виде, одежде, украшениях, оружии и другую информацию о той эпохе. Места расположения балбалов говорили о территориях расселения кочевников, границах созданных ими государств.

Объясните значения слов: материальная культура, юрта, тюндук, балбалы.

Проверьте себя:

  1. Расскажите об особенностях одежды кочевников.
  2. В чем проявлялось народно-прикладное творчество кочевников?

Рассказ по рисункам: пользуясь рисунками из учебника, расскажите о ка­менных изваяниях — балбалах.

Материальная культура. Если посмотреть на предметы мате­риальной культуры людей, живших между VII в. до н. э. и IV в. н. э., то можно заметить, что по своим качествам они стали значительно удобнее, сложнее и совершеннее, чем предметы бронзового века. Если бронзовые ножи, топоры, серпы и другие инструменты и орудия труда были ломкими, громоздкими, то железные стали значительно прочнее 76 и легче их. Новые орудия способствовали увеличению производитель­ности труда, количества выработанной продукции. Но поскольку про­дуктами труда пользовались в основном сильные и богатые, это привело к тому, что в обществе появилось социальное неравенство.

Материальная культура саков и сарматов, обитавших на огромной территории от Южной Сибири, Алтая и до Северного Причерноморья, имеет много общего, и только в искусстве этих племен имеются некоторые отличия.

Сходство материальной культуры этих племен доказывает их родство. Это сходство не очень изменилось и позже, когда появились племена усуней и канлы. Только в связи с дальнейшим развитием общества материальная культура племен стала совершенней и разно­образней.

Геродот писал, что саки жили в деревянных домах. Зимой их укры­вали плотным белым войлоком. Видимо, это были юрты. По данным Гиппократа, кочевники во время перемещения ставили на четырех­колесные или шестиколесные телеги жилища-юрты. Тот факт, что юрты, которые казахи используют в настоящее время, по форме не отличаются от древних юрт, не должен вызывать никаких сомнений.

Если же говорить о постоянных стоянках, то усуни возводили строения из каменных кирпичей, тогда как канлы жилища строили из сырцового кирпича.

В одежде у саков и сарматов также было много общего. У саков головные уборы были остроконечными, а обувь без каблуков. Кафта­ны короткие, до колен, поясных ремней не использовали. Штаны носили длинные, узкие, справа — кинжал, слева — сабля или лук. Например, одежда воина из захоронения в Иссыкском кургане была парадной, богато украшенной золотыми бляхами и пластинами. Голов­ной убор был расшит золотыми пластинами с изображением коней, барсов, архаров, горных козлов, птиц и т.д. Искусно выполненный силуэт оленя на бляхе пояса придавал наряду Золотого человека особую красоту и привлекательность. Здесь же найдены ритуальные сосуды — деревянные и глиняные кувшины, серебряные чаша и ложки, деревянный черпак, бронзовая чаша. Все предметы являются уни­кальными произведениями искусства. С большим мастерством и худо­жественным вкусом сделаны древним мастером лошадиная сбруя и предметы для верховой езды, найденные в Большом Берельском кургане на Алтае. Вместе с вождем племени были захоронены 13 лошадей. Хорошо сохранилась конская упряжь, остатки седел и кожаные уздечки с железными удилами и деревянными бляшками, покрытыми листовым золотом.

Духовная культура. Судя по материалам погребений в племенах саков, усуней, канлы, можно предположить, что эти кочевники вери­ли в загробную жизнь, у них бытовали культы мертвых и духов пред­ков, и они оставляли вместе с умершим те предметы, которые в пер­вую очередь им могли понадобиться. В большинстве случаев захоро­нения происходили на родовом кладбище, которое находилось неда­леко от зимовок. Поэтому где бы ни умер человек, его тело предавали земле именно на этом кладбище. Вот почему, когда в народе возникал спор о земле, человек мог привести такой неопровержимый довод: "Здесь лежат кости моих предков и родителей, поэтому это моя земля”. И это выражение дошло до наших дней.

Античные, древнеиранские и древнекитайские источники указы­вают на то, что главным богом, в которого верили древние кочевники, было Солнце. В его честь устраивали жертвоприношения и резали животных. В сакских погребениях были найдены останки коней, предметы конского убора — сбруя и седла. Их клали в могилу вместе с усопшим. Иногда оставляли в захоронениях и отдельные части жерт­венного животного. Суть жертвоприношения лошади заключалась в том, что Солнце освещает весь мир и ему нужно приносить в жертву самую быстроногую лошадь. Види­мо, культ огня как священной все- очищающей стихии ведет свое про­исхождение от культа Солнца. В на­роде до сих пор сохраняются куль­ты, связанные с почитанием огня.

Например, когда впервые входят в дом невесты, в огонь брызгают масло. Искусство "звериного стиля” саков по содержанию является мифологическим, а по форме — реалистическим: используются образы зверей и птиц. Этими фигурками обычно украшали оружие знатных людей, посуду, ювелирные украшения. Так, лобную часть головного убора Золотого человека из Иссыкского кургана украшают изобра­жения двух крылатых коней с рогами архара и с высоко поднятыми передними ногами. Все это напоминает картину борьбы двух жереб­цов. Изображение снежного барса, злобно оскалившего пасть, укра­шавшее застежку камзола, выполнено особенно искусно, с большим вкусом и мастерством.

Изобразительное искусство получило свое развитие и в эпоху усуней и канлы. Обнаруженные в Каргалинском ущелье золотые изделия инкрустированы бирюзой. Диадема — уникальное по своему исполнению украшение. На ней с особым мастерством воссозданы образы животных. По предположению ученых, это украшение носил на головном уборе шаман.

Религия кочевников. У всех народов мира бережно сохраняются обычаи и традиции, появившиеся во времена первых религиозных культов и верований. Так, в урочище Тамгалы, в 180 км северо-запад­нее Алматы, на скалах изображены солярные божества — над головами танцующих имеются изображения Солнца. Ученые считают, что это связано с культом Солнца. Такая вера сохранена и у тюрков, и у каза­хов, считающихся их потомками в наше время. И в древнем памят­нике тюрков — Кюльтегине, в большом и малом рунических письмах говорится о том, что основой религии древних тюрков было поклонение небу — Тенгри, Земле-воде и Умай — покровительнице домашнего очага и детей. В надписи есть слова, что именно они придают силу народу и покровительствуют всем делам. Тюрки также поклонялись священ­ным местам и духам предков. Согласно древним рукописям арабов и персов, тюрки называли шаманов "кам”. Тюрки поклонялись огню и совершали обряд очищения огнем. Посол Византии Земарх писал, что тюркский каган Дизабул принял его только после того, как посла провели между двумя горящими факелами. У казахов также сохранилась традиция поклонения огню.

Существуют два научных предположе­ния о происхождении "звериного стиля”. Сторонники первой гипотезы считают, что скифо-саки переняли это искусство из Пе­редней Азии. Это мнение аргументируется тем, что время его возникновения совпало с вторжением в этот регион скифов. Начиная с VI в. до н.э., они стали активно рас­пространять изобразительное искусство, и во времена Ахеменидов оно достигло особо­го расцвета. Именно в это время в изобрази­тельном искусстве саков появился орнамент с изображением львов, птиц-грифов. Однако некоторые ученые относят появление искусства "звериного стиля” к бронзовому веку, к периоду карасукской культуры, и связывают его с культом тотемов.


В Сибирской коллекции Петра I имелось немало золотых украше­ний саков с изображением сцен из легенд и мифов. Например, сцены оживления богатыря, возвращение богатырей из военного похода, эпизоды охотничьих подвигов. Таким образом, в изобразительном ис­кусстве саков и сарматов нашел отражение духовный мир людей той эпохи, можно отметить и его влияние на казахский эпос.

В связи с тем, что на территории Казахстана проходили маршруты Великого Шелкового пути, сюда стали проникать и другие религии. Наряду с собственным верованием среди тюрков в Семиречье и Южном Казахстане начал распространяться буддизм. Это доказывается археологическими раскопками. Так, неподалеку от развалин средне- 80 пекового города Сайрам (Испиджаб) при раскопках был найден подземный буддийский монастырь. На указанной территории полу­чили распространение религии и религиозные учения, созданные дру­гими цивилизациями: манихейство, христианство, несторианство, зороастризм. Это доказывается как письменной литературой, так и археологическими находками. При раскопках в Таразе найдены остатки христианской церкви, а на городище Акбешим (Суяб) — памятники буддизма.

В УШ—IX вв. на юге Казахстана и в Семиречье начинает рас­пространяться ислам. В Таразе христианские церкви были превра­щены в мусульманские мечети. Местное население к этим преобразо­ваниям отнеслось равнодушно. Таким образом, начиная с X в. ислам стал широко распространяться по всей территории Казахстана. Однако и унаследованные от предков верования и обряды тюркоязычных народов — поклонение культу Неба, Солнца, Огня — удивительным образом сочета лись с религиозно-мифологическими системами.





Читайте также: