Конспект имя существительное закрепление

Обновлено: 06.07.2024

Цель: обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Задачи: - формировать умения определять число и род имени существительного, подбирать однокоренные слова к данным существительным, проводить разбор слова по составу;

- развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость;

- осуществлять патриотическое воспитание.

Оборудование: карта путешествия, карточки, детали Снеговика, горка со словарными словами, снежки, сигнальные карточки.

Ход урока:

I. Оргмомент.

- Доброе утро, ребята!

II. Актуализация знаний (Фронтальный опрос – 5 мин).

Чтобы не заблудиться, будем пользоваться картой. Помогать нам будет верный друг- помощник Снеговик, которого мы сейчас вылепим из снега.

(Учитель задает вопрос и собирает детали снеговика)

1. Что обозначает имя существительное?

2. На какие вопросы отвечает существительное?

3. Как изменяются существительные?

4. С какой частью речи в предложении согласуется имя существительное?

5. Как определить род существительного?

6. Какое из однокоренных слов является именем существительным: радостный, радость, радуется? (запись на доске)

III. Закрепление пройденного.

1 - я остановка – Чистописание (2 мин)

- Дайте характеристику [г]. (согл., тв., зв., пар.)

2 - я остановка – Построй-ка (Словарная работа – 3 мин)

Задание: построим снежную горку.

(На доске нарисована горка, в которой находятся словарные слова, в них пропущены буквы. Рядом лежат снежки с буквами).

- Определите род существительных. Сколько родов имеет имя сущ.? Как отличить м.р. от ж. р. и от ср. р.?

- Найдите слово, которое отвечает на вопрос кто? На какой вопрос отвечает слово февраль?

3 - я остановка – Распредели - ка (5 мин)

Задание: Распредели слова в два столбика по числам:

Имена существительные: солдат, Родина, обелиски, защитники, победа, ветераны.

Проверка (с помощью сигнальных карточек).

- Найдите сущ. отвечающие на вопрос кто ?

Какой приближается праздник? Чей это праздник?

Какой был праздник 15 февраля? (20 – ти летие вывода войск из Афганистана)

Кто проживает в с. Елховка и Воронцовка воины – афганцы? (Попов Владимир Алексеевич)

4 - я остановка – Отдыхай-ка (физминутка)

Задание: если я произнесу сущ. м.р. – надо присесть, ж.р. – подпрыгнуть, ср.р. – развести руки в стороны. Н-р, стол, окно, дверь, страх, ночь, озеро, ведро, машина, дневник, дело.

5 - я остановка – Думай-ка (6 мин)

Работа по учебнику (Упр. 33 с. 65 – сам. раб).

Выписать сущ. в столбик. Указать число и род.

6 - я остановка – Образуй-ка

Задание: у данных существительныхобразуйте однокоренные существительные, которые отвечают на вопрос кто?

Разберите слова по составу.

Лыжи - …, грибы - …, победа – победитель, строить - …, футбол – футболист, баян - … .

(1 ученик работает на закрытой части доски) Проверка.

7 - я остановка - Пернатые друзья

- Каких птиц вы видите около кормушки?

- Какая это часть речи? На какой вопрос отвечают эти имена сущ.?

Как вы можете помочь птицам зимой? Что для птиц страшней, голод или холод? Почему?

- У кого из вас дома есть кормушка? Как вы птиц подкармливаете?

У нас тоже в школьном полисаднике есть кормушка. Поднимите руки те, кто туда насыпает корм ?

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки …

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

IV. Итог урока.

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Как изменяется существительное?

- Сколько имеет родов?

Оценки.

Карточки по теме "Имя существительное"

Карточка 1

Спишите. Подчеркните существительные.

На сосне и на берёзе – бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на берёзе и сосне.

Карточка 2.

К словам множественного числа допиши слова единственного числа и наоборот.

Карточка 3.

Запиши к словам мужского рода слова женского рода и наоборот.

Ученик – ученица, медведица - …, волк -…, зайчиха - …, лётчик - …, подруга - … .

Карточка 4.

Спиши текст. Над существительными укажи род, выдели окончание.

Наступает зимняя ночь. Спит село. Только в школе горит свет. Это не спит наш учитель.

Карточка 5.

Проверь слова в столбиках, лишнее зачеркни.

Ср.р. М.р. Ж.р.

озеро след молоко

ведро кустик утка

молоток небо корова

солнце пальто Жучка

фасоль конь карта

Карточка 6.

Спишите. Определите число и род существительных.

Яйцо, телевизор, игрушки, столы, дубок, стёкла, певцы, пальто.

Карточка 7.

Напиши по пять имен существительных, обозначающих птиц, растения. Определи их род.

Урок включает:устную работу, игра " Докажи словечко", "Заказ", работу с учебником, тест- опрос, физминутки, обсуждение урока.

ВложениеРазмер
urok_pisma_9_kl.doc 70 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст-цы Староминской Краснодарского края

Урок письма и развития речи

Подготовила: Иващенко Наталья Григорьевна

- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного, которыми оно отличается от других частей речи: значение предметности, вопросы, наличие у существительного определенного рода, склонения, числа и падежа;

- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.

- развивать речь, память, внимание учащихся;

- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;

- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу, навыки каллиграфического письма;

- воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

- воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивости, трудолюбия, самостоятельности и др.).

- С каким настроением вы пришли на урок?

Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?

- Если вы готовы, начинаем урок. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, место выполнения работы. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы. Тему урока мы запишем чуть позже.

- Вот что могла бы сказать о себе героиня нашего урока:

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

- О какой части речи можно так сказать?

- Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры?
(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - книгу).
- Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

- Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)

- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

- Что вы знаете о роде имён существительных?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).

- Как изменяются имена существительные?

(Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).

- Как может изменяться имя существительное?

(Имя существительное может изменяться по вопросам, по падежам. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу).
- Что мы ещё не сказали о существительном?
(Имена существительные бывают трёх склонений. К 1 склонению относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями – а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями – о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь).

- Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи.

- Для чего, по-вашему мнению, надо изучать имена существительные?

(Чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи).

- Далее на уроке мы будем выполнять различные задания.

1). Устная работа.

- Прочитайте пары слов, объясните, по какому грамматическому признаку они составлены.

- Вам необходимо добавить последнее слово, записать его в тетрадь, при проверке объяснить его написание, показать соответствующую сигнальную карточку.

На полях созрела _____ (рожь).

Знаменитый дятел- ____ (врач).

Я ловлю футбольный _____ (мяч).

Что мать и _____ (дочь).

Друг придёт на _____ (помощь).

- Молодцы, и с этим заданием справились.

- На карточках у вас записаны предложения, в них подчёркнуты слова, падеж которых нужно определить, чтобы выполнить мой заказ.

Итак, я заказываю имя существительное Д.п.

(Усталое солнце по небу гуляет).

- А сейчас я заказываю имя существительное Т.п.

(Ленивая туча над лесом скучает).

- Теперь найдите имя существительное, стоящее в предложении в П.п.

(На сонной берёзе щебечут синицы).

- И, наконец, я заказываю имя существительное Р.п.

(Спит ветер игривый средь поля пшеницы) .

- Прочитайте четверостишие, которое у нас получилось.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы . (А. Громова).

5). Работа с учебником. Контрольные вопросы и задания. Стр. 72 - 73

1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (+).

2. Небо – это существительное мужского рода (-).

4. К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я (+).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: проверить умения распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные или нарицательные имена существительные, изменять имена существительные по числам, развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты

-учащиеся научаться распознавать существительные;

-самостоятельно подбирать имена существительные;

- классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные;

-составлять устный рассказ-повествование на определенную тему;

-определять грамматический признак имен существительных – число:

-использовать изменение имен существительных по числам для подбора проверочных слов;

-изменять имена существительные по числам.

Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте их.

А теперь представьте, что у вас на ладошке сидит солнечный зайчик, улыбнитесь ему и подарите тихонько кому-нибудь из класса вашего зайчика. А теперь подарите солнечных зайчиков нашим гостям. Я рада видеть ваши улыбки! Садитесь.

Актуализация знаний.

Откройте тетради запишите число. Шестое апреля. Классная работа.

1. Чистописание.

- На какие две группы можно разделить эти буквы? (Заглавные и строчные)

- Какая буква лишняя? (ь)

- Почему? (Нет заглавной пары, не обозначает звука)

- Запишите каллиграфически правильно строчные буквы.

ПРАВИЛА ПОСАДКИ

- Какое слово получилось? (существительное)

- Как вы думаете, почему мы написали именно это слово? (изучаем эту часть речи)

- Повторить что мы знаем об имени существительном.

- Вспомнить что такое имя существительное.

- Я хочу добавить еще одну задачу. Составление интеллект-карты, которую сегодня мы будем составлять все вместе.

Имя существительное является самой представительной, самой существенной частью речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

Что такое имя существительное?

Что обозначает имя существительное?

На какие вопросы отвечает имя существительное?

Молодцы. Разместим правило на нашей интеллект карте.

А кроме предметов, что ещё обозначает имя существительное? (явления природы, события, чувства, качества людей, вещи, людей, животных, название профессий)

Гроза, костюм, праздник, Витя, снегопад, жажда, грусть, книга, страус, концерт, зависть, дождь, телевизор, внучка, поездка, скромность, смелость, жадность.

1 группа – явления природы.

2 группа – события.

3 группа – чувства людей.

4 группа – качества людей.

5 группа – вещи и предметы.

6 группа – люди и животные.

1 гр. – гроза, снегопад, дождь(явления)

2 гр. – праздник, концерт, поездка (события)

3 гр. – жажда, грусть, зависть (чувства)

4гр. – скромность, смелость, жадность (качества людей)

5 гр. – костюм, книга, телевизор (вещи)

6 гр. – Витя, страус, внучка (люди и животные)


Оцените себя. Если написали без ошибок, поставьте в оценочных листах зеленый кружок, если 1 ошибка – синий, а если больше – красный. Мысленно себя похвалите.

Сейчас работа в паре.

Положите перед собой карточку, внимательно изучите. В каждой строке спрятались слова найдите их и обведите. О готовности пары сообщите поднятием рук.

Шифрограмма.

На каждом столе карточка:

-Какие слова нашли в первой строчке? (ручьи воробьи)

- Во второй строчке? (сугроб, рыбка) (орфограммы: парный согласный на конце –сугробы, в середине слова- рыба)

- В третьей строчке? исички, трава) (безударные гласные-лисы, травы, ЧК без ь знака)

- На какие две группы можно разделить эти слова? (одушевлённые и неодушевлённые)

А что мы знаем про одушевленные и неодушевлённые имена существительные?

Правильно. Поместим следующее правило в интеллект карту.

1вариант. запишет в столбик одушевлённые существительные.

2вариант. запишет в столбик неодушевлённые существительные.

- Какие слова вы отнесли к одушевлённым существительным, какие к неодушевлённым?

- Никаких вопросов не возникло? (лисички- одуш. и неодуш.)

-Как можно доказать? (составить предложение)

Что мы знаем про одушевленные и неодушевленные имена существительные?

Внесем это правило в интеллект карту.

Не забудьте оценить свою работу в оценочных листах. Если справились, то зеленого цвета кружочек, если испытывали затруднения – синий, было трудно, то красный кружок.

Весенний цветок медуницы четырежды меняет свой цвет: когда он распускается, то становится розовым, потом пурпурным, фиолетовым и синим. И этот цветок растет у нас в Башкортостане.

Работаем в парах.

Продолжим работу. Пред вами деформированный текст. Давайте его восстановим.

Около дома зажурчали звон­кие ручейки.

Они сажают деревья.

Гена и Коля Щукины в школьном саду.

На бульваре Юра играет с Барбосом.

Весна.

Пришел апрель. Около дома зажурчали звон­кие ручейки. На бульваре Юра играет с Барбосом. Гена и Коля Щукины в школьном саду. Они сажают деревья.

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Молодцы. Давайте поместим это правило.

Выпишите из текста собственные имена существительные.

Какие слова вы выписали?

Не забудьте оцените свою работу.

Следующее задание: запишите имена существительные во множественном числе.

Самопроверка. Помощь на доске.

Какое правило помогло вам это сделать?

Внесем это правило в интеллект карту.

Оцените свою работу.

Посмотрите внимательно на интеллект карту, все ли правила мы отметили на ней?

Давайте проверим поможет ли нам карта рассказать всё что мы знаем об имени существительном. Кто хочет попробовать?

Молодец! Садись на своё место.

Наша интеллект карта поможет нам на уроках русского языка при разборе имени существительного, а в 3 классе мы пополним её новыми знаниями.

Давайте оценим свою работу на уроке.

Кто справился со всеми заданиями, кому было легко, у кого все зеленые кружочки- поставьте себе 5 за урок.

Кто испытывал небольшие затруднения, у кого есть и зеленые и синие кружочки – ваша оценка 4.

А если у вас появились красные кружочки – вам предстоит еще поработать над этой темой.

В связи с этим я предлагаю вам домашнее задание в соответствии с полученными результатами.

Большое спасибо за урок.


Весна.


Около дома зажурчали звон­кие ручейки.


Они сажают деревья.


Пришел апрель.


Гена и Коля Щукины в школьном саду.

На бульваре Юра играет с Барбосом.

Гроза, костюм, праздник, Витя, снегопад, жажда, грусть, книга, страус, концерт, зависть, дождь, телевизор, внучка, поездка, скромность, смелость, жадность.

Качества людей

Гроза, костюм, праздник, Витя, снегопад, жажда, грусть, книга, страус, концерт, зависть, дождь, телевизор, внучка, поездка, скромность, смелость, жадность.

Гроза, костюм, праздник, Витя, снегопад, жажда, грусть, книга, страус, концерт, зависть, дождь, телевизор, внучка, поездка, скромность, смелость, жадность.

Люди и животные

· Спиши текст. Подчеркни имена существительные.

· Определи число имен существительных

Наступает весна. Всё жарче пригревает яркое солнышко. Весело звенит капель. Реки выходят из берегов. В полях тает снег. Бегут ручьи.

· Определи число выделенных имен существительных

Наступает весна. Всё жарче пригревает яркое солнышко. Весело звенит капель. Реки выходят из берегов. В полях тает снег. Бегут ручьи.

· Спиши текст. Вставляя имена существительные.

· Определи число вставленных имен существительных

Наступает______. Всё жарче пригревает яркое _______. Весело звенит ________. ______ выходят из берегов. В полях тает _______. Бегут _______.

· Спиши текст. Подчеркни имена существительные.

· Определи число имен существительных

Наступает весна. Всё жарче пригревает яркое солнышко. Весело звенит капель. Реки выходят из берегов. В полях тает снег. Бегут ручьи.

· Определи число выделенных имен существительных

Наступает весна. Всё жарче пригревает яркое солнышко. Весело звенит капель. Реки выходят из берегов. В полях тает снег. Бегут ручьи.

· Спиши текст. Вставляя имена существительные.

· Определи число вставленных имен существительных

Наступает______. Всё жарче пригревает яркое _______. Весело звенит ________. ______ выходят из берегов. В полях тает _______. Бегут _______.

· Спиши текст. Подчеркни имена существительные.

· Определи число имен существительных

Наступает весна. Всё жарче пригревает яркое солнышко. Весело звенит капель. Реки выходят из берегов. В полях тает снег. Бегут ручьи.

· Определи число выделенных имен существительных

Наступает весна. Всё жарче пригревает яркое солнышко. Весело звенит капель. Реки выходят из берегов. В полях тает снег. Бегут ручьи.

· Спиши текст. Вставляя имена существительные.

· Определи число вставленных имен существительных

Наступает______. Всё жарче пригревает яркое _______. Весело звенит ________. ______ выходят из берегов. В полях тает _______. Бегут _______.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 052 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повторить и закрепить знания учащихся об имени существительном как часть речи, способствовать формированию умений определять грамматические признаки имён существительных, развивать познавательную активность учащихся; воспитывать внимательность, самостоятельность, желание изучать русский язык.

Оборудование: карта путешествия, запись, учебник, наклейки, мультимедийный проектор

Ход урока

1.Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Первая остановка

-Определите правильные высказывания.

*Имя существительное - это часть речи, которая обозначает действие предмета.

* Имена существительные бывают собственные и нарицательные

* Имена существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые

*Собственные существительные пишутся с большой буквы

*К собственным именам существительным относятся только имeнa и фамилии людей

*Большинство имён существительных имеют форму единственного и множественного числа

*Существительное в предложении бывают подлежащим, сказуемым или второстепенным членом предложения

*В множественном числе существительные бывают мужского рода

(выставляется балл ряду - победителю)

3. Работа по теме урока

-На этом уроке мы закрепляем знания об имени существительном как части речи и направляемся к следующей (второй) остановке

* 2 остановка - Каллиграфическая минутка.

Активным и внимательным будь,

О каллиграфии не забудь!

це лью со зу по зи целый, льются, сонце, зубки, зима, заяц

-Объяснить орфограммы в записанных словах.

(Устно подобрать родственные слова: (зимний, зимовать, зимовка, зимушка), слова – антонимы: зима - лето)

Ассоциативный куст к слову ЗИМА (слова - существительные, живущие зимой: снег, лед, мороз, коньки, метель (синонимы: метель, вьюга), гололедица, гололёд)

- Любите ли вы зиму?

Словарный самодиктант (слова из словаря с буквой Зз пишутся по памяти). Самопроверка.

(по 1 ученику с каждого ряда сдают работы на проверку учителю. Определяется ряд-победитель)

-Кто выполнил задание без ошибок? У кого одна и больше ошибок?(анализ)

Третья остановка * Распределительный диктант

Фокус, облако, клёст, зайчонок, опушка, Донецк, сосулька, снегири.

- Что можно сказать об этих словах? (имена существительные)

- Что такое имя существительное?

- Что можно узнать по данным словами об этой части речи?

- На какие две группы можно разделить все остальные имена существительные? (одушевлённые и неодушевлённые)

- Назовите только одушествлённые? Докажите.

- Теперь разделите эти слова на три группы и запишите их в три столбика. По какому признаку вы будете делить слова?

Работа в паре

- Как определить род существительных? (каждый рассказывает правило соседу по парте)

- Какие окончания имеют существительные с. р., ж. р., м. р.?

Самостоятельная работа в паре

(3 ученика с каждого ряда - на проверку. Выставляются баллы по рядам)

Физкультминутка

Четвертая остановка

* Орфографическая минутка - за 3 минутки. Записать слова, вставив пропущенные буквы.

С?ели кл… новый п.сатель

д… машний в… шневий к… вры

ед … ница з…млетр.сение г… лу.ка

- У кого не было ошибок? У кого были допущены ошибки?

- Подчеркните имена существительные. Объясните свой выбор.

- Назовите одушествлённые имена существительные (писатель),

- Прочитайте имена существительное женского рода. (баллы по рядам)

* Комментированное письмо

-Составьте предложение о зиме, используя одно из слов орфографической минутки (Волшебница-зима покрыла просторы белыми коврами)

-Выполнить синтаксический разбор. 3 человека у доски (по итогам - балл ряду)

- Выполняем самостоятельно упражнение № …, с. …

Шестая остановка - *Игровая

Каждом ряду - лист с заданием: записать имена существительные во множественном числе.

- Объяснить написание слов.(баллы по рядам)

Групповая работа (используются карточки со словами: доброта, Кальмиус, сердце, дончанин, ученик)

На экране высвечиваются номера карточек. Ученик выбирает число, а учитель – открывает слово. Каждая творческая группа должна определить и назвать изученные грамматические категории.

Например: • доброта – имя существительное, неодушевленное, нарицательное, ед. число, ж. род

Седьмая остановка - заключительная - * Башня Сокровищ.

4. Итог Рефлексия.

- Анализируем, подводим результаты нашего путешествия.

- Кто получает отличную оценку за урок? Почему?

- Какую оценку поставим.?

- Какой ряд является победителем? (Считаем количество баллов) – выдаются наклейки

- Какая часть речи была главной на нашем уроке? (имя существительное)

- Какие грамматические признаки имеет имя существительное?

- Каким членом предложения может быть?

- Что понравилось вам на уроке?

- Что запомнилось и о чём расскажите дома родителям?

- Вот и закончилось наше путешествие. Мы приблизились к Башне Сокровищ,

- Как вы думаете, какие сокровища здесь спрятаны?

Правильно, и вы должны помнить, что самый большой клад для человека - это знания! Стремитесь найти этот клад! Будьте образованными людьми! Спасибо за урок.


Материал позволит обобщить и систематизировать знания детей о существительном, повторить грамматические признаки данной части речи.

Описание разработки

Цель:

обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания учащихся об имени существительном, повторить грамматические признаки данной части речи; совершенствовать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять их род, число и склонение, изменять по падежам; закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.

Развивающие: развивать речь, память, мышление, внимание; способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса; прививать навыки самоконтроля, навыки каллиграфического письма;

Ход урока.

1. Организационный момент. (Слайд 2)

- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости – педагоги нашей школы. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.

- С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.

(Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками).

- Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.

(Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону).

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?

- Если вы готовы, начинаем урок.

2. Постановка темы и целей урока. (Слайд 3)

- Давайте вспомним о чем мы говорили на предыдущих уроках. Отгадайте загадку и назовите тему урока:

Всё что существует, оно обозначает,

на вопросы кто? и что? верно отвечает

А чтоб не обижался весь честной народ

оно всегда имеет и число и род.

У него к тому же три склонения есть

Падежей различных сразу целых шесть (имя существительное)

Конспект урока по русскому языку для начальных классов Имя существительное. Закрепление

Обобщим всё, что узнали об имени существительном,о его постоянных и непостоянных признаках.

Какие признаки существительного вы услыхали из загадки? (число,род, падеж,склонение, вопросы,)

3. Минутка чистописания. (Слайд 4 )

Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы.

– И сейчас с хорошим настроением и с радостным чувством мы переходим к минутке красивого письма.

Ве Ву Вл Во Вб Вг

Всякая дорога вдвоем веселей.

4. Словарная работа. (Слайд5)

1. Синоним к слову холод ( мороз).

2. Тонкий снежный слой на деревьях (иней).

3. Сильный ветер со снегом ( метель).

4. Верхняя одежда из меха ( шуба).

5. Без нее нельзя обойтись в игре на льду ( шайба).

6. Самое холодное время года ( зима).

Самопроверка. Проверьте, как вы написали данные слова. (слайд5)

– Как называются слова, в которые вы вставляли буквы? (Словарные слова)

– Какой частью речи являются? (Эти слова имена существительные)

5. Актуализация опорных знаний.

- Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным?

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? и обозначает предмет.)

- Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

- Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос Кто? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос Что?)

- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

- Что вы знаете о роде имён существительных?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).

- Как изменяются имена существительные?

- Посмотрите на экран и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имён существительных?

(Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Предмет: Русский язык

Тема: Имя существительное. Закрепление.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.

Образовательные: закрепить знания учащихся об имени существительном, повторить грамматические признаки данной части речи; совершенствовать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять их род, число и склонение, изменять по падежам; закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.

Развивающие: развивать речь, память, мышление, внимание; способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса; прививать навыки самоконтроля, навыки каллиграфического письма;

Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, умение работать в группе; воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать положительные черты учащихся (усидчивость, трудолюбие, самостоятельность)

Организационный момент. (Слайд 2)

- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости – педагоги нашей школы. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.

- С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.

(Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками).

- Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.

(Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону).

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?

- Если вы готовы, начинаем урок.

2. Постановка темы и целей урока. (Слайд 3)

- Давайте вспомним о чем мы говорили на предыдущих уроках. Отгадайте загадку и назовите тему урока:

Всё что существует, оно обозначает,

на вопросы кто? и что? верно отвечает

А чтоб не обижался весь честной народ

оно всегда имеет и число и род.

У него к тому же три склонения есть

Падежей различных сразу целых шесть (имя существительное)

Обобщим всё, что узнали об имени существительном,о его постоянных и непостоянных признаках.

Какие признаки существительного вы услыхали из загадки? (число,род, падеж,склонение, вопросы,)

Минутка чистописания. (Слайд 4 )

Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы.

– И сейчас с хорошим настроением и с радостным чувством мы переходим к минутке красивого письма.

Ве Ву Вл Во Вб Вг

Всякая дорога вдвоем веселей.

Словарная работа. (Слайд5)

1 .Синоним к слову холод ( мороз).

2. Тонкий снежный слой на деревьях (иней).

3.Сильный ветер со снегом ( метель).

4. Верхняя одежда из меха ( шуба).

5. Без нее нельзя обойтись в игре на льду ( шайба).

6. Самое холодное время года ( зима).

Самопроверка. Проверьте, как вы написали данные слова. ( слайд5)

–Как называются слова, в которые вы вставляли буквы? (Словарные слова)
– Какой частью речи являются? (Эти слова имена существительные)

5. Актуализация опорных знаний.

- Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным?

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет.)

- Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

- Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)

- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

- Что вы знаете о роде имён существительных?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).

- Как изменяются имена существительные?

- Посмотрите на экран и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имён существительных?

(Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).

- Как может изменяться имя существительное? (Слайд 6)

(Имя существительное может изменяться по вопросам, по падежам. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу).
- Что мы ещё не сказали о существительном? (Слайд 7)
(Имена существительные бывают трёх склонений. К 1 склонению относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями – а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями – о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь).

- Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи.

- Для чего, по-вашему мнению, надо изучать имена существительные?

(Чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи).

- Далее на уроке мы будем выполнять различные задания, а в конце урока вас ждёт экспресс-опрос.

6. Работа по теме.

1. Самостоятельная работа. (Слайд 8)

Зрительная физминутка. (Слайд) отдельный

Задание: - Какое слово лишнее в каждом ряду?

1) Лес, хлеб, матрешка, собака

2) Инженер, агроном, класс, учитель

3) Книги, солнце, карандаши, тигры

4) Воздух, газета, звезда, белка

- На карточках у вас записаны предложения, в них подчёркнуты слова, падеж которых нужно определить, чтобы выполнить мой заказ.

Итак, я заказываю имя существительное Д.п.

(Усталое солнце по небу гуляет).

- А сейчас я заказываю имя существительное Т.п.

(Ленивая туча над лесом скучает).

- Теперь найдите имя существительное, стоящее в предложении в П.п.

(На сонной берёзе щебечут синицы).

- И, наконец, я заказываю имя существительное Р.п.

(Спит ветер игривый средь поля пшеницы).

- Прочитайте четверостишие, которое у нас получилось.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

4. Физминутка

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали-

А потом пустились вскачь,

Будто мы - упругий мяч.

5. Работа в группах

Из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы. Найти имена существительные. Указать падеж. Объяснить значение пословиц.

Кормит, лень, портит, а, труд;

труд, перетрут, терпенье, и, все;

почет, рядом, труд, живут, и;

Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, указать падеж имен существительных.

Взл…тают кружатся и падают осен. ие лист…я. В. ётся в воздухе тонкая паутинка. Цв…ты и травы высыпали в землю семена.

Гнездо, волна.

Составить словосочетания, поставив существительные в нужный падеж. Указать падеж существительного.

Готовились к (отлет), вышел из (лес), кусочек (пирог), остался без (работа), крепость из (песок), плыли по (река), тетрадь (сестра), добежали до (дом).

В залатые асенние дни готовились к отлёту журовли. Покружылись ани над рикой, над балотом. Вот потинулись журовлиные стаи в дальние страны.

Выступление представителя от каждой группы. (Каждая группа рассказывает о проделанной работе) Проверка. (Слайды) Отдельная презентация

7. Коллективная работа. (Слайд 11)

Совершенствование умения выделять в тексте сущ-ые, определять у них падеж, склонение, род.

Из леса вышел на берег бурый медведь. Зверь повел носом и фыркнул. Устраивает берлогу мишка в чаще леса.

Морфологический разбор

Из леса – (из чего?) сущ., н.ф. – лес., неод., нариц., м.р., 2скл., Р.п., ед.ч.

1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (зел).

2. Небо – это существительное мужского рода (крас).

3. Сорока, яблоня, земля – это неодушевлённые существительные (крас).

4. К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я (зел).

5. Склонение – это изменение существительных по падежам (зел).

6. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы (крас).

7. Имена существительные имеют род? (зел)

7. Домашнее задание. Творческая работа

Имя существительное хочет дать вам задание, в котором надо записать текст в тетради, вставляя нужные имена существительные.
Прочитайте текст.
Помоги птицам.
Голодно птицам …….. . Вот и летят они к ……. человека. Алёша и Женя смастерили для птиц ……… . Они насыпали туда зёрен и семян. Слетелись к кормушкам снегири, …….. . Ребята, помогайте …… зимой!

Чего здесь не хватает? Подумай, какие существительные можно вставить в этот текст. ( Зимой, жилью, кормушки, синички, птицам.)

7. Итог урока. Оценивание. (Слайд 12 )

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

- О какой части речи мы вели разговор на уроке?

- Какие признаки имени существительного мы повторили?

(Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение).

- Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли.

- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:

- Я старался, но мне помогали.

- Не все получалось.

- Мне было лень.

Читайте также: