Люблю природу русскую конспект

Обновлено: 04.07.2024

Регулятивные: принимать и решать учебные задачи урока проверять себя и оценивать свои достижения.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, делать вывод на основе прочитанного и увиденного материала.

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном диалоге, высказывать свое мнение.

Личностные: воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник УМК Школа России 2 класс (2ч), учебная презентация, раздаточный материал, наглядный материал.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

-Я вам желаю успеха.

2.Проверка д / з

А сейчас я проверю, как вы подготовили домашнее задание: выразительное чтение стихотворений

-Правильность (искажение слов: замена, перестановка, пропуски или добавление букв, слогов, слов)

-интонация (паузы между словами, конец предложения)

-плавность чтения (целые слова)

П: умение ориентироваться в своей системе знаний

Р: умение оценивать свою деятельность

3.Определение темы и целей урока

-Давайте посмотрим ряд, состоящий из фотографий о природе, и подумаем, в какой закономерности они расположены.

Показ фотографий с изображением природы в разные времена года.

-Кто же смог увидеть закономерность?

-Давайте повторим, какие вы знаете времена года.

-А кто был самым внимательным и заметил, а с какого времени года начался ряд?

- Как вы думаете, это было случайно или нет?

-Давайте вместе сформулируем тему, над которой мы будем работать на протяжении нескольких уроков.

- Какие жанры произведений о весне мы будем читать?

- Предположите, а чему мы будем учиться на уроке? Какие цели перед собой поставим?

(Запись на доске).

-Здесь изображены времена года.

-Зима, весна, лето, осень

-Стихотворения, пословицы, загадки

- красиво правильно говорить

П: осознавать познавательную задачу, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Р: принимать и решать учебные задачи урока

К: умение высказывать свое мнение

4.Изучение нового материала

На презентации изображение

А ведь и правда. Русская изба. В избе собралась вся семья. А старый дедушка рассказывает сказку. Именно рассказывает. Когда-то давно и он услышал эту сказку от своей бабушки или дедушки. Так из уст в уста, а устами раньше называли губы, передавались сказки, предания, поверья. А каким необычным словом называется устное народное творчество?

(Фольклор, что в переводе с английского – народная мудрость)

-И эту мудрость учёные смогли записать, ну а мы с вами прочитать.

-Вспомните, какие жанры устного народного творчества вы знаете?

- Давайте откроем учебник на с.109 и посмотрим, какие из жанров устного народного творчества здесь есть?

-Что общего между этими загадками?

-Какие весенние месяцы вы знаете?

-Посмотрите на изображение. Как вы думаете, какой месяц весны здесь изображен?

-Попробуйте составить небольшой рассказ-описание по этой картине.

-А какие вы знаете народные мудрости о весне?

-Я подобрала 2 высказывания о весне. Давайте прочитаем их.

Матушка-весна всем красна.

Весенний день год кормит.

-Кто знает, как называются эти небольшие высказывания?

-Пословица – это мудрость, проверенная веками. На протяжении долгих лет наши предки изучали природу, ее поведение и особенности, после чего и рождались пословицы. Каждая из них открывает нам тайну природы, показывая ее характер.

-Оказывается, наши предки обращались к силам природы, просили о хорошем урожае, о доброй охоте или рыбалке. Так родились заклички.

Снег холодный растопи,

Деревья зеленью одень -

Пусть теплее будет день.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью.

С радостью, радостью,

С великою милостью:

Уроди лен высокий,

Рожь, овес хороший.

Весна! Весна красна!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

Ты приди, Весна – веснянка,

Выходи к нам на полянку!

Дружно, дружно, всем народом,

Мы пройдемся хороводом.

Песни, пляски заведем,

Игры разные начнем…

Не дадим Весне скучать,

Будем праздник отмечать!

Раздаточный материал (заклички)

- Как вы думаете, с какой интонацией надо читать песенку-закличку?

- О чём просят люди?

-Как люди обращаются к весне?

Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета

Какие вы знаете приметы о весне?

Про первый месяц весны, некогда открывавший на Руси годовой цикл, ходит множество народных премудростей. Главная гласит, что март — еще не весна, а всего лишь — предвесенье, то есть предваряющий новый сезон, период.

Частые туманы — к сырому лету.

Следующий за мартом месяц в народе всегда ассоциировали с половодьем, разливом рек, повсеместным таянием льда и снега. Погода в апреле переменчива: днем тепло, ночью — прохладно, возможно и резкое ухудшение погоды после, казалось бы, устоявшегося тепла. Вот основные апрельские приметы:

Дождик в середине весны дороже злата.

-Что называли златом в старину?

-О чем говорится в этой примете?

Май славится буйным цветением всевозможных растений, и определенная категория поверий связано с наблюдением за весенними цветами, кустарниками и деревьями. Именно в мае можно созерцать глубокую, чувственную красоту настоящей весны, которую великие творцы — художники, музыканты, поэты, драматурги — воспевают в своих шедеврах.

Сколько будет дождей в мае — столько лет быть урожаю!

-Что обозначает эта примета?

А вот еще примета, действие которой вы сможете проверить сами:

Из-под крыш в феврале сосульки длинные свисают — значит, быть долгой весне, скоро все они растают.

Успех во многом зависит от умения человека владеть словом. Это касается не только публичных выступлений, где умение красиво говорить особенно важно, но и повседневной жизни.

ВложениеРазмер
2_kl_lyublyu_prirodu_russkuyu._vesna._vesennie_zagadki.docx 29.08 КБ
2_kl_a._blok_na_lugu._s._marshak_sneg_teper_zhe_ne_tot._i._bunin_materi.docx 29.13 КБ
2_kl_a._pleshcheev_v_buryu.docx 29.28 КБ
2_kl_lyublyu_prirodu_russkuyu._vesna._vesennie_zagadki.ppt 1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Технологическая карта урока


Выполнила: Гунтина Мария

Этап урока. Методы и приемы

Планируемые результаты (УУД)

Орг. мом.
Сл.: слово учителя

- Проверим домашнее задание.

Регулятивные: Воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи;
Словесный: слово учителя.

- Прочтите на одном выдохе слоги: На – на – на – наконец пришла весна.
Ло – ло – ло – на улице тепло.
Ка – ка – ка – разлилась наша река.
Ель – ель – ель – с крыши капает капель.
Чьи – чьи – чьи – на улице ручьи.
Ождь – ождь – ождь – льет весенний дождь.
- О каком времени года идет речь?
- Откройте учебник на стр. 107
- Прочитайте название раздела. Как вы его понимаете?
- Предположите, с какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе.
- На стр.107 прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе?
- Чему мы должны научиться? Чему мы будем учиться?
- Какие цели вы поставите перед собой на протяжении изучения раздела?

Выполнять артикуляционную разминку

Знакомиться с новым разделом

Определять тему, цель урока

Регулятивные – применяют освоенные способы действия.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы;

- Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. Солнышко весело светит, птицы щебечут, ручьи журчат. Сколько звуков, ярких красок! Весной всего прибавляется. Появляются цветы, листики на деревьях, птенцы. Весной хочется писать стихи, поэтому поэты не только видят и чувствуют красоту природы, но и передают в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение.
- Любите ли вы отгадывать загадки?
- Сейчас мы это проверим. И перед тем, как начать их изучать стихотворения, прочитайте загадки на стр.109. разгадайте их, приготовьтесь читать вслух.
- Что помогло отгадать эти загадки?
- А теперь чтение загадок на экране. Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает.

В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка.

В самый разгар весенней поры Капает сок с белоснежной коры.

Была белая да седая, Пришла зелёная, молодая.

Слушать речь учителя.

Соотносить загадки с ответами

Быстро отвечать на вопросы

Осознано воспринимать речь учителя

Определять главный смысл загадки

Составление загадки о сороке

Сочинение загадки о зайце в парах

Личностные – воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Решение частных задач

Практич.: чтение стихотворений выразительно

- Вам нравиться весна? Почему?

- А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева и скажите, какая в нем весна для автора?
- Какие чувства испытывает Зима в стихотворении? Почему она злится?
- Что делает Зима? Что делает весна?
- Как автор назвал в своем стихотворении Зиму? Почему? С кем сравнил Весну?

- Какое настроение передает автор стихотворения? Радостное или печальное?
- Федор Иванович Тютчев - Человек пушкинского поколения. Он младше А.С. Пушкина на четыре с половиной года. Ф.Тютчев при жизни как поэт был неизвестен. Тютчев получил домашнее образование. Под руководством учителя, поэта и переводчика С. Е. Раича , поддерживавшего интерес ученика к стихосложению и классическим языкам, Тютчев изучил латынь и древнеримскую поэзию , а в двенадцать лет переводил иностранные произведения. Позже он был избран членом Общества любителей российской словесности .

- Прочитаем еще одно его стихотворение. О какой весне идет речь?
- Как приходит весна, как мы узнаем о её приходе?

- О чем говорят весенние воды?

- Кто идет следом за весной?
- С каким настроением нужно читать это стихотворение? Почему?
- Подготовьте выразительное чтение стих-я в парах.

Читать выразительно стихотворение

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Читать выразительно стихотворение

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные – воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся

Регулятивные – применяют освоенные способы действия.

Д\ з Сл:слово учителя

- Домашнее задание : выразительное чтение стихотворения на выбор.

Итог урока. Рефлексия. Сл: самоан-з.

- Какой раздел мы начали изучать? С какими произведениями мы сегодня познакомились?
- Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?

Оцените свою работу на уроке цветом.

Подводить итог урока. Оценивать свои достижения.

Регулятивные : осознание усвоенного на уроке.

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Технологическая карта урока

Выполнила: Гунтина Мария

Этап урока. Методы и приемы

Планируемые результаты (УУД)

Орг. мом.
Сл.: слово учителя

- Проверим домашнее задание.

Регулятивные: Воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи;
Словесный: слово учителя.

Выполнять речевую разминку.

Определять лексическое значение слов, литературный прием.
Определять тему, цель урока

Регулятивные – применяют освоенные способы действия.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы;

Выразительно чтение стихотворения

Знакомиться с поэтом.

Определять значение слов.

Знакомиться с поэтом.

Определять значение слова.

Отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.
Читать выразительно стихотворение.

Знакомиться со стихотворением.
Сравнивать стихотворения разных поэтов.
Оценивать одноклассников.

Личностные – воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Решение частных задач

Практич.: чтение стихотворений выразительно

- Ребята, если бы вас попросили назвать самого близкого вам человека, кого бы вы назвали?

- Почему именно ее?

- Очень нежное и трогательное стихотворение посвятил маме писатель Иван Алексеевич Бунин.

Поэт родился в Воронеже 146 лет назад. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него.

Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы познакомимся.

- Перед тем, как мы начнем читать стихотворение, давайте объясним значение слов, которые, могут быть не знакомы:

Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.

Кроткий голос – покорный, смирный.

Полушепот – тихая речь.

Глаза туманя – засыпая

Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.

Сумрак – полумрак, неполная темнота.
- Прослушайте стихотворение.
- Понравилось вам это стихотворение? Чем?
- От имени кого написано стихотворение? (от имени автора)
- Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? (чувство любви к матери)
- Так кем же была мама для поэта? (ангелом хранителем)
- Автор вспоминает о былом или рассказывает, о том, что сейчас с ним происходит?
- Найдите и зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве.
- Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо. Какие картины вы себе представили?
- Какие чувства они у вас вызывают?
- Сейчас в парах подготовьте выразительное чтение этого стихотворения.
- Оцените себя.

Знакомиться с новым поэтом.

Изучать тонкую душу писателя.

Определять смысл незнакомых слов.

Определять лексическое значение слов.

Словесно изобразить картины.

Читать выразительно стихотворение

Личностные – воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся.

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные – строить речевые высказывания.

Регулятивные – применяют освоенные способы действия.

Д\ з Сл:слово учителя

Итог урока. Рефлексия. Сл.:

- Стихотворения какого раздела мы продолжили изучать сегодня на уроке?
Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,
Чтоб от раскаянья не плакать,
Вовек: нигде и никогда
Не заставляйте маму плакать.
-Как вы поняли эти строки из стихотворения?
-Как ваша мама заботится о вас? Как вы о ней заботитесь?
Оцените свою работу на уроке цветом.

Подводить итог урока

Оценивать свои достижения

Регулятивные : выделение и осознание того, что усвоено на уроке.

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Технологическая карта урока

Выполнила: Гунтина Мария

Этап урока. Методы и приемы

Планируемые результаты (УУД)

Орг. мом.
Сл.: слово учителя

- Проверим домашнее задание.

Регулятивные: Воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи;
Словесный: слово учителя.

- Посмотрите на доску, прочитайте про себя.

- Сказки слушать я люблю, Маму вечером молю: Почитай мне эти сказки, Я потом закрою глазки, Будет сниться мне во сне, Все, что ты читала мне.
- Прочитайте радостно.
- Прочитайте, хвастаясь.
- Прочитайте с лаской, с любовью.

-О чём просит ребёнок маму перед сном?

-Закройте глаза, послушайте песню и определите, к какому жанру музыки она относится?

- Какое чувство вызывает у вас колыбельная песня?

-Ещё с давних времен наши прабабушки передавали своим дочерям из уст в уста элементы народного творчества, в том числе и колыбельные песни.
- Как вы думаете, с какой целью народ их придумал? Кто их исполнял?
- О ком будет сегодня наше стихотворение?
- С каким жанром музыки оно будет связано? Это мы сейчас проверим.
- Откройте страницу 117 в учебнике.
- Какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке?

Читать стихотворение с разной интонацией.

Определять музыкальный жанр произведения.

Отвечать на вопросы.

Определять тему, цель урока

Регулятивные – применяют освоенные способы действия.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы;

Выразительно чтение стихотворения

Знакомиться с жизнью поэта.

Определять смысл высказывания.

Определять значение слова.

Отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.

Выделять с тексте нужную информацию.

Аргументировано делать выводы.

Оценивать чтение свое и одноклассников.

Личностные – воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Решение частных задач

Практич.: чтение стихотворений выразительно

Отвечать на вопросы.

Знакомиться с творчеством композитора.

Слушать произведение композитора.
Анализировать.

Личностные – воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся.

Познавательные – строить речевые высказывания.

Регулятивные – применяют освоенные способы действия.

Итог урока. Рефлексия. Сл.:

- Стихотворения какого раздела мы продолжили изучать сегодня на уроке?
- С каким произведением познакомились?
- Что автор хотел сказать нам этим стихотворением?
- С каким композитором вы сегодня познакомились?
- Оцените свою работу на уроке цветом.

Подводить итог урока

Оценивать свои достижения

Регулятивные : выделение и осознание того, что усвоено на уроке.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

На – на – на – наконец пришла весна. Ло – ло – ло – на улице тепло. Ка – ка – ка – разлилась наша река. Ель – ель – ель – с крыши капает капель. Чьи – чьи – чьи – на улице ручьи. Ождь – ождь – ождь - льет весенний дождь.

Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает. В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. В самый разгар весенней поры Капает сок с белоснежной коры. Была белая да седая, Пришла зелёная, молодая. Хорошее, доброе, на всех людей смотрит, А людям на себя смотреть не позволяет.

Звонкий, быстрый, веселый – Желтые, красные, осенние – Холодный, белый, пушистый – Бурый, косолапый, неуклюжий – Желтые, красные, зеленые – Ветвистая, зеленая, колючая – Новая, интересная, библиотечная – Старый, кирпичный, четырехэтажный – Красное, спелое, сладкое – Чистое, голубое, горное – Пугливая, беленькая, маленькая – Белоствольная, высокая, стройная – Белое, пушистое, легкое –

Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде.

1. По лесу летает, Всегда все знает, Длиннохвоста, белобока, А зовут ее … (сорока). 2.Длинный хвост и с белым боком, А летает не выс ` око. Как зовут ее? (Сорока)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "ШКОЛА РОСИИ".


Презентация к урокам литературного чтение во 2 классе. Раздел "Люблю природу русскую. Весна"

Данный материал целесообразно демонстрировать в начале урока,он предназначен для разминки перед чтением произведений. Речевые разминки способствуют формированию навыка беглого, осознанного.


Конспект урока по литературному чтению на тему: "Люблю природу русскую. Весна".

Конспект урока на тему: "Люблю природу русскую. Весна.".

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Люблю природу русскую. Весна." 2класс

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Люблю природу русскую. Весна." 2класс.

Конспект урока литературного чтения по теме "Люблю природу русскую. Весна"

Конспект урока литературного чтения по теме "Люблю природу русскую. Весна" может быть полезен учителям начальных классов. Он построен в соответствиии с требованиями ФГОС. Включает в себя инд.


Открытый урок по литературному чтению по теме: «Люблю природу русскую.Осень».

Цели: познакомить учащихся с новым разделом.

  • познакомить учащихся с образом осени через пословицы, поговорки, загадки, научить соотносить загадки и отгадки;
  • развивать умение правильно читать произведения, умение логически мыслить, грамотно говорить;
  • воспитывать уважительное отношение друг другу.

Оборудование: карточки со стихотворением И. Токмаковой, презентация, мультимедийный проектор.

Литература:

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

У.: У вас у каждого на столе карточка с произведением Ирины Токмаковой. Прочитайте это произведение по себя.

Кончается лето, кончается лето,
И солнце не светит, а прячется где-то.
И дождь-первоклассник, робея немножко,
В косую линейку линует окошко.

У.: О чем вам рассказал автор?
Д.: О конце лета.
У.: Какие слова это подтверждают? Приведите из текста.
Д.: Кончается лето, солнце не светит, дождь — первоклассник, в косую линейку (т.е. косой дождь).
У.: А почему автор назвал дождь-первоклассник?
У.: Давайте прочитаем это стихотворение в нескольких интонационных вариантах и подумаем, какой эмоциональный настрой хотел передать автор и почему. (Чтение с вопросительной интонацией, с удивлением и восхищением, повествовательно с грустью, медленно.)
Д.: Данное стихотворение читается медленно с грустью, потому что наступает пора, когда все живое готовится к зиме.
У.: Какое время года наступает за летом?
Д.: Осень.

3. Постановка темы и цели урока

У.: Назовите тему нашего урока?
Д.: Осень.
У.: Давайте расшифруем, к какому разделу будет относиться наша тема?
Слайд 1. ЬНЕСО. ЮУКССУР УДОРИРП ЮЛБЮЛ. (Люблю природу русскую. Осень.)
У.: Продолжите фразы.
Слайд 2.
У.: Мы познакомимся …
Д.: С произведениями об осени, с музыкальностью стихотворного текста.
У.: Как вы думаете, какие произведения войдут в этот раздел?
Д.: Стихи, рассказы, загадки, пословицы.
У.: Мы будем учиться … (наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, представлять картины осенней природы, которые создает автор)
Д.: Читать выразительно стихотворения, соблюдая нужную интонацию; наблюдать за рифмой и ритмом текста.
У.: Мы научимся …
Д.: Читать стихотворения, передавая с помощью голоса настроение; различать стихотворный и прозаический текст.

4. Работа по теме

У.: Чем так привлекательна осень?
Ответы детей.
Слайд 3.
У.: Осень — излюбленное время года для многих писателей и поэтов. Сколько произведений посвящено ей, не счесть! Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то — грусть.
В устном народном творчестве (фольклор) много упоминаний об осени — после сбора урожая у крестьян появлялось время, которое не грех было скоротать за сочинительством загадок, потешек, стихов под неторопливый шум осенних дождей.
Немало об осени примет, большая часть которых пытается предсказать холодность зимы и засушливость будущей весны, пословиц и поговорок. (Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме. Октябрьский гром — зима бесснежная.)

Слайд 4. Работа в группе.

Октябрь плачет
Холоденок батюшка-сентябрь,
Осенний дождь мелко сеется,
Сентябрь пахнет яблоками,
Октябрь не колеса,
В осеннее ненастье семь погод на дворе:
да долго тянется.
холодными слезами.
сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
да кормить горазд.
октябрь — капустой.
не полоза не любит.

Чтение и объяснение пословиц детьми.

5. Физическая минутка

6. Работа по теме

Работа в паре. Слайд 6.

У.: Что за ключевое слово у вас получилось?
Д.: Листопад.
У.: Что вы можете рассказать про это явление природы?
Ответы учащихся.

У.: Листопад — опадание листвы растений перед наступлением холодного или засушливого периода. В условиях умеренного климата зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшем грунте находится в состоянии льда и не может проникать в клетки корней. В то же время испарение с поверхности листьев не прекращается (хотя оно, естественно, снижается, так как зависит от температуры воздуха). Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения не сбрасывали листву, они бы засыхали. Слайд 7.

7. Рефлексия. Подведение итогов

  • Я познакомился.
  • Я научился.
  • Мне было интересно.
  • Мне было трудно .

У.: Какой раздел учебника мы начали изучать? Ответы детей.
У.: Какие произведения в нем мы будем читать? Ответы детей.
У.: Каковы основные признаки осени? Ответы детей.

8. Домашнее задание

Цели: познакомить учащихся с новым разделом; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки, сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка. Постановка целей урока

— Прочитайте стихотворение, выбрав способ.

Позывные

Лютуют ночные морозы,

Холодные ветры свистят.

Осины, дубы и березы

Под зябкими звездами спят.

Но в воздухе есть перемены,

Они разбудили сосну:

Иголочки, словно антенны,

Уже уловили весну.

— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

— О каких позывных говорит нам автор?

— Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? (Предположения детей.)

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел.

III. Работа по теме урока

1. Знакомство с новым разделом

RЛUЮIVБЛSQЮNL FПDРИSWYPLNOXZДУ FSPSZУСJLCWKQУNVЮXI URBWSEGJCVZHNYAUD

(Люблю природу русскую. Весна.)

— Прочитайте название раздела. Как вы его понимаете?

— Предположите, что мы будем изучать в данном разделе, чему учиться, чему научимся. (Дети делают предположения.)

— На с. 107 прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе.

— Чему мы должны научиться?

— Чему мы будем учиться?

2. Весенние приметы

— Назовите главные приметы весны. Какие из них вам больше всего нравятся?

— Прочитайте текст на с. 108. (Дети читают.)

— Что вы узнали из этого текста?

— Чем стихи отличаются от прозы? (Рифмой, ритмом, образными словами.)

IV. Физкультминутка

Встали мышки в хоровод.

В барабан ударил кот.

Стали мышки танцевать,

Всем конфеты раздавать.

Задрожала вся земля.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Слушание музыки

- Что вам представилось во время прослушивания?

2. Весенние загадки

- Прочитайте загадки на с. 109. Разгадайте их, приготовьтесь читать вслух. (Дети выполняют задание.)

Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений.

Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы деятельности.

Выразительность речи – это качество, способное поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, влиять не только на разум, но и на чувства, воображение.

Настроение – это то ощущение себя, которое вы чувствуете в определенный конкретный момент времени.

Музыкальность – это эффект частичного сходства литературного произведения с музыкой.

Поэзия - стихотворные художественные произведения.

Стихотворная речь – ритмически организована, упорядочена, эмоциональна.

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.

Прозаическая речь представляет собой интонационно свободное изложение материала.

Автор – писатель, поэт – создатель литературного произведения, повествователь в произведении.

Герой лирический – образ поэта (его лирическое "Я"), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

Тема – предмет изображения в произведении, его главная мысль.

Заглавие - художественный образ, раскрытию которого служит все произведение.

Композиция – состав и последовательность расположения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами.

Интонация поэтическая – средство смысловой и эмоциональной выразительности художественной речи, способ организации художественного высказывания с помощью тона, фразового ударения, длительности, темпа, паузации.

Пауза – перерыв в течении речи.

Ритм – периодическое повторение каких-либо однородных элементов текста через равные промежутки.

Рифма – созвучие концов стихов, отмечающее их границы и связывающее их между собой.

Стих – отдельная строка стихотворения.

Строфа – группа из нескольких стихов, объединенных общей мыслью, общей интонацией и общей системой рифмовки.

Художественный образ – универсальная форма отражения действительности в искусстве (образы людей, образы природы, образы вещей, образы чувств, переживаний, словесно-речевые образы (сравнения, метафоры, олицетворения).

Пейзаж – композиционное средство: изображение в произведении картин природы.

Антонимы – слова с противоположными значениями; служат для создания ярких контрастных образов

Метафора – слово или выражение, употребленные в переносном значении. Изобразительное средство языка, основанное на неявном сравнении.

Омонимы – слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения: коса, печь

Повторения – стилистические фигуры, синтаксические конструкции, основанные на повторе слов, несущих особую смысловую нагружу.

Тавтология – выразительное средство языка; повторение однокоренных слов.

Эпитет – изобразительное средство языка; красочное определение предмета, позволяющее выделить его из целого ряда таких же и обнаружить авторскую оценку описываемого.

Звукопись – фонетическая инструментовка стиха.

Ключевые слова

Стихотворный и прозаический текст, стихотворение, музыкальность стихотворного текста, интонация, рифма, ритм, выразительность, интонация, настроение, средства художественной выразительности (эпитеты, олицетворения, сравнения).

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1 /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 9-е изд. – М.: Просвещение,2018. - 223с.:ил. – (Школа России). – С. 65-82

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь.2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – С. 30-34

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы вспомним произведения русских поэтов об осени, поговорим о музыкальности стихотворного текста;

Закрепим умение читать стихотворения, передавать с помощью голоса настроение; различать стихотворный и прозаический текст;

Будем учиться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, представлять картины осенней природы, которые создаёт автор; наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; читать стихотворение выразительно, соблюдая нужную интонацию.

Основное содержание урока

Это загадка о временах года.

О каком времени года говорится в этом стихотворении:

Кончается лето, кончается лето,
И солнце не светит, а прячется где-то.
И дождь-первоклассник, робея немножко,
В косую линейку линует окошко.

Данное стихотворение читается медленно, с грустью, потому что наступает пора, когда все живое готовится к зиме. Ведь за летом наступает Осень.

Сегодня на уроке мы вспомним произведения русских поэтов об осени, поговорим о музыкальности стихотворного текста;

Закрепим умение читать стихотворения, передавать с помощью голоса настроение; различать стихотворный и прозаический текст;

Будем учиться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Очень любил осень Александр Сергеевич Пушкин… А вот Федор Иванович Тютчев не любил её, считая, что эта пора года символизирует увядание и смерть живой природы. Однако он не мог не восхищаться красотой этого времени года.

Вспомните четверостишья, относящиеся к ранней осени:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле… (Ф. Тютчев)

Закружилась листва золотая.

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду. (С. Есенин)

и к поздней осени:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты. (А. Плещеев)

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее. (К. Бальмонт)

Представим, что мы в осеннем лесу. В воздухе пахнет грибами, сырыми листьями, костром…. Сядьте ровно, руки положите на колени:

- вдохнём запах осеннего леса (вдох носом, выдох через рот);

- в воздухе запахло грибами (вдох, задержка дыхания, выдох);

- повсюду пахнет листьями. Возьмите осенний листочек, вдохните носом, задержите дыхание, выдохните сильной струёй воздуха снизу под листочек. Посмотрите, как красиво ваши листочки играют на ветру.

Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят? (В. Брюсов)

Как красив литературный язык русских поэтов! От выбора слов и выражений зависит яркость, образность и красота стиха! Продолжите самые запоминающиеся фразы: весь стоит как бы … (хрустальный), паутины … (тонкий волос), чистая и тёплая … (лазурь), в сердце стало … (грустнее), скоро осень проснётся и … (заплачет спросонья), туча небо … (кроет), всё грачи летали да … (как сеть мелькали), ночью ветер … (злится), словно бабочек … (лёгкая стая), сухие листья, кружась … (что шепчут, что говорят), листьям на деревьях … (тоже не сидится).

«С вечера всё спится, на дворе темно,
Лист . (сухой) валится,

Ночью ветер . (злится)

Да стучит в окно. (А. Фет).

По нескольким словам догадайтесь, чьи это стихи. Назовите автора.

Холоднее, грустнее, улетают, блистают, смеётся, проснется. (К.Бальмонт)

Цветы, кусты, на лугах, на полях. (А.Плещеев)

Спится, темно, злится, окно. (А.Фет)

Короткая, дивная, бодрый, паутины, праздной. (Ф.Тютчев)

Корзиной, березовые, хитрые, под елью, перепутал. (В.Берестов)

Молчанье, вышине, тишине, шуршанье. (И.Бунин)

Соедините название стихотворения с автором.

В. Брюсов
А. Плещеев
М. Пришвин
С. Есенин
В. Берестов

Найдите пары слов, которые рифмуются: холоднее, крика, грустнее, брусника. В каком стихотворении ты встречал эти слова? Попробуй восстановить текст стихотворения, используя слова: стали дни, поспевает, и от птичьего, в сердце.

А ещё для стихов характерны средства художественной выразительности. Постарайтесь вспомнить, что обозначают эти слова: эпитеты, сравнения, олицетворения.

Эпитет – красочное определение (описание) предмета.

Посмотрите, какие выписаны яркие эпитеты, сравнения, олицетворения из стихов. Попробуйте их восстановить и определить, что это за приём:

Весь день стоит как бы . (хрустальный - эпитет). Ф. И. Тютчев

Скоро осень проснётся и . (заплачет - олицетворение). К. Бальмонт

Кисти . (ярко-красные - эпитет) вянущих рябин. А. К. Толстой

Словно как . (с испугу – сравнение) раскричавшись, к югу журавли летят. А. А. Фет

Мы вспомнили характеристики стихотворных произведений. Теперь вы сами можете сочинить четверостишье об осени, используя рифмы – подсказки или самостоятельно: осень – спросим, летели – сели, шуршат – листопад, капала – заплакала. Как по-вашему, легко ли писать стихи? А удалось ли вам создать образ, подобрать меткие слова и выражения? Если – да, то наша совместная работа заслуживает похвалы, если нет – не беда, всё ещё получится, надо только очень захотеть и постараться!

Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст вопроса: Что соответствует описанию осени?
  2. поспела в лесу земляника
  3. птицы собираются в стаи и улетают на юг
  4. на снегу волчьи и лисьи следы
  5. трава выросла высокая-высокая

ОТВЕТ: птицы собираются в стаи и улетают на юг

2. Текст вопроса: Кто автор этих строк?

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

  1. А. Плещеев
  2. Ф. Тютчев
  3. С. Есенин
  4. А. Фет

3. Текст вопроса: Определи жанр текста "Грибы" (с. 77 учебника).

  1. рассказ
  2. стихотворение
  3. научная статья
  4. сказка

ОТВЕТ: научная статья

  1. Текст вопроса: Прочитайте предложения и подчеркните те из них, которые описывают раннюю, золотую осень.

На кустах и деревьях пожелтела листва.

По дорожкам ветер кружит сухие листья.

По небу плывут серые тучи.

Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья.

От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины.

Мелкий холодный дождь моросит весь день.

Пролетают первые снежинки.

Еще цветут поздние цветы.

ОТВЕТ: На кустах и деревьях пожелтела листва.

Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья.

От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины.

Ещё цветут поздние цветы.

Разбор типового контрольного задания

Зачеркни слова, не относящихся к понятиям средства художественной выразительности:

эпитет, сказка, сравнение, стихотворение, строка, олицетворение

эпитет, сказка, сравнение, стихотворение, строка, олицетворение

Читайте также: