Маленький мук конспект урока 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Расширять кругозор учащихся, пробуждать интерес к чтению, способствовать более внимательному и вдумчивому чтениюРазвивать логическое мышление, речь, внимание, память, творческие способностиВоспитывать общечеловеческие моральные ценности и идеалы: доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.Воспитывать интерес к истории и традициям других стран.Развивать навыки совместной деятельности в группе, навыки публичного выступления.Ход внеклассного мероприятия

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным человеком – сказочником Вильгельмом Гауфом. Многим из вас уже знакомы увлекательные истории о невероятных, и порой и опасных приключениях, колдовстве и чудесном освобождении от злых чар. Разве можно забыть колдовской суп, превративший Якоба в уродливого карлика, смешливого калифа, чуть не оставшегося на всю жизнь аистом, Маленького Мука…? На протяжении многих лет герои волшебных сказок Гауфа учат нас добру, смелости, помогают отличать хорошее от дурного, истинное от мнимого.

Кто же он такой - этот сказочник Вильгельм Гауф?

Сегодня сказочник Вильгельм Гауф поведёт нас за собой в страну, где никогда не заходит солнце, где всегда зеленеют леса, где рано или поздно все страшные приключения, выпавшие на долю героев, оборачиваются волнующими и трогательными воспоминаниями. Он поведёт нас в свою страну Сказок.

Сегодня мы проводим литературную игру по сказкам Гауфа.

В нашей игре принимают участие 3 команды. Но у команд ещё нет названий. Вы их узнаете, отгадав героев сказок, и заработать первые баллы.

1 конкурс “Будем знакомы”

Герои рассказывают о себе, сообщая 5 фактов, команды должны отгадать героя. Чем раньше будет отгадан герой, тем большее количество баллов заработает команда (от 5 до 1).

5 б. О моей жизни можно сказать: “ Не было бы счастья, да несчастье помогло”.

4 б. В детстве я совершил большую ошибку.

3 б. Однажды мне очень хотелось посмотреть на себя в зеркало.

2 б. Я научился печь хлеб из солнечных пылинок.

1 б. Я два года жил во дворце и готовил блюда для самого герцога.

Название 1 команды – Якоб

5 б. Я кое-что понимаю в колдовстве.

4 б. Мой отец – великий волшебник Веттербок, повелитель бурь.

3 б. Мой отец научил меня узнавать травы.

2 б. Я чуть не погибла на королевской кухне.

1 б. Меня спас очень добрый юноша по имени Якоб.

Название 2 команды – Мими.

5 б. В детстве меня ничему не обучали.

4 б. Я рано остался сиротой.

3 б. Мне пришлось много путешествовать по свету

2 б. Однажды меня обвинили в воровстве.

1 б. У меня есть волшебные туфли и тросточка.

Название 3 команды – Маленький Мук

Вы догадались, по какой сказке мы начинаем путешествие?

Конкурс 2. Викторина по сказке “Маленький Мук” (Презентация)

1. В каком городе жил Маленький Мук?

В БагдадеВ НикееВ Шварцвальде2. Настоящее имя Маленького Мука

МуфтаМухтиярМукра3. Как относились дворовые мальчики к Маленькому Муку?

Любили слушать его сказкиЕго все дразнилиУважали и немного побаивались4. Что получил Маленький Мук после смерти отца?

Куртку и старые шлёпанцыШтаны и курткуШтаны и тюрбан5. Как Маленький Мук попал к старухе Ахавзи (Ахвази)?

Он помог ей донести покупкиОна пригласила его в гостиОна устраивала обеды для своих питомцев6. Какую работу не выполнял Мук в доме Ахавзи?

Расчёсывал кошкам шёрстку и втирал драгоценные мазиНа ночь рассказывал кошкам сказкиУкладывал кошек спать на шёлковые подушечки под тёплые одеяльца7. Кто показал Муку секретную комнату?

Его любимый котМаленькая собачкаСтаруха8. Что нашёл Мук в секретной комнате?

Сундук с драгоценностямиТуфли и тросточкуВолшебную лампу9. Кем Мук устроился на службу к королю

ЛекаремПоваромСкороходом10. Как относились придворные к Маленькому Муку?

Очень полюбили егоПостоянно смеялись над нимЗавидовали11. Что Маленький Мук делал с золотом, которое находила его палочка?

Отдавал королюРаздавал придворнымПерепрятывал12. Что выросло у Мука после того, как он съел волшебные плоды?

Уши и рогаУши и хвостУши и нос13. Как узнал Маленький Мук, что у него выросли нос и уши?

Посмотрелся в зеркалоУвидел своё отражение в водеНад ним стали смеяться в городе14. Кем представился Маленький Мук, когда пришел лечить короля?

ПоваромЛекаремВолшебником15. Как стал жить маленький Мук после того, как он убежал от короля?

Очень богатоВ достатке, но уединённоОбзавёлся большой семьёйКонкурс 3 Волшебные вещи

Подготовить рассказ о волшебной вещи (ТУФЛИ, ТРОСТОЧКА, ВОЛШЕБНЫЕ ЯГОДЫ) по предложенному плану: (записан на переносной доске)

Конкурс 4 Литературная викторина по сказке “Карлик Нос” (Читает вопросы учитель)

1. Кем был отец Якоба? (Сапожником)

2. Овощи, которые купила колдунья у Ханны, матери Якоба. (Капуста)

3. Зверёк, в которого превратила колдунья Якоба. (Белка)

4. Что было вместо башмачков у морских свинок колдуньи? (Скорлупки)

5. То, чем колдунья заколдовала Якоба? (Волшебной травкой)

6. Кукую воду пила старуха? (Росу с цветов)

7. Сколько лет провёл Якоб в доме колдуньи? (7 лет)

8. Птица, в которую была превращена дочь волшебника Веттербока. (Гусыня)

9. Дерево, под которым росла травка “чихай на здоровье”? (Каштан)

10. Имя дочери волшебника Веттербока. (Мими)

12.Как назвали мир между князем и герцогом? (Пирожный мир)

Конкурс 5 Письмо колдунье

Представьте, что вы в образе Якоба можете пообщаться с колдуньей и передать ей ваши послания, в которых вы можете сообщить о том, что думаете о ней и о себе, о том, какие уроки вы получили из вашего печального приключения.

Задание командам. Напишите письмо колдунье.

Пока дети работают, звучит песня “Дорогою добра” из кинофильма “Маленький Мук”

Слушаем письма Якоба колдунье.

Рефлексия- Не находите ли вы, что герои этих сказок чем- то похожи? (Оба- мальчики, которым с детства пришлось многое испытать).

- Как называется прекрасное свойство человеческой души по отношению к другим людям? ( Милосердие, доброта, человеколюбие, сердечность, душевность, нравственная красота)

- Приведите примеры милосердия в нашей жизни.

1. Биографические сведения

Вильгельм Гауф Сказки. - Екатеринбург: ООО “Литур-опт”, 2013. – 120 с.В. Гауф Лучшие сказки.- М.: РОСМЭН - ПРЕСС, 2013. – 144 сГауф В. Сказки / Худ. М.Митрофанов. – М.: Эксмо, 2013. – 136 с.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы для семинара.

1. Почему главным героем сказки Гауф делает не обычного человека,, а карлика? Какие испытания выпали на его долю?

2. Что объединяет персонажей сказки госпожу Ахавзи, короля, казначея? Есть ли в сказке персонажи, которые помогают Муку? Много их или мало? Почему?

4. Как вы думаете, в чём была ошибка Мука, когда он решил сделать так, чтобы его полюбили во дворце? Не был ли он отчасти сам источником собственных страданий?

5. Не кажется ли вам, что Мук слишком жестоко обошёлся с королём? За что, по мнению отца рассказчика, Маленький Мук достоин уважения?

6. Какую особенность построения сказки вы заметили? От чьего лица ведётся повествование? С какой целью автор использует эти приёмы?

7. Много раз в сказке автор повторяет, что Мук ищет счастье. В чём он видел счастье? Каким образом пытался его добиться? Нашёл ли он в жизни то, что искал?

8. Что вы можете сказать об авторе, написавшем эту сказку? О чём она?

Задание к семинару: нарисовать иллюстрации к сказке.

Я не знал, что в каждой детской сказке заключена

вторая, которую в полной мере могут понять только

взрослые. Это я понял гораздо позже.

- Итак, главным героем сказки является. (Маленький Мук.)

- Почему Маленький? (Он был карликом.)

- Почему главным героем Гауф делает не обычного человека, а карлика?

(Люди всегда замечают тех, кто не похож на них. Особенно бывают нетерпимы и жестоки к человеческому уродству. Такому человеку очень тяжело приходится в жизни. Наверное, Гауф как раз и хотел показать, как трудно быть не таким, как все, но ещё хуже, когда тебя за это ненавидят; хотел показать и осудить жестокость людей, неприглядность их поведения – с этого начинается сказка.)

- Какие испытания выпали на долю Мука?

(Он наказан самой судьбой: он карлик. За это его не любил даже отец. Его обижают кошки, невзлюбила госпожа Ахавзи, придворные ему завидуют, жадный король издевается, обкрадывает; мальчики над ним насмехаются.)

- Давайте немного обратимся к содержанию сказки. В этом нам помогут иллюстрации, которые вы нарисовали дома.

(Дети наклеивают на стенд рисунки, комментируя, какой эпизод на них изображён.)

- В сказке, кроме Мука, есть и другие персонажи. Какие?

(Госпожа Ахавзи, король, казначей, придворные…)

- Что объединяет персонажей сказки госпожу Ахавзи, короля, казначея?

( Они злые, жестокие, завистливые, вероломные.)

- Есть ли в сказке персонажи, которые помогают Муку? Много их или мало? Почему?

(Муку помогает только собачка и ещё неживые, волшебные предметы ( туфли, трость, ягоды ). Положительных героев мало. Наверное, тем самым Гауф ещё раз показывает, насколько жестоки и злы люди, они не ценят добро и завистливы. Они воспринимают Мука только по внешности, а собачка видит его душу и помогает ему за его ласку и доброту.)

- Итак, многие персонажи жестоки, завистливы, вероломны.

- Как вы думаете, не был ли Мук отчасти сам источником собственных страданий? В чём была ошибка Мука, когда он решил сделать так, чтобы его полюбили во дворце?

(Мук был отчасти виновен в своих страданиях. Он хотел, чтобы его любили, и думал, что любовь можно купить. Он добыл деньги и с их помощью попытался приобрести друзей, но у него появились только враги, которые ему ещё больше завидовали. И Мук оказался в темнице, а потом лишился туфель и волшебной тросточки.)

- Не кажется ли вам, что Мук слишком жестоко обошёлся с королём? За что, по мнению отца рассказчика, Мук достоин уважения?

(Мук был гордым, добрым. Пока его не очень обижали, он старался как-то уладить отношения с людьми. Но потом понял, что они жестоки. Он отомстил, может быть несколько жестоко, королю, чтобы тот, видя себя в зеркале и ощущая на себе уродство, не смог плохо поступать с другими. Мук достоин уважения, потому что он много страдал. Его нужно уважать ещё и за то, что он смог постоять за себя, защитить своё человеческое достоинство.)

- Вы все, наверное, внимательно читали сказку. Какую особенность её построения вы заметили? От чьего лица ведётся повествование?

(Сказка построена необычно: она ведётся от лица мальчика, который стал уже взрослым человеком. Но внутрь его рассказа помещена история о жизни Мука, рассказанная отцом мальчика.)

С какой целью использует автор подобную композицию?

(Рассказ о том, как мальчики издевались над Муком, как одного из них наказал за это отец, очень похож на правду, реальность. Рассказ о жизни Мука – это вымысел, сказка. Но мы видим, что сказка и реальность очень похожи: и там и тут живут жестокие люди. Поэтому автор, сравнив сказку с настоящей жизнью, как бы говорит: не всё в сказке ложь.

Ещё автор хочет сказать, что людям нужно говорить об их плохом поведении, учить их. Отец сначала наказал сына ( и тот знал, что это наказание справедливо ), потом объяснил, почему Мук достоин уважения. Он также своим поведением подтверждает свои слова: почтительно обращается с Муком, кланяется ему. Взрослые своим примером должны учить детей. И рассказ отца принёс плоды: сын рассказал историю Мука мальчишкам, и они больше н е смеялись над карликом.)

- Несколько раз в сказке автор повторяет, что Мук ищет счастья. В чём он видел счастье? Каким образом пытался его добиться?

(Счастье для Мука состояло прежде всего в достатке, спокойной жизни, в любви и уважении окружающих. Для этого, считал Мук, нужны деньги. Их он и пытался найти. Но они не принесли ему счастья.)

- Нашёл ли он в жизни то, что искал?

(Судьба помогла ему дважды: собачка указала, как пользоваться туфлями и тросточкой, ягоды помогли поквитаться с королём. Мук вернулся домой и живёт в относительном покое и достатке. Туфли и тросточка остались у него, их он честно взял за труд у госпожи Ахавзи. По-своему Мук счастлив: он поглядел на мир, узнал людей, понял, что только заработанное честным трудом останется с тобой, а душевный мир можно обрести в родном доме.)

- Гауф написал сказку, которую читают более 170 лет. Мы уже много сказали о сказке, её героях. Наверное, пора бы обратиться и к её автору. Что вы можете сказать об авторе, написавшем эту сказку?

Автор – справедливый человек. Все в сказке получают по заслугам, жестокий и жадный король наказан.)

- Гауф прожил очень короткую жизнь, всего 25 лет (1802 – 1827), но не потерял даром ни часа. Он был стройный, красивый, с тёмно-синими глазами на бледном лице, весёлый, остроумный, общительный, скромный, добрый. Родился он в Германии в семье со средним достатком. Когда ему исполнилось 7 лет, умер отец, и мать с детьми переехала к деду, в доме которого была богатая библиотека. Мальчик отдавал предпочтение запутанным историям и рассказам о старине, которые по вечерам пересказывал сестрёнкам, переиначивая по-своему и добавляя красочные подробности. В 18 лет он поступил на богословский факультет одного из крупнейших в Германии университета. Окончив его в 1824 году, стал домашним учителем в семье барона и баронессы Хюгель. Маленькие воспитанники Гауфа стали первыми слушателями его первых сказок.

Рабочее название урока: В чём видел для себя счастье Маленький Мук?

  1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации.
  2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.
  3. Осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Строить рассуждения, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
  5. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, восприятия текста как произведения искусства.
  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  1. Сформировать умение ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию.
  2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
  2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

1. Продолжить формирование навыков и умений в анализе произведений.

2. Сопоставление героев и их поступков.

3. Умение формулировать проблему и идею произведения, сопоставлять с реальностью.

Презентация к уроку

Урок усвоения новых знаний

Метод: по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические; проблемно – поисковые.

Владимир Иванович Даль

I. Организационный, постановка цели и задач урока

Приветствие учащихся. Мотивация учащихся

- Какой девиз из этой песни вы бы хотели взять для себя?

- Кто обижал Маленького Мука и почему?

Формулировка темы и проблемы урока

– Как вы думаете, какую тему урока мы можем сформулировать?

В чём видел для себя счастье Маленький Мук? (записать в тетради)

Словарная работа на карточках: нравственность, сострадание, сочувствие, справедливость, счастье

II. Актуализация знаний.

Работа с текстом.

– В каждой сказке, в каждой истории есть маленькие секреты. В данном случае секрет кроется в имени Маленького Мука.

– Давайте прочитаем, как звали его на самом деле.

(На самом деле его звали Мукра).

– Как вы думаете, это уточнение случайно или нет?

Информация для учителя

Мукра – мул, плод скрещивания кобылы и ослицы. Согласно Гомеру, впервые мулы появились в Малой Азии, где их разводили и использовали как вьючных животных… В Италии так называют незаконнорожденных детей и найдёнышей.

– Вместе с информацией о том, что Маленький Мук жил у отца, что родня после смерти отца выгнала его, какой вывод можно предположить? (Маленький Мук – незаконнорожденный или найдёныш, то есть человек, изначально лишённый в то время достойного места в жизни.)

Словарная работа: нравственность, сопереживание, справедливость.

Первый эпизод: Маленький Мук и старуха Ахавзи.

Ахавзи, без сомнения, значимое имя, но языковой барьер не позволяет определить, что первоначально имели в виду создатели сказки. Одно можно сказать точно: любовь старухи к своим животным – это пародия на человеческие отношения.

Карлик уныло брёл по улицам, еле волоча ноги. Он проходил мимо одного высокого красивого дома , и вдруг в этом доме распахнулось окно и какая-то старуха, высунувшись, закричала:

Чтоб каждый был сыт.

Мук поднялся наверх по лестнице и увидел ту старуху, которая кричала из окна.

– Что тебе нужно? – сердито спросила старуха.

– Ты звала обедать, – сказал Мук, – а я очень голоден.

Старуха громко рассмеялась и сказала:

– Откуда ты взялся, парень? Все в городе знают, что я варю обед только для моих милых кошек. А чтобы им не

было скучно , я приглашаю к ним соседей.

– Накорми уж и меня заодно, – попросил Мук.

Он рассказал старухе, как ему пришлось туго, когда

умер его отец, и старуха пожалела его. Она досыта накормила карлика и, когда Маленький Мук наелся и отдохнул,

– Знаешь что, Мук? Оставайся-ка ты у меня служить.

Работа у меня лёгкая, и жить тебе будет хорошо.

Муку понравился кошачий обед, и он согласился.

Кошек госпожа Ахавзи любила, точно родных детей .

– Можно ли сказать, что госпожа Ахавзи пожалела Мука?

– Любила ли она кого-нибудь, кроме своих кошек?

– Были ли шансы у Мука остаться работать в этом месте? Почему?

– Почему кошки стали выживать Маленького Мука?

Первая попытка – устроиться из милости – не удалась, поскольку в этом деле у Мука было много конкурентов.

– Что взял Маленький Мук в комнате старухи?

– Как он рассуждал при этом?

– Удачным ли оказался его выбор? Почему?

Второй эпизод: Маленький Мук и король.

Как Мук попал в город? Чего ожидал?

Мог ли Маленький Мук добиться расположения придворных или нет?

– Если бы Маленький Мук не нашёл горшок с золотом, его судьба при королевском дворце могла бы сложиться? Почему?

– Почему у Маленького Мука не возникло взаимопонимания с королём? Могло ли оно возникнуть?

(Взаимопонимания возникнуть не могло, Маленький Мук опирался на волшебные артефакты, искренне считая, что именно они принесут ему удачу и понимание. Но эти предметы работали в любых руках, и король, как всякий политик, исходил из практических соображений. Зачем ему Маленький Мук?)

Эпизод третий: Маленький Мук и волшебные ягоды.

– О чём думал Маленький Мук, уходя из города?

– Как он отомстил королю?

– Нашёл ли Маленький Мук своё счастье? Почему?

– Давайте посмотрим, что было у Мука? (Богатство, умение быстро перемещаться с место на место. То есть в любом городе он мог остановиться и жить безбедно.)

– Чего же не хватало Муку? (признания людей)

– Как он пытался его приобрести? (С помощью подарков, усердия в службе.)

Над решением какой проблемы мы сегодня работали?

– В чём видел для себя счастье Маленький Мук? Почему он, по мнению отца мальчика, достоин уважения?

Рефлексия (подведение итогов занятия)

– Маленький Мук открыл для себя большой мир людей, где нельзя завоевать любовь и расположение других людей ни прилежанием, ни богатством, ни особыми умениями – всё это есть и у других. Доброта и сострадание к другим, умение оставаться самим собой в любой ситуации – вот главное, что помогает обрести место в жизни.

Это сказка или жизненная история?

IV. Домашнее задание

2. Творческое задание по желанию (какие приключения могли бы произойти с Маленьким Муком, если бы он в запертой комнате нашел старинное зеркальце, восточный халат, расшитый тюрбан) стр 190 вопрос 2

________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.

________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

__________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине.

_________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения

________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.

________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

__________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине.

_________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения

________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.

________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

__________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине.

_________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения

________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.

________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

__________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине.

_________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения

________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.

________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

__________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине.

_________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения

________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.

________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

__________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине.

_________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения


Вильгельм Гауф родился 29 ноября 1802 года в Штутгарте, в семье Августа Фридриха Гауфа, секретаря министерства иностранных дел, и Ядвиги Вильгельмины Эльсессер Гауф. Был он вторым из четверых их детей.

Семья Гауфов была небогатой. Поэтому было решено, что университетское образование получит старший брат Герман. Вильгельму же не оставалось ничего иного, как поступить на богословский факультет евангелической коллегии в Тюбингене.

В 1824 году Гауф завершает обучение, но богословом он не стал. После окончания университета он получил место наставника детей министра обороны генерала барона Эрнста Югена фон Хёгель, что давало юному писателю возможность зарабатывать на жизнь.

В 1824 году Гауф завершает обучение, но богословом он не стал.

После окончания университета он получил место наставника детей министра обороны генерала барона Эрнста Югена фон Хёгель, что давало юному писателю возможность зарабатывать на жизнь.

В 1827 году Гауф неожиданно заболел. Врачи предполагали тиф. Помочь ему не смогли, и вскоре писателя – сказочника не стало. Ему было 24 года

В 1827 году Гауф неожиданно заболел. Врачи предполагали тиф. Помочь ему не смогли, и вскоре писателя – сказочника не стало. Ему было 24 года

Читайте также: