Корман изучение текста художественного произведения конспект кратко

Обновлено: 25.07.2024

Корман, Борис Ошерович.
Изучение текста художественного произведения [Текст] : Для студентов-заочников III-IV курсов фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов / Гл. упр. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М-ва просвещения РСФСР. Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - Москва : Просвещение, 1972-. - 20 см.

Место изд. части вып.: Ижевск
RuMoRGB
Загл. ч. 2: Образцы изучения текста художественного произведения в трудах советских литературоведов
RuMoRGB
Подзаг. части вып. не указан
RuMoRGB
Надзаг. части вып.: М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Удм. гос. ун-т им. 50-летия СССР
RuMoRGB
Художественные произведения - Анализ - Пособия для заочников
Русская литература, 19 в. - Пособия для заочников

Marc21

Описание

Состав

Изучение текста художественного произведения [Текст] : Для студентов-заочников III-IV курсов фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов / Гл. упр. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М-ва просвещения РСФСР. Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - Москва : Просвещение, 1972-. - 20 см.
[Ч. 1]. - 1972. - 110 с. ещё
Хранение: FB Б 72-47/199;
Хранение: FB Б 72-47/201;
Хранение: OMF Ф 1-80/15442;

Корман, Борис Ошерович.

Изучение текста художественного произведения [Текст] : Для студентов-заочников III-IV курсов фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов / Гл. упр. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М-ва просвещения РСФСР. Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - Москва : Просвещение, 1972-. - 20 см.
[Ч. 2], вып. 1: Эпическое произведение. - 1974. - 125 с. ещё
Хранение: FB Б 72-47/199;
Хранение: FB Б 72-47/201;
Хранение: OMF Ф 1-80/15443;

"В литературно-художественном произведении следует различать объект речи и субъект речи.

Под объектом речи мы будем понимать все то, что изображается, и все, о чем рассказывается под субъектом речи - того, кто изображает и описывает".

"В чем же обнаруживается носитель речи? Прежде всего в физической точке зрения, то есть в том положении, которое занимает носитель речи в пространстве" (с. 20).

Материал лекций:

Взаимодействие м/у речевыми зонами осуществляется путем субъективации – смещения точки зрения из авторской сферы в сферу персонажа. Пути субъективации:

- включить в прямую речь;

- использование чужого слова;

- несобственно-прямая речь – отрывок повествовательного текста, передающий слова, мысли, чувства одного из персонажей, причем эта передача не маркируется ни графическими знаками, ни вводными словами.

4.Субъектная организация художественного текста: понятия нарратологии, типы автора, читателя. Нарратология – отрасль литературоведения, теория повествования. Интересуется не изображенными событиями, а описывающий эти события субъект и сам акт описания. Аналог в отечественном литературоведении – теория повествования.

Нарратор и повествователь, рассказчик в западной литвед. традиции – синонимы, в отечественной – различаются.

Признаки нарративности текста:

Традиционный ответ: в нарративном тексте функционирует посредник между автором и повествуемым миром (драма не нарративна)

Изображаемый мир включает в себя мир, о котором повествуется (субъект рассказывания – нарратора, адресата, само повествование).

Автор конкретный – реальная историческая личность, создатель произведения, существующий отдельно от него.

Читатель конкретный – субъект, существующий вне произведения. Реальный реципиент. Несмотря на то, что конкретный автор и читатель находятся вне текста, на каком-то уровне они в тексте все же представлены. Ненамеренное самовыражение.

Схема взаимодействия м/у автором и реципиентом:

А конкр. --- Текст ---- Ч конкр

А абстр Ч асбтр

- отличие от Виноградова: автор выражен не стилистически. Делает акцент на сознании;

- отличие от Бахтина: не философский аспект, а поэтика.

Заметим сразу же, что герой литературного произведения может выступать, с одной стороны, как субъект речи и субъект сознания, однако, помимо этого, герой всегда является объектом изображения в литературном произведении.

Б. О. Корман разграничивает такие понятия, как субъект речи и субъект сознания.

Субъект речи – тот, чья речь передаётся в данном отрывке текста.

Субъект речи и субъект сознания могут совпадать, а могут и не совпадать.

Примеры.

Субъекты речи, по Б. О. Корману, бывают двух типов: первичный субъект речи и вторичный субъект речи.

В данном случае первичным субъектом речи будет являться рассказчик (слова, принадлежащие первичному субъекту речи, обозначены цифрой 1), вторичным субъектом речи – смотритель (слова, принадлежащие вторичному субъекту речи, обозначены цифрой 2 – между ним и автором есть субъект-посредник – рассказчик, именно им вводится речь героя).

Медлительнее снежный улей,

Прозрачнее окна хрусталь,

И бирюзовая вуаль

Небрежно брошена на стуле.

Ткань, опьянённая собой,

Изнеженная лаской света,

Она испытывает лето,

Как бы не тронута зимой.

И если в ледяных алмазах

Струится вечности мороз, -

Здесь – трепетание стрекоз,

Поставим себе задачу посмотреть, как меняется точка зрения субъекта сознания (переживания) на объекты окружающего мира.

Характер точки зрения определяется таким понятием, как дистанция (между субъектом сознания и объектом сознания). В зависимости от того, какая дистанция между субъектом сознания и объектом сознания, выделяются две разновидности точек зрения: прямо-оценочная и косвенно-оценочная.

В данном случае перед нами пример прямо-оценочной точки зрения, поскольку ценностная реакция рассказчика, его точка зрения на жизнь старосветских помещиков лежит на поверхности текста и легко выявляется читателем при непосредственном восприятии текста.

Временная точка зрения – соотношение времени субъекта сознания и времени объекта сознания.

Заметим сразу же, что герой литературного произведения может выступать, с одной стороны, как субъект речи и субъект сознания, однако, помимо этого, герой всегда является объектом изображения в литературном произведении.

Б. О. Корман разграничивает такие понятия, как субъект речи и субъект сознания.

Субъект речи – тот, чья речь передаётся в данном отрывке текста.

Субъект речи и субъект сознания могут совпадать, а могут и не совпадать.

Примеры.

Субъекты речи, по Б. О. Корману, бывают двух типов: первичный субъект речи и вторичный субъект речи.

В данном случае первичным субъектом речи будет являться рассказчик (слова, принадлежащие первичному субъекту речи, обозначены цифрой 1), вторичным субъектом речи – смотритель (слова, принадлежащие вторичному субъекту речи, обозначены цифрой 2 – между ним и автором есть субъект-посредник – рассказчик, именно им вводится речь героя).

Медлительнее снежный улей,

Прозрачнее окна хрусталь,

И бирюзовая вуаль

Небрежно брошена на стуле.

Ткань, опьянённая собой,

Изнеженная лаской света,

Она испытывает лето,

Как бы не тронута зимой.

И если в ледяных алмазах

Струится вечности мороз, -

Здесь – трепетание стрекоз,

Поставим себе задачу посмотреть, как меняется точка зрения субъекта сознания (переживания) на объекты окружающего мира.

Характер точки зрения определяется таким понятием, как дистанция (между субъектом сознания и объектом сознания). В зависимости от того, какая дистанция между субъектом сознания и объектом сознания, выделяются две разновидности точек зрения: прямо-оценочная и косвенно-оценочная.

В данном случае перед нами пример прямо-оценочной точки зрения, поскольку ценностная реакция рассказчика, его точка зрения на жизнь старосветских помещиков лежит на поверхности текста и легко выявляется читателем при непосредственном восприятии текста.

Временная точка зрения – соотношение времени субъекта сознания и времени объекта сознания.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения

Смотри также

Андреев А.Н. Целостный анализ литературного произведения

Учебное пособие для студентов вузов. — Минск : Научно-методический центр Электронная книга БГУ, 2003. — 144 с. Автор - профессор Анатолий Андреев - литературовед, писатель, преподаватель филологического факультета БГУ и просто интересный человек. В учебном пособии рассматриваются важнейшие свойства художественных произведений. Отличительной особенностью пособия является его.

  • 2,37 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 02.02.2021 04:07

Корман Б.О. Избранные труды по истории и теории литературы

  • 160,74 КБ
  • добавлен 09.02.2012 19:49
  • изменен 09.02.2012 21:24

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения

Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1972. – 113 с. Анализ текста художественного произведения представляет не ­малые трудности и для студента-филолога, и для учителя русского языка и литературы; дать к произведению комментарий — исторический, бытовой, даже лингвистический — гораздо легче. Оставшись же с текстом один на один и стремясь изучить его идейно-художест­венную.

  • 2,86 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 31.01.2011 08:35

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика

Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 334 с. — (Классический учебник). — ISBN 5-7567-0230-Х. Предлагаемая книга - переиздание известного учебника, вышедшего последний раз в 1931 г. По мнению специалистов, данный учебник до сих пор остается одним из лучших руководств по теоретической поэтике. Предназначается для студентов и преподавателей русской литературы гуманитарных вузов. Н.Д.

  • 5,98 МБ
  • добавлен 25.06.2013 13:10
  • изменен 30.06.2019 01:39

Тюпа В.И. Анализ художественного текста

  • 16,25 МБ
  • добавлен 30.12.2011 01:08
  • изменен 10.03.2021 04:24

Чернец Л.В. (ред.) Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины

Учебное пособие. — М.: Высшая школа; Академия, 1999. — 556 с. В книге рассматриваются важнейшие понятия, используемые в отечественном литературоведении при анализе литературного произведения; освещаются вопросы его генезиса и функционирования. Это учебное пособие в словарной форме, раскрывающее, в соответствии с требованиями университетской программы, содержание центрального.

Читайте также: