Машины для преобразования энергии технология 7 класс конспект

Обновлено: 02.07.2024

В статье представлено учебное проектирование в рамках креативного урока "Преобразование энергии в тепловых процессах". Учебная проблема реализована в форме вопроса, не совпадающего с темой (можно ли создать "вечный двигатель"?), ответом на который являтся новое знание для обучающихся. При создании презентации использовались творческие работы учеников старших классов ( "самодельные" ЦОР), что мотивирует семиклассников на создание собственных проектов и решение практических задач.

ВложениеРазмер
preobrazovanie_energii_v_teplovyh_processah.rar 985.08 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Огнева Марина Владимировна

Цель урока: формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи урока (выбраны в соответствии с государственными стандартами) :

  1. Повторить, углубить имеющиеся у учащихся знания о законе сохранения энергии в тепловых процессах ( образовательные).
  2. Развивать умение участвовать в диалоге, аргументировать и формулировать выводы, используя для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации: учебные тексты, справочные данные, мультимедийную презентацию, ресурсы Интернета ( развивающие ).
  3. Воспитывать умение согласовывать и координировать свои действия и самостоятельно оценивать результат в процессе совместной деятельности ( воспитательные ).

Тип урока: креативный.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры для обучающихся и учителя, мультимедийный проектор (место проведения - компьютерный класс).

План проведения урока:

Виды деятельности учителя

Виды деятельности ученика

1. организационный этап

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Подготовительный – планирование, поиск информации в различных источниках

(выполнение домашнего задания к уроку по теме).

2. Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Просмотр и обсуждение презентации.

Критерий оценки: работа двигателя не должна противоречить закону сохранения энергии.

Стимулирование мыслительной деятельности учащихся.

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия и осмысления знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Поэтапная проверка выполнения задания с использованием интерактивной доски.

Самостоятельная работа с различными источниками (1 группа -поиск и изучение учебных текстов, справочных данных, 2 группа - работа с мультимедийной презентацией, использование моделей, ресурсов Интернета). Для сильных учеников предлагается дополнительное задание.

5.Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Учащиеся других групп задают вопросы на уточнение.

Выделение мировоззренческих идей (закон сохранения энергии).

6.Подведение итогов занятий.

Дать анализ и оценку успешности достижения целей и наметить перспективу последующей работы.

Рейтинговая оценка за урок.

7. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Вместе с семьей ответить

на вопросы теста

Желаю вам успеха!

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

учащиеся заполняют карточку с рефлексивной анкетой и на выходе из класса выбирают цвет эмоциональной рефлексии.

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных

И, гений парадоксов друг,

И случай, бог-изобретатель.

Цель: поиск альтернативных источников энергии

д/з : Вместе с семьей ответить на вопросы теста

Желаю вам успеха!

Эпиграфы на плакатах

« За основание тут мы берем

- Хвала великому светилу!

Спустя столетья Солнца жар

Чудесно переходит в силу,

Свет, электричество и пар.

Франция XIX век.

Ученики проходят в класс и рассаживаются за компьютеры. Звонок на урок.

Гаснет свет, включается стробоскоп, звучат раскаты грома, слова учителя (слайды №1-8) :

Великий физик А. Эйнштейн доказал, что полную энергию можно определить по формуле Е=mc² . Получается, что в каждой песчинке – колоссальное количество энергии. Почему же человечество испытывает энергетический кризис? Внутренняя энергия топлива и энергия падающей воды - основные источники энергии. Потребители энергии - каждый из нас: электроэнергия, топливо, одежда, предметы быта, жилища. Единство различных форм материи проявляется в их превращении друг в друга. Современная наука рассматривает следующие формы энергии: механическую, тепловую, электромагнитную, ядерную, биологическую и химическую. Количественным выражением этой способности является закон сохранения энергии. Он выполняется во всех явлениях природы, так как является следствием равномерности хода времени.

Каковы причины нарушения равновесия в природе? Количество сжигаемого топлива таково, что выделяемые при горении продукты меняют состав воздуха. В городах накапливается углекислый газ, порождающий парниковый эффект. Последствия: болезни, изменение климата.

Кольская АЭС вырабатывает в год-12 -12,3млрд кВт/ч; 17 гидроэлектростанций до 6,5 млрд. кВт/ч в год, 5 ТЭС. Апатитская ТЭС до 0,8 млрд. кВт/ч. В Мурманской области вырабатывается в год 19-20 млрд. кВт/ч

(1,8% в эл. эн. России, 70% дефицита в электрической энергии).

Как предотвратить экологические бедствия? (Строить очистные сооружения).

На Венере - плотнейшая атмосфера из СО 2. Атмосферное давление больше, чем на Земле (в 300 раз!). Планета – парник. Температура около 350 о С днем и ночью, мало воды. Значение тепловых явлений очень велико: изменение температуры организма на 0,5 о С означает заболевание. Организм не в состоянии компенсировать изменение температуры при теплообмене со средой. Нужно изобретать одежду, строить жилища, подбирать топливо.

Человек и животные

Холодно в мокрой одежде

Защита организма от перегрева – пот, от мороза - жир

2. Тепловые явления

Теплоизоляция бытовых приборов

Конвекция в помещении и в холодильнике

Защита посадок при помощи снежного покрова

Ученые и открытия

Слайды 9 -14 в презентации

Задание для обучающихся

Цель: поиск альтернативных источников энергии.

Критерий оценки: работа двигателя не должна противоречить закону сохранения энергии.

(Поставьте себе один балл, если вы справились)

  1. Архимедов винт, вращаясь, поднимает воду в верхний бак (кинетическая энергия переходит в потенциальную энергию ),

2) откуда она вытекает из лотка струёй, ударяющей в лопатки водяного колеса ( потенциальная энергия падающей воды переходит в кинетическую энергию и внутреннюю энергию ).

3) Водяное колесо вращает точильный камень и одновременно двигает. тот самый Архимедов винт, который поднимает воду в верхний бак ( кинетическая энергия падающей воды переходит в кинетическую энергию камня и внутреннюю энергию и в потенциальную энергию ),

4) Винт поворачивает колесо, а колесо — винт. может ли это быть и почему? ( Нет, так как часть механической энергии переходит во внутреннюю ).

Слайды № 1, 2,3, 23

За счет какой энергии механической (т.е. потенциальной и кинетической) или внутренней ( охлаждение ) совершается работа?

Слайды № 5, 17,18,23

Определите тип двигателя.

Слайды № 4, 6,17,18,19,21

На каких этапах работы двигателя возможны потери энергии в данном устройстве? ( На всех). Предложите способы компенсации потерь энергии. (Доливать воду, уменьшать за счет смазки трение).

Слайды № 4, 16, 17, 20

Вы сделали открытие?

Сформулируйте вывод о возможности существования вечного двигателя. (Невозможно построить вечный двигатель первого рода, который бы мог работать бесконечно долго без извлечения энергии из окружающей среды .

Невозможно создать вечный двигатель второго рода, который работал бы бесконечно долго за счет охлаждения какого-либо одного тела).

Хотите узнать дополнительно о тепловых двигателях?

Подсчитайте итоговое количество баллов

Дополнительное задание для желающих

  1. Какая из величин не измеряется в Джоулях?
  1. внутренняя энергия; 2) количество теплоты; 3) работа; 4) сила
  1. При каждом последующем прыжке мяч поднимается на меньшую высоту, так как…

1) часть его механической энергии переходит во внутреннюю; 2) его потенциальная энергия переходит в кинетическую; 3) его кинетическая энергия переходит в потенциальную;4) не выполняется закон сохранения энергии.

3.Над телом совершен термодинамический процесс, в результате которого тело вернулось в состояние с исходной температурой. В результате такого процесса:

1) работа обязательно равна нулю; 2) количество теплоты обязательно равно нулю; 3) тело изменило объем; 4) изменение внутренней энергии равно нулю.

4. Если содержащий в закрытом сосуде газ нагреть, удерживая пробку, а затем пробку отпустить, то она вылетит. При выталкивании пробки происходит преобразование…

1) потенциальной энергии газа в потенциальную энергию пробки; 2) внутренней энергии газа в потенциальную энергию пробки; 3) внутренней энергии газа в кинетическую энергию пробки; 4) кинетической энергии газа в кинетическую энергию пробки.

5.В каком случае КПД автомобильного двигателя выше - зимой или летом?

1) одинаково; 2) летом; 3) зимой; 4) определенного ответа дать нельзя, так как зависит от конкретного двигателя.

6.Какие из приведенных формулировок являются верными?

А.Изменение внутренней энергии системы всегда равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе.

Б. Внутреннюю энергию системы можно изменить за счет работы внешних сил или количества теплоты, переданного системе.

1) Только А ; 2) Только Б ; 3)А и Б ; 4) Ни А, ни Б.

Хотите узнать свою оценку за тест? Сформулируйте вывод о возможности существования вечного двигателя.

(Закон сохранения энергии в тепловых процессах объясняет невозможность построения вечного двигателя первого рода, который бы мог работать бесконечно долго без затрат энергии.

Невозможно создать вечный двигатель второго рода, который работал бы бесконечно долго за счет охлаждения какого-либо одного тела).

рейтинговая оценка = (коллективная оценка + самооценка + оценка учителя)/3.

средняя коллективная оценка

Урок окончен. Спасибо за внимание.

«Здесь приходится бежать со всех ног,

чтобы только остаться на том же месте!

Ну, а если хочешь попасть в другое место,

тогда нужно бежать, по крайней мере,

Метод проектов ориентирован на формирование творческого мышления и следующих ключевых компетенций учащихся [ 1 ]:

  1. умение планировать и представлять конечный результат;
  2. умение получать необходимую информацию из разных источников;
  3. умение оценивать результаты и публично защищать свой проект;
  4. умение конструктивно обсуждать результаты каждого этапа и формулировать запросы о помощи.
  5. умение выражать замыслы с помощью рисунков, таблиц, диаграмм, макетов .

Учтены психологические, возрастные особенности обучающихся 7-го класса, а также приоритеты для школьного курса физики на этапе основного общего образования программы.

В познавательной деятельности: использование для познания закона сохранения энергии в тепловых процессах следующих методов: наблюдение, эксперимент, моделирование; приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; использование приобретеннх знаний и умений в повседневной жизни для рационального использования энергии.

В информационно-коммуникативной деятельности: развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

В рефлексивной деятельности: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; организация учебной деятельности: постановка цели, планирование.

  1. формирование научных знаний о законе сохранения энергии - фундаментального утверждения современной науки;
  2. формирование научного мировоззрения и критического мышления учащихся;
  3. формирование ключевых компетенций обучающихся (см. выше).

Основной акцент по данной программе делается на научный и мировоззренческий аспект образования по физике, являющийся важным вкладом в создание интеллектуального потенциала страны.

Психологические аспекты урока: связь содержания программы с именами выдающихся ученых; содержание самостоятельных исследований учащихся актуализирует факторы интеллекта, присущие творческой деятельности;признание жизненного опыта учащихся в сфере физики.

Личностно- значимое понимание: законы физики и методы науки усваиваются школьниками легче, поскольку они имеют значимую для ребенка проблему, которую они способны разрешить самостоятельно.

  1. Анализ и оценка успешности достижения целей, наметить перспективу последующей работы.
  2. Заполнение карточки – саморефлексия. Рейтинговая оценка деятельности.

Методы обучения на уроке и приоритеты

  1. Метод проблемного изложения ( существует ли вечный двигатель?).

Частично-поисковый метод ( поиск и изучение учебных текстов, справочных данных, просмотр мультимедийной презентации, использование ресурсов Интернета, проведение анализа основных понятий и законов по теме ). При этом, опираясь на психологические особенности личности ученика, максимально реализовывались его потенциальные возможности к обучению. Так как обучаемые с доминирующей аудиальной модальностью показывают более низкие результаты при работе обучающими компьютерными системами [3], то второй группе (аудиалы) были предложены печатные источники инфомации при выполнении самостоятельной работы.

Дизайн-петля — алгоритм проектной деятельности [8]

Шаг 1. Определение потребности

Шаг 2. Исследование объектов

Шаг 3 . Требования к объекту

Шаг 6. Планирование

Шаг 4. Выработка первоначальных идей

Шаг 5. Анализ идей. Выбор одной

Шаг 7. Изготовление

Шаг 8 .Оценка (рефлексия)

  1. Интерактивные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса .
  2. Аналогия . ( Проектируем не вечный двигатель, а способы получения альтернативных источников энергии ).
  3. Ассоциация (метод формирования идеи альтернативных источников энергии) - одна из важнейших задач в обучении творческой личности.

Использование информационно-коммуникативных технологий обосновано тем, что это позволяет обучающимся в доступной форме познакомиться с изучаемыми явлениями, исследовать модели. Использование интерактивной доски вносит дополнительную динамику в развитие урока. На начальном уровне усвоения управление учебной деятельностью обучающихся можно доверить компьютеру, однако в центре реального учебного процесса в настоящее время обучающиеся предпочитают видеть учителя, а не компьютер[7].

  1. Согласно шести валеологическим показателей ЗОЖ положительные эмоции поддерживаются за счет снятия напряжения в начале и в конце урока.

Опыт показывает, что подобные уроки по формированию ключевых компетенций улучшают эмоциональное состояние учащихся, эффективны в достижении конечного результата. Качество обучения по физике в этом классе за год - 70%. При подведении итогов урока выяснилось, что обучающиеся усвоили тему с качеством знаний 72%.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование основных и предметных компетенций на уроке; эффективное построение учебного процесса на уроке; воспитание самостоятельной мыслящей личности; создание условий для развития познавательной активности обучающихся, самореализации их творческих способностей.

Планируемые образовательные результаты

Личностные - Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений.

Метапредметные – Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владения основами самоконтроля, самооценки.

Предметные - Перечисляют, характеризуют и распознают устройства для накопления энергии, для передачи энергии; фиксируют и анализируют динамику собственных

образовательных результатов, распознают устройства для накопления энергии

Обосновывают и осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

Оборудование

Техническое оснащение (проектор.), раздаточный материал

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация, учебник Технология. 7 класс под редакцией В. М. Казакевича, ЭОР, энциклопедии, статьи, иллюстрации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по технологии

Учитель Аметова С.М.

Дата Класс № урока

Дата Класс № урока

Дата Класс № урока

Тема : Тепловые машины внутреннего сгорания

Образовательные:

· дать студентам историческую справку о создании тепловых двигателей, показать взаимосвязь развития науки и общества;

· показать вклад русских изобретателей и ученых в создании и развитии тепловых двигателей;

· раскрыть роль и значение тепловых двигателей в современном мире;

· познакомить студентов с принципом действия тепловых двигателей;

Развивающие:

· развивать умение анализировать, выделять главное, выдвигать гипотезы, делать выводы;

· развивать умение самостоятельного поиска информации;

· развивать познавательную деятельность студентов;

· развивать навыки самооценки.

Воспитательные:

· воспитывать культуру общения;

Предметные:научиться находить и представлять информацию о видах и функциях климатических приборов;изучить потребность в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в жилом помещении;

Метапредметные :формулировать умения сопоставлять, анализировать, сравнивать, ставить и формулировать проблему самостоятельно создавать алгоритм деятельности;формировать умения постановки цели, моделировать ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и действия;

Личностные : Развитие у учащихся трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, сформулировать мотивацию и самомотивацию изучения темы

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование: рабочие тетради.

1.Организационный момент.Приветствие.Готовность учащихся к уроку.Проверка отсутствующих.

«…Хотя всем было известно, что машина устаревшая, никуда не годная и так далее, но, даже и такая, она поражала своей невероятной, сокрушительной силой.

Стальные шатуны, облитые тугим зеленым маслом, носились туда и обратно с легкостью, изумительной при их стопудовом весе.

Жарко шаркали поршни. Порхали литые кривошипы. Медные диски эксцентриков быстро и нервно терлись друг о друга, оказывая таинственное влияние на почти незаметную, кропотливую деятельность скромных, но очень важных золотников.

А мы сегодня будем говорить о тепловых двигателях.

4.Основная часть урока(новый материал). Тепловой двигатель внутреннего сгорания – это устройство, предназначенное для преобразования тепловой энергии от сгорания топлива в механическую работу.

В зависимости от вида используемой энергии механическая энергия может быть получена от:
• ротора, вращающегося под действием внешних или внутренних сил;
• поршня, совершающего возвратно-поступательные движения;
• природного источника или аппарата, подающего на рабочий орган поток
газа или жидкости;
• струи жидкости или газа как источников энергии.
Двигатели приводят в действие все рабочие машины и технологические
установки на производстве. Все виды сухопутного, водного, воздушного
и космического транспорта оборудованы соответствующими двигателями. Двигатели установлены во многих бытовых приборах.

Реактивный двигатель – это устройство, создающее необходимую для движения силу тяги посредством преобразования внутренней энергии топлива в кинетическую энергию реактивной струи рабочего тела.

Ракетный двигатель – это вид реактивного двигателя, создающее необходимую для движения силу тяги посредством преобразования исходной энергии в кинетическую энергию реактивной струи рабочего тела.

В тепловых двигателях внутреннего сгорания рабочим телом является горячий газ под высоким давлением.

Основными видами тепловых ДВС являются бензиновый и дизельный ДВС и газовая турбина. Ракетный двигатель в отличии от воздушно-реактивного двигателя не нуждается в кислороде для сгорания топлива.

Атомный ракетный двигатель является будущим космонавтики.

ДВС – очень распространенный вид теплового двигателя. Топливо в нем сгорает прямо в цилиндре, внутри самого двигателя. Отсюда и происходит название этого двигателя (записать в тетради).

ДВС – работает на жидком топливе (бензин, керосин, нефть) или на горючем газе.

Рассмотрим модель ДВС в разрезе.


Двигатель состоит из цилиндра, в котором, перемешается поршень 3, соединенный посредством шатуна 4, с коленчатым валом 5. На валу укреплен тяжелый маховик 6, предназначенный для уменьшения неравномерности вращения вала.

В верхней части цилиндра имеется 2 клапана 1 и 2, которые открываются и закрываются механически при помощи распределительного вала, 7 свеча.

А теперь более подробно рассмотрим схему работы такого двигателя.

а) мертвые точки;
б) ход поршня

Принцип действия ДВС.

Крайние положения поршня в цилиндре называют мертвыми точками.

Расстояние, проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой,

называется ходом поршня.

Один рабочий цикл в двигателе происходит за 4 хода поршня или такта.

Поэтому такие двигатели называются четырёхтактными. Рассмотрим более

подробно каждый такт.

Один рабочий цикл в двигателе происходит за 4 хода поршня, или, как говорят, за четыре такта. Поэтому такие двигатели называют четырехтактными.

Цикл двигателя:

  1. Впуск.
  2. Сжатие.
  3. Рабочий ход.
  4. Выпуск.

Итак, мы с вами узнали, почему двигатель называют ДВС.

5.Физминутка. Повороты зрачками. Закрыть глаза сжать веки с силой и отпустить. Посмотреть налево, направо, вверх, вниз,

выполнить упражнение 5 раз.

6.Первичное усвоение новых знаний. Двигатель внутреннего сгорания – один из самых распространённых тепловых двигателей. Он приводит в движение автомобили, тракторы, тепловозы, теплоходы и т.д.

Первый двигатель внутреннего сгорания был создан в 1860 г. французским инженером Этьеном Ленуаром, а затем был усовершенствован. Тест по пройдейной сегодня теме.

7.Закрепление изученного материала Изобретением, созданием и произ­
водством двигателей разных конструкций занимаются инженеры, инженеры-
конструкторы, технологи, дизайнеры, рабочие и техники различных промыш­
ленных предприятий и сотрудники научно-исследовательских организаций Хочется отметить, что научно-технический прогресс неуклонно совершенствует конструкции, технические характеристики автомобилей. Важным на современном этапе является создание новых экономичных и экологически чистых машин. Это- машины нового века, новых технологий. Это – машины будущего. Может быть кто-то из вас и будет изобретателем этих машин. Желаю вам в этом удачи.

Что было сложным сегодня на уроке?

Что больше всего запомнилось ?

О чем более подробнее хотели бы знать?

Что было интересным?

1.К каждой иллюстрации подберите подходящую подпись

1 А) бензиновый


2 Б) ракетный


3 В ) реактивный

2.Какие из названных двигателей не являются двигателями внутреннего сгорания?

o Паровая турбина

o Бензиновый двигатель

o Паровая мащина

o Газовая турбина

o Пневматический двигатель

3.Какой из двигателей внутреннего сгорания обладает наибольшим коэффициентом полезного действия?

o Бензиновый двигатель

o Дизельный двигатель

o Газовая турбина

4. Какой двигатель является самым распространённым на автомобильном транспорте?

o Бензиновый

o Дизельный

o Реактивный

o Газовая турбина

o Ракетный

5. Какие из перечисленных двигателей никогда не ставят на самолеты?

Основные понятии: Двигатель – это устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу или энергию другого вида.

Пояснения: Двигателем называется устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу или в энергию другого вида. Ветряные и водяные двигатели преобразуют природную энергию движущегося воздуха или движущейся воды в механическую энергию или работу. Тепловые двигатели преобразуют тепловую энергию в другие виды энергии или работу.

Литература: Технология. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: