Лубочная литература и народный театр конспект

Обновлено: 02.07.2024

Пособие, которое может пригодиться на уроках литературы в 5 классе, когда говорим о жанрах УНТ, а также в работе факультатива, посвященного фольклору. Рассматриваются разные виды народного театра:балаган, раёк, театр Петрушки .

ВложениеРазмер
metodicheskoe_posobie.pdf 519.14 КБ
narodnyy_teatr.pptx 686.89 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Балаганы Обычно располагались на рыночных площадях, вблизи мест народных гуляний. В них выступали фокусники, силачи, танцоры, гимнасты, кукольники, народные хоры; ставились небольшие пьесы

Петрушка Этот герой именовался также Петр Иванович Уксусов, Петр Петрович Самоваров и т.п. Он возник под влиянием итальянского кукольного театра Пульчинелло , с которым итальянцы часто выступали в Санкт-Петербурге и других городах. В театре Петрушки представлялись отдельные сатирические сцены. А.М. Горький отмечал, что "непобедимый кукольный герой побеждал всех и вся: попов, полицию, черта и смерть. Сам же оставался бессмертным".

"Раёк – это небольшой, аршинный во все стороны, ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, “по копейке с рыла”, глядят в стекла, – раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру , часто очень замысловатые« привязана льняная борода. Д.А. Ровинский (известный собиратель и исследователь русских народных картинок )

Вертеп "Вертеп – зрелище в лицах, устроенное в малом виде, в ящике, с которым ходят о Святках, представляя события и обстоятельства рождения И. Христа". В.И. Даль

Народная драма "Лодка" и "Царь Максимилиан". Разыгрывались также народные бытовые сатирические драмы ("Барин", "Мнимый барин", " Маврух ", " Пахомушка " и др.) В их основе – драматические сценки, которые разыгрывались ряжеными. Некоторые драмы носили исторический характер. Одна из них – "Как француз Москву брал". События в ней представлялись в народно-сатирическом освещении. В драме исторические мотивы – отклики на войну с Наполеоном, отношение народа к нему, патриотические чувства и даже отдельные реальные детали (старуха с вилами) – сочетаются с сатирическим осмыслением французского императора и его приближенных.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Народный театр города Лениногорска

Информация о народном театре города Лениногорска имени Р. Шигапова. История и репертуар театра расположен в двух документах: презентация и коментарии к нему.


История становления и развития народного театра в селе Верховажье

Содержит архивные материалы, газетные публикации, фотографии, воспоминания очевидцев по теме.

Пьеса для школьного театра "Герой народный или душегуб"

Пьеса для школьного театра по мотивам повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" - размышлание о роли Емельяна Пугачёва в истории. Мы пытались ответить на вопрос, который звучит в названии работы. Кем б.


Народные мотивы в творчестве кружка театра моды"Фантазёры"

Несколько коллекций этого кружка посвящались родному краю и нашему северному городу.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования Код 071501 Народное ху.


Конспект развлечения.Кукольный спектакль "Колобок".Сценарий для постановки русской народной сказки в кукольном театре (автор Олеся Емельянова)


АСЛАМАССКОМУ НАРОДНОМУ ТЕАТРУ 25 ЛЕТ

В настоящее время в обществе повысился интерес к проблемам культуры. Изучение истории театра в этой связи занимает особо место, так как он является уникальным социальным институтом, посредством которо.

• Процесс становления и укрепления светской культуры в XVII —XVIII веках привел к формированию сначала детской по­эзии, затем прозы и драматургии.

• Переход от средневекового типа культуры к новому типу, осуществлявшийся в XVII —XVIII веках, вел к признанию в ре­бенке личности и к появлению в начале XIX столетия такой лите­ратуры для детей, которая способна доставить ребенку не только пользу, но и наслаждение.

• Классицистская идея просвещенного разума и сентимента-листская идея чувствительного сердца были в равной степени по­лезны для развития русской детской литературы.

• Дидактические жанры детской литературы трансформирова­лись под влиянием некоторых форм фольклора, к которому стали проявлять интерес писатели рубежа XVIII —XIX веков.

• Устное народное творчество, народный театр, народная книж­ность и собственно литература — важные источники литературы для детей, подготовившие почву для рождения детской книжно­сти и питающие ее до нынешних времен.

ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА И НАРОДНЫЙ ТЕАТР

Лубочная литература, возникшая в конце XVII века, на протяжении XVIII —XIX веков была частью массовой культуры русского народа и занимала промежуточное положение между уст­ным народным творчеством и книжной литературой 1 . Ее аноним­ные творцы выражали мысли и вкусы демократического большин­ства, и, как всякое народное творчество, лубочная литература нашла своих приверженцев среди детей и подростков.

Лубки — это печатные гравюры с картинками и текстом. Само по себе гравирование есть перевод подготовленных рисунков и текстов с бумаги на поверхность доски путем вырезания на ней углублений. После этапа гравирования изображение печатается на бумаге или ткани.

По лубкам учились читать, ими украшали жилые покои не толь­ко простолюдины, но и дворяне. Нередко сюжеты черпались из переводных рыцарских романов: так появились герои зарубежно­го происхождения — Еруслан Лазаревич, Бова Королевич и др. Обрусев, они сделались персонажами лубочных книг (лубки на один сюжет сшивались вместе). В таких книгах печатались и народ­ные сказки, например сатирическая сказка о Ерше Ершовиче,

См.: Балдина О. Русские народные картинки. — М., 1972.

Лубки и лубочные книги оказали большое влияние на разви­тие литературы для детей, в особенности развлекательно-познава­тельной книги для малышей.

Разнообразные формы народного театра подразделяют на дра­матургические (с участием живых актеров) и кукольные. Народ­ную драму и кукольное представление объединяет искусство ма­сок.

1 Официальное искусство (светское и религиозное) противоположно неофи­циальному, или народному, карнавальному искусству. Первое возникает вместе с государством, второе зарождается в первобытном обществе.

Встреча Деда Мороза и Снегурочки — популярная драмати­ческая игра, сохранившая связь с обрядом (в эту игру играют только в новогодние дни), а также с народной драмой. Драмати­ческие игры отличаются от других видов игр наличием системы художественных образов и элементов искусства — стихов, пе­сен, танцев.

Народный кукольный театр еще более условен, не­жели народная драма и драматическая игра. В нем живое показы­вается через неживое — куклу.

Куклы известны человечеству не менее четырех тысяч лет. Основные виды их — обрядовые, потешные, декоративные, теат­ральные.

Примерами современных обрядовых кукол могут служить пуга­ло (его функция — быть охранительным духом летнего сада или огорода) и снеговик — зимний дух двора. Пугало подвижно, а снеговик статичен. Обрядовая кукла может быть маленькой, как лесовик, — всего с шишку, обернутую мхом и перевязанную тра­

винкой. А может быть выше человека, такова Масленица — чуче­ло из соломы, обряженное в женское платье. Маленькие соломен­ные девы (стригушки) делаются из пучка царь-колосков (с раз­двоенными стеблями); они способствуют будущему урожаю. Стри­гушки пляшут под ударами ладони по столу. Хранить их нужно на окне или между рамами — они забирают влагу.

Обрядовые куклы, начиная с Серебряного века, привлекали внимание писателей. Они встречаются в произведениях А.М.Ре­мизова, А.Н.Толстого. Полюбился детям домовенок Кузька, по­хожий на веник, — персонаж из одноименной сказки Т.И.Алек­сандровой.

Декоративные куклы (их еще называют интерьерными) — вид авторского творчества. Они не относятся к народной традиции, потому что несут чисто эстетическую функцию. Здесь искусство рафинируется и застывает, чтобы в будущий момент развития куль­туры послужить материалом для образования нового художествен­ного феномена.

В концепцию народного кукольного театра входят метафора, ирония, пародия. По традиции все его представления называются

1 Лотман Ю. Куклы в системе культуры //Декоративное искусство. — 1978. — № 2. - С. 37.
комедиями, хотя кроме собственно комедий это могут быть траге­дии, драмы, фарсы, балеты, оперы, пантомимы 1 .

Многие народы имеют свои кукольные театры. Древнейшие из таких театров — индийский, греческий, турецкий, армянский, узбекский, китайский. В Европе и на Руси искусство играющих кукол распространилось в Средние века.

Каждый театр обладает национальными особенностями. Во мно­гих дан взгляд на инородцев. Так, в русском театре есть Цыган, в узбекском театре — Абрам-мужик — русский крестьянин и Ви­ноградов — кукла, изображающая санитара из русской больницы.

1 См.: Голдовский Б. П. Куклы: Энциклопедия. — М., 2004; Народный театр / Сост., вступит, ст., подгот. текстов и коммент. А. Ф. Некрыловой, Н.И.Савушки-ной. — М., 1991.

Буратино — самостоятельный образ, созданный А.Н.Толстым по мотивам сказки К. Коллоди о деревянной кукле Пиноккио.

Происхождение имени самого знаменитого персонажа русско­го кукольного театра — Петрушки (или Петра Ивановича Уксусо-ва, или Ваньки Рататуя) связывают с Пьетро Мирро, актером-скрипачем итальянской комедии дель арте 1 , забавлявшим в роли Педрилло императрицу Анну Иоанновну. Персонаж Педрилло был настолько популярен, что попал в лубочные картинки.

Из комедии дель арте пришел в русский кукольный театр и слуга Арлекин — плут и лентяй.

Детский театр Петрушки в XX веке состоял из следующих ку­кол: помимо самого Петра Ивановича Уксусова это Дама, Черт, Доктор, Цыган, два Арапа, Милиционер. В наборе XIX века были еще Барин, Поп, Смерть, а Милиционера заменял Полицейский.

рываются обычные народные комедии с участием Петрушки. Писатель Н.А. Полевой (1796— 1846) оставил воспоминания о дет­ском празднике с вертепом:

Народился наш Спаситель, Всего мира искупитель. Пойте, воспойте Лики, навеки Торжествуйте, ликуйте, Воспевайте, играйте! Отец будущего века Пришел спасти человека!

Комедия после вертепа составлялась обыкновенно из пантомимы са­мих вертепщиков: тут являлся род Скапена-слуги, род Оргона-барина, Немец да Подьячий; разговор состоял из грубых шуток, импровизиро­вался, и обыкновенно слуга, бывало, при всех обманывает, бьет Немца и дурачит Подьячего.

Крупнейший в мире кукольный театр находится в Москве, его организовал в 1931 году Сергей Владимирович Образцов (1901 —

Сегодня кукольные представления активно используются не только для удовлетворения эстетических потребностей детей и взрослых, но и в образовательных и психотерапевтических целях. Методами куклотерапии проводят реабилитацию больных детей. Кукла, управляемая актером-психотерапевтом, помогает ребен­ку, лежащему в больнице или хосписе, восстановить или сохра­нить личность.

Основными зрителями райка были дети. В ящике с просмот­ровыми окошками сменялись намотанные на валики лубочные панорамы Везувия, далеких городов, знаменитых сражений, цар­ских праздников и т.п. Держатель райка сыпал рифмованными прибаутками, комментируя картины.

Любое торжище превращалось в своеобразный театр благодаря выкрикам и прибауткам торговцев и ремесленников. Вот как зазывал покупателей торговец игрушками:

Вот они, вот они! Детские подарки Красивы и ярки! Дудки! Хлопушки!

Налетай, выбирай! Выбирай! Забирай! Вот они, вот они!

ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА - раз­вле­ка­тель­ные, по­зна­ва­тельные и на­зи­да­тель­ные сло­вес­ные про­из­ведения, пе­ча­тав­шие­ся в Рос­сии в конце XVIII-начале XX века мас­со­вы­ми ти­ра­жами на гру­бой бу­ма­ге в ви­де не­до­ро­гих кни­жек и на­стен­ных лис­тов, обыч­но с картинками.

Как яв­ле­ние пись­мен­ное, но при этом ано­ним­ное и тра­ди­ци­он­ное, Лубочная литература вы­пол­ня­ла роль по­сред­ни­ка ме­ж­ду фольк­ло­ром и ли­те­ра­ту­рой; име­ла важ­ное про­све­ти­тель­ское зна­че­ние.

Лубочная литература из­да­ва­лась с конца XVIII века и до на­ло­жен­но­го на неё за­пре­та в 1918 году. С XVII века ей пред­ше­ст­во­ва­ли лу­боч­ные кар­тин­ки без раз­вёр­ну­тых тек­стов (см. Лу­бок). Цен­тры про­изводства Лубочной литературы - Мо­ск­ва, Санкт-Пе­тер­бург, а так­же По­вол­жье, Рус­ский Се­вер. Ею тор­го­ва­ли на яр­мар­ках, в городских тор­го­вых ря­дах и лав­ках; ко­ро­бей­ни­ки раз­но­си­ли Лубочную литературу по де­рев­ням. К Лубочной литературе об­ра­ща­лись не толь­ко кре­сть­я­не и городские ни­зы, но и дво­ря­не. Мно­гие русские пи­са­те­ли (И. А. Кры­лов, А. С. Пуш­кин, Н. В. Го­голь, Н. С. Лес­ков и др.) бы­ли хо­ро­шо зна­ко­мы с Лубочной литературой, ко­то­рая на­шла от­ра­же­ние в их твор­че­ст­ве. В XX веке фор­мы Лубочной литературы ис­поль­зо­ва­ли пред­ста­ви­те­ли русского аван­гар­диз­ма (напр., В. В. Мая­ков­ский).




В Российской Империи была схожая ситуация. К перечисленному списку светских лубочных изданий добавлялись многочисленные руководства к выбору жен и ключи к женскому сердцу, сонники, травники, гадательные книги, песенники, сборники сказок, литературных анекдотов и новелл, а также произведения русских писателей, опубликованные с искажениями и без указания авторства.




Среди лубочной литературы были особенно любимые и популярные сочинения. Так, сочинителя лубочной литературы Матвея Комарова, чьи книги издавались с 1771 по 1918 гг., Лев Николаевич Толстой называл самым знаменитым русским писателем.



Популярность лубочной литературы могла объясняться и тем, что других дешевых изданий для народа было мало. Поэтому крестьяне, мещане, купцы отдавали ей предпочтение.






Возможно нам, живущим в информационном обществе в эпоху господства Интернета, все эти картинки могут показаться нелепыми и смешными. Но все-таки лубочные книги – это тоже книги. Кто-то хранил их под подушкой и перечитывал перед сном. Кого-то они спасали от дурных мыслей и сердечных терзаний. У кого-то вызывали искренний смех… Они были частью повседневности, толикой жизни. А разве не это одно из предназначений книг?

Читайте также: