Люби и знай и свой край родной г энгельс конспект нод в старшей группе

Обновлено: 06.07.2024

Программное содержание: закрепить и уточнить знания детей о родном крае, городе и его достопримечательностях. Воспитывать чувства гордости, любви к городу Шумерля, бережное отношение к природе родного края. Развивать внимание, память, мышление, речь. Доставить удовольствие детям.


Оборудование: игровое поле, волчок со стрелкой, конверты с заданием, эмблемы, фишки, черный ящик, фотографии с достопримечательностями города, картина, герб города Шумерля и Чувашской Республики, иллюстрации.

Предварительная работа: рассматривание книг, открыток с видами города, экскурсии по городу, беседы о достопримечательностях города, о природе родного края, заучивание стихов, прослушивание гимна.

Там сторожка, избушка, кордон лесника…

Там казарма железной дороги… -

Так, в лесах, средь болот ты тогда возникал

И, конечно, казался убогим.

Но к земле прирастал ты корнями, как лес,

Среди леса – богатства и славы:

Корабельные сосны – подпорки небес,

Стеньки Разина ровня – дубравы.

И я помню людей, что с Четай и Вылы,

Что с Больших Алгашей и Новатов…

Поднимали хозяйство, заводы твои

Лишь конем, топором, да лопатой.

Начинал ты расти от телег до саней,

От корья, от рогож, да мочала.

И немало сносил ты калош да лаптей

У железных дорог и причалов.

Были крыты лубком да соломой дворы.

И мелькали онучи, кафтаны…

Но уже мы читали твои буквари,

А не библии или кораны.

По центральному радио лился в эфир

С первых лет возвышенья Советов

Добрых слов о тебе молодой элексир,

Город первых в стране пятилеток.

К. Кочеткова

За правильное выполнение заданий, команды получают фишки.

Крутится волчок со стрелкой, указывая на конверт с заданием.

Вопрос 1 (разминка)

1. Как называется наша Республика, в которой мы живем? (Чувашия)
2. Как называется город, в котором мы живем? (Шумерля)

1. Назовите имя главы города Шумерля (А.Г. Зиновьев)
2. Сколько лет исполнилось нашему городу в этом году? (100 лет)

Вопрос 2 (загадки о предприятиях города)

1. Это предприятие очень крупное, там работает большая часть мужчин нашего города, они изготавливают кузова для разной техники. Эти кузова отправляют в разные города России.
Назовите это предприятие? ( ШЗСА).
Перечислите название предприятий города Шумерля?
2. Это предприятие крупное, там трудятся большинство женщин. Их труд связан с изготовлением хлебобулочных и кондитерских изделий, здесь используют специальное оборудование. Продукция этого предприятия поставляется во многие магазины нашего города.
Назовите это предприятие? (Хлебозавод)
Перечислите продукцию предприятия (хлеб, булочки, торты и т.д.)

Вопрос 3 (знаменитые люди города)

1. Показ фотографий.
Назовите, кто изображен? (Мытиков В.В., преподаватель на кафедре живописи)
Какой предмет может находиться в черном ящике? (картина)
2. Показ фотографии.
Назовите, кто изображен? (Сасакин А.Н., поэт)
Какой предмет может находиться в черном ящике? (сборник стихов)

Музыкальная пауза

Воспитатель:
Мы зарядку любим очень.
Каждый стать здоровым хочет
Сильным, смелым, подрастать,
Что в труде героем стать.

Три, четыре – ноги врозь и руки шире,
Пять, шесть – наклониться и присесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

Вопрос 4 (достопримечательности города)

Вопрос 5 (герои-земляки)

1. Назовите имя нашего земляка, который принял участие в Великой Отечественной войне и был награжден орденом Красной Звезды? (П.И. Косточкин)
Что в городе названо в его честь? (улица)
2. Назовите имя нашего земляка, участника ВОВ, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. (В.И. Уруков)
Что названо в её честь? (улица)

Вопрос 6 (собери герб)

Вопрос 7 (блиц-опрос)

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Формирование элементарного представления воспитанников о малой Родине – городе Энгельсе.

1. Формировать патриотические чувства.

2. Знакомить с достопримечательностями города.

3. Активизировать словарь детей.

4. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

5. Развивать навыки речевого общения, умения воспринимать на слух читаемый текст.

6. Развивать творческие способности, воображение.

7. Совершенствовать фонематический слух.

8. Совершенствовать умение путём аппликации составлять коллективную композицию.

9. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Воспитатель .- Посмотрите, какой необычный гость. Это клубочек непростой, а волшебный.

Я предлагаю взять этот клубочек в руки и передавать друг другу, называя свое имя и фамилию.

С помощью клубочка мы сможем передать друг другу хорошее настроение.

Воспитатель – Дети, каждый из вас называет своё имя и фамилию.

-Кто же вам дал имя и фамилию? (Ответы: родители, мама, папа)

-А когда родители дали их вам? (Ответы: когда родились)

Воспитатель - Правильно. У каждого человека есть день рождения , а у чего ещё может быть день рождения ? (Ответы: у книг, машин, городов, посёлков)

Воспитатель - У каждого человека есть Родина – страна, где он живёт. Как называется наша страна? (Ответы: Россия)

-А как называют жителей нашей страны? (Россияне)

Воспитатель – Наша страна самая большая в мире.

Много в ней городов, рек, озёр, морей, гор и равнин. Но для каждого человека ближе и роднее то место, где он родился, ходит в детский сад , школу, работает и живёт. Это его малая родина. Дети, а вы знаете какое имя у нашей малой родины? (Да)

Послушайте песню о нашей малой родине.

Воспитатель - Давайте попробуем назвать слова из этой песни, которые чаще всего встречались в этом тексте.

Воспитатель - Молодцы. Так как же называется наш город? (Энгельс)

Воспитатель – Наш город очень красивый и интересный. Я для Вас приготовила презентацию с фотографиями нашего родного города, достопримечательностями и символами. Давайте внимательно посмотрим и запомним.

Есть такие россияне,

Символ наш Покровский бык.

Как память наш звериный лик-

Он с чашей соли на спине,

Как дань ушедшей старине.

Растет наш город - молодеет,

Растет! Строителям хвала!

Здесь на окраинах когда- то

Война хозяйкою была.

Город наш героями славиться

И почет этим людям всегда,

Будем помнить мы Шнитке, Кассиля

И Гагарина также друзья.

Сколько интересных мест,

В нашем городе не счесть-

Обелиски, парки, скверы-

Памятники и музеи.

Летный городок у нас,

Самолеты высший класс-

В небе высоко летают

И покой наш охраняют.

Там где суслики свистели,

И качались ковыли-

И заводы возвели.

Его не спутаешь с другой машиной,

А ездит он в Москве и на Урале,

Сверкает искрами, с шуршаньем шины

Троллейбус наш, что на Урицком собирали.

Бульвар в нашем городе есть

Роз там много, все не счесть

Очень любят горожане,

А сколько школ, садов у нас

А ребята просто класс!

В школах обучаются.

Детский садик наш друзья

В Энгельсе находится,

Воспитатель - Молодцы. Все запомнили и все внимательно слушали. А хотите узнать, что еще есть у нас в городе? (Да)

Воспитатель - Тогда вставайте в круг и повторяйте за мной.

Мы по городу шагаем.

То, что видим, называем.

Светофоры и машины,

(Поворачивают голову вправо.)

Школы и магазины,

(Поворачивают голову влево.)

Скверы, улицы, мосты.

(Взмахивают сначала правой рукой, затем левой.)

И деревья, и кусты!

(Поднимают руки вверх, опускают.)

Вот мы с вами и прошли по улицам нашего города.

Воспитатель – Какие вы молодцы, так много знаете о своём городе. Очень хочется рассказать вашим родителям, что вы тоже знаете о нашем городе. Помогите мне, пожалуйста, сделать для них газету. У вас здесь и фотографии есть, и бумага, и клей. Согласны? (Да)

Воспитатель - Тогда за работу.

Воспитатель - Спасибо ребята. Замечательно получилось. Только напомните, пожалуйста, что интересного есть в нашем городе?

Дети комментируют фотографии на газете (выкладываем газету с детьми в родительский уголок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект образовательной деятельности - "Родной мой край - мой город Энгельс"

Цель: Расширить знания детей о городе, знать название улиц, площадей, достопримечательностей, чем славится город.Формировать грамматически правильную речь, побуждать детей делать краткие сообщен.


конспект занятия по окружающему миру "Герб и флаг города Энгельса"

Данное занятие можно использовать в работе со старшими дошкольниками. В нём в доступной и понятной детям форме показана история возникновения символов города Энгельса. Интеграция с театрализованной де.


Электронное портфолио воспитателя Гузеевой Марины Владимировны МАДОУ "Детский сад№57" города Энгельса Саратовской области
Исследовательский информационно-творческий проект Мини-музей "Мой любимый город Энгельс"

Долгосрочный проект расчитан знакомить детей с любимым городом начиная со средней группы до подготовительной.


Энгельсский муниципальный район Саратовской областиМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №76».


Ведущая образовательная область: социально-коммуникативное ,познавательное развитие, речевое и художественно- эстетическое развитие. Цель: Расширять знания детей о символике род.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

Подготовила воспитатель: Семенова Е.В.

Цель : создать условия для формирования знаний о родном городе

Углублять и уточнять представления о родном городе.

Продолжать знакомить с достопримечательностями города, в котором живут дети.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи

Поддерживать у детей интерес к событиям, происходящим в городе,

Закреплять знания о флаге и гербе города Энгельса.

На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотическое чувство, любовь к малой родине.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Я рада вас снова видеть в нашем музыкальном зале.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему городу Энгельсу. Поедем мы на автобусе. Занимайте места.

Воспитатель: Много замечательных стихов знают наши ребята о любимом городе.

Где по дороге шли обозы с солью,

Где малоросс построил первый дом-

Сегодня вырос многолюдный город.

Теперь повсюду говорят о нём!

2.Энгельс наш любимый

Город наш родной

Ты стоишь над Волгой –

3.Был когда-то старой,

А теперь живёшь ты

В нём жизнью молодой.

4.Есть здесь и заводы,

Школы и детские сады.

Трудятся народы здесь

На благо всей страны.

5.Город Энгельс на Волге-реке,

Город скверов, алей и окраин.

Ты история. Невдалеке от

Тебя приземлился Гагарин

Город слова ведь был тебе дан,

Лев Кассиль, что принес тебе славу,

В нем открыт был писательский дар,

Ты гордишься им, гордись им по-нраву,

Город-подвиг не сыщешь красивей

Здесь живет добродушный народ,

Воспитатель: - Наш автобус въехал на мост автодорожный.

- Для чего он нужен нашему городу? (мост соединяет с Саратовом, помогает людям попасть в другой город, осуществляет движение транспорта).

- Едем дальше. Мы подъезжаем вот к этому зданию.

- Что это за здание? (фотография Администрации)

- Давайте расскажем, что это за здание?

- Это здание Администрации города Энгельса. Здесь находятся руководители нашего города. А стоит оно на площади Ленина.

- А вы знаете, как раньше называлась эта площадь?

- Базарная. Как вы думаете, почему она так называлась? (потому, что раньше здесь располагался базар).

- До самой Волги была Базарная площадь. Чуть позже сделали Парк отдыха для детей и взрослых.

- Скажите, что расположено в парке, и для чего он нужен?

- Объясните ребята, рядом с чем расположен парк? (с набережной).

- Правильно, на берегу какой реки мы с вами живём, ребята?

- Что можно сказать о нашей Волге? Какая она? (красивая, широкая, большая).

- Скажите, как жители нашего города используют реку? (перевозят грузы, людей). - Вот мы с вами проходим по красивой набережной, и выходим к стелле.

- Мы спускаемся по ступенькам и смотрим на стеллу. Поставлена она была защитникам ВОВ, тем, кто воевал, защищал нашу страну от фашистов. От стелы начинается аллея героев, на ней изображены портреты тех жильцов нашего города, кто погиб на войне не жалея жизни.

- От красивой аллеи, мы направляемся к зданию (фото Краеведческого музея). Как вы думаете, что здесь расположено? (музей). Что находится в музее? (выставки картин, достопримечательности нашего города).

- Затем мы поедем дальше, и подъезжаем вот к этому зданию (фото Театр оперетты).

- Что в нём расположено? Для чего он нужен? (показывают спектакли, сказки).

- А теперь садимся в наш автобус и мчимся по главной улице нашего Как она называется?

- Это улица Тельмана. Она очень широкая, оживлённая и длинная. На этой улице расположено много жилых домов,

Хорошо отдохнули в парке? Набрались сил? Пора продолжать наше путешествие!

Воспитатель: - Хорошо ли вы знаете свой город? Сейчас проверим.

  1. Как раньше назывался наш город? (Покровская слобода)
  2. На берегу которой реки стоит город Энгельс? (Наш город стоит на берегу Волги)
  3. В какой области находится город? (в Саратовской области)
  4. Что соединяет Саратов и Энгельс? (мост)
  5. Какой символ нашего города? (бык с солью)
  6. В нашем городе, часто летают самолеты. А как называется место посадки самолетов? (аэродром)
  7. А какой аэродром в нашем городе? (военный)
  8. Какой детский писатель родился и жил в нашем городе? (Лев Кассиль)
  9. Как называется музей, расположенный в центре города ? (краеведческий)
  10. Как называется кинотеатр в центре города? (Родина)
  11. Назовите первого космонавта, который приземлился рядом с городом Энгельсом? (Ю.А. Гагарин)
  12. Как называется это село? (Смеловка)

Воспитатель: Молодцы ребята! Как вы быстро выполнили задание.

-Что же вы собрали ?

Почему изображен бык-солевоз на гербе нашего города?

Что означают цвета нашего флага?

Воспитатель: Ребята нам пора заканчивать наше путешествие.

Воспитатель: - Мы вернулись в наш д/с. Расскажите, ребята, что нового вы узнали, что нового для себя увидели?

-В каком районе находится наш детский сад? Правильно в Летном городке! А какой уголок нашего городка самый любимый? Какие достопримечательности у нас есть? ( Памятник погибшим летчикам, памятник М.Расковой ит.д)

Ребята, а какой наш город?

Мне хочется его назвать родным городом. Как вы думаете почему? Ответы.

Цель: Обогатить знания детей старшего дошкольного возраста о природе Саратовской области,его флоре и фауне, городах, реках, охране природы.

Образовательные: Закрепить знания детей о символике родного города и области; формировать представления о других городах области, реках, природных зонах

Уточнить знания о природе Саратовской области, полезных ископаемых,

Формировать умение выражать свои чувства, обогащать словарный запас;

Развивающие: Развивать наблюдательность, внимание. познавательный интерес к родному краю.

Воспитывать патриотические чувства, уважение и любовь к Родине, к природе.

Воспитательные : Воспитывать желание любить и охранять родную природу, гордиться родным краем

Активизация словаря: Правобережье, левобережье, лесостепь, степь, полупустыня, заповедник, заказник.

Материалы к занятию: Глобус, физическая карта Саратовской области, фишки с гербами городов Саратова и области. Изготовленные макеты стволов и кроны деревьев, фломастеры, указка, муз. центр, слайды с изображением животных, занесённых в красную книгу Саратовской области, запись музыки.

Заходим в зал и встаем вместе с детьми в круг.

- Я рада видеть вас сегодня с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день.

Сегодня к нам пришли гости, давайте их встретим дружно и весело, чтобы они поняли,какие гостеприимные дети посещают нашу группу. А сейчас мы поздороваемся с гостями и с друг с другом. Повторяйте все слова и движения за мной (звучит медленная музыка)

Приветствие: Здравствуйте мои друзья,

Рада видеть здесь вас я,

Я живу в родном краю,

И вас всех приветствую.

- Послушайте пожалуйста песню.

(Звучит песня «Родина моя)

Вопросы к детям:

- О чём поётся в этой песне?

- Как вы думаете, что такое Родина?

- У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (ответы детей) : Родина - значит, родная, как мать и отец. Родина- это край, где мы родились, где живём, это наш дом, это всё то, что нас окружает.

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля.

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом - снега и вьюга.

- Ребята, а как называется страна, в которой мы живём? (Россия.) Правильно, Россия. Давайте вместе повторим это слово: Россия. А мы с вами – граждане России: россияне. Россия большое государство. В нашей стране много городов, сёл, рек, лесов, полезных ископаемых. Мы гордимся нашей великой Родиной.

Сегодня мы с вами поговорим о Саратовской области, где мы с вами живём

и узнаем, как же юбилеи страны, области и района связаны с этим замечательным городом. И начнем мы с юбилея, который в этом году отмечает вся страна, а чтобы узнать, что это за событие, я задам вам несколько вопросов.

- Какой праздник отмечала вся наша огромная страна в апреле? (ответы детей).

- Правильно, 12 апреля-День Космонавтики. В этот день 55 лет назад (12 апреля 1961 г.) человек в первый раз полетел в космос.

- А кто был первым космонавтом, покорившим космос?

- Может кто-то из вас догадался, как связан этот знаменательный день для страны с нашей Саратовской областью?

Воспитатель демонстрирует детям портрет Ю. А. Гагарина

- С 5 апреля 2012 года губернатором Саратовской области является В. В. Радаев.

- А знаете ли вы как выглядят герб и флаг Саратовской области? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Действительно, флаг Саратовской области представляет собой прямоугольное полотнище из двух полос. Нижняя полоса красного цвета, а верхняя - белого цвета. В центре белой полосы двухстороннее изображение герба Саратовской области. А герб Саратовской области представляет собой синий щит с тремя серебряными стерлядями, сходящимися в вилообразный крест, увенчанный золотой земельной короной.

Воспитатель демонстрирует герб и флаг Саратовской области.

Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть и продолжить наше занятие.

Ветер веет над полями,

И качается трава (Дети плавно качают руками над головой)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания-руки вверх)

Ветер пыль над полем носит.

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Мы взбираемся на холм. (Ходьба на месте)

Там немного отдохнем. (Дети садятся)

(автор неизвестен)

Воспитатель приглашает детей подойти к карте.

Воспит: Это карта нашего края, Саратовской области.

Здесь красным цветом нарисованы границы Саратовской области.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море.

Правильно, это река.

Вот на карте изображена река Волга. Это одна из самых больших рек в мире. Её издавна называли Волгой –матушкой. Она течёт сверху вниз. Но в нашем крае много и других рек. Кто хочет их назвать и показать на карте. Вызываю детей, показывают (Еруслан, Хопёр, Большой Иргиз, Малый Иргиз, Большой Узень, Малый Узень, Медведица. В Саратовской области проживает много народов разных национальностей.

Какие народы населяют наш край? (Русские, белорусы, казахи, украинцы, татары, немцы, мордва, башкиры)

Какими полезными ископаемыми богата наша область? (Нефть, газ, песок, цемент, глина, мел и др.)

Посмотрите, ребята, река Волга разделила нашу область на две части. Как они называются

Д: правобережье и левобережье.

Как называется город, в котором мы живём?

В: на какой стороне Волги мы с вами живём

Д: В Левобережье.

В: Давайте поставим фишку с гербом нашего города на карту. А какие ещё города есть в саратовской области? (Маркс, Балашов, Балаково, Энгельс, Питерка,Хвалынск, Вольск, Ершов, Александров Гай, Пугачёв) Воспитатель ставит гербы городов на карту, дети подсказывают.

В саратовской области есть много природных зон : лесные, лесо –степные, степные.

В нашем крае водится много животных, как в степях, так и в лесах.

Сейчас я предлагаю выбрать тех животных, которые водятся в Саратовской области. Почему вы не брали остальных животных?

Давайте немного отдохнё м:

Ма шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом

Шелестит листва над нами

Вверх мы руки поднимаем, Ветер стих – листва молчит,

опускаем руки вниз.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1,2,3,4,вот как славно освежились.

Дальше будем мы шагать,

мир природы изучать.

Отгадайте загадки, и вспомните, какие деревья растут в нашем крае:

Стоит Алена-тонкий стан, платок зелёный, белый сарафан. (Берёза)

Что за девица, ни швея, ни мастерица,

ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Сосна)

Схож с яичком теремок,

А в нём будущий … (дубок)

Возьмите готовые стволы деревьев, и подберите к ним крону. Дорисуйте листья берёзы, сосны, дуба.

К сожалению, ребята, многие растения и животные стали редкими в нашей области. Чтобы сохранить их, создаются охраняемые памятники природы,. Кто знает, какие? (заповедники, заказники, парки) Многие виды растений и животных занесены в Красную книгу Саратовской области. К числу охраняемых заказников относится и наш с Вами Дьяковский лес.

Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня поработали. Что для вас было интересным на занятии? Как называется край, в котором мы живём? И в конце нашей работы я хочу вам подарить вот такие вкусные яблоки, которые растут на нашей Саратовской земле.






Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть и продолжить наше занятие.




Воспитатель: А еще в этом году город Красный Кут отмечает 50 лет со дня присвоения ему статуса город. 11июня 1966 года Красный Кут получил статус города.
Воспитатель демонстрирует детям герб и флаг города Красный Кут.



Читайте также: