Литературная гостиная и анненский снег 4 класс конспект и презентация

Обновлено: 06.07.2024

Цель : познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Ф.Анненского.

Задачи:
- расширить знания учащихся о жизни и творчестве И.Ф.Анненского;
- развивать навыки выразительного чтения стихотворения; - формировать творческие способности учащихся;
- воспитывать интерес к русской литературе.

Ход мероприятия.

Ведущий 2(ученик): Культура Серебряного века породила немало утонченных и сложных, порой редкостных явлений, надолго сохраняющих для нас ореол неразгаданности. Среди них – феномен поэта Иннокентия Анненского. История жизни И.Ф. Анненского не богата событиями, но есть в ней свой драматизм.

Будущий поэт родился 20 августа 1855 года. Приблизительно в пятилетнем возрасте Иннокентий перенёс опасную и длительную болезнь, оставившую след на всю жизнь, - тяжелый сердечный недуг. В гимназии учился хорошо, и в 1875 году поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. Здесь он занимается успешно, и болезнь в этот период, видимо, отступила. Анненский избрал своей основной специальностью классическую филологию, получив солидную и разностороннюю подготовку, овладел многими языками; кроме французского и немецкого, которые он знал с детства, и латинского и греческого, входивших в гимназическую программу, это были языки английский, итальянский, польский, другие славянские, санскрит, древнееврейский. Петербургский университет Анненский окончил в 1879 году со званием кандидата историко-филологического факультета (оно присваивалось тем выпускникам, которые представляли сочинения на специально избранную тему, признававшееся научно ценным). Огромный запас накопленных знаний, постоянно пополнявшийся в течение всей жизни, сразу нашел применение в дальнейшей педагогической, научной, переводческой, литературно - критической и поэтической деятельности Анненского.

Осенью 1879 г. он, горячо влюбившись, вступает в брак с женщиной много старше его, матерью двух сыновей - подростков от первого брака – Надеждой Валентиновной Хмара - Барщевской. В 1880 г. у четы Анненских родился сын.

Киевский период оказался непродолжительным: он завершился для Анненского конфликтом с почетной попечительницей Коллегии Екатериной Галаган. Педагогические принципы Иннокентия Федоровича, о который из всех имеющихся источников известно, что они отличались гуманностью, широтой, нестандартностью, пришли здесь в столкновение с чуждыми им нормами.

Анненский всегда отстаивал интересы гимназистов, что ещё более настаивало против него начальство из учебного округа. В первые дни 1906 г. он был удален с директорского поста и переведен на должность инспектора Петербургского учебного округа, периодически требовавшую длительных поездок в разные, нередко и отдаленные, города Петербургской и соседних с ней губерний. Для него, человека уже в летах, с больным сердцем, это было тяжело; теперь он был оторван и от общения с молодежью, которое ему было дорого.

В октябре 1909 г. у Анненского созревает решение покинуть службу в учебном округе, и он подает прошение об увольнении от инспекторской должности. Отставка была дана сразу полная. Решение это датировано 20 ноября, и точно неизвестно, успел ли Анненский узнать о результатах своего прошения. 30 ноября 1909 г. в восьмом часу вечера он скоропостижно скончался от паралича сердца на ступенях подъезда Царскосельского вокзала.

Похороны Анненского, собравшие 4 декабря в Царском селе огромную массу народа, показали, насколько он был популярен и любим как человек и как деятель просвещения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена к уроку литературы. Она включает один из возможных вариантов анализа стихотворения И.Анненского "Снег", а также задание для соамостоятельной работы по восстановлению текста стихотворения "Среди миров"

Иннокентий Анненский Снег

Снег

 5 строф _ _ / _ _/ _ - 2-стопный анапест АВАВ – перекрёстная рифма

_ _ / _ _/ _ - 2-стопный анапест

АВАВ – перекрёстная рифма

Какова его характеристика и роль в тексте?

Первая и вторая строфы посвящены зиме , которую ЛГ не любит . Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка Обуза - тягостная обязанность, забота. Почему любить зиму -тяжкая обуза ?

Первая и вторая строфы посвящены зиме , которую ЛГ не любит .

Полюбил бы я зиму,

Да обуза тяжка

Обуза - тягостная обязанность, забота.

Почему любить зиму -тяжкая обуза ?

Почему любить зиму - тяжкая обуза ? От неё даже дыму не уйти в облака . Дым и облака созданы из воздуха, им присуща лёгкость, свобода. Облака в небе, НАД землёй, и дым стремиться вверх. А зима остужает, удерживает, не пускает. Ограничивает свободу.

Почему любить зиму - тяжкая обуза ?

От неё даже дыму не уйти в облака .

Дым и облака созданы из воздуха, им присуща лёгкость, свобода. Облака в небе, НАД землёй, и дым стремиться вверх.

А зима остужает, удерживает, не пускает. Ограничивает свободу.

Почему любить зиму - тяжкая обуза ? Эта резанность линий, Этот грузный полет, Этот нищенский синий И заплаканный лед! Вторая строфа - назывное предложение. В нём перечислены признаки, характеризующие зиму, и, соответственно, то , чего ЛГ не любит .

Почему любить зиму - тяжкая обуза ?

Эта резанность линий,

Этот грузный полет,

Этот нищенский синий

И заплаканный лед!

Вторая строфа - назывное предложение. В нём перечислены признаки, характеризующие зиму, и, соответственно, то , чего ЛГ не любит .

Почему любить зиму - тяжкая обуза ? Зиме свойственна Эта резанность линий- метафора ( резанность – окказионализм - авторский неологизм, созданный поэтом согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста как лексическое средство художественной выразительности ) Резанность – острота, порез, рана, травма, боль . Резанность линий – категоричность , несгибаемость, избыточная прямолинейность .

Почему любить зиму - тяжкая обуза ? Зиме свойственна

Эта резанность линий- метафора

( резанность – окказионализм - авторский неологизм, созданный поэтом согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста как лексическое средство художественной выразительности )

Резанность – острота, порез, рана, травма, боль . Резанность линий – категоричность , несгибаемость, избыточная прямолинейность .

Почему любить зиму - тяжкая обуза ? Этот грузный полет – оксюморон – сочетание противоречащих друг другу понятий. Грузный – тяжёлый, громоздкий. Полёт- движение по воздуху. В зиме кроется дисгармония .

Почему любить зиму - тяжкая обуза ?

Этот грузный полет – оксюморон – сочетание противоречащих друг другу понятий.

Грузный – тяжёлый, громоздкий.

Полёт- движение по воздуху.

В зиме кроется дисгармония .

Почему любить зиму - тяжкая обуза ? Этот нищенский синий И з аплаканный лед ! Три эпитета относятся к слову ЛЁД . Нищен ск ий – принадлежащий нищему - неимущему, бедному. Ущербность, недостаточность . Синий – мёртвый, лишённый жизни. Безжизненность. Заплаканный – безрадостный, тоскующий, несчастный… Несчастье ЛЁД, в противоположность мягкому снегу, острый, колючий.

Почему любить зиму - тяжкая обуза ?

Этот нищенский синий

И з аплаканный лед !

Три эпитета относятся к слову ЛЁД .

Нищен ск ий – принадлежащий нищему - неимущему, бедному.

Ущербность, недостаточность .

Синий – мёртвый, лишённый жизни. Безжизненность.

Заплаканный – безрадостный, тоскующий, несчастный… Несчастье

ЛЁД, в противоположность мягкому снегу, острый, колючий.

Зима содержит в себе категоричность, несгибаемость, избыточную прямолинейность, противоречие, отсутствие гармонии, ущербность, недостаточность, безжизненность, смерть, отсутствие радости, тоску, печаль, горе, несчастье, травму, рану, боль… За это ЛГ зиму не любит , следовательно, не любит и всё перечисленное выше. Читатель получает представление о внутреннем мире ЛГ, его системе ценностей и мироощущении .

Зима содержит в себе

категоричность, несгибаемость, избыточную прямолинейность, противоречие, отсутствие гармонии, ущербность, недостаточность, безжизненность, смерть, отсутствие радости, тоску, печаль, горе, несчастье, травму, рану, боль…

За это ЛГ зиму не любит , следовательно, не любит и всё перечисленное выше.

Читатель получает представление о внутреннем мире ЛГ, его системе ценностей и мироощущении .

В последней строфе появляется весна (это последнее слово в стихотворении).

В последней строфе появляется весна (это последнее слово в стихотворении).

Лирический герой ЛЮБИТ Но люблю ослабелый От заоблачных нег - То сверкающе белый, То сиреневый снег . Не всё перечислил: в многоточии – недосказанность.

Лирический герой ЛЮБИТ

Но люблю ослабелый

От заоблачных нег -

То сверкающе белый,

То сиреневый снег .

Не всё перечислил: в многоточии – недосказанность.

Лирический герой ЛЮБИТ Но люблю ослабелый От заоблачных нег - Ослабелый от нег – истративший силы, ослабевший от счастья , любви , радости , блаженства . Заоблачная нега – бесплотная, духовная, выше облаков – высокая, лёгкая, противоположна телесной…

Лирический герой ЛЮБИТ

Но люблю ослабелый

От заоблачных нег -

Лирический герой ЛЮБИТ

То сверкающе белый ,

То сиреневый снег .

Сверкающий – блестящий, праздничный, нарядный, лучистый…

Белый – чистый, незапятнанный, неосквернённый. Белый цвет содержит в себе всю гамму красок – полнота и гармония .

Сиреневый – изменяющийся, гибкий; от сирени – цветение, аромат, весна…

Весну ЛГ любит за то, что в ней он находит счастье, любовь, радость, блаженство, нежность, ощущение бесплотности, высоты, лёгкости…

Весну ЛГ любит за то, что в ней он находит

счастье, любовь, радость, блаженство, нежность, ощущение бесплотности, высоты, лёгкости…

Снег принадлежит одновременно зиме и весне. Он посредник, который помогает ЛГ пройти путь от неприятия действительности к примирению с жизнью. Для меня в этом состоит основная мысль стихотворения.

Снег принадлежит одновременно зиме и весне.

Он посредник, который помогает ЛГ пройти путь от неприятия действительности к примирению с жизнью.

Для меня в этом состоит основная мысль стихотворения.

Снег И особенно талый, Когда , выси открыв , Он ложится усталый На скользящий обрыв , Открывает выси – даёт возможность человеку увидеть то, что над повседневностью. Усталый – выполнивший миссию. На скользящий обрыв – опасность, риск (резанность линий), бесстрашие

И особенно талый,

Когда , выси открыв ,

Он ложится усталый

На скользящий обрыв ,

Открывает выси – даёт возможность человеку увидеть то, что над повседневностью.

Усталый – выполнивший миссию.

На скользящий обрыв – опасность, риск (резанность линий), бесстрашие

Снег Сравнение : Точно стада в тумане Непорочные сны – На томительной грани Всесожженья весны. Стадо – животные, не знающие искушения и греха. Непорочность- безгрешие, невинность, чистота … Сон – бесплотность, иная реальность, неограниченные возможности …

Сравнение : Точно стада в тумане

На томительной грани

Стадо – животные, не знающие искушения и греха.

Непорочность- безгрешие, невинность, чистота …

Сон – бесплотность, иная реальность, неограниченные возможности …

На томительной грани Всесожженья весны .

На томительной грани

Всесожжение - библейское название для особого рода жертвоприношений. Жертва, которая сжигалась вся, знаменуя тем самым всецелое предание себя жертвователем на волю Божию.

Всесожжение -

«За стольких жить мой ум хотел,


Сочини стихотворения, используя рифму Иннокентия Анненского

Сочини стихотворения, используя рифму Иннокентия Анненского

_ / _ / _ / _ / светил _ / _ / _ / _ /_ имя… _ / _ / _ / _ / любил, _ / _ / _ / _ / с другими. _ / _ / _ / _ тяжело, _ / _ / _ / _ / ответа, _ / _ / _ / _ / светло, _ / _ / _ / _ /_ света.

_ / _ / _ / _ / светил

_ / _ / _ / _ /_ имя… _ / _ / _ / _ / любил, _ / _ / _ / _ / с другими. _ / _ / _ / _ тяжело, _ / _ / _ / _ / ответа, _ / _ / _ / _ / светло, _ / _ / _ / _ /_ света.

Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, чтоб я Её любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если мне сомненье тяжело, Я у Неё одной ищу ответа, Не потому, что от Неё светло, А потому, что с Ней не надо света.

Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, чтоб я Её любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если мне сомненье тяжело, Я у Неё одной ищу ответа, Не потому, что от Неё светло, А потому, что с Ней не надо света.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Какие прилагательные использует И. Анненский, описывая лёд?

Вопрос 2

Какими цветами сверкает снег в стихотворении И. Анненского?

Вопрос 3

На что ложится усталый снег в стихотворении Анненского?

Вопрос 4

Как сменяли цвета, засыпанные снегом ели?

Вопрос 5

Как называет М. Пришвин п оследние хрустящие остатки льда на дороге?

Вопрос 6

Какое слово пропущено " Солнышко на восходе показалось и мягко закрылось, пошел дождь, такой теплый и . для растения, как нам любовь."?

Вопрос 7

Вставь пропущенное слово " Вспомнишь о хорошем и поймешь: это . "

Вопрос 8

Каким называет М. Пришвин час, который является самым счастливым для деревьев и самым страшным для зверей и птпц?


Несмотря на то, что зима была любимым временем года И. Анненского, стихотворение “Снег” наполнено печалью. И краткий анализ “Снег” по плану поможет понять, почему. Его можно использовать в качестве поясняющего материала на уроке литературы в 7 классе.

Краткий анализ

Композиция – произведение делится на две части. В первой Иннокентий Анненский говорит о зиме как о времени года, которое его тяготит. Вторая часть посвящена предчувствию весны.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.

Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.

Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны“.

Вариант №2

Анненский считал, что зима является неким перерождением, но не каждый сможет проснуться после пробуждения. Автор пишет, что устал от этой жизни и не может больше радоваться красоте природы, а говорит, что она не так прекрасна. Ведь зимой очень много грязи, а такие красивые блестящие глыбы льда похожие на драгоценные камни растают и превратятся в лужи весной. В душе поэта борются два человека, один все в этой жизни украшает, а другой знает настоящее и не хочет себя обманывать. Писатель не хочет вспоминать о прошлом и его неприятностях, а лишь готов смотреть правде в глазе, ведь ему осталось совсем немного времени.

За окном своего имения Анненский видит обычную зиму, которую всегда привык превращать в волшебное время года. Праздники и яркий белый снег это лишь ширма иллюзии, созданная поэтом, на самом деле все не так прекрасно как он об этом пишет. В строках стихотворения писатель будто пытается уйти от самого себя, но он уже прекрасно понимает, что это напрасно. Анненский признается, что действительно любит эту пору года, и она ему очень нравится. В воздухе витает дивный аромат, а все вокруг преображается до неузнаваемости. Холод зимы будто приводит в чувство поэта и возвращает его в реальный мир. Иннокентий Анненский больше не хочется прятаться за иллюзией, а готов идти навстречу своей судьбе. С каждым выпавшим снегом на землю часы жизни писателю неумолимо тают.

Анненский пишет, что совсем скоро придет весна и природа очнется ото сна и все наполнится новыми красками. Для себя же писатель давно решил, что пробуждение для него не будет, ведь он чувствовал скорую свою кончину. Не одно стихотворение Анненского радовало глаз читателя. Все его окружение всегда видели в писателе романтического человека с непростой судьбой, но это не помешало ему писать такие замечательные строки. Хоть зима и принесла печаль писателю, но он не унывал и смог красиво описать красоту родной природы. Даже, несмотря на то, что с его окна был виден обрыв, но когда на него ложился снег, это выглядело сказочно. Анненский в последнюю зиму переосмыслил всю свою жизнь, но не хотел омрачать последние месяцы своей жизни. Данное стихотворение было напечатано уже после его смерти, но его поклонники смогли оценить мастерство Анненского.

История создания

Иннокентий Анненский всегда любил зиму, но в 1909 году она стала для него символом увядания, символом того, что жизнь давит на плечи невыносимым грузом. Поэт сильно болел и, очевидно, предчувствовал свою смерть. Он написал пять вариантов стихотворения “Снег”, история создания которого тесно связана с его мыслями о предстоящей кончине, но только один из них попал в папку произведений, который он хотел бы напечатать. Достали его оттуда уже друзья поэта, в 1910 году опубликовавшие посмертный сборник его стихотворений.

Анализ стихотворений Анненский

  • Анализ стихов
  • Анненский
  • Два паруса лодки одной
  • Дремотность
  • Минута
  • Мучительный сонет
  • Петербург
  • Смычок и струны
  • Снег
  • Среди миров
  • Старая шарманка

Анненский Иннокентий Фёдорович – творец, переводчик, директор учебного высшего учебного заведения, эссеист, критик родился в девятнадцатом веке в Сибири. Будущий поэт был слаб здоровьем и находил радость в мире книг, читал всю доступную литературу в домашней библиотеке. Большое влияние на формирование блестящего переводчика и знатока русской словесности оказал старший брат Николай Фёдорович Анненский, который фактически взял его под своё крыло и поселил в свою семью.

Иннокентий Фёдорович Анненский тонкий и образованный человек, оставил свой замечательный след в русской литературе Серебряного века людям на радость.







Тема стихотворения – конец жизни и зима, которая напоминает автору об этом конце. Поэт описывает чувства, которые он испытывает в связи с тем, что прожито уже много лет и жизнь подошла к закату. Он устал и нести свой крест, и даже радоваться зиме, которая когда-то была его любимой порой в году. Анненский видит, что преклонение перед природой, радость от смены времен года – это всего лишь иллюзорна попытка человека уйти в выдуманный мир. И все же он любит этот мир и вспоминает о нем с ностальгией.

Тематика, жанр и композиция

Но он все-таки любит жизнь и ностальгирует об ушедших временах, когда не приходилось задумываться о реальности. Через смерть приходится пройти каждому человеку, он вспоминает прошлое с теплотой и словно принимает происходящее, несмотря на грусть и негодование.

Условно можно выделить две части стиха, на которые автор умышленно поделил весь текст:

Иннокентий анненский снег

  • Посвящение слов зиме, словно времени года, начавшему тяготить поэта. Больной человек не может радоваться снегу, как и падающим листьям осенью в сентябре, схожем своими красками с аметистом, макам с ароматом лета, распусканию весенних почек на деревьях, голубому небу. Автора больше не радуют привычные вещи, а из-за снега ему стало проблематично выходить на улицу.
  • Приход весны, которая все-таки прекрасна, ведь именно она становится периодом пробуждения всего живого и природы, что особо приятно, учитывая леденящий снег и мороз за окном.

В этом стихотворении Анненский старается максимально красноречиво описать пейзажи, которые видит за оконными стеклами. Философские мотивы с размышлениями о вечной иллюзии со сменой времен года наталкивают на мысли о жалкости существования людей и скором приходе конца жизни.

Пейзажно-философский стих написан анапестом с перекрестным рифмованием слов, что позволяет поэту максимально тонко передать испытываемую им горечь из-за последних своих минут. Состоит он из пяти трехсложных строф, ударение приходится на третий слог.

Средства выразительности

Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу. В стихотворении “Снег” встречаются:

  • Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
  • Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
  • Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны”.

Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.

Тропы и образы

Добродетель… Твою добродетель Мы ослепли вязавши, а вяжем… Погоди – вот накопится петель, Так словечко придумаем, скажем…

Особую роль в создании необычной, за душу хватающей образности как всегда у Анненского играют эпитеты: ночи тюремны и гулки, сны паутинны и тонки, их одежда темна и убога, чулок бесконечный и серый и т.д. Кроме ряда эпитетов, характеризующих эстонок, дана целая россыпь эпитетов, характеризующих русскую либеральную интеллигенцию: сердобольные газеты; пальцы руки твоей тонки; ты ж, о нежный, ты кроткий, ты тихий – и вдруг:

В целом мире тебя нет виновней!

От заоблачных нег — То сверкающе белый, То сиреневый снег…

И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане Непорочные сны — На томительной грани Всесожженья весны.

Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

О чем же это стихотворение?

Читайте также: