Литературный язык и его нормы конспект урока 6 класс

Обновлено: 03.07.2024

воспитательная : способствовать воспитанию культуры речи и культуры взаимодействия в группе.

Тип урока. Урок развития речи

Задачи урока:

Образовательные : 1.Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, организовать деятельность учащихся по формированию речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание грамматических норм.

2.Формировать язык предмета.

3. Формировать речеведческие умения.

Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.

2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор учащихся.

3. Развивать память и внимание.

4. Развивать умения анализировать, систематизировать, делать выводы.

Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами обучения воспитывать интерес и любовь к русскому языку, к окружающему миру; вызвать интерес к изучению норм литературного языка.

2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, способствовать развитию у учащихся эффективного общения с одноклассниками через формирование нравственных качеств: общительности, способности к открытому взаимодействию, толерантности.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

- Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.

- Формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные результаты

- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

- обобщать полученную информацию,

- прогнозировать учебную ситуацию,

- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты

- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты

- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,

- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Предметные результаты

Умения определять и исправлять ошибки

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая

3.Проверка домашнего задания

4. Актуализация опорных знаний.

5. Постановка цели и задач урока.

6. Усвоение новых знаний.

7. Первичное закрепление.

8. Самостоятельная работа.

10. Домашнее задание.

11. Рефлексия. Итоги.

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

2. Мотивационный этап. На доске эпиграф:

Заговори, чтоб я тебя узнал

- Слово учителя. Беседа:

И действительно, как много можно узнать о человеке по тому, как он говорит.

Речь человека- это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. Ребята, вы согласны со мной? Аргументируйте (ответы учащихся).

- А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь? (нет)

- Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры

Да, ребята, к сожалению, чаще приходится говорить не о нормах, а об их нарушении. Например, что мы подумаем о человеке, который говорит так:

Говорил он, между прочим,

- Скажите, какие нормы нарушил герой?

3. Проверка домашнего задания

Кроме прочего, всегда ли нужно осознавать, в какой речевой ситуации ты находишься?

(реализация домашнего задания проблемно-поискового характера)

4. Актуализация опорных знаний

- Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?

- Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

(предполагаемый ответ-правильная речь; культура речи).

(Возможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

5. Постановка целей и задач урока.

А какие языковые нормы существуют? (ОТВЕТ УЧЕНИКОВ)

А какие из названных вами мы уже изучили?

Значит, сегодня мы будем изучать…(грамматические нормы).

(Оформление тетрадей: запись темы занятия; постановка цели и задачи)

(ответы учеников).

(Сегодня на уроке мы вспомним, какая речь называется правильной, что такое нормы русского литературного языка, их виды).

6. Усвоение новых знаний.

Итак, грамматические нормы

Грамматические нормы русского языка (общая характеристика; анализ таблицы)

Итак, о каких именно грамматических нормах вы узнали? (морфологических, синтаксических, словообразовательных).

Недавно прочитала стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас.

У рыбов нет зубов,

У рыбей нет зубей,

- Смешно? Почему? А что неправильно? А как правильно?

А какие нормы нарушены? (грамматические)..А какие именно?

В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р. п., то есть-морфологические.

А)Соблюдение грамматических норм мы должны учитывать, чтобы раскрыть скобки в данных словосочетаниях . ( на доске)

Пойти (лес), спросить (сестра), дать (отец), предложить (книга), сообщить ( радостная новость), петь (хор).

Учитель читает. Устная работа.

Что мы учитывали при выполнении этого задания? Какую грамматическую категорию? Правильно-падеж!

-Сколько же падежей в русском языке?

-Правильно, всего 6, а вот школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии – 15, в грамматике Венгрии – целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут получить некоторые языки народов Дагестана. У них – свыше 50 падежей. А вот у китайцев существительные совсем не склоняются (отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов)

7. Первичное закрепление

А) Послушайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?

Конечно, это глагол.

Б) Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам (слова-на доске).

Расставьте ударение:

звонить, включить, вручить.

Задание выполняем по рядам.

1 л звонЮ включУ вручУ

2 л. звонИшь включИшь вручИшь

3 л. звонИм включИт вручИт

1 л звонИм включИм вручИм

2 л. звонИте включИте вручИте

3 л. звонЯт включАт вручАт

В) Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов: (на доске)

Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить, преодолеть, висеть, жалеть, очутиться, выкопать, ощутить.

От каких глаголов вы не образовали нужную форму?

Недостаточные глаголы ( победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить).

Г) -Ребята, скоро будут каникулы, планирую пойти в театр, а не знаю, какой наряд ОДЕТЬ или НАДЕТЬ.

Как правильно сказать ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?

Какие нормы нужно знать, чтобы правильно употребить глагол?

Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе предлог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо.

Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным.

Одеть КОГО-ТО

Надеть ЧТО-ТО

Физкультминутка

Давайте встанем, потянемся хорошенько. Молодцы! А теперь давайте выполним такое задание- если я правильно говорю-хлопните, если неправильно-топните!

1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)

3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

4) - Я надела платье

Хорошо! Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ. И сможете правильно составить предложение.

8. Самостоятельная работа

А) ЗАДАНИЯ (устно)

1. Почему учитель из кинофильма "Доживем до понедельника" возмутился, услышав фразу: "Я им говорю: "Не ложьте в парту", а они все ложат и ложат"?

2.Кто сказал правильно?

3. Из кинофильма Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию":
Милославский:
- Положь трубку!
Бунша:
- Не положу!
Милославский:
- Ложи трубку, сказал!: Попрошу очистить царский кабинет.

Ребята, как правильно нужно было сказать?

Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни.

Урок-путешествие проводится в 6 классе с целью расширения и углубления знаний учащихся о нормах литературного языка.

ВложениеРазмер
normy_literaturnogo_yazyka.docx 20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока – путешествия

Угловой Елены Владимировны, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №14

г. Александров Владимирской области

Тип . Урок – путешествие.

  • воспитание чувства ответственности за свой язык;
  • формирование стремления овладеть правильной речью;
  • расширение и углубление знаний школьников о нормах литературного языка.
  • ведущий;
  • техническая группа для музыкального сопровождения мероприятия;
  • 4 команды по 5 человек в каждой.

Подготовительный этап. Учащиеся подбирают мелодии для музыкального сопровождения мероприятия, разрабатывают стенды, оформляют плакаты.

Проводится анкетирование с целью выявления отношения ребят к негативным явлениям, происходящим в современном языке.

Материалы к занятию

Прочитайте данные слова, соблюдая нормы современной русской акцентологии.

Алфавит, арест, аристократия, диспансер, документ, квартал, ломоть, мизерный, мастерски, надолго, облегчить, осведомить, отчасти, свекла, силос, сироты, столяр, ходатайство, центнер, черпать, щавель, эксперт, туфля, маркировать, сосредоточение, скатертей.

(АлфавИт, арЕст, аристокрАтия, диспансЕр, докумЕнт, квартАл, ломОть, мизЕрный и доп. мИзерный, мастерскИ, надОлго, облегчИть, освЕдомить, отчАсти, свёкла, сИлос, сирОты, столЯр, ходАтайство, цЕнтнер, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тУфля, маркировАть, сосредотОчение, скатертЕй)

Составьте словосочетания со следующими словами:

атлАс – Атлас, запаснОй – запАсный, рАзвитый – развИтой, языковОй – языкОвый, харАктерный – харАктерный.

Объясните значение слов, учитывая ударение:

брОня – бронЯ, видЕние – видЕние, харАктерный – характЕрный.

Я сборник карт; от ударенья

Завися два моих значенья:

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

  1. Укажите лексическое значение первого слова.
  2. Сравните толкование слов в словаре и стихотворении.

Составьте и запишите словосочетания, согласуя с именами существительными прилагательные в нужном роде, числе и падеже:

авеню (ср.р), туфля (ж.р.), шампунь (м.р.), фасоль (ж.р.), щебень (м.р.), вуаль (ж.р.).

Какого рода слово тюль?

Можно ли определить его род из словосочетаний: красивый тюль, вышивать по тюлю?

Докажите, что в объявлении допущена грамматическая ошибка.

Прочитайте, вставив слова толь, тюль.

1. Крышу сарая покрыли чёрным …. 2. На окне висит красивый …. 3. В сарае лежит рулон …. 4. Мы купили пять метров белого….

Найдите и исправьте ошибки в определении рода имён существительных:

Центральное авеню, кружевной манжет, настенная бра, дальневосточная лосось, женский туфель.

Авеню (ж.р.), манжета (ж.р.), бра (ср.р), лосось (м.р.), туфля (ж.р.).

Придумайте предложения со словами беспокоюсь, тревожусь, беспокоится, тревожится.

Не смешивайте сочетания: беспокоиться о ком –нибудь и тревожиться за кого–нибудь.

Найдите лексические ошибки, исправьте их:

1. Я проблудил два часа.

3. Книга – источник познания.

4 .В магазин привезли красивую и практическую обувь.

Вместо точек вставьте нужное слово.

Паровоз, натружено дыша, протащился по платформе, состав…(встать – стать).

Испытание новой машины…(проводиться – производиться) уже третью неделю.

На мебель были…(одеты – надеты) чехлы.

Зима …(одела – надела) землю снегом.

Люди простодушные принимают…(желаемое – желательное) за действительное.

Автор брошюры не приводит никаких… (обоснованней – оснований) для своих выводов.

Придумайте и запишите предложения со словами класть, кладите, положить, клади.

Бригадир Сергей Кузьмич

Лучше всех кладёт кирпич.

Где пробоина? У носа.

Лейтенант зовёт матроса:

«Надо, брат, заплату класть,

Говорит матрос: «Поможем!

Почему телеграфистка попросила изменить текст телеграммы?

1. Виктор Степанович только что вернулся с Лиссабона.

2. Люди становятся из врагов в оппонентов.

3. Амулеты из бивня мамонта защищают человека от тёмных сил зла.

4. Нужен новый председатель – энергичный, мужественный, полный сил и энергии.

  1. Виктор Степанович только что вернулся из Лиссабона.
  2. Люди превращаются из врагов в оппонентов.
  3. Амулеты из бивня мамонта защищают человека от тёмных сил.
  4. Нужен новый председатель – энергичный, мужественный, полный сил.

Проанализируйте сочинение ученика с точки зрения норм литературного языка, точности, богатства и выразительности речи.

После зимы пришла долгожданная весна. Она дохнула тёплым дыханием на поля, луга, леса.

Лес стоит тёмный, угрюмый. Ещё не распустились листочки на деревьях, деревья только начинают просыпаться от долгого зимнего сна. Небо голубое, с розоватыми облачками. Умытое водой ручейков солнце радостно глядит на землю. А земля ещё покрыта снегом. Правда, уже не белым, а тёмным, серым.

Кое-где проглядывают проталины. На них первая весенняя травка, первые цветочки. Вот уже и начинает свою песню первый ручей. Он поёт о раннем весеннем солнышке, о том, что наступила тёплая весна, о птицах, которые скоро прилетят из тёплых краёв, о том, что скоро распустятся первые зелёные листочки.

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1968.

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. – М., 1966.

Введенская Л.А., Саакьян Р.Я. Наш родной язык. – М., 1971.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.,1988.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения. – Спб., 2000.

Граудина Л.К., Ицкевич В.А. Грамматическая правильность русской речи. – М., 1976.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Русский язык

Русский язык — один из развитых языков мира. Литературный язык и его нормы

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Представление о русском языке как одном из развитых языков мира;

2. Представление о литературном языке как образце национального языка.

3. Представление о языковой норме.

4. Виды лингвистических словарей и отражение в них норм современного русского языка.

Литературный язык — основная форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую; исторически сложившаяся система общеупотребительных языковых средств, прошедших длительную культурную обработку в произведениях мастеров слова, в устном общении образованных носителей национального языка.

Основные виды норм русского литературного языка — орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы.

Орфоэпические нормы – это нормы произношения звуков, а также нормы словесного ударения.

Лексические нормы – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) – это правила изменения слов в потоке речи, знание норм сочетаемости, законов объединения слов в предложение.

Орфографические нормы – это правила написания слов.

Пунктуационные нормы – это правила выбора и употребления знаков препинания в предложении.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 4-11, 170, 178; 191.

Дополнительная литература:

1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 4 – 11; 159.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Русский язык – один из самых развитых языков мира. В русском языке богатейший лексический запас, много синонимов, образных выражений, позволяющих выразить точно мысли и чувства. Например, о добром человеке можно сказать, что он добродушный, благодушный, добросердечный, человечный, душевный, сердечный, отзывчивый, добряк (добрячок), душа-человек, человек редкой души.

В русском языке много способов словообразования, он постоянно развивается, пополняется новыми словами, а старые слова выходят из активного употребления.

Литературный язык – это язык повседневного общения, официально-деловых документов, науки, культуры, художественной литературы. Его отличительная черта – наличие правил, соблюдение которых обязательно для всех членов общества. Правила закреплены (кодифицированы) в справочниках, школьных учебниках, словарях современного русского языка.

При любом общении важно знать орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические нормы литературного языка, который является образцом.

Орфоэпические нормы – это нормы произношения звуков, а также нормы словесного ударения. В русском языке, например, в безударной позиции гласные ослаблены: гласная о в начале слова без ударения или в предударных слогах может произноситься, как а: с[а]бака. Чётко произносятся только те гласные, которые находятся в сильной позиции (под ударением): дом, сок, стол.

Ударение в русском языке разноместное, поэтому возникают трудности с его постановкой. Например, где поставить ударение в слове кухонный? Обратимся к орфоэпическому словарю. В нём можно узнать, на какой слог падает ударение. Ку́хонный – ударение на первый слог.

Лексические нормы – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Нарушение лексических норм приводит к появлению речевых ошибок. Например, словосочетание пернатые птицы содержит лексическую ошибку, так как прилагательное пернатые уже употребляется в значении птицы. Значение слова можно узнать в Толковом словаре.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) – это правила изменения слов в потоке речи, знание норм сочетаемости, законов объединения слов в предложение. Например, правильно говорить две ученицы (не двое учениц), оплатить (что?) проезд (не оплатить за проезд). При затруднении необходимо обращаться к грамматическим словарям.

Орфографические нормы – это правила написания слов. Какую букву выбрать в слабой позиции в слове ска(з/с)ка? На помощь приходит орфографическое правило: чтобы не ошибиться в правописании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое проверочное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р. Проверяем: сказать – сказка, в корне пишем букву з. Как пишется (при)мне: слитно, раздельно или через дефис? Правило гласит: предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят. Значит, при мне. При затруднении необходимо обращаться к орфографическому словарю.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите слово, в котором ударение поставлено верно.

Правильный ответ: премирова́ть.

2. Подстановка элементов в пропуски в тексте

Вставьте пропущенные слова в текст.

Русский язык – один из развитых языков мира.

В русском языке много способов ______, поэтому язык постоянно пополняется. Русский язык всё время меняется: появляются __________ слова, выходят из активного употребления ________.

Пропущенные слова: новые, словообразования, старые.

Правильный ответ. В русском языке много способов словообразования, поэтому язык постоянно пополняется. Русский язык всё время меняется: появляются новые слова, выходят из активного употребления старые.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме; познакомить с отдельными правилами орфоэпии.

Задачи:

предметные:

дать представление о предмете изучения орфоэпии; познакомить с особенностями русского ударения; ввести понятие орфоэпической нормы; обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний; систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях;

метапредметные:

развивать познавательные способности; развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное); развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли;

развивать внимание, память, эмоциональную сферу; развивать коммуникативные качества речи;

личностные:

формировать уважительное, бережное отношение к родному языку;

формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;

воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся;

формировать умение рационального использования времени.

10А от 10.02.

10Б от 10.02.

10В от 10.02.

Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы

формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме; познакомить с отдельными правилами орфоэпии.

предметные:

дать представление о предмете изучения орфоэпии; познакомить с особенностями русского ударения; ввести понятие орфоэпической нормы; обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний; систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях;

метапредметные:

развивать познавательные способности; развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное); развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли;

развивать внимание, память, эмоциональную сферу; развивать коммуникативные качества речи;

личностные:

формировать уважительное, бережное отношение к родному языку;

формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;

воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся;

формировать умение рационального использования времени.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы урока: аналитический, показательный.

Технология: ИКТ.

Оборудование: учебник, презентация, тренажер.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка домашнего задания

Назовите виды ошибок: (речевые, логические, фактические, логические, пунктуационные, орфографические, грамматические, этические)

Показать кластер по материалу прошлого урока (стр.73-87).

Проверить наличие упражнения 120.

Демонстрация кластеров по предыдущей теме.

Называют виды ошибок, показывают упражнение.

Мотивация УУД. Целеполагание

Фронтальная беседа с классом.

- В "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина есть эпизод, который рассказывает о первой встрече богатырей с царевной, помните:

"Старший молвил:

"Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися"".

Обратили внимание, что царевна в лесном тереме богатырей вела себя не как дочь царя, а скорее как крестьянская девушка?

"И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была".

А как же богатыри догадались, что перед ними царская дочь?

"Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали:"

Вывод: Оказывается, иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он. Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие. А изучает этот раздел лингвистики орфоэпия. Вот мы и рассмотрим объект изучения орфоэпии, познакомимся с особенностями русского ударения, с таким понятием, как орфоэпическая норма; обобщим сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний; систематизируем и обобщим знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях. В ходе лекции делайте краткие записи, чтобы создать для себя опорные материалы, которыми можно будет пользоваться на следующих занятиях при выполнении тестовых заданий.

Определение умений к началу урока

Каталог, звонит, свекла, творог, главенство, одновременно, кухонный, оптовый, петля, джинсовый, ракушка, обеспечение, сироты, включит, колледж, квартал, августовский, взяла, облегчить, повторит, шасси, принудить, эксперт, столяр, банты, торты, завидно, красивее, щавель, средства, жалюзи.

Проверка по слайду:

КаталОг, звонИт, свЕкла, творОг, главЕнство, одноврЕменно, кУхонный, оптОвый, пЕтелька, джинсОвый, ракУшка, обеспЕчение, сирОты, включИт, кОлледж, квартАл, августОвский, взялА, облегчИть, повторИт, шассИ, принУдить, экспЕрт, столЯр, бАнты, тОрты, завИдно, красИвее, щавЕль, срЕдства, жалюзИ.

Выполня-ют на листочках.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Актуализация опорных знаний

Дайте определение: орфоэпия и акцентология, в чем разница?

Назовите особенности русского ударения?

Особенности русского ударения:

ударение в русском языке свободное, разноместное;

оно бывает подвижным и неподвижным;

ударение выполняет различные функции в языке
(может различать значение слов и их формы);

существуют варианты ударения в языке
(профессиональные, устаревшие).

Дают определения понятиям.

7. Работа над темой урока

Давайте вспомним основные особенности вместе:

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ

Особенность

Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)

Резать

Вырезать

Вырезать

Вырезной

Может перемещаться при изменении слова

Вода – воды

воды

Наличие слов с разными вариантами ударения

Творог, одновременно, петля, камбала

4. Стилистическая функция

Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению

Феномен (лит.) – феномен (разг.);

прикус (общ.) – прикус (медиц.); шёлковый (общ.) – шелковый (народно-поэтич.)

5. Семантическая (смыслоразличительная)

функция. Явление омографии.

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

Замок – замок, орган – орган, мука – мука, парить – парить, проклятый – проклятый

Теоретические основы акцентологии:

Орфоэпические нормы русского языка

Подготовка к ЕГЭ (задание №4)

Средний процент овладения орфоэпическими нормами – 66% (по материалам исследований И.П.Цыбулько)

Система упражнений по орфоэпии

Обращаем внимание на отличительные особенности русского ударения – его разноместность и подвижность

Отсюда – сложность в усвоении орфоэпических норм

Изучаем некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки

Орфоэпические правила

Ударение в именах прилагательных

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. (малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании)

Ударение в именах прилагательных

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

Ударение в именах прилагательных

Выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных.

1) ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы; немЫслимый — немЫслим —немЫслима — немЫслимо — немЫслимы и т. п. (постоянное, фиксированное ударение)

Ударение в именах прилагательных

В кратких формах

Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый — прав — прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОйный — стрОен — стрОйно — стрОйны — стройнА.

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо

Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Ударение в именах прилагательных

В сравнительной степени

Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание,

то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе;

если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее.

То же касается и формы превосходной степени: красИвейшая

Ударение в глаголах

Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в

инфинитиве: сидЕть — сидЕла, прЯтать — прЯтала, начинАть —начинАла.

Ударение в глаголах

Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить — жил — жИло — жИли — жилА

Ударение в глаголах

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя:

вЫжить — вЫжила, вЫлить — вЫлила, вЫзвать — вЫзвала.

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: слАла, послАла, клАла, крАла

Ударение в глаголах

Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться —началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь

Ударение в причастиях

Если в кратких страдательных причастиях ударение в полной форме находится на суффиксе -ЁНН-, то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание:

проведЁнный - проведЁн, проведенА, проведенЫ, проведенО

Ударение в деепричастиях

Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, занЯв, исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

Ударения в наречиях

Ударение в наречиях в основном следует изучать путём запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.

добелА дОверху донЕльзя завИдно зАгодя

Орфоэпические запоминалки

Например, необходимо запомнить следующие слова:

временщИк диспансЕр духовнИк еретИк каталОг некролОг приговОр

Составляем с ними предложение:

ВременщИк, духовнИк и еретИк поехали в диспансЕр за каталОгом, но вместо каталОга получили некролОг с приговОром.

Орфоэпические запоминалки

Выучите эти несложные стихотворения с зарифмованными словами с трудным ударением. На экзамене они вам очень помогут!

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,

Чтоб ты запомнить

Фёкла красная, как свЁкла!

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

Орфоэпические запоминалки

Попробуйте сами придумать подобные рифмовки с нужными вам словами.

Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими:

кремЕнь - ремЕнь кОнусы - бОнусы, кОнусов - бОнусов

Орфоэпические запоминалки

Совет. Происхождение слова

Размышления о том, как образовалось данное слово, тоже могут помочь сориентироваться в ударении.

вероисповЕдание - от "веру исповЕдать"

Отрочество - от "Отрок" (подросток)

слИвовый - образовано от "слИва"

опОшлить, опОшлят - от слова "пОшлый"

Орфоэпические запоминалки

Есть в русском языке слова, вошедшие в наш язык из французского языка, в котором ударение ставится всегда на последний слог, и эти слова не утратили свою "родную" традицию: жалюзИ партЕр экспЕрт

Орфоэпические запоминалки

Совет Ряды слов
Можно также составить целые ряды слов с одинаковым ударением. Например:

каталОг диалОг монолОг некролОг

договор – дороже денег; каталог – диалог, монолог; облегчить как и лечить; включит – трещит; средства – для детства; сироты – высоты; закупорить – скупость; цепочка – бочка; мозаичный – апатичный; арбузы – карапузы, документы – алименты, досуг – подруг, послала – взволновала, оптовый – багровый и т.д.

Вторая часть урока – практическая. Потренируемся. Расставьте ударение. Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин. Самопроверка: Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин.

Решаем задание ЕГЭ:

1) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

позвонИм рвалА грАжданство давнИшний отобралА

2) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

бухгАлтеров ждалА шАрфы дозвОнятся экспЕрт

3) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

ворвалАсь зАпертый знАчимость прИбыв повторИт

4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

тортЫ положИл докумЕнт приручЕнный освЕдомишься

5) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

понЯв цепОчка брАлась звалА намЕрение

6) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

отбылА сливОвый укрепИт бОроду нОгтя

7) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

добралАсь зАгнутый звОнишь снятА клАла

8) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

занЯли мозаИчный полилА созЫв окружИт

9)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

углУбить отозвалА обнялАсь заселенА щемИт

10) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

дождалАсь вероисповедАние ловкА прожИвший оптОвый

Ключ: 1. граждАнство 2. дозвонЯтся 3. прибЫв 4. тОрты 5. бралАсь

слИвовый 7.звонИшь 8. зАняли 9. углубИть 10. вероисповЕдание

Оставшееся время использовать тренажер по цепочке.

Разминка для спины и рук.

О чем заставил задуматься урок?

Анализируют, делают выводы.

Д/з., оценивание

Изучить §25, выполнить 122. Выучить слова.

Запись в дневник.

баловАть, баловАться, балОванный

водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, но: электропрОвод

Читайте также: