Конспект музыкальной игры в младшей группе

Обновлено: 05.07.2024

Конспект образовательной деятельности по развитию речи младших дошкольников с использованием музыкального фольклора.

Автор: Парфенова Вероника Геннадьевна, воспитатель МБДОУ д/с №29 город Кстово, Нижегородской области.
Описание: музыкально - игровое занятие предназначено для детей младшей группы. Конспект содержит много речевого материала в виде распевок, песенок - закличек, хороводных игр, игр - инсценировок. Данный материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям и родителям.

Цель: способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с фольклором: потешками, народными хороводными играми, сказками.
- Развивать речь детей посредством малых фольклорных форм.
- Формировать певческие навыки, учить детей несложным танцевальным движениям.
- Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.
- Воспитывать любовь и интерес к народной музыке.

Методы и приемы: игровая мотивация, художественное слово, вопросы к детям, поощрение детей, повторы (хоровые и индивидуальные), рассматривание.

Место проведения: музыкальный зал.

Предварительная работа:
НОД по ознакомлению с фольклором "Котенька-коток".
Чтение русских народных сказок: "Заюшкина избушка", "Теремок", "Репка", "Волк и козлята".
Слушание потешек, песенок, закличек.
Разучивание потешек: "Кисонька - Мурысонька, где была?", "Едем – едем на лошадке", " Ладушки, ладушки".
Подвижные игры: "Водят мыши хоровод", "Лошадки", "Курочка хохлатка" и другие.
Настольный театр: "Колобок", "Заюшкина избушка".
Инсценировка русских народных сказок: "Репка", "Курочка ряба".
Пальчиковая гимнастика: "Сорока - белобока", "Этот пальчик - дедушка".
Музыкально-дидактические игры: "Скажи громко - тихо", "Кто как идет?", "Узнай свой инструмент".
Подыгрывание на детских ударных музыкальных инструментах. Народные мелодии.
Хороводы и пляски: "Пальчики и ручки", рус. нар. мелодия; пляска с воспитателем под рус. нар. мелодию "Пойду ль, выйду ль я".

Словарная работа: закличка, цокают.

Материал к занятию:
Шапочки - маски (муха, комар, стрекоза, муравей), шапочки репки и мышки;
шапка - ушанка, борода, платок, маска курочки, золотое яичко;
деревянные ложки;
настольный театр "Репка";
столы, стулья.

Ход:
Дети входят в зал под русскую народную мелодию "Барыня". Встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети поют: Здравствуйте, гости.
Гости: Здравствуйте.
Дети: Как Ваше настроенье?
Гости: Хорошо.

Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно, обращает внимание на солнце (если солнце есть, то спеть ему песенку, если нет – позвать солнце песенкой - закличкой).

Дети поют песенку "Солнышко" с движениями.

Солнышко, солнышко
Выгляни в окошко.
Ждут тебя детки
Ждут малолетки.
(руки вперед, показывают на окно)

Солнышко, появись,
Красное, покажись.
Поскорей, не робей, (Полуприседания, руки на поясе.)
Всех ребят обогрей.
(Обхватывают себя руками)

Воспитатель: Мы с вами как бы поговорили с солнышком, звали его к себе, закликали, спели ему песенку - закличку. Повторите слово "закличка" (хором и индивидуально). Ребята запомните это слово. Молодцы!

Воспитатель:
К нам на двор пришла весна
Людям радость принесла.
А у наших у ворот
Разыгрался хоровод.

Дети перестраиваются в круг, воспитатель одевает шапочки - маски (муха, комар, стрекоза, муравей).

Хоровод "Как у наших у ворот"

Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот.

Муха песенки поёт,
Муха песенки поёт,
Ай, люли, вот поёт,
Ай, люли, вот поёт.

Комар музыку ведёт,
Комар музыку ведёт,
Ай, люли, вот ведёт,
Ай, люли, вот ведёт.

Стрекоза плясать пошла,
Муравья с собой звала.
Ай, люли, всё звала,
Ай, люли, всё звала.

Муравейка, милый мой,
Попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, вот со мной,
Ай, люли, вот со мной.

Уж я рад бы, поплясал,
Да уж очень я устал.
Ай, люли, я устал,
Ай, люли, я устал.

Воспитатель:
Ребята, покажите как лошадки цокают копытцами. (Дети показывают). Скажите "цок - цок - цок".
Что лошадки делают копытцем? Скажем "цокают" (хоровое и индивидуальное проговаривание). Молодцы!

Игра - инсценировка "Едем, едем на лошадке" с игрой на ложках.

Едем, едем на лошадке.
Но - но - но!
Рады, рады все ребятки.
Но - но - но!
Рады, рады прокатиться.
Но - но - но!
Звонко цокают копытца!
Но - но - но!
Тр- р- р- р!

Воспитатель: Вот мы и приехали. По дорожке мы пойдем, в гости к сказке попадем.
Подходят к столу, где лежат атрибуты: шапка, борода, платок, маска курочки, мышки, золотое яичко. Рассматривают.

Воспитатель: Ребята, догадались, какая это сказка?
Дети: Курочка Ряба.
Воспитатель: Правильно, это русская народная сказка "Курочка Ряба". Хотите рассказать эту сказку?

Инсценировка "Курочка Ряба".
Воспитатель распределяет роли. Дети инсценируют музыкальную сказку движениями и мимикой.

Воспитатель: Сейчас дальше пойдем, в другую сказку попадем.
Подходят к столу с настольным театром "Репка".

Воспитатель: Вот бабка с дедкой, внучка, собака Жучка, кошка и мышка. Что они делают?
Дети: Репку тянут.
Воспитатель: А как же эта сказка называется?
Дети: "Репка".
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в хороводную игру, которая так и называется "Репка". Становитесь скорее все в кружок. (Воспитатель одевает шапочки репки и мышки, напоминает элементы правил игры).

Хороводная игра "Репка".

Репка - репонька.
Расти крепонька.
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста.
Да!

Воспитатель: Ну что, ребятки, пора нам возвращаться в садик. Садитесь на лошадки и поехали.

Повтор игры "Едем, едем на лошадке".

Воспитатель:
В каких сказках мы сегодня были в гостях?
Как называют песенку, которой мы закликали солнце? (Закличка)
Что делают лошадки копытцами? (Цокают)
Что вам больше всего понравилось?
Молодцы!
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети встают полукругом, впереди солисты.

Поют частушку.

Мы старались, мы старались,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

(Все хлопают).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Развивать представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; печальная, грустная).

Конспект музыкально - дидактической игры

“Солнышко и тучка”

Цель: Развивать представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; печальная, грустная).

Побуждать воспринимать выразительность музыки, ее чувства.

Формировать умение выражать эмоции и характер музыкального произведения через игровые карточки.

Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная).

Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление.

Развивать умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

Игровой материал: карточки по количеству играющих : яркое солнышко, солнышко прикрыто тучкой, тучка с дождем.

Воспитатель: Ребята, вы любите слушать музыку? Кто – нибудь знает, какая бывает музыка по характеру бывает?

Дети: Веселая, грустная, спокойная, печальная.….

Воспитатель: Ребята, о чем еще можно сказать веселое, грустное, печальное?

Дети: Настроение

Воспитатель: Покажите веселое настроение используя мимику; затем грустное; печальное. Молодцы.

Послушайте правила игры:

Слушайте внимательно музыку и показывайте нужную карточку.

Помните правила игры: Словами говорить не нужно, только показываем карточку.

Воспитатель:

Дети: показывают тучку

Дети: Музыка звучала грустная, хмурая, жалобная

Воспитатель: Посмотрите ребята, все правильно ответили? (слайд)

Дети: показывают солнышко

Воспитатель: Какая музыка была?

Дети: Веселая, радостная

Воспитатель: Внимание на экран, кто выбрал такую же карточку, тот сделал правильный выбор.

Дети: показывают солнышко за тучкой.

Воспитатель: Молодцы ребята. Посмотрите, у нас с вами есть 3 очень интересные картины. Что можно сказать о первой/ второй/ третьей картине?

Ребята, посмотрите, у меня есть 2 карточки, какую карточку мы прикрепим к 1 картине?

Дети: Дождик

Воспитатель: А ко второй?

Дети: Солнышко за тучкой.

Воспитатель: У нас с вами есть третья картина, где очень светло, изображен день, птички летают. Какую карточку можно отнести к этой картине?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Но для этой картины у меня нет карточки. Кто знает, что мы можем с вами сделать, чтобы у нашей картины появилась карточка?

Дети: нарисовать.

Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами будем рисовать солнышко.

- Вот мы с вами и стали художниками. Присаживаемся за столы.

- Присаживайтесь за рабочие места.

- Мы хотим рисовать, но карандашей и красок у нас нет, чем можем нарисовать? А рисовать мы с вами будем с помощью ватных палочек. Чтобы солнышко было похоже на настоящее, вспомним, какое оно. На что похоже? (Ответы детей.)

Воспитатель: - А какую геометрическую фигуру нам напоминает солнышко? (Ответы детей.)

- А какого цвета солнышко? (Ответы детей.)

- Правильно, ребята. А чтобы у нас с вами получилось красиво и яркое солнышко, нам нужно сделать зарядку для наших ручек:

Пальчиковая гимнастика “Дай нам, солнышко, тепла”

Мы ладони протянули

И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)

Дай нам, солнышко, тепла,

Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)

Наши пальчики – малютки

Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками по коленям.)

Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)

Прыг – прыг, словно зайки,

Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)

А сейчас, пододвиньте к себе листики. У каждого из вас на столе стоит желтая краска, ватные палочки и салфетки.

- Для того, чтобы нарисовать солнышко нужно на кончик ватной палочки набрать чуть-чуть краску и вот такими движениями нарисовать сначала контур солнышка, т. е круг. Вот наш круг готов, чего у солнышка не хватает?

- Я думаю так же ребята, лучиков. Лучики мы с вами рисуем таким же способом, вот так посмотрите.

- Вот как красиво у нас с вами получается.

- Тот, кто закончил, ватную палочку кладем на салфетку и вывешиваем свои работы на картину.

- А сейчас нам с вами пора возвращаться в детский сад. Произнесем волшебные слова: крибли, крабли, бумс.

- Вот мы и в детском саду. Изображение своего солнышка вы можете прикрепить к своему шкафчику или забрать домой. Солнышко будет согревать вас в пасмурную и холодную погоду, создавать хорошее настроение.

- А теперь улыбнемся друг другу и под веселую музыку пойдем собираться на прогулку.

Данная разработка будет полезна для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов. Может использоваться как на музыкальных занятиях, так и в досуговой деятельности с младшим дошкольным возрастом.
Цель: Формирование мотивации к музыкальной деятельности;
- развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- воспитание у ребёнка интереса к миру музыкальных и немузыкальных звуков, элементарному музицырованию;
- развитие у детей восприятия музыкальных и немузыкальных звуков;
- обогащение музыкального опыта детей;
- активизация эмоциональных реакций малышей на музыку;
- развитие у детей музыкально-игровых импровизаций, исполнительских умений и творческих способностей.

Быстро мы шагаем,
Ножки поднимаем,
В палочки играем.
Дружно ударяем.

Вышел мишка с барабаном,
Бум-бум-бум, трам – там-там,
Все ребята притаились,
Тут и там, тут и там.

Вышел мишка из берлоги,
Уноси скорее ноги,
Да как начал он реветь,
Вот так мишенька- медведь!

Дождик капает по крыше,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Еле слышно, еле слышно,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Воробьи развеселились,
Зёрнышки клевать пустились,
От других не отстают,
Всё клюют, клюют, клюют.

Вот течёт ручеёк,
Видно его путь далёк,
Так журчит, плескается,
Убежать пытается!

Вдруг запрыгал мячик наш
Весело так скачет
Мы как мячики сейчас
Дружно все поскачем!

Да-да-да-да,
Пёрышки почищу я.
Да-да-да-да,
Пёрышки почищу я.
(выбегает лисичка)

Цель: Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка.

Ход игры: Воспитатель выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь-, заяц-, мышка-)

Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок

Ход игры: Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.

Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)

Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок

Звонко цокают копытца цок-цок-цок

Приглашают прокатиться цок-цок-цок.

Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,

Любят песни распевать бойкие воробушки

Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.

До чего же хороши неваляшки-малыши,

Низко наклоняются, звоном заливаются.

Могут кланяться весь день,

Вам поклон и нам поклон

(прохл) Дили-дон, дили-дон.

МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры

на развитие звуковысотного слуха

2 младшая группа

Цель: Различать звуки по высоте (до 2 октавы) и низкие (до первой октавы)

Ход игры: Давая детям понятие о низких и высоких звуках, воспитатель ориентирует детей, связывая звуки с образами животных и птиц.

Низкие голоса Высокие голоса

1 ступень лесенки 3 ступень лесенки

Цель: Учить подражать звучанию голосов животных, используя возможности сил и тембра своего голоса.

Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

Кубик детям передай,

Кто пришел к нам угадай!

МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры

на развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти

2 младшая группа

Весело-грустно

Цель: различать построение музыки

Ход игры: Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна.

2 вариант – слушают и изображают мимикой.

Здороваться, прощаться песенкой Побуждать детей к сочинению отдельных интонаций: колыбельной (баю-бай), плясовой (ля-ля) Кто как поет

Цель: Повторение звукоподражания за взрослым

Ход игры: Воспитатель предлагает свой вариант песенки: куклы –ля-ля-ля, мамы – баю-бай, зайки - тра-та-та, медведя – бум-бум, воробей – чик-чирик и т.д.

МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры

на развитие тембрового слуха

2 младшая группа

Цель: Различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушка, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика.

Ход игры: К детям в гости приходит зайка с волшебной коробочкой с инструментами. Дети угадывают, на чем играет зайка.

Цель: Развивать у детей память, связав героев сказок с определенным музыкальным инструментом.

Ход игры: Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь – бубен, заяц – барабан, петушка – погремушка, птичка - колокольчик). Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.

МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры

на развитие динамического слуха

2 младшая группа

Цель: Различать динамические оттенки: громко, тихо.

Ход игры: Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет), затем – тихо (ребенок повторяет).

Цель: Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо)

Ход игры: Воспитатель поет громко:

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Воспитатель под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя.

Цель: Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом.

Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с соответствующим динамическим оттенком:

У ребяток ручки хлопают,

Тихо-тихо ручки хлопают,

Вот так хлопают,

Цель: Выполнять движения, соответствующие тексту.

Ход игры: Детям раздаются музыкальные инструменты, у воспитателя – кукла. Воспитатель:


Содержимое разработки

в 1-й младшей группе по теме

Программное содержание

Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности.

1. Обучающие:

- Формировать понятие динамических оттенков "Громко" и "Тихо"

- Согласовывать движения с пением в музыкальном приветствии "Здравствуйте, ладошки!"

- Тренировать навыки игры на детском музыкальном инструменте - погремушке

2. Развивающие:

- Формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, четко пропевать слова песен

- Развивать мелкую моторику рук

- Развивать чувство ритма

- Развивать внимание детей во время музыкальной игры

3. Воспитательные:

- Воспитывать любовь к музыкальному искусству

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, игровой, метод практической деятельности.

Материально-техническое обеспечение: фортепиано, аудиозаписи, погремушки, игрушки кукольного театра - кошка, петушок, заяц, собака.

Предварительная работа: Разучивание песни "Есть у киски глазки","Петушок" знакомство с музыкальным приветствием"Здравствуйте, ладошки!".

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал под спокойную музыку, МР приглашает встать в круг

МР: Ребята, возьмем друг друга за руки? Вот какой круг большой, как много ребят, а где ваши ручки? Покажете мне свои ладошки? Мои ладошки умеют ШУРШАТЬ, а ваши?

шуршим сначала у одного ушка, затем и у другого (активизация внимания и элемент самомассажа)

МР: Погрелись наши ручки, теперь могут они поздороваться.

Приветствие Здравствуйте, ладошки (муз. и сл. Л. Хисматуллина).

(Валеологическая песенка, способствуют снятию психоэмоционального напряжения)

МР: Ребята, а сейчас я вас приглашаю на прогулку, пойдем?

МР: Нужно ПОСТАВИТЬ РУКИ на ПОЯС и внимательно послушать музыку - сначала мы будем гулять и высоко поднимать коленочки, вот так (показ), а потом будем приседать, вот так (показ)

Муз. - ритм. движ. ГУЛЯЕМ - ПЛЯШЕМ (МП "Ладушки", "Гуляем - пляшем")

1. вот как мы гуляем, ножки поднимаем (два раза)

2. а теперь - веселей, приседаем мы теперь! (два раза)

МР: Какие вы молодцы, старались.

Сегодня к нам пришли гости. Чтоб их увидеть , нам нужно сесть на стульчики!

Дети присаживаются на стулья

МР: Ручки наши пусть отдыхают, а ушки внимательно послушают. Я спою вам песенку.

песня "Киска к детям подошла". Дети слушают

МР: Ребятки - кто пришел к нам? . правильно - кошечка, вот она. (игрушка в руках у воспитателя)

МР: Кошечка, ты так красиво мурлычешь, это ты так поешь? А наши ребята тоже умеют петь, хочешь, они споют для тебя? Споем, дети?

дети поют "Есть у киски глазки" (песенка с показом глаз, ушей и ручек)

МР: Понравилось ли тебе, кошечка? Ну что ж, тогда иди и позови к нам еще гостей!

Кошка уходит, за ширмой слышно КУКАРЕКУ!

МР: Кто это к нам пришел? (петушок!) Конечно, вот и он!

МР: Петушок, ты так громко кричал, что утром всех деток разбудил. Ребята, вам нравится, как поет петушок? Вот, петушок мы слушали твою песенку, теперь и ты послушай, как мы умеем петь !

дети поют песню "ПЕТУШОК" (показывают гребешок и крылья)

МР: Ребята, покажем Петушку, как мы умеем танцевать? Мы умеем браться за руки и делать большой круг!

становятся в круг

МР: Я вот так ставлю руки на пояс, и вы так умеете!

танец "Чок да чок"

(танцевальные движения "каблучок", "пружинка", "кружение на месте")

МР: Тебе понравилось, Петушок? Ну что ж, ты тогда иди и позови к нам еще гостей! А мы пока сядем на стульчики, чтобы посмотреть, кто к нам придет.

(за ширмой) ТУК-ТУК-ТУК!

МР: Интересно, кто к нам пришел? Это же зайка! Что у тебя в лапках, зайка? Ты принес нам музыкальные инструменты? Ого-го! Целая корзина! Дети, как называется такая игрушка? ПОГРЕМУШКА

МР: Зайка, а ты умеешь играть на погремушке - НЕТ! Ребята, научим зайку? Покажем ему, как мы играем с погремушкой. Громко и тихо.

ИГРА на погремушках "ГРОМКО-ТИХО"

(работаем над динамикой и приемом игры на погремушке)

МР: Молодцы ребятки, научили зайку играть! А теперь ты, зайка, поиграй с нами!

музык. игра "Зайки и собачка" (МП "Ладушки", "Зайки играют")

(развиваем внимание, работа над легкими прыжками)

(Зайки прыгают, как появляется собачка, все зайцы убегают в свои домики - на стульчики)

МР: Ну что ж, зайка наш убежал и нам с вами пора попрощаться. я спою вам свою ПЕСЕНКУ, вы послушайте меня и потом пойте сами!

Читайте также: