Корман изучение текста художественного произведения конспект кратко
Обновлено: 25.07.2024
Корман, Борис Ошерович.
Изучение текста художественного произведения [Текст] : Для студентов-заочников III-IV курсов фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов / Гл. упр. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М-ва просвещения РСФСР. Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - Москва : Просвещение, 1972-. - 20 см.
Место изд. части вып.: Ижевск
RuMoRGB
Загл. ч. 2: Образцы изучения текста художественного произведения в трудах советских литературоведов
RuMoRGB
Подзаг. части вып. не указан
RuMoRGB
Надзаг. части вып.: М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Удм. гос. ун-т им. 50-летия СССР
RuMoRGB
Художественные произведения - Анализ - Пособия для заочников
Русская литература, 19 в. - Пособия для заочников
Marc21
Описание
Состав
Изучение текста художественного произведения [Текст] : Для студентов-заочников III-IV курсов фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов / Гл. упр. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М-ва просвещения РСФСР. Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - Москва : Просвещение, 1972-. - 20 см.
[Ч. 1]. - 1972. - 110 с. ещё
Хранение: FB Б 72-47/199;
Хранение: FB Б 72-47/201;
Хранение: OMF Ф 1-80/15442;
Корман, Борис Ошерович.
Изучение текста художественного произведения [Текст] : Для студентов-заочников III-IV курсов фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов / Гл. упр. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М-ва просвещения РСФСР. Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - Москва : Просвещение, 1972-. - 20 см.
[Ч. 2], вып. 1: Эпическое произведение. - 1974. - 125 с. ещё
Хранение: FB Б 72-47/199;
Хранение: FB Б 72-47/201;
Хранение: OMF Ф 1-80/15443;
"В литературно-художественном произведении следует различать объект речи и субъект речи.
Под объектом речи мы будем понимать все то, что изображается, и все, о чем рассказывается под субъектом речи - того, кто изображает и описывает".
"В чем же обнаруживается носитель речи? Прежде всего в физической точке зрения, то есть в том положении, которое занимает носитель речи в пространстве" (с. 20).
Материал лекций:
Взаимодействие м/у речевыми зонами осуществляется путем субъективации – смещения точки зрения из авторской сферы в сферу персонажа. Пути субъективации:
- включить в прямую речь;
- использование чужого слова;
- несобственно-прямая речь – отрывок повествовательного текста, передающий слова, мысли, чувства одного из персонажей, причем эта передача не маркируется ни графическими знаками, ни вводными словами.
4.Субъектная организация художественного текста: понятия нарратологии, типы автора, читателя. Нарратология – отрасль литературоведения, теория повествования. Интересуется не изображенными событиями, а описывающий эти события субъект и сам акт описания. Аналог в отечественном литературоведении – теория повествования.
Нарратор и повествователь, рассказчик в западной литвед. традиции – синонимы, в отечественной – различаются.
Признаки нарративности текста:
Традиционный ответ: в нарративном тексте функционирует посредник между автором и повествуемым миром (драма не нарративна)
Изображаемый мир включает в себя мир, о котором повествуется (субъект рассказывания – нарратора, адресата, само повествование).
Автор конкретный – реальная историческая личность, создатель произведения, существующий отдельно от него.
Читатель конкретный – субъект, существующий вне произведения. Реальный реципиент. Несмотря на то, что конкретный автор и читатель находятся вне текста, на каком-то уровне они в тексте все же представлены. Ненамеренное самовыражение.
Схема взаимодействия м/у автором и реципиентом:
А конкр. --- Текст ---- Ч конкр
А абстр Ч асбтр
- отличие от Виноградова: автор выражен не стилистически. Делает акцент на сознании;
- отличие от Бахтина: не философский аспект, а поэтика.
Заметим сразу же, что герой литературного произведения может выступать, с одной стороны, как субъект речи и субъект сознания, однако, помимо этого, герой всегда является объектом изображения в литературном произведении.
Б. О. Корман разграничивает такие понятия, как субъект речи и субъект сознания.
Субъект речи – тот, чья речь передаётся в данном отрывке текста.
Субъект речи и субъект сознания могут совпадать, а могут и не совпадать.
Примеры.
Субъекты речи, по Б. О. Корману, бывают двух типов: первичный субъект речи и вторичный субъект речи.
В данном случае первичным субъектом речи будет являться рассказчик (слова, принадлежащие первичному субъекту речи, обозначены цифрой 1), вторичным субъектом речи – смотритель (слова, принадлежащие вторичному субъекту речи, обозначены цифрой 2 – между ним и автором есть субъект-посредник – рассказчик, именно им вводится речь героя).
Медлительнее снежный улей,
Прозрачнее окна хрусталь,
И бирюзовая вуаль
Небрежно брошена на стуле.
Ткань, опьянённая собой,
Изнеженная лаской света,
Она испытывает лето,
Как бы не тронута зимой.
И если в ледяных алмазах
Струится вечности мороз, -
Здесь – трепетание стрекоз,
Поставим себе задачу посмотреть, как меняется точка зрения субъекта сознания (переживания) на объекты окружающего мира.
Характер точки зрения определяется таким понятием, как дистанция (между субъектом сознания и объектом сознания). В зависимости от того, какая дистанция между субъектом сознания и объектом сознания, выделяются две разновидности точек зрения: прямо-оценочная и косвенно-оценочная.
В данном случае перед нами пример прямо-оценочной точки зрения, поскольку ценностная реакция рассказчика, его точка зрения на жизнь старосветских помещиков лежит на поверхности текста и легко выявляется читателем при непосредственном восприятии текста.
Временная точка зрения – соотношение времени субъекта сознания и времени объекта сознания.
Заметим сразу же, что герой литературного произведения может выступать, с одной стороны, как субъект речи и субъект сознания, однако, помимо этого, герой всегда является объектом изображения в литературном произведении.
Б. О. Корман разграничивает такие понятия, как субъект речи и субъект сознания.
Субъект речи – тот, чья речь передаётся в данном отрывке текста.
Субъект речи и субъект сознания могут совпадать, а могут и не совпадать.
Примеры.
Субъекты речи, по Б. О. Корману, бывают двух типов: первичный субъект речи и вторичный субъект речи.
В данном случае первичным субъектом речи будет являться рассказчик (слова, принадлежащие первичному субъекту речи, обозначены цифрой 1), вторичным субъектом речи – смотритель (слова, принадлежащие вторичному субъекту речи, обозначены цифрой 2 – между ним и автором есть субъект-посредник – рассказчик, именно им вводится речь героя).
Медлительнее снежный улей,
Прозрачнее окна хрусталь,
И бирюзовая вуаль
Небрежно брошена на стуле.
Ткань, опьянённая собой,
Изнеженная лаской света,
Она испытывает лето,
Как бы не тронута зимой.
И если в ледяных алмазах
Струится вечности мороз, -
Здесь – трепетание стрекоз,
Поставим себе задачу посмотреть, как меняется точка зрения субъекта сознания (переживания) на объекты окружающего мира.
Характер точки зрения определяется таким понятием, как дистанция (между субъектом сознания и объектом сознания). В зависимости от того, какая дистанция между субъектом сознания и объектом сознания, выделяются две разновидности точек зрения: прямо-оценочная и косвенно-оценочная.
В данном случае перед нами пример прямо-оценочной точки зрения, поскольку ценностная реакция рассказчика, его точка зрения на жизнь старосветских помещиков лежит на поверхности текста и легко выявляется читателем при непосредственном восприятии текста.
Временная точка зрения – соотношение времени субъекта сознания и времени объекта сознания.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Смотри также
Андреев А.Н. Целостный анализ литературного произведения
Учебное пособие для студентов вузов. — Минск : Научно-методический центр Электронная книга БГУ, 2003. — 144 с. Автор - профессор Анатолий Андреев - литературовед, писатель, преподаватель филологического факультета БГУ и просто интересный человек. В учебном пособии рассматриваются важнейшие свойства художественных произведений. Отличительной особенностью пособия является его.
- 2,37 МБ
- дата добавления неизвестна
- изменен 02.02.2021 04:07
Корман Б.О. Избранные труды по истории и теории литературы
- 160,74 КБ
- добавлен 09.02.2012 19:49
- изменен 09.02.2012 21:24
Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения
Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1972. – 113 с. Анализ текста художественного произведения представляет не малые трудности и для студента-филолога, и для учителя русского языка и литературы; дать к произведению комментарий — исторический, бытовой, даже лингвистический — гораздо легче. Оставшись же с текстом один на один и стремясь изучить его идейно-художественную.
- 2,86 МБ
- дата добавления неизвестна
- изменен 31.01.2011 08:35
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика
Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 334 с. — (Классический учебник). — ISBN 5-7567-0230-Х. Предлагаемая книга - переиздание известного учебника, вышедшего последний раз в 1931 г. По мнению специалистов, данный учебник до сих пор остается одним из лучших руководств по теоретической поэтике. Предназначается для студентов и преподавателей русской литературы гуманитарных вузов. Н.Д.
- 5,98 МБ
- добавлен 25.06.2013 13:10
- изменен 30.06.2019 01:39
Тюпа В.И. Анализ художественного текста
- 16,25 МБ
- добавлен 30.12.2011 01:08
- изменен 10.03.2021 04:24
Чернец Л.В. (ред.) Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины
Учебное пособие. — М.: Высшая школа; Академия, 1999. — 556 с. В книге рассматриваются важнейшие понятия, используемые в отечественном литературоведении при анализе литературного произведения; освещаются вопросы его генезиса и функционирования. Это учебное пособие в словарной форме, раскрывающее, в соответствии с требованиями университетской программы, содержание центрального.
Читайте также: