Литература 18 века конспект урока

Обновлено: 09.07.2024

XVIII век ‒ время необычайного рассвета русской культуры, науки и литературы. Эпоха просвещения, реформы Петра I, взаимодействие с наукой и культурой зарубежных стран выдвинули русскую культуру на новый уровень. Начинает свое развитиерусская национальная литература и русский литературный язык.

В начале 18 века русская литература переживала кардинальные изменения. Засилье церковной литературы постепенно и намеренно сменялось литературой светской. В этот период писатели, стихотворцы стали обращаться к теме личности, ее важности.

Огромную роль в это время сыграло творчество Феофана Прокоповича. Его трактаты и стихи были направлены на привлечение внимания к науке, искусствам. По его мнению, литература должна носить воспитательный характер для всех людей.

В 18 веке в русской литературе формируется первое самостоятельное направление ‒ классицизм.

Для классицизма характерно строгое соблюдение канонов и правил во всем ‒ в жанрах, сюжетах, образах, речи.

Герой произведений классицистов ставит прежде всего долг, а чувства ему приходится подавлять и разрушать в себе ‒ долг важнее чувства. Герой не развивается, он статичен, отсюда строгое деление героев на положительных и отрицательных.

Кроме того, классицисты пропагандировали идеи патриотизма, просвещения, гражданского долга.

Огромная роль в развитии русского стихосложения и русского классицизма принадлежат В. К. Тредиаковскому, М. В. Ломоносову, Г. Р. Державину, А. П. Сумарокову и А. Кантемиру.

К концу 18 века оформляется другое литературное направление ‒ сентиментализм. Для него характерно углубление во внутренний мир героя, главное ‒ его эмоции и чувства, психология.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая: вместе с учащимися вспомнить из курса истории социально-политическую обстановку, которая определила судьбы писателей XVIII века и нашла отражение в их произведениях; дать понятие классицизма, отметить гражданский пафос русского классицизма.

Развивающая: развивать логическое мышление, память, слух

Воспитывающая: воспитывать любовь к литературе

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации урока: лекция, семинарское занятие

1Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке

2Психологически подготовить учащихся к общению

Постановка целей урока:

На сегодняшнем уроке мы посмотрим, какие изменения и преобразования принес с собой 18 век, как эти преобразования отразились на литературе.
Также мы познакомимся с литературным течением “классицизм” (одно из
главных течений русской литературы 18 века)

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра

Изучение нового материал

1. Вступительное слово учителя.

Как же происходило становление русской государственности в XVIII в.? Как этот процесс связан с деятельностью Петра I?

Велики были завоевания этого времени в области науки, просвещения, искусства и литературы, поставившие Россию в конце XVIII в. вровень с европейскими государствами:

1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев);

3) в 1757 г. основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже – в Москве.

Но эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые противоречия. В XVIII в., особенно при Екатерине II, было полностью завершено закрепощение крестьян и подтверждено право помещиков на продажу крестьян с публичного торга. Тяжелое положение крепостных неоднократно приводило к крестьянским волнениям и мятежам (восстание под предводительством Емельяна Пугачева в 1773–1775 гг.).

Дворянство же получило в XVIII в. особые права и привилегии. Получает широкое распространение французская культура – моды, манеры, язык. В Россию из Франции потянулись искатели легкого заработка. Бывшие в своем отечестве лакеями, кучерами, парикмахерами, эти необразованные люди становятся воспитателями дворянских сынков и дочек, для которых Париж был центром мира.

Вывод. Русская литература XVIII в. восприняла опыт европейской литературы, но сохранила и лучшие традиции Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.

Какой ни взять сюжет, высокий иль забавный,

Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной,

Напрасно кажется, что с ним в войне она:

Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.

Коль тщательно искать, то вскоре острый разум

Привыкнет находить ее легко и разом;

Рассудка здравого покорствуя ярму,

Оправу ценную дает она ему.

В классицистических произведениях герои, как правило, строго делились на положительных и отрицательных:

Герою своему искусно сохраните

Черты характера среди любых событий.

Но строгой логики от вас в театре ждут;

В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.

Вы новое лицо ведете на подмостки?

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

Пусть остается он всегда самим собой.

Амплуа – стереотипы характера, которые переходят из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии – это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник), резонер (герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего), субретка – веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.

В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует. Для этого направления был характерен принцип трех единств, вытекающий из требования подражания природе (это основной лозунг классицизма):

единство времени: действие развивается не более суток;

единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое;

единство действия: одна сюжетная линия, ограниченное количество действующих лиц (5–10), все действующие лица должны быть связаны сюжетом.

Нам забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет;

Лишь в этом случае оно нас увлечет.

Требования к композиции: 4 акта; в третьем – кульминация, в четвертом – развязка.

Особенности композиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется монологами основных персонажей.

В классицизме существовало очень четкое деление на высокие и низкие жанры.

Жанры классицизма

Трагедия, эпопея, ода

Комедия, сатира, басня

Описывали жизнь обычных людей, высмеивали людские пороки. Допускали использование прозы или разностопных стихов, введение бытовых деталей, разговорного стиля речи.



(Здание Сената в Кремле, архитектор Матвей Федорович Казаков.)
Этот век дал России столько великих людей, что даже перечислить их всех невозможно. Культура России этого времени преуспела во многом: в литературе и скульптуре, архитектуре и живописи. Многие имена поэтов, писателей, скульпторов и архитекторов появились и стали известными именно в XVIII веке. С некоторыми из выдающихся людей мы познакомимся сегодня на уроке.
IV. Изучение нового материала
Работа в тетради



(Екатерина II на прогулке в Царскосельском селе)
Дмитрий Григорьевич Левицкий (портрет Агафьи Дмитриевны Левицкой, портрет Екатерины Романовны Дашковой, портрет Прасковьи Артемьевны Воронцовой в детстве, портрет вице – канцлера князя Александра Михайловича Голицина).



(Портрет Агафьи Дмитриевны Левицкой)
Иван Петрович Аргунов (Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, портрет императрицы Елизаветы Петровны).



(Портрет императрицы Елизаветы Петровны).
1. Как называются такие картины? (Портреты).
2. Люди, каких сословий изображены на портретах? (Привилегированных).
3. Опишите фон обстановки. (Реальный).
4. Как изображались детали одежды? (Точно).
Художники стремились не только показать каждую деталь одежды: украшения, ленты, ордена и медали, но и отразить внутренний мир человека, его мысли, настроение.
В искусстве XVIII века – семья Аргуновых занимает особое место. Аргуновы несмотря на то, что были крепостными графов Шереметевых, внесли большой вклад в развитие русской культуры. Династия художников начинается с Ивана Аргунова. Его сын Николай Иванович Аргунов продолжил дело отца. Граф Шереметев помог ему получить художественное образование. Художник уже в 17 – 18 лет работал на хорошем профессиональном уровне. Первые работы показали его талант и собственный взгляд на живопись. Лишь у немногих живописцев в то время в жанре портрета, можно найти такое разнообразие психологических характеристик. Аргунов изображал на портретах и крепостных крестьян.
Записываем в таблицу:
Литература – Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин.
Живопись - В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий, И.П. Аргунов.
Скульптура
Архитектура
XVIII столетие — период высокого подъема скульптуры.
Как и в живописи, расцветает жанр портрета. Высшие достижения связаны с творчеством скульптора-портретиста Федота Ивановича Шубина. Его биография чем - то сходна с Ломоносовым. Шубин был выходцем из простой рыбацкой семьи. В детские годы занимался профессионально резьбой по кости и дереву. Ломоносов помог устроиться учиться в Академию художеств. После окончания обучения Шубин побывал за границей, где познакомился с работами иностранных мастеров – скульпторов.
По возвращению на родину он выполнил десятки заказов на создание скульптурных портретов знаменитостей своего времени. Его работы были украшением многих дворянских усадьб и дворцов (мраморная статуя Екатерины II, портрет князя А.М. Голицына, портрет М.В. Ломоносова, портрет императора Павла I).




Записываем в таблицу:
Литература – Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин
Живопись - И.П. Аргунов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский
Скульптура – Ф.И. Шубин, Э. М. Фальконе
Архитектура
В XVIII веке шло стремительно каменное строительство. Императоры возводили дворцы, дворяне усадьбы. Общественные здания строились в Петербурге и Москве.
В Петербурге работал известный архитектор Бартоломео Растрелли. Итальянец по происхождению, в своём творчестве выразил русскую культуру XVIII века наиболее полно и ярко. Он уделял огромное значение декору своих построек. Отец его был тоже скульптором. Они приехали в Петербург, когда Бартоломео исполнилось 16 лет. Все свое творчество он посвятил строительству любимого города. Русское искусство обязано ему блестящим расцветом дворцовых ансамблей. Растрелли превратил Петербург из города-порта в город дворцов. По его проектам были построены Зимний дворец, Екатерининский дворец, Большой дворец …


Урок 1. Обзор лите ратуры 18 век а. Классицизм и сентиментализм.

Цели : 1) дать общий обзо р литературы 18 века; позн акомить с литера турным и

направлениями , сложившимися в 1 8 веке, с их ос обенностями в Росси и; научи ть разбираться в

2)обогащать словар ный запас, пополни ть новыми терм инами, учить выд елять

главное, сопоставл ять зада чи писателей двух на правлений, н аходить общ ее и различия.

3)приобщать к русской культуре ; на примерах о тношен ия писателей к Родине

развивать чувство ответственнос ти за свою стра ну, честность, порядочнос ть.

- Чем интересен с историч еской точки зрен ия 18 век?

- На чем базируетс я литература 18 ве ка, какие традиции она уж е имела? ( от древн ерусской

- На что опирались п исатели 1 8 века, на какие чело веческие качества делали акцент в св оих

Вывод: литерат ура 18 века обращ ает свое внимани е на поступки ярких истор ических персон,

влиявших на суд ьбы стра н, писатели указывают на их положи тельные качест ва. Авторы не бы ли в

стороне от событ ий, пыта лись указать пути развити я страны, как де йствовать на благо Отечес тва,

какими быть. Ли тература имеет граж данственн ую направленн ость.

Рассмотрим, как это отразил ось в литературе классицизм а.

Литературное на правление - сложившая ся система взглядов на ро ль, задачи , особенности

Возник в Европе в 17 веке, впервы е во Франц ии, во времена короля Людов ика 14 .

Представители классициз ма ставили св оей задачей созда ть гармон ою в произведени и. Если в

жизни гармонии н ет, знач ит, она должна бы ть в произв едении.

1. Показать жизнь такой, како й она должна быть согласно раз уму (а не так ой, какая она есть).

2. Герой обычно в оплощает какую - то опред еленную ч ерту характера (п оложите льную или

3. Идеалом являетс я челове к долга, принося щий пользу обществу, патри от, граж данин.

6. Стройность ком позиции ( 1 сюже т, нет разны х сюжетных лини й).

7. Правило трех ед инств: времени, места и дей ствия, т.е. одно действи е должно проис ходить

в одном месте в одно вре мя. Не должно быть героев, к оторые не играю т на сцене.

8. Внимание к про изведениям ант ичности, ко торые использовались в качестве образц ов.

9. Строгость в жанр овом делении ( вы сокие жанры - тр агедия, ода, п оэма;

10.Рационализм (требование с оразмерности частей произв едения, гарм онии).

Литература: Моль ер (Франция), С умароков, Кан темир, Тредиак овский, Фонв изин, Княжн ин,

Живопись: Леви цкий, Рокотов, Л осенко (пар адные портр еты).

Вывод: особеннос тями русског о классицизма являю тся: а) гражданств енность,

- Подумайте и приведите пример ы из русск ой литературы.

- Что нового пр ивнес сент иментализм? Рассмотрим и ответим на это т вопрос.

Сентиментализм ( от фр. Sentiment)- чув ство. Сентиментал изм против оположен класси цизму, где

на первом плане выс тупа л разум, а не чувс тва. Задача писателей - сентимент алистов – заставить

читателя соп ереживать, сочув ствовать гер оям, вызвать слезы умиления.

Сентиментализм - направление в искусстве, возникло в 18 веке. В Англии эт о писатель Лор енс

В России сентимен тализм появился в 60 - 70 гг. 18 века.

2. Идеал - добродетельны й герой с б огатым духовным миром, ум еющий сочув ствовать

3. Интерес к жизни простых людей, идеал изация этой жизни.

4. Особо внимание к природ е. Восхищение ею (пейзаж иллюс трирует чувс тва героя, челов ек

5. Духовное равенс тво всех люд ей, независим о от их социальн ого положени я.

6. Речь не являетс я средством хара ктеристики героев (как и в классицизме), все гов орят на

7. Важное место в пр оизвед ении занимает личность автора, к оторый делитс я с читателем

своими чувствами, мыслями (пове ствование от первого лица).

8. Жанры: эпист олярный роман (пи сьма, дневник и, путевые зам етки), повесть, элегия,

Литература: Гете , Ричардсон (Ан гл.), Карамзин, ранний Жу ковский, Ради щев.

Читайте также: