Литературное движение 1840 х годов и натуральная школа конспект

Обновлено: 02.07.2024

Формулировка вопроса очень хитрая, потому что, в сущности, две ее части – это два разных и больших вопроса. Впрочем, с другой стороны, это предоставляет определенную свободу для маневра – можно побольше сосредоточиться на натуральной школе и надеяться, что до писателей дело особенно не дойдет.

Я про НШ расскажу подробно, про писателей – в связи с ней.

Здесь можно рассказать следующее :

И это пока не НШ, это ее отечественные предшественники. Теперь чуть больше о них .

Белинский для нас важнее всего – он в своих статьях последовательно выстраивает хронологию развития русской литературы так, как ему кажется верным и идеологически правильным. Получается следующая примерно периодизация:

- пушкинский период (Пушкин как важнейший поэт + языковой новатор)

- послепушкинский период (тогда была поэзия, теперь будет проза и народность)

- смирдинский период (это экономическая характеристика – развитие книготорговли и издательского дела на основах предпринимательства)

- гоголевский период (самое важное! Белинский провозглашает Гоголя основателем новой литературной школы, которая и является, по его мнению, самой передовой и прогрессивной. Заметим, что сам Гоголь по этому поводу Белинского не поддерживал, Белинский, как знатный конструктор, все придумывал и обосновывал сам).

(тезис Манна) в то же время, применяющееся Булгариным как обозначение группы литераторов, к тому же зависимых от дурно влияющих французов, понятие НШ Белинский подразумевает как школу истины и правды – противопоставляя ее таким образом риторической школе, пренебрегающей правдой во имя громких формулировок и поз.

Особенности НШ и историко-литературный контекст

Хронология событий, если вкратце, такова:

- изменение понятия о литературной работе: ценится не фантазия, не воображение, а черновая работа, подготовка, фактура. То есть то, что раньше было на периферии внимания, выносится в центр.

- расширение сферы изобразительного, помещение в сферу эстетического ранее там запретного (петербургские углы, низшие социальные слои, мрак, понимаете ли, и копоть). Кроме того – внимание к женщине, мужику как социальным типам (как бы это глупо ни звучало)

- авторское присутствие в тексте (фактически, сам жанр физиологии как наблюдения является мотивировкой этого присутствия, однако это, опять же, тоже может идти и дальше).

- акцент на нетрадиционной тематике: рабочие, дворники, шарманщики.

В целом же все основные особенности – те же, которые были перечислены как особенности НШ.

Укажу вначале на те типические особенности повествования в произведениях писателей НШ, которые выделяет Манн. Точнее говоря, тут три основных возможных коллизии / сюжета.

- социальная обусловленность событий, роман как распутывание жизненного клубка, биографизм, детерминированность бытия (это у всех более-менее есть. Кроме, наверное, Гоголя)

- переход персонажа из одного статуса в противоположный (это опять же в наиболее ярком виде есть у Гончарова)

А вот что пишут про ФМД старшие коллеги:

Рефлексия как болезнь времени. Размышления о разумном эгоизме как о начале, которое отделяет разумную жизнь от животной. Эгоизм - необходимый атрибут разумной жизни.

С другой стороны, во всяческие списки авторов НШ его стабильно включают, так что тут вопрос статуса, видимо.

В принципе, все авторы так или иначе играют с совмещением, с одной стороны, дискурса и эстетических принципов НШ, а с другой – с прежними традициями, будь то романтизм или сентиментализм, эпистолярный роман или нравоописательный.

NB!! Мне кажется, что в случае с писателями надо ориентироваться на то, что нам рассказывал на лекциях Бак – у кого есть конспекты, поднимите и посмотрите, у меня, к сожалению, они лежат в Обнинске, и сейчас недоступны.

Во всяком случае, если попадется вопрос, надо максимально излагать про натуральную школу, а там дальше, наверное, есть два варианта – кратко пробежаться по верхам // сосредоточиться на одном авторе и рассказывать про него.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

40е годы XIX в. в отечественном литературном движении стали временем прорыва к новым эстетическим горизонтам, временем сложного взаимодействия различных идейнохудожественных систем и типов авторского сознания при доминировании ведущей тенденции – росте реалистических начал в прозе и поэзии.

Ведущие идеологи и публицисты славянофильства 40х годов: поэт и философ А. С. Хомяков, критик и публицист И. В. Киреевский, его брат, П. В. Киреевский, общественный деятель Ю. Ф. Самарин, братья К.С. и И. С. Аксаковы – дети признанного писателя Сергея Аксакова, также известные литераторы.

Русское западничество той поры представляли В. Г. Белинский; А. И. Герцен; его друг и соратник Н. П. Огарев; общественный деятель, профессор Московского университета Т. Н. Грановский; В. П. Боткин; П. В. Анненков, ставший первым биографом Пушкина; писатель и журналист И. И. Панаев.

И славянофилы, и западники были подлинными радетелями Отечества, их объединяла неудовлетворенность итогами культурноисторического развития России, жажда национального самосознания. И те, и другие говорили о необходимости отмены крепостного права, о гражданских правах и свободах. И те, и другие находились в оппозиции к царской бюрократии (но не к самому самодержавию, в отношении которого позиции каждого из участников движений были различными). Славянофилы и западники поразному оценивали период Московской Руси и реформы Петра I, буржуазный экономический порядок Европы и патриархальные устои России. В поле обсуждаемых проблем был вопрос о назначении искусства, о художественности и народности литературы.

Представители западничества считали, что достичь процветания Россия может лишь путем сближения с Европой; в бурном росте промышленности, в утверждении гражданских прав личности, в идеалах равенства, в развитии науки, в буржуазном прогрессе видели они залог величия России.

Смена литературных направлений

Реализм

Белинский узаконивает название критического направления, созданного Гоголем: натуральная школа. К ней относились А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков, В. И. Даль (псевдоним Казак Луганский), В. А. Соллогуб, Д. В. Григорович, И. И. Панаев, Е. П. Гребенка и др.

Основные направления журналистики и критики

Громадный сдвиг, происшедший в русской критике, был связан со знакомством сначала любомудров, Надеждина, а потом и Белинского с немецкой классической философией и эстетикой Канта, Шеллинга и Гегеля. Литературная критика в России, начиная со второй половины 1830х годов, сразу становится зрелой в своих суждениях, стремящейся к систематизации, четкости вводимых в оборот понятий, конкретной в своих вкусовых эстетических ощущениях и основанной на самостоятельно сложившейся и глубокого продуманной эстетической программе. Так, Пушкин чрезвычайно высоко оценил статью о своем творчестве, принадлежащую перу молодого И. В. Киреевского, оказавшую несомненное влияние на статьи о Пушкине В. Г. Белинского.

Гоголь объявлен Белинским главой нового послепушкинского периода русской литературы.

Для критики недостаточно выражения мнения частного лица, хотя критик не может отказаться от личного мнения. Задача критика – совместить свой личный взгляд со взглядом общества и выразить общественное мнение по поводу тех или иных художественных явлений. Следовательно, критик – выразитель господствующего мнения эпохи в лице ее представителей или выразитель отдельных слоев общества на состояние художественной культуры. Критик должен стоять вровень со своим веком, чтобы произнести суд над произведениями литературы, отражающими жизнь. Но, чтобы правильно оценить то или иное художественное явление, необходимо видеть его в обратной и прямой исторической перспективе, рассматривать произведение искусства или творчество писателя в историческом разрезе – от прошлого к будущему. Такая критика есть критика историческая. Этим именем Белинский называл свой критический метод.

Ближайшими последователями Белинского, разделявшими его взгляды на критику и на литературу, были как Некрасов, Тургенев, Герцен, СалтыковЩедрин и другие писатели, так и ведущие критики разных эпох: В. Н. Майков (1823–1847), Н. А. Добролюбов (1836–1861), Н. Г. Чернышевский (1828–1889).

В 1840-е стране господствовала атмосфера тяжелой правительственной реакции. Литература и журналистика находились под невыносимым цензурным гнетом. Но, несмотря на это, в стране вновь возникает общественный подъем, происходит оживление литературной жизни.

Гораздо определенней и резче, чем в 1830-е годы, в литературе и критике выступили друг против друга два лагеря: прогрессивный и консервативный. С обеих сторон были выдвинуты новые взгляды па задачи и сущность художественного творчества. В русской литературе отчетливо оформлялись новые литературные направления.

Прогрессивное литературное направлениепродолжало традиции русского реализма 1820—1830 гг. — традиции реалистического творчества Пушкина, Лермонтова и в особенности Гоголя.

Прогрессивная русская литература 1840-х годов отражала особенности нового периода развития русского общества. Поэтому она заметно отличалась по содержанию и формам от литературы предыдущего периода.

Важнейшей стороной творчества писателей этой школы был резко усилившийся интерес к нравственно-бытовым отношениям жизни городских, демократических слоев населения к внутреннему миру их представителей, стремление показать и защитить их нравственное достоинство. К середине 1840-х годов в творчестве писателей новой школы изображение обездоленного люда в его повседневной жизни сделалось одной из важных задач художественной литературы. Писатели изображали городскую бедноту, обреченную на ненормальное существование, и противопоставляли ее обездоленность блестящей и обеспеченной жизни привилегированных слоев общества. (Пример: "Шинель" Гоголя)

Вскоре с этих же позиций прогрессивная литература 1840-х годов стала изображать и крепостное крестьянство.Эта тема не была новой в русской литературе. Но реалистического изображения повседневной жизни и внутреннего мира крестьянства до 1840-х годов по существу еще не было.

Писатели новой школы показывали жизнь народа в определяющих ее непримиримых социальных противоречиях. При этом они раскрывали не только страдания крестьян под властью помещиков, но и те внутренние богатства, те задатки человеческого развития, которые таились в людях, обрекаемых крепостничеством на забитость и неразвитость.

Итак, в 1840-е годы вновь усиливается борьба резко обозначившихся литературных направлений. В них находили свое творческое н теоретическое выражение новые, только возникавшие тогда течения общественной мысли.

Черты "натуральной школы":

2)критическое отношение к социальной действительности,

3) реализм художественного выражения, против приукрашивания действительности.

Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.




Направления.

Среди писателей, причислявшихся к Н.ш., в Литературной энциклопедии выделено три течения.

История, рассказанная Григоровичем, была не только вполне достоверна, но и крайне типична для крепостной деревни. Григорович метко вскрывал эгоизм помещиков, жестоко эксплуатирующих крестьян. Суровость семейных отношений в среде крестьянства писатель показал как типическое явление, теснейшим образом связанное с крепостным правом, произволом помещиков и управляющих. Нищета, бесправие, непосильный труд разрушают нормальные отношения в крестьянской семье, предопределяют жестокость нравов деревни, причем особенно страдают бедные крестьяне, зависящие не только от произвола помещиков, но и от воли богатеев-односельчан.

Сделав крестьянку героиней повести, Григорович, однако, не смог показать в полной мере ее органические связи со средой. Акулина оказалась чуждой крестьянской среде, экзальтированной поэтической натурой, тонкой и недоступной пониманию окружающих. Эта нетипичность характера центральной героини была наиболее уязвимой чертой повести.

Большим достижением Григоровича в этом первом его крупном произведении явился язык повести, пронизанный элементами народной речи и обогащенный фольклорной образностью. Удачей писателя были и художественные описания русской природы.

Описания природы в этой повести были средством, при помощи которого автор раскрывал переживания героини и характеризовал условия быта и труда крестьян.

Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.

Направления.

Среди писателей, причислявшихся к Н.ш., в Литературной энциклопедии выделено три течения.

История, рассказанная Григоровичем, была не только вполне достоверна, но и крайне типична для крепостной деревни. Григорович метко вскрывал эгоизм помещиков, жестоко эксплуатирующих крестьян. Суровость семейных отношений в среде крестьянства писатель показал как типическое явление, теснейшим образом связанное с крепостным правом, произволом помещиков и управляющих. Нищета, бесправие, непосильный труд разрушают нормальные отношения в крестьянской семье, предопределяют жестокость нравов деревни, причем особенно страдают бедные крестьяне, зависящие не только от произвола помещиков, но и от воли богатеев-односельчан.

Сделав крестьянку героиней повести, Григорович, однако, не смог показать в полной мере ее органические связи со средой. Акулина оказалась чуждой крестьянской среде, экзальтированной поэтической натурой, тонкой и недоступной пониманию окружающих. Эта нетипичность характера центральной героини была наиболее уязвимой чертой повести.

Большим достижением Григоровича в этом первом его крупном произведении явился язык повести, пронизанный элементами народной речи и обогащенный фольклорной образностью. Удачей писателя были и художественные описания русской природы.

Описания природы в этой повести были средством, при помощи которого автор раскрывал переживания героини и характеризовал условия быта и труда крестьян.

Читайте также: