Иуда искариот конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Форма проведения урока: урок-исследование

На доске оформлен эпиграф

И как нет конца у времени,

так не будет конца рассказам о предательстве

Иуды и страшной смерти его.

Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности

Работа с эпиграфом.

апостолы сидят группами по три человека;

позади Иисуса — три окна;

контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

3. Вопросно-ответная беседа:

- Что общего в картинах великих мастеров? (В основе – евангельские сюжеты, в центре – Иисус Христос.)

- Можно ли утверждать, что обе картины имеют общую тему? (Да, это тема предательства Иисуса Христа Иудой.)

- Выделите ключевое слово в теме (Предательство)

В ходе обсуждения одиннадцатиклассники создают на доске ассоциативный куст, который выглядит приблизительно так:

Анализ интерпритации Л. Андреева вечной темы в литературе и искусстве.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_povesti_l.andreeva_iuda_iskariot.doc 112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по повести Л.Андреева

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумление
И равнодушие толпы.

А. Ахматова. 1915 г.

  1. Объявление темы урока.
  2. Вступительное слово учителя

В жизни каждого человека наступает такое время, когда ему хочется разобраться в том, что происходит в мире и с людьми… Сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и возвращаются забытые имена, когда разрушаются догмы и возвращаются в сознание людей понятия Добра, Милосердия, Человечности и Покаяния. Мы все чаще говорим о духовности, о духовном обновлении человека. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об очень важном: о Добре и Зле, о Совести и Вере, - и мне очень хочется, чтобы чудо постучалось в каждое ваше сердечко и сделало Вас еще добрее и чище…

Тема евангельских мотивов в русской литературе появляется время от времени как своеобразное знамение времени. И мы сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах его произведения. Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, – это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина и Лермонтова, Л.Толстого и Ф.М.Достоевского, М.Булгакова и Л.Андреева.

  1. Обмен впечатлениями среди учащихся по поводу сравнения евангельского текста с повестью Л. Андреева.

Ученики отмечают отличия в содержании:

  • Иуда в повести выглядит чудовищней, чем в Библии, само же произведение потрясает и возмущает;
  • у Л. Андреева Иуда предает Христа по собственной воле, в Библии - “но диавол соблазнил его, и он стал ненавидеть спасителя”;
  • в Библии ученики заступаются за Христа: “ Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: “Господи! Не ударить ли нам мечом?” И один из них ударил раба первосвященника, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха, исцелил его” … Петр 3 раза отрекается от Иисуса … Ученики убегают, но этот поступок является минутной слабостью, так как потом они проповедовали учение Христа, за многие из них поплатились жизнью. Так в Библии. У Андреева же ученики – предатели;
  • и в Библии, и в повести Иуда в общине Христа выполнял обязанности казначея, но “он не столько заботился о нищих, но … был вор”;
  • у Л. Андреева Иисус Христос в основном молчит и всегда на заднем плане, главный герой Иуда;

общее в языке произведений:

  • притчи, христианские наставления;
  • цитаты из Библии в повести: “И к злодеям причтен” (7 гл.), “Осанна! Осанна! Грядый во имя господне” (6 гл.);
  • часто предложения и в Библии , и в повести начинаются с союзов и, а, что придает текстам разговорный характер: “И Иуда поверил ему – а он вдруг украл и обманул Иуду… И все обманывают его”; “А они посмеялись надо мною… и дали мне поесть его, и я попросил еще…”;
  • в Библии и в повести встречается стилистический прием – инверсия: “разостлали на земле плащи свои”, “приветствовал его народ”. Но в отличие от Библии, у Андреева много необычных образных сравнений;
  • Л. Андреев употребляет в повести устаревшие формы слова: “И тихо бия себя в грудь”, “И, внезапно сменив быстроту движений медленностью… ”

Вывод: автор максимально сближает язык произведения с библейским, чтоб расположить к себе читателя, но нарушает сюжет: ученики Христа – трусы, предатели, а Иуда двуличный, непонятный, но умный.

Постановка проблемного вопроса:

Зачем писатель это делает? Какова идея произведения? На эти вопросы мы и постараемся ответить на нашем уроке.

V. Анализ повести “Иуда Искариот”.

Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Так, например, есть Иуда герой и великомученик у М. Волошина:

Боже, верю глубоко,

Что Иуда - Твой самый старший и верный

Ученик, что он на себя принял

Бремя всех грехов и позора мира,

Что, когда Ты вернешься судить землю,

И померкнет солнце от Твоего гнева,

И сорвутся с неба в ужасе звезды,

Встанет он, как дымный уголь, из бездны,

Опаленный всею проказой мира,

И сядет рядом с Тобою.

Какой же Иуда у Л. Андреева? Обратимся к повести .

Знакомство с Иудой начинается еще до его появления на страницах произведения.

Мы узнаем об Иуде из рассказов о нем в народе: это “человек очень дурной славы”, “корыстолюбив”, “крадет искусно”, потому “его нужно остерегаться”. То есть мирная жизнь города и христианской общины оказалась нарушена слухами, которые пугали. Так с первых строк в произведении начинает звучать мотив тревоги.

  • Как реагирует природа на появление Иуды? (Зачитать)
  • Какие чувства вызывает описание природы? (Опять тревогу.)
  • Как автор передает это ощущение? (Лексические повторы – “тяжелый”, “тяжело”; антитеза: белый – красный; аллитерация: шипящие, твердость [т]).

В это время и появляется Иуда: конец дня – ночь, как будто бы прячется от людей. Настораживает и время появления героя.

Противоречива внешность – противоречиво и поведение, двуличен. Противоречия героя даны через стихотворный прием – противопоставление, антитезу.

Тревогу. Об этом говорит автор (звучат цитаты) и нагнетает это ощущение описанием головы Иуды.

  • Как называется этот художественный прием у Л. Андреева? (Экспрессивная образность.)

Иуда пока ничего не совершил, но атмосфера повествования все более накаляется.

Ученики чаще называют Иудой, а “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель” - так называет автор. Для Л. Андреева характерно, что часто он называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение.

  • Скажите, почему? ( В духе экспрессионизма. Так он выражает свои чувства.
  • Каково же отношение автора к Иуде? (Негативное.)

Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии? Давайте постараемся разобраться в некоторых библейских понятиях:

Ученица: в религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, детей, т.к. “Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени.

  • Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?

“Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”. Т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям. (На доске составляется таблица).

  • А Иуда как относится к Иисусу? (Любит.)
  • Почему же меняется отношение Иисуса к нему? (Зачитать).
  • Какое событие тому предшествовало? (Иуда оказался прав, когда говорил о людях плохое. Это подтвердилось: женщина обвинила Иисуса в краже козленка, которого потом нашла запутавшимся в кустах.)
  • Значит ли этот факт, что Иуда разбирается в людях? Что же он говорит о людях? (Зачитать).

Записываем в таблицу: не любит людей, т.к. в них – видит источник зла.

  • Какое следующее событие усилило размолвку между Иудой и Иисусом? Спасает жизнь Иисусу.
  • Чего ожидает Иуда за свой поступок? Похвалы, благодарности.
  • А что получил? Еще больший гнев Иисуса.
  • Почему? Лгал.
  • А какова позиция Христа? Говорить правду. (Заполняем таблицу № 1 и делаем вывод: сталкиваются два мировоззрения, в этом конфликт произведения, и он носит богоборческий характер.)

Учитель. На этих картах представлены события последних дней земной жизни Иисуса. Путь, начавшийся торжественным входом в Иерусалим, – скорбный путь. Завершился он Голгофой.

(Слайд 5. Тайная вечеря)

  • Что вы, ребята, знаете об этой картине? Как она связана с повестью? (Выборочный пересказ, основанный на передаче содержания фрагмента)
  • Рассмотрим, как относятся к Иисусу и Иуде ученики. Сравним их слова и поступки и заполним таблицу № 2

Борьба за первенство

Вывод: автор развенчивает образы апостолов, показывает несостоятельность христианских воззрений. Взгляды автора и Иуды совпадают.

  • Расскажите притчу о смоковнице. Зачем ее рассказывает Иисус Иуде?

Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”.

  • Как он себя ведет, посетив Анну ?( Двусмысленно: не отговаривает от путешествия в Иерусалим Иисуса и предает).
  • Как предает? ( Целуя). Слайд 6
  • Почему целует? ( Любит).
  • Докажем, что его поступками движет любовь к Иисусу. ( Окружил учителя нежностью и вниманием, предупреждал об опасности, принес 2 меча, призывал беречь Иисуса.)
  • На пути к Голгофе Иисус является перед синедрионом.
  • Отсюда огромной и крикливой толпой все двигались к Понтию Пилату на последний допрос и суд. (Слайд 7. У Понтия Пилата)
  • Что испытывает Иуда во время допроса Иисуса? Началась позорная слава Иуды. Его ненавидели и боялись. Но он был равнодушен.

VI. Художественный пересказ эпизода. ( Индивидуальное домашнее задание).

– Ребята, одна из страшнейших картин повести – это, на мой взгляд, избиение Иисуса Христа.

VII. Выразительное чтение эпизода “Иисус идет на казнь”.

  • Почему же Иуда предает? Хочет смерти Иисуса? ( Нет).
  • А чего он хочет? ( Иуда создал, подобно Раскольникову, свою теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа. ( Зачитайте фрагменты, подтверждающие это. )
  • Как в этом эпизоде автор раскрывает психологию героя? ( Повторы событий и лексические повторы усиливают напряжение. Антитеза ожиданий Иуды тому, что делает народ, вызывает тревогу. Тягостное чувство ожидания передают многоточия. Опять двойственность Иуды: ждет, что народ спасет Христа, и в нем все поет: “Осанна!” - и радуется, когда его теория подтвердилась: “Осанна!” Возгласы радости в восклицательных знаках, в оксюмороне “радостно одинокий”)
  • Иуда доказал теорию. Почему же он повесился? ( Любил Христа, хотел быть с ним).
  • Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда? ( Обрекает себя на вечный позор).
  • Еще почему повесился? 9 Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство. (Обращение к эпиграфу урока.)
  • Психологизм последних страниц повести достигает наивысшего накала. Как передает это автор? В словах автора: “Иуда хрипло спросил…”, “И Искариот громко заплакал”, “страшные слова, раздирающие горло”. Волнение Иуды передается в знаках препинания (многоточия, восклицательные знаки, риторические вопросы); через поступки – бросает серебреники в лица первосвященника и судей; в антитезе: волнению Иуды противопоставлено равнодушие Анны, спокойствие учеников. Лексические повторы заставляют возмущаться.
  • Как внешне преображается Иуда? “…был взор его прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости”. Двуличие исчезает – скрывать нечего. Его прямоту и правду автор подчеркивает аллитерацией: [пр], [р].
  • Кто же Иуда: победитель или побежденный? Он и победитель, т.к. его теория подтвердилась. Он и побежденный, т.к. его победа далась ценой смерти.
  • В этом противоречие Л. Андреева: зло безобразно, поэтому его Иуда страшен, и автор неприязненно относится к нему, но соглашается с его суждениями. Имя Иуды стало нарицательным. Означает “предатель”. Заканчивается повесть словом “предатель”, символизирующим распад человеческих отношений.
  • Каково ваше отношение к Иуде? Есть за что уважать: умен, разбирается в людях, искренне любит, способен отдать свою жизнь. Жалко его, но одновременно и презираешь. Двуличен он был, и чувства к нему двойственные.

В 2006 году впервые было опубликовано частично реконструированное Евангелие от Иуды — евангелие на коптском языке , входящее в найденный в 1978 году в Египте кодекс Чакос . Найденный текст, возможно, является переводом утраченного греческого оригинала. Книга с таким же названием упоминается в антиеретических сочинениях Иринея Лионского и Епифания Кипрского . В отличие от канонических Евангелий , в этом евангелии Иуда Искариот показан как единственный подлинный ученик , совершивший предательство по воле Самого Иисуса Христа . (Слайд 10)

Главным сюжетным отличием данного евангелия от канонических является утверждение, что Иуда не был предателем, и выдал Христа римлянам по Его же просьбе. Иуда был, наоборот, самым успешным учеником и единственным, кто целиком и полностью понял замысел Христа, и именно потому он согласился сыграть в нём эту важную роль, отказавшись от всего — славы в веках, признанности своего евангелия и даже самой жизни. Хочется так же отметить для того чтобы оставить о себе правильный след в истории, Иуда задумал поцеловать Христа, в момент, когда привел к нему воинов, но мы знаем, что именно этот поцелуй, сыграл отрицательную роль в отношении к Иуде.

Теперь давайте попытаемся ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем автор представляет нам образ Иуды, который традиционно трактуется как отрицательный, в ином ключе? Какую мысль до нас хочет донести?

Образ Иуды, созданный Л. Андреевым, единственный в мировом искусстве со столь же единственной экстравагантной трактовкой сюжета. И очень убедительной. При жизни Л. Андреев называл Царствие Небесное “чепухой”. Автор смело перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы заставить читателя возмутиться открывшейся бессмыслицей. В повести отразились противоречия эпохи, в которой жил Л. Андреев. Его волнуют вечные вопросы: что правит миром: добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире. А вы как думаете?

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать речь учащихся, вырабатывать навыки анализа произведения;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

2. Вступительное слово учителя.

3. Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Андреева.

Отец Леонида Андреева, Николай Иванович, землемер, рано умер, оставив жену с шестью детьми почти без средств к существованию. Мать, Анастасия Николаевна Пацковская, — она происходила из польских дворян - была сыну истинным вдумчивым другом: она воспитала в нем любовь к литературе и живописи. Великий русский живописец И.Е. Репин, увидев позднее рисунки писателя, предположил, что он мог бы стать незаурядным художником.

Оказавшийся после Октября 1917 года на своей роскошной громоздкой даче в Финляндии в вынужденной эмиграции, писатель крайне болезненно пережил потерю блистательного круга гостей, утрату своего театра, газетной трибуны, утрату России. К Белому движению он не успел примкнуть (да и едва ли бы был там принят), в красный Петроград ему дороги не было. Леонид Андреев умер в 1919 году в местечке Мустамяка на даче у одного из друзей.

Тема евангельских мотивов в русской литературе выглядит как своеобразное знамение времени. И мы сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах, которые он рассказывает в своем произведении.

Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, – это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина и Лермонтова, Л.Толстого и Ф.М.Достоевского, М.Булгакова и Л.Андреева.

5.1. Краткий пересказ содержания повести Л.Андреева.

5.2. История Иуды, изложенная в Евангелии (работа по распечаткам, сравнение изначальных текстов с краткими материалами по тексту повести – выписки в распечатанном виде предлагаются на каждую парту).

5.3. Вопросы и задания.

- Какое главное слово постоянно повторяется в повести для характеристики Иуды?

С самого начала и на протяжении ее рефреном звучат слова “Иуда предатель”.

- Андреев, используя тексты Евангелий, переосмысливая их сюжеты, представляет в повести лишь эпизодический фрагмент из Библии. Но с другой стороны Андреев расширяет рамки повествования. И мы убедимся в этом, заглянув в творческую лабораторию Л.Андреева.

- Итак, поветь состоит из 9 глав. Дайте полный связный ответ на блок вопросов.

– Что узнали об Иуде из повести?

– Как к нему относились люди?

– Почему у него не было детей?

– Как ученики объясняли желание Иуды приблизиться к Христу? Какую видели в этом цель?

– Почему Иисус принял Иуду? Как к этому отнеслись ученики?

Иуда – человек дурной славы, его нужно остерегаться. Никто не мог сказать о нем доброе слово. Добрые говорили, что он корыстолюбив, коварен, склонен к притворству и лжи; дурные – поносили его жестокими словами, сравнивали со скорпионом “Нет, он не наш!”. Один из порочных людей Иудеи. Бросил жену – несчастную и голодную. Детей не было, ведь он дурной человек и не “хочет Бог потомства от Иуды”.

В желании приблизиться было “какое-то тайное намерение, злой и коварный расчет”. Иисус принял Иуду с духом светлого противоречия. Ученики волновались, роптали…

5.4. Проникновение в подтекст произведения, трактовка отдельных сцен и повести в целом.

– Зачитайте описание портрета Иуды. Какое значение он имеет для понимания смысла повести?

Внушал недоверие, тревогу. Такой человек не может нести добро.

– Кому из учеников Христа в повести отводится значимое место? Почему?

5.5. Выборочный пересказ, построенный на передаче содержания фрагмента.

Между Иисусом и Иудой существует какая-то связь, они соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он безмерно любит его, безмерно благоговеет перед ним.

5.6. Задание на осмысление текста.

– На пути к Голгофе Иисус является перед синедрионом. Отсюда огромной и крикливой толпой все двигались к Понтию Пилату на последний допрос и суд. Что испытывает Иуда во время допроса Иисуса? Включите в рассказ выразительные средства из исходного текста, продумайте собственный комментарий эпизода.

– Началась позорная слава Иуды. Его ненавидели и боялись. Но он был равнодушен.

– Особое равнодушие проявляет он во время избиения Иисуса. Почему он столь равнодушен? Почему Иуда любит Иисуса, но все делает так, чтобы тот погиб? Или не о гибели он мечтал?

- Иуда любил Иисуса. И ревновал… Ревновал к тем, кто был, как ему казалось, более любим Иисусом. Именно ревность движет поступками Иуды. Как он пытается доказать свою любовь к Иисусу?

– Было ли предательство Иуды из ненависти к учителю? Или что-то другое двигало его сознание? Как об этом говорит Л.Андреев?

– Почему Иуда вернул деньги, данные ему Каифой в качестве оплаты за предательство?

– Почему Иуда покончил жизнь самоубийством? О чем он мечтал, уходя из жизни? Где он хотел оказаться самым первым из апостолов – учеников Христа?

III. Подведение итогов урока.

Л.Андреев, пропустив через призму своего сознания евангельские события, заставляет и нас задуматься над тем, что есть добро и зло, свет и тьма, он заставляет нас пережить трагедию предательства и возмутиться ею. Ведь она не только в небе, – но и в людях, легко предающих, кричащих “Распни” так же громко, как и “Осанна”.

Образ Иуды неоднозначен. Он до последней минуты надеялся, что Иисуса удастся спасти. Он был рядом, когда его били солдаты, он был ближе всех, когда его судили и вели на казнь, с болью следил, как его распинали на кресте.

Иуду ожидают за его грех страшные испытания и “жестокая участь”. Он идет к Иисусу и просит встретить его ласково, ведь он очень устал.

“Потом мы вместе с тобой, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?” Но ответа не последовало… Иуда уходит из жизни. (Чтение этого эпизода учителем в распечатке).

Итак, Иуда хотел встать на небесах рядом с Иисусом. Не Пётр, не Иоанн, не Фома, а именно он, Иуда, будет с учителем, первым среди равных. Победит всех, он, Иуда, всеми гонимый, встанет рядом. И ради этого он все и делал. Но нельзя злыми поступками добиться добра.

IV. Домашнее задание.

Подготовиться к письменной работе по творчеству А.И.Куприна и Л.Н.Андреева. Темы в учебнике на с.96, 108, ч.1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с особенностями трактовки евангельского сюжета в повести; совершенствовать умение сопоставлять различные источники информации; развивать навыки критического мышления; воспитывать любовь к слову.

Тип урока: комбинированный.

Урок литературы. 11 класс.

Цель: познакомить учащихся с особенностями трактовки евангельского сюжета в повести; совершенствовать умение сопоставлять различные источники информации; развивать навыки критического мышления; воспитывать любовь к слову.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Проверка домашнего задания.

1. Рассказ о Л.Андрееве творческих групп.

1 группа. Восхождение.

2 группа. На перепутьях реализма и модернизма.

4 группа. Художественное своеобразие.

IV. Актуализация опорных знаний.

1. Ответы на вопросы.

В чём особенность лица Иуды?

Как это было связано с характером, поведением Иуды?

Какое это имеет значение для понимания смысла произведения?

2. Выразительное чтение:

- описание портрета Иуды (глава 1).

3. Делают выводы:

- противоречивость его поведения: безобразный – называет себя красивым, сильный – притворяется слабым, больным; трусливый – бросается на защиту Христа, предаёт – и сам же хочет расстроить свои планы.

V. Работа по теме урока.

1. Евангельские темы в живописи.

- Как вы думаете, где Иуда? (версии учащихся).

Обращаем внимание учащихся на то, что изображение Иуды ничем не отличается от других: ни одеждой, ни безобразием лица, ни цветом волос, ни возрастом. Более того, его поза повторяет позу любимого ученика Христа – Иоанна.

- В более поздних произведениях узнать Иуду легко по отсутствию нимба над головой, но опять же ничто в его внешности не вызывает подозрения, удивления или отвращения… Он такой же, как и остальные ученики. Мы видим Иуду совсем не похожим на того, каким описал его Л.Андреев.

- Сделаем первые выводы. Что можно сказать о внешности Иуды в живописи и тексте повести? Зачем автор нарушает традицию?

2. Евангельские тексты.

Лука, Иоанн, Марк и Матфей поведали нам о жизни и смерти Иисуса Христа в Евангелии. Каждый из евангелистов по-своему рассказывает об этом. Обратимся к тексту Евангелия от Матфея, потому что в нём мы найдём наибольшее количество упоминаний об Иуде, а также к тексту Евангелия от Иоанна (чтение и комментарии).

3. Работа с текстом. Заполнение таблицы.

Указание на предателя

VI. Диагностика понимания.

1. Проблемный вопрос.

Так какой же он, Иуда, в повести Л.Андреева? Почему автор и здесь отходит от традиции? (ответы учащихся).

Писатель отказывается от традиционного однозначного толкования образа Иуды, преследуя определённую цель. Понять замысел автора нам поможет ответ на вопрос: почему Иуда предаёт Христа? Сначала давайте выясним, как отвечает на этот вопрос евангельское повествование (ответы учащихся).

2. Построение схемы:

VII. Закрепление материала.

1 пара. Может быть, потому что любит деньги?

2 пара. Может быть, потому что ревнует, хочет быть первым и любимым учеником?

3 пара. Может быть, потому что любит? А он действительно любит?

4 пара. Может быть, потому что хочет, чтобы все узнали о том, кто перед ними?

2. Аналитическая беседа.

Своим предательством Иуда провоцирует всех и подталкивает к правильному выбору: если толпа спасет Иисуса и поверит ему, предательство Иуды будет оправданным. А если нет, тогда для кого учение Христа? Цель оправдывает средства? (ответы учащихся).

VIII. Итог урока.

- В лице Христа и Иуды сталкиваются две философские позиции, оспаривающие право властвовать в мире. Все содержание призвано подтвердить уверенность Иуды в господстве зла, и сам Христос чувствует силу страшной правды своего противника.

Вместе с тем Иуду тянет к Христу, ему даже хочется, чтобы он оказался прав.

- Предательство Иуды – это зловещий эксперимент, философский и психологический. Предательство совершается им с целью проверить, с одной стороны, силу и правоту учения Христа, а с другой – преданность ему учеников и тех, кто так восторженно слушал его проповеди.

- Апофеозом Иуды становится смерть Иисуса, трусливое предательство учеников, чудовищная слепота массы, отвергнувшей великую идею. Иуда может торжествовать. Но все оборачивается трагедией. Эта трагедия состоит в том, что Иуда, понимая Иисуса, жизнь и человеческую природу, влюблен в идею, которую развенчивает. Он страстно хотел бы, чтобы оказалась опровергнутой его собственная философия.

IX. Рефлексия.

Что показалось вам сегодня трудным?

Что сегодня для вас самое главное?

Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими?

Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

Были ли моменты недовольства собой?

Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста?

X. Домашнее задание.

1. Написать сочинение – рассуждение на одну из тем:

Читайте также: