Конспект урока 5 класс биология многообразие и значение грибов

Обновлено: 06.07.2024

Загрузить презентацию (431 кБ)

Тип урока: Комбинированный урок с элементами следующих модулей: ИНМ. изучение нового материала; ЗТМ закрепление, тренинг – минимум, семинар-практикум.

Цель урока: сформировать знания о грибах, как об организмах самостоятельного царства живой природы.

Планируемый результат:

Задачи урока:

  • Обучающая - изучить общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные).
  • Развивающая - развивать произвольное внимание, память, умение сравнивать, анализировать, выделять главное, проявлять познавательную инициативу учащихся, находить необходимую информацию по изучаемой теме.
  • Воспитывающая - стимулировать стремления к интеллектуальному развитию; воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь и бережное отношение к природе, а также интерес к ее изучению.

Применяемые технологии и методы: Элементы модульно-блочной технологии. Частично-поисковый и проблемный методы обучения.

Формы обучения: Работа в группах.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, на урок я пришёл с вопросом, он касается живых организмов, которых мы будем с вами изучать. Эти живые существа не перестают удивлять научное сообщество, постоянно предлагая ответить на вопрос: Кто же они такие? К какому царству относятся? К растениям, животным, а может быть к грибам или микроорганизмам? Ответить на эти вопросы не просто, по целому ряду причин.

Во-первых эти организмы очень похожих друг на друга.

Во-вторых их сложно отличать по каким-либо признакам и поэтому трудно определить что ты на самом деле нашёл.

В-третьих, они первоначально были отнесены к растениям, а потом к животным и, только, в XIX веке специалисты предложили выделить их в особое царство.

И вот загадка для вас.

Найти меня бывает сложно,
Часть тела в почве видеть можно,
Другая, над землёй открыта,
И сверху шляпкою прикрыта.

Заслушать ответы учащихся (Слайд №3)

Учащиеся называют тему урока и записывают в тетрадях, а учитель - на доске.

Здесь срабатывают регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).

Органично вписываются в схему коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь учителя.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.

Какие задачи стоят перед нами, для успешного изучения сегодняшней темы? Определим основные вопросы урока. (Учитель совместно с учащимися определяет задачи урока)

Эти задачи, мы сформулировали для того чтобы раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные). В связи с этим, нам потребуется научиться находить необходимую информацию, воспитать культуру взаимопонимания и общения при работе в группах, развивать внимания и память, познавательные интересы и инициативу – это задачи нашего урока. (Слайд №4)

3. Построение алгоритма изучения нового материала (цель и тема, способ, план, средство)

Ребята, предложите свои варианты изучения биологии грибов.

Грибы мы будем изучать по определенному плану.

Учащиеся вместе с учителем составляют план.

Записывают в тетрадях.

1) многообразие видов, знакомые виды грибов.

2) внешнее строение тела гриба, его части, способы размножения

3) признаки, сходство гриба с растениями и животными

5) роль в природе и в жизни человека

Построение такого плана предоставляет возможность реализовать с учащимися различные УУД (Слайд №5)

4. Организация учебной работы в ходе урока.

Здесь закладываются познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию.

Формирование умения владеть смысловым чтением.

5. Первичное закрепление учебного материала.

После предварительной подготовки представитель от каждой группы отвечает на вопрос для группы, остальные учащиеся дополняют представителя группы.

По ходу ответа все учащиеся делают краткие записи в тетрадях.

Примерные ответы учеников

1. Около 100000 видов, наука – микология, низшие и высшие грибы, перечисляют 2-3 вида знакомых грибов, показывают грибы на муляжах.(Слайд №7).

2. Рисунок гриба с обозначениями, размножение бесполое и половое.

Признаки растений:

  • наличие хорошо выраженной клеточной стенки,
  • подвижность в вегетативном состоянии,
  • размножение спорами,
  • неограниченный рост,
  • поглощение пищи путем осмоса.

Признаки животных:

  • гетеротрофность,
  • наличие в клеточной стенке хитина,
  • отсутствие в клетке пластид и фотосинтезирующих пигментов,
  • накапливание гликогена как запасного вещества,
  • образование и выделение продукта жизнедеятельности – мочевины

Грибы-гетеротрофы всасывают органические вещества поверхностью гифов. Грибы - сапротрофы питаются органическими соединениями мертвых организмов. Грибы-паразиты используют для питания живые ткани организма хозяина. Грибы-хищники - отличительной чертой этой своеобразной группы является особый способ питания - хищнический. Грибы ловят и умерщвляют микроскопических животных с помощью специальных ловчих аппаратов. Грибы-симбионты живут во взаимополезном сожительстве с зелеными растениями. Симбиоз шляпочных грибов с деревьями — срастание гифов грибов с древесными корнями и образование грибокорня (микоризы)

Грибы играют большую роль в круговороте веществ в природе, в разложении остатков животных и растений, попадающих в почву, образовании в почве органического вещества, повышении плодородия почвы.

Одно из выдающихся достижений ХХ века - открытие антибиотиков. Первый антибиотик, получивший широкое применение в практике, был пенициллин - продукт жизнедеятельности одного из видов грибов - пенициллов. В медицине широко применяют препараты из спорыньи. При помощи гриба черной плесени в промышленном масштабе получают лимонную кислоту. Дрожжевые грибы имеют огромное значение, их используют при пивоварении, хлебопечении, виноделии.

В ходе закрепления реализуются коммуникативные УУД, основанные на формировании умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Первый антибиотик был открыт в 1928 г. А.Флемингом, а десять лет спустя Г.Флори, его коллеги из Оксфордского университета выделили чистый пенициллин, производство которого было развернуто в США во время второй мировой войны. В 1945 г. Г.Флори, А.Флемингу и Э.Чейну была присуждена Нобелевская премия за открытие пенициллина и выделение его в чистом виде. Это открытие позволило спасти миллионы жизней раненым в ходе боевых действий в годы второй мировой войны. Но не только как лекарственное средство получил свою известность пенициллин. В сыроварении он оказался неоценимым средством по своим вкусовым качествам. Некоторые пенициллы придают специфический запах и вкус известным во всём мире сортам сыра рокфор и камамбер.

6. Самостоятельная работа ЗТМ (закрепление – тренинг - минимум) с самопроверкой

Выполните тест (задания на слайдах 1-5), проверьте свои ответы (слайд 6)

А1. Грибы питаются:
1 – только путём фотосинтеза;
2 – готовыми органическими веществами;
3 – только органическими веществами живых организмов;
4 – только поселяясь на продуктах питания.

А2. Грибы размножаются:
1 – спорами;
2 – семенами;
3 – частью корня;
4 – частью стебля.

А3. Грибы не способны к фотосинтезу, потому, что:
1 – они живут в почве;
2 – не имеют хлорофилла;
3 – паразитируют на других живых организмах;
4 – имеют небольшие размеры

А4. Грибы-паразиты:
1 - образуют на свету органические вещества;
2 – поселяются на продуктах питания;
3 – поселяются на других живых организмах;
4 – питаются готовыми органически веществами.

А5. К какой группе грибов относится мукор:
1 – сапрофиты;
2 – паразиты;
3 – ядовитые;
4 – съедобные.

В ходе работы отрабатываются личностные УУД, позволяющие осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы, а также познавательные УУД, основанные на овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, анализировать. (Слайды № 8, 9, 10)

7. Такой модуль как ЗТМ можно считать отчасти универсальным, так как он позволяет осуществлять, в том числе и рефлексию, позволяя ответить на главные вопросы.

  • Почему грибы нельзя отнести к царству растений?
  • Почему грибы хотели отнести к царству животных?
  • Почему выделили в особое, самостоятельное царство?
  • Какое строение имеет большинство грибов? Что такое гифы?
  • Кем являются грибы по способу питания? Почему вы так решили? Свой ответ поясните.
  • Каково значение грибов в жизни человека? Какие съедобные грибы вы знаете? Приведите 3-4 примера. (Слайд №11)

8. Подведение итогов занятия.

На этом разрешите закончить наш урок.

Пожалуйста, выставите себе оценки (по пятибалльной системе) в рабочий лист. Затем отдайте рабочий лист командиру группы, чтобы он также выставил вам оценку за работу в группе.

Для выставления оценки в журнал сдайте рабочие листы учителю.

При подведении итогов реализуются как личностные, так и регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Домашнее задание.

Урок закончен. Всем спасибо.

Литература

1. Биология: 5 класс//И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

2. Биология: 5 класс: Методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова, - М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.

3. Поурочные разработки по биологии. 5 класс. – 2-е издание : В / Ю.И. Константинова, - М.: ВАКО, 2016. – 128 с.

4. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина 1998. - 99 с.

5. Биология: тестовые задания: 6 класс: дидактические материалы / Е.А.Солодова. М.: Вентана-граф, 2016. – 160 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 5 классе. Вид урока: открытие нового знания. Тип урока: комбинированный.

Цель урока: продолжить формирование представления о грибах, их разнообразии и роли в природе и жизни человека.

Тема урока: Грибы. Многообразие и значение грибов.

Вид урока: открытие нового знания

Тип урока: комбинированный

Задачи урока:

Воспитывающая: формировать понятия о необходимости соблюдения правил сбора грибов учащимися, необходимость охраны представителей данного царства.

Развивающая: развитие познавательных интересов и инициативы учащихся, развитие произвольного внимания и памяти, научить находить сходство и отличия различных групп грибов.

Обучающая: изучить значение грибов в природе и в жизни человека; познакомить с основными правилами сбора грибов в пищу; профилактикой отравлений.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать единство и целостность окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об особенностях царства Грибы, выявить их роль в природе и жизни человека, овладеть умением различать ядовитые и съедобные грибы.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Описание хода урока.

Название технологических этапов урока,

Конспект урока

1.Мотиʙироʙание (самоопределение) к учебной деятельности:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Предостаʙление материала, позʙоляющее перейти к изучению ноʙого материала.

Учитель: Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

2.Актуализация знаний и фиксироʙание индиʙидуального затруднения, проверка Д/З:

УУД: -регулятиʙные Самостоятельно обнаружиʙать и формулироʙать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Учащиеся вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты, которые сʙязаны с формулироʙкой проблемы) и дают сʙои ʙарианты отʙета.

(В этот момент отрабатыʙается минимум учебного материала)

-личностные (деятельностный компонент) – готоʙность и способность к соблюдению норм и требоʙаний школьной жизни.

-коммуникатиʙные: сотрудничестʙо с учителем

Учитель: Мы продолжаем путешествовать по царствам живой природы.

-Перед вами организмы, которые мы уже изучили. Определите к какому царству их относят и почему? (бактерия, вирус, растение, животное)

- Каких организмов на Земле больше всего и почему?

- На какие две группы делятся живые организмы ?

-Какой тип питания характерен для животных ? Приведите примеры.

-Какую роль играют животные в природе ?

3.Построение проекта ʙыхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средстʙо)

На данном этапе учащиеся совместно с учителем обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:

• Формулируют тему урока

• Строят план достижения цели

Этим процессом рукоʙодит учитель: на перʙых порах при помощи подʙодящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследоʙательских методоʙ.

Регулятивные УУД

умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Постановка проблемного вопроса

Учитель: Ребята сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучать царства природы и его представителей. О каком представителе будет идти речь сегодня на уроке ,мы с вами узнаем , отгадав загадку:

Вырос он в березняке

Носит шляпку на ноге

Сверху лист к нему прилип

Совершенно верно это гриб.

Итак, как звучит тема нашего урока ? (обращение к учащимся) -"Грибы". Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

Ребята ,скажите что вы знаете о грибах ? Где вы с ними встречались? Перечислите названия грибов, которые вы знаете?

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим подробное строение грибов, их многообразие и роль . Для того чтобы получить всю эту информацию , необходимо составить план , по которому будем работать в процессе урока.

Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.

1.признаки (общая характеристика грибов);

2.общий план строения грибов;

3.типы питания грибов;

4.многообразие грибов;

5.роль грибов.

(Учитель переносит цели на доску).


4.Реализация построения проекта

Учитель описыʙает формы и методы организации контроля и корректироʙки деятельности учащихся ʙ рамках реализации построения проекта.

На данном этапе осущестʙляется реализация построенного проекта:

• Обсуждаются различные ʙарианты, предложенные учащимися

• Выбирается оптимальный ʙариант, который фиксируется ʙ языке ʙербально и знакоʙо

• Построенные способ дейстʙия используется для решения сходной задачи, ʙызʙаʙшей затруднения.

УУД-познаʙательные умение осущестʙлять постаноʙку и решение проблемы.

-коммуникатиʙные использоʙать языкоʙые средстʙа для отображения сʙоих доʙодоʙ и умозаключений.

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Познаватель-ныеУУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Рассказ учителя

1.Общая характеристика.

Царство Грибы – одна из больших групп организмов. В ней известно около 100 тыс. видов грибов. Все грибы имеют клеточное строение : встречаются и одноклеточные и многоклеточные. Клетки грибов имеют оформленное ядро , по этому признаку их относят к группе эукариот.(Записывают признаки)

Признаки грибов:

2.наличие оформленного ядра;

4.наличие прочных клеточных стенок;

2.Общий план строения.

Представители этого царства имеют особые признаки , которые подчеркивают их уникальность. Итак , подземная честь гриба называется грибницей , образованной многочисленными нитями –гифами (трубчатые нити, образующие плодовое тело и так же выполняющие функцию всасывания питательных веществ).Плодовое тело-надземная часть грибов . Оно состоит из ножки и шляпки с тонкими пластинами –ламелами (особые пластинки , содержащие микроскопически мелкие споры). Споры, попав во влажную землю , начинают прорастать . Из них начинает формироваться грибница а после и плодовое тело.

(учитель демонстрирует слайды с иллюстрациями)

3.Типы питания грибов.

Все грибы питаются готовыми органическими веществами , всасывая их всей поверхностью тела, поэтому их относят к группе гетеротрофов. Так же грибы условно можно разделить на подгруппы:

Сапротрофы - питаются органическими веществами отмерших остатков организмов;

Паразиты- питаются органическими веществами живых организмов ,используя в пищу ткани растений , грибов и животных;

Хищники – используют в пищу других организмов:

Симбионты- образуют взаимовыгодное сожительство с корнями живых растений.

Взаимовыгодные отношения гриба и растения называется. грибокорень ,или микориза.

Мы по лесу идем, (шагают)
Листья сыплются дождем, (трясут кистями рук)
Ветер поднимается, (руки вверх)
Листья опускаются. (руки вниз)
Мы шагаем, мы шагаем, (шагают)
Никогда не отстаем,
Руки кверху поднимаем, (руки вверх)
Приседаем и встаем. (присесть)
Мы шли, мы шли, (ходьба на месте)
Белый гриб нашли.
Раз — грибок, два — грибок – (наклон вправо и влево)
Положили в кузовок. (руки на пояс)

4.Многообразие грибов.

Изучением грибов занимается особая наука – микология. Эта наука получила свое название от греческого слова МИКОС(гриб). Наука возникла в конце 19 века.

Основателем этой науки считается русский ученый Франц Михайлович Каменский. Мир грибов интересен и очень разнообразен. Ученые-Микологи выделяют несколько групп:

- ГРИБЫ - ПАРАЗИТЫ


5.Перʙичное закрепление с прогоʙариʙанием ʙо ʙнешней речи

На данном этапе учащиеся ʙ форме коммуникации (фронтально, ʙ группах, ʙ парах) решают типоʙые задания ʙ ноʙый способ дейстʙий с прогоʙариʙанием алгоритма решения ʙслух.

Деятельность учащихся(разделение учащихся на группы)

УУД: -познаʙательные прояʙлять познаʙательную инициатиʙу, добыʙать и (сопостаʙлять, анализироʙать) полученные ранее знания (информацию).

-регулятиʙные работать ʙ соотʙетстʙии с предложенным планом

-коммуникатиʙные: сотрудничестʙо с учителем, работа ʙ группе.

Деятельность учащихся

УУД –коммуникатиʙные: Работа индиʙидуальная и ʙ группах.

-познаʙательные: Обобщают результаты роли грибоʙ и заполняют таблицу.

Ученики отʙечают на ʙопросы:

Какие грибы ʙыращиʙает челоʙек?

Какие грибы лечат используют в медицине?

За какие качестʙа гриб получил назʙание трутоʙик?

С каким съедобным грибом можно спутать желчный гриб?

Какой гриб поражает картофель?

Какие грибы паразитируют на злаковых растениях ?

Какие грибы челоʙек использует ʙ кондитерской промышленности?

6.Самостоятельная работа со взаимной самопроʙеркой .

При проʙедении данного типа используется индиʙидуальная форма работы:

Учащиеся самостоятельно ʙыполняют задания ноʙого типа и осущестʙляют их самопроʙерку, пошагоʙого оцениʙания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных дейстʙий. Организуется для учащихся ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосноʙыʙает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.

1.По способу питания грибы похожи на животных, так как:

а) способны к фотосинтезу

б) питаются готовыми органическими веществами

в) поглощают пищу путём всасывания

2.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

б) плодовое тело

3. Трутовик- это гриб:

4.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

а) выгодно одному из организмов

б) не выгодно обоим

в) выгодно обоим

5.Гриб, поселяющийся на хлебе.

6.К шляпочным грибам относится

б) одноклеточные грибы

в) шляпочные грибы.


7.Включение ʙ систему заданий поʙторения Организуя этот этап, учитель подбирает задания, ʙ которых тренируется использоʙание изученного ранее материала (базоʙый уроʙень), ʙ том числе и как промежуточный шаг, для ʙʙедения ʙ последующем обучении ноʙых способоʙ дейстʙий (поʙышенный уроʙень).

Аттестуемый ʙ рамках этого этапа демонстрирует качестʙо усʙоения ноʙого знания учащихся, обосноʙыʙает ʙыбор и цель учебных заданий.

Роль грибоʙ ʙ природе.

Учитель:- Сделайте вывод, какоʙо значение грибоʙ?

ГГрибы используют в пищу.

В плодовых телах плодовыхгрибов насекомые откладыʙают личинки.

Сʙоей грибницей ʙсасыʙают из почʙы ʙоду с минеральными солями и отдают ее дереʙьям.

Санитары леса. Разлагают листʙу, стʙолы погибших дереʙьеʙ, образуя перегной.

Выʙод: В природе нет бесполезных организмов, все взаимосвязано!


8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат)

Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какие из полученных знаний вам пригодятся в жизни?

Учитель: ребята урок подошел к концу , оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание параграф 13-14.

Выставление оценок за работу в классе.

УУД:-личностные – уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей к саморазвитию, к познанию, учебе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся о грибах, их многообразии и значении.

изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности шляпочных и плесневых грибов, одноклеточных грибов – дрожжей;

дать понятие о съедобных и ядовитых грибах;

раскрыть значение грибов в природе и жизни человека;

вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, формирование способности к самостоятельной мыслительной, практической и исследовательской деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты:

Предметные : умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности шляпочных, плесневых грибов, дрожжей;

различать на муляжах и таблицах съедобные и ядовитые грибы;

освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами; объяснять роль грибов в природе и жизни человека;

знание и соблюдение правил работы с микроскопом и микропрепаратами.

Метапредметные : формирование умения сравнивать, наблюдать, обобщать факты и понятия, делать выводы и заключения;

умение работать с различными источниками информации (учебник, биологические словари и энциклопедии, интернет - ресурсы);

совершенствование монологической речи.

Личностные : расширение кругозора за счет усвоения новых понятий;

осознание гармонии и красоты окружающего мира;

способность осмысления своих действий и поступков по отношению к живой природе и своему здоровью.

Методы и методические приемы: словесно – наглядный, проблемный, самостоятельная работа в парах и группах, работа с учебником, энциклопедиями, работа на компьютере (выход в интернет).

1.Организационный момент (взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности к уроку).

2.Актуализация знаний о грибах как самостоятельном царстве живых организмов, строении и способах питания грибов (учащимся предлагается тестовая работа по вариантам с последующей взаимопроверкой - приложение 1).

3.Мотивация к изучению нового материала, постановка темы и цели урока.

Многое вы уже знаете о царстве грибов. Что еще вы хотели бы узнать о грибах? (возможные ответы : где обитают, какие бывают грибы, зачем они нужны человеку и в природе)

Послушайте стихотворение и подумайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Разбежались по полянке

Мухоморы и поганки,

Чтобы сбить тебя с пути

И от белых отвести.

Там, где солнышко пригрело,

Задержаться можно смело,

Значит, здесь семья маслят

Или рыжики стоят.

А под елкой, а под елкой

Кто-то спрятался в иголках,

В темной шляпке набекрень

Боровик укрылся в тень.

А веселые ребята —

Притаились возле пня

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес, —

Это чудо из чудес. (Зоя Александрова)

Учащиеся: в стихотворении говорится о разнообразии грибов.

Учитель: Действительно, мир грибов богат и разнообразен. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.

В 19 веке грибы выделили в отдельное царство. Известно около 100 тыс. видов грибов. С ними человек встречается не только в лесу. Грибы обитают повсюду: покрылась плесенью корочка хлеба – это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и скользкое – опять грибы, испортилось яблоко – и это работа грибов. Многие грибы обитают на теле животных и человека.

Какова же тема данного урока? Что мы должны выяснить в процессе урока? (учащиеся формулируют тему и цели урока вместе с учителем)

4.Изучение нового материала.

Многообразие грибов :

4.1 Учитель: Вспомним строение шляпочного гриба . (самостоят ельная работа с учебником,стр.64, рисунок )

Вывод: к шляпочным грибам относят грибы, плодовое тело которых состоит из шляпки и ножки.

Учитель: Чем же различаются шляпочные грибы? (самостоятельная работа в парах с коллекцией муляжей шляпочных грибов)

Вывод: они очень разнообразны по форме и окраске, по строению нижней поверхности шляпки.

Учитель: Правильно, нижний слой трубчатых грибов состоит из узких трубочек, а у пластинчатых грибов он покрыт тонкими пластинками. На стенках пластинок и стенках внутри трубочек формируются споры, с помощью которых грибы размножаются.

Рассмотреть в микроскоп микропрепарат плесневого гриба мукора. Описать увиденное, сравнить с рисунком на стр.65 учебника. Зарисовать увиденное в тетрадь, подписать основные части гриба. Сделать выводы.

Вывод : Сам гриб состоит из тонких белых нитей, которые образуют грибницу (мицелий). На грибнице развиваются черные головки на ножках, в которых созревают тысячи спор.
Еще один хорошо известный плесневый гриб – пеницилл. Изучите его строение, пользуясь рисунком на стр. 65 учебника, сравните со строением мукора. Зарисовать в тетрадь и подписать основные части гриба.
4.3 А что же собой представляют дрожжи ?

Ответ на этот вопрос вы сможете дать, прочитав первый а бзац текста учебника на стр. 65 и рассмотрев рис. на стр.65 . Зарисуйте, как выглядят дрожжи в тетрадь, сделайте вывод об их строении.

Вывод: дрожжи – это одноклеточные грибы, грибницу не образуют.

Ну что ж, ребята, вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем.

4.4Физкультминутка (называю шляпочный гриб – наклоняемся вниз, называю плесневый гриб – тянемся на носочках вверх)

Дима шел, шел, шел –

Катя шла, шла, шла –

Коля шел, шел, шел –

И мукор вдруг нашел.

Саша шел, шел, шел –

И лисичку нашел.

Маша шла, шла, шла –

Андрей шел, шел, шел –

4.5 Какое же значение имеют грибы ?

Работа в малых группах (поиск информации в учебнике, энциклопедии, интернете):

1 группа - о шляпочных грибах;

2 группа – о плесневых грибах;

3 группа – о дрожжах;

4 группа – о грибах - паразитах .

1 группа - Многие грибы употребляются людьми в пищу в качестве вкусного и питательного продукта. В плодовых телах грибов много воды, белков, минеральных веществ, витаминов. Наиболее ценными из них считаются шампиньоны, белые, маслята, подосиновики, грузди. Есть среди них и ядовитые для человека (мухомор). Многие образуют симбиоз с деревьями (подосиновик - осина), некоторые являются сапротрофами (шампиньоны, опята)

2 группа - Плесневые грибы вызывают гниение и порчу продуктов, зерна, фруктов, а также тканей. Пеницилл вырабатывает вещество, убивающее бактерии, используется как лекарство.

3 группа – Дрожжи осуществляют спиртовое значение, поэтому используются в хлебопечении, виноделии и пивоварении. С их помощью получают витамины. Некоторые виды вызывают заболевания человека, животных, растений.
4 группа - Многие грибы– активные разрушители древесины. Проникая в ствол дерева через повреждения в коре, грибы вызывают образование гнилей. Гнили ослабляют дерево, оно теряет устойчивость, становится подверженным ветровалу, морозам, засухам.
На полях во время сбора урожая можно заметить колосья странного чёрного цвета, похожие на обуглившиеся головешки. Если присмотреться к ним, то становится заметно, что колос покрыт мельчайшими черными пылинками. Эти пылинки представляют собой споры гpиба-паpазита головни .
На некоторых зерновых культурах поселяется гриб- спорынья . У пораженных растений можно увидеть черно-фиолетовые рожки (плотные сплетения нитей грибницы).

4.6 Среди всего разнообразия грибов наиболее известны, и вы хорошо их знаете, - шляпочные грибы. После теплого дождя, в лунную летнюю ночь можно подглядеть в буквальном смысле слова тайну, как растут грибы. До видимости над землей гриб развивается за три часа. Еще несколько часов и грибы годятся для сбора в корзину.

А все ли грибы мы можем туда положить?
(нет, не все, ведь грибы бывают ядовитыми)

Давайте познакомимся с ядовитыми грибами – работа с учебником, стр.66-67,

Кроме того, некоторые ядовитые грибы внешне похожи на съедобные (например, опенок и ложноопенок). Иногда их по ошибке используют в пищу, что приводит к отравлениям. Старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут вызвать отравления. Чтобы не отравиться грибами, нельзя собирать их вблизи автомобильных, химических и других промышленных предприятий, т. к. плодовые тела накапливают вредные вещества.
Употребление ядовитых грибов в лучшем случае может вызвать сильное отравление, а в худшем – смерть. Поэтому необходимо знать все ядовитые грибы, а если вы сомневаетесь съедобный это или ядовитый гриб, лучше не класть его в корзину.

Скажите ,ребята, кто из вас знает, какую помощь необходимо оказать пострадавшему в результате отравления грибами?

Выступление школьной медсестры ( симптомы отравления – головная боль, жажда, резь в животе, затем рвота и сильная слабость. При всяком, даже легком отравлении грибами, нужно сразу же вызвать врача. Затем необходимо промыть желудок. Для этого следует дать пострадавшему выпить 3 – 4 стакана воды комнатной температуры с питьевой содой (четверть ложки на стакан воды) или слабого (светло- розового ) раствора марганцовки. Затем вызвать рвоту повторить эту процедуру несколько раз и обеспечить полный покой. Грибы, вызвавшие отравление , необходимо передать в санэпидемстанцию для экспертизы. Будьте осторожны!)
5. Первичное применение новых знаний.

1.Шампиньон, дрожжи, подосиновик

2.Подосиновик, мухомор, опенок

3.Мукор, пеницилл, лисичка

4. Подберезовик, сыроежка, шампиньон

5.Белый, подберезовик, шампиньон

6. Закрепление знаний – кратковременная тестовая работа (приложение 2)

7. Подведение итогов и домашнее задание

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Окажутся ли полезными новые знания лично для вас?

Что вас удивило?

Захотелось ли вам больше узнать о том,

с какими грибами мы встречаемся в своей жизни?

Инструктаж домашнего задания:

Параграф 12, стр. 64 – 67.

Необычные и удивительные грибы

Грибы в кулинарии : пищевая ценность грибов

Грибы в народных приметах, пословицах или поговорках

Положительная и отрицательная роль грибов

Или любая информация о грибах, заинтересовавшая вас

и которой вы готовы поделиться с классом.

1.Тонкие, бесцветные многоклеточные нити, образующие грибницу, называются:
1) корневые волоски,
2) гифы,
3) ситовидные трубки,
4) спорангии

2. Какой признак у грибов и растений является сходным?
1) наличие хитина в клеточной стенке
2) автотрофное питание
3) неограниченный рост
4) наличие плодового тела

3. Грибы не могут размножаться:
1) семенами
2) спорами
3) вегетативно
4) половым путем

4. Какого способа добывания пищи среди грибов не встречается?
1) сапрофиты
2) паразиты
3) хищные
4) фотосинтезирующие

5. Микориза гриба представляет собой
1) грибницу, на которой развиваются плодовые тела
2) множество вытянутых в длину клеток
3) сложные переплетения гифов
4) сожительство гриба и корней растений

1.Что представляют собой шляпка и ножка гриба?

1) клетки, содержащие хлоропласты,
2) микоризу,
3) плодовое тело,
4) организм гриба

2. Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями
1) использование солнечной энергии при фотосинтезе
2) неограниченный рост в течение всей жизни
3) синтез органических веществ из неорганических
4) выделение кислорода в атмосферу

3. В чём проявляется сходство грибов с многоклеточными животными
1) всасывают питательные вещества всей поверхностью тела
2) питаются готовыми органическими веществами
3) являются автотрофами по способу питания
4) имеют неограниченный рост

4. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе
1) сапротрофов
2) паразитов
3) автотрофов
4) симбионтов

5. Взаимодействие дерева и гриба-трутовика является примером:
1) паразитизма,
2) симбиоза,
3) конкуренции,
4) комменсализма.


1.Среди перечисленных грибов шляпочными не являются:

1) сыроежка и подберезовик
2) мукор и пеницилл
3) белый и груздь
4) мухомор и бледная поганка

2.Группы, на которые подразделяют шляпочные грибы по строению нижнего слоя шляпки:
1) низшие и высшие,
2) однослойные и многослойные,
3) трубчатые и пластинчатые,
4) сапрофиты и паразиты

3.Антибиотики получают из клеток
1) дрожжей
2) пеницилла
3) спорыньи
4) мукора

4.Какие грибы размножаются почкованием?
1) мукор
2) пеницилл
3) дрожжи
4) шампиньоны

5. К паразитическим грибам относится
1) мукор
2) пеницилл
3) дрожжи
4) спорынья

6.Какую часть шляпочных грибов собирает человек?
1) микоризу
2) мицелий
3) плодовое тело
4) грибницу

7.К шляпочным ядовитым грибам относят:


1) бледная поганка и мухомор
2) пеницилл и мукор
3) гриб трутовик и головня
4) шампиньоны и вешенки

8. Для сохранения многообразия грибов при их сборе нельзя повреждать грибницу, так как она


1) улучшает плодородие почвы
2) служит местом образования спор
3) защищает почву от размывания водой
4) поглощает из почвы воду и минеральные вещества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представление о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных; выделить существенные особенности представителей царства Грибы; познакомить пятиклассников с многообразием грибов и ролью грибов в природе и жизни человека.

Задачи урока:

- Научить распознавать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами их сбора и выращивания;

- Развивать творческое мышление учащихся, учить принимать решение в нестандартных ситуациях

- Воспитывать ценностное отношение к изучаемым знаниям; бережное отношение к природе и своему здоровью, создать благоприятные условия для сохранения здоровья обучающихся.

Разработка конспекта урока биологии в 5 классе по ФГОС

Разработала Набатова Татьяна Васильевна

Раздольненского района, Республики Крым, 13.01.2020г.

Тема: Строение и многообразие грибов

Цель: сформировать представление о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных; выделить существенные особенности представителей царства Грибы; познакомить пятиклассников с многообразием грибов и ролью грибов в природе и жизни человека.

Задачи урока:

- Научить распознавать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами их сбора и выращивания;

- Развивать творческое мышление учащихся, учить принимать решение в нестандартных ситуациях

- Воспитывать ценностное отношение к изучаемым знаниям; бережное отношение к природе и своему здоровью, создать благоприятные условия для сохранения здоровья обучающихся.

Планируемые образовательные результаты:

- знать названия наиболее распространенных съедобных, условно-съедобных и ядовитых грибов;

- узнавать на рисунках, среди муляжей и живых объектов съедобные и ядовитые грибы;

- соблюдать правила сбора грибов;.

- испытывать интерес к новой теме и к изучению предмета;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

Метапредметные:

- уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника;

- сравнивать и находить отличия грибов;

- находить информацию анализировать и оценивать её.

Регулятивные:

- уметь самостоятельно определять цель и задачи учебной деятельности;

- обнаруживать проблему и решают её совместно с учителем и одноклассниками;

- интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- определять критерии изучения грибов.

Коммуникативные:

- иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

- уметь вести диалог;

- выражать свои мысли и идеи.

Тип урока: изучение нового материала.

I Организационный этап

Слово учителя

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Стали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс ваш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Открываем тетради и записываем сегодняшнюю дату.

II Актуализация опорных знаний

Для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

Дети отвечают (бактерии)

Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ:

1. Образование бактериями спор — это приспособление к:

а) размножению б) перенесению неблагоприятных условий в) паразитизму г) передвижению.

2. Палочковидные бактерии:

а) спириллы б) кокки в) вибрионы г) бациллы

3.У бактерий отсутствует:

а) оболочка б) ядро в) цитоплазма г) жгутик

4. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:

а) растения б) бактерии в) водоросли г) грибы.

5. Бактерии-сапрофиты питаются:

а) минеральными веществами б) органическими веществами живых организмов

в) водой и углекислым газом г) органическими веществами отмерших организмов

6. Бактерии-паразиты питаются:

а) органическими веществами живых организмов б) минеральными веществами

в) органическими веществами отмерших организмов г) водой и углекислым газом

7. Бактерии легко переносят мороз и жару, так как:

а) быстро размножаются б) не дышат, не растут

в) могут не питаться г) могут образовывать споры.

8. Бактерии размножаются:

а) почкованием б) посредством половых клеток в) спорами г) делением клетки

9.Меньше всего бактерий встречается:

а) в непроветренных помещениях б) на улицах города

в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса.

III Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

. Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы?

Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (Грибы

Запишите тему урока Строение и многообразие грибов.

-Ребята, а что вы знаете о грибах?

-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Правильно. Нам необходимо определить какие организмы называют грибами.

Постановка учебной задачи

А теперь отгадайте загадки о грибах:

1. Царь грибов на толстой ножке —

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он. (белый).

2. Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

3. Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

4. Этот гриб почти домашний,

Он растет в подвале нашем,

Вкусный из него бульон,

Это белый … (шампиньон).

5. Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще.

В берёзовой роще. (Подберезовик)

6. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту -

Зовусь я - …(подосиновик).

7. Этот гриб совсем не красен,

Но, поверьте, он опасен -

Не похож на мухомор,

Но на всех наводит мор.

Мор наводит на зверей,

Ядовит и для людей.

В руки даже не бери,

Полон яда он внутри.

В светлой шапке, на дорожке

Он стоит на тонкой ножке. (Бледная поганка)


IV Изучение нового материала

1. Среда обитания и многообразие грибов

Грибы образуют особое царство живой природы. В настоящее время их насчитывают более 100 тыс. видов. Это разнообразные организмы, одноклеточные или многоклеточные, имеющие различную форму.

Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе.

Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества, необходимые им для питания: в почве, воде, жилищах, на растениях и пищевых продуктах, теле человека и животных.

Мы сталкиваемся с ними гораздо чаще, чем принято думать. Подходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли в лес за грибами, пьем ли холодный квас, беспокоят человека ногти и стопы или получаем ли укол антибиотиков. Нигде не обошлось без встречи с грибами или результатом их жизнедеятельности

2. Строение грибов.

Клетки грибов имеют настоящие ядра. Оболочки клеток большинства грибов содержат хитин — вещество, характерное для беспозвоночных животных. Тело гриба состоит из тонких белых нитей, образующих грибницу, или мицелий.

Наука о грибах называется микология. Грибы представляют собой переплетенные нити, которые находятся в почве и могут пронизывать в ней сотни квадратных метров. То, что в быту называют грибами, на самом деле является плодовым телом



В плодовом теле у грибов с нижней части шляпки образуются споры – клетки для размножения. Важно не путать со спорами у бактерий, у которых это способ переживания неблагоприятных условий. С помощью спор бактерии как бы засыпают и дожидаются, когда условия переменятся к лучшему, у грибов споры – это мелкие клетки, предназначенные для размножения



3. Строение шляпочного гриба

Среди грибов наиболее известны шляпочные. К ним относятся белые грибы, подберёзовики, разноцветные сыроежки, рыжики и многие другие.

В повседневной жизни мы называем грибом лишь часть грибного организма, его плодовое тело. У большинства съедобных грибов (за исключением трюфелей, строчков и сморчков) плодовое тело образовано ножкой и шляпкой. Отсюда и их название — шляпочные грибы.

Грибы занимают особое положение в системе органического мира. Они не являются ни растениями, ни животными, однако имеют некоторые черты сходства с представителями обоих царств.

Сходство с растениями

Они, так же как и растения, неподвижны, постоянно растут верхушечной частью, имеют прочные клеточные стенки, способны синтезировать витамины и гормоны, дышат кислородом, часто осуществляют вегетативное размножение.

Сходство с животными

Наряду с этим грибы обладают многими признаками животного организма. Они, так же как и животные, являются гетеротрофами, так как не имеют хлорофилла, поэтому питаются готовыми органическими веществами. В их клеточных стенках содержится вещество хитин, из которого состоит оболочка покровов некоторых животных (насекомых, раков и др.).

4. Грибы съедобные и ядовитые

Все шляпочные грибы делят на две большие группы: съедобные грибы и ядовитые грибы.

Многие грибы съедобны. Наиболее ценными из них считаются шампиньоны, белые, маслята, подосиновики, подберёзовики, рыжики и др.

При сборе грибов важно уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. Наиболее опасны бледная поганка, мухомор и ложные опята.

Многие ядовитые грибы похожи на съедобные. Например, бледные поганки похожи на шампиньоны, желчный гриб похож на белый, ложные лисички и опята похожи соответственно на съедобные лисички и опята.

Если найденный гриб похож на ядовитый или вы сомневаетесь в его съедобности, лучше такой гриб не берите. Старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми.

В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

Соберем с тобой их сами.

Раз - грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)

Побежим скорей домой (бег на месте)


Питание грибов

Для питания грибам необходимо готовое органическое вещество, что сближает их с животными. Но по способу поглощения пищи — путём всасывания (а не заглатывания) — они сходны с растениями.
По характеру питания грибы относят либо к сапрофитам, либо к паразитам. Грибы-сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами, а грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счёт.

Размножение грибов

Размножаются грибы бесполым или половым путём.

Бесполое размножение происходит при помощи специализированных клеток — спор или вегетативно (участками грибницы или почкованием — у одноклеточных дрожжевых грибов).

У некоторых грибов существует половое размножение. В этом случае грибница образуется в результате слияния специализированных половых клеток.

5. Роль грибов в природе и жизни человека

Грибы играют большую роль в природе и жизни человека.

Разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в круговороте веществ в природе и в образовании плодородного слоя почвы. Из некоторых грибов делают лекарства. Съедобные грибы употребляют в пищу. Грибы необходимы при изготовлении хлеба, сыров, в виноделии и т. д. Но грибы могут наносить и большой вред: портить продукты питания, разрушать постройки. Одни из них вызывают болезни у растений, животных и человека. Другие вырабатывают ядовитые вещества, которыми можно тяжело и даже смертельно отравиться.

V Обобщение и закрепление изученного материала

Выбрать правильное суждение

1. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.

2. Гифы - это корни.

3. Все грибы растут в лесах.

4. Грибы имеют грибницу, состоящую из белых тонких нитей (гифов).

5. Все грибы - это многоклеточные организмы.

6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей (гифов).

7. Все грибы – паразиты.

8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин.

9. Грибы питаются готовыми органическими веществами.

10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.

Первая помощь при отравлении грибами

- Немедленно вызвать врача.

- До прихода врача больному промыть желудок.

- Пострадавшему нужно дать активированный уголь, уложить в постель и поить водой или крепким чаем.

- Для уточнения диагноза нужно сохранить все несъеденные грибы.

VI Итог урока

Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.

VІI Домашнее задание: параграф 23-24 читать и пересказывать

Читайте также: