Литература древнего рима конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Основной общей особенностью обеих литератур является, по мнению А.Ф. Лосева, то, что они вырастают на почве двух первых общественно-экономических формаций человеческой истории и поэтому весьма близки к земным потребностям человека и лишены того нематериального, исключительно духовного, или, как говорят, спиритуалистического, характера, которым отличается литература средневековья.

Для обеих античных литератур последней и окончательной реальностью является объективный космос, одушевленный, но обязательно материальный и чувственно воспринимаемый.

Все их демоны, боги являются порождениями земли, и им свойственны любые пороки, слабости и даже злодеяния, что и самым обыкновенным людям. Этот земной характер отличает обе античные литературы, какие бы различия мы в них ни находили.

Другой общей их особенностью является то, что они проходили одинаковые периоды социального развития. В Риме была своя общинно-родовая формация, создавшая обширную устную словесность. Общинно-родовая формация переходила в рабовладельческую, а рабовладельческая, так же как и в Греции, была сначала республиканской, а потом в результате больших завоеваний стала военно-монархической, императорской. И рабовладение было здесь сначала мелким, простым и непосредственным, а потом стало крупным и весьма сложным, для чего понадобился огромный административный аппарат империи.

Но обе эти особенности, общие двум литературам, получают свой конкретный вид только при учете различий той и другой литературы.


Три специфические особенности римской литературы

а) римская литература выступает на мировой арене, по крайней мере, на 400–500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, следовательно, римская литература является гораздо более поздней, а, значит, и более зрелой. Культура Рима в целом находится под сильным влиянием культуры Греции.

Итак, римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

в) Из этих особенностей литературы – более позднего ее происхождения и ее эллинистической природы – выступает еще третья особенность. Когда речь заходит о Древнем Риме, то становится ясно, что эллинизм как проявление упадка для классической Греции на Апеннинском полуострове, да и во всей империи приобретает колоссальные невиданные доселе размеры. Грандиозные масштабы республики, а затем империи, небывалый размах социально-политической жизни, бесчисленные войны, тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия и, главное, юриспруденция – всё это не шло ни в какое сравнение с маленькой и разъединённой классической Грецией. Если эллинизм в целом отличается, прежде всего, появлением в культуре индивидуального личного начала, то в случае с Римом этот индивидуализм, благодаря колоссальным размерам сначала республики, а затем империи, приобретает черты невероятного универсализма. Эллинистический индивидуализм теперь причудливым образом сочетается с эллинистически-римским универсализмом. Представления о личности в этот период развития античной литературы вырастают до гигантских, колоссальных размеров. Скорее всего, это тот самый титанизм, который наиболее ярко даст знать о себе в эпоху Возрождения, которая почти вся через учёную латынь будет ориентирована в основном на римскую традицию.

Римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Апулей (II в. н. э.) создавал такие сильные и страстные характеры и сцены, которые можно сравнить только с шекспировскими. Плутарх, о котором уже шла речь выше, творил в период римского владычества и его образы Юлия цезаря, Брута, Марка Антония и Клеопатры буквально перекочевали в шекспировские трагедии.

Это сочетание индивидуализма и универсализма римской культуры нашло своё выражение в римском праве. Дело в том, что римское право, так же как и греческая и римская литература и искусство, сделались культурным кодом сначала самого Рима, а затем всей последующей европейской цивилизации.

Возьмём хотя бы архитектуру. Рим создал новую архитектурную форму – свободно держащийся свод, переходящий в дальнейшем в купол. Достаточно сравнить римский Пантеон с приземистым греческим храмом, чтобы почувствовать римское чувство жизни и красоты, столь оригинальное и столь могучее, что вся последующая история архитектуры только и была историей сводчатых построек с теми или другими греческими элементами. Купольный свод – это и есть архитектурное воплощение того самого универсума, который будет так характерен для всей эпохи римского эллинизма. Купол воплощает закон больших величин, воплощает величие империи, которое возносится над всем индивидуальным, и это индивидуальное подчинит себе.

В этой системе ясно видно, что личность при всей казуистике законов равноположена огромному государству. Более того, личность сама по себе начинает восприниматься как отдельное государство, против которого Сенат и Народ Рима предъявляют свои иски. Но если человек заражён этим гигантизмом, то он уже перестаёт быть властен над самим собой. Его внутреннее я издёргано вконец, он сам ни за что не отвечает, он не способен контролировать свои эмоции, свои мысли.

«Мы раздражаемся по пустякам,

Когда задеты чем-нибудь серьёзным.

Бывает, палец заболит, и боль

Или ещё один пример малообъяснимых для человека эмоций из того же Шекспира:

«Жизнь – слабый призрак и плохой актер,

Что бродит без толку свой час по сцене —

И не слыхать о нем. Это рассказ

Безумца, полный шума и эмоций,

Так, например, комедии Плавта и Теренция хотя формально и являются подражанием новоаттической комедии, например Менандру, но их натурализм и трезвая оценка жизни, использование окружающего быта и драматизм их содержания являются особенностью именно римской литературы. Этот драматизм почти всегда присутствовал на ярких судебных заседаниях, когда решалась судьба того или иного гражданина и когда в качестве доказательства скрупулёзно изучались все малейшие детали происшедшего.

Лукреций создает грандиозные картины возникновения всего мироздания и вообще весь проникнут пафосом универсализма. Но ни у кого, как у Лукреция, не выступает так отчетливо интуиция маленькой человеческой индивидуальности, часто ничтожной и жалостной, которая стонет, плачет и, в конце концов, гибнет под напором неотвратимых сил природы и общества.

«Кто из богов мне возвратил

Того, с кем первые походы

И браней ужас я делил,

Когда за призраком свободы

Нас Брут отчаянный водил?

С кем я тревоги боевые

В шатре за чашей забывал

И кудри, плющем увитые,

Сирийским мирром умащал?

Ты помнишь час ужасный битвы,

Когда я, трепетный квирит,

Бежал, нечестно брося щит,

Творя обеты и молитвы?

Как я боялся! как бежал!

Но Эрмий сам незапной тучей

Меня покрыл и вдаль умчал

И спас от смерти неминучей.

А ты, любимец первый мой,

Ты снова в битвах очутился…

И ныне в Рим ты возвратился

В мой домик темный и простой.

Садись под сень моих пенатов.

Давайте чаши. Не жалей

Ни вин моих, ни ароматов.

Венки готовы. Мальчик! лей.

Теперь не кстати воздержанье:

Как дикий скиф хочу я пить.

Я с другом праздную свиданье,

Следует отметить, что такое сочетание несочетаепого: индивидуального, интимного, как у Катула, и универсального, гигантского, как у Горация в его одах, не могло не повлиять на личность. Эта личность под влиянием гигантских размеров Рима (по своим масштабам Рим превосходил намного весь современный Евросоюз, ему еще принадлежал и север Африки, а не только Западная и частично Восточная Европа) постоянно впадала в некое экстатическое, почти истерическое состояние. В результате, по мнению А.Ф. Лосева, был сформирован особый эстетический принцип. Эта эстетика выражалась в торжестве социального и вещественного, или грубо материального. Отсюда такое значение для римской эстетики будет играть цирк и гладиаторские бои.


Периодизация римской литературы

а) Доклассический период. До половины III в. до н. э. этот период называется обычно италийским. В течение его Рим, первоначально маленькая городская община, распространил свою власть на всю Италию.

С середины III в. возникает письменная литература. Она развивается в эпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья (включительно по первую половину II в.) и начавшихся гражданских войн (вторая половина II в. – 80-е годы I в. до н. э.).

б) Классический период римской литературы – это время кризиса и конца республики (с 80-х годов до 30 г. I в., до н. э.) и эпоха принципата Августа (до 14 г. I в. н. э.).

в) Но уже в начале I столетия н. э. вполне отчетливо намечаются черты упадка классического периода. Этот процесс деградации литературы продолжается до падения Западной римской империи в 476 г. н. э. Это время можно назвать послеклассическим периодом римской литературы. Здесь следует различать литературу расцвета империи (I в. н. э.) и литературу кризиса, падения империи (II–V вв. н. э.).


Биография и образ творчества

Плавт использовал сюжеты новоаттической бытовой комедии Дифила, Демофила, Филемона и Менандра, но не сюжеты Аристофана, потому что его комедии были слишком политически остры и проблемы, поставленные в них, не были актуальны для Рима III–II вв. до н. э. Сюжеты же бытовой новоаттической комедии Плавт с успехом использовал, усиливая демократическую направленность, элемент грубоватого комизма, буффонады, придавая им специфически римскую окраску.

Богатый сосед Мегадор сватается к дочери Эвклиона, Федре, полагая, что бедная невеста не столь расточительна и ленива, как богачка. Но Эвклион видит в сватовстве зажиточного человека коварный умысел. Он думает, что Мегадор узнал про клад и хочет завладеть им. Пока Эвклион колеблется дать согласие, с Федрой вступает в любовную связь племянник Мегадора, Ликонид. Федра ждёт от Ликонида ребенка.

Искусство Теренция в большей степени греческое, чем римское, в его пьесах отсутствует италийский колорит Плавта, нет отсылок к италийским местам или событиям. Теренций старался по возможности точно воспроизвести мысль и стиль греческого подлинника.

Хотя писал Теренций по-латыни и для римского зрителя, его персонажи носят греческие имена и предполагается, что действие часто происходит в Элладе. Так и в данном случае.

Суровый старик Менедем так допекал сына своего Клинию за увлечение бедной соседской девушкой, что тот был вынужден сбежать из родительского дома на военную службу.

Но, несмотря на это, сын любит отца. Со временем и Менедем раскаивается. Тоскуя по сыну и мучаясь угрызениями совести, он решил изнурить себя непрерывным трудом в поле. Заодно Менедем продаёт большинство своих рабов (они ему теперь почти не нужны) и многое другое: к возвращению сына хочет накопить приличествующую случаю сумму.

Клиния влюблён в бедную и честную Антифилу и, не в силах дольше терпеть разлуку, тайком возвращается. Но не домой (он все ещё страшится гнева отца), а к другу – соседу Клитофону, сыну Хремета.

А Клитофон увлечён гетерой Вакхидой (что требует значительных затрат). Родители, естественно, не знают об этой страсти непутёвого сыночка.

В комедийную интригу активно вмешивается Сир – умный и смекалистый раб Хремета (он надеется на вознаграждение). Оба юноши и Сир договариваются, что приведут Вакхиду в дом Хремета, выдавая ее за ту, которой увлечён Клиния. Так и происходит. В роли же служанки Вакхиды выступает скромная Антифила. И не только она: Вакхида прибывает с целой свитой слуг и рабов. И Хремет (думая, что это – возлюбленная Клинии) безропотно кормит и поит всю ораву. Он же, наконец, сообщает Менедему, что сын его тайно вернулся. Радости старого отца нет предела. Ради вернувшегося сына он теперь готов на все: принять в дом не только его, но и невесту, какая бы она ни была! Менедем стал теперь кротким и уступчивым.

Тем временем на сцене появляется Сострата – мать Клитофона, жена Хремета. По ходу действия внезапно выясняется, что Антифила – родная дочь Хремета. Когда она появилась на свет (не ко времени, вероятно), раздосадованный отец велел Сострате бросить ребёнка…

Антифилу воспитывала добродетельная старушка, привив ей все лучшие качества, коими должна обладать порядочная девушка. Родители радостно признают Антифилу своей дочерью. Рассеиваются и сомнения Клитофона, родной ли он сын своих родителей и будут ли они его любить по-прежнему. Ведь сын-гуляка обманным путём вверг отца в немалые расходы. Но и гетера Вакхида в конце концов оказывается не такой уж бессердечной и распущенной.

Технику построения комедий Теренция, их изящный латинский язык использовали в своих церковных драмах средневековые драматурги. Так, монахиня Гросвита Гандерсгеймская (X в.) откровенно признается, что в своих церковных драмах использовала композицию, изящный язык комедий Теренция, их драматургическую технику, но в иных целях: античный комедиограф прославляет плотскую любовь, а она славит веру в бога.

Форум это центральная площадь Рима.

Большой цирк – место, где проводились гонки колесниц.

Базилика это тип строения прямоугольной формы.

Фреска это роспись по сырой штукатурке.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В. П. Буданова. – М.: АСТ., 2006.
  3. Книга для чтения по истории древнего мира. Под ред. Немировский А. И.– М.: Просвещение, 1991.
  4. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. – М.: Учпедгиз, 1953.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Даже колоны (крестьяне Древнего Рима) из Италии и провинций стремились ежедневно попасть в Вечный город. Кто-то приезжал по торговым делам, кто-то за выгодной должностью на службе у императора. Были и те, кто приезжал посмотреть на гладиаторские игры в Колизее, вмещавшем около 50 тысяч человек, или гонки колесниц в Большом цирке.

Пантеон (храм всех богов) был основной достопримечательностью Рима. Храм венчал купол, похожий на половину шара и был возведен из кирпича и бетона, внутри облицован мрамором.

На Форуме – центральной площади Рима находился храм Сатурна, храм хранительницы домашнего очага Весты, колонна Миллиарий (от которой вёлся отсчет расстояния не только в Риме, но и за его пределами), размещались базилики, в которых заседал сенат и проводились судебные разбирательства. Почти каждый император мечтал увековечить память о себе, построив собственный форум. Так в Риме появились Форум Цезаря, Форум Августа, Форум Траяна и другие.

Римляне любили посещать театральные представления. Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н. э. полководцем Гнеем Помпеем Великим. Театр Марцелла был построен в 12 году до н. э. и вмещал 11 тысяч зрителей. Актеры использовали маски и разноцветные одежды для того, чтобы зрители понимали, кто перед ними – старик или юная дева. Все роли в римском театре играли мужчины. Женщины на сцену не допускались. Театральное ремесло считалось недостойным занятием.

Римской цивилизацией тысячелетиями восхищались из-за очень высокого уровня жизни и благоустройства города. Греки в городе первым делом строили храм и театр, а римляне – водопровод, дороги и бани.

Популярнейшее развлечение римлян – цирковые зрелища. В первую очередь это были лошадиные бега: обычно 4 колесницы соревновались в скорости на овальной арене здания Большого цирка в Риме.


Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников – Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.

Римляне оставили свой след в ораторском искусстве i блестящие речи римского оратора I в. до н. э. Марка Туллия Цицерона.

Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.

Огромное внимание у римлян уделялось закону. Именно римляне дали миру лучшую систему законодательства, которая легла в основу права многих современных стран.

В греческих школах детей учили писать на поэмах Гомера, а римских – на переписывании римских законов. Римляне верили, что всё должно быть прописано в законе, все отношения должны быть оформлены договором, который нужно соблюдать.

Римляне были язычниками (до принятия христианства в IV в. н. э.), т. е. верили в множество богов. Римляне полагали, что за каждый элемент этого мира отвечает отдельный бог, поэтому у римлян было около 7 млн богов.

В римской языческой религии основное внимание было обращено не к вере, а к формальному соблюдению обрядов. Если в обряде допускалась ошибка, его повторяли столько раз, сколько будет нужно.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Монументальность – характерная черта архитектуры Древнего Рима.

Для укрепления монолитных сооружений римские зодчие использовали аркады (арочные проемы).

Амфитеатры использовались для коронации императоров Рима.

Основой для развития архитектуры Древнего Рима послужила архитектура Галлии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Интегрированный урок по мифам древнего Рима .

Обучающиеся: закрепить у учащихся основные мифы древнего Рима и отличать их от мифов других стран .

Развивающиеся: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем

творческого характера; уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности ;формировать гуманистическое мировоззрение учащихся

Оборудование урока : презентация ,раздаточный материал, карта древнего мира.

Учитель . Сегодня на уроке мы совершим с вами путешествие по мифам Древнего Рима. Для того, чтобы это сделать, давайте вспомним, что такое миф?

(Миф- это представление человека о мире , сказание о происхождении богов и людей. Мифы - рассказы, в которых люди объясняли различные явления жизни.)слайд № 1,2

Учитель .Путешествовать мы с вами будем вместе с героями погибшей Трои: Энеем и его спутниками, пройдем тем же путем, который прошел он, чтобы найти новую родину по пророчеству великого Аполлона. слайд № 3

Давайте с вами вспомним ,почему погибла Троя и Энею пришлось покинуть свою прекрасную, так еще недавно страну. слайд № 4(Богиня Афродита помогает Парису похитить у спартанского царя Менелая красавицу жену Елену

Менелай собирает большое войско и идет на Трою. Целых 9 лет длится осада ахейцами города. На десятый год Одиссей убедил ахейцев соорудить деревянного коня .С помощью Афины художник Элей соорудил из дерева прекрасного коня с таким просторным нутром, чтобы могли

поместиться в нем ахейские герои. Троянцы втаскивают коня в город, вечером устраивают празднество, когда город затихает ,Одиссей выходит из нутра коня, открывает ворота, греки

входят в Трою. Много дней и ночей идет битва. Город гибнет. Эней , так долго бившейся во взятом ахейцами городе, не видя никакого другого выхода, решился бежать из древних аэтов.)

Учитель . Кто описал события, которые произошли в Трое?

У.У Леонида Киселева есть прекрасное стихотворение " После Троянской войны". Я начну , а вы продолжите:

Нищий телом и духом нищий,

Едва прикрытый каким-то тряпьем.

Я осматривал пепелище

И разыскивал свой дом.

Д.Греки в лоханках своих расселись,

Но ветра не было. Целый день

Их паруса, как заново в сердце,

Торчали в морской воде.

Потом уплыли. И чист горек

Волны белокурой всхлип.

И можно мечтать о том , что море

Проглотит их корабли.

Руины пахнут золой и зноем,

Зовут на борьбу и месть.

Лежит убитый троянский воин

И крепко сжимает меч.

Сверкает солнце на медном шлеме

Перекую этот меч на лемех ,

Лемех теперь нужней.

Троянские женщины и мужчины

Убиты и взяты в плен,

Мою невесту в края чужие

Везут на греческом корабле.

Я нищий телом и духом нищий,

Один в сожженной земле.

Нужно построить себе жилище.

Нужно посеять хлеб.слайд №6

Учитель . Итак, мы садимся на корабль и движемся по морю. На карте Древнего мира находим Трою.

Покидаем ее и первую остановку мы делаем .

Учитель .Почему Эней очень быстро покидает Фракию ?

(Эней ,готовясь принести жертвы богам, хотел украсить алтари молодыми деревьями

и пошел за ними в близ лежащий лес, но увидел страшное чудо: с корней деревьев падали капли черной крови. Вырвав же третье деревце, Эней услышал голос:" О, за что ты разрываешь мое тело на части ? Беги из этой жестокой и корыстолюбивой страны. Я сын Приама, Полидор. На самом этом месте упал я, пронзенный тучей копий, из них выросло деревья, которые ты видишь!" Пораженный Эней поспешил в город и возвестил о виденном отцу и вождям народа. Все тотчас решили покинуть эту страну, предварительно успокоив душу Полидора жертвоприношением.)

Учитель . Куда далее отправился Эней? слайд № 6

(Потом на остров Крит, на котором начинается неожиданно мор изасуха.А дальше на остров Делос, где получают пророчество Аполлона о новой Отчизне.)

Учитель . Что было предсказано Энею?

(Чтобы он искал без устали обетованную родину на далеком западе, В Италийском краю, где от троянцев должно произойти великое племя.)

Учитель . Повинуясь воле богов , Эней повел корабли в те воды, где незадолго до него скитался Одиссей.

На одном из островов троянцы встречаются с гарпиями. Что стало причиной ссоры? И как им отомстили гарпии? слайд № 7

(Троянцы ловили их животных и стали готовить себе обед , когда яства были готовы, вдруг с соседних скал налетели гарпии. Они с шумом и криком бросились на еду ,все разбросали. Троянцы, озлобившись, схватили мечи и щиты стали рубить их, пока не прогнали. Одна из гарпий, Целена, села на вершину скалы и зловеще воскликнула: " . Слушайте, что с вами будет за это. Вы достигните Италии, как вам сказано, но прежде чем построить город вас настигнет страшнейший голод, так что вынуждены будете грызть столы из-за недостатка пищи!" - сказав это, гарпия улетела.)

Учитель . Мы направляемся к западному берегу Италии вокруг Сицилии, троянцы обошли стороной Сицилу и Харибту и заходим в бухту. Слайд №8

Как вы думаете , что слышится в музыке и к какой бухте это относится?

Учитель . В каком произведении встречается эта бухта?

(В поэме Гомера "Одиссея")

Учитель. Как вы думаете способны ли циклопы испытывать такие же чувства , как и люди?

(Да. Нереида и Галатея и сын Фавны ,и нимфы Семифиды, Акис полюбили друг друга. Но

в то же время преследовал своей безграничной любовью Галатею исполинский циклоп Полифем.

Страсть к Галатее овладела им . Появилось желание нравиться , и он стал заботиться о красоте тела. Циклоп часто приходил на скалистый берег со своими овцами, брал свирель и сильно дул в нее. Восхвалял красоту Галатеи. Однажды Полифем увидел Галатею и Акиса вместе , разозленный

он крикнул: " Вижу вас".испуганная Галатея нырнула в море , а Акис сбежал. Дикий циклоп преследует его ,отторгает от горы скалу и мечет ее в юношу. Юноша раздавлен. Умоляющие о спасении родители и Галатея не могли оживить Акиса, но превратили его в реку.)

Учитель . Что же Эней увидел в этой бухте?

(Когда троянцы подплыли к острову, из ближайшего леса выбежал человек. О себе он сказал, что он один из спутников Одиссея. Пока они слушали рассказ чужеземца, на появился гигант Полифем со своим стадом. Дойдя до берега моря, он омыл свой выжженный глаз , потом вошел в море. Троянцы поспешно уплывают. Слепой великан, услышав шум весел бросился вслед за кораблями, но не мог догнать их и поднял страшный рев, на который сбежались все циклопы с гор и лесов.)

Учитель .Благополучно отплыв от грохочущего вулкана Этна, мы продолжаем путь.

Вдруг на нас между Сицилией и Африкой обрушивается буря. Кем она послана?

(Богиней Юноной) слайд № 9

Учитель . Почему она так рассержена на троянцев?

(Повелительница Олимпа не могла забыть суд Париса и, кроме того знала,что потомкам Энея, родившемся в Италии, суждено будущем разрушить Карфаген.)

Учитель .Наш корабль у берегов Африки. Проходит год. Эней счастлив .Что заставляет Энея покинуть свою возлюбленную Дидону?

(Юпитер посылает к Энею Меркурия с приказанием оставить Карфаген и плыть в Италию. Эней с сокрушенным сердцем повинуется повелению Юпитера, тайно отправляется в путь. Несчастная царица решается умереть. И последний прощальный взгляд умирающей был обращен в ту сторону , где вдали виднелись паруса.)

Учитель . Что вам кажется более важным : личное счастье или великие дела?

Учитель . Мы движемся дальше, куда же направил Эней свои корабли? Слайд №10

( По отплытию из Карфагена троянцев настигает буря и прибивает к оконечности Сицилии, к царству Ацеста. Здесь Эней на могиле отца пир и игры в память покойного.)

Учитель . Троянцы устраивают игры, показывают свою ловкость, умение хорошо стрелять из лука и бегать.А мы проверим знания мифов Древнего Рима. Мы отошли от пирующих воинов и подошли к поляне. (Весь класс разбит на группы по 5 человек)Итак, давайте проведем конкурсы.

Задание 1. Какая группа за З минуты вспомнит название всех мифов , связанных с растениями.

(Ответ."нарцисс и эхо","Гиацинт", "Адонис","Кипарис", "Филемон ИБавкида", "Пирам и Тизба", "Дафна".)

Задание №2 .На столе разложены картинки ( ласточки, паука, лягушки. дельфина, кабана).В каждой из них зашифрован миф. Один из членов команды выбирает карточку и, посоветовавшись с группой, рассказывает миф.

Задание 3. Сценки - загадки от каждой команды.

Задание 4 . На каждый стол даются отрывки из всевозможных мифов, дети должны найти свой по заданию и расположить в определенной последовательности и прочитать.

Задание 5. По описанию назвать бога. Слайд №11

а) . кровожадный бог . не был особенно почитаемым у греков. И только римляне установили настоящий его культ. (Марс)

б)Рожденная из морской пены, окрашенной кровью раненого Урана, богиня . (Венера)

в). сын Кроноса, брат Юпитера, он внушал всем большой страх, потому что ему приписывали колебания почвы, и когда начиналось землетрясение, ему приносили жертвы. (Нептун) слайд № 12

г). бог, карающий и насылающий на человечество разные бедствия, он ,вместе с тем, как бог солнца ,является исцелителем и исправителем бед. ( Аполлон)

Подводим итоги конкурса. Называем группу знатоков.

Учитель .Троянцы садятся на корабли и продолжают путь дальше к западному берегу Италии до тех пор, пока корабли не вошли тенистое устье Тибра. Слайд №7

Что же мы знаем об этом полуострове в виде сапожка?

(Италия располагается на Апеннинском полуострове в центре Средиземного моря. Полуостров назван так по имени Апеннинских гор , которые тянутся вдоль его голенища с севера на юг. А еще по имени племен, которые там проживают, он называется Италией. Кроме италиков, в этих землях, жили латины, самниты, сабиняне. В начале железного века италики отставали в своем развитии от греков, их главным занятием было скотоводство.)

Учитель . Кто жил в этих землях , кроме италиков?

(По соседству с италиками, на реке Тибр проживал высококультурный народ - этруски. Согласно преданию, этруски перебрались на Апеннинский полуостров по морю из Малой Азии. Они были искусными мореходами и пиратами. Греки звали их тирренами и по их имени называли западное море Тирренским.)

Учитель . Южная граница Этрурии проходила по реке Тибр. За Тибром начинался Лаций - - область небольшого италийского племени - латинов.

Мы немного познакомились с местом, куда прибывают троянцы. Скажите, кто из древних римских

поэтов описал путь Энея?

(Вергилий в поэме"Энеида")

Учитель .Давайте завершим наше путешествие строчками из поэмы Вергилия "Энеида", когда Эней видит землю:"(Ветер внезапно упал, дуновенья больше не морщат . Первые там дома заложил и стены воздвигнул."

Учитель . Мы в Лации. Правивший в тех краях царь Литин равнодушно принял странников и просватал за Энея единственную дочь Лавинию.

Почему между троянцами и местными пастухами возникает вражда?

(Богиня Раздора, посланная Юноной, поссорила пришельцев с местными пастухами и возбудила великую войну. Против троянцев объединились обитатели Лации и другие италийские племена, во главе которых стоял могучий Турн - первый в Лавинии. Но на помощь пришли этруски и греческие поселения.)

Учитель . Чем заканчиваются события?

(По смерти Турна царь Латин охотно отдает Энею руку дочери, и латинцыи троянцы соединились в один народ. Эней построил себе близ Тибра город и назвал его в честь супруги Лавинией.

Через тридцать лет после основания ЛавинииАсканий, сын Энея, основал город Альбу Лонгу. Триста лет спустя Ромул и Рем из рода Аскания основали Рим, которому назначено было владычество над всем подлунным миром) слайды № 13- 20.

Учитель .Я покажу сейчас фрагмент , в котором говорится о том, как был создан Рим, все ли события отражены в этом эпизоде.

Учитель . Наше путешествие подошло к концу. Мы прошли свой путь, опираясь на знания мифов Древнего Рима. Как вы думаете , зачем людям Древнего Рима были нужны мифы?

(Для того ,чтобы объяснить явления природы .Они придумали богов, которые отвечали за разные природные явление( грозу, шторм, засуху).)

Учитель . Значит мифы существовали только у древних римлян?

Учитель . Можно ли сказать, что у древних народов было мифологическое мышление? (Да).

Учитель . Как вы понимаете понятие мифологическое мышление?

(Мифологическое мышление - это нереальное восприятие мира в отличие от реального.)

Учитель . Скажите , верили древние греки, римляне, египтяне в реальное существование того мифического мира, который они создали?

Учитель. итак, для древнего грека, римляна, египтянина его нереальный мир был так же реален, как для нас полеты в космос и многое другое.

Для закрепления материала мы напишем тест.

1.Как называется место, в которой петух не возвещает о возвращении зари?

а) Ад б) Лация в) Троя

2. Чьим сыном является Морфей?

а)бога Смерти б)бога Сна

3.Именем какой реки Ада клялись боги, произнося клятвы, и эти клятвы считались нерушимыми и страшными.

а)Ахеронт б)Тибр в) Стикс

4. Назовите основные атрибуты Нептуна?

5. Окаком боге идет речь: бог увенчан лаврами, он держит в одной руке руль , символ . а в другой у него рог изобилия, наполненный плодами, подле него лежит волчица, вскормившая Ромула и Рема.

Тема: Древнейший Рим Цели: Познакомиться с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима; Познакомиться с легендой об основании Рима; Выяснить, каким был политический строй в Риме Развивать умение работать картой, находить нужную информацию; Описание страны. Апеннинский полуостров с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысок

ВложениеРазмер
drevneyshiy_rim.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок истории Древнего мира в 5-м классе

по теме "Древнейший Рим"

- познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима;

- познакомиться с легендой об основании Рима;

- выяснить, каким был политический строй в Риме

- развивать умение работать картой, находить нужную информацию;

Оборудование: Карта “Древний Рим”, презентация, компьютер.

1. Организационное начало урока.

- Сегодня на уроке мы с вами начнём изучать ещё одну древнюю цивилизацию, которая называется Рим. В наши дни Рим – это столица государства Италии, а в древности он был главным городом, в котором процветало очень сильно рабовладение. Это государство, как и его главный город, называлось Рим.

Вас ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную вам до этого урока, но знания, полученные на этом уроке, будут необходимы вам продолжительное время – и для изучения новых тем по истории во всех последующих классах, и на уроках литературы и ИЗО, да и просто в обычной жизни. Возможно, многие слова и термины, изученные на этом уроке, вы уже слышали, так как они используются в повседневной жизни, в средствах массовой информации, но значение этих слов вы узнаете сегодня.

- Если мы из Греции сядем на корабль поплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы - в Рим . Покажите этот путь на карте.

( работа с картой на доске и в учебниках)

3. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя.

- Ребята, а что вы знаете об этой стране? ( Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, правил Нерон)

- Апеннинский полуостров с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

- С историей какого полуострова мы с вами познакомились на предыдущих уроках?

- Какое государство на нём находится

Через Апеннинский полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности , удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы . Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

- Вспомните, чем занимались греки? ( выращивали оливки, виноград, разводили овец).

На Балканском полуострове

На Апеннинском полуострове

Климат тёплый, благодатный

Омывается Эгейским и Ионическим морями

Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

Рельеф горный, мало равнинных мест

Рельеф - долины, равнины, холмистые местности

Выращивали виноград и оливки, ремесло, выращивали коз и овец, занимались ремеслом.

виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов

- Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)

- Скажите, как вы думаете, кто является основателем данного государства? (человек, народ)

- Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?

2) работа по учебнику:

Прочитаем легенду об основании Рима ( стр. 204-206, почитание Весты и Марса)

Марс – бог войны.

Веста – богиня семьи и хранительница очага.

Весталка – жрица богини Весты.

Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.

3) Город на семи холмах и его обитатели.

- Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом. – записать в тетрадях.

“Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.

- Задолго до даты основания Рима на холмах левобережья Тибра стали селиться племена. Они постепенно обустраивались.

- Ребята, а сейчас послушаем старинную итальянскую музыку. Слушайте внимательно и думайте, какие чувства у вас она вызывает и представления об этой стране.

- Чем же занималось население ?

1) осушали болотистые низины между холмами,

2) возводили укрепления

3) строили храмы богов

4) выбирали общих правителей

Что же представляли собой дома римлян? ( стр. 206) Они жили в круглых хижинах , стены которых были сделаны из прутьев, а затем обмазаны глиной. Возле каждого дома находились сад и огород, а за пределами города были общие пастбища и поля. Римляне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, лён.

- А каких животных они разводили? ( рогатый скот, свиней, коней, ослов)

- У римлян развивалось и ремесло: кузнечное дело, ткачество, изготовление гончарных изделий)

- А ещё римляне воевали, и возвращаясь домой, они угоняли скот, захватывали оружие, пригоняли рабов, а также отвоёвывали новые земли. И очень скоро владения римлян выросло во много раз. – план города.

6) Работа с документом. Стр. 207- легенда ( записать термины)

- Римский народ делился также на патрициев ( древнейшие жители Рима ) и плебеев ( переселенцы из других областей Италии ) Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Сформировался Сенат. О нем мы узнаем на следующих уроках. Он стал важным органом управления, а его членами стали коренные жители.

- Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда.

Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.

- Высшая власть принадлежала Народному собрания, которое состояло только из мужчин

Произошло это в 509 году до н.э.

Но об этом событии мы с вами будем говорить на следующем уроке.

4. Подведение итога урока.

1. Работа в рабочих тетрадях. ( начать выполнение № 55)

5. Домашнее задание.

Параграф 44, записи в тетрадях, вопрос № 2,3 стр. 208 (П)

Самоанализ открытого урока учителя истории.

Урок по теме: "Древнейший Рим"

Тип урока: урок изучения нового материала

- познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима;

- познакомиться с легендой об основании Рима;

- выяснить, каким был политический строй в Риме

- развивать умение работать картой, находить нужную информацию;

Методы обучения: частично-поисковый.

Формы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование урока: Карта “Древний Рим”, презентация, компьютер.

Урок разбит на следующие этапы:

1. Организационный момент.

3. Изучение нового материала:

- работа с таблицей;

- работа с учебником;

- работа с документами.

4. Подведение итогов урока.

5. Постановка домашнего задания.

6. Подведение итогов урока.

Для лучшего усвоения урока была подготовлена презентация с наглядным материалом, сравнительной таблицей.

Закрепление изученного материала разбито на 2 блока, это работа в рабочей тетради, написание эссе.

В конце урока выставлены оценки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Природа и люди Древней Индии (конспект - урока)
Рабство в Древней Греции (конспект урока в 5 классе)
Древний Египет. Конспект урока, 5 класс

Древний Египет (урок-путешествие в прошлое. 5 класс) .

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме.


Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются: презентация по теме урока (Приложение 1), форма индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре.


Боги Древнего Египта (конспект урока)

Изучение религиозных верований древних египтян, воспитание у детей интереса к истории Древнего Египта.

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Невий, в пьесах которого было много выпадов против римской знати, первым из римских литераторов пострадал за свои сочинения: его подвергли суду и изгнали из Италии. Энний – современник Плавта – написал историю Рима в стихах, положив начало искусству стихосложения на латыни.

Статуя Цезаря в Риме

Последнее столетие существования республики и первый век империи стали временем расцвета римской литературы. Сказалось и то влияние, которое оказывала греческая литература, и высокий уровень образования, характерный для Рима, и долгий предшествующий период развития латыни.

Римская поэзия вступила в пору своего расцвета в I в. до н.э. Первым из плеяды великих стихотворцев был Катулл. Известность у римлян он заслужил язвительными эпиграммами (короткими стихами злободневного содержания) в адрес Цезаря. Однако истинную славу Катуллу принесли лирические стихи, полные глубоких чувств.


Жан-Жозеф Тейясон. Вергилий читает Энеиду Августу и Октавии. 1787

Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе

Особым жанром латинской литературы было ораторское искусство. Владение словом было необходимо всякому римскому политику, а о силе их воздействия на слушателей свидетельствует множество фактов. Своими речами Катон добился гибели Карфагена, а Цицерон не раз разрушал замыслы своих врагов. Цицерон не просто был талантливым оратором, ему принадлежала заслуга создания литературной латыни и масса теоретических работ об ораторском искусстве.

Читайте также: