Конспект на тему программа экономического развития амазонии в 21 веке

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кубинская средняя общеобразовательная школа № 2

имени Героя Советского Союза Безбородова В.П.

Директор МБОУ Кубинской сош № 2 им. Героя Советского Союза Безбородова В.П.

____________ Негрустуева Г.Е.

Приказ № 302 от01.09.2016г

Заместитель директора по УВР

____________ Назаренко Н.М..

на заседании ШМО

Протокол № 1 от 30.08.2016 г.

___________ Бучинская Н.С.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

на 2016/2017 учебный год

Программа: общеобразовательная

Уровень программы : базовый

Класс: 11 А

Количество часов в год согласно учебного плана: 34

Количество часов в неделю: (1)

БУП: 2004

Учитель: Ангелова Татьяна Николаевна

Квалификационная категория : высшая

Программа составлена на основе: примерной программы среднего общего образования по географии и авторской программы под редакцией Максаковского В.П.

201 6 год

Пояснительная записка

Программа разработана на основе содержания Стандарта основного общего образования и авторской программы под редакцией В. П. Максаковского.

Данный курс традиционно занимает важное место в географическом образовании школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Исходными материалами для составления программы явились:

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года;

Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 года;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утвержденным приказом МО РФ № 253 от 31.03.2014 года..

Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2015 года

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 08.06.2015 года №576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253"

Формирование систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства;

о закономерностях формирования политической карты мира;

о размещении хозяйства и общества;

о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира;

о роли географии в их познании.

формирование общей картины исторического развития человечества;

завершить формирование знаний учащихся о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования; на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных регионах.

понять и объяснять современный мир;

Задачи программы:

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Образовательные задачи

Формирование географического мышления учащихся;

Развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;

Формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

Повышение интереса старших школьников к изучению географии, развитие интеллектуальных и творческих способностей;

Формирование у них широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира, умение сочетать глобальный, региональный, локальный подходы для анализа социально-экономических процессов и явлений;

развитие географического мышления, географической культуры;

Формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии обществ в X IX по начало XX века, о политическом и социальном строе,

Формирование умений охарактеризовать события, образ жизни;

Воспитательные задачи:

Формирование правовой культуры школьников;

Формирование представлений о возникших в Новом времени общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);

Воспитание чувства патриотизма.

Развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;

Формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;

Развитие личностных качеств школьников: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода к изучению географии. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в изучении географии мира.

Место предмета в базисном учебном плане

Объем программы:

Количество часов по полугодиям

(1 триместр – 10 недель;2 триместр – 11 недель; 3 триместр – 13 недель).

Практические работы

Введение. Контрольная работа на повторение материала 10 класса.

Зарубежная Европа

№ 1. Охарактеризовать проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы.

№ 2. Создать экономико-географическое обоснование двух-трех отраслей промышленности в одной из стран.

Зарубежная Азия

№ 4. Характеристика специализации основных с/х районов Китая, объяснение причин.

№ 5. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

№ 6. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и с/х Индии.

№ 7.Составление картосхемы, отражающей

международные экономические связи Австралии, объясните полученный результат.

№ 8. Составить прогноз экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Назвать страны которые имеют наибольшие перспективы успешного развития.

Северная Америка

№ 9. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения, предложение путей решения экологических проблем.

№ 10 . Для каждого из макрорегионов США объяснить влияние природных факторов на развитие их хозяйства, особенности и быта населения.

Латинская Америка

№ 11. Составление программы освоение новой территории ( Амазонии ) с перспективой ее экономического развития в 21 веке.

Итоговый урок. Итоговая контрольная работа.

♦ Используемые технологии на уроках

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

1. Игровые технологии

2. Проблемное обучение

3. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)

4. Групповые технологии.

5. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

1. Педагогика сотрудничества.

2. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Частно-предметные педагогические технологии.

1. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)

Современное традиционное обучение

Общенаучные навыки (ключевые компетентности), которые будут сформированы при реализации данной программы:

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

монархия, республика, валовой внутренний продукт (ВВП), политическая география, геополитика,, внешнеторговый оборот, страноведение, регион;

традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования; геоинформационные системы (ГИСы) и др.;

особенности размещения минеральных ресурсов и их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;

численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;

различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира;

основные направления внешних и внутренних миграций;

проблемы современной урбанизации;

географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;

географические аспекты глобальных проблем человечества ( экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса);

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда;

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными и социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;

сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения;

для нахождения и применения географической информации (включая карты, статистические материалы, информационные системы и ресурсы Интернета) в целях правильной оценки важнейших социально-экономических событий и международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.

Владеть компетенциями:

Используемая литература :

♦ Перечень материально-технического обеспечения:

Специфическое сопровождение (оборудование):

комплект карт по географии

шкафы для хранения.

Электронно-программное обеспечение:

презентации по географии

Технические средства обучения:

компьютер с учебным программным обеспечением;

Календарно - тематическое планирование

Введение (1час)

Первичный инструктаж по ОТ. Инструкция № 18. Контрольная работа на повторение материала 10 класса.

Зарубежная Европа (8 ч.)

Общая характеристика Зарубежной Европы. Территория, границы, ЭГП.

Население Зарубежной Европы. Воспроизводство,

национальный состав, урбанизация.

Сельское хозяйство. Транспорт.

Наука и финансы. Отдых и туризм. Охрана окружающей среды.

Географический рисунок расселения и хозяйства.

Зарубежная Азия (8ч.)

Общая характеристика стран Зарубежной Азии.

Население стран Зарубежной Азии

Хозяйство стран Зарубежной Азии.

Япония. Практическая работа № 5 « Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

Австралия . Практическая работа №7 «.Составление картосхемы, отражающей

Общая характеристика стран Африки

Хозяйство стран Африки

Субрегионы. Северная Африка

Северная Америка (6 ч.)

Характеристика хозяйства США

География промышленности и с/х США.

Латинская Америка (4ч.)

Общая характеристика Латинской Америки. Территория, границы, положение. Природные ресурсы.

Население и хозяйство стран Латинской Америки.

Итоговый урок

Тематика практических работ

Наименование темы

кол-во часов

Тема практической работы

Календарные сроки

Зарубежная Европа

№ 1. Охарактеризовать проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы.

№ 2. Создать экономико-географическое обоснование двух-трех отраслей промышленности в одной из стран.

Зарубежная Азия

№ 4 . Характеристика специализации основных с/х районов Китая, объяснение причин.

№ 5. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

№ 6. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и с/х Индии.

№ 7. Составление картосхемы, отражающей

международные экономические связи Австралии, объясните полученный результат.

№ 8. Составить прогноз экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Назвать страны которые имеют наибольшие перспективы успешного развития.

Северная Америка

№ 9 . Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения, предложение путей решения экологических проблем.

№ 10 . Для каждого из макрорегионов США объяснить влияние природных факторов на развитие их хозяйства, особенности и быта населен ия.

Латинская Америка

№ 11. Составление программы освоение новой территории ( Амазонии ) с перспективой ее экономического развития в 21 веке.

За период изучения курса контроль уровня качества знаний учащихся будет проходить в виде тренингов, тестов, фронтальных опросов, работы с персоналиями, терминологических диктантов, анализа источников, исторических диктантов, решений познавательных задач, а также в виде докладов, тематических работ, рефератов и творческих заданий.

Мониторинг качества знаний

♦ Нормы и критерии оценивания знаний обучающихся:

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

● оценивание устного ответа

1.Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

2.Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3.Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

1.Знания всего изученного программного материала.

2.Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3.Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

1.Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

2.Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3.Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

1.Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

2.Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3.Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

● оценивание работ в форме тестов

Оценка теста:

Экономика амазонского региона Колумбия он основан главным образом на экотуризме, эксплуатации лесных ресурсов, рыболовстве, сельском хозяйстве и ремеслах; Тем не менее, внутренняя производственная активность очень низкая.

Расположенный к юго-востоку от Колумбии, регион Амазонки считается растительным легким, одним из основных источников кислорода для планеты и убежищем тысяч видов растений и животных..


Колумбийская Амазония - это обширная и относительно нетронутая территория с низкой плотностью населения и богатой природой, ситуация, которая держит регион изолированным и ограничивает развитие производительных секторов..

Экономическая деятельность региона Амазонки так или иначе связана с окружающей средой и процессами расселения, которые развивались в этом районе, с целью улучшения качества жизни его жителей..

В колумбийской Амазонии организованы небольшие местные компании, которые несут ответственность за осуществление экономической деятельности на основе принципов устойчивого развития и надлежащего управления ресурсами региона..

Вся экономическая деятельность и эксплуатация должны уважать биоразнообразие и растительное богатство региона под защитой договоров и программ, которые сохраняют природное наследие Амазонки..

5 основных видов экономической деятельности амазонского региона Колумбия

1- Эксплуатация лесных ресурсов

Регион предлагает широкий выбор деревьев для лесозаготовок, с такими породами древесины, как каучук, кедр, красное дерево, ачапо, абарко, граннилло, желтый, ипекакуана и палисандр..

Существуют также недревесные лесные продукты, такие как растения, цветы и их производные (листья, корни, кора и плоды), которые продаются и экспортируются для декоративного или лекарственного использования..

2- Рыбалка

Рыболовство является важным экономическим сектором благодаря наличию в регионе многочисленных рек, ручьев и каналов с многочисленными видами рыб, как для потребления человеком, так и для украшения..

Разрешены только традиционные методы ловли и улова, такие как гарпун, стрела и трость. Использование сетей наказывается в регионе.

3- Сельское хозяйство

Сельское хозяйство - это в первую очередь натуральное хозяйство, поскольку сельскохозяйственная продукция является местным источником продовольствия.

В основном выращиваются бананы, кукуруза, юкка, рис, тростник, помидоры, бобы, ямс, паприка, какао, авокадо, ананас и другие местные виды фруктов..

Эти культуры не имеют возможности конкурировать с аналогичными продуктами в остальной части страны, поскольку они не имеют надлежащей транспортной инфраструктуры для их коммерциализации. Переводы осуществляются в основном воздушным или речным транспортом..

4- Экотуризм

Туристическая деятельность осуществляется через небольшие местные сервисные компании, которые уважают биоразнообразие и способствуют использованию ландшафтов, фауны и флоры в условиях устойчивого развития..

Множество успешных опытов подтверждают, что бум экотуризма с непрерывным и устойчивым развитием является важным источником дохода для населения амазонского региона Колумбии..

Тем не менее, этот регион все еще находится на территории Колумбии с почти отсутствующей дорожной инфраструктурой и отсутствием основных санитарных услуг, которые напрямую влияют на рост сектора..

5- ремесленные изделия

У кустарных изделий есть лучшие возможности коммерциализации вглубь страны, хотя они также предлагаются клиентам из национального и международного туризма..

Коренные общины колумбийской Амазонки активно участвуют в производстве ремесленных изделий, таких как декоративные и утилитарные изделия ручной работы, мед, джемы, острые соусы, панно, масла и другие..

Природные условия и ресурсы Амазонии чрезвычайно своеобразны. Они отличаются высокими (24–27 °C) и устойчивыми среднемесячными температурами, большим количеством (до 3000 мм) годовых осадков и почти предельной влажностью воздуха. Преобладающая часть Амазонии покрыта девственными тропическими лесами (сельвой), которые отличаются густотой, многоярусностью и исключительным богатством видового состава (более 4000 видов только древесных пород). Считается, что здесь сосредоточено едва ли не 2 /5 всех лесных ресурсов мира. По некоторым оценкам, влажные вечнозеленые леса Амазонии дают около 1 /2 всего кислорода, вырабатываемого зелеными растениями на Земле. Они же поглощают 1 /4 углекислого газа, содержащегося в земной атмосфере.

Огромны также водные и гидроэнергетические ресурсы Амазонии, по территории которой протекает Амазонка – величайшая река мира по размерам бассейна и водоносности. Ее среднегодовой сток достигает 7000 км 3 , составляя около 15 % общего годового стока всех рек земного шара. Вместе с многочисленными притоками Амазонка образует систему внутренних водных путей общей длиной более 25 тыс. км. А гидроэнергетический потенциал ее оценивается в 280 млн кВт, что превышает суммарную мощность всех гидроэлектростанций России.


Фото 1.Вид Амазонки.

Полезные ископаемые Амазонии до недавнего времени были разведаны очень слабо. Но в наши дни уже доказано, что здесь имеются генетически связанные с Южно-Американской платформой крупные бассейны и месторождения железа, меди, марганца, олова, золота. С процессами новейшего выветривания связаны крупные залежи бокситов, а с осадочными отложениями – нефти и природного газа.

Территория Амазонии находится в пределах восьми стран: Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии, Суринама и Гайаны. Но основная ее часть, включая примерно 2 /3 всей площади тропических лесов, принадлежит Бразилии. К тому же Бразилия – фактически единственная из стран этого региона, которая предпринимала и предпринимает попытки хозяйственного освоения этого обширного края.

Первая такая попытка, относящаяся к концу XIX в., была связана с каучуковым бумом.

Однако каучуковый бум в Амазонии в 20-х гг. XX в. закончился. Резкий спад сбора латекса в ее лесах объясняется конкуренцией со стороны стран Юго-Восточной Азии, где такой сбор стал производиться не с дикорастущей гевеи, а на специальных ее плантациях. Другая, еще более важная причина упадка заключалась в быстром увеличении производства синтетического каучука.

В целом к началу 1960-х гг. Амазония продолжала оставаться одним из наиболее отсталых и малонаселенных районов не только Бразилии, но и всего мира. На огромной территории, занимающей 60 % площади страны, жило лишь 8 % ее населения и создавалось 4 % ВВП. Средняя плотность населения составляла здесь всего 1,5 человека на 1 км 2 , причем большая часть территории фактически была необитаема.


Рис. 1. Автомобильные магистрали в бразильской Амазонии

Создание такой транспортной инфраструктуры, безусловно, способствовало колонизации Амазонии, но в этом отношении намеченные планы удалось осуществить далеко не полностью.

Так, еще на начальном этапе, до 1976 г., намечалось расселить вдоль новых автомагистралей 100 тыс., а к 1980 г. – 1 млн человек, в основном выходцев с перенаселенного и бедного Северо-Востока. Для этого им на льготных условиях предлагались участки земли по 100 га. Вдоль основной трассы ТАМ намечалось создание агровилл на 200–300 семей каждая, обслуживающих земельные участки по 10 тыс. га, а также агрополов, объединявших от 8 до 12 агровилл, и, наконец, небольших городков – рурополисов. Но все эти проекты удалось реализовать лишь частично. К началу 1980-х гг. в Амазонию переселились лишь 10–15 тыс. семей, было создано всего 30 агро-вилл, два агропола и один рурополис. Переселенцы-бедняки не знали правил ведения сельского хозяйства в местных условиях, не имели средств для приобретения машин и удобрений. В результате плодородие земель начало быстро снижаться, и многие мигранты предпочли вернуться к своим старым очагам.

После этой неудачи правительство страны стало поощрять создание в Амазонии уже не мелких крестьянских, а крупных капиталистических хозяйств, причем не растениеводческого, а экстенсивного скотоводческого и лесо-хозяйственного направлений. На их развитие государство выделило большие средства, был привлечен и иностранный капитал. В результате в Амазонии появилось около 50 тыс. скотоводческих хозяйств средней площадью по 24 га. Возникли и лесопромысловые хозяйства – также преимущественно с экспортной ориентацией. Но все это крайне отрицательно сказалось на состоянии природной среды. Дело в том, что в местных условиях для выпаса одной головы скота требуется 1,5 га пастбищ, что равнозначно вырубке примерно 700 деревьев. Отсюда – деградация почв. А экономический эффект от развития животноводства оказался очень скромным. Бразилия так и не стала сколько-нибудь крупным поставщиком животноводческой продукции ни на внешний, ни на внутренний рынок.

В 1980-х гг. в концепцию освоения этого региона были внесены новые коррективы. Отныне едва ли не главный акцент делается на развитие горнодобывающей промышленности и отраслей по первичной переработке минерального сырья. Некоторые из промышленных центров создаются, что называется, на старой основе. Примером такого рода может служить административный центр штата Пара – Белен, расположенный в дельте Амазонки. Здесь сооружен крупный завод по производству алюминия. Другой подобный пример – упоминавшийся уже Манаус, являющийся административным центром штата Амазонас и расположенный в месте впадения в Амазонку ее левого притока Риу-Негру. В последнее время он снова начал быстро расти, чему способствовало создание промышленного округа свободной зоны Манаус.

Зона Манауса во многом уникальна – как по размерам, так и по темпам развития. За сравнительно короткое время здесь возникли 600 промышленных предприятий 30 отраслей с численностью занятых более 80 тыс. человек, которые выпускают ЭВМ, настольные компьютеры, видеокассеты, проигрыватели компакт-дисков и другую продукцию, пользующуюся большим спросом. Одна из главных особенностей этой зоны заключается в том, что на 90–95 % она обслуживает внутренний бразильский рынок, направляя на экспорт лишь очень небольшую часть производимой продукции.

Все это говорит о том, что для Амазонии характерна очаговая территориальная структура хозяйства, которая сохранится еще на долгое время.

Что касается экологических проблем освоения Амазонии, то им раньше не уделялось почти никакого внимания. Это прежде всего относится к хищническому сведению лесов, которое, в свою очередь, привело к быстрому росту почвенной эрозии. Действительно, процесс сведения тропических лесов Амазонии уже затронул, по одним оценкам, 8 %, а по другим – 12 % и даже 25 % их общей площади. Во второй половине 1970-х гг. ежегодно вырубалось 1,7 млн га, а в первой половине 1980-х гг. уже 3,5млнга. Как страна с самой интенсивной вырубкой лесов, Бразилия попала даже в Книгу рекордов Гиннесса.

Создание в Амазонии крупных горнодобывающих предприятий также приводит к сведению лесов и разрушению почвенного покрова, тем более что добыча полезных ископаемых ведется здесь преимущественно открытым способом. При строительстве крупных ГЭС, например Тукуруи, их водохранилища затопили большие лесные массивы, следствием чего стало ухудшение качества воды и распространение разного рода заболеваний.

Но в то же время очевидно, что гармоничное развитие невозможно и без определенных социально-экономических и прежде всего аграрных преобразований, а также без внедрения современных достижений в области агролесоводства, добывающей промышленности, аква-культуры и других отраслей. Словом, речь должна идти об отказе от господствовавшей модели безжалостной эксплуатации природных богатств Амазонии, игнорирующей социальные нужды и экологические проблемы ее жителей, причем не только переселенцев, но и местных индейцев.

1.Весенский В. Огни больших городов. Очерки о Латинской Америке. – М.: Мысль, 1990.

2.Латинская Америка. Справочник. – М.: Политиздат, 1990.

3.Латинская Америка. Энциклопедический справочник. Т. I–II. – М.: Сов. энцикл., 1979–1982.

Практическая работа № 33.

Составление программы освоения новой территории

в Латинской Америке.

И спользуя текст учебника Максаковского В.П. (стр. 293 - 304), карты атласа (стр. 45 - 46), справочную и дополнительную литературу, составьте программу освоения одного из районов нового освоения Латинской Америки по следующему плану:

План описания программы освоения новой территории:

  1. Актуальность освоения данной территории.
  2. Экономико-географическое положение района нового освоения.
  3. Природно-ресурсный потенциал региона.
  4. Проблемы освоения региона.
  5. Главные опорные центры ( �ядра� ) освоения территории.

Наиболее перспективные направления региональной политики государства с целью освоения территории и развития хозяйства данной территории:

а) по развитию промышленности;

б) по развитию сельского хозяйства;

в) по развитию транспорта;

Вариант 1. Программа экономического развития Амазонии в XXI веке .

Вариант 2. Программа экономического развития Патагонии в XXI веке .

Читайте также: